История возникновения предпринимательства

Содержание

Введение

История развития предпринимательской деятельности в России – это бесценные знания, которые могут помочь современным людям через переосмысление прошлого понять сегодняшнюю жизнь и возможно избежать некоторых ошибок.

Становление и развитие предпринимательской деятельности в России связано с коренным преобразованием сложившихся социально-экономических отношений на пути к рынку, формированию нового элитного социального слоя – предпринимателей, грамотных и образованных людей, вооруженных новейшими теоретическими знаниями и научными методами в области экономического и социального управления предприятием.

Важная и трудноразрешимая проблема построения рыночных отношений в российской экономике – проведение структурных преобразований ее отраслевого хозяйства, прежде ориентированного на индустрию производства, а не на человека, как теперь. Возрождение отечественного предпринимательства нацелено на то, чтобы устранить этот камень преткновения на пути к цивилизованному рынку.

Развитие малого и среднего бизнеса в России служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире. Для России не менее важно, что развитие малого и среднего бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности.

Зарождение предпринимательства в России (XIV в. -началоXVI в.)

Несмотря на расширение во второй половине XV-начале XVI в. хозяйственных связей между различными регионами, широкая внутренняя торговля еще только налаживалась.

В большей степени развивалась внешняя торговля. Водным и

сухопутным путями велась торговля с Востоком, куда поступали льняные и шерстяные ткани, меха, оружие, ремесленные изделия.

В обмен привозились шелковые и хлопчатобумажные ткани, драгоценные камни, пряности.

Несмотря на частые войны, Русь имела постоянные торговые связи с западными странами. Туда ввозили в основном сырье (воск, меха, пенька, лес), а вывозили благородные металлы, селитру, суконные ткани, вино, оружие.

Существенное значение для западной торговли имела постройка Иваном III в 1492 г. «на немецком рубеже» против Нарвы крепости Ивангород. Это создало благоприятные условия для торговли со Швецией и для борьбы на Балтике с могущественным объединением немецких торговых городов —

Ганзейским союзом.

В целом, несмотря на внушительные размеры, внешняя торговля Руси испытывала большие трудности вследствие многих препятствий, в том числе и из-за географического фактора. Для дальнейшего экономического развития необходим был выход к Балтийскому морю и контроль за Волжским путем.

Развитие предпринимательства в России

Как свидетельствуют историки, самым благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства был период с 1861 г. по 1917 г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий. Российское общество было подготовлено к преобразованиям всем ходом предшествующего внутреннего и международного развития .

Реформа 1861 года и её последствия

К началу реформ (1861 г.) в России насчитывалось 128 акционерных обществ с капиталом в 256 млн. руб., более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих. Реформа (19.02.1861 г.) дала импульс по-настоящему широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства. В этом же году в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк. В 1866 году была выдана первая концессия на постройку железной дороги Козлов — Воронеж. Прошли первые форумы отечественных предпринимателей — первый купеческий съезд (1865 г.) и первый Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков (1870 г.). Получила бурное развитие ведущая в современном рыночном хозяйстве форма предпринимательства: акционерно-паевая.

В 1861 — 1873 гг. в стране было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных общества с капиталом примерно 700 млн. руб., 73 банка с капиталом порядка 220 млн. и 163 промышленных общества с капиталом в 130 млн. руб. Российская промышленность росла быстрее, чем промышленность ведущих европейских держав. По подсчетам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860 — 1900 гг. более чем в 7 раз. Тем не менее, по душевым показателям промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание.

Российская промышленность развивалась в данный период главным образом по линии вытеснения вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно — купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества. Участники торгового дома (“товарищи”) отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, т.е. несли полную, неограниченную ответственность, а участники товарищества на паях (“пайщики”) и участники акционерного общества (“акционеры”) несли неполную, ограниченную ответственность в пределах их вклада в капитал предприятия.

К концу XIX — началу XX в. ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. Цепь акционерных обществ — мобилизация широкого круга лиц. В паевых предпринимательских структурах, где капитал уже имелся, пайщики руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению круга пайщиков в целях сохранения решающей роли за прежними владельцами фирмы.

К рубежу двух веков акционерно-паевые предпринимательские структуры (около 1300 ед.) доминировали в отраслях, давших вместе 2/3 всей промышленной продукции. В отраслях, выпускавших оставшуюся 1/3 промышленной продукции господствовало, за небольшими исключениями, единоличное предпринимательство. Они играли ведущую роль, например, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной промышленности. Крупные же единоличные фирмы конкурировали на равных с акционерными и паевыми фирмами практически во всех отраслях российской промышленности.

Удельный вес акционерных обществ в валовом производстве был наиболее высоким в резиновой промышленности (89.7%) и цементном производстве (42.4%), льняной промышленности (48.5%) и бумажной — (35.3%).

К началу века наметились тенденции монополистического объединения российских предпринимателей. Несмотря на то, что интенсивные процессы монополизации экономики России развернулись на 10 лет позднее (начало 80-х годов XIX в,), нежели чем в Западной Европе, к началу ХХ в. в стране насчитывалось уже около 140 различных монополистических объединений в 45 отраслях промышленности. Процессы монополизации охватили ведущие отрасли промышленности. В остальных отраслях они развивались чаще всего в каком-либо отдельном производстве: в промышленности стройматериалов, к примеру, было монополизировано цементное производство, а в пищевкусовой — сахарорафинадное.

На рубеже XX века произошло вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными фирмами. Если в 1890 г. крупные фирмы с годовым производством 100 тыс. рублей и более преобладали в 8 отраслях, то всего лишь через 10 лет, в 1900 г., крупное предпринимательство преобладало уже в 21-й отрасли (83.1% валового промышленного производства). Процессы монополизации и оттеснения мелкого и среднего предпринимательства сопровождались резким сокращением общего количества предпринимательских единиц: с 31799 в 1890 г. до 24572 в 1908 г.

Хотя отечественные предприниматели прибегали практически ко всем формам монополистических соглашений, включая тресты и концерны, в преобладающем числе случаев они объединялись в синдикаты. Первый в Российской империи синдикат (гвоздильных и проволочных заводов) возник в 1886 году, в следующем году синдикат образовали сахарозаводчики. Однако наиболее активно образование синдикатов в российской промышленности происходила в 1902 — 1904 гг. В этот период начали функционировать объединения синдикатского типа “Трубопродажа”, “Продвагон”, “Продуголь”, “Продамет”, который объединил 30 металлургических заводов, монополизировав таким образом 4/5 всей металлургической продукции. Тем не менее в рассматриваемый период в нашей стране монополия одной фирмы была исключением. Типичной же была иная ситуация — олигополия нескольких крупных фирм. В резиновой промышленности, например, конкурировали “Треугольник” и “Проводник”, в нефтяной промышленности — “Товарищество Нобель”, “ Англо-голландский трест” и “Русское генеральное нефтяное общество”.

Зарубежная деятельность российского предпринимательства чаще всего сводилась к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. С 1900 по 1913 г. оборот внешней торговли Российской империи вырос в два с лишним раза, в основном за счет хлеба. Его экспорт в предвоенные пять лет в среднем составлял 727 млн. пудов. Россия занимала первое место по вывозу хлеба (1/3 мирового экспорта хлеба), оставляя позади Аргентину и США. В Западную Европу российские предприниматели вывозили преимущественно сырьевые товары, а также продовольствие: лес, лен, кожу, яйца, хлеб. В восточные страны — промышленные товары, главным образом хлопчатобумажная ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевая руда, стекло, металлические изделия.

Похожие главы из других работ:

Венчурное предпринимательство в России. Проблемы и пути решения

1.1 Зарождение венчурного предпринимательства

Первые шаги рискового финансирования можно было наблюдать в США уже в 40-е годы. Самостоятельные формы венчурный капитал приобрел в 60 — 70-х годах. Успех был связан с деятельностью множества ученых, изобретателей и менеджеров…

Древнерусский феодализм

Возникновение феодализма на Руси

» Начало российской истории (862—879гг.), — пишет Н.М…

Женщины в истории предпринимательства XVII-XVIII веков

1.2 Из истории предпринимательства. Зарождение отраслей

Развитие коммерции и предпринимательства в России можно условно разделить на несколько этапов. Реальные условия для мелкого, среднего и крупного предпринимательства появились в России уже в 17-18 вв…

История бизнеса в России

2. Предпринимательство на Руси до XV века

предпринимательство бизнес российский В Древней Руси торговые и промышленные объединения образовывались вокруг городов, обеспечивая им развитие и процветание. Эти объединения представляли собой целые поселения…

История возникновения денег. Русские деньги

2.1 Возникновение денег на Руси

Рассказав об истории появления денег в мире, на примерах некоторых государств, я считаю возможным перейти к истории денежной системы России.

Деньгами любой страны, что очевидно, становится какой-либо наиболее важный предмет…

История становления денежного хозяйства

2. Зарождение денежного хозяйства в Древней Руси. Денежные средства при переходе от феодализма к капитализму

Киевская Русь выступала плавильным котлом, где смешивались не только разнообразные народы и культуры, но и встречались и отрабатывались новые способы торговли, ведения хозяйства и меняльного дела…

Основные подходы к процессу управления в России времен феодального быта

1.1 Процесс формирования феодальных отношений на Руси

Общественная мысль России уходит своими корнями ив историю Киевской Руси. Ее народы в IX веке уже образовали феодальное государство. Во главе государства встал князь, который первоначально был военным вождем и подчинялся вечевому собранию…

Предпринимательство в России

1.1 Зарождение предпринимательства, конец 9-15вв.

Истоки отечественного предпринимательства были во многом связаны с переплетением географических, экономических и политических факторов. Краткость периода, пригодного для полевых работ…

Предпринимательство. Этапы становления в России, его виды и формы

1.1 Зарождение предпринимательства

Древнерусское государство образовалось в 882г. Первое государство (Русь) объединило более 200 мелких славянских племен. Основными факторами возникновения древнерусского государства были военный и торговый…

Российская экономическая школа и её специфика

1.1 Возникновение и становление экономической мысли в древней Руси

Основной индивидуальностью развития финансовых мыслей и основ финансовой политических деятелей в нашей стране считается присутствие периода феодализма. Который составил временной период длиною практически в 1000 лет…

Современные проблемы потребления алкоголя

1.1 Особенности потребления алкоголя в древней Руси

В дохристианскую эпоху на Руси потребление алкоголя имело место главным образом на языческих пиршествах (народный и княжеский пиры, игрища, тризны)…

Становление и развитие торговых и финансовых отношений в странах Древнего Мира

2.1 Трапезы в Древней Греции

Свою монету в Древней Греции выпускали 1136 городов. Можно представить себе трудности финансового и торгового общения. Торговцам, и не только им, приехавшим в другой город…

Становление предпринимательства в России

Древнерусское государство образовалось в 882г. Первое государство (Русь) объединило более 200 мелких славянских племен. Основными факторами возникновения древнерусского государства были военный и торговый…

Становление феодального хозяйства на Руси

Становление феодального хозяйства на Руси

Восточные славяне перешли к феодализму непосредственно от первобытнообщинного строя. Хотя восточные славяне знали рабскую форму труда, у них, как и у многих других народов, развитие пошло по пути генезиса феодального…

Экономическая мысль Древнего Востока: Индия

2. Экономика Древней Индии

Зарождение предпринимательства (конец IX- XV вв.). Предпринимательство во второй половине XV-VII вв.

История российского предпринимательства

Предпринимательство в России имеет глубокие исторические корни и при его изучении (познании) просто необходимо понять особенности экономической истории России, ее наиболее существенные отличия от развития экономики и предпринимательства за рубежом, в экономически развитых странах мира. При этом, нельзя разобраться в современном состоянии хозяйственной (предпринимательской) деятельности, не зная истории развития отечественного предпринимательства.

В последние годы у нас в стране много говорят и пишут о предпринимательстве, о необходимости усвоения его исторического опыта, важности возрождения ценных дореволюционных традиций.

Зарождение предпринимательства (конец IX- XV вв.). Предпринимательство во второй половине XV-VII вв.

Истоки зарождения отечественного предпринимательства, его форм и видов, были во многом связаны с переплетением географических, природных, экономических и политических факторов. Для понимания специфики развития деловых отношений следует принимать во внимание и огромные усилия для обороны огромной территории и освоения новых земель. Территориально огромное государство вынуждено было мобилизировать свои финансовые ресурсы для решения этих задач. Отсюда вытекала необходимость тяжелого финансового и налогового гнета. Без усиления крепостничества становилось проблематичным содержание многочисленного войска. Все это не могло не сдерживать позитивные тенденции в развитии предпринимательства.

Предпринимательская деятельность в IX-XV вв. характеризовалась двумя основными направлениями: ремесло и торговля. Ремесло являлось своеобразным прообразом промышленного производства. Первые ремесленники работали на себя, являясь одновременно и работником и предпринимателем. Более высокоорганизованной формой производства, характерными для России, стали артели и подряды, что требовало объединения значительного числа людей. Подрядными способами и артелями строились церкви и городские стены, укладывались деревянные мостовые. Во главе таких объединений стояли люди, обладающие организаторскими способностями и имеющиеся свой личный капитал.

Еще больше элементов предпринимательской деятельности проявлялось в торговле. Можно отметить два вида торговли: транзитная и внутренняя. Развитию транзитной торговле способствовал тот факт, что Киевская Русь находилась на транзитных путях между Западом и Востоком. О развитии внутренней торговли свидетельствуют существовавшие тогда торговые связи между севером и югом: на север везли хлеб, а обратно в обмен на хлеб новгородские и иноземные ремесленные изделия.

Об усложнении хозяйственного организма Киевской Руси свидетельствует и выдающийся памятник права XI века – Русская Правда – свод положений о купле-продаже, личном найме, хранении, поручении. В этом документе определялся порядок взимания долгов с несостоятельного должника. Достаточно четко различались и виды кредитного оборота. Относительно предпринимательского кредита следует отметить, что он вызывал неоднозначное отношение городских низов.

В 1113 г. в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков, взимавших огромные проценты и занимавшихся скупкой и перепродажей товаров широкого потребления по спекулятивным ценам.

В XV веке закончился период феодальной раздробленности, и русские княжества стали снова объединяться в единое государство. Со второй половины XVI в., центром Северо-Восточной Руси становится Москва. Оживление предпринимательской деятельности наиболее ярко отразилось на развитии внешнеторговых связей. В XVI в. первое место по доходности занимал Крымский торговый путь. Неслучайно именно купцы, торговавшие с Крымом в городе Суроже (ныне — Судак) отличаввшимся своим богатством, они именовались гостями — сурожанами. Другой привилегированной частью купечества стали купцы суконного ряда — «суконщики», стоявшие на более низкой ступени социальной лестницы. Основным предметом их торговых операций являлось сукно.

Во второй половине XVI в. значительно увеличилась численность купечества, а поле его деятельности заметно расширилось. Появились торговцы, постоянно связанные с различными землями страны, либо с иностранными государствами. Именно к этому периоду относится больше всего упоминаний о суконщиках, сурожанах, гостях московских, новгородских, псковских. Эти названия по-прежнему отражали принадлежность купцов к отдельным территориям или показывали основное направление торговых операций.

С объединением русских земель Москва стала не только царской резиденцией, но и сосредоточием торговли страны. Высшее столичное купечество приобретало все большее влияние на политические события. В это же время купцы начали активно субсидировать царскую власть. Удельные князья становились нередко должниками купцов и ростовщиков. Богатые московские гости (В. Ховрин, А. Шихов, Г. Бобыня) неоднократно снабжали деньгами великих князей. Они же участвовали в каменном строительстве XV века. Так, в 1425-1427 гг. на средства московского гостя Ермолы (родоначальника династии Ермолиных) сооружался Спасский собор Андроникова монастыря в Москве.

В XVI веке (период царствования Ивана Грозного) торговля стала принимать все большие размеры. Центром деловой активности русских городов становились гостиные дворы. Здесь останавливались купцы, хранились их товары и осуществлялись торговые операции. Правительственная политика в отношении торгово-промышленных кругов отличалась противоречивостью. С одной стороны, Иван Грозный оказывал знаки внимания тем представителям купечества, которые постоянно подчеркивали свою лояльность и оказывали ему не только материальную, но и политическую поддержку. Другая сторона политики Ивана Грозного в отношении купечества строилась на жестком терроре против его части в условиях опричнины. Наиболее ярко это проявилось в разгроме Новгорода (1570 г.).

Это время характеризуется появлением первых частных предпринимателей. Одним из примеров может служить многоотраслевое хозяйство боярина Морозова, который использовал крестьянские текстильные промыслы, организовав территориальное разделение труда. Но главным в его промышленном производстве было изготовление поташа. Следует отметить, что в то время торговля поташом было главным продуктом экспорта России. В имениях Морозова также было организовано железоделательное производство. Там же действовали винокуренные заведения. Морозов владел также кирпичными и кожевенными производствами, мукомольными мельницами и рыбными промыслами. В числе первых промышленных предпринимателей России входил и род Строгановых. Основатель, по тем временам, огромного хозяйства Аника Федорович Строганов (1497-1570 гг.), смог в конкурентной борьбе подчинить своему контролю крупнейшие соляные промыслы страны. Кроме того, Строгановы имели железоделательный и кузнечный промыслы, ярмарочную торговлю, занимались добычей пушнины, торговлей рыбой, иконами и другими разнообразными товарами. Значение деятельности представителей этого рода заключалось в утверждении влияния России на сибирские земли, при этом они не только обеспечивали огромный доход государственной казне, но и обороняли российское государство с востока.

Новые подходы (тенденции) в развитии предпринимательства проявились в XVII веке, который характеризовался началом постепенного подрыва позиций феодализма и одновременного роста рыночных отношений. Складывавшийся всероссийский рынок обусловил характерные черты русского купечества, все чаще выступавшего в роли скупщика. Именно скупщики завоевали господствующее положение на рынке, вытесняя непосредственных производителей.

В этот период отчетливо проявились две формы накопления капитала:

а) ведущей стала оптовая торговля, носившая постоянный характер. Она сопровождалась скупкой купечеством товаров у непосредственных производителей, их перекупкой у других торговцев. Купечество все более активно использовало государственный и частный кредит. Товарами в оптовой торговле являлись преимущественно продукты (хлеб, соль, рыба, мясо) и сырье (пенька, кожа).

б) второй формой накопления капитала были казенные подряды. Их выгодность была обусловлена тем, что казна предварительно оплачивала часть причитавшейся суммы за подряд. Эти деньги купец-подрядчик мог вложить в любое предприятие по своему усмотрению.

При царствовании Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) начинается медленный рост мануфактурного производства. Первоначально крупная промышленность формировалась преимущественно в недрах вотчинного хозяйства. Переход к строительству заводов с частичным использованием вольнонаемного труда осложнялся процессом укрепления крепостнических отношений.

Во второй половине XV в. в стране закладывались будущие центры частного предпринимательства: металлургия и металлообработка (предприятия Тульско-Серпуховского, Московского районов); производство изделий из дерева (Тверь, Калуга); ювелирное дело (Верхний Устюг, Новгород, Тихвин, Нижний Новгород).

Однако до оформления класса предпринимателей было еще далеко. Основные особенности частного предпринимательства в XVI—XVII вв. были следующие:

· многоотраслевая структура хозяйства – сочетание промышленности, сельского хозяйства и торговли;

· размещение купеческих промышленных производств на колонизируемых окраинах, что было связано с наличием свободных земель;

Окончательное становление, в этот период, крепостничества обусловило негативное влияние на становление и развитие крестьянского купечества. И это было связано с увеличением платежей крестьян в казну и феодалам, что повлекло крайне медленный спрос крепостной деревни на промысленные товары и замедленный рост обрабатывающей промышленности.

Таким образом, в условиях феодализма, предпринимательство пробивало себе дорогу с большим трудом. И реализация сложнейшей задачи по становлению и развитию предпринимательства, в том числе связанной с укреплением экономического, военного и политического могущества России в новых реалиях была связана с новым этапом развития страны с этапом царствования Петра I.

Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 289;

68. Первые предприниматели

Осуществление первой предпринимательской деятельности стало возможным уже в 1988 г. после принятия Закона «О кооперации в СССР», согласно которому «право добровольного вступления в кооператив и свободного выхода из него… личные доходы, соответствующие количеству и качеству труда» были гарантированы.

В 1990 г. были организованы Московская (далее Российская) товарно-сырьевая биржа и биржа «Алиса».

В 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и положение «О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР», положившие начало формированию российского фондового рынка.

В январе 1992 г. Правительством РФ цены на потребительские товары были отпущены (хотя это и повлекло гиперинфляцию), что позволило развернуться бизнесу. Летом того же года государственная приватизационная программа способствовала приобретению относительно недорогих промышленных активов.

Были отменены множественные курсы валют и введен единый курс рубля Центрального Банка России.

В 1995 г. с отменой института спецэкспортеров были упразднены и квоты на экспорт большинства товаров.

В современных странах с развитой экономикой предпринимательство стало неотъемлемой частью. В понятие «предприниматель» укладываются не только род деятельности, но и набор определенных человеческих и профессиональных качеств, специфическое состояние, определяемые расстановкой социальных сил и социальных обстоятельств. На Западе существует своеобразный культ образа предпринимателя.

В России сложилось несколько иное представление о предпринимателе. Общий портрет складывается по нескольким характеристикам.

1. Демографические параметры (в возрасте до 35 лет – свыше 50 %, 36–45 лет – до 30 %, свыше 45 лет – до 20 %), причем женщины-предприниматели составляют 10 % всех предпринимателей России. Предпринимателей с высшим образованием до 80 %.

2. Экономические мотивации (рост доходов выше по отношению к росту цен, расходы на питание до 50 % бюджета семьи). При этом уровень расходов на строительство и ремонт жилья, транспорт и досуг увеличивается.

3. Образ жизни (увеличенный до 12–13 ч рабочий день).

Российских предпринимателей характеризуют ориентация на повышение уровня жизни, желание профессиональной реализации, стремление найти свое место в бизнесе, стать «хозяином».

Чем только не занимались первые предприниматели… Одни наживали состояние изготовлением мебели, обуви, одежды, другие открывали кафе, рестораны, коммерческие ларьки, третьи занимались посреднической деятельностью, четвертые занимались оказанием каких-либо услуг, пятые вообще пришли к предпринимательству через принадлежность к бандитским группировкам и т. д.

Особо следует отметить деятельность наших «челноков», прозванных так за бесконечные поездки за товаром в другие государства (Турцию, Китай, Польшу и др.) с целью его реализации на местных рынках. Благодаря этой категории предпринимателей население получило возможность использовать продукцию иностранного производства тогда, когда страна находилась в стадии перехода к рынку. В этот период отечественное производство и сельское хозяйство пришли в упадок, Народ спасался американскими куриными «ножками Буша», импортной колбасой салями, мясом, пользовался бытовой химией (шампунями, средствами гигиены и др.), одевался и обувался от турецких производителей, а кто был побогаче, то и от польских.

В 1990-х гг. страну накрыла волна бандитизма. Рэкету подвергались почти все представители предпринимательства. Но желание жить лучше и открывавшиеся возможности в ходе возникновения частной собственности, появления устойчивых доходов, расширения собственного дела и постепенного перехода государства к концепции оказания поддержки предпринимательству помогли преодолеть сложное время. Первые предприниматели выстояли. Многие из тех, кто поначалу имел лишь «ракушку» с товаром на базаре, переходили в разряд крупных собственников, т. е. постепенно росли в экономическом смысле.

Первыми предпринимателями становились люди инициативные, которые отлично понимали ситуацию, складывавшуюся в России, самые известные из которых – В. Гусинский, В. Потанин, Д. Якобашвили, С. Петров, Т. Нерсисян, А. Пляцевой, Д. Октябрьский.

История возникновения и сущность предпринимательства

История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. Предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своем заводе.

С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г. — голландская Ост-Индская компания, в 1670 г. — компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.

Предпринимательство (англ. enterprise) — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под «имущественную ответственность юридического лица. Предприниматель (англ. employer) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами «

В ГК РФ даётся формулировка сущности предпринимательской деятельности: это — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

2.2 Основные особенности и функции предпринимательства

В соответствии с трактовкой понятия предпринимательской деятельности, установленной ГК РФ, можно выделить несколько особенностей предпринимательства:


— это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений;

— это не просто самостоятельная, но инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;

— это деятельность, связанная с риском, поэтому будущий предприниматель должен помнить, что он будет рисковать и преодолевать сопротивление среды, к тому же государство не берет на себя ответственность за возможные неудачи;

— предпринимательство — это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем, следовательно, это профессиональная деятельность, так как, чтобы «систематически получать прибыль», нужно действовать компетентно, профессионально длительное время;

это деятельность, осуществляемая лицами (физическими и юридическими), зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, эта деятельность законная, осуществляемая в соответствии с правовыми законодательными актами;

гражданским законодательством установлен основной мотив осуществления предпринимательской деятельности — получение прибыли, а чтобы этого добиться, нужно реализовать товары (работы, услуги).

Функции предпринимательства

В развитой рыночной экономике предпринимательство выполняет следующие функции: ресурсную, социальную, общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Ресурсная функция предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства: трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.

Общеэкономическая функция связана с поддержанием экономической ситуации в регионе и стране в целом. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.).

Творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция тесным образом связана со всеми другими функциями предпринимательства, обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

Социальная функция проявляется в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

Организаторская функция проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Добавить комментарий

Закрыть меню