Каковы особенности подросткового возраста

Особенности подросткового возраста

педагог-психолог высшей квалификационной категории Золотарева М.В.

Подростковый возраст особенный, единственный, неповторимый и очень непростой этап человеческой жизни, в который происходит физическое, личностное, нравственное и социальное формирование.

Период характеризуется интенсивным физическим, физиологическим развитием, половым созреванием. Благодаря бурному росту и перестройке организма у подростков резко повышается интерес и одновременно критичность по отношению к своей внешности, многие начинают чувствовать себя неловкими, неуклюжими, сомневаются в своей привлекательности.

Эмоциональное состояние подростка отличается неустойчивостью, возбудимостью, ранимостью, сверхчувствительностью к внешним воздействиям, возникающими чувствами тревоги, подавленности. Настроение характеризуется резкими перепадами от безудержного веселья к унынию, особой чувствительностью к оценке другими своей внешности, способностей, умений, которая сочетается с излишней самоуверенностью, чрезмерной критичностью и пренебрежением в отношении взрослых.

Одна из важных сфер жизнедеятельности для подростка — общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для подростка главное — не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение (лидер, авторитет, друг). Очень важной особенностью подростка является повышенная рефлексия, самокопание, анализ своих и чужих поступков, «раскладывание по полочкам», непрерывное обдумывание и определение своего места в мире, обществе, попытка оценить себя.

В отношениях с родителями также отмечаются перемены, подросток критически переоценивает их авторитет, начинает видеть недостатки родителей, болезненно переживает их ласки, замечания, требования, он одновременно противостоит им и нуждается в любви и поддержке. Общаясь со взрослыми, подросток отстаивает свою самостоятельность, независимость, проявляет склонность к противостоянию, критике, игнорированию авторитетов.

В подростковом возрасте имеет место отмирание старых интересов и активное формирование новых. Подростковые интересы и увлечения зачастую могут быть непонятны взрослым, поглощать все свободное время.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым. Отвергая свою принадлежность к детям, он, тем не менее, не имеет ощущения подлинной взрослости. В нем развивается огромная потребность в признании его взрослости окружением.

Рекомендации для родителей подростков.

1. Создайте и поддерживайте с подростком теплые, доверительные отношения. Принимайте Вашего подростка таким, какой он есть. Важно, чтобы подросток каждый день получал знаки вашей любви и принятия в виде ласковых поощрительных слов, объятий. Избегайте в общении с подростком иронии, бестактных замечаний. Известный семейный терапевт В.

Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день.

2. Будьте терпеливы и терпимы общаясь с подростком. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений, чаще договаривайтесь, аргументируйте свое мнение, идите на компромисс.

3. Интересуйтесь мнением подростка, постарайтесь взглянуть на мир его глазами, попытайтесь найти с подростком общий язык.

4. Дайте возможность подростку почувствовать себя полноправным членом семьи, с мнением которого считаются.

5. Формируйте привычку и потребность разговаривать с родителями «по душам», доверять секреты. Никогда не используйте откровенность подростка против него, не спешите с оценками и советами, умейте терпеливо и безоценочно выслушать и посочувствовать.

6. Будьте готовы пересмотреть и обсудить с подростком ограничения и запреты, которых вы придерживались раньше, предоставьте ему больше самостоятельности.

7. Проявите интерес, заинтересуйтесь увлечениями вашего подростка, постарайтесь найти в них что-то интересное для себя. Не критикуйте, не игнорируйте и не высмеивайте непонятные вам увлечения подростка.

8. Используйте стремление подростка к самоутверждению, предоставьте ему позитивные возможности для самореализации.

9. Планируйте и проводите совместно досуг.

10. С уважением и интересом отзывайтесь о друзьях подростка, не критикуйте их, предоставьте возможность подростку приглашать своих друзей в гости, это даст вам возможность узнать больше о круге общения вашего ребенка. Чаще разговаривайте с подростком о его друзьях.

11. Искренне интересуйтесь переживаниями и проблемами подростков, демонстрируйте ваше уважение и признание их личности, индивидуальности.

12. Научите подростка самостоятельно решать возникающие проблемы, а не игнорировать их.

13. Формируйте привычку ставить цели, планировать свои действия для достижения поставленных целей.

14. Предоставьте возможность подростку самостоятельно оформить собственное пространство (комнату), выбрать стиль одежды. При необходимости помогите подростку в поисках собственного стиля в одежде, прическе и т.д.

15. Уважайте личное пространство подростка, стучите, входя в его комнату, не заглядывайте в его дневники, предоставьте возможность подростку самому контролировать порядок в своей комнате так, как ему удобно.

16. Делитесь своими переживаниями с подростком, обращайтесь к нему за помощью и советом, говорите о том, как важна для вас его поддержка.

17. Будьте для подростка примером, достойным подражания, найдите способы поддержания и укрепления своего авторитета ненасильственным способом. Будьте другом для своего взрослеющего ребенка.

18. Общаясь с подростком, чаще вспоминайте себя в этом возрасте, возможно, вам станут понятнее его переживания и поступки.

Особенности подросткового возраста

В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей. Подростковый возраст – долгий переходной период, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Психологические особенности подросткового возраста у психологов называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:

  • повышенная чувствительность к оценке посторонних;
  • предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;
  • противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;
  • эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.

Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 18 лет (± 2года). Все психологические изменения обусловлены физиологическими особенностями подросткового возраста и рядом морфологических процессов в организме. Все перестройки организма напрямую влияют на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании личности.

Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста

  1. Большие изменения происходят в эндокринной системе, что приводит к быстрому и непропорциональному росту массы и длины тела и развитию вторичных половых признаков.
  2. Сложные процессы структурных и функциональных изменений происходят в центральной нервной системе и внутренних структурах головного мозга, что влечет за собой повышенную возбудимость нервных центров коры головного мозга и ослабление процессов внутреннего торможения.
  3. Значительные изменения наблюдаются в органах дыхания и сердечнососудистой системе, что может привести к различным функциональным расстройствам (утомляемость, обмороки).
  4. Активно развивается костно-мышечная система: завершается формирование костной ткани, увеличение мышечной массы, поэтому в подростковом возрасте очень необходимо правильное рационально питание.
  5. Завершается развитие пищеварительной системы: органы пищеварения крайне «ранимы» ввиду постоянного эмоционального и физического напряжения.
  6. Гармоничное физическое развитие всего организма является следствием нормального функционирования всех систем органов и оказывает влияние на психическое состояние подростков.

Социально психологические особенности подросткового возраста

Психологический аспект подросткового возраста выходит на первый план. Развитие психики характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью. Ощущая свои физические изменения, подросток пытается вести себя как взрослый. Проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, он не признает поддержку взрослых. Негативизм и чувство взрослости являются психологическими новообразованиями личности подростка.

В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего — то поведения или моральных ценностей.

Особенности характера общения с родителями, учителями, одноклассниками и друзьями оказывает значительное влияние на самооценку в подростковом возрасте. Характер самооценки определяет формирование личностных качеств. Адекватный уровень самооценки формирует уверенность в себе, самокритику, настойчивость, или даже чрезмерную самоуверенность и упрямство. У подростков с адекватной самооценкой обычно более высокий социальный статус, нет резких скачков в учебе. Подростки с низкой самооценкой подвержены склонности к депрессии и пессимизму.

Зачастую учителям и родителям нелегко найти правильный подход в общении с подростками, но учитывая возрастные особенности этого возраста, пути решения всегда найти можно.

Подростковый возраст от 10-15 лет. Характеристика

Общая характеристика возраста

Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости.

Официальные сроки зрелости (16 лет — получение паспорта, 18 – совершеннолетие) не всегда совпадают с биологическим и особенно социальным созреванием.

10 (11) – 15 (16) лет – подростковый возраст (по периодизации Д.Б. Эльконина).

Для этого сложного периода показательны: негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым.

Но с другой стороны, подростковый возраст отличается и положительными факторами: возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, расширяется сфера его деятельности.

Данный период отличается выходом подростка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Современный подросток – выше, сильнее, выносливее, чем 20 лет назад (акселерация). Акселерация — неравномерность развития и роста организма.

Однако современным подросткам присущ инфантилизм – отсталость в развитии (сохранение во взрослом состоянии черт, свойственных детям).

Физиологическое развитие подростка

Одна из существенных особенностей подросткового возраста — бурное физическое развитие и половое созревание.

Нередко смешивают два понятия: «подростковый возраст» и «пубертат» (обычно так обозначают возраст до 20 лет). Однако это разные понятия. Пубертат (половая зрелость) — только часть подросткового возраста, отмеченная резким ускорением физического развития и половым созреванием. Что же касается подросткового возраста, то он составляет период от начала пубертата до того момента, когда человек становится взрослым.

Пубертат сопровождается быстрым физическим развитием и заканчивается половым созреванием.

В возрасте примерно 12-13 лет происходит усиление работы гипофиза. Под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной системы (возбуждение преобладает над торможением). Поэтому наблюдается повышенная раздражимость, вспыльчивость, обидчивость подростков. Их поведение приобретает аффективный характер.

Кроме того, в связи с усиленной работой гипофиза у подростков появляется усиленное потоотделение и подростковые прыщи.

Это период интенсивной морфологической и функциональной перестройки организма, идущий в двух направлениях и обозначаемый учеными в таких образных выражениях, как «скачок роста» и «гормональная буря» или «эндокринный шторм».

Скачок роста — процесс индивидуальный. Подростки быстро прибавляют в росте. Но прирост мышечной массы отстает от роста костей. Подростки выглядят худыми, сутулыми. При этом некоторые ребята испытывают мышечную боль, что так же приводит к повышенной раздражительности.

Как правило, быстрое физическое развитие у мальчиков приходится на возраст от 10 до 15 лет и достигает пика примерно в 14 лет. У девочек оно начинается в промежутке между 7,5 и 11,5 годами и достигает максимума примерно в 11 лет 8 месяцев. В период самого интенсивного роста девочки прибавляют по 8,5 см в год, а мальчики — по 10-12 см. Девочки перестают расти обычно в возрасте около 19 лет, а мальчики — 21-22 года, хотя и после этого многие из них могут еще чуть-чуть вытянуться.

В период усиленного роста позвоночник отстает от темпа роста тела в длину. А так как до 14 лет межпозвоночные хрящи еще не окостенели, позвоночник податлив к искривлению при неправильном положении тела, поэтому наибольшие нарушения осанки наблюдаются в 11 -15 лет, хотя в этот же период они и легче всего устраняются.

В этот период идет развитие мускульного скелета по «мужскому» или «женскому» типу, черты мужественности и женственности начинают просматриваться четче.

Неравномерность роста по разным направлениям создает диспропорции в организме подростка. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими, принимают иногда неестественные, вычурные позы. Поэтому даже любая шутка по поводу внешности подростка может вызвать бурную реакцию, так ему тяжела мысль, что он смешон и нелеп в глазах других людей.

Наблюдается дисбаланс в развитии кровеносной системы: отставание роста кровеносных сосудов от роста мускулатуры сердца (сердце растет быстрее, чем увеличивается просвет кровеносных сосудов), что может быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде малой выносливости организма подростка (сердцебиения, головные боли, обмороки, головокружения, повышение кровяного давления, быстрая утомляемость, подверженность, неблагоприятным влияниям климата и т. д.). А такие проявления вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

Учитывая эти особенности физического развития подростков необходимо:

• соблюдать режим питания — пища должна быть богата витаминами и белками

• соблюдать режим дня — необходим полноценный сон и активный отдых

• чаще проветривать помещения, больше бывать на свежем воздухе.

Бурное физическое развитие и половое созревание протекает по-разному у разных подростков. Во многом это зависит от того, как взрослые учитывают происходящие перемены в организме подростка.

Если взрослые проявляют чуткость и предупредительность по отношению к ребятам, то раздражительность, резкость, обидчивость сглаживается.

Психофизиологические характеристики подростка:

— повышенная возбудимость нервной системы (возбуждение преобладает над торможением)

— повышенная раздражительность, вспыльчивость, обидчивость подростков

— аффективный характер поведения

— повышенная утомляемость, спад работоспособности

— вес головного мозга приближается к показателям взрослого человека

— критичность к отрицательным чертам своего характера,

Подростковый кризис

В 12—14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса», который является пиком переходного периода от детства к взрослости. Внешне это проявляется: в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.

Подростковый кризис отличается от всех других кризисов большей продолжительностью.

Это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные.

Факторы, влияющие на подростковый кризис:

Внешние факторы

Внутренние факторы

Состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению.

Состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).

Подростковый кризис, по мнению Л. И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, которое становится социальным. Характерной чертой сознания подростка является появление способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка ряд стремлений:

— стремление к самоутверждению;

— стремление самовыражению (проявление себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными);

— стремление самовоспитанию.

Однако не все особенности кризиса подросткового возраста связаны с неудовлетворенностью подростка, идущей как бы изнутри. Большое значение имеет здесь и расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации.

Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить как «самоопределение». Оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества.

Бескризисное развитие подростка

Следует оговорить, что бывают случаи бескризисного развития ребенка. Это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения этих потребностей перестраивают свои отношения с детьми таким образом, чтобы последние могли удовлетворить свои новые потребности.

Иногда же бескризисное развитие является лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин может смещаться во времени. Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.

Тест: Впиши букву Я в любой кружочек, относительно И — идеала

Личность подростка и социальная ситуация развития

В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. В новой социальной ситуации развития «ребенок — сверстник» центр жизни переносится из учебной деятельности, в общение.

Уже младшие подростки тянутся к сверстникам. Вхождение в группу сверстников А. Е. Личко назвал «реакцией группировки со сверстниками». У подростков на первом плане общение со сверстниками, которое становится ведущим видом деятельности в этом возрасте.

Главное происходит на переменах. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова, поэтому интимно-личностное общение становится ведущей деятельностью. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста — социальное сознание, перенесенное внутрь.

Характеристика социальной ситуации развития:

— изменение содержания учебной деятельности и отношение к ней;

— критическое отношение к учителям;

— автономия от взрослых;

— общение со сверстниками, интимно-личностное общение;

— ориентация на коллектив.

Подростковый возраст считается самым трудным, поскольку трудно как самому подростку, так и взрослым в общении с ним. Он «трудный» с точки зрения организации учебно-воспитательной работы.

В этот период происходит усвоение социальных ценностей, формирование активной жизненной позиции, «рождение гражданина». Психология подростка — это психология полуребенка, полувзрослого человека.

В этот период появляется интерес подростка к другому полу и одновременно усиливается внимание к своей внешности. Но подростки не готовы решать возникающие из-за этого проблемы.

У младших подростков этот интерес проявляется своеобразно и проявляется в виде «задирания» друг друга. Внешне это проявляется в дразнилках, обзывалках, подножках и т. д. Общение между мальчиками и девочками носит обособленный характер. В 8-9 классах появляются дружески-любовные отношения, отличающиеся большой эмоциональностью. Это проявляется в сочинении стихов и дневниковых записях.

Добавить комментарий

Закрыть меню