История средств массовой информации

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

Для целей настоящего Закона:

под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

(в ред.

Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;

под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;

под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;

под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;

под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;

под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;

(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание;

(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом;

(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

под обязательными общедоступными телеканалами и (или) радиоканалами понимаются телеканалы и (или) радиоканалы, которые определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом и подлежат распространению во всех средах вещания без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 257-ФЗ)

под исследованием объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) понимаются систематический сбор, запись, систематизация и анализ данных, относящихся к зрительским предпочтениям при просмотре телеканалов (телепрограмм, телепередач), а также передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов исследований;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 281-ФЗ)

под регистрирующим органом понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять регистрацию средств массовой информации, или его территориальный орган.

(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 239-ФЗ)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сибирский федеральный университет

УДК 366.636

ИСТОРИЯ СМИ В РОССИИ:ОТ СОВЕТСКОГО К СОВРЕМЕННОМУ ЭТАПУ

Попова М.М.,

научный руководитель канд. ист. наук Лущаева Г.М.

Согласно ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации как периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год), радио-, теле-, видеопрограмма, иная форма периодического распространения массовой информации. В целом средства массовой информации (СМИ) понимаются как средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе. Условно СМИ можно разделить на 2 группы: печатные издания (пресса) — газеты, журналы и электронные источники информации — телевидение, радио, интернет.

СМИ необходимы любому государству для пропаганды своей политики (информирующая функция) и формирования общественного мнения. Поскольку СМИ РФ являются преемниками СМИ советского государства необходимо проанализировать основные тенденции развития СМИ на протяжении XX-XXI вв.

Начало советской печати положил Декрет советского правительства от 10 ноября 1917 года, в котором партия большевиков подвергла запрету всю буржуазную прессу ввиду того, что «буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Особенно в критический момент, когда новая власть, власть рабочих и крестьян, только упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага, в то время, как оно не менее опасно в такие минуты, чем бомбы и пулеметы». В этом же документе было дано обещание, которое так и не было выполнено советским правительством: «Как только новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены, для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону». В целом, в годы советской власти происходило формирование системы однопартийной печати и жесткое ограничение свободы слова, а печатные органы рассматривались и использовались как один из важнейших инструментов воздействия партии на массы.

В целом, в истории СМИ советского и современного периодов можно выделить несколько этапов. Первый этап — с 1917 до середины 1920-х гг.- период становления советской журналистики. Для упрочения идеи легитимности советской власти, с первых дней ее правления появляются первые советские газеты и журналы. В связи с курсом национальной политики советского правительства, появляются газеты и на национальных языках отдельных народов. В этот период происходила унификация газетно-журнальных изданий, которые использовались в основном для пропаганды идей советской власти и проводимой ею политики. Поскольку большинство населения было неграмотным, советская печать пестрила простыми пропагандистскими лозунгами, призывами, понятными любому, даже малообразованному человеку. Примером могут служить листовки времен Гражданской войны, пропаганда политики военного коммунизма, новой экономической политики и др. В связи со строительством школ, университетов и начавшейся программы ликбеза, формировались первые советские литераторы и журналисты, которые оказали влияние на становление советской печати и стали первооткрывателями советской журналистики. В связи с созданием такого крупного государства как СССР и развитием науки и техники было положено начало советскому радиовещанию. массовый информация журналистика пропаганда

Второй период — с середины 1920-х по конец 1930-х. В эти годы происходил профессиональный рост советских журналистов, открывались институты по подготовке профессиональных кадров. Как и в предыдущий период, шла пропаганда проводимой советской властью политики, но на данном этапе — коллективизации и индустриализации. Росло число печатных изданий и их подписчиков, во многом благодаря уже практически завершившейся программе ликбеза. В связи с популярностью у народа, и являясь авторитетом для граждан, пресса стала главным организатором и пропагандистом социалистического соревнования. Рост количества колхозов, строек по всей стране вызвал развитие рабселькоровского движения, корреспонденты которого освящали все важные события. Все более мощным средством массовой информации становилось радиовещание, расширялся его охват территории страны. 15 ноября 1934 года впервые состоялась трансляция телевизионной передачи со звуком. Однако следует отметить, что достаточно длительное время существовал лишь один канал — Первый. Историки сходятся во мнении, что пресса была важным проводником становления культа личности.

Третий период — 1941-1945 — период Великой Отечественной войны. В этот период происходила качественная перестройка журналистики. Она разделилась на военную и гражданскую. Было создано Совинформ бюро, главной задачей которого стал сбор и донесение информации о боевых действиях на фронтах до тыловиков. В связи с тем, что большинство населения находилось на фронте, значительно сократился тираж гражданских газет и увеличился тираж фронтовых. В особую группу выделилась подпольная партизанская пресса и листовые издания, которые в годы войны приобрели большой размах: тысячными тиражами издавались воззвания, обращения, плакаты. Телевидение в этот период не работало. Исследователями отмечается высокая роль публицистики и газетно-журнальных изданий в формировании патриотических настроений среди населения, что во многом способствовало победе СССР в Великой Отечественной войне.

Четвертый период — с 1946 по 1956 — период возвращения страны в целом и, в том числе, журналистики к мирному времени. Продолжалось развитие национальной прессы, происходила подготовка журналистских кадров уже на профессиональном уровне, чему способствовало открытие факультетов журналистики, первым из которых был факультет журналистики в Московском государственном университете, отрытый в 1952 году. Пресса не прекращала быть проводником идей партии среди масс — в газетно-журнальных изданиях, очерках, памфлетах был сделан упор на проблемы восстановления народного хозяйства, героизма людей, движения передовиков. В этот же период происходило становление тематических передач на телевидении, увеличивался и объем радиопередач. Начавшаяся борьба с космополитизмом, и тотальное подчинение прессы государству сыграли отрицательную роль — пресса слепо восхваляла партийных деятелей, и часто приукрашала действительность. Примером могут служить многочисленные заметки и статьи о положительном опыте колхозов, которые во многом являлись приукрашенными.

Пятый период — со второй половины 50-х до середины 80-х годов. Период охватывает столь длительные сроки, потому как в период оттепели пресса претерпела незначительные изменения, как и в предыдущие периоды, находилась под жесткой властью партии. В связи с развитием науки и техники и ускорившейся научно-технической революцией появлялось еще больше изданий и теле- и радиопередач, которые приобрели характер тематических. Так, в ноябре 1961 года вышел первый выпуск программы КВН, а в апреле 1962 — первый выпуск программы «Голубой огонек». Телевидение стало основным центром воздействия власти на массы, однако население СССР оставалось по-прежнему самым читающим в мире. Именно в этот период советские журналисты начали сотрудничество с иностранными коллегами. Тем не менее борьба с последствиями культа личности, дальнейшее восстановление народного хозяйства, события мирового уровня не получили адекватного отражения в журналистике, что обусловлено объективными причинами.

Шестой период — со второй половины 80-х по начало 90-х годов — период провозглашения в политике и журналистике «гласности и демократизации». Он открыл для журналистов реальную свободу слова и провозгласил потребность масс в объективном освящении происходящих событий. Для прессы открывались многие, ранее запретные темы, расширялась сеть газетно-журнальных изданий. СМИ были проводниками нового политического и экономического мышления среди народных масс. Пресса приобретала все больший авторитет у народа, появились новые жанры и формы публицистики: дискуссии, теле и радиомосты и др. После событий 1991 года начался период острой критики в адрес КПСС и ее лидеров. Историки журналистики отмечают в данный период развитие критических настроений в прессе, которые сыграли немаловажную роль в развале СССР и образовании Российской Федерации. В этот период журнально-газетные издания прошли путь от заголовков о новой жизни в период перестройки, до призывов к свержению страны советов.

Седьмой период — с конца 1991 по сегодняшний день — период становления и развития современной журналистики и других средств массовой информации. Началом этого периода стоит считать закон от 27.12.1991, который положил начало прессе Российской Федерации. В нем прописывалась отмена цензуры. Затем право на свободу слова было зафиксировано в главе 2, статье 29, пункте 5 Конституции РФ: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Получив свободу, пресса говорила открыто о событиях, происходящих как в нашей стране, так и за ее пределами. В этот период пресса и телевидение приобрели большой авторитет у народа.

Пресса старается освящать все события, происходящие в стране, выделяется при этом в отдельную сеть и региональная пресса. Так, в Красноярском крае возникают телекомпании СТС-ПРИМА, АФОНТОВО. Пресса окончательно перестает быть однородной, появляется большое количество специализированных изданий: например, женские, молодежные журналы, агро-пресса и др. Это было вызвано накопившимся за предыдущие периоды информационным голодом читателей. В страну проникает все больше западных СМИ. Примером могут служить радио, журналы. В связи с укреплением связей с западными журналистами и проникновением в страну новых тенденций, появились новые методы работы журналистов, ранее не использовавшиеся. Однако и в этот период времени для журналистов освящение многих вопросов оставалось под запретом, примером может служить чеченский конфликт. Но в тоже время, переходя на качественно новый уровень своего развития, пресса, начинала испытывать серьезные финансовые трудности, и в связи с этим значительно сокращался тираж газет, некоторые издания закрывались.

Период кризиса конца 90-х годов стал рубежной датой в развитии СМИ РФ. Именно в период кризиса 90- годов пресса заметно «обнищала»: многие издания закрывались, разорялись. И именно с этого времени пресса попала под влияние новорожденной олигархии и политических партий. Каждая партия или влиятельный бизнесмен старались обзавестись частными каналами или несколькими газетами для выражения своего мнения, своих установок и влияния посредством этих информационных каналов на массы. Ярким примером служит газета «Сегодня» медиамагната Владимира Гусинского. Все больший интерес у читателей вызывала бульварная литература. В этот период времени появилась новая форма журналов и газет — интернет-издания, которые во многом завоевали большую популярность, поскольку большая их часть находилась в открытом доступе в сети. Именно на этом этапе большое развитие получила региональная пресса, телевидение и радио, которые пережили «второе рождение», после которого произошло становление и развитие уже серьезных изданий. Однако, не смотря на отмену цензуры, многие темы сейчас остаются закрытыми для обсуждения, и многие из них получают распространение лишь в интернет-изданиях.

Сопоставляя журналистику советского государства и Российской Федерации можно отметить некоторые схожие черты: во-первых, это большой объем печатных изданий, во-вторых, разнообразность жанров изданий, в-третьих, это большое влияние журналистики на народные массы. Авторитет прессы был высок и в годы советской власти, и в современном обществе. Из отличительных черт следует назвать: во-первых, все большое проникновение западных СМИ на российский рынок, во-вторых, пресса в основном становится частной, т. е многие каналы создаются отдельными людьми, и представляют их интересы, в то время как советская журналистика в большинстве своем являлась проводником интересов государства, в-третьих, появились качественно новые формы и типы работы с читателями, в-четвертых, сейчас, происходит становление СМИ как реально функционирующей четвертой власти, и, наконец, в-пятых, это свобода слова прессы. Многие СМИ проводят свои расследования и показывают альтернативную точку зрения на различные события, однако до сих пор некоторые темы, по признаниям самих журналистов, остаются для них закрытыми.

СМИ на сегодня остаются самой влиятельной силой в обществе. Как отмечает историк журналистики России Грабельников А.А., СМИ РФ стали реально действующей четвертой властью. Развитие многочисленных жанровых и типологических изданий привели к увеличению их аудитории. Сейчас СМИ претерпевают новый этап в своем развитии и стоят перед выбором собственного пути. Устойчивые традиции советского прошлого и свобода слова сегодня — вот две основных тенденции в работе российских СМИ.

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Закрыть меню