Как писать контрольную работу

Методические рекомендации по написанию контрольной работы

В процессе обучения в вузе первостепенное значение имеет самостоятельная работа студентов. Одной из важнейших целей учебного процесса является обучение студента добывать необходимые знания самостоятельно. Особенно это касается студентов заочной формы обучения. Самостоятельной работе в учебных планах отводится до 80% всего учебного времени. Таким образом, основной формой учёбы для студентов-заочников становится самостоятельная работа.

Формы и методы самостоятельной работы многообразны и самыми главными из них являются следующие:

1. Систематическое изучение учебника, пособия, УМК по курсу.

2. Работа с монографической литературой и периодикой.

3. Изучение первоисточников.

Подготовка и активное участие в семинарских занятиях.

5. Выполнение контрольных работ.

Контрольная работа является важной составной частью учебного процесса, помогая выработке навыков самостоятельного творческого изучения дисциплины, умения работать с несколькими источниками, находить необходимую информацию, излагать ее в строгой последовательности, обобщать и делать выводы. Навыки, приобретенные студентами при написании контрольных работ, будут способствовать формированию необходимых условий для последующего написания курсовых и выпускных квалификационных работ.

Написанная контрольная работа должна носить характер отчёта о самостоятельной работе по изучению курса истории в целом и его отдельных вопросов в частности, степени начитанности студента, его общей культуры, а также показать, насколько студент овладел способностью изучать источники и мыслить самостоятельно. Контрольная работа должна показать глубокие знания студента, его умение правильно формулировать и теоретически обосновывать те или иные проблемы курса.

Прежде чем приступить к написанию, необходимо изучить литературу и источники по выбранной теме. Чтение материала должно сопровождаться конспектированием, которое является наиболее надёжным видом работы, дающим высокие результаты в усвоении учебного материала. При конспектировании необходимо выполнить некоторые формальности: указать инициалы и фамилию автора конспектируемого произведения, его точное название, год и место издания, наименование глав и параграфов, откуда был выписан материал.

Конспект окажет незаменимую услугу не только при подготовке к семинарскому занятию, но и к зачёту, экзамену и тестированию.

Формальные требования.

Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с определенными правилами.

1. На титульном листе (или обложке тетради) должны быть:

название ВУЗа, шифр/номер зачетки, номер контрольной работы, наименование дисциплины, название факультета, ФИО студента, курс, группа, место работы, должность, дата проверки, оценка, подпись преподавателя.

2. Контрольная работа должна быть структурирована и состоять из:

— плана (содержания) работы, в соответствие с которым она написана;

— введения;

— основной части с названием;

— заключения;

— списка использованной литературы.

3. Объем контрольной работы (формат А4):

в печатном варианте – 12-15 страниц (одинарный интервал, шрифт 14, параметры страницы: верх (низ) 2см, слева – 3см, справа – 1,5см). Текст только на одной странице листа. В рукописном варианте – 20-24 страницы (формат А4).

Контрольная работа должна быть отредактирована, написанная от руки должна быть хорошо читаема! Рукописный вариант можно представлять в обычной школьной тетради (объем 12-24 листа тетради в клетку).

Контрольная работа должна быть написана и представлена на проверку за месяц до начала экзаменационной сессии или зачётной недели, чтобы в случае замеченных ошибок студент мог их исправить и представить на проверку.

Контрольная работа – обязательный вид работы, предусмотренный учебным планом. Без контрольной работы студент не допускается к сдаче экзамена.

Содержательные требования.

На первой странице необходимо написать название и план темы и начать изложение, если позволяет место. Каждый новый раздел должен начинаться с красной строки, на всех страницах надо оставлять небольшие поля для замечаний преподавателя.

Введение. Во введении дается объяснение выбранного плана работы, перечисляются основные идеи, рассматриваемые в контрольной работе, формулируется точка зрения автора, его мировоззренческая позиция в соответствии с которой рассматривается тема, указываются источники и литература, используемые студентом, их значимость для работы в целом и (или) ее структурных частей

Основная часть. Вопросы основной части также должны иметь названия и понятийно детализировать смысл названия основной части. Если план составлен непоследовательно, с нарушением логики, с пропуском существенных моментов, то это автоматически ведет к снижению качества работы. Содержание контрольной работы должно строго соответствовать плану.

Все цитаты соответствующим образом оформляются: «закавычиваются» с указанием автора, названия, года издания и страниц конкретного источника. Все используемые цитаты должны иметь сноску.

Заключение. В данной части контрольной работы формулируются выводы, к которым пришел автор. В заключительной части контрольной работы студент должен уметь связать проблематику контрольной работы с современностью.

Список использованной литературы включает не менее пяти источников (книг, статей разных авторов или документов), которые, так или иначе, задействованы при написании контрольной работы.

Список оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями: источники располагаются в алфавитном порядке с указанием фамилии авторов, названием книг или статей (в этом случае указываются названия журналов, год и номер выпуска), с указанием места издания и года издания.

Например:

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1992.

Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. Том 2.

Кирпичников А. Ладожская жемчужина в балтийском мире //Родина. 2008. №9.

Бабаева А.В. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана // Материалы Междунар. науч. конф. 18 мая 2001 г., Санкт-Петербург. Сер. «Symposium». Вып. 12. СПб., 2001.

При ссылке на электронный источник (типа http://) необходимо указывать имя автора, название работы, ее статус (реферат, эссе, диссертация, статья, блог и т.п.), дату публикации, а потом электронный адрес. Например: Никитин И.К. «Жизнь» в игровом смысле этого слова. Эссе. 2006 г. // http:// www. referat. ru/pub/item/23775.

План контрольной работы необходим для последующего заполнения протокола этой контрольной работы.
Добавьте последовательно задания в план контрольной работы с помощью кнопки Добавить задание. При этом появляется окно добавления задания:

Здесь для каждого задания заполняются следующие элементы:

Уровень сложности («Базовый» или «Повышенный») выбирается из выпадающего списка. По умолчанию выбран базовый уровень. Каждое следующее задание наследует значение уровня сложности из предыдущего задания;

Максимальный балл – баллы, которые зачисляются за полностью выполненное задание. По умолчанию установлено значение 1;

КЭС: здесь выводится дерево КЭС для каждого конкретного предмета в отдельности. Для классов средней ступени берутся КЭС ОГЭ, для классов старшей ступени используются КЭС ЕГЭ, для начальной школы — КЭС для начальной школы (если он существует).

Справочник КЭС представлен в виде дерева, которое организовано по разделам. Каждый раздел открывается по нажатию на стрелочку возле папки с названием раздела.

Раздел можно выделить, установив флаг рядом с его названием.

Выделение снимается повторным нажатием на флаг; для выделения сразу всех элементов папки нажмите на корневой раздел.

Если же в задание попадает не полный перечень корневой папки, то флагами выделяются только нужные элементы. В этом случае корневая папка помечается зелёным квадратом:

Контролируемые элементы содержания: раздел заполняется автоматически при выборе элементов содержания в разделе «КЭС».

Для сохранения заполненного задания нажмите кнопку Сохранить, для возвращения на предыдущий экран без сохранения изменений нажмите кнопку Отмена.
Аналогичным образом необходимо добавить все задания для контрольной работы.
После того как все задания будут занесены в План контрольной работы, План будет выглядеть следующим образом:

В окне «План контрольной работы» по умолчанию выбран уровень контрольной работы «Текущий». При необходимости можно выбрать другой уровень – «Городской», «Региональный», «Административный».
Чтобы отредактировать какое-либо задание в плане:
нажмите кнопку Редактировать в соответствующей строке справа от задания.
Чтобы поменять порядок заданий в плане:
Щёлкните левой кнопкой мыши на какое-нибудь задание в районе столбца Контролируемые элементы содержания, далее, удерживая нажатой левую кнопку мыши, «перетащите» задание в нужное место списка и отпустите кнопку мыши.

Задания будут автоматически перенумерованы.
Чтобы удалить какое-либо задание из плана:
поставьте напротив него флаг в колонке «Отметка для удаления задания» и нажмите кнопку Удалить выбранные задания.
Чтобы удалить план контрольной работы целиком:
нажмите кнопку Удалить план. Перед удалением плана нужно будет подтвердить операцию в соответствующем диалоговом окне.

Правила

Правило первое: методичка вашего вуза

Если вам выдали методические указания к вашей контрольной работе (а это почти наверняка должны сделать в при заочном обучении), именно в них надо искать требования: оформлять работу в тетради или печатать в Word, в чем строить графики, как подписывать, нужен ли список литературы и т.п.

«Дали» — не значит вручили лично;), чаще всего придется полазить по сайту и поискать методичку там самостоятельно.

Если в методичке приложен типовой вариант решения — вообще прекрасно (хотя иногда эти «образцы» бывают примерами «как не надо»), просто попытайтесь следовать ему (в математических контрольных это довольно просто, меняются данные, но не типы задач).

Повторюсь, ваша библия — это методичка (или правила на сайте вуза, многое сейчас переведено в электронный вид). Не мифические госты или статьи в интернете, которые повторяют одно и то же, вроде «Введение должно заинтересовать читателя, кратко рассказать о содержании работы, познакомить со списком использованной библиографии.» Какое, любопытно знать, может быть введение в текущей учебной контрольной, которое «должно заинтересовать читателя»?

Правило второе: сроки сдачи

Второе (если не первое, кстати), что вы должны узнать — это сроки сдачи готовой работы. Обычно работы сдаются на проверку примерно за месяц до начала сессии, но в каждом вузе свои сроки сессий и правила. Обязательно узнайте дату сдачи, начните работать над контрольной заранее, не затягивайте с решением до последних дней. Полезно уточнить и формат сдачи (тетрадку бандеролью по почте? файл решения электронным письмом? файл в doc, pdf или картинки? и т.п.).

Правило третье: вариант

Очень. Очень. Очень внимательно отнеситесь к выбору задания. Поверьте моему опыту, я видела и решала множество контрольных работ.

Иногда вам нужно просто знать свой вариант.

Иногда для выбора варианта требуются дополнительные данные: шифр группы, номер зачетной книжки, номер по списку, число букв в фамилии или день рождения. В особо изощренных случаях нужно еще из этих чисел что-то вычитать, потом прибавлять, потом искать в табличке соответствующие номера заданий и т.п.

Если у вас не простой случай, вроде «решить все примеры на странице 37, вариант 2», то дважды проверьте себя, когда выбираете задания для решения. После этого напишите в начале файла этот вариант и номера/условия задач, чтобы потом, когда займетесь решением, не путаться (ведь решение может затянуться, к тому времени реально забыть, какие номера надо было делать).

Казалось бы, такая мелочь, а может полностью уничтожить все ваши труды. Наверняка, в вашей методичке тоже есть примечание вроде «решение, выполненное не по своему варианту, не принимается на проверку»? Это значит, вы потеряете драгоценное время, потраченное на решение (или, может, деньги), и более того, будете выбивать попытку пересдачи (а это тоже может быть платно:()

Правила остальные, менее значительные

  • В начале файла (если нет требований к оформлению титульного листа) укажите свое ФИО, номер группы или шифр, название предмета, название контрольной и вариант.
  • Переписывайте условия задач в порядке их появления в методичке. Иногда решение «вразброс» даже не проверяют.
  • Выделяйте структуру в работе: обозначайте «задание» — «решение» — «ответ» (см. еще подробно ниже Образцы).
  • В меру подробно изложите решение задачи. Если есть образец в методичке, лучше делать ближе к нему (есть супер-краткие и супер-подробные методички, важно учесть это).
  • Если вы пишете решение от руки и не уверены, как пишутся математические знаки, греческие буквы и т.п., проверьте в интернете (или уточните у знающих лиц). Сколько решений не были зачтены, где вместо $\pi$ написали $\mbox{П}$, а вместо интеграла $\int$ — букву $S$.
  • Используйте тот способ решения, который требуется в задании (скажем, если нужно решить систему уравнений методом Гаусса, не стоит использовать метод Крамера, могут не зачесть даже при правильном ответе).
  • Проверяйте ответ, если возможно, в программах или онлайн-сервисах. Это не замена полноценного решения, а гарантия верности.
  • Если графики или вычисления нужны в определенной программе (Excel, Mathcad и т.п.), делать именно в ней.
  • После выполнения работы, немного «причешите» ее: добавьте содержание, если работа большая; список литературы, если требуется; расставьте переносы срок и начала новых страниц; проверьте суть ответа на теоретические вопросы (если они есть); проставьте автонумерацию страниц.

Мифы

Что такое мифы? Это такие требования к оформлению контрольных, которые вы найдете в статьях в сети интернет, но которые (к счастью), вовсе не обязательно выполнять, и я поясню, почему так думаю.

Конечно, выбор остается за вами. Я за разумный подход. Кесарю — кесарево, а контрольной — простое оформление (а не отчет о научной работе).

  • «оформление только по ГОСТ» Вовсе нет, уже писала выше, ориентируйтесь на требования методички и здравый смысл. Конечно, это не значит, что нужно ставить точки в заголовках или не выделять абзацы. Но если у вас расчетная работа (это большинство работ по высшей математике, статистике, эконометрике, информатике т.п.), стандарты ГОСТа вам скорее всего не понадобятся.
  • «делать проверку всех решений» Даже если речь идет о математических примерах, проверка далеко не всегда возможна (чаще нет, чем да). Поэтому, где можно и нужно сделать проверку (об этом пишут в заданиях, например «проверьте результаты интегрирования дифференцированием») — делать. В остальных примерах — не беспокоиться.
  • «делайте выводы к каждой задаче» Далеко не все задания наделены смыслом в той степени, чтобы сделать выводы (какой вывод можно сделать из решения дифференциального уравнения??). Но в некоторых задачах прикладной математики, статистики и т.п. выводы нужны, там их стоит написать.
  • «список литературы не менее чем из 7 источников не старше 5 лет» Если бы вы писали обзорный реферат по некоторой научной области (последние статьи, монографии, достижения), это было бы важно. А если вы решаете контрольную по математическому анализу, основы которого заложены еще в 17 веке, не надо гнаться за датами и статьями. Достаточно использовать несколько классических учебников или сборников (и как пить дать, они были изданы еще в СССР).
  • «графики на миллиметровой бумаге» Такие требования достаются нам из математических методичек, напечатанных несколько десятков лет назад, когда других вариантов не было. Сейчас можно построить график от руки и сфотографировать, сделать в специальной программе, или на сайтах (тут подробный обзор).
  • «объем работы не меньше 20 листов, не больше 15 страниц и т.п.» Для теоретических работ (эссе, сочинение, реферат и т.п.) эти требования ясны, что касается расчетных работ, там объем определяется только количеством и сложностью задачи, а также подробностью оформления. Нельзя расписать решение предела больше чем в три строки, если он простой. И нельзя уместить решение транспортной задачи в 2 страницы, если она большой размерности и требует много итераций.

Добавить комментарий

Закрыть меню