Избирательное право

1. Понятие избирательного права.

Избирательное право, в объективном смысле — это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в при осуществлении избирательного процесса.

Избирательное право, в субъективном смысле — это возможность гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Активное избирательное право — это субъективное право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти.

Пассивное избирательное право — это субъективное право граждан быть избранными в органы государственной власти.

2. Принципы избирательного права.

Принципы избирательного права Российской Федерации:

— Всеобщее избирательное право

— Прямое избирательное право

— Равное избирательное право

— При тайном голосовании

— Добровольность участия в выборах

— Гласность при осуществлении избирательного процесса

— Гарантированность выборов

3. Понятие избирательной системы.

Избирательная система — это совокупность общественных и государственных институтов, составляющих механизм организации, проведения и определения результатов выборов.

4. Виды избирательных систем.

Виды избирательных систем:

1) Мажоритарная избирательная система:

— Избирательная система относительного большинства

— Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

2) Пропорциональная избирательная система

Понятие избирательного процесса.

Избирательный процесс — это совокупность избирательный процедур и избирательных действий, составляющих механизм организации, проведения и определения результатов выборов.

6. Понятие стадий избирательного процесса.

Стадии избирательного процесса — это определенные этапы реализации избирательных процедур и избирательных действий, составляющих механизм организации, проведения и определения результатов выборов.

7. Стадии избирательного процесса.

Стадии избирательного процесса:

— назначение выборов

— образование избирательных округов и избирательных участков

— регистрация избирателей

— создание избирательных комиссий разных уровней

— выдвижение и регистрация кандидатов

— проведение предвыборной агитации

ТЕМА 15. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫБОРНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

1. Выборы: понятие и типология.

2. Понятие избирательной системы и ее элементы.

3. Избирательное право: понятие и условия реализации избирательных прав граждан.

4. Принципы избирательной системы: понятие и содержание.

5. Избирательный процесс: понятие и стадии.

6. Гарантии избирательных прав граждан.

Выборыпредставляют собой способ формирования государственных органов или наделения полномочиями должностных лиц, в основе которого лежит волеизъявление в форме голосования непосредственно народом либо управомоченными ими лицами.

Посредством выборов народным представителям на определенный срок передается право на реализацию народного суверенитета, которое закреплено в статье 3 Конституции РФ и означает верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего независимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе.

В России на федеральном уровне непосредственно гражданами избираются глава государства – Президент РФ, «нижняя палата» Федерального Собрания (парламента России) – Государственная Дума. На региональном уровне (на уровне субъектов Российской Федерации) – законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов. На уровне местного самоуправления – представительные органы местного самоуправления, иногда главы муниципальных образований.

Существуют различные виды выборов. Их классификацию можно провести по нескольким основаниям: по территории проведения (по уровню проведения); по способу и порядку проведения; по условиям проведения (по очередности).

Так, по территории проведения выборы бывают: федеральные, региональные, муниципальные.

По способу и порядку проведения выборы бывают: прямые, косвенные, многоступенчатые (многостепенные).

Прямые выборы означают, что избиратели голосуют за кандидата непосредственно, минуя какие-либо промежуточные инстанции или органы государственной власти.

При косвенных выборах избиратели посредством прямых выборов избирают коллегии выборщиков или первичные органы государственной власти, а они затем от имени народа избирают депутатов или иных высших должностных лиц.

При многоступенчатых (многостепенных) выборах нижестоящие органы государственной власти, которые, как правило, формируются непосредственно народом, избирают вышестоящие органы государственной власти.

Косвенные и многоступенчатые выборы не применяются в России, примерами их проведения могут служить США (Президент США избирается косвенными выборами), КНР (ВСНП – Всекитайское собрание народных представителей, возглавляющее систему советов, избирается многоступенчатыми выборами).


По условиям (очередности) проведения выборы бывают: очередные, внеочередные, дополнительные, частичные.

Очередные выборы проводятся в связи с истечением установленных законом сроков полномочий выборных органов или должностных лиц.

Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного прекращения полномочий выборных органов или должностных лиц.

Дополнительные выборы проводятся для замещения вакантного мандата в органе власти при досрочном (до истечения срока полномочий) выбытии депутата или нескольких депутатов.

Частичные выборы проводятся для ротации какой-то определенной части парламента, когда состав его обновляется посредством выборов по частям (например, 1/3 депутатов парламента последовательно обновляется (переизбирается, ротируется) каждые 2 года, а не весь парламент сразу).

Итак, выборы – это форма прямого народного волеизъявления, форма реализации народовластия. Посредством выборов граждане реализуют закрепленное в статье 32 Конституции РФ право на участие в управлении делами государства. Через выборы выявляется воля народа, на основе которой должна создаваться демократическая публичная власть.

Понятие и правовые основы избирательного права

⇐ ПредыдущаяСтр 44 из 66Следующая ⇒

Избирательное право — юридическое понятие, имеющее два основных значения:

Объективное избирательное право — подотрасль конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти (или избирательное право в широком смысле);

Субъективное избирательное право — право граждан страны, избирать и быть избранными (или избирательное право в узком смысле).

В Российской Федерации важнейшими источниками избирательного права на федеральном уровне являются:

· Конституция Российской Федерации;

· 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

· 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;

· 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

· 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

· 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

78. Избирательной системы: понятие, виды и их особенности в Российской Федерации.

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и порядком распределения мандатов по итогам голосования.

Три основных вида избирательных систем:

Мажоритарная (фр. majorité – большинство) избирательная система. Согласно мажоритарной избирательной системе, избранным считается кандидат, набравший большее число голосов.

Существуют три разновидности мажоритарной системы:

· абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос;

· относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех голосов;

· квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4.

Пропорциональная избирательная система.

Это система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

Смешанная избирательная система.

Избирательная система, при которой часть мандатов в представительный орган власти распределяется по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной системе. То есть две избирательные системы используются параллельно.

Гибридная избирательная система.

Это синтез мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).

Особенности в РФ

При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.

С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе.

С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%

Избирательная система РФ на данный момент не предусматривает использования гибридной избирательной системы. Также избирательная система в России не использует мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства.

79. Выборы в Российской Федерации: понятие, основные принципы.

Главным компонентом избирательных систем являются выборы. Выборы — это способ формирования органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица через волеизъявление граждан.

Date: 2016-06-06; view: 208; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Понятие и виды избирательного права и избирательных систем РФ

⇐ Предыдущая12345678910

Выборы – это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также занятия отдельных государственных должностей, обеспечивающих представительный характер соответствующих органов.

Термин «избирательное право» употребляется в двух смыслах.

Во-первых, избирательное право в объективном смысле (позитивное избирательное право) — это порядок подготовки и проведения выборов.

Во-вторых, избирательное право в субъективном смысле (субъективное избирательное право) — это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Виды избирательного права:

· Активное избирательное право – право граждан избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

· Пассивное избирательное право – право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательная система в широком смысле – совокупность правовых норм, образующих избирательное право.

Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования

Виды избирательных систем.Существуют два основных вида избирательных систем.

1. Мажоритарной избирательная система — Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей.

Существуют три разновидности мажоритарной системы:

· Абсолютного большинства — избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос.

· Относительного большинства — кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов,

· Квалифицированного большинства — победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д.

Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Мажоритарная система применяется в России при выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр), а также при выборах в представительный орган власти (Дума, парламент).

+ системы: она проста и позволяет создать прочное большинство в представительном органе власти.

при такой системе голосуют за конкретного человека, а не за список кандидатов от партии,

– системы: При ее использовании меньшинство граждан, с иными политическими взглядами, оказывается никем в парламенте не представленным.

мажоритарная система относительно дорога, так как часто нужно проводить второй тур голосования для выявления победителя, а это требует немалых финансовых затрат.

2. Пропорциональная система- это система, в которой каждая политическая партия получает в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей.

Это система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

Для эффективного использования устанавливается заградительный барьер, лишающий малые партии, набравшие слишком мало голосов, возможности участвовать в распределении депутатских мандатов. В нашей стране он равен 5%

Существуют два главных вида пропорциональной избирательной системы – по закрытым партийным спискам и по открытым партийным спискам.

Закрытый партийный список –когда избиратель голосует только за партию, а не за отдельного кандидата.Партия получает количество мест пропорционально полученным голосам. Выигранные в выборах мандаты распределяются внутри партийного списка по членам партии, согласно их очередности в списке. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за партийный список в соответствующем регионе.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Российской Федерации, в Израиле, в странах Южной Африки, при выборах в Европейский парламент, а также во всех странах Европейского союза.

Открытый партийный список – когда избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного члена партии из списка. В зависимости от метода избиратель может проголосовать или за конкретного члена партии, или за двоих, или указать порядок предпочтения кандидатов в списке.

В Российской Федерации при формировании представительного законодательного органа используется смешанная избирательная система.

Это синтез мажоритарной избирательной системы и пропорциональной.

Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).

Из 450 мест в Государственной Думе 225 заполняется по мажоритарной системе (одномандатные округа) и 225 – по пропорциональной.

⇐ Предыдущая12345678910

Дата добавления: 2016-03-26; просмотров: 4060 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Правоведению

На темы: Избирательное право и избирательная система в РФ.

Введение

1. Избирательное право Российской Федерации………………………….5

1.1. Понятия и принципы избирательного права России………………….5-7

1.2. Источники избирательного права России………………………………7-9

2. Избирательная система Российской Федерации: основные понятия избирательной системы………………………………………………….10-11

3. Порядок организации и проведения выборов, основные стадии избирательного процесса……………………………………………………12

3.1. Составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков…………………………………………………12-13

3.2. Избирательные комиссии…………………………………………….14-15

3.3. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов……………………15-16

3.4. Предвыборная агитация………………………………………………16-17

3.5. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование……………………………….17-19

3.6. Опубликование итогов голосования и выборов………………………..20

Заключение

Список использованной литературы

Целью данной контрольной работы является, глубокое изучение таких вопросов, как: избирательное право Российской Федерации (понятия принципы и источники избирательного права России); Избирательная система Российской Федерации (основные понятия, характерные черты, порядок проведения выборов); а также понять как же происходит процедура выдвижения кандидатов и принятия решения.

Данную тему я считаю актуальной не только для избираемых, но и для избирателей.

Выборы как социальное явление, начиная с 1989 г., прочно вошли в наш обиход, стали привычным атрибутом жизни россиян. Принятие новой Конституции РФ повлекло за собой принципиальное обновление правовой базы выборов, а избирательный процесс с этого времени стал последовательно претерпевать все новые и новые качественные перемены. В свете новой российской Конституции, реформирование всей системы органов государственной власти и местного самоуправления вызвало объективную необходимость регулярности проведения выборов на федеральном, региональном и местном уровнях. В данных условиях возникла потребность глубокого научного осмысливания огромного опыта, который был получен за столь короткий, но насыщенный избирательной практикой отрезок времени. Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.»1.

Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и быть избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит, лишь декларативными, но отнюдь не демократическими.

По прошествии выборов Президента РФ 2008 года думается, что проблема демократичности по-прежнему остается актуальной.

Государственная власть научилась использовать всю мощь государственного механизма (государственной машины) для достижения собственных целей.

Немалую роль в предвыборных избирательных компаниях стали играть средства массовой информации. Они умело формируют мнение граждан, подстегивают их к поддержке того или иного кандидата (партии). Контроль за центральными средствами массовой информации обеспечивает победу на выборах. Это наглядно было продемонстрировано на выборах 2000 года. Того же самого следовало ожидать и на выборах 2008 года.

Думается, что такие выборы нельзя в полной мере назвать демократичными.

Избирательная компания со стороны представителей государственной власти ведется отнюдь не демократичным способом: осквернение чести и достоинства возможных конкурентов; компраматы; использование госаппарата и государственных средств массовой информации сугубо в одностороннем порядке для выражения своих интересов.

Созданы опасные прецеденты манипулирования мнением гражданам Российской Федерации, что отнюдь не идет на пользу развития демократии и государственности России.

Необходимо обратится и заново пересмотреть законодательство Российской Федерации в части избирательного права с целью внесения всех необходимых поправок для исправления сложившейся ситуации.

Действительно, выборы — это форма непосредственной демократии. Любое демократическое государство немыслимо без проведения периодических свободных выборов, составляющих основу представительной демократии. Через выборы большинство граждан участвует в осуществлении государственной власти. Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов. Избрание депутатов и должностных лиц порождает ответственность органов власти перед населением.

В связи с вышеизложенным, я считаю, что проблемы избирательной системы РФ, ее роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.

1. Избирательное право Российской Федерации

    1. Понятия и принципы избирательного права России

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избира­тельное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институ­тов и регулирует такие общественные отношения, которые складыва­ются, например, при выборах Президента Российской Федерации, де­путатов законодательных (представительных) органов власти Федера­ции и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы включены в ч. 2, 3 ст. 32. Отдельные правила связываются с избранием Президента РФ (ст. 81) и Федерального Собрания. Но предусматривается, что порядок выборов в эти ор­ганы государственной власти должен определяться федеральными законами. В 1995 г. были приняты Законы о выборах Президента Российской Федерации, о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Тем не менее общие принципы избирательного права прямо или косвенно предусмотрены Конституцией РФ в виде ряда прав, обе­спечивающих гражданам участие в выборах и референдумах. Они также сформулированы в Федеральном законе об основных гаран­тиях избирательных прав граждан Российской Федерации от 6 де­кабря 1994 г.

Право избирать (активное избирательное право) предоставляет­ся гражданам с 18 лет. Этот возраст принят в большинстве госу­дарств мира с учетом необходимости исключить дискриминацию молодежи (еще два-три десятилетия назад право избирать предостав­лялось в США, Великобритании, Канаде и других странах с 21 года) и в то же время допустить к выборам лиц достаточной гражданской зрелости. Конституция РФ (ст. 60) фиксирует общее правило, согласно которому гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Этот же возраст открывает дорогу к участию в референдуме.

Активное избирательное право означает, что гражданину нельзя отказать во включении в списки для голосования, в выдаче бюл­летеней для голосования, в возможности выдвижения кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательст­вом. Это право распространяется и на право отзыва депутатов (там, где оно существует), т.е. включает весь комплекс прав, связанных с влиянием гражданина на формирование органов власти.

Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) фактически реализуется небольшой частью граждан, хотя принадле­жит всем. Содержанием этого права является возможность выдви­гать себя кандидатом на любые выборные посты, получая соответ­ствующую поддержку государства, требовать при соответствующих условиях признания недействительности выборов, вести предвыбор­ную агитацию в свою пользу и т.д.

Пассивное избирательное право наступает в разных возра­стах — в зависимости от характера того или иного органа государ­ственной власти или органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента РФ необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Государственной Думы — 21 года. Поскольку возрастной ценз установлен Конституцией, он не может быть изме­нен законом или другим нормативным актом — для этого требуется изменение Конституции.

Как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно. В отличие от ряда других государств (Австрия, Австралия и др.) в России нет обязательного голосования. Это обстоятельство, а также политическая апатия избирателей рождает явление «абсентеизма» (от английского слова, обозначающего «отсутствие»), т.е. массовое неучастие избирателей в выборах. Это ставит государство и политически активных граждан в трудное положение, ибо придает результатам выборов внешне менее демократический характер. Из-за массовой неявки избирателей к урнам для голосования неоднократно срывались выборы в зако­нодательные органы субъектов Российской Федерации. Это вынуж­дает власти снижать норму явки избирателей, ибо в условиях отсут­ствия дискриминации ничто не мешает гражданам выразить свое отношение к существующей власти и добиться замены ее предста­вителей1. При всей бесполезности такой формы протеста неявка на выборы — показатель низкой политической культуры и активности граждан, она усиливает политическую нестабильность в обществе и деформирует связь государства с народом.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признан­ные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда2.

Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях.

Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Голосование на выборах в Российской Федерации является тай­ным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за во­леизъявлением избирателя.

    1. Источники избирательного права России

Избирательное право Российской Федерации имеетсвоиисточники. Источниками избирательного права Российской Федерации являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления и регулирующие порядок осуществления этого права.

Источники избирательного права образуют определенную систему, в которой каждый вид источников имеет свое функциональное назначение. При этом различные источники избирательного права имеют разную юридическую силу. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся1 :

Добавить комментарий

Закрыть меню