Кальвинизм и лютеранство

В чем заключается разница между кальвинизмом и лютеранством?

ЛЮТЕРАНСТВО , крупнейшее направление протестантизма (которое в наши дни очень сильно распространено в Германии и Америки). Основано М. Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации) менее последовательно, чем кальвинизм. Распространено в скандинавских странах, Германии, США, странах Прибалтики.

Суть идей Лютера заключается в том, что он отверг верховенство папской власти над всей церковью и признал источником христианского вероучения только Священное Писание. Это повлекло за собой отвержение авторитета Священного Предания, отказ от культа святых, от почитания икон и других священных изображений. Основой для создания протестантской догматики во многом послужили Послания апостола Павла. Так, доктрина оправдании верой виделась Лютеру в центре новозаветной концепции спасения. Суть этой доктрины заключалась, по Лютеру, в следующем: попытки человека обрести спасение самостоятельно, путём соблюдения заповедей – бессмысленны; более того, они греховны, ибо человек ценой собственных усилий пытается приблизиться к цели, достижимой лишь с Божией помощью, и таким образом отвергает Божественную милость и претендует на роль Бога. Заповеди, по мнению Лютера, способны лишь побуждать к добродетельным поступкам, но у человека нет сил для их осуществления. Когда человек осознаёт это, на помощь приходит милость Бога. Закон неисполним, следовательно, – делает вывод Лютер, – человек спасётся только через веру.

Радикально изменился взгляд на церковь. Это уже не мистический организм, вне которого нет спасения (а именно так трактует себя церковь и в католицизме, и в православии), а просто сообщество верующих. И священники перестали быть высшими существами, стоящими над мирянами, людьми наделёнными особой благодатью и исключительным правом совершать таинства и отпускать грехи. Их роль свелась к произнесению проповеди и совершению богослужения. Каждый верующий, минуя духовенство, получал право непосредственно обратиться к Богу.

КАЛЬВИНИЗМ , направление протестантизма, основано Ж. Кальвином. Из Женевы распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская ( XVI в.) и английская ( XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения).

Современные приверженцы кальвинизма — кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

Воззрения реформатора Жана Кальвина (1509—1564) были ещё более радикальными, чем лютеранство. Он свергнул институт духовенства и утверждал полную независимость каждой религиозной общины. Кальвин ввёл демократическое управление церковью: независимые общины верующих (конгрегации) управлялись консисториями (пастор, диакон и избираемые верующими старейшины — пресвитеры из числа мирян). Делегаты от провинциальных консисторий составляют провинциальный синод, созываемый ежегодно.

Кальвин разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди согласно непознаваемой Божественной воле делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой, ни предписываемыми церковью «добрыми делами» человек ничего не может изменить в своей посмертной судьбе. Кальвин разработал новые нравственно-этические принципы мирского аскетизма: верующего в земной жизни он освобождал от необходимости совершения специальных, определенных духовенством «добрых дел», которые были условием его спасения. Вместо этого он сакрализовал, т.е. освятил трудовую повседневную деятельность верующих. Труд объявлялся формой служения Богу, религиозным призванием человека, и его успехи в труде считались косвенным свидетельством избранности. В условиях развивавшихся капиталистических отношений объективным показателем успехов являлся капитал, поэтому предпринимательская деятельность, накопление средств как бы освящались, тогда как бездеятельность и непроизводительная трата богатства и времени осуждались. Нажитый капитал (неважно, праведными или неправедными путями) представлялся божьим даром, но подчеркивалось, что его следует пускать в оборот; тратить его на личные нужды считалось грехом. Предписываемые нравственно-религиозные принципы, отличаясь суровостью, простотой и аскетизмом, стимулировали развитие капиталистических отношений. Поощрение накопительства сочеталось с требованиями мирского аскетизма в личной жизни.

Кальвинистская церковь должна была следить за религиозным и нравственным поведением людей, а светская власть должна была выполнять все предписания церкви, приобретавшие силу законов. Это привело к догматизму и крайней нетерпимости в отношении идейных и политических противников церкви.

Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2019 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Немного о лютеранстве и 5 отличий лютеранства от католичества

В католицизме традиционно путь к личному спасению и искуплению грехов лежал через аскетизм, смирение, молитвы и различные обеты. Но спасение можно было заслужить и заступничеством церкви, которая за вознаграждение вымаливала для конкретного человека спасение. На практике это вылилось в торговлю индульгенциями. В ту пору ходила поговорка: «Церковью прощаются все грехи, кроме одного — отсутствие денег».
Обличение корыстолюбия католической церкви привело на сторону Лютера всех недовольных властвованием Римского папы. Верующим импонировало, что Лютер не признает посредников между богом и человеком, отвергает церковную иерархию и деление общества на мирян и священников, поскольку об этом нет ни слова в Писании. Верующему человеку, по мнению Лютера, посредник в лице священника для обращения к богу не нужен.
Мартин Лютер (1483 — 1546) был немецким священником, который возглавил движение немецких протестантов. 31 октября 1517 года Лютер вывесил на церковных дверях листы, на которых написал 95 возражений против учения католической церкви. А в 1520 году из-за непримиримых различий во взглядах Мартин Лютер был отлучён от церкви и объявлен еретиком.
Лютер отверг большинство таинств, культ святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам. Он оставил всего два таинства: крещение и причащение, т. к. именно они указаны в Священном Писании. По его мнению, священник не стоит ближе к Богу, чем мирянин, и призван не властвовать, а служить. Он провозглашал, что все пути спасения — только в личной вере человека. Утверждая непререкаемость авторитета Библии, Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание веры и морали. Он перевел Библию на немецкий язык, сделал ее доступной для народа.
В основу философско-религиозных взглядов Лютера составляют следующие положения:
Во-первых, человек получает спасение исключительно через веру.
Во-вторых, Библия является единственным источником веры для христианина.
В-третьих, всякий верующий является священником, непосредственно имеющим связь с Богом через Иисуса Христа.
В-четвертых, бог непознаваем, а вера неподвластна разуму.
1. Источники религиозной истины
(труды отцов церкви, решения соборов и т. д.). В лютеранстве — один источник веры, Священное Писание. В католицизме — два источника веры, Священное Писание (Библия) и Священное Предание. Священное Предание — это труды отцов церкви, решения церковных соборов и послания Папы Римского, что сильно увеличивает роль папства.
В учении Лютера признаётся только Священное Писание, то есть Библия, а католическое Священное Предание отвергается, так как является измышлением людей.
2. Как человек может получить «спасение души»
Как раз в этом пункте заключено самое серьёзное различие католицизма и учения Лютера. Согласно католической церкви, только церковь может помочь человеку спасти свою душу. Исповедуясь, грешник получает отпущение — избавление от вины. Но божья кара при этом остается. А вот эту-то кару и могла отменить индульгенция, позаимствовав благодать в «сокровищнице заслуг Христа и святых.»
В лютеранстве существует учение о непосредственной «связи» человека с богом. То есть спасти душу человека может только его личная вера и бог, без посредничества церкви, духовенства.
3. Роль церкви
В католицизме роль церкви очень велика, так как только церковь может восстановить утраченную вследствие первородного греха способность людей стремиться к высшей цели – Богу и только через церковь человек может получить спасение своей души.
В лютеранстве же роль церкви вспомогательна. Важно отметить, что в лютеранстве, в отличии от католицизма, церковь не является непогрешимой. Напротив все церкви нуждаются в исправлении.
4. Кто должен читать Библию
В лютеранстве право читать Библию имеют все желающие спастись. При этом Библию можно читать на своём родном языке. Христианин должен лишь изучать Библию, т.к. большое количество богословских книг лишь затуманивает учение Господа. А из всех таинств следует соблюдать лишь таинство крещения и причастия
В католицизме чтение Библии на родном языке было запрещено примерно в 13 веке, когда различные группы верующих начали распространять собственные толкования Библии, отличные от официальных. Сейчас рядовые члены церкви имеют право на чтение Библии, но церковь оставляет за собой право на её толкование. Истинный христианин обязан не только изучать Библию, но и совершать определённые церковные обряды, читать молитвы, принимать таинства.
5. Роль Папы
Роль папы в католицизме огромна. Его суждения признаются непогрешимыми, он является не только высшим духовным главой, но почти неограниченным духовным правителем по вопросам веры и церковной жизни. Но в последнее время заметна тенденция отказа Пап по личной инициативе от слишком громких титулов и притязаний на высшую светскую власть и ее атрибуты.
В учении Лютера светская власть Папы полностью отрицается и единственным авторитетом считается откровение Божье, данное в Писаниях Ветхого и Нового Заветов, т.е. Библии и в Откровении.

Распространение кальвинизма

Наибольшее число последователей он нашёл во Франции, в Нидерландах, Англии и Шотландии. Привле­кательность кальвинизма объяснялась тем, что на место официаль­ной церкви он ставил самоуправляющиеся религиозные общины, независимые от духовных и светских властей. Этим кальвинизм от­личался от лютеранства, которое фактически превратилось в госу­дарственную религию. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Реформация в Швейцарии

Основная деятельность Кальвина развернулась в Женеве — франкоязычном имперском городе, который входил в Швейцар­скую конфедерацию. Швейцария, тесно связанная с Германией, ста­ла второй страной Европы, вступившей на путь религиозной ре­формации. Кальвин превратил Женеву в протестантскую столицу мира, в самостоятельное «Божье государство», а за ним самим ут­вердилось прозвище «Женевский папа».

В Женеве развернулась его преобразовательная деятельность, имеющая всемирно-истори­ческое значение. В 1559 г. была основана Женевская академия, пре­вратившаяся в духовный центр, из которого кальвинизм распро­странялся по всей Европе.

Реформация во Франции

см. Реформация во Франции

Реформация в Англии

см. Реформация в Англии

Добавить комментарий

Закрыть меню