Какова цель профессионально прикладной физической подготовки

Для проведения этой работы на производстве создаются специализированные комплексы, которые включают в себя: устройства гигиенического назначения, массажеры, тренажеры, водно-тепловые установки, механо-терапевтические аппараты, оборудование для дорожек здоровья, предметы и устройства в помещениях, отведенных для оздоровительно-восстановительных занятий. Занятия в таких комплексах эффективно дополняют разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы среди сотрудников. При работе комплекса следует обеспечивать необходимое дозированное воздействие на каждого человека с учетом его индивидуальной характеристики.

Для повышения тонуса центральной нервной системы и общего функционального подъема, а также для ликвидации неблагоприятного влияния производственных факторов проводятся активные физические упражнения или занятия с большой физической нагрузкой, вызывающей значительные сдвиги в организме, которые оказывают тренирующее воздействие.

Необходимыми условиями, способствующими повышению эффективности занятий, являются: соблюдение принципа последовательности нагрузок и применяемых средств и упражнений; учет времени суток для проведения занятия; рациональное чередование физических упражнений, выполнения процедур и отдыха; индивидуализация объема, нагрузок и содержания процедур; использование самомассажа; использование методов аутогенной и психорегулирующей тренировки и регулирование состояния организма; использование приемов мышечного расслабления и специальных дыхательных упражнений.

Конкретизация объемных требований, назначений и инструкций производится с помощью специалистов в зависимости от индивидуальных особенностей работника и условий его труда.

Оздоровительно-профилактическая гимнастика проводится преимущественно как средство профилактики влияний на работников производственных условий, а также как средство укрепления здоровья и повышения общей физической подготовленности. В зависимости от конкретных факторов, отрицательно влияющих на здоровье и работоспособность, а также особенности и уровня интенсивности этого влияния подбираются физические упражнения, направленные на снятие или профилактику отрицательного влияния неблагоприятных факторов на организм работников на данном участке.

Занятия в группах здоровья, общей физической подготовки и спортивных секциях. Желающие заниматься проходят медицинское освидетельствование по месту жительства или работы. Медицинские наблюдения за занимающимися в процессе занятий проводят врачебно-физкультурные диспансеры и поликлиники. Группы комплектуются с учетом состояния здоровья, возраста, пола и уровня физической подготовленности занимающихся.

Группы здоровья. Занятия в этих группах имеют целью, прежде всего, укрепить защитные свойства организма к неблагоприятным воздействиям внешних факторов и условий производства, повысить уровень общей подготовленности, противодействовать появлению преждевременных признаков старения. Занятия проводятся в различных возрастных группах, которые должны насчитывать 12-15 человек.

В методике проведения занятий требуется особо строгое дозирование физической нагрузки с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья каждого занимающегося, соблюдение принципов постепенности и доступности, варьирование уровней объема и интенсивности выполнения упражнений по их продолжительности, количеству и темпу в зависимости от индивидуальных возможностей занимающихся.

Группы общей физической подготовки (ОФП). Специальными задачами при проведении занятий в группах ОФП являются: обеспечение общей физической подготовки, обучение навыкам спортивных упражнений, развитие физических качеств и привитие интереса к спорту с целью дальнейшего перехода для продолжения занятий в спортивных секциях. Группы формируются в основном из молодежи и людей среднего возраста. Количественный состав группы 15-20 человек. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 2 часа.

В содержание занятий включаются самые разнообразные физические упражнения с учетом интересов и возможностей занимающихся; широко используются спортивные игры. Занимающиеся подготавливаются и принимают участия в спортивных соревнованиях по различным видам спорта.

При организации и проведении учебно-тренировочных занятий учитываются общие методические рекомендации, обращается внимание на преимущественно комплексное проведение занятий и широкое использование кругового метода тренировки.

Спортивные секции организуются также для людей молодого и среднего возраста. Количественный состав групп и количество часов занятий в неделю зависит от спортивной классификации занимающихся.

Для занимающихся молодого возраста ставится задача достижения высоких спортивных результатов, в более зрелом возрасте занятия направлены на сохранение достигнутого уровня спортивной и общей физической подготовленности.

На каждом предприятии, в учреждении или организации рекомендуется организовывать спортивные секции по профилированным видам спорта, с учетом особенностей конкретной производственной деятельности. Учебно-тренировочные занятия проводятся по общепринятой методике спортивной тренировки.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

-Что включает в себя понятие ППФП?

-Какие задачи решает ППФП в высшей школе?

-Что является основой ППФП студентов к будущей профессии?

-Какие факторы определяют конкретное содержание ППФП в вузе?

-Каковы особенности труда в современном производстве?

-Что включает в себя понятие условия труда?

-Назовите основные направления совершенствования условий труда.

-Как характер труда определяет содержание ППФП?

-Какие меры улучшения режима труда и отдыха вы знаете?

-На основании каких факторов определяется динамика работоспособности специалиста?

-Какие фазы динамики работоспособности вы знаете?

-Какие основные направления ППФП студентов вы можете назвать?

-Приведите пример необходимых прикладных знаний для конкретной профессии.

-Что такое двигательное умение и двигательный навык?

-Что важнее формировать в ППФП двигательное умение или навык и почему?

-Что включает в себя комплексный метод тренировки прикладных физических качеств?

-Какие особенности воспитания силы в ППФП?

-Каковы особенности воспитания выносливости в ППФП?

-Какие виды утомления вы знаете?

-Назовите основные компоненты, влияющие на воспитание специальной выносливости?

-Приведите пример воспитания специальных прикладных качеств средствами физической культуры.

-В какие группы объединяются средства ППФП студентов?

-По какому принципу производится подбор отдельных прикладных физических упражнений? Приведите пример.

-На каком положении основывается целостное применение прикладных видов спорта?

Как оздоровительные силы природы и гигиенические факторы влияют на ППФП студентов?

-Что относится к вспомогательным средствам ППФП?

-Какие формы ППФП в вузе вы знаете?

-В каких формах ППФП студентов проводится на учебных занятиях? Цели и задачи.

-Что включают в себя самостоятельные занятия в вузе?

-Какие формы занятий ППФП во внеучебное время вы можете назвать?

-Какова основная цель ПФК и что относится к средствам ПФК?

-Назовите общие задачи ПФК.

-Что является физиологической основой ПФК?

-Какие виды производственной гимнастики вы знаете? Расскажите о них.

-Какими правилами руководствуются при определении степени нагрузки для упражнений физкультурной паузы?

-Какие виды производственной гимнастики во внерабочее время вы знаете? Расскажите о них.

Размещено на Allbest.ru

Средства профессионально-прикладной физической подготовки и их характеристика

Основными средствами ППФП служат физи­ческие упражнения, соответствующие особенностям конкретной про­фессиональной деятельности. Целенаправленно используемые фи­зические упражнения (как фактор адаптации к труду) имеют значи­тельные преимущества в сравнении с трудовыми движениями.

Подбор средств и методов ППФП практически неограничен, что позволяет применять оптимальные нагрузки, дозировать их с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и достигать большего, чем при труде, тренировочного эффекта.

Средства ППФП распределяются по группам по их направлен­ности:

а)развитие профессионально важных физических способно­стей;

б)воспитание волевых и других психических качеств;

в)формирование и совершенствование профессионально-при­кладных умений и навыков;

г) повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

В качестве средств ППФП в практике широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики (упражне­ния без предметов и с предметами, на гимнастической стенке, скамейке, лестнице, канатах, шестах, бревне и др.) и таких мас­совых видов спорта, как легкая атлетика, лыжный спорт, плава­ние, спортивные игры и др.; туризм; специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализи­рованные полосы препятствий и пр. Большое применение в прак­тике ППФП средств массовых видов спорта связано с их доступ­ностью и высокой прикладной эффективностью. При их выборе учитывается профессионально-прикладное значение вида спорта для конкретных профессий.

Структура студенческого физкультурного актива и содержание его работы.

Для всемерного развития общественных начал в работе коллектива физической культуры вуза кафедра физического воспитания и спортивный клуб в своей деятельности опираются на физкультурный актив, к которо­му относятся: председатели спортивных советов факультетов, физорги групп и курсов, председатели бюро спортивных секций, председатели со­ветов физкультурно-спортивных клубов по интересам, старосты групп во всех формах учебно-тренировочных занятий, капитаны спортивных ко­манд, представители спортивных команд.

Являясь структурным подразделением вуза, кафедра помимо организации учебного процесса, реализует комп­лекс организационно-методических, физкультурно-оздоровительных, на­учных, воспитательных, спортивных и профилактических мероприятий в вузе по следующим приоритетным направлениям:

♦ патриотическое воспитание и развитие общественно значимых черт личности студента;

♦ формирование научного мировоззрения студенческой молодежи;

♦ формирование спортивно-технического мастерства студентов, за­нимающихся на отделении спортивного совершенствования;

♦ организация научных исследований по решению прикладных задач физической культуры студентов;

♦ материально-техническое, финансовое, кадровое и информацион­ное обеспечение учебно-тренировочного процесса;

♦ оказание оздоровительных услуг студентам на хозрасчетной основе.

Спортивные советы факультетов и других подразделений вуза из­бираются на общем собрании физкультурников и спортсменов факультета (подразделения). Из своего состава совет выбирает председателя и замес­тителя, распределяет обязанности между остальными членами совета.

Советы проводят массовые оздоровительные, спортивные и физ­культурные мероприятия, спортивные соревнования (спартакиады) на первенство учебных групп, курсов и подразделений; комплектуют спор­тивные команды для участия в спартакиаде вуза и других спортивных со­ревнованиях; контролирует успеваемость студентов-спортсменов, оказы­вают им всевозможную помощь. Спортивные советы организуют на фа­культетах и подразделениях смотры-конкурсы на лучшую постановку ра­боты по физической культуре и спорту, ведут наглядную агитацию и пропаганду физической культуры и спорта, организуют лекции, беседы, выставки, спортивные вечера и другие мероприятия.

Спортивный клуб вуза является первичной общественной спортивной организацией, объединяющей на добровольном членстве студентов, аспи­рантов, преподавателей и сотрудников. Его председателем избирается, как правило, один из преподавателей кафедры физического воспитания.

Деятельность спортклуба связана с консолидацией администрации вуза, кафедры физического воспитания и спортивного актива по развитию и управлению спортивно-массовым движением, а также с созданием необ­ходимых условий для гармонизации физического, интеллектуального и духовного воспитания студенческой молодежи.

Деятельность спортивного клуба вуза предусматривает реализацию сле­дующих мероприятий:

♦ внедрять различные современные формы физкультурно-спортивной работы в физическую культуру студентов;

♦ обеспечивать социальную поддержку и повышение уровня спортив­но-технического мастерства спортсменов;

♦ участвовать в проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий вуза (спартакиад, спортивных праздников и соревнований);

♦ организовывать спортивно-массовую работу в студенческих обще­житиях;

♦ проводить работу по подготовке общественных физкультурных кадров;

♦ проводить агитационно-пропагандистскую работу по физической культуре и спорту;

♦ организовывать физкультурно-массовую и спортивную работу с деть­ми сотрудников и преподавателей вуза.

Рассмотренные виды работ осуществляются на принципах демокра­тии, гласности, самоуправления, широкой творческой инициативы сту­дентов, выборности руководящих органов и их отчетности перед коллек­тивом. Спортивный клуб создает таким образом необходимые организационно-методические условия для занятий различными форма­ми и видами физической культуры с учетом имеющихся ресурсов, тради­ций вуза и профилем подготовки специалистов. Он имеет право присва­ивать спортивные разряды и звания спортивного судьи, награждать студентов грамотами и памятными подарками за высокие спортивные достижения, организовывать летние и зимние спортивно-оздоровитель­ные лагеря.

При реализации этих целей спортивный клуб вуза координирует дея­тельность его членов по совершенствованию организации спортивно-мас­совой работы, оказывает информационные услуги в области физической культуры, принимает участие в подготовке студентов-спортсменов, нала­живает межвузовские и международные студенческие спортивные связи. В сфере внимания спортивного клуба находится работа по организации самостоятельных занятий студентов во внеучебное время, а также пропа­ганда ценностей физической культуры, здорового стиля жизни.

Рекомендуемые страницы:

Понятие ППФП. Цель и задачи

⇐ Предыдущая12345

В существующей специальной литературе имеются различные формулировки, определяющие понятие «профессионально-прикладная физическая подготовка».

Мы используем упрощенную формулировку, не искажая само понятие.

ППФП – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определённой профессиональной деятельной деятельности.

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков, поэтому если вы готовитесь к профессии геолога, то вам нужна ППФП одного содержания, а будущему филологу – другая. Эти отличия и отражаются в цели и задачах ППФП, как самостоятельного раздела нашей дисциплины «ФК».

Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.

Чтобы достичь этой цели, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность:

— к ускорению профессионального обучения

— к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии.

— к предупреждению профессиональных заболеваний

— к использованию средств ФК и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности

— к выполнению служебных и общественных функций по внедрению ФК и спорта в профессиональном коллективе.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их бедующей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

Задачи ППФП:

— формировать необходимые прикладные знания

— осваивать прикладные умения

— воспитывать прикладные психофизические качества

— воспитывать прикладные специальные качества.

Остановимся несколько подробнее на смысловом содержании перечисленных основных конкретных задач.

Прикладные знания. Имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью. Их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «ФК», во время кратких методических бесед.

Прикладные умения и навыки. Обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определённых профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач.

Прикладные психофизические качества – это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Прикладные физические качества – быстрота, сила, выносливость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или ловкость, или сила отдельных групп мышц.

Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться на учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно. Нельзя сделать человека смелым, мужественным с помощью одних разговоров. Его обязательно надо ставить в условия, когда требуется проявить эти требования.

Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, выдержка, смелость.

Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентировано воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности.

Прикладные специальные качества– это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды.

Такие условия можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующие на вестибулярный аппарат, укрепление мышц брюшного пресса, упражнения на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т.д.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действия высокой и низкой температуры, более устойчив к инфекциям и т.д.

При решении конкретных задач ППФП будущих специалистов следует всегда помнить, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой.

В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу ППФП контролируется специальными нормативами.

Основные факторы, определяющие содержание ППФП.

Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакции выбора и другие психофизические качества.

Общепринято, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах, тренируемы.

Содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество трудового процесса и физической культуры и спорта.

Основные факторы:

— формы труда специалистов данного профиля

— условия и характер труда

— режим труда и отдыха

— особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Основные формы труда:

— физический

— умственный

Разделение труда носит условный характер.

Условия труда влияют на подбор средств ФК и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а, следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов профессии.

Характер труда – также определяет содержание ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист.

Режим труда влияет на выбор средств ФК, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.

Динамика работоспособности – интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда подбором физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ.

Дополнительные факторы:

— индивидуальность (пол, возраст, здоровье)

— географо-климатические условия

Различия в физической и специальной подготовленности разных людей играют роль в профессиональном обучении и переподготовке. Успешность обучения и подготовки каждого человека к профессиональной деятельности зависит от его физиологической и психологической пригодности к данному виду труда, т. е от способностей.

Средства ППФП.

Подбор средств ППФП производится с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.

Группы ППФП:

— прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта

— прикладные виды спорта

— оздоровительные силы природы

— вспомогательные средства

При подборе отдельных прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам.

2.7. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

2.7.1. ППФП в системе физического воспитания студентов

В условиях научно-технического прогресса проблема соотношения средств физической культуры и учебной деятельности студентов приобретает важное экономическое значение, заключающееся в использовании физического воспитания для подготовки к конкретному профессиональному труду и повышении его производительности. В этой связи особое значение в системе физического воспитания студентов приобретает профессионально-прикладная физическая подготовка.

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки к определенной профессиональной деятельности. Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

— формировать необходимые прикладные знания;

— осваивать прикладные умения и навыки;

— воспитывать прикладные физические качества.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, которые студенты получают на лекционных занятиях по курсу «Физическая культура». Знания о закономерностях достижения и поддержании высокой профессиональной работоспособности в трудовой деятельности имеют важное прикладное значение.

Прикладные умения и навыки обеспечивают быстрое овладение необходимыми трудовыми операциями, безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ.

Прикладные физические качества – это перечень необходимых для каждой профессиональной группы физических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к различного рода инфекциям, проникающей радиации и т.д.

При решении конкретных задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов следует обращать внимание на то, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой, которая является основой практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе. В тоже время, только общая физическая подготовка не может полностью решить задачи специальной подготовки к определенной профессии.

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовленности вполне достаточно для психофизической готовности к будущей профессии. В других случаях (юридические, технические специальности и др.) общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня готовности к профессиональному труду. Здесь обязательно требуется специальная и объемная профессионально-прикладная физическая подготовка по всем параметрам, которая нередко нуждается в самостоятельном дополнительном курсе ППФП сверх отведенных часов на дисциплину «Физическая культура».

В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу профессионально-прикладная физическая подготовка контролируется специальными нормативами, что особо оговорено в учебной программе. Обычно эти нормативы отличаются у студентов различных факультетов и имеют отличия в зависимости от семестра и курса обучения. Уровень подготовленности по ППФП оценивается отдельно и входит в комплексную оценку по учебной дисциплине «Физическая культура» наряду с оценками за теоретические знания, общую физическую подготовленность, методические и двигательные умения и навыки.

Организация ППФП студентов в вузах предполагает использование специализированной подготовки в учебное и внеучебное время. Для этого в основном учебном отделении могут быть организованы специализированные учебные группы по ППФП, а в спортивном – учебные группы по прикладным видам спорта. Студенты, занимающиеся в специальном отделении, осваивают те элементы ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья.

ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.

ППФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность.

Формы ППФП во внеучебное время следующие:

— секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта вне вуза;

— самодеятельные занятия по прикладным видам спорта вне вуза;

— самостоятельные занятия;

— соревнования по прикладным видам спорта.

Одна из форм ППФП – массовые физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.

2.7.2. Факторы, определяющие ППФП студентов

Двигательную деятельность человека, его трудового активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнано, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.

Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.

Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

— формы (виды) труда специалистов данного профиля;

— условия и характер труда;

— режим труда и отдыха;

— особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Формы (виды) труда. Основные формы труда – физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки к предстоящей работе по профессии.

Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.

Характер труда также определяет ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.

Режим труда и отдыхавлияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности.

Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.

При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.

Динамика работоспособности специалистов в процессе труда – интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить «кривую» работоспособности на основе фиксированных показателей: через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п., а также психофизиологический показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, тремора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. «Кривая» работоспособности определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП, так и в режиме труда и отдыха.

2.7.3. Средства ППФП студентов

Подбор средств ППФП осуществляется с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.

Средства ППФП студентов классифицируются следующим образом:

— прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

— прикладные виды спорта;

— оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

— вспомогательные средства, обеспечивающие качества учебного процесса по разделу ППФП.

Основным средством ППФП студентов является физическое упражнение. При их подборе следует учитывать, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим качествам.

Напряженная умственная деятельность студентов в процессе обучения в сочетании с недостаточной двигательной активностью приводит к снижению общей и умственной работоспособности и состояния здоровья.

Уровень умственной работоспособности, безусловно, зависит от состояния здоровья и общей работоспособности, а способность человека длительно выполнять умственную или физическую работу определяется выносливостью, обуславливаемой, прежде всего, функциями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Важным фактором, определяющим совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем молодого организма студентов, является оптимальное сочетание умственных нагрузок и разнообразных средств физической культуры.

Из многочисленных физических упражнений наиболее целесообразными и доступными в применении следует считать циклические упражнения, такие как бег, ходьба, туризм, плавание. Эффективны подвижные и спортивные игры, которые характеризуются множеством циклических и ациклических движений и высокой эмоциональностью.

Умелое сочетание циклических упражнений со спортивными играми дает положительные сдвиги не только в развитии выносливости, но и других физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость).

При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько качеств, и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и двигательных навыков. Для этого сначала составляется так называемая профессиограмма, и затем на ее основе – спортограммма (комплекс упражнений и набор видов спорта, соответствующих конкретной профессии).

Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считают профессионально-прикладными.

Элементы состязательности, сопряженные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорта в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Однако занятия прикладными видами спорта не единственный способ решения всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за недостаточной избирательности и неполного охвата задач этой подготовки будущего специалиста к любой конкретной профессии.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально-организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Содержание таких занятий связано с обучением приемам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме (специальные водные процедуры, различные бани и др.).

Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, это различные тренажеры, специальные технические устройства и приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда.

Следует различать тренажеры, применяемые на занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура», и профессиональные тренажеры. Принципиальное назначение первых в том, что с их помощью закладываются функциональные основы, расширяется диапазон двигательных умений, способствующих быстрому освоению профессиональных действий, умений и навыков. В профессиональных же тренажерах обрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях, а это является уже задачей не кафедры физического воспитания, а выпускающих кафедр университета.

Добавить комментарий

Закрыть меню