Как воспитывали обломова

Недавно я прочитала роман И. А. Гончарова «Обломов». Нахожу в себе черты его главного героя. Я думала, что это просто лень, а оказалось, что это «обломовщина».
Действительно, так хочется пролежать весь день на диване, ничего не делать, только думать и смотреть телевизор. Я нашла в произведении «Обломов» замечательную фразу, объясняющую «обломовщину» как явление: «…отец его (Обломова) никогда не искал дополнительного способа подзаработать и считал это грехом».
Вообще, я думаю, что лень для меня – это хроническое заболевание, и говорить о тех неприятностях, которые у меня возникают в связи с ленью, можно бесконечно. Начиная с того, что мне иногда лень встать, чтобы поужинать.
Но лень – явление не всегда плохое, потому что она очень хорошо сортирует все события в нашей жизни и выделяет самые важные: мне иногда лень ходить в школу, иногда лень смотреть телевизор, но иногда бывает совершенно не лень почитать книгу – вот это для меня важнее. И поэтому лень, по моему мнению, как индикатор того, нужно мне что-либо в жизни или нет. Например, если мне лень делать какую-то неинтересную работу, то, значит, она мне просто не подходит, если мне лень встречаться с какими-то людьми, значит, они мне неинтересны и, скорее всего, в моей жизни не будут полезны.
Несмотря на склонность Обломова к лени, безделью, его довольно часто посещают знакомые: Судьбинский, Волков, литератор Пенкин, земляк Обломова Михей Андреевич Тарантьев. Возможно, эти эпизодические герои понадобились автору для того, чтобы продемонстрировать различные варианты так называемой деятельной жизни, а также показать способность Обломова ясно и точно оценивать людей. Так, слушая рассказы Волкова о светских развлечениях, Илья Ильич думает: «И это жизнь!.. Где же тут человек?» Судьбинский вызывает в нем искреннее недоумение; по мнению главного героя, тот «и слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А будет со временем ворочать делами и чинов нахватает».
Почти все дни главный герой романа проводит время, лежа на диване и ничего не делая. Голова его забита проблемами, связанными с деревней. Однако даже эти вопросы Илья Ильич не может и не хочет решать сам, обращаясь каждый раз за помощью к тем, кто к нему заходит, будь то Тарантьев, который старается вытянуть из Обломова деньги, или Волков, которого совсем не интересуют проблемы главного героя. Искренне любил Обломов только Андрея Ивановича Штольца и верил ему.
Лучший друг Обломова – Андрей Штольц, общительный, невероятно трудолюбивый и любознательный человек, никогда не сидящий долго на одном месте. В общем, Штольц – антипод главного героя, полная противоположность Обломова. Отец его был немец, а мать – русская. Образованием Андрея занимался отец. Автор сообщает читателям об образовании и воспитании героя: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака».
Штольц энергичен, постоянно в движении, многого добивается в жизни. Он занят делом, состоятелен. Именно он, а не Илья Обломов становится мужем Ольги Ильинской. Но этот полунемец, на мой взгляд, неприятен читателю, потому что он лишен мечты и живого воображения. Его воспитание делает из него бездушную машину, действующую по плану, не задумывающуюся о чувствах и переживаниях других. Штольцу не дано понять глубокую и мечтательную русскую душу Обломова.
Для Ильи Ильича лежание на диване было нормальным состоянием. Не умеющий обходиться без посторонней помощи, Обломов именно этой чертой своего характера представляет полную противоположность Штольцу, который с раннего детства приучен отцом ни на кого ни в чем не рассчитывать.
В детстве Илья был живым и избалованным мальчиком. Он убегал от няни к оврагу. Повзрослев, герой в душе остается избалованным ребенком, но он перестает интересоваться жизнью. Если рассмотреть противопоставление Обломовки и окружающего мира, описанное в главе «Сон Обломова», можно сделать вывод, что то, что находилось «до оврага», называлось своим, хорошим и правильным, а то, что «за оврагом», – опасным и страшным. Илья Ильич, став взрослым, все еще живет в зоне «до оврага», в своем замкнутом мире, поэтому Петербург для него – место «за оврагом». Петербург – полная противоположность Обломовки. Петербург – суета городской столичной жизни, а Обломовка – тихая, сонная, застойная жизнь.
Сон Обломова переносит нас, читателей, в его детство. Оно прошло в тихом безмятежном раю – Обломовке. Родители и няня рассказывали мальчику сказки о молочных реках, сладкой жизни, но в действительности оказалось все совсем не так.

Неподготовленность к жизни этого персонажа, ставшего нарицательным, – часть того явления, которое и называют «обломовщиной».
Главный герой романа И. А. Гончарова предпочитал тихую, застойную жизнь. Во сне Илья видит, как быстро проходит вся его скучная жизнь. Жизнь его – это сон.
Обломов – человек с чистым сердцем, чувствительный и мечтательный. Отрицательная сторона характера главного героя – это лень, которая привита ему с детства. То, что свойственно человеку с детства, трудно перебороть в дальнейшем. Весь этот набор характеристик истинно русского человека, неспособного реализовать свои способности и таланты, автор характеризует емким словом «обломовщина». Это слово становится понятным только после того, как прочитаешь весь роман, осмыслишь всю жизнь героя. Читатель, как мне кажется, испытывает сочувствие к Обломову, жалеет его. Но жизнь героя, его лень, нежелание принимать ответственные решения – урок для каждого человека, лелеющего в себе «обломовщину».
Это произведение напомнило мне рассказ Антона Павловича Чехова «Человек в футляре». Обломов и Беликов очень похожи, они оба отгораживают себя от остального мира, только один – ленью, а второй – всевозможными «футлярами». Оба эти персонажа по-своему несчастны.
Мне кажется, что «обломовщина» свойственна всем людям, настроенным философски, потому что данное явление – это не только лежание на диване, плевание в потолок, это стиль жизни. Я думаю, каждый из нас должен признавать, что вот в данный момент я бездельничаю, а не изображать видимости работы. Мне кажется, лень – это удовольствие, которое мы получаем, то есть то, что мы делаем не для других, не «для хлеба насущного», а для себя.
Не хочу, чтобы лень в моей жизни сыграла решающую роль. Уже сейчас я стою перед выбором, чем заняться в жизни, в какое высшее учебное заведение поступать. Я не люблю математику, химию, физику, я люблю читать, рассуждать, выражать свои мысли и боюсь, что это пагубно скажется на выборе профессии. Ведь проще простого выбрать «удобный» институт без технических наук, зато потом может получиться так, что придется всю жизнь ходить, как на каторгу, на нелюбимую работу.
Вокруг нас – реальная жизнь, которая далеко не всегда устроена для нашего удовольствия и к нашим услугам. Там нужно что-то доказывать, чего-то добиваться. Там проверяется, что ты за человек и имеешь ли право на то, чего желаешь.
Воспитание – великое дело, потому что в детстве складываются привычки человека, его умение достигать поставленных целей и его общее философское понимание смысла жизни.

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ЭССЕ
ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

НА ТЕМУ » Проблема воспитания в романе И.А. Гончарова «Обломов»: опека как тактика воспитания в семье Обломовых»

Выполнила

Студентка группы ГУС-21(2 курс)

Студенческий билет №1032100990

У.П. Чугианова

26 мая 2013 г.

Москва, 2013

Введение……………………………………………………………………………………………..стр.3

Тактики воспитания в семье…………………………………………………………….стр. 4-5

Влияние опеки как тактики воспитания на формирование личности И.И.Обломова………………………………………………………………………………….стр. 6-7

Заключение…………………………………………………………………………………………стр.8

Список использованной литературы………………………………………………………………………………………..стр.9

Введение.

Тема воспитания всегда была, есть и будет актуальной как для каждого человека в отдельности (когда-нибудь мы все обзаведемся семьей и детьми), так и для всего общества и института семьи в целом. Известно, что воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной и культурной жизни. Естественно, исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка играет семья. Для любого ребенка, именно родители самые нужные и дорогие люди, без которых он просто пропадет в этом сложном мире.

Родительское отношение — один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье.1 С самого рождения ребенок развивается как социальное существо и во взаимоотношениях с родителями овладевает правилами поведения, навыками общения, а также приобщается к человеческой культуре. Семья – это первый микромир для ребенка. Именно в ней складываются первые представления о мире, справедливости и несправедливости, добре и зле, ответственности и долге. Постоянное и естественное воздействие семьи на ребенка формирует его черты характера, взгляды, убеждения и, конечно, мировоззрение. У семейного воспитания есть определенная специфика, отличающая его от общественного воспитания. По своей природе семейное воспитание основано на чувстве. Как правило, изначально семья основывается на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов. Именно чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка всю его жизнь.

Тактики воспитания в семье.

В каждой семье складывается определенная система воспитания, в которую входит и постановка целей воспитания, формулировка его задач, а также использования методов и приемов воспитания, учет того, что дозволено допустить в отношении ребенка, а что – нет.

В педагогике выделяют 4 тактики воспитания в семье: диктат, «невмешательство», сотрудничество и опека. Поговорим о каждом типе отдельно.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. 2 Конечно, родители могут предъявлять требования к своему ребенку в соответствии с целями воспитания, нормами морали и конкретными ситуациями, в которых родителям приходится принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако есть те, которые всем видам воздействия на ребенка предпочитают приказ и насилие, что естественно вызывает у ребенка сопротивление: он отвечает на принуждение и угрозы лицемерием, вспышками грубости, обманом, а иногда даже откровенной ненавистью. И даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним ломаются и многие ценные качества личности, такие как чувство собственного достоинства, самостоятельность, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Чрезмерная строгость родителей, игнорирование мнений и интересов ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении к нему относящихся вопросов — все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности.

Тактика «невмешательства» порождает в семье такие взаимоотношения, которые основываются на признании возможности и целесообразности независимого существования детей от взрослых. Суть в том, что могут сосуществовать два мира: мир взрослых и детей, и ни тем, ни другим не следует переходить границу, намеченную между ними. В основе этого типа взаимоотношений, как правило, лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество предполагает опосредованность в семье межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно таким образом пресекается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.3

Опека в семье предполагает систему отношений, при которых родители, удовлетворяя все потребности ребенка, ограждают его от всех забот, трудностей, проблем, принимая все это на себя. По сути, родители блокируют процесс активного формирования личности. Также они обычно отстранены от решения вопросов, касающихся лично их, и уж тем более, общих проблем семьи. Такие дети, как правило, оказываются неприспособленны к жизни в обществе и не готовы к столкновению с реальностью, что за порогом дома. И если диктат предполагает приказ, жесткий контроль, авторитаризм и насилие, то опека – заботу и ограждение от трудностей, однако, как ни странно, результат во многом совпадает: дети вырастают несамостоятельными, безынициативными и безвольными.

Влияние опеки как тактики воспитания на формирование личности И.И.Обломова

Читая роман И.А. Гончарова и подробно анализируя описание детства маленького Илюши Обломова, можно с уверенностью сказать, что его родители, воспитывая сына, применяли тактику опеки, что, как мы знаем, очень плохо сказалось на дальнейшей судьбе героя.

Детство Обломова было счастливым и беззаботным, его очень любили, он всегда был окружен вниманием, лаской и забой. Но в то еж время ребенка лишали возможности проявить себя. Он не мог сделать ни шагу самостоятельно, любая попытка Илюши к самостоятельному действию пресекалась, потому что для этого был “Захар и еще триста Захаров”.

Мальчику не давали возможности узнать что-то новое, высказать свои желания и проявить способности. Родители оградили его от труда, приучили к праздности и развили в нем чувство превосходства над другими. Он даже не ездил на уроки в Верхлево, потому что «Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь».

В результате он стал бездельником, не способный даже осмыслить свою жизнь, и потому скучал от всего, что ему приходилось делать. Он не понимал, зачем ему служить, и в итоге ничего лучше не нашел, как выйти в отставку. Также он не понимал, в чем смысл его учебы и впоследствии прекратил ее. Выезжая в общество, он не видел смысла в этом, и поэтому решил бросить все свои знакомство и стал целыми днями просто лежать у себя на диване.

Маленький Илюша очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала няня, и кроме которых он ничего в жизни не видел и не знал. В итоге Обломов научился только мечтать, а действовать, к сожалению, так и не научился. В то время как реальная жизнь проходила мимо, он проводил целые дни в бесполезных мечтаниях.

В том, что, став взрослым, Обломов остался таким же вялым, несамостоятельным и безынициативным, как было в детстве, нужно винить, я считаю, только его родителей, которые не давали мальчику почувствовать себя самостоятельным, что и привело его к абсолютной неготовности к жизни за пределами отчего дома.

Заключение

Семья играет в воспитании и становлении личности ребенка основную роль. Одна из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития его личности. Именно в семье происходит важнейший процесс социализации ребенка, что включает в себя познание им окружающей действительности, овладение навыками общения и приобщение его к человеческой культуре.

Говоря о семейных взаимоотношениях, нужно сказать, что в педагогике выделяют 4 типа тактик воспитания: диктат, «невмешательство», сотрудничество и опека.

В романе А.И. Гончарова можно увидеть, как пагубно повлияло на становление личности Обломова его воспитание, основанное на тактике опеки. Его огородили от труда и забот, не давали возможности проявлять себя и быть самостоятельным хоть в чем-нибудь, что и стало причиной того, что Обломов стал несамостоятельным, безынициативным и апатичным ко всему, что происходит вокруг.

Трудно поспорить с тем, что воспитание детей – очень тяжелый труд. Задача родителей не просто любить и уважать ребенка, но еще и предоставлять ему нужную свободу для реализации своих стремлений.

Отсутствие такой свободы приведет к тому, что ребенок вырастет слабым и безвольным. Именно это произошло с главным героем романа Гончарова «Обломов»: Илья Ильич оказался не готов к взрослой жизни, далекой от мира детства.

Список использованной литературы.

  1. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика — М., 1996
  1. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». — 1986. -№4. Карабанова О.А.,
  1. Варга А.Я. Типы родительского отношения. — Самара, 1997.
  1. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. — М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

Воспитание и образование Обломова сочинение

Илья Ильич Обломов родился в семье сельских помещиков, которые обитали в усадьбе Обломовка. Деревеньку окружали чистые, свежие пейзажи природы. Все в поместье жили в состоянии лености, бездействия. Никто не стремится улучшить среду обитания. Их окружала праздность, и ожидание наступление свадеб или похорон. Главное для всех в Обломовке: сон и тишина.

Сыночек Илюша рос в атмосфере любви и неги. Он был единственным ребенком в семье. Родители его обожали. Любое его желание немедленно исполнялось. Он не мог ничего сделать сам. За него все и всегда делал кто-то. Его верный слуга Захар, прошел с ним весь жизненный путь и был главным помощником. Как и у многих детей, в детские годы, Илья был подвижен и активен, но матушка и отец «подавляли» любую живость.

Со временем мальчик привык к лености. Его никогда не учили терпению и усердию.

У Ильи, была прекрасная няня, которая с увлечением рассказывала ему сказки и предания. Маленький мальчик, с богатой фантазией, не раз представлял себя одним из героев этих повествований. Уже, когда Илья повзрослел, он не раз вспоминал те дни, и по-прежнему, представлял себя, богатырем. В Обломовке, никто, не ценил образование, книги. А для мальчика отдушиной были сборники стихов, строки из которых были созвучны его душе. Он восхищался красотой окружающей природы и описанию ее поэтами.

Это все поддерживало в подростке восторженность, романтичность, поэтичность. Но, потихоньку это погибало, без поддержки и интереса взрослых к успехам ребенка. Чтение романа, было ему не под силу, не интересно, слишком утомительно. Илья Ильич не поддерживал той активной жизни и позиции, которую вел его друг Андрей Штольц. Учеба в пансионе была для Ильи Обломова, мукой.

Он учился вместе с другом, но не проявлял, ни интереса, ни заинтересованности. Каждый день учебы, заканчивался для мальчика, слезами и упреками. Но будучи послушным и не желающим распоряжаться своей судьбой, сыном, он вынужден был , далее, прослушать курс наук в Москве. Учился он на юриста. Закончив, университет, Илья получил много теоретических знаний, но он никак не смог их применить в жизни. Ведь вся учеба- это лишь для того, чтобы исполнить чужую волю.

Он не мог стать ни адвокатом, ни судьей. Все это требовало приложения воли и желания. А ни того и не другого у молодого Обломова не было. Ведь детство, юность, когда формируется личность и зрелые годы, с невозможностью проявить свое волеизъявление, чего-нибудь захотеть и исполнить свое желание, это не было заложено в генный фонд Ильи Обломова.

Его безволие, аксон-рефлекс, нежелание проявить деятельность в чем – нибудь ярко показывает шаги «к гибели героя». Он несчастен, хотя и не понимает этого. Жизнь пугает его и губит, ведь он не борец. Он смерился и » потерял» себя. Илья Ильич Обломов и сам многострадальный, «бедный» человек, и всех, кто вокруг, делает такими. Вся его жизнь это показ, как не должно быть, и когда, для своего счастья, надо начинать ее менять.

  • Сочинение по картине Шишкина Утро в сосновом лесу 2, 3, 4, 5, 6, 7 класс

    Картина «Утро в сосновом лесу» написана талантливым русским художником Иваном Шишкиным. Он писал свою картину с натуры в российской глубинке. И очень точно передал состояние природы. Это картина типичного для

  • Сочинение по картине Попова Первый снег 7 класс

    Перед нашим взором предстаёт зима в самом своём расцвете, поражающая всякое воображение и захватывающая сердца тех, кто смог увидеть сие творение и впитать в себя все тёплые чувства первого снега зимой. Навалило немало снега

  • Главная тема пьесы Вишневый сад сочинение

    Пожалуй, ни для кого не секрет, что знаменитая на весь мир пьеса «Вишневый сад» стала последней работой великого русского писателя Чехова Антона Павловича. Основной темой данного произведения выступила самая обычная и довольно распространённая ситуация,

  • Сочинение Мой любимый вид спорта

    Мой любимый вид спорта — хоккей. Я люблю зиму больше, чем лето. Зимой холодно и можно залить каток. В хоккей играют настоящие мужчины. Наш президент Владимир Владимирович Путин с удовольствием играет в хоккей. Есть такая НХЛ — ночная хоккейная лига.

  • Мысль семейная в романе Война и мир сочинение

    В центре сюжета романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого находятся несколько семей. Все семьи имеют благородное происхождение и каждая имеет свое отличие, свою определенную черту. Лев Николаевич особое внимание уделяет семейным ценностям

  • Легко ли быть молодым? сочинение-рассуждение 8 класс

    Жизнь полна сложностей и препятствий, и люди в любом возрасте сталкиваются с трудностями, которые преодолевают с большим или меньшим успехом. Очень часто взрослые считают, что тем, кто моложе их, живётся гораздо легче. Юноши и девушки,

Добавить комментарий

Закрыть меню