История одежды в разные времена

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОДЕЖДЫ И СПОСОБОВ ЕЕ ПРОИЗВОДСТВА.

История возникновения одежды уходит далеко в глубь веков, к самым ранним ступеням развития человечества.

Одежда прошла длительный и сложный путь, прежде чем стать столь целесообразной по форме, как сейчас. Можно выделить несколько характерных периодов развития конструкции одежды.

I. Первый период — это период развития прототипов одежды (шкуры животных, кора деревьев, листья и волокна растений и т. п.). Он длился несколько сотен тысяч лет — примерно до V тысячелетия до н. э. Основная функция одежды в этот период — защитная. В конце этого периода человек освоил искусство плетения, прядения, началось ручное создание тканей.

II. Для второго периода развития одежды, длившегося более пяти тысячелетий, было характерно обертывание тела специально вытканным куском ткани. Драпированная одежда из шерстяных, хлопчатобумажных и льняных тканей получила первоначальное развитие в районах земного шара с мягким теплым климатом. Одежда представляла собой прямоугольный или овальный кусок ткани, укрепляемый тем или иным способом на фигуре человека и образующий красивые складки.

Примером такой одежды является драпированная одежда древних греков и римлян. В Индии сна сохранилась до сих пор в национальном женском костюме. Драпированная одежда имела уже не только защитную, но и эстетическую функцию. Существовала и другая одежда такого же типа, где на первый план выступала ее защитная функция, — это набедренные повязки мужчин Древнего Египта, украинская плахта, древнерусская понева и др. Пластическое решение этой одежды — лишенный всякой динамики прямоугольник.

III. Начало третьего периода характеризуется появлением кро­еной одежды. Этот период относят к IX в. н. э. Сначала одежду изготовляли из прямоугольных кусков ткани, соединенных швами, а позже ее стали кроить по форме фигуры человека.

Наиболее древний вид одежды, сшитой из прямоугольного куска ткани, римская туника, послужившая основой разно­образных туникообразных рубах. Этот вид одежды существует до сих пор у народов Севера, Средней Азии и др. Рубашечный покрой одежды был распространен также в средневековой Руси (рубаха, некоторые типы сарафана).

На рис. 1.1 показана так называемая московская конструкция рубахи с длинными прямыми или скошенными книзу рукавами, с «поликами» — прямыми плечевыми вставками.

Рис. 1.1. Московская кон­струкция женской рубахи XII—XVII вв.

(а) и схема раскроя рукавов «по-топорному»

(б): 1, 2— пряные полотнища стана; 3 — «полики»; 4 — рукава; 5 — клинья (ласто­вицы)

Первые попытки кроить одежду по форме тела человека воз­никли на Востоке, но не получили там достаточного развития. Более благоприятные условия оказались в Европе, когда у людей появилось стремление подчеркнуть костюмом красоту форм тела.

Возникновение портновского ремесла в Западной Европе относят к XII в., в русских городах — примерно к XIV в.

В средневековой Руси одежду называли «порты», или «пор-тище», а мастеров, изготовлявших одежду, «портными», в Киев­ской Руси — «портными швецами».

Только в начале XVI в. появилось новое слово «платье», постепенно вытеснившее старое название одежды. Однако слово «портной» прочно вошло в русский язык.

Средневековые мастера XII в. для придания одежде формы тела человека начали делать вырезы по бокам и соединять края шнуровкой (рис.

1.2).

Рисунок 1.2. Внешний вид (а) и схема кроя женского платья с вырезами и шнуровкой по бокам (б)

Но шнуровка не создавала красивых форм. Одежда оставалась еще «монолитной» подобно архитектуре. Полагают, что идея расчленения одежды на части (детали) была заимствована портными у изобретателей разъемных рыцарских доспехов (рис. 1.3).

Рисунок 1.3. Рыцарские доспехи (а), внешний вид (б) и схема кроя (в) женского платья XIV-XV вв.

Следует отметить, что рукава долгое время были самостоятельным предметом одежды; штанины также надевали на каждую ногу отдельно.

Примерно в XIII в. появилась одежда с вшивными рука­вами, в XIV в. — распашная одежда и воротники, а в XVII в. — одежда с карманами.

В XIV—XV вв. платье было разделено поперечным швом на лиф и юбку. Возник новый вид женского костюма. Он просуществовал с небольшими изменениями в женской одежде привилегированных классов очень долго — с XVI до XIX в. В таком костюме индивидуальные особенности фигуры нивелировались его основой являлись корсет и юбка на плотном специальном чехле с обручами различных размеров. Наряду с таким костюмом существовала народная одежда, основной особенностью которой было строгое соответствие выполняемым функциям — назначению (например, русская рубаха, понева, сарафан и др.).

После французской буржуазной революции (1789 г.) возник новый тип одежды, единый для всех классов и сословий. Особенно изменился мужской костюм, в нем появились элементы народной одежды (длинные узкие брюки, короткий жилет и др.), заимство­ванные у ремесленников и рабочих — героев французской рево­люции. Увеличилась подвижность человека в костюме, женщины освободились от тугого корсета (однако вскоре корсет вновь вошел в моду и просуществовал до 20-х годов XX столетия).

Наряду с попытками реформировать внешний вид одежды возникло стремление обосновать ее покрой.

По свидетельству журнала «Искусство портного» (1908, № 1), первую си­стему кройки изобрел француз Мишель в 1818 г., назвав ее системой трети. В 1831 г. она была заменена родственной ей масштабной системой. Позднее появились другие системы кройки, среди которых видное место занимали про­порционально-расчетные и расчетно-мерочные, дошедшие до настоящего времени. Возникновение систем кройки повлекло за собой необходимость снятия или пропорционального расчета мерок, определяющих размеры отдельных участков одежды на чертеже. До появления систем кройки одежду кроили только по «патронам», которые являлись семейным достоянием (отец как тайну передавал их сыну). Мерки снимали лишь для того, чтобы определить длину и ширину одежды.

Введение в портновское ремесло в последней четверти XIX сто­летия швейных машин привело к повышению производительности труда и усложнению форм деталей кроя одежды, кото­рая стала очень напоминать современную.

IV период. Специфику одежды XX в. определяет прежде всего переход к промышленному способу ее производства, пришедшему взамен многовекового портновского ремесла. Характерными особенностями XX в. являются также рождение принципиально нового типа женской одежды и быстрая смена моды. Широкое участие женщин в производственном процессе сделало невозможным использование традиционной одежды в том виде, в каком она была в XIX в., прежде всего по функциональным соображениям. Корсет, туго стягивающий талию, затруднял дыхание и стеснял свободу движений, поэтому изменения в первую очередь коснулись форм и конструкции белья. Затем была укорочена юбка и предложены новые виды одежды, многовековое платье было заменено практичной одеждой из двух или трех частей (юбка с блузкой, жакетом), которую в основном носили работающие женщины.

В 1928 г. Габриэль Шанель впервые ввела в женскую моду костюм типа мужского. Значительный вклад в развитие общеевропейской моды сделали в 20-е годы советские художники Н. П. Ламанова, В. И. Мухина, А. А. Экстер и другие, проводившие смелые работы по реальному воплощению идей функционального костюма для рабочего человека нового общества, взяв за основу элементы народной одежды с ее простым рациональным кроем.

В 30-х годах во всем мире растет массовое производство одежды. Выявляются три основных силуэта женской одежды: прямой, полуприлегающий и силуэт с подчеркнутой линией талии (приталенный).

В годы второй мировой войны силуэт одежды как бы военизировался, были нарушены естественные пропорции фигуры, искусственно расширены плечи, силуэт одежды можно было изобразить в виде прямоугольника.

В послевоенные годы форма женской одежды претерпела большие изменения. Четко выделились и сохранились при всех изменениях моды два основных стиля: спортивно-деловой и женственный (элегантный). Одновременное существование материалов с различными свойствами позволило создавать любую форму одежды и принимать при моделировании несколько ведущих модных силуэтов вместо господствовавшего в течение многих веков одного.

Во второй половине 60-х годов в женской одежде особенно модным был полуприлегающий силуэт. Большое значение приобрела конструкция изделия. Отличительной чертой формы одежды этого времени была тенденция к уменьшению общего объема, что достигалось чисто конструктивными приемами.

Направление моды второй половины 70-х и начала 80-х годов в женской одежде характеризовалось объемными свободными формами с преобладающим поперечным членением ее поверхности, заменой вытачек и других геометрических элементов формы пластическими (складками, сборками, буфами), заметным удлинением одежды. Конец 80-х годов вновь ознаменовался переходом к небольшим по объемам геометрическим формам одежды.

Одежда, возникшая первоначально в основном для защиты тела человека от неблагоприятных климатических и атмосферных воздействий, под влиянием различных исторических, социальных и экономических условий, национальных особенностей, эволюции эстетических представлений общества претерпела множество изме­нений, достигла большого многообразия видов и форм и стала предметом прикладного искусства.

1.2. ДИСЦИПЛИНА «КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ».

Конструирование одежды – построение формы модели, создание конструкции, расчет и построение чертежей разверток деталей одежды, разработка технической документации на изготовление.

Конструирование одежды — сложный творческий процесс, включающий в себя решение задач технического и художественного характера и составная часть процесса проектирования.

При разработке чертежей конструкции важно выбрать правильное решение формы изделия одним из конструктивных приемов или методов технологической обработки или тем или иным приемом вместе.

Конструирование состоит из двух последовательных этапов.

I. Творческий поиск в выборе методики измерений фигуры и конструирования, обработку сложных форм и покроев и т. д.

Выбор методики конструирования зависит от многих факторов, но в первую очередь – от типа производства (индивидуальное или серийное). Этот этап является ответственным и требует от исполнителя высокой квалификации.

II. Расчет формул, построение чертежа, изготовление шаблонов и составление разного рода документации. На этом этапе не требуется высокой квалификации исполнителя, работа сводится к выполнению в определенной последовательности простых математических и логических операций, которые могут быть автоматизированы средствами вычислительной техники.

1.3. ОДЕЖДА. ФУНКЦИИ ОДЕЖДЫ.

Одежда является одним из важнейших предметов широкого потребления. Она относится к предметам личного пользования человека, защищает его от климатических воздействий и отражает проявления его индивидуальности.

Одежда- изделие или совокупность изделий (кроме обуви), предназначенных для предохранения тела человека от внешних воздействий окружающей среды и несущих утилитарные и эстетические функции.

Современная одежда – результат многовекового опыта человека, одно из его древнейших изобретений, составная часть материальной и духовной культуры общества.

В широком смысле слова одежда представляет собой целый комплекс предметов, надеваемых на тело,— белье, верхнее и легкое платье, обувь, головные уборы, чулки, перчатки и др. В узком смысле слова под одеждой понимают изделия, выпускаемые швейной промышленностью.

Наряду с понятием «одежда» широко используется и термин «костюм». Понятие «костюм» более емкое и подразумевает не только собственно костюм, но и другие предметы, формирующие внешний облик человека. Можно дать следующее обобщенное понятие костюма.

Костюм- это исторически сложившийся и постоянно развивающийся комплекс определенным образом согласованных между собой предметов, непосредственно надеваемых на тело человека (одежда, обувь, головной убор, перчатки и др.), и сопутствующих им дополнений (зонтики, сумки и т.п.), а также прически, грим формирующих внешний облик человека и образующих единое утилитарно-художественное целое.

Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 7089;

Самая первая одежда

Долой нудизм!

Принято считать, что первая одежда была чрезвычайно примитивной, как и весь быт наших пращуров, произошедших то ли от мартышек, то ли от неких пришельцев, то ли созданных по Слову Божию из обычной глины.

Однако, первые люди появились на территории современной Африки и в одежде, вероятно, совершенно не нуждались, ограничиваясь ритуальными украшениями и росписью тел природными красками. Вопрос об одежде встал ребром в тот период, когда Ледник пошел на Юг со все нарастающей скоростью, не оставляя нудистам шансов не только на процветание, но и на хоть какое-нибудь существование. В этот непростой период существования людей уже в ход пошло все, что лежало поблизости. Лозунги неандертальцев резко переросли из “Бери от жизни все” в “Используй то, что под рукою, и не ищи себе другое”, потому что желающих приодеться стало как-то внезапно много. Самая первая одежда заменяла естественный меховой покров.

Отчего мамонты вымерли

Совершенно не исключено, что повышенный спрос на теплую меховую одежду стремительно перекрыл предложение со стороны мамонтов, которые скоропостижно вымерли, не вынеся своей неожиданной популярности среди лиц неандертальской национальности.

Многочисленные учебники древнейшей истории, повествующие о тяжелой жизни трудящихся и охотящихся того времени, красочно живописали примитивность быта и убогость одежек, в которые облачались несчастные пращуры, вынужденные всю свою короткую жизнь бороться с невыносимостью среды.

Мода в каменном веке

Однако, в пятидесятые годы прошлого века были найдены неопровержимые свидетельства того, что жившие двадцать девять тысячелетий назад современники Верхнего Палеолита не просто одевались в звериные шкуры, а старались следовать неким тенденциям и направлениям. Экскаваторщик, проводивший земляные работы на реке Клязьме в окрестностях древнерусского города Владимира, наткнулся на останки дорогих россиян. Последние проживали в пещере Сунгирь, одевались в меховые комбинезоны и носили меховую обувь. Археологи с удивлением обнаружили, что одежда была пошита весьма добротно и украшалась множеством костяных бус, выточенных из бивня мамонта.

Первые аксессуары и фурнитура

Также имелись и костяные пластинки, узорно прорезанные и крепившиеся к одежде. Количество бусин, обнаруженных на истлевшей меховой одежде, переваливало за десяток тысяч. Кроме бивней мамонтов для древней фурнитуры применяли рога оленей, зубы песцов. Среди элементов декора выделялись изображения цветов, подобных солнечному диску в окружении семи лучей, лошади с нанесенными точечными орнаментами и многочисленные нитки бус, тянувшиеся вдоль и поперек курток и штанов, чуней и плащей. Бусы не надевались поверх одежды, а крепились к ней с помощью подшивания отдельных ниток.

Подобия плащей, одеваемых поверх комбинезонов для защиты от ветра и дождя, скреплялись булавками из костей. Обувь, напоминавшая современные унты, декорировалась все теми же нитями бус. Весь дизайн древнего модельного ряда говорил о том, что помимо суровых будней предки русичей имели достаточно досуга, чтобы заботиться о своем внешнем убранстве. Таким образом, древняя одежда была не только функциональной, защищала тело от вредных климатических факторов, но и радовала глаз. Также, вероятно, наряды носили культовый характер и позволяли различать своих обладателей, как представителей разных социальных слоев пещерного общества.

Первая одежда человека, заимствованная им от зверей, дала толчок для дальнейшего развития дизайнерской мысли древнейшего человечества. Следствием эволюции этого элемента стали сегодняшние невероятные изыски от кутюр.

Добавить комментарий

Закрыть меню