История развития сертификации

Сертификация во времена СССР

Предшественницей российской сертификации была сертификация в СССР отечественной экспортируемой продукции. Первоначально она проводилась в зарубежных центрах и ее обязательность фактически устанавливалась не отечественными законами, а законодательством тех стран, куда товары поставлялись из СССР.

  • В 1984 г. Правительством СССР было принято Постановление о сертификации, экспортируемой продукции. В 1986 г. Госстандартом был введен в действие Временный порядок сертификации продукции машиностроения.
  • В 1988 г. странами – членами СЭВ была подписана Конвенция о системе оценки качества и сертификации взаимопоставляемой продукции (СЕПРО СЭВ). В СССР эта система была введена в 1988 г. Система СЕПРО СЭВ предусматривала проведение сертификации с использованием, как стандартов СЭВ, так и других международных норм и лучших национальных стандартов. Указанная система фактически ввела международную аккредитацию испытательных лабораторий и международную аттестацию.
  • К 1991 г. в стране функционировало 14 испытательных центров, было аттестовано несколько производств.

Обязательная сертификация с 1993 года

Сертификация в России начала проводиться в 1993 г. в соответствии с Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 17.12.99), который установил обязательность сертификации безопасности товаров народного потребления.

История сертификации

В метрологии сертификация давно известна как деятельность по официальной проверке и клеймению (или пломбированию) прибора (весов, гирь). Клеймение свидетельствует о том, что прибор удовлетворяет сертификационным требованиям по его конструктивным и метрологическим характеристикам. Более 100 лет термин «сертификат» используется в международной метрологической практике. Так, сопроводительный документ к полученному Россией в 1879 г. прототипу килограмма имел следующее название: «Международный комитет мер и весов. Сертификат Международного бюро мер и весов для прототипа килограмма № 12, переданного Министерству финансов Российской Империи». В этом объемном документе содержатся сведения об изготовителе прототипов и их аттестации, о химическом составе и объеме, т. е. изложены идентифицирующие признаки. В документе указаны должности и фамилии лиц, выполнявших те или иные технологические операции. Подробно описан процесс метрологической аттестации прототипа, т. е. признание эталона узаконенным на основе тщательного исследования его метрологических свойств. В частности, для прототипа килограмма были проведены «сертификационные испытания»: для всей группы прототипов (всего 42) было проведено 1092 взвешивания для сравнения между собой и с международным (главным) прототипом, который, в свою очередь, был сличен с архивным килограммом. Это является примером сертификации третьей стороной — Международным бюро мер и весов.

В 1920 году Немецкий институт стандартов (DIN) учредил в Германии знак соответствия стандартам DIN, распространяющийся на все виды продукции, исключая газовое оборудование, оборудование для водоснабжения и немного другой продукции, для которой предусмотрен специальный порядок проведения испытаний образцов и надзора за производством. Знак DIN зарегистрирован в ФРГ в соответствии с законом о защите торговых знаков. В качестве примера сертификации конкретного вида продукции может служить система сертификации электротехнического и электронного оборудования, действующая под эгидой Немецкой электротехнической ассоциации (VDE) — одна из первых систем, созданных в 20-е годы. По соглашению с DIN она организует разработку стандартов в области электротехники, электроники и осуществляет руководство системой сертификации этого оборудования. Появление сертификации в Англии относится к 1926 году. Первоначально она охватывала страны, входившие ранее в империю. Это обусловлено развитыми торговыми связям метрополии с зависимыми и полузависимыми в экономическом отношении странами. В Великобритании сертификация в основном носит добровольный характер, за исключением тех областей, где решением правительства стандарты обязательны к применению. Однако, как и в Германии, сертификация охватывает многие отрасли промышленности и виды товаров. В этой стране действует несколько национальных систем сертификации. Самая крупная — Британский институт стандартов. Для продукции, сертифицируемой в этой системе, учрежден определенный знак соответствия британским стандартам, зарегистрированный и охраняемый законом. В течение нескольких столетий действуют так называемые «классификационные организации», которые, будучи неправительственными и независимыми организациями, оценивают безопасность судов для целей их страхования. По существу, это тоже сертификация Aaетьей стороной — сертификация соответствия. Примером классификационной организации является Регистр Ллойда — авторитетнейшая в наше время международная организация, которая имеет представительства в 127 странах мира и в течение двух столетий остается мировым лидером сертификационных организаций.

Декретом 1938 года во Франции была создана национальная система сертификации под знаком NF (Французский стандарт).

Ответственность по руководству и организации этой системы была возложена на Французскую ассоциацию по стандартизации (AFNOR).

В отличие от Западной Европы, в США отсутствуют единые правила сертификации (единый национальный орган по сертификации). В стране действуют сотни систем, созданных при различных ассоциациях-изготовителях и частных компаниях. То же самое и со стандартизацией — стандарты разрабатываются организациями, имеющими различный статус.

Однако, несмотря на отсутствие единого национального органа по сертификации, на который могло быть возложено руководство сертификационной деятельности, предпринимаются попытки по созданию общих критериев для действующих систем сертификации. С этой целью создана национальная система аккредитации испытательных лабораторий, организуется система регистрации сертификационных систем.

В 1952 г. в Индии был принят закон о сертификационных знаках ИСИ, примерно в то же годы была развернута сертификационная работа в Канаде, когда была организована Канадская организация по стандартизации КАС.В начале 60-х годов в Скандинавских странах создана региональная система, в которую вошли Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия. Ее деятельность строится на основании «Специальных правил», национальные комитеты решают вопросы присуждения изделию знака соответствия.

Сертификация продукции в Российской Федерации, а до этого в СССР, начала развиваться в 1979 году, после вступления в силу постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Госстандарту совместно с министерствами и ведомствами было поручено утвердить головные организации по государственным испытаниям важнейших видов продукции производственно-бытового назначения. Целью такой системы было обеспечение достоверной оценки качества продукции и предотвращение передачи в производство несовершенных, технологически недоработанных изделий, а также систематический контроль за стабильностью качества выпускаемой продукции. В 1984 г. Правительством СССР было принято Постановление о сертификации экспортируемой продукции.

В 1986 году было принято «Временное положение о сертификации продукции машиностроения в СССР. РД 50-598-86», которое явилось организационным документом, устанавливающим основные правила работ по сертификации продукции машиностроения, проводимых в рамках международных систем сертификации или двухсторонних (многосторонних) соглашений по сертификации.

В 1988 г. странами — членами СЭВ была подписана Конвенция о системе оценки качества и сертификации взаимопоставляемой продукции (СЕПРО СЭВ). В СССР эта система была введена в 1988 г. Система СЕПРО СЭВ предусматривала проведение сертификации с использованием как стандартов СЭВ, так и других международных норм и лучших национальных стандартов. Указанная система фактически ввела международную аккредитацию испытательных лабораторий и международную аттестацию. К 1991 г. в стране функционировало 14 испытательных центров, было аттестовано несколько производств.

Сертификация в России начала проводиться в 1993 г. в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», который установил обязательность сертификации безопасности товаров народного потребления. Суть преобразований состояла в замене системы государственного управления производством и контроля качества продукции на систему государственного регулирования процедур контроля безопасности производств и продукции с соответствующим изменением функций участников отношений. Законы определили права субъекта сертификации — посредника между производителем и покупателем продукции — письменно удостоверять соответствие продукции установленным требованиям стандартов.

В течение последующих 10 лет формировалась законодательная основа подтверждения соответствия различных видов продукции. В со ставе имущественных комплексов предпринимательской деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ были определены две области регулирования качества: качество собственно продукции и качество технологических систем обращения с продукцией (так называемые системы качества) на различных этапах ее жизненного цикла. Конкретные требования к характеристикам продукции и систем качества были установлены в государственных и отраслевых стандартах, нормах и правилах, которые до 2003 г. рассматривались как элементы технического законодательства страны. С целью вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в декабре 2002 г. был принят Федеральный закон «О техническом регулировании» (далее — ФЗ), который отменил действие законов «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации».

Основной смысл ФЗ — замена принципа обязательного соблюдения технических стандартов на принцип соблюдения стандартов на добровольной основе. При этом обязательные требования только к характеристикам безопасности продукции должны устанавливаться в новом виде законодательных актов — технических регламентах. Соответственно, обязательное подтверждение качества продукции необходимо производить только в отношении требований к безопасности, устанавливаемых в технических регламентах. ФЗ частично видоизменил предыдущую систему прав и обязанностей участников производственных отношений и установил семилетний срок реализации закона (до 2010 г.) путем разработки и принятия комплекса новых технических регламентов (на уровне законодательных актов) и национальных стандартов.

История развития сертификации в России

Первым правовым актом в области сертификации продукции было постановление Совета Министров СССР от 18 сентября 1984 г. № 984 «О порядке сертификации продукции машиностроения». В перечень продукции, подлежащей сертификации, вошло 12 видов продукции, в том числе легковые автомобили, трактора и сельскохозяйственные машины, изделия электронной техники, бытовые электроприборы, бытовая радиоэлектронная и звуковоспроизводящая аппаратура, медицинские приборы и другая аппаратура. Госстандарту СССР предписывалось совместно с Министерством иностранных дел СССР обеспечить в 1984-1988 годах проведение работ, направленных на присоединение СССР к международным системам и соглашениям или заключение соглашений СССР с другими странами по сертификации продукции, предусмотренной в перечне.

Для осуществления постановленной задачи в 1986 году было принято Временное положение о сертификации продукции машиностроения в СССР. Вопросы сертификации были отражены в постановлениях Совета Министров СССР от 21 апреля 1988 г.

№ 489 «О перестройке деятельности и организационной структуры Государственного комитета СССР по стандартам» и от 17 октября 1989 г. № 858 «Об организационной структуре Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам». Госстандарту СССР было поручено возглавить работу по созданию национальной системы сертификации продукции и развитию сети испытательных центров, соответствующих международным требованиям, а также возложена функция по формированию и реализации комплексных мер для развития и надежного функционирования сети центров аттестации производств и сертификации продукции, отвечающих международным требованиям.

Роль сертификации в повышении качества продукции

Коренное повышение качества продукции в современных условиях является одной из ключевых экономических и политических задач. Именно поэтому на ее решение направлена совокупность таких мер, как стандартизация, государственный надзор за ее качеством, совершенствование системы разработки и постановки продукции на производство, организация всесторонних испытаний продукции, наконец, её сертификация.

Сертификация продукции является важным средством обеспечения торговых позиций в конкурентной борьбе между отдельными товаропроизводителями.

В сертификации заинтересованы не только изготовитель (в целях повышения конкурентоспособности своих товаров) и потребитель (в целях получения гарантий соответствия определенных характеристик изделий заявлениям изготовителя), но и общественные и частные производственные, потребительские и научно-технические организации, правительства большинства стран и даже межправительственные организации.

Целями стандартизации являются:

· повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учётом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

· обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

· содействие соблюдению требований технических регламентов;

· создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Введение.

Сертификат в переводе с латыни означает «сделано верно». Термин «сертификация» стал известен в повседневной жизни и коммерческой практике сравнительно недавно, тем не менее, термин «сертификат» известен с XIX в. Так, в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, изданном в 1900 г., дается несколько определений сертификата, одно из них: сертификат — это удостоверение. В финансовой сфере сертификат означает в одних случаях как денежное свидетельство на определенную сумму, в других — как облигация специального государственного займа.
В метрологии сертификация давно известна как деятельность по официальной проверке и клеймению (или пломбированию) весов, гирь. Клеймение свидетельствует о том, что прибор удовлетворяет метрологическим характеристикам. Более 100 лет термин «сертификат» используется в международной метрологической практике.
Сертификация как деятельность по проверке качества появилась в 1926 г. в Англии. Первоначально она охватывала страны, входившие ранее в империю. Это обусловлено развитыми торговыми связями зависимыми и полузависимыми в экономическом отношении странами. В 1952 г. в Индии был принят закон о сертификационных знаках ИСИ, примерно в те же годы была развернута сертификационная работа в Канаде.
В начале 60-х гг. в Скандинавских странах создана региональная система, в которую вошли Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия. Ее деятельность строится на основании «Специальных правил», национальные комитеты решают вопросы присуждения изделию знака соответствия.
Толчок к широкому развитию сертификации в международном плане в конце 60-х гг. дало решение ИСО об использовании международных стандартов для этой цели. Среди международных организаций наибольших успехов в разработке международных стандартов, пригодных для целей сертификации, добилась организация МЭК, а также Европейская экономическая комиссия ООН.

Сертификация в России.

Сертификация в России начала проводиться в 1993 г. в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», который установил обязательность сертификации безопасности товаров народного потребления. В том же году выходит Закон РФ «О сертификации продукции и услуг».
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме: принятия декларации о соответствии, обязательной сертификации. Необходимость обязательного подтверждения соответствия, а также его формы устанавливается техническими регламентами. Законом определен срок разработки технических регламентов — 7 лет. На переходный семилетний период до введения в действие соответствующих технических регламентов сохраняется действующий порядок проведения сертификации продукции. При этом объекты обязательного подтверждения соответствия определяются Номенклатурой продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация и Номенклатурой продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Сертификация систем обеспечения качества не является обязательной к прохождению и поэтому российские производители зачастую игнорируют её, хотя в зарубежных странах её преимущества оценили уже давно. Зачастую, на предприятиях просто отсутствует система качества, хотя все руководители знакомы с её принципами и задачами и в любом случае проводят внутренний контроль, объясняя свои действия работать пошагово. Сначала сертифицировать производство и сотрудников и потом приступить к сертификации систем обеспечения качества, которой занимаются специалисты по сертификации.
С развитием внутреннего и внешнего рынка начали появляться новые задачи, и Госстандарт разработал программу по развитию сертификации систем обеспечения качества. Процедура является добровольной для прохождения. И этим даёт предпринимателям оценить преимущества, самостоятельно взвесив и сделав выбор.
Сертификация систем обеспечения качества проходит в несколько этапов. Сначала производится заочная оценка – она направлена на выявление целесообразность проведения после анализирования предоставленных документов, анкет. Далее идёт этап окончательной проверки, по окончанию которой в случае успешного прохождения выдается сертификат. Если проверка в целом пройдена успешно, за исключением отдельных отклонений – предоставляется время для устранения нарушений. Либо, в случае отрицательном решении – предлагается пройти сертификацию систем обеспечения качества вновь по полной программе.
Те предприятия, которые успешно прошли сертификацию систем обеспечения качества уже оценили преимущества. Во-первых, такой сертификат – гарант того, что предприятие стабильно, раз у него имеется возможность содержать собственную систему контроля за качеством. Оно заботится о том, что бы все технологии и продукция в целом были под контролем – а значит продукция высокого качества, пользуется спросом. Используемые технологии не наносят вреда окружающей среде.
Сертификация систем обеспечения качества положительно влияет и внутри предприятия.
Дисциплина выходит на качественно другой уровень, обратная связь с потребителями усиливается – так как именоо они истинные эксперты в отношении качества продукта. Предприятие начинает смотреть далее в будущее, разрабатывая новые, порой оригинальные технологии.
Таким предприятиям доверяют не только потребители. Успешное прохождение сертификации систем обеспечения качества выступает гарантом. Таким учреждениям банки охотнее дают кредиты на развитие, страховые компании охотнее страхуют, например, от ущерба за некачественную продукцию.
Пройденная сертификация систем обеспечения качества – это гарант того, что Вы серьезный партнёр по бизнесу, уверенно стоящий на ногах. А надёжному партёру можно доверять. И при заключении контракта на поставку – сертификат надёжный аргумент в Вашу пользу. На едином европейском рынке до 95% контрактов будет заключено только при наличии такого сертификата. А при возникновении судебных разбирательств, всвязи с некачественной продукцией, наличие сертификата будет расценено судом – как доказательство невиновности. Участие в некоторых международных тендерах невозможно без его наличия. Так как основные принципы сертификации систем качества это все же в первую очередь добровольность и объективность отсутствие давления и дискриминации в доступе к его получению, то с каждым годом количество фирм, желающих пройти процедуру сертификации систем обеспечения качества, который выводит их на принципиально новые горизонты, расширяя возможности.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствие, в том числе обязательная сертификация проводится в первую очередь по показателям безопасности. Вместе с тем потребитель очень часто бывает неудовлетворен тем, что продукция по показателям качества не соответствует параметрам, заявленным в рекламе или сопроводительной документации, а нередко и фальсифицируется. В мировой практике эффективным средством содействия потребителю в выборе нужного товара является добровольная сертификация, проводимая авторитетными независимыми органами. Для производителя сертификация продукции, проведенная авторитетной организацией, означает большую вероятность того, что эту продукцию купят. Добровольная сертификация повышает конкурентоспособность продукции, ускоряет процесс товарооборота. Таким образом, добровольная сертификация выступает как эффективный рыночный инструмент, в котором заинтересован как потребитель, так и изготовитель, а значит и общество в целом.
Объектами добровольной сертификации согласно Закону РФ О техническом регулировании являются продукция (процессы, работы, услуги), а также системы качества.
С момента вступления в силу Закона РФ О техническом регулировании зарегистрировано более 200 систем добровольной сертификации. Наиболее крупной из них является Система сертификации ГОСТ Р, которая охватывает весь спектр услуг по сертификации — сертификацию продукции, услуг, систем качества.
Сертификация продукции это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, то есть в виде документа, что продукция соответствует установленным требованиям. Таким документом является сертификат соответствия. Сертификат соответствия выдается заявителю на конкретную продукцию или услугу и подтверждает ее соответствие конкретным требованиям конкретных нормативных документов (при обязательной сертификации — это как правило требования безопасности, при добровольной — требования, определяемые заявителем по согласованию с органом по сертификации).

Практика сертификации в РФ.

Сертификация систем обеспечения качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 широко развита в зарубежных странах, в то время как в России практически только в течение двух последних лет на эту проблему обратили серьезное внимание. Возможно, одна из причин такого отставания связана с упадком отечественного производства и слабой ориентацией действующих предприятий на экспорт своих товаров. Немногие производственные предприятия России осознали важность и необходимость сертификации систем качества: всего лишь несколько десятков российских предприятий имеют сертификат на системы качества, в то время как за рубежом им владеют десятки тысяч фирм. Зарубежные специалисты считают, что сертификат соответствия на систему обеспечения качества дает фирме немало выгод и преимуществ. Он доказывает надежность партнера по бизнесу, в том числе и в отношениях с банками, которые охотнее предоставляют кредиты фирмам, чья система качества сертифицирована. Страховые компании отдают предпочтение таким фирмам при страховании от ущерба за некачественную продукцию. Сертификат на систему качества — весомый аргумент в пользу заключения контракта на поставку товара: западные эксперты отмечают, что на едином европейском рынке в ближайшем будущем до 95% контрактов будут заключаться только при наличии у фирмы-поставщика сертификата на систему качества. При возникновении судебных исков, связанных с некачественной продукцией, сертификат на систему качества расценивается судом как доказательство невиновности фирмы. Наличие сертификата на систему качества стало обязательным условием участия в различных тендерах. Сертификация системы качества положительно отражается и на внутренних делах предприятия (фирмы): в процессе подготовки к сертификации системы качества приводится в порядок и в соответствие рыночной экономике управление предприятием и производством; облегчается процедура сертификации продукции.

Сертифицированная система качества характеризует способность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежащего качества и вполне может рассматриваться как один из весомых факторов конкурентоспособности фирмы (предприятия) как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для отечественных предприятий, планирующих в будущем экспортировать свою продукцию, сертификация системы качества — важнейшее условие, определяющее возможность заключения контракта и реализации товара цивилизованным путем по достойным ценам.

В России есть немало предприятий, которые столкнулись с этой проблемой, к сожалению, лишь на переговорах с иностранным контрагентом, которые при отсутствии сертификата на систему качества завершились для российской стороны не лучшим образом.

азвитие рыночных отношений в России, а также ее внешнеэкономические задачи стимулировали Госстандарт РФ принять в 1995 г. программу работ по развитию сертификации систем качества в РФ. В соответствии с этой программой была разработана и принята «Система сертификации систем качества и производств», которая называется «Регистр систем качества» (далее — Регистр). Это система добровольной сертификации, но она составляет часть государственной российской Системы ГОСТ Р, которая, как известно, представляет собой систему обязательной сертификации. Решение о вхождении новой для РФ добровольной системы в систему ГОСТ Ρ принято сознательно и мотивировалось известностью Системы ГОСТ Ρ в России и зарубежных странах, где ее сертификат и знак соответствия находят признание. Не случайно и знак соответствия Регистра систем качества отличается от знака Системы ГОСТ Ρ лишь подписью «Регистр» над знаком и указанием номера стандарта ИСО под знаком.

Все это направлено на ускорение признаваемости российских сертификатов на системы качества в РФ и за рубежом. Во избежание дискредитации системы Госстандарт исключил вхождение в нее систем сертификации, которые и ранее предлагали услуги по сертификации систем качества (их порядка 10), но по тем или другим критериям вызывали сомнение. Например, если не обозначена четко область аккредитации органа по сертификации, то неизвестны его специализация, диапазон квалификации специалистов и др.

Регистр как система организован в соответствии с действующим законодательством, правилами по сертификации и государственными нормативными документами России, а также европейскими и международными правилами и нормами в области сертификации системы качества. Основные направления деятельности Регистра: сертификация систем качества; сертификация производств; инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами; международное сотрудничество в интересах взаимного признания сертификатов на системы качества.

Добавить комментарий

Закрыть меню