Как сосредоточиться на экзамене?

Советы психолога: как успешно сдать экзамены

Экзамены — это всегда волнение и переживания… А вступительные экзамены — еще и огромная ответственность за выбор своего будущего. Как пережить этот непростой период с наименьшими «потерями» для психического и физического здоровья?
Во-первых, лучше воздержаться от приема успокоительных средств и медикаментов — они тормозят мозговую деятельность и мешают сконцентрироваться, тем более реакция может быть полностью противоположной: начнут трястись руки-ноги, в голове — туман. Химия — это химия, и никогда не знаешь, как она сработает в сочетании с недосыпанием и волнением; лучше медикаменты заменить полноценным здоровым сном (юноши — 7–8 часов, девушки — 8–9 часов) и пешими прогулками на свежем воздухе. Сбалансированный режим труда и отдыха поможет восстановить физические и психические силы организма. Также во время подготовки к экзамену каждый час можно делать гимнастические упражнения, это поможет снять напряжение в мышцах и придаст силы для усвоения новой информации.
Во-вторых, полноценное питание. Пища должна быть богата белком: например, на завтрак творог и сметана, а также два раза в неделю яйцо всмятку. Обед может состоять из супа и мяса (75–100 г) с овощами, а на ужин — рыба или курица и сметана. Белок, содержащийся в этих продуктах, будет питать головной мозг. Следовательно, воспринимать и запоминать информацию будет легче. Также следует обогатить и разнообразить пищу витаминными продуктами — овощами (капуста, морковь) и фруктами (бананы, апельсины, грейпфруты). Они помогут зарядиться бодростью и положительной энергией. Весьма полезным в этот период будет употребление в пищу различных каш. Они богаты витаминами и микроэлементами, которые активизируют мозговую деятельность.
В-третьих, перед самим экзаменом можно съесть пару долек шоколада — это поможет сконцентрироваться на задании. А еще шоколад является отличным антидепрессантом: он и вкусный, и полезный, и со стрессом помогает справиться.
Как известно, вступительные испытания выпадают на самый жаркий месяц лета, поэтому на экзамен нужно взять бутылочку простой питьевой воды. Лучше воздержаться от употребления минеральной и сладкой газированной воды, они лишь временно утоляют жажду.
Немаловажным является выбор одежды для экзамена. Лучше отдавать предпочтение светлым пастельным тонам — они придают уверенность в собственных силах и не раздражают глаза, в то время как яркие наряды будут отвлекать как экзаменатора, так и самого абитуриента. К тому же одежда не должна стеснять движений, узкая и облегающая будет создавать неудобства и не позволит сосредоточиться на задании
Рекомендации психолога по подготовке к вступительным экзаменам.
Прежде, чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий:

  • удобно расположить нужные учебники, пособия, бумагу, ручки, карандаши и т.п.

В интерьере комнаты желательно иметь желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. В зависимости от того, кто вы — «сова» или «жаворонок», максимально загрузить первую или вторую половину дня.

Следует четко определить, что именно сегодня будет изучаться.
Хорошо начинать — пока не устал, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Если заниматься не хочется и в голову ничего не идет, то полезно начать с того, что знаете лучше, с того материала, который вам больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаетесь, и настроение улучшится.
Обязательно следует чередовать работу и отдых — 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв (можно в это время сделать зарядку или заняться домашней работой).

  • Накануне экзамена, в последний день оставьте время для повторения.
  • Перед сном совершите прогулку, выспитесь.
  • Утром, перед экзаменом не вредно просто полистать учебник.

На экзамене, чтобы успокоиться и сосредоточиться проведите упражнение несколько раз: на счет 1-4 вдох, на счет 1-4 задержите дыхание, на счет 1-4 выдох.
Когда письменный ответ написан или сделано задание, отложите работу в сторону. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание на 5-10 сек., медленно выдохните (бесшумно) через рот, разделив воздух на три порции. Снова задержите дыхание на 2-3 секунды. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, медленно плавно выдохните. Вы ничего не хотите добавить к своему ответу? Помните, что самые свежие мысли приходят после того, как письмо уже запечатано. Если вам больше ничего не пришло в голову, то можете идти отвечать или сдавать работу.
Ни пуха, ни пера!
Как вести себя на экзамене.
Экзамен — это всегда стресс. Но что нам мешает с ним справиться? Подготовка к ответу на устном экзамене — это сложный и важный этап. От того, что вам удастся вспомнить, во многом будет зависеть ваша оценка. Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника сама всплывёт перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться. Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомнив на минуту что-либо смешное или приятное.
Итак, очередная порция советов.
1. После того, как вы придёте в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не отчаивайтесь и не пугайтесь, если в первую минуту вам покажется, что вы вообще ничего не знаете. Такое бывает со многими. Активное припоминание — трудный и сложный процесс. Начинайте с того, что знаете. Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него. При подготовке к ответу на него вы подсознательно будете припоминать остальные вопросы. И ничего страшного, если вы что-то не можете вспомнить совсем. В конце концов, обладая обширными знаниями о предмете, до многого можно додуматься самостоятельно.
2. Фиксируйте самое основное. Делайте записи или составьте план ответа. Для того чтобы при ответе ваши знания были последовательными, оставляйте свободное место для тех деталей, которые вы припомните позднее. Если никак не удаётся вспомнить какое-то определение, формулу — пропустите место и вернитесь к этому позднее. Помните: никогда не ходите отвечать с чистым листком, даже если вы суперотличник.

Записи помогают и вам и экзаменатору, если нужно сделать выбор.
3. Только факты. Помните: ответ должен содержать факты и ценную информацию. Переливая «воду» вы рискуете утонуть или «поплыть»… Известно, что несколько конкретных цифр, деталей, фактов оказывают гораздо более глубокое воздействие на собеседника, чем пространные рассуждения по всей теме ответа.
4. Наблюдайте за экзаменатором. Перед тем, как идти отвечать, вы должны обязательно понаблюдать за экзаменатором: каковы его реакции и степень их проявления, насколько он доброжелателен или наоборот — раздражен, что он вообще за человек. Эта информация вам очень пригодиться при ответе.
5. Если вы уже закончили подготовку и твердо знаете, что больше ничего по этому вопросу не вспомните, то отдохните. Посмотрите по сторонам, понаблюдайте, как отвечает предыдущий абитуриент. Может быть, в его ответе вы услышите то, что может пригодиться вам. Дело в том, что содержание вопросов, особенно по общественным дисциплинам, очень сильно пересекается, иногда бывает достаточно послушать своего предшественника, чтобы значительно обогатить свой ответ.
6. Отдельно хочется сказать о шпаргалках. Конечно, списывать со шпаргалки весь текст буква в букву вам вряд ли удастся, но иногда бывает, что нужно разок «одним глазком» заглянуть в нее. Так случается, если вы твердо уверены, что этой формулы вы не запомнили и поэтому специально записали ее на шпаргалку. Тут каждый действует на свой страх и риск, тем более что экзаменатор, как правило, все видит. Поэтому на всякий случай запомните: после того, как вы «одним глазком» заглянете в шпаргалку, у вас будут трястись руки и смешиваться все в голове, по крайней мере, минут десять. Дело в том, что списывание со шпаргалки — чрезмерно стрессовая ситуация. Объем непосредственной памяти при этом резко уменьшается, и в итоге приходится переписывать едва ли не каждое слово, то и дело заглядывая в шпаргалку. Не заметить такого поведения абитуриента экзаменатор просто не в состоянии.
А если экзамен письменный, например тестирование? Как вести себя в таком случае? Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.
1. Сосредоточьтесь! Торопитесь не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество ответов.
2. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых нет сомнений. Так вы освободитесь от нервозности, и вся энергия будет направлена на более трудные вопросы.
3. Пропускайте! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми вы обязательно справитесь.
4. Читайте задание до конца! Иначе можно совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
5. Думайте только о текущем задании!
6. Исключайте! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.
7. Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
В любом случае, как бы не прошел процесс подготовки к экзамену, важен положительный настрой. Ведь любые вершины покоряются, верно? Удачи!
Как успешно сдать экзамен

  • Создайте у себя положительную установку на сдачу экзамена.

Для тех, кому предстоит сдавать экзамены, типичной является ситуация, когда начало подготовки к ним откладывается на максимально долгий срок, что негативно сказывается на конечных результатах. Поэтому очень важно заранее создать позитивный настрой на экзамен, который будет стимулировать подготовку к нему. Экзамен следует рассматривать как своеобразную игру, в которой шансов выиграть гораздо больше, чем проиграть. Вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию вашего успеха, когда вы, преодолев все трудности, вышли победителями. Что это за ощущения? Несмотря на то, что экзамен — это, безусловно, серьезное испытание, требующее мобилизации всех умственных и физических сил, он между тем дает вам очень ценную возможность — возможность получить удовольствие от интересного общения с преподавателями, почувствовать себя компетентным в определенной области знаний, приблизиться к своей заветной мечте.

  • Формируйте позитивные цели.

Как известно, жизнь больше, чем вступительная или экзаменационная сессия, и это — замечательно! Приступая к повторению (изучению) учебного материала полезно бывает сформулировать позитивные цели, добиться которых поможет сдача именно этого предмета. О необходимости осознания цели собственного поведения Фрэнсис Бэкон сказал: «Ковыляющий по дороге опередит бегущего, сбившегося с пути». Подумайте о том, что хорошего, полезного лично вам принесет удачная сдача экзамена, закрепите этот образ, эти приятные ощущения успеха. Для этого вы можете воспользоваться техникой, которая называется «созидающая визуализация» (автор Шакти Гавэйн). Используя силу воображения, вы можете создать позитивные образы будущего, дающие вам уверенность и силу. Если вы время от времени будете возвращаться к ним, добавляя детали, ощущение уверенности с каждым разом будет усиливаться. Между этими позитивными образами и вами сегодняшним образуется незримая связь, позитивный настрой на достижение целей. С каждым разом, когда вы будете создавать себе позитивные образы, вы будете чувствовать в себе новую силу, новую уверенность, желание осуществить свои планы. И с каждым разом это будет все легче и легче.
Внутри каждого из нас — огромный склад прошлых образов и чувств, память о наших неудачах и победах. Здесь есть истории, как со счастливыми, так и с несчастными концами. Чем чаще какое-нибудь воспоминание воспроизводят и «проигрывают», тем сильнее ее воздействие. Если у вас в прошлом был не очень успешный опыт сдачи экзаменов, полезно проанализировать причины неудачи: неправильное распределение времени, неоптимальное сочетание умственных и физических нагрузок, несбалансированное питание, организация сна/бодрствования. Проанализируйте, сделайте выводы и помните: не ошибается тот, кто ничего не делает.
Извлекайте уроки из любого опыта и двигайтесь дальше. Не сражайтесь с призраками прошлого! Воспоминания могут помочь лучше понять самого себя. Однако упреки и обвинения не решат ваши проблемы, не улучшат перспектив на будущее. Прошлое может многое объяснить, но куда вы пойдете с этого момента, целиком и полностью зависит от вас.

Все ваше внимание должно быть сосредоточено на нынешнем положении вещей, не пытайтесь жить в дне прошедшем или будущем. Планируйте будущее, готовьтесь к нему, но не тревожьтесь о завтрашнем дне, а концентрируйте внимание на настоящем.

  • Одновременно делайте только одно дело.

Еще одной причиной, омрачающей существование и порождающей состояние неуверенности и тревоги, является нелепая привычка пытаться делать в одно и то же время несколько дел. Часто студенты готовятся к экзамену и смотрят телевизионную передачу, думают еще о вещах, которые предстоит сделать через неделю. Опасность этой привычки люди редко осознают. Если вас бьет нервная дрожь, охватывает тревога при мысли об ожидающей вас огромной куче дел, то эти чувства вызывает не предстоящая работа, а позиция, которую можно коротко выразить так: «Я должен все это сделать сразу».

Естественно, стараясь осуществить невозможное, человек начинает нервничать, метаться, приходить в отчаяние. Истина же в том, что мы в состоянии одновременно делать только одно дело. Усвоив в полной мере столь простую и очевидную истину, вы перестанете пытаться «делать в уме» одновременно все дела и будете сосредоточивать свое внимание на том, чем вы занимаетесь непосредственно в данный момент.

  • Работая, умейте расслабляться.

Предэкзаменационный стресс — это длительно повышенное, а потому привычное и незаметное нервно-психическое напряжение, которое истощает психофизиологические ресурсы и «запускает» стресс-реакцию. Страдает же человек не от самой стресс-реакции, а от негативных последствий постоянно повышенного напряжения и недостаточно эффективного восстановления сил.
Релаксация (расслабление) — это реакция организма обратная стресс-реакции. Снижение мышечного напряжения, уменьшение излишней активности в работе всех систем организма с целью восстановления израсходованной энергии — в этом смысл релаксации.
Для того чтобы организм мог отдохнуть во время интенсивной умственной работы, полезны физические упражнения, дыхательная гимнастика, прогулки на свежем воздухе. Позаботьтесь о режиме сна, сбалансированном питании.
Часто мы слышим: «Встречают по одежке, провожают по уму». Известно, что при одном и том же знании материала ваши шансы на хорошую оценку значительно выше, если экзаменатор относится к вам с доверием и симпатией. Установлено, что успех общения на 90% зависит от подсознательно формируемого отношения партнеров. Не последнее место занимает в этом деле внешний вид собеседника, в частности в одежде рекомендуем использовать спокойные цветовые сочетания, умеренность в украшениях. Желательно, чтобы внешний вид абитуриента (студента) выражал серьезность, деловой стиль.

  • Побеждает лишь тот, кто верит.

Эти слова принадлежат Томасу Эмерсону. Вера в успех порождает доверие, приносит успокоение разуму, с противоположной стороны — сомнения, беспокойства и волнения. Если ваша вера крепка, она поможет не только вам, но и другим.
Помните: главная фигура в любой критической ситуации на экзамене — это вы. Пусть вашим девизом будут слова: «Я могу лишь приобрести, но отнюдь не потерять».

Каталог:data
data -> «высшая школа экономики»
data -> Программа дисциплины «Российский и мировой рынок pr»
data -> Программа дисциплины «Методы исследований в психологии и образовании»
data -> «высшая школа экономики»
data -> Методическая работа по аспектам Business English и Banking Transactions Список учебно-методических материалов 2007г
data -> «высшая школа экономики»
data -> Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
data -> Программа дисциплины теории личности для направления 030300. 62 «Психология»
data -> Программа дисциплины «Современные концепции личности»

Поделитесь с Вашими друзьями:

Бувають такі викладачі, яким важко скласти іспит, навіть якщо ти готувався з останніх сил.

Вони випитують і випитують найдрібніші подробиці. А ти сидиш і сумно думаєш про те, що їм би у ФБР працювати, а не мучити і без того нещасних студентів.

А якщо ти до іспиту не готовий взагалі, то йти до такого монстра і зовсім марно …

Це не так!

Все марно, якщо ти не володієш елементарними навичками психології спілкування (з монстрами наук) і не володієш своєю мовою настільки, щоб можна було говорити багато, красиво і начебто по темі, не розбираючись в такий взагалі.

Ну, по-перше , знадобиться абсолютна, непробивна впевненість у собі. Перед тим, як підійти до жорстокого, п’ять разів подумай: «Я все знаю».

Ця мила думка має віддрукуватися у тебе в очах настільки, щоб викладач зміг її відразу прочитати.

А тепер видих, і спокійною ходою підходиш і сідаєш здавати свій квиток. Якщо вистачить сил і нахабства, можеш посміхнутися своєї самої чарівною посмішкою: мовляв, наші зустрічі з вами такі прекрасні!

По-друге , доведеться стежити за своєю позою і своїми рухами. З часом тобі навіть не доведеться думати про це, але поки потрібно контролювати себе, щоб не видати хвилювання, незнання або страх позою та жестами. Запам’ятай: ніяких схрещених рук або ніг, хаотично обертається ручки в руках, нервових пальців, комкаться листочок або теребящіх комірець. Все це видасть людини невпевненого, що прагне закритися, сховатися від співрозмовника, а ти ж тільки що вселив собі, що все знаєш.

Ось і сідай так, як ніби ти все знаєш, і продемонструвати свої знання Преподу для тебе в кайф. Ноги твердо стоять на підлозі, спина пряма, голова піднята. Все тіло розгорнуто до викладача, впевнений погляд на нього. Руки краще поклади на стіл і не смикав ними. Ну от, тепер ти виглядаєш як студент, який весь семестр посилено готувався до складання іспиту.

Зверни увагу на те, як сидить сам викл, і спробуй злегка отзеркаліть його позу. Психологи довели, що нам подобаються ті, хто схожий на нас. Ось і станеш у цей момент трохи схожим на препода. Тільки в мавпочку перетворюватися не треба! Від невеликих коригувань твоя «поза впевненості» не постраждає, а ось симпатія монстра зросте.

Нарешті, установи візуальний контакт — відкритий погляд очі в очі — і починай відповідати. Ось тут тобі буде великою мірою говорити багато, красиво і майже по темі.

Напевно, хоч що-небудь по предмету ти знаєш: пару разів на лекції був, відкривав зошит, в коридорі від одногрупників чув. От від цього і танцюй.

Коли твої довгі вокругтемние мови Преподу набриднуть, він захоче позадавать питання.

І тут у тебе навіть є вибір: 1) ти можеш знову почати свої промови і так ними втомити, що від тебе легше буде відв’язатися, поставивши оцінку в заліковку; 2) а можеш повторити питання, тільки вже як оповідної пропозицію, додавши по ходу яких-небудь деталей, і поступово перейти до довгих промов; 3) або дзеркалі питання, але потім робиш вигляд, що відповідь ось він, у тебе на мові, а слів потрібних підібрати не можеш.

Як правило, в цей момент потрібні (а головне — правильні) слова допомагає підбирати викл. Твоє діло — їх ловити і вплітати в мові.

Ну от, в принципі, і все. Удачі на іспитах!

Что сделать, чтобы сдать экзамен?

Как правило, подавляющее большинство людей обучающихся начинают активно готовиться к экзамену примерно за день или два до наступления оного. Студенты, якобы знающие как лучше сдать экзамен, аргументируют это тем, что прочитанное накануне лучше запоминается. Ничего подобного! В вашей голове обязательно будет каша. К тому же невыспавшийся организм вряд ли вообще будет соображать, что от него требуют. Также не стоит опираться на шпаргалки. Вы, конечно, запомните часть информации, пока будете переписывать правильные ответы, однако практика показывает, что этим занятием вы просто потеряете драгоценное время. А вот пригодятся ли они на экзамене очень большой вопрос. Помимо этих простых примеров существует огромное количество всяких «но» и «если». Давайте разберемся, как же научиться грамотно сдавать экзамены.

Этап 1. Подготовка. Что нужно делать, чтобы сдать экзамен?

Один вид конспектов и учебников вызывает ужас, скуку, тоску и прочий набор негативных эмоций. Однако на проблему нужно

  • посмотреть с другой стороны. Лучше потратить время на изучение материала, чем примерно столько же на пересдачу. Поэтому наберитесь сил и терпения, так как удачно сдать экзамен, это примерно то же, что и добиться успеха в жизни. А путь к нему, как известно, лежит через маленькие ступени или препятствия. Преодолеть ступень в виде подготовки вам помогут некоторые советы:
  • посчитайте, сколько дней вам осталось до сдачи экзамена, и распределите лекции так, чтобы на каждый день у вас было равное количество билетов. Один день до экзамена оставьте для повторения всего материала;
  • читайте вслух. Найдите объект или предмет, которому будете рассказывать то, что написано в билете. Во время этого процесса вы не только будете запоминать, но и понимать смысл написанного. Огромный плюс в таком подходе заключается в том, что на самом экзамене вы сможете рассказать материал своими словами;
  • во время обучения многие сталкиваются с проверкой знаний по иностранному языку или с предметом, насыщенным сложными и непонятными терминами. Что нужно чтобы сдать такой экзамен? Запоминайте непонятные слова и фразы методом ассоциаций. Любое написание слово вызывает в вашем воображении картинку или объект. Повторите термины несколько раз, ассоциируя их с этим объектом;
  • попробуйте понять, какой тип мышления вам присущ. Если вы визуал, то вам будет проще запомнить текст, как он выглядит и с какого абзаца начинается какая-либо фраза, аудиалам лучше всего надиктовывать билет и запоминать информацию с помощью прослушивания. Кинестетики (т.е. те, кто воспринимает мир ощущениями) могут попробовать представлять написанную информацию в форме запахов, прикосновений, и т.п.;
  • как уже говорилось, билеты лучше делить поровну на каждый отведенный для заучивания день. Создайте себе мотивацию в виде соревнования с самим собой. Поставьте задачу выучить энное количество билетов, ставьте галочки напротив каждого прочитанного билета и если за день вы успели выучить все, что планировали, обязательно наградите себя за это.

Этап 2. «Судный день». Советы сдающим экзамены

Итак, до проверки ваших знаний остался один день. Самое время сделать генеральную репетицию. Как уже говорилось, при подготовке вам было необходимо оставить один день в качестве резервного. Именно с него и начинается второй этап. Итак, как правильно сдать экзамен?

  • перечитайте еще раз все билеты. Проговорите их вслух, постарайтесь мысленно разложить по полочкам полученную информацию. Заранее подготовьте одежду, и возьмите с собой ручки, карандаши, калькулятор, словарь и прочие принадлежности, которые могут понадобиться на экзамене;
  • постарайтесь лечь спать пораньше, чтобы выспаться и хорошо себя чувствовать. Полезно немного прогуляться перед сном. Спиртное употреблять категорически не рекомендуется;
  • воздержитесь от употребления медикаментов и успокоительных.

    Они лишь задержат ваш мыслительный процесс;

  • за неделю до экзамена, а также утром непосредственно перед ним употребляйте в пищу белок (яйца, рыбу, мясо, сметану, творог). Он будет питать ваш мозг и обеспечит ему хорошую работу. А перед самим экзаменом лучше всего съесть пару шоколадок и прихватить с собой бутылочку простой негазированной и не сладкой воды;
  • выберете правильную одежду – во-первых, чтобы вам встретили «по одежке», т.е. вы выглядели серьезным и ухоженным человеком, а во-вторых, чтобы одежда была удобной и вас не отвлекала;
  • на экзамен постарайтесь придти пораньше. Минут за 15 до начала экзамена пробегитесь глазами по учебнику и напомните себе термины или сложные слова, в которых вы не уверены;
  • не спешите забежать в аудиторию в первом потоке. Но и до конца сидеть в коридоре тоже не стоит. Зайдите в середине экзамена. Этого времени хватит, чтобы успокоиться самому и понять в каком настроении находится экзаменатор;
  • зайдя в аудиторию, постарайтесь сосредоточиться. Для этого несколько раз сделайте следующее упражнение: вдохните, считая от 1 до 4, задержите дыхание на счет 1-4, и выдохните на такой же счет;
  • увидев вопросы в билете, не паникуйте, чтобы не заблокировать информационные центры мозга. Закройте глаза, вспомните, что вы все читали и все знаете. Опять же в зависимости от вашего типа мышления воспроизведите в сознании, как вы читали, слышали, или видели ответ на заданный вопрос. Постарайтесь писать своими словами и именно так, как вы будете рассказывать вслух;
  • сидя перед экзаменатором не волнуйтесь. Чтобы не заикаться и не проглатывать слова, при беседе с преподавателем используйте вводные конструкции. Например: «я считаю, что…», «автор видимо хотел сказать, что..», «насколько я помню..» и т.п.

Главное – не молчать ни в коем случае и сохранять уверенность в себе. Это и есть главный секрет того, как успешно сдать экзамен. Если вы не сомневаетесь в своих знаниях и в том, что сможете ответить на любой вопрос, то и окружающие, в том числе и сам преподаватель не будут в этом сомневаться. Спокойствие рождает спокойствие. Помните это, и успешно демонстрируете свои знания!

ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ

Экзамен — это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Во время подготовки и сдачи экзаменов резко увеличивается нагрузка на нервную и сердечно-сосудистую системы. Поэтому необходима психологическая подготовка к экзаменам, которая заключается в создании модели адекватного отношения к подготовке и проведению экзаменов. При подготовке к экзаменам, нужно обязательно верить в себя. Чем меньше веры в свои собственные силы, тем больше страх, который может парализовать и даже свести на нет все действия.

Если ты думаешь про себя: «У меня слабая память!», «Я неспособна к математике!» или «Я этот экзамен не сдам никогда!», то распоряжение, отданное твоим нервным центрам, ослабленное. И нет ничего удивительного, что все идет с трудом. Странно, если бы было иначе. Так что плохих оценок самого себя надо решительно избегать.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ? СОВЕТЫ ПЕДАГОГА

Начнем с утверждения, что экзамен — это попросту проверка того, что ты умеешь… С ответа самому себе на этот вопрос, очень важный вопрос, надо начинать подготовку к экзаменам.I этап.Определи для себя, что ты умеешь и чего не умеешь прежде всего для того, чтобы не повторять всего подряд, потому что это не имеет смысла и занимает слишком много времени. Определи также, каков уровень этого твоего «умениями «неумения».II этап.Составь план повторения Подготовку к экзаменам лучше всего начать за два месяца перед началом экзаменов. При этом помни, что лучше всего учится забытый предмет в первые три дня недели, поэтому в следующие три дня лучше повторить то, что выучил раньше. Неделю перед экзаменами предназначь для просмотра планов, конспектов, которые-конечно же! — ты составлял в ходе повторения материала.III этап.Третий этап подготовки к экзаменам состоит в том, чтобы ты спокойно и решительно ничего не делал. Это значит: за день перед экзаменом, также в дни самих экзаменов не повторяй уже ничего. В этом нет необходимости, это может тебе только навредить. Твои знания должны иметь хотя бы один день времени, чтобы «уложиться » в голове.Итак, в чем же разница между ежедневной подготовкой к урокам и подготовкой к экзаменам?1. Ты должен усвоить на память большое количество материала, значительно больше, чем при подготовке уроков на каждый день.
2. По этому материалу учитель не спрашивает тебя по «горячим следам», ты должен это делать сам или с другом.
3. В целом ты не изучаешь что-то новое, а только повторяешь, вспоминаешь то, что когда-то учил.
4. Если ты чего-то не понимаешь, имеется возможность, чтобы тебе объяснили в классе.

КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ? СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Общее правило: на экзамен надо приходить в такой «форме», в какой должен приходить спортсмен на соревнование. Иначе говоря: в момент сдачи экзамена мозг «спортсмена» должен работать с возможно наибольшей производительностью. А часто случается, что именно во время экзамена ты используешь только одну третью часть или половину того, о чем знаешь! Почему?
На способность хорошо сдать экзамен влияют три основные положения:

1. Хорошая подготовка.
2. Наиболее успешная работа мозга в данный момент, то есть в момент сдачи экзамена.
3. Техника сдачи экзамена

ХОРОШАЯ ПОДГОТОВКА

Можно подготовиться хорошо, а сдать очень средне, можно подготовиться немного хуже, а сдать очень хорошо. Это не «улыбка счастьями не «удачная звезда», это результат хорошего состояния мозга в момент сдачи экзаменов. На экзамен ты должен приходить отдохнувшим. Если ты думаешь, что повторяя материал до самой последней секунды, ты будешь знать больше — ты ошибаешься. Страх перед экзаменам, постоянные мысли /сдам или не сдам?/ очень мешают при сдаче экзаменов. Страх перед экзаменом может побуждать к действиям, а может эти действия и парализовать. Это зависит от уровня страха. Если ты веришь в собственные силы, имеешь так называемую «веру в себя», страх не будет слишком большим. Это будет только что-то вроде легкой нервной дрожи, но в целом не волнуйся: ничего страшного. Это не помешает! Самые-самые лучшие актеры испытывают такую дрожь перед выходом на сцену, а потом… великолепно играют. Так что не впадай в панику в день экзамена. Для этого у тебя нет никакого повода: ты подготовился. А если даже не подготовился очень хорошо, то паника, страх могут тебе только навредить.ЧЕТКАЯ РАБОТА МОЗГА Что сделать, чтобы твой организм и мозг находились в самом лучшем состоянии в дни экзаменов?1. За день до экзамена не занимай свой мозг никакой умственной работой. Отдохни на воздухе. Вечером можешь посмотреть кино, но только-комедию! Избегай в этот день любых ссор. Это тебе помешает.
2. Вечером, перед экзаменом, посвяти один час на просмотр только конспектов . Проглядывай их быстро, задерживаясь прежде всего на самых главных, основных пунктах, а также на тех местах, где ты «чувствуешь», что знаешь их хуже.
3. В день экзамена встань выспавшимся. Не приходи в школу задолго до экзамена. Если ты придешь за 15 минут до экзамена, этого вполне достаточно, чтобы войти в настроение легкого волнения и нервничать именно столько, сколько нужно.
4. Если очередность сдачи устного экзамена зависит от тебя, всегда старайся сдавать первым. Долгое ожидание экзамена очень утомляет психически.
5.

Идя на экзамен, возьми с собой конспекты, тетради, по которым готовился к экзаменам. Это надо взять с собой не для того, чтобы списывать, а чтобы … иметь чувство защищенности.

ФОРМУЛА – НАСТРОЙ НА УСПЕШНУЮ СДАЧУ ЭКЗАМЕНА

1. Я хочу сдать экзамен.
2. Мое желание-иметь твердые знания.
3. Я вижу себя, как человека знающего, способного хорошо сдать экзамены.
4. Я способен добиться своей цели-успешно сдать экзамены.
5. Я все умею, все могу сделать, сдать экзамен, я ничего не боюсь.
6. Я не допускаю ни малейших сомнений в том, что я могу успешно сдать экзамен.
7. Я верю в то, что успешно сдам экзамен.
8. Я твердо уверен в том, что я успешно сдам экзамен.
9. Все люди видят меня как человека знающего, уверенного.
10. Я способен добиться своей цели и с одного раза ярко, твердо запомнить на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
11. Все знающие меня учителя относятся ко мне как к ученику, с одного раза запоминающего на всю жизнь весь прочитанный материал.
12. Я использую все свои духовные силы для того, чтобы успешно сдать экзамены.
13. Мне нравится успешно сдавать экзамены.
14. Я люблю успешно сдавать экзамены.
15. У меня хорошие, твердые знания.
16. Я способен смотреть миру в лицо, ничего не боясь, потому что у меня твердые знания и я способен успешно сдавать экзамены.
17. Ярко.твердо помню, что знаю учебный материал и готов успешно сдать экзамен.

ТЕХНИКА СДАЧИ ЭКЗАМЕНА. ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ

1. На экзамене, разумеется, нужно работать относительно быстро. О том, что ты должен работать быстро, подумай только в самом начале, непосредственно перед экзаменом и приготовься к быстрой работе.
2. После того, как внимательно прочитаешь задание, сделай перерыв на 1-2 минуты. Перед тем, как приступать к выполнению каждого отдельного задания, также сделай очень короткий перерыв. Такие перерывы, даже когда времени не очень много помогают в работе. Потому что это сознательно выделенное время на спокойное обдумывание. И это-одно из условий успеха.
3. Каждое действие — даже самое простое — сразу же проверяй. Это в целом занимает меньше времени, чем поиск ошибок и их исправление.

10 секретов успешной сдачи сложного экзамена

Учиться можно по-разному. Одни предпочитают неторопливый и размеренный процесс, связанный с постоянным посещением лекций, своевременным выполнением домашних заданий и долговременной подготовке к экзаменам. Уделом других становятся бессонные ночи, проводимые в попытке «объять необъятное» за несколько дней перед сессией. Удивительно, но старания и тех и других студентов приводят к абсолютно идентичному результату – закрытию очередной сессии.


Первая разновидность студентов «берет свое» за счет трудолюбия, хорошей репутации и обширных знаний. Представителям второго типа удается решать свои вопросы за счет умения владеть ситуацией, способности концентрировать свои усилия на решении возникшей проблемы и решительным действиям.

Поскольку во второй список может попасть (в силу независящих от него причин) любой студент, то будет разумным заранее ознакомиться с тактикой и стратегией участников этого списка, используемой при подготовке и сдаче экзаменов. Такие правила можно оформить в виде 10 советов и рекомендаций, основанных на тонком расчете и знании практической психологии. Итак:

  1. Перед сдачей экзамена необходимо собрать полные сведения о вашем экзаменаторе. Узнайте, как его зовут, как он выглядит, какие методы и приемы используются во время экзамена, как он относиться к шпаргалкам и прочее. Чем полнее собранная информация, тем больше шансов применить удачную «домашнюю заготовку».
  2. Неважно как вы выглядите в повседневной жизни, на экзамене нужно появляться в праздничной одежде. Ваш внешний вид должен создавать положительный имидж.
  3. Обязательно пишите шпаргалки. Если ваш преподаватель пресекает использование сторонних источников информации на экзамене, то вы можете рассчитывать на собственную память, которая в любом случае удержит пару-тройку абзацев или формул, упомянутых в шпаргалке.
  4. Не молчите. Сделайте вид, что пытаетесь вспомнить точную формулировку, повторите уже упомянутую информацию в другом контексте или другими словами.
  5. Изучите основную терминологию. Постарайтесь упоминать профессиональные «словечки» при каждом удобном случае. Замените общеизвестные слова на редкие варианты: аверсия, пакация и тому подобные.
  6. Если вы чувствуйте, что «поплыли по теме», то постарайтесь использовать запутанные и непонятные рассуждения. При этом говорите монотонно и невнятно. Если вас начнут поправлять, скажите, что именно это вы и имели в виду. Постарайтесь запутать преподавателя.
  7. Все ваши рассуждения нужно озвучивать с «умным» выражением лица и уверенным видом.
  8. Отвлеките внимание экзаменатора от своего ответа. Уроните ручку, сложите и разверните листок, переложите платок из кармана в карман. Проделайте эти манипуляции несколько раз, однако, старайтесь вести себя естественно.
  9. Не спешите с ответом. Если ваш экзаменатор торопится, то существует вероятность, что вас не будут внимательно слушать. Следовательно, рассуждения на отвлеченные темы будут вам «на руку».
  10. Постарайтесь «разговорить» вашего экзаменатора. Узнайте все о его интересах. Обсуждение последних политических новостей, разговор о футболе или рыбалке, позволит пройти идентификацию «свой — чужой» и повлияет на решение преподавателя. Однако подходить к таким темам лучше издалека, используя заранее продуманные заготовки. Слишком явная попытка «перевести стрелки» может закончиться совершенно иной реакцией экзаменатора.

В заключение несколько неудачных примеров, повторения которых нужно избегать в любом случае:

  1. Неявка на экзамен. Это не выход, игнорирование проблемы не приведет к ее решению, в конце концов существует надежда на элементарное везение.
  2. Попытка «давить на жалость». Преподаватели не любят «убогих». Рассказы о большом количестве личных и семейных проблем будут восприняты, как попытка обмана (даже если это правда).
  3. Симуляция физического недуга. Это старая уловка, на такой простой трюк не «ведутся» даже молодые аспиранты.

Добавить комментарий

Закрыть меню