Июльская гроза краткое содержание

Краткое содержание Платонов Июльская гроза

Удивительный рассказ о небольшом путешествии двух детей, старшей Наташи и младшего ее брата Антошки. Герои рассказа имели возможность познакомиться с тайнами природы, которые привели к ощущению опасности и незнакомцем, проявившем внимание и заботу.

Девочка Наташа отправилась со своим четырехлетним братом Антошкой в путь из одной деревни в другую к бабушке погостить. Антошка очень любил бабушкины блины и ожидал скорейшей трапезы. На своем пути ребята проходят через поле ржи и встречают на своем пути незнакомого старика, который внимательно их осмотрел и радовался встрече с детьми на своей дороге.

Девочку Наташу, однако, более волновало перемена погоды, которая могла поменяться в одночасье на грозу и мрак. Она не особо отвлекалась на мысли о незнакомце или о мелких, манящих взор природных прелестей, на которые обращал внимание ее брат. Бабушка, которая ожидала детей, была полна мысли о тесте для блинов. Собиралась ими потчевать внуков. Дети пришли и она радостно их встретила, принялась за приготовление угощений. Спустя некоторое время Антошка соскучился, устал ожидать любимых бабушкиных блинов и уговорил сестру сейчас же возвратиться обратно. Наташа согласилась, вновь сестра и брат отправились в дорогу, только путь уже был представлен другой картиной и эмоциями от нее.

Опасения Наташи подтвердились и они попали под гром и грозу, но природа оказала детям милость. Обратная дорога была суровой, но предвещала встречу с тем дедушкой, которого они видели в начале пути. Дед приютил Антошку в своей кошёлке, а Наташу взял на руки и пошел к ним домой под дождем, мелкими шажками. Мать встретив старика с детьми после приготовила им ужин.

Таинственная природа, удивительная встреча оказала на детей познавательный опыт, который каждый воспринял по своему усмотрению, а самый маленький из героев решил, что это означает смотреть страху в лицо и пробовать снова.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

>Июльская гроза. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Беляев Ариэль

    Один мальчик, который учился в специальной закрытой школе, был см по себе очень сильный духом, так как именно это заведение занималось тем, что всех детей, откуда только возможно, брали, или же даже похищали

  • Краткое содержание Хранитель древностей Домбровский

    Описанные в книге события случились в городе Алма-Ате в неспокойные 1930 годы. Главный персонаж Зыбин Григорий Николаевич работает хранителем древностей в музее краеведчества.

  • Краткое содержание Войнич Овод

    Роман повествует о молодом человеке, который пережил много неприятных событий в жизни, вернулся назад домой с целью расположить к себе друзей и близких, претворить революционные идеи.

  • Краткое содержание Бегство от свободы Фромм

    Книга Эриха Фрома «Бегство от свободы» посвящена нескольким аспектам психологии. Издана книга в 1941 году. Именно поэтому описываемая им личность человека, отличается от современной личности.

  • Краткое содержание Твардовский За далью — даль

    Произведение За далью — даль написанное в автобиографическом стиле, создано Великим поэтом — Александром Трифоновичем Твардовским. Основой поэмы являются размышления и воспоминания автора

В 1946 году готовилась к печати книга Андрея Платонова «Вся жизнь». Тогда же рассказ «Возвращение» («Семья Иванова») подвергся уничижительной критике в духе времени. Напомним: капитан Алексей Иванов возвращается с войны, он отвык от домашней жизни и от близких людей, особенно непонятен ему подросший сын Петрушка. Статья известного критика Ермилова называлась «Клеветнический рассказ А.Платонова»; Фадеев признавал, что публикация этого «лживого и грязноватого рассказца», автор которого «не желает видеть лица советского человека», — идейный провал журнала «Новый мир».

Издание книги «Вся жизнь» не состоялось. Однако в архиве «Советского писателя» сохранилась внутренняя рецензия Павла Антокольского:

«Большинство рассказов посвящено детям, их светлому и таинственному росту, связанному с тайниками природы, их первому прикосновению с мирозданием, грозой, солнцем, звёздной ночью, цветами, мильонами маленьких существ, населяющих каждый клочок земли. Если детство задолго до нас не раз уже было предметом внимания и изображения в мировом искусстве, то и на этот, тысячу первый раз, Андрею Платонову, художнику значительному и взыскательному, удалось многое увидеть и раскрыть заново. И это новое согрето и любовью к детям, и уважением к их достоинству. Рядом с детьми живут в рассказах Платонова противопоставленные им и в то же время родственные детям старики и старухи. Сталкивая малых и старых, начало и конец существования, Платонов в нехитрых фабулах доходит до поэзии и своеобразного драматизма. Смысл его рассказов ясен и прост для любого читателя. Пробуя определить этот смысл на свой лад, я знаю, что так или иначе упрощу или искажу автора, но это грех всякого пересказа поэзии. Творчество же Платонова прежде всего поэтично, в нём всегда есть несравненный осадок, который не поддаётся рассудочному и деловому анализу, и этот осадок самое дорогое…»

Оспорить здесь можно только одно: хоть маленький, хоть взрослый читатель Платонова не может быть «любым». Платонову необходим читатель сосредоточенный.

В опубликованных теперь записных книжках Платонова есть заметки, указывающие, как правильно увидел Антокольский суть его рассказов о детстве.

«Важно и истинно — видеть во взрослых лишь их действительно детские черты. Взрослый — это лишь изуродованный ребёнок, и от этого уродства он частично излечивается в старости».

«В чём тайна детства?

В ребёнке множество душ — он их легко вырывает воображением, и живёт один, но как с товарищами. Взрослый же одинок. А ребёнок легко и воробьём живет, и былинкой».

Платонов очень внимателен к детскому сознанию, ещё не отдалённому от природы жизненным опытом, взрослыми знаниями и привычками.

В «Июльской грозе» маленький, испуганный этой самой грозой Антошка думает: «…Можно умереть, не увидев более отца с матерью, не наигравшись с ребятами около колодца, не наглядевшись на всё, что было у отцовского двора. И печка, на которой Антошка спал с сестрой в зимнее время, будет стоять пустой. Ему было жалко сейчас их смирную корову, приходящую каждый вечер домой с молоком, невидимых сверчков, кличущих кого-то перед сном, тараканов, живущих себе в тёмных и тёплых щелях, лопухов на их дворе и старого плетня, который уже был на свете — ему об этом говорил отец, — когда Антошки ещё вовсе не существовало; и этот плетень особенно озадачивал Антошку: он не мог понять, как могло что-нибудь быть прежде него самого, когда его не было, — что же эти предметы делали без него?»

И Антошка, и его сестра Наташа, и остальные дети в произведениях Платонова живут рядом с грандиозными явлениями и событиями и рядом же с обыкновенными вещами и существами. Стараются понять себя и окружающее.

Читать Платонова — осознанный труд. Хорошо приступить к нему с таких рассказов, как «Никита», «Ещё — мама», «Цветок на земле», «Сухой хлеб». Позже прочесть рассказы «Корова», «Свет жизни», «Июльская гроза», «Уля». Ещё позже — «Возвращение», «На заре туманной юности», «Такыр», «Происхождение мастера»… Может сложиться как-то иначе, в чтении у каждого свои пути. Однако досадно юному человеку, читающему по-русски, совсем пройти мимо Платонова.

Библиография:

Платонов А.П. Июльская гроза: Рассказы / Рис. В.Куприянова. — Л.: Дет. лит., 1977. — 95 с.: ил.

Платонов А.П. На заре туманной юности: Повести и рассказы / Вступ. ст. Н.В.Корниенко. — М.: Дет. лит., 2003. — 318 с. — (Шк. б-ка).

Платонов А.П. Неизвестный цветок: Рассказы и сказки. — М.: Дет. лит., 2007. — 240 с.: ил. — (Шк. б-ка).

Платонов А.П. Песчаная учительница: Рассказы. — М.: Современник, 1990. — 60 с.: ил. — (Отрочество).

Платонов А.П. Рассказы. — М.: Дрофа-Плюс, 2008. — 160 с. — (Школьное чтение).

«Июльская гроза», краткое содержание рассказа Платонова

Жарким июльским днем девятилетняя Наташа и ее четырехлетний брат Антошка шли из колхоза «Общая жизнь» в деревню Панютино, чтобы навестить дедушку с бабушкой. Идти было недалеко – четыре километра, «но велик мир в детстве». Путь их пролегал по дороге, по обочинам которой росла высокая рожь. Наташа боялась, что из этих зарослей может показаться кто-то недобрый. Чтобы обезопасить Антошку, она повязала ему на голову свой платок. По мнению Наташи, в платке брат похож на девочку, а «девочек меньше трогают».

На дороге детям встретился старик – маленького роста, худой, бедный, с кошелкой за спиной. Он поклонился Наташе и Антошке, сняв шапку, и отправился дальше. Встреча с ребятишками произвела на него сильное впечатление и заставила задуматься о собственной жизни, о счастье, о молодости и старости. Поглощенный мыслями он решил прилечь у дороги, так как торопиться было некуда. Наташа же отметила про себя, что старик совсем нестрашный и «маломочный». Если бы он напал на нее и брата, то ей бы без особого труда удалось одолеть его.

На краю деревни Панютино стояла деревянная избушка, в которой жили дедушка и бабушка Наташи и Антошки по материнской линии. Бабушка – Ульяна Петровна – с самого утра с нетерпением ждала внуков, периодически выглядывая за ворота. Еще вечером старушка сделала тесто на блины. Дедушка с утра отправился на рыбалку. Правда, Ульяна Петровна подозревала, что сейчас он был в кузнице и беседовал с кузнецом «не о деле». По ее мнению, старику только и надо было всегда одного – сидеть и разговаривать с людьми «о самой лучшей жизни».

Ульяна Петровна запалила солому в печи, решив начать печь блины. От этого ее отвлек соседский петух, который иногда приходил, чтобы бить бабушкиного петуха. Старушка вышла во двор с целью прогнать непрошеного гостя. Заодно вновь посмотрела на дорогу, не показались ли внуки, но никого не было. Вскоре в окошко постучали – пришли Наташа и Антошка. Обрадованная бабушка впустила их в избу и сразу засуетилась, уйдя в погреб за припасами. Антошка сидел у пустого стола. Наташа отправилась рассматривать горницу Ульяны Петровны.

Бабушка еще не успела вернуться, а Антошка уже запросился обратно домой. Наташа взяла один блин в дорогу и вышла с братом из избы. Вдали собиралась гроза, слышались раскаты грома. Наташа с Антошкой на руках побежала по дороге в родной колхоз «Общая жизнь». Довольно быстро непогода догнала ребятишек, и они спрятались во ржи. Наташа накрыла Антошку собой от града, позже сменившегося крупным прохладным дождем.

Брат долго не выдержал в неведении и попросил выпустить его, чтобы посмотреть на грозу. Наташа согласилась.

Вдалеке Антошка увидел бабушку, вышедшую из избы, чтобы посмотреть, куда делись внуки. Кроме того, мальчик заметил, как в деревне загорелась кузница, в которую попала молния. На пожар сбежались местные жители. Тушить огонь они не торопились, так как к деревне подходила «главная, большая туча, богатая грозой и ливнем». Увидев эту тучу, Антошка испугался и заплакал. Наташа дала ему блин, посадила к себе за спину и побежала домой.

Девочка надеялась добраться до колхоза, пока большая туча не настигла их. Как ни торопилась Наташа, она не успела. Туча догнала ребятишек. Вновь хлынул дождь. Наташа взяла брата на руки, чтобы хоть немного защитить его от ливня. Стало трудно идти. Вокруг полыхали молнии, гремел гром. Дети попытались вырыть ямку в песке около ржи, чтобы спрятаться в ней, но ничего не получилось. Продрогши от дождя, Наташа и Антошка обнялись.

Неожиданно к ребятам подошел тот самый старик, который раньше им встретился на дороге. Он посадил Антошку в кошелку, взял на руки Наташу и понес детей к их маме и папе, хотя самому ему нужно было в другую сторону. В целости и сохранности донес старик сестру с братом до дома. Оказалось, что там в гостях сидел дедушка – муж Ульяны Петровны. Мать раздела детей, дала им сухую одежду. Старик уселся пить чай. Вскоре Наташе с Антошкой надоело слушать взрослые разговоры. Они вышли на крыльцо, дождь почти закончился. Антошка предложил на следующий день снова пойти к бабушке и заявил, что грозы больше не боится и даже любит ее. Наташа ему не ответила. Мама отворила дверь и позвала ребятишек кушать.

  • «Июльская гроза», анализ рассказа Платонова
  • «Возвращение», анализ рассказа Платонова
  • «Котлован», анализ повести Платонова
  • «Сокровенный человек», анализ повести Платонова
  • «Юшка», анализ рассказа Платонова
  • «Фро», анализ рассказа Платонова
  • «Котлован», краткое содержание по главам повести Платонова
  • «Сокровенный человек», краткое содержание повести Платонова
  • «На заре туманной юности», анализ рассказа Платонова
  • «Чевенгур», анализ романа Платонова
  • «Возвращение», краткое содержание рассказа Платонова
  • «Неизвестный цветок», анализ произведения Платонова
  • «В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова
  • «Чевенгур», краткое содержание по главам романа Платонова
  • «Усомнившийся Макар», анализ рассказа Платонова

По произведению: «Июльская гроза»

По писателю: Платонов Андрей Платонович

Краткое содержание Платонов Июльская гроза для читательского дневника

Этот рассказ о приключениях брата и сестры, Наташе девяти лет отроду и Антошки четырех лет.

Знойным летом Наташа с братом, пошли в соседнее село к дедушке и бабушке. Путь был недалеким, но маленьким детишкам он показался длинным. Они шли по проселочной дороге, по обеим сторонам которой колосилась рожь. Наташа опасалась, как бы их никто не обидел в этих зарослях. Она взяла брата на руки, чтобы обезопасить его.

По пути к бабушке дети увидели старичка с сумкой на спине. Он поприветствовал Наташу с Антошкой и побрел дальше. Девочка немного испугалась странного попутчика, но потом подумала, что дед ничего плохого им не сделает, а если попробует, то она в миг его одолеет. Пожилой человек был очень рад неожиданной встрече с ребятишками. Он сразу вспомнил себя молодым, задумался о прожитых годах. В глубоких раздумьях старик прилег отдохнуть у края дороги.

В селе Панютино коротали свой век дедушка и бабушка наших маленьких героев. Ульяна Петровна, так звали бабушку, уже давно скучала по внукам, с нетерпением ждала встречи.

Она затопила печь, и пекла блины, надеясь, что любимые Наташа и Антошка все — таки придут. Дед же еще с утра отправился ловить рыбу.

Старушка хлопотала у печи, как вдруг в окно постучали. За окном были ее внучата. Ульяна Петровна очень обрадовалась, стала собирать на стол. Дети сели кушать, а бабушка пошла в погреб за вареньем, пока она ходила, Антошка начал капризничать, и сестра приняла решение идти домой. Взяв братишку за руку, она отправилась в путь.

В дороге их застала непогода, началась гроза и сильный дождь. Дети очень испугались и спрятались в поле. Наташа с Антошкой дрожали от страха и холодного дождя. К ним подошел старик, которого они повстречали на пути к бабушке. Мужчина взял детей на руки и понес домой, в деревню, где жили их родители. Они беспрепятственно добрались до дома, где за большим столом сидели гости. Старика усадили пить чай. Дети переоделись и вышли на улицу. Дождя уже почти не было. Антошка сказал сестре, что завтра он опять хочет к бабушке, и гроза ему больше не страшна. Наташа молчала.

Рассказ учит беречь друг друга, помогать ближнему.

Оцените произведение: Голосов: 20

Читать краткое содержание Июльская гроза. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

>Картинка или рисунок Июльская гроза

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Перро Синяя борода

    Жил на свете богатый человек с синей бородой. Эта особенность пугала и отталкивала от него женщин. Как-то он предложил соседке, матери двух дочерей, выдать одну из них за него замуж.

  • Краткое содержание Римский-Корсаков Шехеразада

    Римский-Корсаков был очень одарённым и образованным автором, из-под пера которого вышли множество замечательных произведений. Следует выделить его произведение под названием Шахерезада.

  • Краткое содержание Мальчик с пальчик братья Гримм

    Сказка начинается с того, что семья очень бедных крестьян, муж и жена, сидели у очага и мечтали о том, чтобы в их семье появился, хотя бы один маленький ребенок. Прошло время, и в этой семье родился маленький мальчик

  • Краткое содержание Каверин Два капитана

    Еще юный Саня Григорьев теряет отца – его обвинили в убийстве и посадили в тюрьму, где он и умер. Саня – единственный, кто знает, что его отец невиновен.

  • Краткое содержание Сказка о царе Берендее Жуковского

    Жил в этой жизни один человек, и был он по своей профессии и должности, а также по положению в обществе – царем. И звали его Берендеем. И не было у него детей, которые смогли бы в старости подать ему стакан воды.

Тема, проблематика

Тема детства особенно важна в творчестве Платонова. Весь мир рассказа описан глазами ребёнка, а ключ к пониманию этого – в фразе «велик мир в детстве». Она настраивает читателя на детское восприятие. И вот уже четырёхлетний Антон кажется тяжёлым, а рожь – высокой и таящей в себе опасности, ведь это точка зрения Наташи.

Противоположна теме детства тема старости и смерти. Она проникает в мысли и слова героев: Наташа боится смерти брата, Антошка – Наташиной, мама успокаивает Наташу: «Успеешь ещё пожить». Смертность угрожает не только людям, но и всей природе: колосья кажутся Наташе уставшими стариками.

Важнейшая проблема рассказа – взаимодействие двух миров (детского и взрослого), проблема непонимания между взрослыми и детьми, которую осознают обычно только дети. Платонов показывает, что отношение к жизни с возрастом меняется. Например, герой-старик считает, что охота жить приходит только в старости, а в молодости «человек живёт без памяти». Одни и те же события пугают детей, но взрослые к ним равнодушны. То, что невозможно ребёнку, оказывается под силу даже самому слабому старику. Встреченный детьми старик легко доносит тяжёлых детей до колхоза, хотя Наташа четырёхлетнего брата нести больше не может.

Близка к предыдущим проблема старости. Старику хочется умереть, чтобы не чувствовать тоски «по молодой, но будущей счастливой жизни». Платонов определяет, что старость делает счастливой жертвенность. Когда старик помогает детям, спасая их от грозы, он выполняет своё жизненное предназначение.

Проблема ответственности – важнейшая для Платонова. В год опубликования рассказа был арестован сын Платонова, писатель чувствовал свою ответственность за его арест. Может быть, поэтому Платонов изображает родных Наташи и Антошки как людей, думающих о деле гораздо больше, чем о детях и внуках: отец занят колхозными делами, дед – рыбалкой, бабушка увлечена блинами, а мать думает о чистой одежде и еде, но не о внутреннем мире дочери и сына.

Герои и образы

Девятилетняя Наташа хоть и маленькая, но настоящая крестьянская женщина, привыкшая заботиться о других. Она несёт на себе тяжёлого уставшего брата, готова пожертвовать собой, «чтобы он хоть один остался живым». Девочка дважды готова защитить брата от незнакомого деда, собирается даже его ударить, если он вздумает украсть Антошку.

О себе Наташа вовсе не заботится. Она отдаёт свой платок Антошке, потому что, по её мнению, девочек меньше трогают (то есть они представляют меньшую ценность). От бабушки Наташа берёт блин для Антошки и даёт ему во время грозы в утешение, но сама о еде не думает.

Она заботится не только о материальном обеспечении брата. Во время грозы она укрывает Антошку от града, но сама не плачет и не кричит, зная, что брату «не больно и хорошо».

Наташа с любопытством рассматривает мир вокруг себя, который для неё одушевлён, доверяет ему. Рожь для неё грустно шумит, доброту полуденного ветра Наташа чувствует «лицом и всем телом». Когда девочка сама не может справиться с грозой, она поступает, как взрослая: «кричит криком», прося помощи у всего мира. И помощь действительно приходит.

Портрет девочки читатель видит глазами старика.

Он умеет сквозь внешнее сразу видеть внутреннее, замечая, что глаза у девочки чуткие и задумчивые, детский рот внимательно открытый и дышащий (то есть живой), щёки полные, светлые волосы обгорели на солнце, их иссушил полевой ветер. Старик сразу делает вывод, что девочка будет хорошей крестьянкой.

Пережившая грозу Наташа как будто переходит в мир взрослых через инициацию (символическую смерть, предшествующую взрослости).

Антошка – четырёхлетний «кормлёный» братец Наташи. Он капризен на правах младшего и мужчины. Пользуясь этими правами, Антошка требует, чтобы сестра спрятала его от бури, и даже называет её полоумной. В отличие от сестры, он не умеет отдавать, а только принимает любовь всего мира.

Антошка ещё очень привязан к матери, именно поэтому он просится домой. Наташа, частично заменяя ему мать, понимает его желание. Антошка прячет голову около её горячей шеи, как он делал у шеи матери. Блин, вытащенный сестрой из-за пазухи в утешение, – замена материнскому вскармливанию.

Антошка в рассказе воплощает чистое детское сознание, в котором всегда есть интерес к страшному: он хочет увидеть грозу, но не умереть.

Когда положение кажется мальчику безнадёжным, он находит «детское» решение – вырыть ямку и жить в ней, к тому же быстро привыкает мучиться и бояться.

Третий по важности герой рассказа – старик. У него бледные, добрые глаза, приглядевшиеся ко всему на свете. Он считает себя счастливым (не болен, сыт), но настоящее счастье переживает, когда помогает детям. Этот поступок – своеобразная жертва: слабосильному старику тяжело нести двух тяжёлых детей, Наташа замечает, как вздуваются жилы у него на шее.

Мужчины в рассказе похожи на детей. Таков дед Наташи, который живёт, надеясь на чудо, лишь бы «было жить интересно и удивительно». Его характер раскрывает описанный глазами Наташи портрет, где дед в молодости сфотографирован с приставленным к голове револьвером. Безответственность – общая черта всех взрослых в рассказе, кроме старика и председателя колхоза Егора Ефимовича, который лишает отца права пригнать племенного бычка.

Женщины в рассказе лучше чувствуют связь с детьми. Например, бабушка радуется сходству с ней Наташи, утешается, что после её смерти, глядя на Наташу, люди будут вспоминать её. Так Платонов реализует свою идею о связи поколений, связи мира взрослых и детей. Идея связи мира людей с природой реализована в художественных особенностях рассказа.

Художественные особенности

Через мифологическое сознание детей мир воспринимается читателями как живой. Антошка наблюдает, как облака меняют своё тело, тают и перестают жить. Мальчик радуется тому, что трава, хлеб и избы во время бури остаются «целыми и живыми». Он воспринимает весь мир как живой, наблюдает, как молния жалит землю и убивает одинокое дерево, которое перед смертью расцветает. Даже прекратившийся дождь напоминает ребёнку смежившиеся глаза усталой тучи.

Грозовая туча для детей похожа на страшную долгую ночь. Для ребёнка метафора подобия сна и смерти теряет переносный смысл, дети боятся того, что ночью можно «умереть и не увидеть отца с матерью».

Огромное значение для Наташи и Антошки играют запахи. Для читателя они раскрывают истинные привязанности детей. Мир Наташи – это уют крестьянского быта. Её успокаивает знакомый и милый запах соломы, молока, горячей земли, отца и матери. Эти запахи кажутся девочке разлитыми во вселенной. Антошка, как все дети, ориентируется по запаху. Наташа, которая пахнет родной избой, для него проводник в большом и опасном мире взрослых.

  • «Июльская гроза», краткое содержание рассказа Платонова
  • «Возвращение», анализ рассказа Платонова
  • «Котлован», анализ повести Платонова
  • «Сокровенный человек», анализ повести Платонова
  • «Юшка», анализ рассказа Платонова
  • «Фро», анализ рассказа Платонова
  • «Котлован», краткое содержание по главам повести Платонова
  • «Сокровенный человек», краткое содержание повести Платонова
  • «На заре туманной юности», анализ рассказа Платонова
  • «Чевенгур», анализ романа Платонова
  • «Возвращение», краткое содержание рассказа Платонова
  • «Неизвестный цветок», анализ произведения Платонова
  • «В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова
  • «Чевенгур», краткое содержание по главам романа Платонова
  • «Усомнившийся Макар», анализ рассказа Платонова

По произведению: «Июльская гроза»

По писателю: Платонов Андрей Платонович

Добавить комментарий

Закрыть меню