Итоги и уроки войны

Первый и главный итог. Второй мировой войны заключается во всемирно-исторической победе над фашизмом. Победа спасла мировую цивилизацию, разрушила претензии. Германии на мировое господство фашис стськи государства -. Германия,. Италия,. Япония и их союзники были разгромлены их вооруженные силы, экономика, политика, идеология потерпели полный крах. Фашистские режимы были ликвидированы, партии запрещено, ф ашистськи главари подверглись заслуженной кары. Страны и народы, которым угрожал фашизм, отстояли свою независимость и демократические свободободи.

Во-вторых,. Вторая мировая война была самой жестокой и кровопролитной в истории человечества. Какой же ценой одержана победа над фашизмом? 7 млн ??советских людей. Десятки миллионов людей были ранены, стали инвалидами. Война опустошила целые страны, превратила в руины многие города и села касается Украины, то последняя дала в действующую армию 7 млн лиц. Половина из них погибла. Из тех, что остались живы, половина — инвалидваліди.

Нельзя забыть и о таком звериный оскал фашизма, как концентрационные лагеря и лагеря уничтожения, в которых за годы войны были 18 млн человек 11 млн из них уничтожены гитлеровцами

Трагические страницы. Второй мировой войны призывают народы мира к бдительности. Ведь и сегодня насилие и террор остаются инструментами политики, несмотря на то, что демократические государства пытаются ся совместно противостоять этим явлениям.

Здесь справедливо напомнить известный афоризм:»История не учительница, а надзирательница. Она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроковня уроків».

В-третьих, война показала способность демократических сил. Земли сплотиться перед общей смертельной опасностью

В ходе войны было создано антигитлеровскую коалицию, в которой в начале 1942 г входило 25 государств, а в конце войны — 56. Победа в войне — это общая заслуга и общий капитал всех государств и народ дев. Здесь справедливо напомнить, что в вооруженных формирований многих государств антигитлеровской коалиции входило немало украинских, и они внесли свой вклад в победу. Как утверждают известные историки и. Муковский и. ИО. Лысенко в своей книге»Победа и жертвенность: Украинский на фронтах. Второй мировой войны», только в канадской армии во время войны служило от 35 до 50 тыс. украинских, причем 11,4% из них одели военную форму добровольно. Около 40 тыс американцев украинского происхождения воевали в. Тихоокеанском регионе, в. Малой. Азии,. Северной. Африке,. Европе, помогали осуществлять поставки в. СССР по ле нд-лизу, участвовавших в операции»Оверлорд»и, наконец, встретились со своими земляками — бойцами. Красной армии на. Эльбе в 1945 г. Бесспорно,. Германия испытала на. Восточном фронте наибольшие потери и в живой силе, и в технике. Но это не дает оснований для умаления вклада союзников, стран больших и малых в достижение победих і малих у досягнення перемоги.

В-четвертых,. Вторая мировая война стала одним из переломных этапов истории современного мира. Изменилась политическая карта мира, образовалась новая мировая структура, изменилось соотношение сил в капиталисты ичних странах. Иными словами, победа наметила основные тенденции послевоенного развития и, наконец, появилась новая международная организация -. ООН, которая провозгласила, что ее основная цель — поддержание междунар ародного мира и безопасности. В. Уставе. ООН, который ныне является одним из важнейших документов международного права, было зафиксировано принципы мирного сосуществования; равноправие и самоопределение народов; невтр учання во внутренние дела других государств; разрешения международных споров мирным средствами и т д. Особенно акцентировалось внимание на международном сотрудничестве по вопросам прав человека. Иными словами, заложено устои демократического развития современного мира. ООН было основано на. Учредительной конференции, открылась 25 апреля 1945 г в. Сан-Франциско, а 26 июня уже состоялась торжественная церемония подписания. Устава. ООН. Этот документ подписала и делегация украинских PCP — как страны — основательницы новой организациирганізації.

В-пятых, в ходе. Второй мировой войны начался распад колониальной системы. Многие колониальных стран -. Сирия,. Ливан,. Вьетнам,. Камбоджа,. Индонезия,. Бирма,. Филиппины,. Корея — провозгласили себя независимым мы решительно требовали независимости патриоты. Индии и. Малайзии. Хотя колонизаторы попытались восстановить свое господство, все же они не смогли подавить свободы к независимости. Этот процесс продолжался в послевоенные в мире и закончился полным крахом колониальной системытеми.

В-шестых, одним из важнейших итогов войны, что касается Украины, стало завершение воссоединения украинских земель. Вспомним, что на. Крымской конференции была попытка оторвать»Львовскую провинций цию»(Львовская,.

Дрогобычская,. Станиславская, а также часть. Тернопольской области) и включить в состав. Польши, эмигрантское правительство которой рассчитывал вернуть западноукраинские земли. Но принципиальное позиция советской делегации заставила представителей западных держав согласиться с тем, что исторические изменения являются необратимыми 16 августа 1945 г советско-польский договор о дружбе, взаимопомощи и после военное сотрудничество было дополнено договором о государственной границе между двумя странами. Правда, украинский. Засяння с. Лемковщиной,. Холмщине и. Подляшье оказались навсегда потерянными для Украиними для. України.

Оставалась еще большая украинская территория, отделенная от Украины -. Закарпатья, которую создатели. Версальской системы договоров 10 сентября 1919 г передали. Чехословакии, а в 1939 захватила вверх рщина. В октябре 1944 г. Красная армия освободила. Закарпатье от немецких и венгерских оккупантов. Несколько позже чехословацкое правительство. Бенеша был вынужден согласиться на передачу. Закарпатья от. Чехословакии д в. СССР. Переговоры завершились в. Москве 29 июня в 1945 г подписанием договора о. Закарпатской Украине. Так в основном завершился исторический процесс воссоединения украинских земель в едином государств державі.

В-седьмых, определенные итоги можно сделать и по проблеме, которую раньше советская историография старательно затушевывала. Речь идет о коллаборационизме как международное явление, которое не обошло. И. Советский. Союз, имея кая здесь ряд особенностей. Всего, по некоторым подсчетам, в германских вооруженных силах служило до 1 млн советских граждан, в основном из военнопленных. Кроме того, от 200 до 300 тыс. служили в поле цейських формированиях. К ним следует отнести и тех, кто служил на оккупированных территориях в органах местной администрациирації.

Каковы же причины такого явления? ни, сталинскими репрессиями в 30-е годы, принудительной коллективизацией и ссылками и т д. И многие из этих людей, оказавшись в плену или на оккупированной территории, примкнули к врагу. Очевидно, немало войск овополонених перешли на службу к немцам из-за угрозы физической смерти в концлагерях, желание просто выжить и вернуться на родинуину.

Правда, и в. СССР во время войны продолжала действовать система. ГУЛАГа. Тюрьмы и лагеря постоянно пополнялись людьми, которые возвращались из плена, а также теми, кто жил на оккупированных территориях или заарештов ванных за»антисоветские настроения и разговоры»на фронте и в тылу. Тезис официальной пропаганды о»большой дружбе народов»сочеталась с массовыми депортациями многих народов. Северного. Кавказа и. Крыма, ни мцив. Поволжья и Украины и иоволжя і. України та ін.

Так, благодаря усилиям сталинской пропаганды почти на 50 лет весь крымскотатарский народ был объявлен предателем. Действительно, в подразделениях фашистской армии, дислоцировалась на полуострове, наличув валось примерно 20 тыс. (10%) крымских татар, но игнорировался тот факт, что 60 тыс из них ушли на фронт с первых дней войны (по информации. КГБ в армию было призвано 40 тыс крымских татар) и почти 3 0 тыс. из них погибли смертью храбрых в бою с фашизмом; из 127 сожженных оккупантами сел полуострова за оказание помощи партизанам — 90 татарскиських.

Относительно украинской, то, по разным источникам, только в вермахте их служило около 250 тыс. (выходцев из. СССР). Одели они немецкую униформу по разным причинам: по политическим соображениям (мечта о суверенной Украины аину, ненависть к сталинизму) из тупика (немецкий плен, страх перед. НКВД и неизбежными лагерями) в отместку за пережитые обиды (голодомор, раскулачивание, притеснения на религиозно-мировоззренческом почве) и т д. Но если взять за основу буквальное значение понятия»коллаборационизм», то оно, безусловно, характеризует всех, кто так или иначе способствовал»третьем рейхе»и, отражая неоднозначный и ба гатогранне явление, еще требует уточнения как с этнической, политической, так и с чисто юридического бокі з суто юридичного боку.

С войны, ее итогов и последствий вытекающих уроки, которыми необходимо руководствоваться, чтобы трагедия не повторилась в будущем

Первый и главный урок. Второй мировой войны состоит в том, что третьей мировой войны не должно произойти, так как в ней не будет победителей, останутся лишь руины человеческой цивилизации

Второй урок — за другой предвоенной политики войны можно было бы избежать. И если этого не произошло, то прежде всего в результате кризиса доверия между государствами, особенно между. СССР и западными демократиями не удается алося создать системы коллективной безопасности, породило ситуацию постепенного втягивания человечества в войну. В современных условиях, когда кончилась»холодная война», есть все условия для строительства не только. Европа йського, но и мирового дома, в котором не было места не только тотальной, но и малым войнам, терроризму и троризму і т. д.

Третий урок — опыт войны показывает, что политика. Мюнхена, т.е.»умиротворения»агрессора, беспринципных сделок и секретных протоколов, непонимание разницы между демократией и фашизмом ни к чему хорошему не е приводит. Наоборот — создает условия для возникновения войннення війни.

Четвертый урок — это урок политики сталинского руководства и политики западных стран по отношению соседних государств. Он учит: нельзя обеспечивать свою безопасность за счет других стран. Необходимо постоянно вра аховуваты связь политики и моралилі.

Пятый урок — наличие тоталитарных режимов с их идеологией и практикой и милитаризмом, имперские амбиции, формирование агрессивных военных блоков могут привести к большому мирового пожара, как это произошло в 1939-1945 гг. Война является продолжением только той политики, которая направлена ??на ее подготовкуу.

Можно было бы назвать и другие уроки, но и этого достаточно, чтобы сделать общий вывод: человечество не может больше допустить такого коллективного самоубийства, как мировая война. Тем более, что трагический к своему ид мировых войн убеждает: глобальные проблемы человечества, в том числе сохранение мира, можно решать только совместными усилиями, даже при наличии серьезных противоречий, которые до сих пор существуют в современном миреі.

Как известно, вторая мировая война вовлекла в свою орбиту 61 государство, 80 процентов населения земного шара. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии и Африки, а также на морских и океанских просторах. Зачинщик войны: германо-итало-японский фашистско-милитаристский блок, расширяя агрессию, упорно стремился к завоеванию всего мира.

На пути к этой цели непреодолимым препятствием оказался Советский Союз, который принял на себя основной удар и до конца войны вынес основную тяжесть борьбы с агрессором.

Каковы же основные уроки Великой Отечественной войны (ВОВ)? Их, на мой взгляд, четыре.

Во-первых, это беспредельная вера руководства страны в свой народ, в свое Отечество, это опора на собственные силы, умелое использование собственных возможностей.

Во-вторых, успехи на фронте и в тылу стали возможны благодаря сплоченности общества, единства народа и армии. Война была подлинно народной, отечественной. Достаточно сказать, что через Вооруженные Силы прошли за годы войны более 34 миллионов человек.

В-третьих, вопросы укрепления обороны страны, повышения боеготовности Вооруженных Сил должны быть в центре внимания народа и руководства государства.

В-четвертых, важнейший урок ВОВ — необходимость высокой политической бдительности в отношении фашизма и его разновидностей. В гитлеровской Германии он выступал под маской национал-социализма и преследовал цель установления мирового господства в виде открытой и кровавой террористической диктатуры. Актуальность этого урока несомненна. Несмотря на полное поражение фашизма во второй мировой войне, спустя полвека после этого в ряде государств возродились неофашистские организации.

Таковы основные уроки ВОВ.

Их необходимо не только знать. Их учет и использование в практической деятельности способствует снижению напряженности политической обстановки в стране, выходу общества из всестороннего кризиса, укреплению экономического и оборонного могущества Российского государства. Воины армии и флота призваны бережно хранить и умножать традиции героев ВОВ, образцово выполнять свой патриотический, конституционный долг по надежной защите безопасности нашего Отечества.

Е.Г. Радионов, канд. педаг. наук, доцент, полковник, начальник факультета Военного университета МО РФ

Важнейшим итогом войны был разгром наиболее агрессивных реакционных сил империализма, что коренным образом изменило расстановку политических сил в мире, определило все его послевоенное развитие. Победа над фашизмом создала благоприятные условия для дальнейшего развития рабочего движения в странах капитала, роста и укрепления рабочих партий. Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии способствовал мощному подъему национально-освободительного движения, крушения колониальной системы империализма.

Вторая мировая война явилась крупнейшим военным столкновением в истории человечества. Она длилась шесть лет, численность населения участвовавших в войне, составила 1,7 млрд. человек.

Военные действия велись на территории Европы, Азии, Африки, в Атлантическом, Тихом, Индийском и Северном Ледовитом океане. Вторая мировая война была самой разрушительной и кровопролитной из войн. В ней погибло свыше 50 миллионов человек. Советский союз вынес на себе основную тяжесть войны, понес наибольшие жертвы – погибло 20 миллионов человек, разрушено 1710 городов и поселков, 32 тысячи промышленных предприятий, и сыграл решающую роль в разгроме германского фашизма и японского милитаризма.

Большой вклад в общую победу внесли народы и армии государств антифашистской коалиции. В ходе войны рухнула военно-политическая организация государств фашистского блока, вскрылось полное банкротство экономики, политики, стратегии его руководства. Вторая мировая война оказала всестороннее влияние на развитие военного искусства. Для нее характерны массовое применение авиации, танков, высокая степень моторизации пехоты, широкое внедрение новых боевых и технических средств.

Опыт этой войны учит, что важнейшим условием сохранения мира является бдительность мировых сил, их постоянная готовность сорвать планы агрессора по развязыванию новых войн, обеспечение коллективной безопасности народов.

Вторая мировая война показала, что возникшие на кануне ее многочисленные очаги напряженности и конфликты в межгосударственных отношениях стали следствием слабости и разобщенности демократических сил в борьбе за создание системы коллективной безопасности. Перед войной у миролюбивых сил не нашлось должной сплоченности, чтобы поставить достойный барьер агрессору. Допущенные политиками стратегические ошибки, непонимания последствий политических просчетов тяжело легли на плечи всех народов мира. И если в годы Великой Отечественной и всей Второй мировой войны эти ошибки удалось исправить, то такую гарантию в современных условиях найти значительно труднее, если вообще возможно.

Демократические государства должны усилить борьбу с попытками реваншизма со стороны партий национал социалистической ориентации и международным терроризмом. Для обеспечения безопасности всей страны необходимо соблюдение норм международного права. Но, пока в мире существует опасность возникновения войн, наша страна для обеспечения безопасности должна иметь мощные Вооруженные Силы, находящиеся в полной боевой готовности. Для этого необходима забота о их развитии, совершенствовании и оснащении новейшими видами вооружения, обучение войск согласно требованиям новой оборонительной доктрины государства.

Вторая мировая война отошла в прошлое, оставив страшные цифры – в 1939-1945 гг. мир потерял до 75 миллионов человек, это в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую войну.

Добавить комментарий

Закрыть меню