Изначально риторика создавалась как наука

Риторика – одна из древнейших филологических наук, в европейской культуре ведёт своё начало от древнегреческих риторических школ, где формировалась как учебный предмет, позднее – как наука.

Изначально предметом риторики была живая речь, словесное мастерство, красноречие. Первые труды по риторике были созданы в V-IIIв.в. до Рождества Христова (Горгий, Лисий, Платон, Аристотель) «Риторика». Теория не дошла до нас, но его учение изложил в одном из своих диалогов Платон – ученик Сократа и крупнейший мыслитель античного мира. В риторическом учении важнейшее внимание уделялось содержанию речи, её построению, словесному выражению, запоминанию и мастерству публичного выступления, речь была тесно связана с поэтикой, учением о стилях, логикой, философией. Риторические школы были самыми лучшими учебными заведениями, в них принимали мальчиков 7 лет, их обучали 14 лет, юноши выходили высокообразованными людьми, постигшими науки своего времени, они становились государственными деятелями, политиками, военными, ораторами, поэтами. Лучшие ораторы возглавляли или создавали риторические школы (Горгий, Демосфен, в Риме позднее – Цицерон, Квинтилиан.).

Рим, унаследовавший античную культуру, включая риторику, усилил в ней прагматическую тенденцию: цели риторики были обращены к красоте, лаконичности, мастерству речи. Крупнейший теоретик риторики М.Ф.Квантилиан (I в. н. э.) в 12 книгах риторических наставлений – труде, названном им «Об образовании оратора», придал риторике педагогическую направленность.

Эпоха христианства отвергла риторическое учение как языческое; но практика христианской проповеди достигла необычайной высоты и в «Посланиях» апостолов Павла, Иоанна, Богослова, Петра, и особенно в «Евангелии», где изложены основы гомилетики (гл. X «Евангелия» от Матфея). Один из крупнейших современных теоретиков риторики Ю. В. Рождественский высоко оценивает «Евангелие» в книге «Теория риторики» (М., 1997).

Эпоха Возрождения открыла Европе античную риторику в её единстве с искусством, её развитие было продолжено во Франции, Италии, Испании – придворный этикет, академическое красноречие средневековых университетов, расцвет поэтики как науки, наконец, политическая риторика Великой французской революции, дипломатическое искусство…

В Древней Руси расцвет красноречия приходится на XI-XII в.в. и на начало XIII в., до монгольского нашествия. До нас дошли проповеди: слова Кирилла Туровского, Поучение Владимира Мономаха, «Золотое слово Святослава, со слезами смешанное» и др. Древнерусская традиция речи утверждала высокое утверждение к мудрости, словесному мастерству, кротость и смирение в публичной речи, и в беседе. Для речевых произведений характерны нравственно-поучительный пафос, призыв к добродетели, высокий эмоциональный накал обращений и призывов, вера в божественную природу, отсутствие подобострастия к сильным мира сего.

Учебники риторики появились в России в XVII-XVIII в.в.: Феофан Прокопович, М. В. Ломоносов, Н. Ф. Кошанский; до второй половины XIX в. риторика преподавалась во всех гимназиях, лицеях, семинариях, во многих высших учебных заведениях. Для этого периода характерен расцвет академического, судебного, политического красноречия: В.О.Ключевский, А.Ф.Кони, А.Ф.Луначарский, К.Е.Тимирязев.

В середине XIXв. в России начался кризис риторики (во Франции на 40 лет раньше): прогрессивная критика обвинила риторику в формализме и фальши, во вредном влиянии на учащуюся молодёжь. Действительно, к 40-м годам прошлого столетия у риторики как у теории красноречия и ораторства появилось второе значение: «речь красивая, но лишённая серьёзного содержания», и сегодня в газетах можно встретить такую фразу: «Если отбросить предвыборную риторику, то депутат И.И.Иванов выступил против и т. д.»; А.А.Солженицын в новой книге «Россия в обвале» употребил такое сочетание: речи властей «риторны и приторны».Учебный предмет «Риторика» исчезает почти из всех планов учебных заведений, а в XX в. до 80-х годов вообще не преподаётся, за исключением рекомендаций в помощь агитатору и пропагандисту. Соответственно сокращаются и исследования в области риторики в России 60-80-х годов, её продолжали изучать А.Ф.Лосев, В.В.Виноградов, С.С.Аверинцев, Ю.В.Рождественский. Изредка издавались античные тексты – сочинения Аристотеля, Платона, Цицерона (1), переводы с английского (2) и с французского (3). В какой-то мере восполняли дефицит литературы по риторике труды по культуре речи, стилистике, поэтике, хрестоматии по античной литературе, где были представлены Демосфен, Лисий, Цицерон.

Лишь в конце 70-х годов XX в. наблюдается рост интереса к риторике, главным образом в среде молодёжи; во Франции ренессанс риторики начался в 50-е годы. Причины возрождения риторики в России обычно указывают следующие:

1. Влияние зарубежного опыта.

2. Осознание потребности ораторских умений в связи с демократически-

ми преобразованиями в стране.

3. Интерес молодёжи к ретро, к забытым и гонимым наукам.

4. Высокий уровень наук о речи в XX в.: появление теории речи (Ф де Соссюр), психологии речи (Ж.Пиаже, В.Штерн, Л.С.Выготский), пси-

холингвистики (Н.И. Жинкин, Д.Слобин, Д.Грин, А.А.Леонтьев и др.), социолингвистики, теории коммуникации, успехи стилистики, семан-

тики, фонологии, функциональной грамматики.

80-е годы стали поворотными: риторика начала своё восхождение к новым высотам – и в исследовательских областях, и в общем образовании. К концу 80-х годов она уже преподавалась во многих ВУЗах и средних учебных заведениях. А в 90-е годы накапливается новая литература: учебники (пособия) для X–XI классов средней школы А.К.Михальской, М.Р.Львова, университетский курс лекций «Теория риторики» Ю. В. Рождественского, «Детская риторика» для начальных классов и «Школьная риторика» для V-IX классов под редТ.А.Ладыженской и пр.

Возрождающаяся риторика не есть простое повторение давно известно-

го: новые подходы весьма значительны, нередко они обозначаются обновлённым термином – неориторика (Н.А.Безменова и др.).

Бесспорно и то, что роль риторики и как науки, и как учебного предмета значительно возросла за последние два десятилетия.

В настоящее время риторика преподаётся в X-XI классах гимназий, лицеев, средних школ, в колледжах, многих ВУЗах (педагогических, социальных, юридических, театральных, управленческих и мн.

др.). Учебные планы предусматривают в школе от 70 часов, или уроков,-2 часа в неделю в течение одного года – до 240 часов (5 лет). Имеются опубликованные программы для разных ступеней средней школы: В.Я.Коровиной, Ю.С.Пичугова, М.Р.Львова, А.К.Михальской, Т.А.Ладыженской, С.Ф.Ивановой. Имеются пособия З.С.Смелковой, Н.Н.Кохтева, Н.А.Михайличенко, Л.К.Граудиной, В.В.Волкова, Е.Н.Зарецкой, Д.Н.Александрова и др.

В 80-е годы остро не хватало преподавателей, так как их не готовили и поныне не готовит не один ВУЗ. Лишь в магистратурах и аспирантурах круп-

ных ВУЗов, университетов имеется такая специальность; впрочем, она пока не внесена в официальную, то есть утверждённую государственными органами, номенклатуру. В настоящее время методика преподавания риторики только формируется.

В развитии риторики как учебного предмета обнаружили себя спорные тенденции: риторика рассматривается в отрыве от предмета «Русский язык», который в школе составляет стержень филологического цикла предметов: её перемещают либо в эстетический комплекс, либо в социальный, культурологический, либо ставят особняком.

Риторика не включена в федеральный компонент типового учебного плана средней школы, а также в государственный стандарт подготовки учителя в ВУЗе (она обычно преподаётся как предмет по выбору, как специализация и т. п.). Вспомним, что в античном мире она составляла основу единственного типа учебных заведений, дававших высшее образование.

Обложка

Содержание
Введение

  1. Причины возникновения риторики как науки.
  2. Первые учителя риторики. Сократ и Платон. Аристотель.
  3. Демосфен – яркий представитель греческой риторики.

Заключение.
Список литературы.
Практическая часть.

Введение.

Родиной риторики считается Древняя Греция, хотя известно, что о мастерстве публичного выступления знали в Египте, Ассирии и Вавилоне. Но первые работы по теории риторики появились именно в Элладе. Предпосылкой к этому послужило становление к V в. до Рождества Христова рабовладельческой демократии – социального строя, для которого была характерна относительная гласность. Каждый гражданин города-полиса мог принимать участие в решении социально-политических проблем, обращаясь с выступлением непосредственно к Народному собранию. Демократическим путем решались и судебные споры: любой мог выступить в роли обвинителя или помочь подсудимому защититься. В такой ситуации в выгодном положении находился тот, кто мог пламенной речью привлечь народ на свою сторону. Умение быть красноречивым оратором становится необходимым практически каждому человеку.

1. Причины возникновения риторики как науки.

Первые систематические работы по теории ораторского искусства появились в Древней Греции. Их возникновение было связано с потребностью точно и красиво выражать мысли в философских беседах и судебной деятельности, в выступлениях государственных деятелей. Расцвет древнегреческой культуры в V-IV вв. до н.э. отразился и на ораторском искусстве. С середины V в. до н.э появляются первые риторы.

Беспокойный V век до н.э. выдвинул свободного человека как сгусток энергии и самостоятельности, какие только возможны в рамках рабовладельческого общества, и тем самым стал на путь антропоцентризма, прогрессирующего с каждым десятилетием. Отсюда та невероятная страсть к слову и преклонение перед его силой, которой отличались греки. Ведь всякий грек издревле славился как заядлый разговорщик, а гомеровские поэмы и до сих пор удивляют обилием и умелым построением речей. Греки, можно сказать, абсолютизируют слово, делая его владыкой всего сущего…

Возникновение и развитие риторики обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, достигнутым уровнем духовной культуры древнегреческого общества. При общем подъеме экономической жизни здесь бурно развивались науки и искусства, судебная деятельность. Возникает потребность убеждения словом во многих диалогах и спорах, столкновениях обвинителей и защитников на судах. Страх перед правителем или наказанием, невежество или грубая сила уступают место диспутам и беседам, в которых обосновываются не только философские проблемы бытия, но и решение практических вопросов. Именно в этот период было понято значение и могущество слова. С древности дошли до нас меткие оценки речевой деятельности и значимости слова. Выражения «блистательность речи», «статность (тезисность) речи», «хорошо учит говорить тот, кто учит хорошо делать», «сказано – сделано», «пожалуйста, поменьше слов», «словоохотливый попутчик заменяет в дороге экипаж» и другие значимы и сегодня. Формирование и развитие риторического мастерства, осознание его важности происходило в тесной связи с теми культурными процессами и традициями, которые были характерны для Древней Греции. Если, например, история как дисциплина, философия и искусство имели лишь одну покровительницу — музу Клио, то красноречие находилось в ведении сразу трех богинь. Это были Пейто — богиня убеждения и две Эриды — богини спора.

Во-вторых, содержанием политико-правовой жизни древнегреческих городов-полисов. Во многих из них демократия была основой политического строя. Народное собрание, совет пятисот, народный суд – три государственных учреждения, достижение успехов в которых зависело в первую очередь от речевого искусства. Политическая карьера, защита своих прав определяются умелым владением речью, способностью воздействовать на слушателей, доказывать, убеждать, наиболее приятным образом привлекая их внимание. Речь оказывается реальным и эффективным инструментом приобретения славы, богатства. Могущество слова в политической жизни приравнивается к могуществу железа на войне. Суждения «Закон — это справедливое рассуждение, предписывающее то, что благородно», «Нет такого закона, который был бы удобен для всех», «Народное благо — высший закон» также пришли к нам из эпохи античности. Они наглядно свидетельствуют о мастерстве речи тех, кто их высказывал.

В-третьих, в основе античного судопроизводства лежала состязательность: обвинитель, и защищающийся произносили речи, стараясь убедить судей и присутствующих в своей правоте. Существовал актуальный «социальный заказ» на умение красиво и убедительно говорить, а также на определенную группу учителей риторики и составителей публичных речей. Именно в этот период возникла профессия логографа, который помогал гражданам составить судебную речь с использованием правил ораторского искусства и выступить с нею в судебном разбирательстве.

Следовательно, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в различных советах и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом и гражданами, а также на праздниках, дружеских встречах, поминовениях, которые бывали достаточно многолюдными. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому свободному гражданину города-полиса.

2. Первые учителя риторики. Сократ и Платон. Аристотель.

Первый известный риторический трактат принадлежал писателю и политическому оратору Кораксу из Сицилии (род. ок. 467 до н.э.), обладавшему блестящими речевыми данными. Благодаря своему ораторскому дару он смог стать во главе управления республикой. Однако, оставив затем общественные дела, открыл школу красноречия.

Древнегреческий оратор Лисий (род. ок. 459 до н.э.), учившийся в школе красноречия Коракса, писал по заказу своих клиентов речи. Его речи – блестящий образец судебного красноречия того времени. Они отличаются убедительностью, логичностью рассуждений, простотой и яркостью языка. Большое влияние на Лисия оказали софисты. Он написал блестящую речь для Сократа, когда его судили по наговору за непочитание богов. Речь убедительно оправдывала Сократа с точки зрения соблюдения судебных норм и прекрасно построенных фраз. Но Сократ отверг ее, считая, возможно, излишней, так как был убежден в своей невиновности.

Основоположник софистики — древнегреческий оратор Горгий из Леонтин в Сицилии (род. ок. 483 до н.э.). Его считают создателем «украшенной» прозы и одного из первых учебников по риторике. Он сумел логически обосновать, что ничего из существующего не существует. Рассуждал он примерно так: ничто не существует; если что-либо существует, то оно непознаваемо; если оно и познаваемо, то для других непередаваемо и необъяснимо.

Современнику Горгия и не менее известному софисту Протагору (род. ок. 480 до н.э.) принадлежит известное изречение: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». И сегодня оно заставляет задуматься, выступает образцом философского красноречия.

В период расцвета афинской демократии софистами стали называть себя появившиеся платные преподаватели философии, этики, политики, других наук и искусств, и в особенности ораторского искусства – риторики. Появление этих учителей, предлагавших научить желающих «мудрости и добродетели», было ответом на потребности молодежи в образовании, в освоении искусства речи. Просветительская направленность деятельности софистов заметно оживила и наполнила новым содержанием общественную жизнь Греции.

Первоначально в Древней Греции софистом именовали мудрого, искусного в каких-либо делах человека (от греч. sofistes — мастер-искусник, мудрец, художник, изобретатель). В последующем софистами называли изощренных в построении суждений и умозаключений мыслителей и практиков, которые использовали свое ораторское мастерство в корыстных целях, а также платных учителей философии, риторики и эристики (искусства спора).

Древнегреческий писатель, публицист, автор многочисленных речей и памфлетов Сократ (род. в 436 до н.э.) был учеником Горгия. В начале своей деятельности занимался составлением судебных речей, затем открыл школу риторики в Афинах. Сократ не выступал как оратор, но своими публицистическими трактатами по общим вопросам греческой политической жизни оказывал значительное воздействие на современников.

Влияние софистики в момент зарождения риторики было существенным. Однако в дальнейшем пути их разошлись из-за преобладания в софистике негативных тенденций. Аристотель так оценивал современных ему софистов:

Софистика есть мудрость кажущаяся, а не подлинная, и софист – (это человек), умеющий наживать деньги от кажущейся, не подлинной мудрости.

Дело в том, что софисты, обучая за плату искусству вести полемику, в стремлении привести необходимые доказательства не гнушались заведомым нарушением логических законов и правил употребления слов. По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. Убеждать может только искусно составленная речь. При этом неважно, соответствует она истине или нет. Обучая красноречию, софисты присвоили себе право преподавать и мудрость, и добродетель. Не только не гнушаясь, но скорее всего гордясь и даже бахвалясь умением использовать разнообразные словесные трюки, построенные или на игре значений многозначного слова, или на совпадении форм, софисты демонстрировали блестящие и тонко разработанные способы убедить кого угодно и в чем угодно. Насколько сильно было воздействие мастеров красноречия на умы сограждан, можно судить хотя бы по тому факту, что Критий (дядя Платона), известный философ и оратор, став одним из афинских тиранов, законодательно запретил «учить искусству говорить».

Позднеантичное «софизм» происходит уже от древнегреческого слова «софисма» – «хитрая уловка, выдумка». Софизм представляет и сегодня рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному заключению. Софизм является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести оппонента в заблуждение.

Первым против софистов выступил Сократ (род. около 470 до н.э.). В отличие от софистов он во главу угла ставил логическое доказательство и искусство оперирования истинными рассуждениями. Согласно его концепции, верная мысль рождает верное деяние. Деятельность Сократа, имевшая целью нравственное возрождение общества, неизбежно привела его к оппозиции софистам. Сократ сам ничего не писал, сведения о его воззрениях мы получаем из так называемых «сократических сочинений» Платона, других его учеников, а также оппонентов. Перед софистами у Сократа были два преимущества: во-первых, он считал, что возможность доказать и опровергнуть один и тот же тезис не исключает возможности найти истину; во-вторых, в отличие от странствующих софистов Сократ постоянно жил в Афинах, вокруг него постепенно сложился круг учеников, которые затем основали «сократические школы». В этих школах получил развитие жанр сократического диалога. Именно с Сократом связано развитие диалога, принимающего форму то спокойной беседы, то напряженной полемики. Сократ своим вопросно-ответным методом, беспощадной логикой и диалектикой способствовал рождению правильной мысли, поиску истины и формированию высокой риторики. Поиск знаний о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особенные этические отношения между людьми, собравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины. Сократ обладал особым искусством — знаменитой иронией, с помощью которой он исподволь порождал у своих собеседников сомнение в истинности традиционных представлений, стремясь привести их к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Такая риторика может рассматриваться как нравственная деятельность.

Ученик Сократа Платон (род. около 430—427 до н.э.) противопоставил практической риторике софистов учение о подлинном красноречии.

Он первый, – пишет Диоген Лаэртский, – из философов дал ответ на речь Лисил, которую изложил слово за слово в своем «Федре». Он первый стал, рассматривать возможности грамматики.

В ранних диалогах Платона отражены стиль и характер бесед Сократа. Судя по этим диалогам, Сократ, вступая в спор с софистами, обсуждает смысл различных нравственных понятий (благо, мудрость, справедливость и т.д.). Как показывает Платон, Сократ начал впервые использовать индуктивный путь познания, давать общие определения на основе отношения частных. В его практике диалог сделался основным методом нахождения истины. Если предшествовавшие ему мыслители догматически выводили свои идеи, то Сократ пытался критически обсудить существующие позиции, точки зрения, заранее не отдавая предпочтения ни одной из них.

2 «Риторика» Аристотеля ………………………………………..6

2.1 Теория риторики по Аристотелю…………………………….6

2.2 Место риторики среди других наук…………………………8

2.3 Общие способы доказательства……………………………..9

2.4 Стиль и построения речи……………………………………12

Заключение……………………………………………………….15

Список используемой литературы………………………….….16

Введение

Родиной риторики считается Древняя Греция, хотя известно, что о мастерстве публичного выступления знали в Египте, Ассирии и Вавилоне. Но первые работы по теории риторики появились именно в Элладе. Предпосылкой к этому послужило становление к V в. до Р.Х. рабовладельческой демократии – социального строя, для которого была характерна относительная гласность. Каждый гражданин города-полиса мог принимать участие в решении социально-политических проблем, обращаясь с выступлением непосредственно к Народному собранию. Демократическим путем решались и судебные споры: любой мог выступить в роли обвинителя или помочь подсудимому защититься. В такой ситуации в выгодном положении находился тот, кто мог пламенной речью привлечь народ на свою сторону. Умение быть красноречивым оратором становится необходимым практически каждому человеку.

Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.

1 Возникновение риторики

Слово риторика (от греческого глагола rheo — говорю) первоначально означало ораторское искусство. Многие греческие города-государства, как Афины, управлялись демократически.

Политические и судебные решения принимались голосованием на сходке, результаты которого определялись убедительностью публичных речей и впечатлением, которое оратор производил на собравшихся граждан. Убедительность речи зависела от ее логоса — силы доводов, приводившихся оратором, этноса — уместности речи, ее соответствия общепринятым обычаям и взглядам, и филокалии (букв. благолепия — красоты) оратора и его речи, пафоса — эмоций (гнева, сострадания, мужества, милосердия и др.), возбуждаемых в публике словесным искусством оратора.

Изобретателем риторики называют Горгия Леонтинского (485-380 до Р.Х.). Он предложил учение об аргументации, выделил и обозначил риторические фигуры и создал школу риторов.

Другим изобретателем риторики как искусства полемики, цель которой — победа в споре, считается философ-материалист Протагор из Абдеры (480-410), полагавший, что «человек есть мера всем вещам — существованию существующих и не существованию несуществующих», что душа «есть чувства и больше ничего… и что все на свете истинно». В этом качестве материалиста, гуманиста и демократа Протагор первым стал брать плату за уроки риторики.

Риторика в собственном смысле начинается с утверждения величайшим мыслителем античности Платоном (427-347 г до Р.Х.) задач и целей публичной аргументации и с определения ее этического и познавательного статуса. Истинное искусство риторики, по мысли Платона, далеко выходит за пределы техники аргументации, а истинный ритор предстает как философ. Платон прекрасно владел риторической техникой и искусно использовал ее в своих произведениях. Проблема познавательной ценности аргументации правдоподобного, поставленная Платоном, непосредственно связана с проблемой самой риторики в системе знания. Задача превращения риторики в научную дисциплину решена Аристотелем (384-322 до Р.Х.). «Риторика» Аристотеля — первая систематическая монография, описывающая «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». «Риторика» Аристотеля не первое руководство по ораторскому искусству, но первый дошедший до нас научный трактат, в котором систематически изложена теория публичной аргументации.

2 «Риторика» Аристотеля

2.1 Теория риторики по Аристотелю

Аристотель создал стройное теоретическое учение о принципах достижения прекрасного в области словесного творчества. «Предшественники Аристотеля, от Пиндара до Платона, выявляли изобразительные средства и приемы, которыми пользуется писатель, устанавливали общие принципы, которыми он должен руководствоваться, и создавали учение о правильности или норме словесного искусства. Однако там, где надо было показать, как именно, должно выглядеть художественное произведение, они решали вопрос эмпирически, т.е. сочиняли что-либо и говорили читателю: «надо писать вот так». С подобной инструктивной целью составлен, например, «Бусирис» Исократа. Аристотель поднялся на голову выше своих предшественников; он не только учел и обобщил сделанные ими наблюдения, но и предложил формулу сущности поэтического жанра и свод требований, которым должны удовлетворять разные аспекты поэтического произведения». Оба трактата Аристотеля «Поэтика» и «Риторика» составляли целостное учение об идеальной норме словесного выражения (только в «Поэтике» Аристотель больше внимания уделял поэтическим, «художественным» жанрам — эпосу и трагедии, а в «Риторике» обратился непосредственно к теории аттической прозы — опыту ораторского искусства, накопленного в течение полутора столетий практикой греческой риторики).

Аристотель хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чём-либо. Сообразуясь с этим, он разделил свой трактат на три части. В первой книге рассказывается о месте риторики среди других наук и выделяются роды речей, вторая книга посвящена страстям, нравам и общим способам доказательства; третья книга — проблемам стиля и построения речи.

Множество тонких психологических замечаний по вопросу о взаимодействии оратора и аудитории и анализ силы используемых в речи доказательств придают работе Аристотеля универсальное значение. Она не только оказала сильнейшее влияние на всё последующее развитие европейской риторики, но остаётся полезной и в наше время: некоторые из поставленных Аристотелем вопросов являются предметом научного исследования и теперь.

2.2 Место риторики среди других наук

В противовес своему учителю Платону, который возмущался ловкостью ораторов, умевших убеждать в чем угодно без подлинного знания сути, Аристотель настаивал на естественной убедительности истины, а в ораторском искусстве видел способ сделать эту истину наиболее очевидной большинству людей: «…люди от природы в достаточной мере способны к нахождению истины и по большей части находят ее… Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения постановляются не должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются своими противоположностями, что достойно порицания. В послеплатоновское время «ложность» досократовской риторики — общее место, и Аристотель лишь мельком упомянет о «коварстве софистики». Софистика для Аристотеля — пройденный, хотя и еще очень значимый этап в истории «всего, что касается мыслительной способности». Она была той теоретической базой, на которой пышным цветом расцвело красноречие родоначальников греческой прозы; их опыт анализирует ученый, чтобы описать способы создания прекрасного, дарующего наивысшее духовное наслаждение. Риторика отличается от аналитики и диалектики прежде всего своим прикладным характером, так как она предназначена для того, чтобы убеждать людей в ходе полемики, в публичной речи или судебном споре. Но поскольку наилучшей силой убеждения обладает доказательство, которое изучается в аналитике, то Аристотель считает последнюю теоретической основой риторики.

2.3 Общие способы доказательства

Аристотель определяет риторику как возможность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Это не составляет задачи какого-нибудь другого искусства, потому что каждая другая наука может учить и убеждать только относительно того, что принадлежит ее области, как например, врачебное искусство — относительно того, что способствует здоровью или ведет к болезни, геометрия — относительно возможных между величинами изменений, арифметика — относительно чисел; точно так же и остальные искусства и науки; риторика же, по-видимому, способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета, потому-то мы и говорим, что она не касается какого-нибудь частного, определенного класса предметов.

Таким образом, убедительность любой речи, позиции в споре, публичном выступлении основывается, согласно Аристотелю, во-первых, на истинности или по крайней мере правдоподобности приводимых аргументов, доводов, посылок, которые он называет нетехническими, не нами созданными средствами убеждения. Во-вторых, она зависит также от тех методов или логических правил, с помощью которых из имеющихся аргументов выводятся или, точнее, получаются заключения. О выводе говорят лишь в дедуктивных, доказательных умозаключениях. В не дедуктивных рассуждениях, в частности индуктивных, приходится ограничиваться термином «наведение». Поскольку, однако, явное и развернутое использование дедуктивных и индуктивных умозаключений крайне усложнило бы речь, то в риторике Аристотель рекомендует использовать более гибкие и ослабленные их варианты, а именно вместо силлогизмов — энтимемы, а индукции — примеры. Под энтимемой, как уже отмечалось выше, подразумевают сокращенный силлогизм, в котором пропущена та или иная посылка, хотя она легко подразумевается, а в случае необходимости ее нетрудно восстановить. В реальном рассуждении люди практически так всегда и поступают и именно поэтому Аристотель рекомендует также подходить к риторике. Точно так же в обычной речи достаточно сослаться на типичный пример, который может навести на индуктивное обобщение. Именно поэтому не случайно индукцию называют наведением.

Что же касается способов доказывать действительным или кажущимся образом, пишет он там, то как в диалектике есть наведение, силлогизм и кажущийся силлогизм, точно так же есть и здесь, потому что пример есть не что иное, как наведение, энтимема — силлогизм, кажущаяся энтимема — кажущийся силлогизм. Речи, наполненные примерами, не менее убедительны, но более впечатления производят речи, богатые энтимемами. Таким образом, энтимемы и примеры являются главными способами, на которых оратор строит свою логику убеждения.

Что касается самого процесса убеждения, то автор «Риторики» различает, с одной стороны, способы или приемы убеждения, которые не нами изобретены и называет их нетехническими, а с другой технические методы, которые могут быть созданы нами с помощью метода и наших собственных средств. К первому роду относятся всевозможные факты, данные, свидетельства и т. п. посылки, на которые опираются в доказательных и правдоподобных рассуждениях. Сам Аристотель причисляет к ним свидетельства очевидцев, письменные договоры, клятвы и даже показания, данные под пыткой. В современной логике они чаще всего называются посылками, основаниями доказательства, нередко также аргументами или доводами.

Рекомендации, предложенные Аристотелем, трактовали: а) предмет, о котором оратору приходится говорить; б) позу, которую оратор должен принять; в) эмоции, пробуждаемые в слушателе; г) стиль произносимой речи. Этому посвящены три книги «Риторики». Первая; рассматривает предмет в системе других наук; в ней обозреваются; три вида речей: совещательные, или политические, эпидейктические, или торжественные, и судебные (самые распространенные, но одалживающие свои приемы у первых двух). «Дело речей совещательных — склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух .

Что же касается судебных речей, то дело их — обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух . Дело эпидейктической речи — хвалить или порицать». У каждого рода речей есть своя цель: «польза и вред (один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего)» в речах политических; «прекрасное и постыдное» в торжественном красноречии и «справедливое и несправедливое» в судебном.

Риторика, говорит Аристотель, «имеет дело с вопросами, о которых обычно советуются». Совещательные ораторы древности, подобно политическим обозревателям современности, касались вполне определенного круга проблем, которые Аристотель сводит к пяти пунктам: финансы, война и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов и законодательство. Помимо достоверного знания о формах государственного устройства и их целях, древний мыслитель советует политическим ораторам читать «описания земли, потому что из них можно познакомиться с законами народов», и «творения историков», в которых содержится масса примеров для подтверждения собственных идей или развенчания позиций противника. «…Цель, которую преследует совещательный оратор, есть польза, потому что совещаются не только о конечной цели, но о средствах, ведущих к цели, а такими средствами бывает то, что полезно при данном положении дел, полезное же есть благо…». Даже из приведенного отрывка очевидно, что в риторическом учении Аристотеля нравственность, которая по Сократу и есть высшее благо, является важнейшей категорией.

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Риторика»

по теме: «Возникновение и развитие риторики»

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ РИТОРИКИ

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИТОРИКИ

3. РИТОРИКА В ДРЕВНЕМ РИМЕ

4. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

5. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

6. РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ В ПЕРИОД С 17 ПО 19 ВЕК

7. РЕНЕССАНС РИТОРИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.д. В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. ХХI век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, то есть таким, где ведущую роль будет играть культура, духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности. Ораторское искусство имеет глубокие корни в гуманитарной традиции человечества. Сегодня спрос на риторические идеи, умения огромен. Назрела необходимость во всеобщем риторическом образовании. Риторика требует осмысленного отношения к речи. Сознательное отношение к слову поможет сделать человека здравомыслящим, способным ладить и договариваться с другими людьми. Как отмечал Б. Шоу, государство – сообщество разумных индивидов, наделенных «божественным даром членораздельной речи», и управляться оно должно с помощью разумных методов, которые основаны не на «команде», приказе, а на убеждении словом. Всякое руководство на любом участке в значительной мере вершится через общение, через контакты с людьми. С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова. Врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на многие вопросы дает особая наука – риторика.

Аристотель приводил такой пример: если в каком-нибудь городе на должность врача будут претендовать врач и оратор, то врач со всеми его медицинскими знаниями будет отвергнут и городское собрание изберет на эту должность оратора, стоит тому только пожелать. Со времен Аристотеля прошло 2000 лет, но городские собрания упорно продолжают избирать врачами ораторов.

1. ПОНЯТИЕ РИТОРИКИ

Слово «риторика» каждый из нас воспринимает по-разному. Для одного оно ассоциируется с желанием овладеть ораторским искусством, для другого – оно выступает как синоним пустословия, краснобайства, третий – воспринимает слова «риторика», «красноречие», «ораторское искусство» как синонимы. Рассмотрим соотношение между этими понятиями.

Древнейшее из них – красноречие – «красная (красивая) речь». Когда мы бываем особенно красноречивы? Когда нас что-то особенно «задевает», есть интерес в убеждении. Отсюда можно сделать вывод, что красноречивость – это природный дар, которым в разной степени наделен любой человек. Такой дар можно определить как врожденную способность к созданию более или менее «заразительной» речи, которая воспринимается как идущая к сердцу и ведомая сердцем. Истинно красноречивый человек всегда выражает то, что он чувствует сам, в истинность чего он, безусловно, верит. Обращаясь прямо к сердцам своих слушателей, он не нуждается ни в каких особых приемах, законах. Эффективность его речи определяется искренностью обращения к слушателям.

Искренность и стремление к общению – важные условия успеха оратора, но они не могут заменить умения. Знаменитый американский актер Джефферсон однажды точно заметил: «Произнести яркую речь – одно дело, а произнести ее ярко – другое». Оратор уже не обязательно должен чувствовать и испытывать сам то, что он внушает другим. Но он должен точно представлять себе, что могут или должны почувствовать, осознать или сделать слушатели при восприятии его речи. Он должен рассуждать над тем, при каких обстоятельствах, для какого типа слушателей и для достижения каких целей уместны те или иные приемы, средства убедительности речи. Этим он отличается от просто красноречивого человека. Это уже искусство – «ораторское искусство», мастерство. Оратор должен выделять приемы красноречия, анализировать их уместность и путем подражания воссоздавать их в собственной речи с учетом возрастных, умственных, эмоционально-волевых и других качеств и возможностей своих слушателей. Действенность речи оратора определяется уже совершенством освоенных им через подражание речевых навыков и умений, творческой способностью включать их в общение в любой момент, когда это потребует реальная обстановка выступления.

Навыки, необходимые для подготовки и произнесения речи, приемы и способы убеждения различной аудитории, умение управлять собой и слушателями и еще множество других навыков и умений дает – риторика.

Современная трактовка риторики расширяет ее до теории убедительной коммуникации. Именно такое понимание риторики дается у В.И. Аннушкина, А.К. Авеличева: «Риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта»; «наука об условиях и формах эффективной коммуникации». А.К. Михальская в книге «Основы риторики» отмечает: «Современная риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи». Предметом современной риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Риторика – это наука о способах создания речевого поступка. Чтобы добиться результата в речевой деятельности, надо владеть искусством убеждения. А это целая наука, у которой есть свои законы. Не знающий эти законы хорошо понимает то, о чем он говорит, но не осознает, что же он своей речью делает. Поэтому создается целая система практической тренировки необходимых умений и навыков, обеспечивающих на деле высокий уровень мастерства взаимодействия оратора и аудитории. Понятие «риторика» значительно шире понятия «ораторское искусство». Оно охватывает широкий спектр знаний, умений и навыков от возникновения идеи до непосредственного речевого процесса.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИТОРИКИ

Риторика – одна из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. В развитии риторики явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время – ярко выраженный общегуманистический характер.

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшим условием проявления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой критической мысли являются демократические формы правления, активное участие свободных граждан в политической жизни страны.

Риторика как систематическая дисциплина сложилась в Древней Греции в эпоху Афинской демократии. В этот период умение выступать публично считалось необходимым качеством каждого полноправного гражданина. Вследствие этого, афинскую демократию можно назвать первой риторической республикой. Отдельные элементы риторики (например, фрагменты учения о фигурах, о формах аргументации) возникли еще раньше в Древней Индии и в Древнем Китае, но они не были сведены в единую систему и не играли столь важной роли в обществе.

Итак, красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, который создал определенные возможности для непосредственного влияния на разум и волю сограждан с помощью живого слова оратора. Расцвет риторики совпал с расцветом древней демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, народный суд, Совет пятисот. Публично решались политические вопросы, вершился суд. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным образом. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку.

Начало риторики принято возводить к 460-м годам до н.э. и связывать с деятельностью старших софистов Коракса, Тисия, Протагора и Горгия. Коракс будто бы написал не дошедший до нас учебник «Искусство убеждения», а Тисий открыл одну из первых школ обучения красноречию.

Следует отметить, что отношение к софистике и к софистам было двойственным и противоречивым, что отразилось даже в понимании слова «софист»: вначале оно обозначало мудреца, человека талантливого, способного, опытного в каком-либо искусстве; затем, постепенно, беспринципность софистов, их виртуозность при защите прямо противоположных точек зрения привело к тому, что слово «софист» приобрело отрицательную окраску и стало пониматься как лжемудрец, шарлатан, хитрец.

Протагор (ок. 481–411 до н.э.) считается одним из первых, кто начал изучать выведение заключения из посылок. Он также одним из первых использовал форму диалога, в котором собеседники отстаивают противоположные точки зрения. Протагору принадлежат не дошедшие до нас сочинения «Искусство спора», «О науках» и др. Это он ввел в обиход формулу «Мера всех вещей – человек».

Горгий (ок. 480–380 до н.э.) был учеником Коракса и Тисия. Он считается основателем или, по меньшей мере, первооткрывателем фигур как одного из основных объектов риторики. Сам он активно пользовался фигурами речи (параллелизмом, гомеотелевтоном, т.е. единооформленными окончаниями и др.), тропами (метафорами и сравнениями), а также ритмически построенными фразами. Горгий сузил слишком размытый до него предмет риторики: в отличие от других софистов, он утверждал, что обучает не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Горгий первым стал преподавать риторику в Афинах.Берясь обучать всякого прекрасно говорить и будучи, между прочим, виртуозом краткости, Горгий обучал всех желающих риторике с тем, чтобы они умели покорять людей, «делать их своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Силою своего убеждения он заставлял больных пить такие горькие лекарства и претерпевать такие операции, принудить к которым их не могли даже врачи». Горгий определял риторику как искусство речей.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Алтайский государственный педагогический университет»

Кафедра общего и русского языкознания

Статья

Тема «История становления красноречия в России»

Выполнила студентка

Шаповаленко Дарья Александровна

Барнаул-2015

Риторика — это наука, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи в разных жанрах письменной и устной речи.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.

Ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени — это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных.

В статье «Риторическое художество в Древней Руси», помещенной в журнале «Русская речь» №2 за 1992 год, излагаются вопросы зарождения риторики как науки в древнерусских сочинениях и источниках.

Целью статьи является то, чтобы показать, как происходило становление риторики как науки в Древней Руси, в каких источниках она прослеживалась, и какие правила речевого воспитания и поведения отражаются в сохраненных сочинениях.

Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что во все времена было важно, правильно ли человек разговаривает, не допускает ли он ошибок при этом.

Я считаю, чтобы не случилось исчезновения нашего языка и вместе с ним риторики, нужно не забывать и придерживаться хоть каких-то элементарных правил речевого поведения, ведь от этого многое зависит.

Можно сказать, что риторика — это «наука», «учение», «правила»; красноречие — «искусство», способность, умение «красно говорить. Красноречие мы понимаем как совокупность текстов или словесных произведений. Риторическое источниковедение должно ввести в поле нашего внимания множество либо незаслуженно забытых, либо не прочитанных еще текстов.

Кирилл Туровский, проповедник второй половины XII века, говорит «Слово в новую неделю по пасце» и всю речь строит на сквозном сравнении пробуждающейся и обновляющейся природы с «церковью Христовой», обновившей и преобразившей мир.

Поучения Серапиона Владимирского созданы в трагическую минуту русской истории — середине XIII века. Они обращены к самому сердцу слушателей, картина татарского нашествия и разорения русской земли предстает как наказание за грехи и раздор, от которых не хотят «отвратиться» его «чада»: «если кто из вас разбойник, разбоя не останет; если кто крадет, татьбы не оставит; если кто ненависть на друга имеет, враждуя не почивает; если кто обидит и всхватает, грабы не насытится… «Злых» пороки: зависть умножилась, злоба превозмогла нас, ненависть на других вселилась в сердца наши»

«Домострой» регламентирует правила речевого поведения в быту. Например, «домостроевские» советы женам относительно их «речевого поведения»: ораторский искусство риторика речевой

«…А в гости ходить и к себе звать, общаться, с кем велит муж… А с гостями беседовать о рукоделии и домашнем строении; как порядок навести и какое рукоделие как делать. Или у себя во дворе, у какой гостьи, услышав добрую пословицу: как добрые жены живут, и как порядок наводят, и как дома свои устраивают, и как детей и слуг учат, и как мужей своих слушают, и как с ними советуются, и как повинуются им во всем — всему тому прилежно внимать; а чего хорошего не знают, о том спрашивать вежливо…»

Риторические знания входили на Русь вместе с сочинениями христианско-византийской учености. В «начале притчам» Василия Великого осуждаются те, кто, «презрев слова божественного учения, ветийское и хитростное изобретение упразднил»

До XVII в. учебников по риторике не существовало на Руси, но это не значит, что люди не имели представления о риторических понятиях. В самых ранних рукописных сборниках встречаются слова «ритор», «ритория», «ветий» (оратор), «ветийство», «глаголание», «риторикия» (риторика?только в XVII в.). Это говорило о существовании практических правил речи и речевой этики, которые показывают образ человека Древней Руси.

Это — донаучный и до учебниковый период развития риторики, когда в отсутствие какой-либо терминологии имеется изобилие «ветийства» и «сладкоречия», существует практическая риторика («благоречие»), основанная более всего на образцовых культурных текстах (Священное Писание, богослужебные тексты, сочинения проповедников — отцов церкви, сочинения с указанием правил речевого поведения.

Исследования риторических источников творчества показали, что М.В. Ломоносов опирался на «Риторику» 1620 года, а также «Риторику» Михаила Усачева 1699 г., по тексту которого происходят основные определения риторики и способов красноречия М.В. Ломоносова.

Именно у Усачева «риторика есть наука добре, красно и о всяких вещех прилично глаголати», «Риторика есть художество добре глаголати»; «хитрость добре глаголати».

М.В. Ломоносов утвердил в русской науке и литературном языке слово красноречие. До В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова оно употреблялось редко — встречались лишь краснословие и красноглаголание: «не обык речь красити, понеже не словес красных Бог слушает… того ради и я не брегу о красноречии». Если у В.К. Тредиаковского можно встретить «премудрость красноречия», то именно М.В. Ломоносов придал этому слову ясный терминологический смысл.

Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что Норма бытовой риторики, речевого этикета Древней Руси многими своими сторонами проявляется и в наш век. Современный диалог куда богаче и содержательнее, но иногда примитивных правил и рекомендаций так не хватает людям нового поколения.

Продолжение и развитие культурно-речевых традиций можно основать лишь на знании «старых» правил и текстов. Как говориться — всё новое, это хорошо забытое старое.

В заключение автор говорит о том, что норма бытовой риторики, речевого этикета Древней Руси многими своими сторонами проявляется и сегодня. Мы не копируем эти правила, но сравниваем, сопоставляем, чувствуем, что современный диалог содержательнее и богаче — в то же время как раз подобных «простых» правил и рекомендаций зачастую не хватает современному человеку. Древнерусская риторика — это изначально заданная программа речевого поведения и одновременно речевого воспитания, потому что рекомендуемые в ней действия имеют отношение или прямо к речи («утешай», «приветствуй», «отвечай», «не пускайся в похвалы» и т.д.), или к созданию образа говорящего, поскольку называют качества человека (будь «добр», «кроток», «не памятозлобив», «человеколюбив») и предполагают определенный характер речи.

Я думаю, что продолжение и развитие культурно-речевых традиций можно основать лишь на знании древнерусских правил и текстов, в чём я полностью соглашаюсь с автором. В их изучении мы черпаем вдохновение для нового творчества. Таким образом, современная речь целиком и полностью опирается на издревле заложенные традиции и правила, является основой современного языка. Следует беречь и помнить вклад предков в наше настоящее и будущее.

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Закрыть меню