Канон врачебной науки авиценна

Об определении понятия медицины

Об определении медицины

Я утверждаю: медицина – наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено.

Кто нибудь, однако, может сказать: «Медицина разделяется на теорию и практику, а вы, говоря, что это наука, превратили всю медицину в теорию». На это мы отвечаем: говорится, что есть искусства теоретические и искусства практические, философия теоретическая и философия практическая; говорят также, что медицина бывает теоретическая и практическая, при этом в каждой части под словом «теоретическая» и «практическая» подразумеваются разные вещи, но нам сейчас нет нужды говорить о различиях, которые имеются в данном случае в виду где либо, кроме медицины.
Когда говорят, что в медицине есть нечто теоретическое и нечто практическое, то не следует думать, что воображают многие исследователи данного вопроса, будто этим хотят сказать, что одна часть медицины – познание, а другая часть – действие. Напротив, тебе должно знать, что под этим подразумевается нечто другое. А именно: каждая из двух частей медицины – не что иное, как наука, но одна из них – это наука об основах медицины, а другая – наука о том, как ее применять. Первой из этих частей присвоено название науки или теории, а второй – название практики. Под теорией медицины мы понимаем ту часть, которая учит только основным правилам и не входит в изложение сущности каких либо процедур. Так, например, в медицине говорят, что число разновидностей лихорадки – три, и что натур1 существует, допустим, девять. А под практикой в медицине мы понимаем не действие и производство каких нибудь телодвижений, но и ту часть медицинской науки, обучение которой заключает полезный совет, и совет тот связан с изложением сущности какой либо процедуры. Так, например, в медицине говорится, что к горячим опухолям2 следует вначале прикладывать что нибудь отвлекающее, охлаждающее и вскрывающее; потом, после этого отвлекающие средства смешиваются с мягчительными, а после того, как дойдет до опадания, ограничиваются мягчительными и разгоняющими лекарствами, но только не при опухолях, образовавшихся от дурных соков, выделяемых главенствующими органами.
Такое наставление сообщает тебе полезный совет, то есть изложение сущности некоей процедуры. Когда ты изучишь обе эти части, то приобретешь знания научные и знания практические, хотя бы ты сам никогда не практиковал.
Никто не вправе сказать: «Телу человека присущи три состояния: здоровье, болезнь и третье состояние – не здоровье и не болезнь, а ты ограничился двумя частями». Если тот, кто это говорит, подумает, то он, вероятно, не сочтет обязательным ни такого деления на три, ни упреков в том, что мы его опустили. К тому же, если это и необходимо, то наши слова «утрата здоровья» заключают в себе и болезнь и то третье состояние, которое назвали. К нему неприложим термин «здоровье», ибо здоровье – это способность или состояние, благодаря которому функции , предназначенного для их выполнения, оказываются безупречными, но ему не подобает также и противоположный термин, если только не определять здоровье, как хочешь, обусловливая его ненужными условиями.

Об этом не пререкаются с врачами, и врачи не такие люди, с которыми спорят о подобных вещах. Такие препирательства с врачами и с теми, кто с ними спорит, не приводят ни к чему полезному в медицине, а что касается познания истины в данном вопросе, то это относится к основам другой науки, то есть к основам науки логики. Там пусть и ищут истину.

О задачах медицины

Медицина рассматривает тело человека, поскольку оно здорово или утрачивает здоровье. Познание всякой вещи, если оно возникает, достигается и бывает совершенным через познание ее причин, если они имеются; поэтому в медицине следует знать причины здоровья и болезни. Причины эти бывают явные, а бывают и скрытые, постигаемые не чувством, а умозаключением на основании акциденций; поэтому в медицине необходимо также знать и акциденции, которые имеют место при здоровье и при болезни. В истинных науках3 изъяснено, что познание вещи приобретается через познание ее причин и начал, если они ей присуди, а если их нет, то через познание ее акциденций и обязательных существенных признаков.
Причины, однако, бывают четырех разновидностей – материальные, действенные, формальные и конечные. Материальные причины это заложенные основы, в которых существует здоровье и болезнь. Ближайшая основа – орган или пневма, более отдаленная основа – соки,4 еще более отдаленная – элементы. Эти две основы , смотря по сочетанию, хотя при сочетании имеет место также и превращение. Все то, что устроено таким образом, стремится при сочетании и превращении к некоему единству; в данном положении единством, связанным с этим множеством, является либо натура, либо определенная форма. Что касается натуры, то она по превращению, определенная же форма по сочетанию.
Действенные причины – это причины, которые изменяют состояние тела человека или сохраняют его неизменным. Таковы воздуха и то, что с ними связано; еда, вода, напитки и то, что с ними связано; опорожнение, запор, страна, жилище и то, что с ними связано, телесные и душевные движения и покой. К этим же сон, бодрствование, переход из одного возраста в другой, различия по возрасту, полу, ремеслу, привычкам, а также то, что происходит с человеческим телом и соприкасается с ним – либо не противоречащее природе, либо находящееся в противоречии с природой.
Формальные причины – это натуры и возникающие после них силы, а также сочетания.
Что же касается конечных причин, то это действия. В познание действий неизбежно входит познание сил, а также познание пневмы, несущей силы, как мы это изъясним в дальнейшем.
Таково содержание врачебной науки, поскольку она исследует тело человека – как оно бывает здоровым и как болеет. Однако, с точки зрения конечной цели этого исследования, то есть сохранения здоровья и прекращения болезни, у должны быть также и другие предметы; соответственно средствам и орудиям, при этих двух состояниях. Средствами здесь являются целесообразное пользование едой и напитками, правильный выбор воздуха, определение меры покоя и движения, лечение лекарствами и лечение рукой.5 Все это у врачей в соответствии с тремя разновидностями : здоровых, больных и средних,6 о мы еще будем говорить и скажем, почему можно считать, что они стоят между двумя группами, которые в действительности не связаны никаким посредствующим звеном.

И вот мы привели эти объяснения по отдельности, в совокупности у нас получилось, что медицина рассматривает элементы, натуры, соки, простые и сложные органы, пневмы с их естественными, животными и душевными силами, действия и состояния тела – здоровье, болезнь и среднее состояние, а также причины этих состояний: кушанья, напитки, воздух, воду, страну, жилище, опорожнение, запор, ремесло, привычки, движения и покой тела и души, возраст, пол, те необычные события, которые случаются с телом, разумный режим в еде и напитках, выбор воздуха, выбор7 движения и покоя, а также лечение лекарствами и действия рукой, ведущие к сохранению здоровья, и терапию каждой болезни по отдельности.
Некоторые из этих вещей следует, поскольку он врач, представлять себе только по существу, научным представлением, и подтверждать их существование тем, что это вещи общепризнанные, принятые знатоками науки о природе; другие же он обязан доказывать в своем искусстве. Говоря о тех из них, что подобны аксиомам, врач должен утверждать их существование безусловно, ибо начала частных наук бесспорны и они доказываются и поясняются в других науках, стоящих впереди них; так идет все далее и далее до тех пор, пока начала всех наук не поднимутся до первой мудрости, которую называют наукой метафизики. Когда кто нибудь из притязающих на звание врача начинает и пускается рассуждать, доказывая существование элементов, натур и того, что за ними следует и является предметом науки о природе, он совершает ошибку, так как вводит в искусство медицины то, что не принадлежит к искусству медицины. Ошибается он и в том отношении, что полагает, будто что то такое пояснил, тогда как он совершенно не пояснил этого.
Вещи, которые врач должен представлять себе только по сущности, безусловно утверждая существование тех из них, бытие коих не очевидно, сводятся к следующей совокупности: что элементы существуют и их столько то; что натуры существуют, их столько то и они представляют собой то то и то то; что соки тоже существуют, представляют собой то то и то то и их столько то; что пневмы существуют, их столько то и они помещаются там то; что изменение и неизменность всегда имеют причину; что причин столько то. А органы и их полезные функции врач должен познавать при помощи внешних чувств и анатомии.
Что же касается тех вещей, которые врач обязан и представлять себе, и доказывать, то это болезни, их частные причины, их признаки, а также и то, как прекращать заболевание и сохранять здоровье. Врач обязан дать доказательства тех из этих вещей, которые существуют скрыто, во всей подробности, указывая их величину и периодичность.
Гален, когда старался обосновать логическими доказательствами первую часть медицины, предпочитал подходить к этому не с точки зрения врача, а с точки зрения философа, рассуждающего об естественной науке. Точно так же и законовед, стараясь обосновать, почему «необходимо следовать единогласному решению , может это сделать не в качестве законоведа, а в качестве богослова. Впрочем, если врач, поскольку он врач, и законовед, поскольку он законовед, не в состоянии решительно доказать , то при этом получится порочный круг.

«КАНОН ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ» — выдающийся памятник медицинской литературы средневековья, написанный Ибн-Синой в 20-х гг. 11 в.

К. в. н. является фундаментальной энциклопедией мед. знаний своего времени. В нем с исчерпывающей полнотой рассматривается все, что относится к здоровью и болезням человека. Этот труд насчитывает ок. 200 печатных листов.

В К. в. н. изложены теория медицины (анатомия, физиология, этиология, симптоматология), учение о лекарственных веществах, частная патология и терапия. Он состоит из 5 книг. В первой книге излагаются взгляды автора на задачи медицины. Исходя из господствующего в то время «гуморального» учения — о четырех соках и связанных с ними темпераментах (см. Гуморальная патология), Ибн-Сина рассматривает причины здоровья и болезни, симптомы болезней, излагает учение о питании и здоровом образе жизни. Обширные разделы посвящены описанию пульса и мочи. Во второй книге описаны «простые» лекарства. По алфавиту расположено 811 средств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения. Приведены средства, применяемые в косметике, лекарства при «опухолях и прыщах», ранах и язвах, заболеваниях суставов, органов дыхания, глаз, а также лекарства против лихорадки. Третья книга посвящена описанию отдельных болезней и их лечению. Рассматриваются болезни головы, уха, носа, языка, далее — по органам — «от головы до пят», а также даются советы по акушерству.

Описаны воспаления плевры, легких; резь в животе (колики) и кровавый понос (дизентерия). Каждый раздел имеет анатомо-топографическое введение. Четвертая книга посвящена хирургии (лечению вывихов и переломов), общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях, гнойных пузырьках кожи (пустулах), гнойных воспалениях подкожной клетчатки (флегмоне), нарывах, роже, омертвении органов (гангрене), отеках, золотухе, контузиях, а также о заразных болезнях: оспе, кори, проказе и чуме. Освещаются основные вопросы учения о ядах (токсикология).

Пятая книга говорит о «сложных» лекарствах: послабляющих и закрепляющих, о маслах, лекарственных повязках и пластырях, о лекарствах при заболеваниях головы, глаз, ушей, зубов, горла.

Определение медицины, даваемое в К. в. н., было основополагающим для многих поколений врачей: «…медицина — наука о познании состояния тела человека, поскольку оно здорово или утратило здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье или вернуть его, если оно утрачено». Большое значение придается типу телосложения и вместе с тем подчеркивается, что оно очень индивидуально; отсюда делается вывод о необходимости индивидуализировать лекарственные назначения. Последовательно проводится мысль о предохранении организма от заболеваний, о роли физ. упражнений в укреплении здоровья.

Ибн-Сина пишет о правильном воспитании ребенка, в т. ч. больного, об общем режиме для лиц, достигших половой зрелости, режиме для престарелых, выдвигая идеи профилактики и гигиены; цель его врачебной деятельности — не только вылечить больного, но и предупредить возникновение болезни.

Высказываются предположения о роли мелких невидимых существ, могущих вызвать заболевание и передаваемых через воздух и воду. В связи с этим выдвигается требование кипятить или фильтровать воду.

В разделах трактата, посвященных хирургии, содержатся указания, касающиеся производства ряда операций, в частности удаления камней из мочевого пузыря. Некоторые моменты операции описаны с подробностями, которые свидетельствуют о личном опыте автора в производстве подобных вмешательств. Ибн-Сина дает указание о пользовании зондом и описывает разные его виды. Особенно подробно в К. в. н. разбираются приемы диагностики болезней на основании исследования мочи (по цвету, запаху и т. д.). Ибн-Сина считал, что каждая фаза болезни сопровождается изменением в моче, каждая особенность болезни отражается на ее виде и, наконец, что особенности мочи характеризуют строение человека в целом.

В К. в. н. подробно описаны психические расстройства, сопровождающиеся бредом, эпилепсия, летаргия, параличи, головные боли, бессонница и рекомендованы методы лечения психических болезней вообще и меланхолии в частности. Ибн-Сина исследовал больных, выслушивая их грудь ухом, выстукивал живот и грудь, определяя звук «бурдючный» (тупой) и «барабанный» (тимпанический).

Фармация Ибн-Сины представляет попытку объединить имеющиеся многочисленные наблюдения в систему, связать их с клин, наблюдениями.

Рекомендуемые в К. в. н. лекарственные средства очень богаты и разнообразны, многие из них вошли в научную фармакологию.

Первый перевод К. в. н. на латинский язык сделан в 12 в. Герардом (Gerard) из Кремоны и разошелся во множестве рукописей. После изобретения книгопечатания он оказался среди первых печатных книг. Первое его издание вышло в 1473 г. в Милане. Более 30 раз К. в. н. издавался полностью и много раз в выдержках. Во всех ун-тах Европы до второй половины 17 в. включительно «Канон» был основным руководством, по к-рому велось преподавание медицины. По нему учились не только распознаванию, лечению и предупреждению болезней, но и теории медицины. Правила охраны здоровья, диететика, гиг. предписания Ибн-Сины на протяжении многих столетий являлись исходным пунктом для множества трактатов на эти темы.

На Руси в старинных рукописных лечебниках и травниках использовались советы Ибн-Сины, к-рого переписчики именовали Ависеной. Полное комментированное издание перевода К. в. н. с арабского подлинника на новый язык не было осуществлено ни в одной стране мира, кроме СССР. Попытка перевести К. в. н. на англ. язык (1930) закончилась на половине первой книги. Перевод К; в. н. на русский и узбекский языки осуществила Академия наук УзССР с помощью АМН СССР. В основу русского и узбекского полных комментированных переводов К. в. н. (эта работа велась в течение 1950— 1960 гг.) положена арабская рукопись 12 в. из собрания Ленинградского ин-та востоковедения АН СССР (почти лишенная искажений текста, наиболее древняя из имеющихся). В качестве дополнительного текста для перевода использован опубликованный в Булаке (ок. Каира) текст арабского издания 1877 г., сделанный с рукописи, не датированной издателями.

См. также Медицина.

Библиография: Ибн Сина Абу Али (Авиценна). Канон врачебной науки, пер. с араб., кн. 1—5, Ташкент, 1954—1960.

Б. Д. Петров.

Титульный лист венецианского издания «Канона врачебной науки».Титульный лист издания «Канона врачебной науки» на арабском языке.Титульный лист советского издания «Канона врачебной науки».

Добавить комментарий

Закрыть меню