Картотека в банке

Картотека к внебалансовому счету 90901 «Расчетные документы,ожидающие акцепта для оплаты»

Расчеты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги могут производиться клиентами платежными требованиями с предварительным акцептом.

Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору.

При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней.

При оформлении платежного требования кредитор (получатель средств) по основному договору в поле «Срок для акцепта» указывает количество дней, установленных договором для акцепта платежного требования. При отсутствии такого указания сроком для акцепта считаются пять рабочих дней.

При поступлении в кредитную организацию платежных требований ответственный исполнитель на всех экземплярах принятых платежных требований в поле «Срок платежа» проставляет дату, при наступлении которой истекает срок акцепта платежного требования. День поступления в кредитную организацию платежного требования в расчет указанной даты не принимается.

Последний экземпляр платежного требования используется в качестве извещения для акцепта и передается плательщику в тот же день, если документы поступили в операционное время, либо не позже следующего рабочего дня при поступлении документов по истечении операционного времени.

Платежные требования помещаются в картотеку к внебалансовому счету 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» до получения акцепта плательщика либо отказа от акцепта (полного или частичного), либо истечения срока акцепта.

Ответственный исполнитель кредитной организации ведет штафель по срокам акцепта по форме, предусмотренной кредитной организацией, к которому прилагаются неоплаченные платежные документы, помещенные в картотеку к внебалансовому счету 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты».

Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в основном договоре, в том числе в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора и указанием мотивов отказа. Плательщик может предоставить кредитной организации в договоре банковского счета право оплачивать платежные требования, предъявленные к его счету любыми и указанными плательщиком кредиторами при неполучении от плательщика документа об акцепте или отказе от акцепта платежного требования в течение срока, установленного для акцепта.

Отказ (частичный отказ) плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта по форме 0401004, составляемым в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика.

Ответственный исполнитель кредитной организации, на которого возложен прием заявлений об отказе от акцепта платежных требований, проверяет правильность и полноту оформления клиентом заявления об отказе от акцепта, наличие основания для отказа, ссылку на номер, дату, пункт договора, в котором это основание предусмотрено, а также соответствие номера и даты договора номеру и дате договора, указанным в платежном требовании, и заверяет все экземпляры заявления об отказе от акцепта своей подписью и оттиском штампа кредитной организации с указанием даты. Последний экземпляр заявления возвращается клиенту в качестве расписки о приеме заявления.

При полном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки к внебалансовому счету 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» и не позднее следующего рабочего дня подлежит возврату в банк-эмитент вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возврата получателю средств.

Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта с копией платежного требования и мемориальным ордером помещается в документы дня в качестве основания возврата расчетного документа без оплаты и списания с внебалансового счета 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты».

При частичном отказе от акцепта платежное требование не позднее следующего рабочего дня после дня принятия заявления о частичном отказе изымается из картотеки к внебалансовому счету 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» и оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком. При этом сумма, обозначенная цифрами, обводится и рядом с ней выводится новая сумма, подлежащая оплате. Произведенная запись заверяется подписью ответственного исполнителя кредитной организации. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта и первый экземпляр платежного требования помещаются в документы дня в качестве основания списания денежных средств со счета клиента, второй экземпляр заявления направляется не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления об отказе от акцепта, в банк-эмитент для передачи получателю средств.

При неполучении в установленный срок от клиента заявления об акцепте, отказе от акцепта, а также при отсутствии в договоре банковского счета, заключенном с клиентом, условия об оплате платежных требований, предъявленных к его счету любыми или конкретными кредиторами, платежное требование на следующий рабочий день после истечения срока акцепта списывается мемориальным ордером с внебалансового счета 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» и возвращается в банк-эмитент с указанием на оборотной стороне первого экземпляра платежного требования причины возврата: «Не получено согласие на акцепт».

Бухгалтерский учет картотеки платежных документов, ожидающих акцепта для оплаты, ведется на внебалансовом счете 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» в разрезе лицевых счетов, открываемых по сроку акцепта.

Помещение платежного документа в картотеку оформляется бухгалтерской проводкой:

Дт 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты»

Кт 99999 — на сумму платежного требования;

списание платежного требования из картотеки вследствие оплаты, частичной оплаты, отказа от акцепта:

Дт 99999

Кт 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты»;

списание платежного требования из картотеки в случае акцепта при недостаточности денежных средств на счете клиента:

Дт 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок»

Кт 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты».

При наступлении срока платежа отдельный лицевой счет 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты», соответствующий данному сроку акцепта, должен обнулиться и подлежит закрытию.

Картотека — что это? какую очередность ставят на банковскую картотеку? Предположим, предприятие передает в банк платежное поручение, но в данный момент на расчетном счете у него недостаточно средств для его немедленного исполнения и банковский кредит не предоставляется.В таком случае банковский служащий проверяет правильность оформления платежного поручения и помещает его в картотеку.

Картотека в банке: что это?

  • Комментарий к Части 2 Гражданского кодекса РФ Статья 855
  • Что такое банковская картотека?
  • Банковская картотека
  • Картотека в банке очередность
  • Картотека — что это? Какую очередность ставят на банковскую картотеку?
  • Что подразумевают под картотекой расчетного счета
  • При поступлении денег на счет банк исполнит имеющиеся в картотеке исполнительные документы
  • Очередность платежей

Комментарий к Части 2 Гражданского кодекса РФ Статья 855 Очередность списания денежных средств со счета Комментарий к статье 855 1. Порядок списания денежных средств со счета клиента зависит от того, достаточно ли на счете денежных средств для удовлетворения поступающих требований.

ГК РФ при определении очередности платежей следует руководствоваться порядком, устанавливаемым федеральными законами о федеральном бюджете. Последний из них — Федеральный закон от 13.10.2010 N 357-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 357-ФЗ списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в первую и во вторую очереди. Таким образом, третья и четвертая очереди, указанные в ст.

855 ГК РФ, фактически сливаются в одну, пятая очередь становится четвертой, а шестая, соответственно, пятой.

  • у плательщика недостаточно денежных средств для их исполнения;
  • ожидается акцепт плательщика для исполнения;
  • ожидается проведение платежа без акцепта в установленных законодательством случаях.

Картотека в банке бывает двух видов: так называемая Картотека № 1 (внебалансовый счет банка № 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты») и Картотека № 2 (внебалансовый счет № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок»).
Картотека № 1 используется для расчетов, по которым требуется акцепт владельца счета либо разрешение на проведение операций в установленных законодательством РФ случаях.

При наличии на счете денежных средств их списание со счета производится в календарной очередности — в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание. Иной порядок списания денежных средств со счета может быть предусмотрен законом.Что такое банковская картотека? В первую из них входит документация, выполнением которой предполагается наличие специального разрешения.

Внимание

Второй вариант используется, если на счете клиента недостаточно денежных средств для немедленного выполнения платежного документа. Это является основной причиной попадания в картотеку банковской компании.

В дальнейшем выполнение соответствующего документа происходит параллельно с тем, как на клиентский счет поступают деньги. Банковская картотека В этом случае в «Условие оплаты» получатель средств проставляет «С акцептом».

Очередность списания платежей в картотеке банка

ИНКАССОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ (распоряжение)— распоряжение банку о списании со счета плательщика причитающихся с него платежей согласно прилагаемым документам, подлежащим оплате в бесспорном порядке (исполнительные листы судов, исполнительные надписи нотариусов, приказы государственного. и ведомственных арбитражей и т. д.). И. п. составляется в 2 экз. первый используется банком поставщика в качестве мемориального ордера при оплате документов, второй возвращается взыскателю в качестве уведомления о зачислении суммы платежа на его счет оплаченный исполнительный документ выдается плательщику.

Если плательщик обслуживается иногородним учреждением банка, И. п. пересылается через банк, обслуживающий взыскателя, в банк плательщика. Оплата И.
Если для покрытия всех платежей средств на расчетном счете недостаточно, у организации образуется просроченная задолженность и она теряет право свободно распоряжаться расчетным счетом. Тогда платежные документы Госбанк перемещает из картотеки 1, где документы хранятся до наступления срока оплаты, в картотеку 2 не оплаченных в срок платежных документов.

Инфо

Оплата этих документов производится по мере поступления средств на расчетный счет в порядке следующей очередности ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ СПИСАНИЕ СРЕДСТВ со счетов в Госбанке СССР применяется при бесспорных претензиях к расчетному или текущему счету плательщиков, а также в случае недостатка средств на его счете для единовремелного удовлетворения всех претензий. Бесспорное списание средств (см.) осуществляется по распоряжениям взыскателей.

Картотека в банке очередность Все остальные случаи должны быть указаны в договоре, заключаемом между владельцем счета и финансовым учреждением. Процедура по переводу этих обязательств в картотеку осуществляется следующим образом:

  1. Фиксирование (регистрация) расчетных документов сотрудником банка либо в электронном виде, либо посредством бумажного носителя.
  2. Отражение неисполненных платежей на соответствующих внебалансовых счетах.
  3. Передача клиенту уведомления, в котором присутствуют все сведения по поводу направления документа в очередь.
  4. Выплата по платежным документам после того, как на счете клиента появляется достаточная сумма для проведения операции.

Что касается очередности осуществления транзакций, то они производятся в соответствии с тем, какой документ был предъявлен для расчета первым.

Работа с документами картотеки № 1

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

В картотеку № 1 помещаются документы – платежные требования, выставленные клиентам банка и требующие предварительного акцепта со стороны владельца счета.

Акцепт — гарантия оплаты или согласие на оплату денежных, товарных или расчетных документов. Банк выполняет платежное требование кредитора клиента и снимает деньги со счета плательщика при его согласии (акцепте).

Безакцептные платежи — платежи организаций, предприятий, граждан, осуществляемые на основе платежных требований в бесспорном порядке, не требующие согласия плательщика на их оплату. К ним относятся судебные иски, налоговые платежи и ряд других платежей.

Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней.

При истечении этого срока неоплаченные документы списываются с картотеки.

При оформлении поступившего в банк требования, документ помещается без проводки на балансовых счетах в список документов картотеки № 1.

Но во внебалансе, для отражения этого требования, открывается аналитический счет 90901.

На этом счете и производится учет поступивших и ожидающих акцепта документов. Клиент банка, на сей счет выставлено требование, в обязательном порядке извещается о факте постановки его счета на картотеку № 1.

Проводки по первой картотеке в бухгалтерском учете коммерческого банка представляются корреспонденцией счетов в виде следующих условных примеров:

Пример 1

Постановка требования, выставленного клиенту банка на сумму 13 400 руб. на 1 картотеку

Дт 90901 Кт 99999 Сумма 13400,00 руб.

С документами, находящимися в картотеке № 1, могут быть выполнены следующие операции:

· Полная оплата требования;

· Частичная оплата требования;

· Отзыв требования, выставившим его предъявителем;

· Списание по истечению срока акцепта;

· Перенос из картотеки № 1 в картотеку № 2, в случае отсутствия средств на счете плательщика (при наличии акцепта, или при безакцептном платеже).

При этих операциях производятся следующие проводки.

Пример 2

Списание требования по истечению срока акцепта или при получении отказа клиента оплатить его

Дт 99999 Кт 90901 Сумма 13400,00 руб.

При получении согласия от клиента на частичную на оплату требования, в банке выполняются следующие проводки:

Пример 3

По получению частичного акцепта (согласия) от клиента (Пример 1 – выставлено требование на сумму 13 400 руб.), производится оплата требования только на сумму 10 000 руб.

Оплата требования с клиентского счета клиента – коммерческой организации в другой банк через корреспондентский счет (или счета ЛОРО — НОСТРО):

Дт 40702 Кт 30102 Сумма 10000,00 руб.

Гашение картотеки № 1 на суму частичного акцепта (оплаты)

Дт 99999 Кт 90901 Сумма 10000,00 руб.

Списание с картотеки № 1 остатка платежа 13 400 — 10 000 = 3 400 руб.:

Дт 99999 Кт 90901 Сумма 3400,00 руб.

В случае если клиент дал согласие на оплату требования, но на его расчетном счете нет средств, производится следующая проводка во внебалансе:

Пример 4

Перенос документа (Пример 1) с картотеки № 1 на картотеку № 2

Дт 90902 Кт 90901 Сумма 13400,00 руб.

Где:

Область учета (глава) А балансовые счета

— 30102 — корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России (А);

— 40702 — расчетные счета коммерческих организаций (П);

Область учета (глава) В внебалансовые счета

— 90901 — расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты — картотека № 1 (А);

— 90902 — расчетные документы, не оплаченные в срок (А);

— 99999 — счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи (П).

Примечание. Конкретный алгоритм открытия аналитических счетов картотеки № 1 в нормативных документах ЦБ РФ не описана. В Положение 2 – П говорится, что лицевые счета по счету 90901 открываются по сроку платежа. В банках существуют различные подходы к этому процессу. Например, может использоваться для каждого клиентского счета свой счет 90901.

А может открываться единый счет картотеки №1 для всех требований, поступивших в этот день на различные клиентские счета. Такой лицевой счет формируется по маске 90901.810.К.00000ДДММГГ — где ДДММГГ — дата (день, месяц, год) последнего дня акцепта всех требований, суммы которых отразились на этом счете. Такой подход реализован в САБД 5 NT (e) BANK

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 1141 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


ВЕДЕНИЕ КАРТОТЕКИ НЕОПЛАЧЕННЫХ СЧЕТОВ

Если говорится, что к расчетному счету клиента в банке ведется картотека, то это означает, что к данному расчетному счету имеются не оплаченные банком платежные документы.

Картотеки представляют собой совокупность расчетных документов, которые хранятся в банке по месту открытия счета плательщика и находятся на контроле:

– в связи с отсутствием средств на счете клиента;

– ожидающие акцепта плательщика;

– ожидающие проведения операций в установленных законодательством случаях.

Из определения картотек вытекает, что на картотеках расчетных документов отражается не задолженность клиента, а очередность документов, ожидающих оплату с банковского счета клиента. Поэтому учет картотек в бухгалтерском учете ведется на внебалансовых счетах.

Внимание!Картотеки ведутся только к счетам юридических лиц. Согласно пункту 1.1.3 Положения Банка России от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» картотеки к текущим счетам физических лиц не ведутся.

С введением нового Положения Банка России № 383-П, понятие «Картотека расчетных документов» заменено на «Очередь распоряжений». Но суть процедуры осталась прежней.

Картотека расчетных документов или Очередь распоряжений – это организованный учет хранящихся в банке не оплаченных расчетных документов, предъявленных к расчетному счету конкретного плательщика.

В зависимости от причин неоплаты поступивших к счету плательщика расчетных документов, банком ведется три вида картотек:

1.Очередь расчетных документов, ожидающих акцепта плательщика– владельца расчетного счета (далее – Картотека 90901/1).

Суммы расчетных документов, поступивших к расчетному счету, которые не могут быть проведены банком без соответствующего акцепта плательщика, учитываются на внебалансовом счете 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты».

Очередь расчетных документов, ожидающих разрешения на проведение операций по расчетному счету в порядке, установленном законодательством РФ (далее – Картотека 90901/2).

Суммы расчетных документов, поступивших к расчетному счету, которые не могут быть оплачены по причине ареста счета или иного ограничения операций по нему, учитываются на внебалансовом счете 90901″Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» по аналитике «Расчетные документы, ожидающие разрешения на проведение операций».

3. Очередь расчетных документов, не оплаченных по причине отсутствия или недостаточности денежных средств на расчетном счете плательщика (далее – Картотека 90902).

Картотеки расчетных документов могут быть организованы банком на бумажных носителях либо в электронном виде. Причем, если картотеки ведутся в электронном виде, то банком должна быть обеспечена:

• возможность воспроизведения на бумажных носителях документов, находящихся в картотеках (очередях), с сохранением всех реквизитов, а также с указанием даты поступления и даты помещения в очередь;

• возможность получения информации о каждом документе в разрезе сведений об исполнении (частичном исполнении), отзыве, возврате, сумме акцепта;

• возможность предоставления информации об уполномоченных лицах банка, выполняющих соответствующие процедуры приема и исполнения расчетных документов.

Банками ведется картотека по внебалансовому счету № 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» и картотека по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», то есть картотека № 1 и картотека № 2 соответственно.

ПОРЯДОК РАБОТЫ С КАРТОТЕКОЙ № 2 СЧЕТ 90902

«Расчетные документы, не оплаченные в срок»

(при расчетах платежными поручениями)

Картотека № 2 – это картотека к внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

При приеме платежного поручения операционный работник банка проверяет правильность заполнения и оформления представленных документов. В случае надлежащего оформления платежного поручения на всех экземплярах (кроме последнего) принятых к исполнению платежных поручений проставляется дата поступления в банк расчетного документа (в поле «Поступ. в банк плат.»). На последнем экземпляре платежного поручения операционный работник ставит штамп банка, дату приема и свою подпись и возвращает его плательщику в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку № 2.

Частичная оплата платежного поручения с банковского счета плательщика недопустима. Поэтому в случае недостаточности денежных средств расчетные документы помещаются вначале в картотеку № 2 в полной сумме и затем только оплачиваются на сумму имеющихся средств на счете, так как п. 3.7 Положения № 2-П допускается частичная оплата платежных поручений из картотеки № 2.

При помещении платежных поручений в картотеку № 2 операционный работник банка на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляет отметку в произвольной форме о помещении документа в картотеку с указанием даты, например «Картотека № 2 с «___»_________ ____г.».

Для контроля за состоянием картотеки рекомендуется вести штафель к внебалансовому счету № 90902.

Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 56 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2019 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Добавить комментарий

Закрыть меню