Избирательная система республики Беларусь

55.Избирательная система в Республике Беларусь.

В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются. Избирателями являются граждане РБ, достигшие возраста 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Глава государства – Президент Республики Беларусь избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку которого собрано не менее 100 000 подписей избирателей. Парламент Республики Беларусь – Национальное собрание РБ – состоит из двух палат. Нижняя палата Парламента – Палата представителей – состоит из 110 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь сроком на четыре года. Верхняя палата Парламента – Совет Республики – является органом территориального представительства и состоит из 64 членов, 56 из которых избираются на 4-летний срок на основе косвенного избирательного права депутатами местных Советов депутатов Республики Беларусь от шести областей и города Минска; 8 членов Совета Республики на такой же срок назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Правовую основу избирательной системы Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь 1994.

52.Избирательные системы

Мажоритарная система имеет в своей основе принцип абсолютного большинства, т.е. способ определения результатов голосования, при котором избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов.( США, Канаде, Англии, Новой Зеландии и других странах). Однако данная система зачастую нерезультативна, так как нередко случается, что ни один кандидат не получает абсолютного большинства голосов. В таких случаях используется метод перебаллотировки. Это означает, что во второй тур голосования проходят только двое из ранее баллотировавшихся кандидатов, которые набрали больше голосов, чем все остальные.

Относительного большинства – те, кто набрал 50% + 1 голос явл. победителями. Пропорциональная система предполагает голосование по партийным спискам,т.е. избиратели голосуют не за определенного кандидата, а, за ту или иную партию, вернее — за ту или иную политическую программу. Пропорциональная система имеет свои достоинства и недостатки. Смешанные избирательные системы, которые строятся на основе сочетания элементов мажоритарной и пропорциональной систем, имеют своей целью соединить положительные стороны той и другой. Среди них выделяются параллельные смешанные и связанные смешанные. В параллельных смешанных системах определенная часть депутатских мест замещается по мажоритарному принципу, другая же их часть депутатских мест распределяется по системе пропорционального представительства политических партий. В связанных смешанных избирательных системах часть депутатов избирается по партийным спискам в многомандатных округах, а часть — в одномандатных округах

53.Избирательная кампания.

Избирательная кампания — действия непосредственных участников выборов — партий, общественных организаций, кандидатов и избирателей, проводимые в установленное законом время. Она есть часть единого избирательного процесса, который разворачивается в стране в связи с выборами. Она тоже предстает в виде событий, связанных с принятием ее участниками определенных решений и осуществлением необходимых действий. Каждая избирательная кампания ведется в условиях жесткой борьбы между соперниками. Поэтому, чтобы эта борьба не вылилась в острое противостояние и не привела к сбою всей кампании, в каждой стране создаются правовые нормы, регламентирующие и эту часть избирательного процесса. В основе законодательного регулирования соответствующих действий лежит принцип обеспечения равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий, избирательных блоков и кандидатов.

Эта цель достигается путем регламентирования: во-первых, расходов на проведение избирательной кампании и выборов в целом; во-вторых — предоставляемого партиям и кандидатам времени на радио и телевидении, а также деятельности других средств массовой информации; в-третьих, полномочий государственного аппарата в осуществлении избирательной кампании. Финансирование выборов — один из самых важных вопросов организации избирательного процесса. Выборы как обширный комплекс мероприятий есть весьма дорогостоящее предприятие. О значении этой их стороны говорит тот факт, что преимущество в предвыборной борьбе зачастую оказывается не на стороне тех, кто имеет лучшую программу, а у кого больше денег. Поэтому законодательство различных стран пытается как-то смягчить это не украшающее демократию явление. Средства массовой информации, как известно, могут создавать преимущества одним кандидатам и вызывать ложное впечатление о других. Поэтому их деятельность в период избирательной кампании также достаточно жестко регламентируется. Обычно устанавливается общий период времени па государственных радио и телевидении, отводимого для ведения предвыборной агитации. Государственный аппарат также может оказывать влияние на ход предвыборной борьбы и результаты голосования в пользу одних кандидатов и, соответственно, в ущерб другим. Важнейшей стороной избирательной кампании является предвыборная агитация, которая представляет собой деятельность граждан и их объединений по подготовке и распространению информации с целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов). Предвыборная агитация находит свое проявление в таких видах политического действия, как митинги, собрания, встречи кандидатов с избирателями, критические заявления политических лидеров и предлагаемые ими позитивные программы, повышенное внимание к теме выборов со стороны средств массовой информации, появление в общественных местах рекламных плакатов, распространение среди граждан листовок и т. п. Успех предвыборной агитации во многом предопределяется умением участников избирательной кампании пользоваться избирательными технологиями (совокупность способов воздействия на граждан с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их подать свои голоса за определенного кандидата).

56.Политическая коммуникация.

Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Политическая коммуникация несет в себе огромный информационный потенциал. Циркулируя по всему контуру «вход» — «выход» — «обратная связь», информация дает возможность властным институтам обеспечить правильное принятие решений и поддержку системы ее членами. Коммуникативная функция тесно связана с деятельностью СМИ, которые существенно влияют на утверждение духовных ценностей, оказывают воздействие на оценки и поведение людей, во многое формируют общественное мнение, интересы и общие цели. Процесс осуществления информационной связи между политической системой и средой, а также между элементами политической системы называется политической коммуникацией. В современной политике роль универсального посредника в коммуникации играют СМИ. СМИ — это структуры (учреждения, предприятия, организации), создаваемые с целью открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты: публичность, т. е. неограниченный, надперсональный круг потребителей; наличие специальных технических средств; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность воздействия от коммуникатора к получателю (реципиенту); невозможность перемены ролей; непостоянный характер аудитории, который образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче. В современном обществе СМИ выполняют разнообразные функции: — информационную, которая состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных событиях в стране и в мире; — образовательную — проявляется в сообщении знаний, дополняющих имеющиеся представления о политике и политических процессах; -функцию социализации, которая предполагает усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения, что позволяет личности адаптироваться к социальной действительности и приобщиться к политической жизни; — функцию критики и контроля за деятельностью власти, которая основывается на авторитете общественного мнения; — функцию артикуляции интересов, поскольку СМИ обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, формулировать и представлять общественному мнению свои интересы, и на этой основе находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью интересов и целей; — функцию мобилизации, которая выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям либо сознательному бездействию; — развлекательную функцию. СМИ могут выполнять и негативные функции: провоцировать массовый протест, вселять в людей чувство страха, неуверенности, подрывать общественную мораль.

58.Роль СМИ в политике.

СМИ: совокупность средств распространения информации на массовые аудитории на каком-либо материальном носителе, разделяются на печатные электронные и Интернет-СМИ; пресса: совокупность технических средств изготовления и распространения информации (СМИ), а также лиц и групп, участвующих в этой деятельности; печать: печатные СМИ: газеты, журналы, бюллетени; коммуникация: процесс передачи информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов. Коммуникация разделяется на вербальную (речевую) и невербальную. Формы вербальной — язык, слово, невербальной — зрительная, коммуникация через мимику, жесты, движения и положения тела, тактильная коммуникация; социальная коммуникация (массовая): процесс распространения систематической информации с помощью технических средств на численно большие и рассредоточенные аудитории; массовая информация: печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы, публично распространяемые через СМИ; политическая коммуникация: специфический вид политических отношении, который регулирует производство и распространение в обществе различных идеологических парадигм.. Во-первых, сегодня уже окончательно оформились две основные тенденции социально-политического развития Беларуси в ближайшие десятилетия: медиатизация всей политической жизни, все большее подчинение политики правилам игры, которые диктуют СМИ, и олигополизация информационного пространства. Во-вторых, современные СМИ все более способствуют разрушению созданного ими же самими глобального мифа о том, что в сфере культуры действуют рыночные механизмы и закономерности, демократичные по своему содержанию, способствующие развитию культуры. В-третьих, набирает силу процесс медиатизации науки. СМИ стремятся все больше взять на себя функцию научного анализа реальности, пытаясь оттеснить на второй план социально-гуманитарные науки. В-четвертых, реальностью становится информационный метаболизм — обмен информацией в обществе. Основу информационного метаболизма составляют функциональные информационные системы (ФИС), то есть динамические, саморегулирующиеся системы, деятельность которых направлена на поддержание информационного равновесия в обществе и создание благоприятных условий для функционирования рынка информации в стране. Идеологическая сущность ФИС состоит в том, что они занимают промежуточное положение между государством и обществом, тем самым обеспечивая гармоничное единство политической системы и легитимность политического механизма. В-пятых, никакие реформы в Беларуси невозможны без консолидации общества и активного подключения к этому процессу человеческого фактора, что неизбежно ведет к идеологизации как СМИ, так и всей журналистской практики. В-шестых, суть информационной революции, которая прошла в мире и, частично, в Беларуси в последнее десятилетие прошлого века заключаем я в том, что сегодня наиболее выгодным видом коммерческой деятельности стало преобразование человеческого сознания. Характерно, что промежуточным этапом подобной трансформации является состояние, когда для людей, подвергающихся воздействию СМИ, окружающий мир все в большей мере перестает быть реальным и все больше приобретает виртуальный, сконструированный, искусственный характер. В-седьмых, в настоящее время имеет место принципиальное снижение издержек распространения социально-политической информации, что обусловлено развитием принципиально новых видов политической электронной коммуникации.

Избирательная система Республики Беларусь

Под избирательной системой в Республике Беларусь следует понимать сами принципы организации и проведения выборов в представительные государственные органы и органы местного самоуправления. Данные принципы закреплены ст. 38 Конституции Республики Беларусь, и далее регламентируются Избирательным кодексом Республики Беларусь (Глава 2). В соответствии со ст. 38 Конституции Республики Беларусь, «граждане Республики Беларусь имеют право избирать и быть избранными в государственные органы на основе равного, всеобщего, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании».

В соответствии со ст. 4 Избирательного кодекса, выборы Президента, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов являются всеобщими, т.е. не все имеют право голоса, а только лица, достигшие 18 лет, причем в выборах и в референдуме не принимают участие граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. А в голосовании не принимают участия лица, в отношении которых, в порядке установленном уголовно-процессуальным законодательством избрана такая мера наказания, как содержание под стражей.

Под свободными выборами, в соответствии со ст. 5 Избирательного кодекса, понимается, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах или Референдуме и за кого или за что голосовать.

Равное избирательное право – когда избиратели участвуют в выборах представительных органов государства и в референдумах на равных основаниях, т.е. каждый избиратель, участник референдума имеет только один голос, а кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.

Прямое избирательное право. Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов являются прямыми, т.к. избиратели прямо их избирают.

Косвенное избирательное право. Выборы членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь. Они избираются на заседаниях депутатов областных Советов и Минского городского Совета по восемь членов, а восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь единолично.

Тайное голосование. Под этим понимается то, что контроль за волеизъявлением избирателей и участников Референдума в ходе голосования запрещен. В соответствии со ст. 52 Избирательного кодекса, бюллетень заполняется голосующим в специально оборудованной кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего.

Избиратель, участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме членов участковой и вышестоящих комиссий, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их доверенных лиц, а также иных лиц, указанных законодательством.

Большое значение в ст. 13 Избирательного кодекса уделено принципам открытости и гласности при подготовке и проведении выборов, референдума, отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, депутата местного Совета депутатов.

Соответствующие комиссии, местные представительные, исполнительные и распорядительные органы обязаны информировать граждан, о своей работе по подготовке и проведению выборов и референдума, а также отзыва депутатов различных уровней

При проведении выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики имеют право присутствовать наблюдатели – депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов депутатов, доверенные лица кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации в порядке, устанавливаемом Центральной комиссией.

Иностранные (международные) наблюдатели от иностранных государств и международных организаций приглашаются в Республику Беларусь Президентом Республики Беларусь, Палатой представителей, Советом Республики, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством иностранных дел Республики Беларусь, Центральной комиссией.

Иностранные (международные) наблюдатели аккредитуются Центральной комиссией. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня его аккредитации и заканчивается в день опубликования итогов выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики.

Наблюдатель вправе:

присутствовать на заседаниях соответствующих комиссий;

присутствовать на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики, а также по отзыву члена Совета Республики;

присутствовать при пломбировании или опечатывании ящиков для голосования;

находиться в день голосования в помещениях для голосования с момента пломбирования или опечатывания ящиков для голосования до окончания подведения результатов голосования;

присутствовать при досрочном голосовании, голосовании по месту нахождения граждан, проведении повторного подсчета голосов граждан;

наблюдать за выдачей бюллетеней, ходом голосования, соблюдением установленного настоящим Кодексом порядка голосования;

обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой, счетной комиссии или его заместителю;

получать информацию о результатах подсчета голосов и составлении протоколов соответствующих комиссий о результатах выборов, референдума, голосования об отзыве депутата;

знакомиться с протоколами участковых комиссий о результатах голосования и протоколами соответствующих комиссий о результатах выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, подписанными и направленными в вышестоящую комиссию в соответствии с законодательством;

изготовить копию протокола участковой комиссии о результатах голосования своими силами и средствами;

направлять обращения в соответствующую или вышестоящую комиссию либо прокурору об устранении нарушения настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики;

знакомиться с решениями заседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики, а также по отзыву члена Совета Республики.

Наблюдатель не вправе:

заниматься агитацией в любой ее форме;

оказывать кандидатам в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики, в депутаты местных Советов депутатов какую-либо информационную, методическую, финансовую или иную помощь;

создавать препятствия в проведении голосования;

предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

вести опросы граждан, прибывших для голосования и проголосовавших;

заполнять за гражданина по его просьбе бюллетень;

создавать препятствия для нормальной работы комиссий, заседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов и проведения голосования;

находиться у столов выдачи бюллетеней, у кабин и ящиков для голосования;

вмешиваться в работу комиссий, заседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов.

Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют наблюдение в порядке, предусмотренном законодательством. Иностранные (международные) наблюдатели вправе также встречаться с кандидатами, доверенными лицами кандидатов, а после дня голосования излагать свое мнение о законодательстве Республики Беларусь, о выборах, референдуме, отзыве депутата, члена Совета Республики, проводить пресс-конференции и обращаться в средства массовой информации.

Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики.

Центральная комиссия вправе лишить аккредитации иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им законодательства Республики Беларусь или общепризнанных принципов и норм международного права.

Средства массовой информации освещают подготовку и проведение выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Представители средств массовой информации вправе присутствовать на заседаниях комиссий, в помещениях для голосования, на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики, а также по отзыву члена Совета Республики.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты вправе присутствовать на участках для голосования при подсчете голосов избирателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдуме от 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2006.

2. Избирательный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от 11.02.2000 г. № 370−З (ред. от 04.01.2010 г. № 99−З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 2/145.

3. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21.02.1995 г. № 3602 – XII (ред. от 09.10.2006 г. № 166−З).// Там же. – 2001.– № 2/478.

1. Антонова О.А. О принципах избирательного права в Республике Беларусь // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. − 2005. – № 2. − С. 112−122.

Антонова О.А. Об основах конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах в Республике Беларусь // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. − 2008. − № 2.− С. 65−78.

  1. Белкин А.А. Избирательные ограничения. /Правоведение. – 1992. – № 1. – С. 3−14.
  2. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционная ценность избирательных прав граждан России. – М., 2005.
  3. Василевич Г.А. Конституционные основы избирательного права в Республике Беларусь. / В кн.: Органы государственной власти в Республике Беларусь. – Мн., «Право и экономика», 1999, – С. 231−262.

6. Вашкевич А.Е. Избирательные споры – Мн., Тесей, 2001.

7. Выборы: подлинные, свободные и справедливые / С.А. Альфер, ИИ. Бугрова, А.Е. Вашкевич и др.; Отв. ред. С.А. Альфер, науч. Ред. М.Ф. Чудаков. – Мн: «Тесей», 1999.

8. Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения // Государство и право. – 1998. – № 5. – С. 27−36.

9. Проблемы конституционализма: Сб. науч. тр. Вып. 7. Избирательное законодательство: Республика Беларусь и международный опыт / Под общ. Ред. А.В. Вашкевича и С. Альфера. – Мн.: «Тесей», 2000.

  1. Головко А.А. Понятие и взаимодействие избирательной системы и избирательного права в СССР. /Проблемы правового статуса субъектов права. Калиниград, 1976. – С. 75−81.

11. Дуксин П.А. Лишение избирательного права граждан по советскому законодательству 20-30 годов XX века // Конституционное и муниципальное право. − 2009. − № 5.− С. 20−22.

Избирательная система в Республике Беларусь

Избирательная система традиционно считается одним из важнейших политических институтов, чье влияние непосредственным образом отражается на политической системе общества в целом. Оказывая прямое воздействие на характер, интенсивность отношений между партиями, избирательная система определяет партийно-политическую инфраструктуру, степень ее фрагментации и является значимым институциональным фактором, который оказывает существенное влияние на процесс структурирования политической власти.
В настоящее время в научной литературе существуют разные подходы к пониманию сути и объема категории «избирательная система». Понятие «избирательная система» можно сформулировать в широком и узком смыслах слова. В узком смысле «избирательная система» — это закрепленная в законе система выдвижения кандидатов и подсчета голосов, г. е. конкретный способ организации выборов. По вопросу сущности избирательной системы в узком значении среди авторов меньше расхождений, чем при рассмотрении ее в широком смысле слова. Так, под избирательной системой следует понимать урегулированный правовыми и иными нормами порядок формирования выборных (прежде всего, представительных) органов государства, состоящий из ряда расположенных в определенной логической последовательности стадий (этапов), и рамках которых соответствующими государственными органами решаются присущие каждой из этих стадий, отношения между иными субъектами, участвующими в выборах (политическими партиями, общественными формированиями, кандидатами, их инициативными группами, гражданами), принципы и условия участия в выборах избирателей, а также способ подведения итогов голосования и определения победителей.
Таким образом, исходя из данного определения, в качестве составных частей избирательной системы выступают:
а) избирательный процесс (все его этапы);
б) субъективное избирательное право граждан (активное и пассивное);
в) государственные органы, ответственные за организацию и проведение выборов;
г) иные участники (су&ьекты) избирательного процесса (избиратели, кандидаты, политические партии, иные общественные объединения);
д) отношения, возникающие между субъектами, участвующими в избирательном процессе (их деятельность);
е) способ подведения итогов голосования и распределения на этой основе депутатских мандатов (т. е. избирательная система в «усеченном» смысле).
В Республике Беларусь используется мажоритарная система абсолютного большинства. Ее главными отличиями являются:
1) для избрания от округа необходимо набрать абсолютное (т.

е. 50 % + 1 голос) большинство голосов от принявших участие в выборах избирателей;
2) если никто из кандидатов не наберет необходимого абсолютного большинства, проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победителем во втором туре считается тот, кто наберет больше голосов, чем его соперник.

Избирательное право Республики Беларусь.

Основные НПА, регулирующие выборы в РБ:

Конституция Республики Беларусь;

Избирательный кодекс Республики Беларусь;

3. Декрет Президента Республики Беларусь от 11 декабря 1996 года «Об утверждении положения о выборах членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь»;

Законодательство РБ выделяет два вида избирательного права: активное избирательное право и пассивное избирательное право.

Активное избирательно право — это право избирать представителей в законодательные (представительные) органы государственной власти, местного самоуправления, а также выборных должностных лиц.

Пассивное избирательное право – это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность.

Принципы избирательного права.

Принцип всеобщего избирательного права, не имеющий абсолютного характера.

Статьей 64 Конституции Республики Беларусь установлен принцип всеобщего избирательного права, который предоставляет право участвовать в выборах гражданину, достигшему 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, социального, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозной принадлежности или ее отсутствия, принадлежности к партиям или другим общественным объединениям.

Этот принцип не имеет абсолютного характера, и в соответствии со статьей 64 Конституции в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, в голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Следует отметить, чтоданная категория граждан не лишена пассивного избирательного права, то есть права быть избранными.

Признание лица недееспособным осуществляется в судебном порядке на основании статьи 29 Гражданского кодекса Республики Беларусь обычно в случаях психического расстройства (душевной болезни или слабоумия).

Не имеют права избирать и быть избранными, равно как и участвовать в референдумах, иностранные граждане и лица без гражданства. Однако гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в Республике Беларусь, было предоставлено право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Это право сейчас предусмотрено статьей 58 Избирательного Кодекса Республики Беларусь.

Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 276;

Добавить комментарий

Закрыть меню