История образования казахского ханства

Возникновение Казахского ханства

Возникновение Казахского ханства было закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дешт-и-Кипчака, Семиречья и Туркестана. Ход его образования связан с Могулистаном и Ханством Абулхаира. Джанибек и Керей (Гирей) (потомки Урус-хана – родоначальника династии казахских ханов) – авторитетные казахские лидеры. Постоянные войны, усобицы, набеги ойратов (джунгар) вызывали большие народные возмущения, поэтому с конца 50-х годов в течение 10 лет как протест происходила массовая откочевка из В. Дешт-и-Кипчака, Туркестана, Каратау на запад Семиречья, территорию Могулистана. Джанибек и Керей возглавили племена, уходившие из Ханства Абулхаира на запад Могулистана (200т человек). Казахское ханство сначала занимало Западное Семиречье, долины Чу, Таласа и Козы-Баши. Когда в 1462г Есенбуга умер, и в Могулистане воцарилась анархия, возникло Казахское ханство. Мухаммед Хайдар дуглат относит время образования КХ к 1465г – 1466г (он вообще пишет о КХ). После смерти шайбанида Абулхаира казахские ханы сразу вступили в борьбу за власть в степи. Главные противники – его наследники: Шайх-Хайдар (сын), Мухаммад Шайбани, Махмуд-султан (внуки). Союзники – Ахмад-хан (потомок Тимура), шайбанид Ибак-хан и ногайские мирзы. После гибели Шайх-Хайдара, внуки бежали в Туркестан к тимуридскому наместнику Мухаммеду Мазидтархану. Здесь и происходят главные события конца 15в. В 70-е годы проходят несколько крупных сражений (победы были у каждой из сторон). Присырдарьинские города и пастбища были важнейшей целью противостояния. Туркестан и Сыгнак переходили из рук в руки. Сыновья Джанибека: Махмуд-султан (другой) – правитель Сузака, погиб в сражении; Иренчи – занимал Сауран. Сын Керея – Бурундук. Итог борьбы к концу 15в – получение городов Сузак, Сыгнак, Сауран; в ханство вошли Западное Семиречье, район Каратау, низовья Сырдарьи, Северное Приаралье, Центр. К. Мухаммад Шайбани удержал Отрар, Туркестан, Узгенд, Аркук. Тесный союз с ногайцами.

Керей – первый хан
Джанибек – второй хан
Бурундук-хан (Мурындык, сын Керея) – 1480г – 1511г

Касым-хан (1512г – 1521г).

«Собиратель казахских земель». Сын Джанибека. Власть переходит к потомкам Джанибека. При нем Казахское ханство достигает наибольшего могущества. В 1510г Мухаммед Шайбани вновь пришел к Сыгнаку – и потерпел сокрушительное поражение от султана Касыма, в конце года он погиб в Хорасане в битве с иранцами. В 1513г осажденный в Сайраме Катта-бек (наместник тимурида Бабура) позвал на помощь Касым-хана и они успешно выступили против шайбанида Суюндж-ходжи – победа над Шайбанидами. Касым дружил с ханом Могулистана Саидом. В 1514г Саид ушел в Восточный Туркестан, что укрепило власть Касыма в Семиречье. Прикочевали группы племен из Ногайской Орды, где был кризис. Границы ханства достигли Яика, Сырдарьи, ушли за Улытау и Балхаш. Впервые после монгольского нашествия были объединены в одном государстве почти все казахские роды и племена. Число подданных оценивалось в 1 миллион человек, а численность войска в 300т. Начались посольские контакты с Московским государством (Василий 3). В 1511г принял первый свод законов «Каска жолы» («Светлая дорога»). Казахи стали известны в Западной Европе.

В 20-х годах после смерти Касыма (в 23г в Сарайчике) междоусобицы Джучидов ослабили ханство. Против ханства сложился союз узбекских и могульских правителей. Потеряны присырдарьинские города. Туркестанский вилайет у Шайбанида Убайдаллаха.

Мамаш-хан – сын Касыма

Хан Тахир (1523г — 1533г) – ханство в упадке, безуспешно боролся с Ногайской Ордой, пытался отвоевать сырдарьинские города. Из-за распрей бежал в Семиречье и вступил в союз с киргизами против Саида.

Хакк-Назар-хан (1538г — 1580г) – боролся против ойратов (в Семиречье) и могулов. Вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом против сибирского хана Кучума. Пытался восстановить прежние территории, что было невыполнимо. Приблизилось Русское государство (завоевало Казанское, Астраханское и Сибирское ханства). На Сырдарье появились каракалпаки. До конца 16в Сыгнак, Отрар и Туркестан были в составе Шайбанидов Мавераннахра. Привлек на свою сторону ногайских мурз. Направления внешней политике: юго-восток (с киргизами воевали против могулов и ойратов), запад и север (ногайцы, башкиры, татары). «Хан казахов и ногайцев». Был убит агентом правителя Ташкента, выступая против противника Абдаллаха Баба-султана.

Шигай-хан (1580г – 1582г, потомок Джанибека) – участвовал в походе узбекского хана Абдаллаха через Туркестан. Казахам достались земли в Средней Азии.

Тауекель (Таваккул, в переводе «надежда, упование», сын Шигая) (1586г — 1598г) – В 1586г захватил города в Туркестане. Противостоял конкурентам во власти (др. султаны, сыновья Хакк-Назара). В 1594г посылает в Москву первое посольство во главе с Кул-Мухаммедом.

Посол должен был освободить своего племянника, который был аманатом (заложником), а также наладить отношения с Москвой (хан с ней хотел идти против узбеков). В том же 1594г часть ойратов попала под его власть, и он называл себя ханом казахов и калмыков («хан казахов и ойратов»). В 1595г с Тауекелем ведет переговоры Степанов. В 1598г – новый поход в Среднюю Азию. Разорвал союз с Шайбанидами. Успешно завершает борьбу за сырдарьинские города. Умер в Ташкенте от ранения, полученного при осаде Бухары.

Есиме (1598г — 1628г) – сын Шигая, искусный дипломат. В 1598г заключил мир с Бухарой. Завершил длительную борьбу за территории. Теперь у казахов туркестанские города, Ташкент (на 200 лет), Фергана, отказался от Самарканда и Бухары. Свод законов «Есим салган ески жол» — «Есима исконный путь» — получил широкое признание у народа, где нормы адата были более приемлемы чем законы шариата в силу занятия скотоводством. «Бийская революция» — хан ограничивал аристократию и опирался на биев. Появился 2-ой хан – Турсун в Ташкенте.

Жангир (1635г – 1652г) В 17в внутренняя жизнь ханства была очень нестабильной. Южные города переживали упадок. Ханство дробилось, усиливались феодальные распри, начались набеги джунгар.

Тауке-хан (1680г — 1718г) – укрепление при нем Казахского ханства и союз казахов с киргизами и каракалпаками ослабили натиск джунгар. Тауке старался сплотить страну. Опирался на биев. Перенес столицу в Турекстан. Создал свод норм обычного права «Жеты-Жаргы» («Семь установлений») в 1690г. В 86г — 93г отправил в Россию 5 посольств. В 1716г – переговоры с Россией о военном содействии.

Стабильность в государстве в период середина 15в – начало 17в, позже упадок. С середины 15в до начала 18в Казахское ханство было относительно цельным политическим образованием. Тауке-хан был последним ханом, чья власть признавалась во всем государстве. После его смерти в каждом жузе появились свои правители. Попытки ханов создать централизованное государство был безуспешны из-за: отсутствия экономических связей между жузами, междоусобиц феодалов, нападений с юга среднеазиатских ханств, опасность со стороны Джунгарии.

28. Этногенез казахского народа. Об этнониме «казах».

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 491 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Образование Казахского ханства

Государственные образования на территории Казахстана существовали и до нашествия монголов.

Так, на юге Казахстана еще в VI—VII вв. сложилось раннефеодальное государство — Западно-Тюркский каганат, позднее — государство Карлуков (VIII—IX вв.), в Х в. возникло феодальное государство Караханидов. На севере Казахстана в Х в. сложилось Кимакское феодальное государство, которое к Х 11 в. стало называться Кыпчакским. Существовавшие тогда государственные образования в результате монгольского завоевания были разрушены. Территория Казахстана была поделена между улусами Чингисхана. Феодальные усобицы жошидов и чагатаидов, походы Тимура обусловили замедленность как хозяйственного, так и общестенно-экономического развития, консервацию патриархалыю-феодальных порядков. Тем не менее, социально-экономические и этнополитические процессы, протекавшие на территории Казахстана, к XIV—XV вв. привели к закономерным итогам — образованию Казахского ханства. Ханства, возникшие здесь во второй половине XV в., отличались от Золотой Орды и подобных ей государственных образований тем, что они были созданы не в результате завоевания, а на местной экономической и этнической основах. К середине XV в. в ханство Абулхайра входила обширная территория, от Сырдарьи до Сибирского ханства. Хотя ханство называлось «Кочевое узбекское», основная масса населения в нем были казахи. К этому времени династийная борьба между жошидами и шайбанидами в Узбекском ханстве обострилась. Абулхайр хан, представлявший род шайбанидов, жестоко расправлялся со своими противниками, жошидами. Правнук Урус хана, сын правителя Ак Орды Барак хана Жаныбек и его родственник Керей, объединив зависимые от них племенные группы кочевого и полукочевого населения, на рубеже 50—60-х гг. XVв. откочевали на территорию Юго-Западного Семиречья, в Могулистан. В исторической литераторе существует мнение о том, что откочевка племен Восточного Дешт-и-Кыпчака в долину рек Чу и Таласа под предводительством жошидов Жаныбека и Керея положила начало образованию Казахского ханства. Передвижка масс казахского населения в Семиречье в течение целого десятилетия — с конца 50-х и до конца 60-х гг. XV в — это не обычная рядовая откочевка обиженных султанов. Фактически, откочевала не только феодальная верхушка со своими ближайшими подданными, но тысячи и тысячи рядовых скотоводов. Это был протест трудящихся против гнета, растущих налогов и повинностей, против бесконечных тягот феодальных усобиц и войн. Стремление хана Абулхайра помешать образованию Казахского ханства, укреплению власти Жаныбека и Керея оказалось тщетным. Поход Абулхайра в Семиречье зимой 1468 г был прерван в связи с его смертью. Число подвластных Жаныбеку и Керею племен все больше увеличивалось как за счет степных районов Казахстана, особенно после смерти Абулхайр хана, так и за счет перехода под их власть части родов и племен Семиречья. Источники повествуют об активной внешней политике первых казахских ханов, направленной на расширение территории ханства, на утверждение своей власти над присырдарьинскими городами и степными районами Дешт-и-Кыпчака. Последние три десятилетия XV в. — это время крупных политических событий в истории Казахстана и Средней Азии. Крепло Казахское ханство. Оно начало непосредственную борьбу за овладение всей территорией Казахстана. Все более слабел Могулистан, фактически распавшийся на несколько феодальных владений. Постепенно падала и военная мощь тимуридов, их влияние. После ожесточенной борьбы за ханский престол власть захватил предприимчивый и энергичный внук Абулхайра Мухаммад Шайбани (1451—1510 гг). Три года Мухаммад Шайбани вел борьбу с казахскими ханами за сохранение своего господства в Дешт-и-Кыпчаке и на присырдарьинской территории. Борьба продолжалась с переменным успехом. В итоге Мухаммад Шайбани потерпел поражение — и в 1486 г. ушел в Хорезм. После неоднократных крупных сражений между казахами и могульскими силами казахские племена и роды Семиречья поддержали казахских ханов, перешли на их сторону. Казахское ханство, в отличие от предшествующих государственных образований, имело, особенно к началу XVI в. гораздо более широкую и прочную этническую базу, в него вошли почти все этнические группы, составляющие казахскую народность, и почти вся территория, на которой они обитали.
Исторические предпосылки образования казахской народности. Происхождение казахского народа можно разделить на две группы: лингвистические и антропологические. Первый период предстает перед нами с выраженными хоз-культурными традициями, этническими объединениями и рассовыми образованиями. Распространена так называемая андроновская культура эпохи бронзы. В его западной части наибольшее распространение получило срубленная культура, которая послужила основой для нового уклада жизни потомков в последующую эпоху раннего железного века. В 15-16вв. завершился многовековой процесс формирования казах. нар. и ее этнической тер-рии. Решающий этап в этнических процессах в Каз. связан с массовым расселением тюрков с сер. 1тыс. н.э. С образованием Монгольской империи и формированием улусов ускорился процесс интеграции племен и народов. Гос. объединения во второй половине 15-16вв. основных этнических групп в каз. народности и ее этнической территории ускорило процесс завершения формирования каз. нар. Монгольское нашествие серьёзно задержало процесс образования казахской народности, но не смогло остановить его. Медленно восстанавливалась хозяйственная жизнь, стала крепнуть давно установившиеся тенденция к сближению родственных по происхождению, языку, материальной и духовной культуре племён. Процесс сложения казахской народности сопровождался формированием этнической единой территории. В силу действия различных этнополитических, хоз, географических и иных факторов на территории К. возникли три этнотерриториальных объединения. Старший, Средний, Младший жузы. Их образования произошло под влиянием еcтественно-географических, политических и экономических факторов. Казах – тюркское слово. Тюркский термин «казак» первоначально употреблялся как определение социального статуса человека, свободного скитальца, искателя приключений, т.е. вольный независимый человек откочевщик. Поэтому, когда Джанибек и Керей откочевали от узбекского кочевого ханства Абулхаира, их стали называть первоначально узбек-казахами позже по мере укрепления ханства Джанибека и Керея всеподвластны им народы стали называть казахами. Когда в 1465 году Керей был провозглашен правителем нового государственного образования, оно получило название Казахское ханство.

КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО, государственное образование в Центральной Азии. Возникло в 1470 году в Семиречье при распаде Узбекского улуса. Основателями Казахского ханства были ханы-соправители из рода Джучидов — Гирей (? — около 1474) и Джанибек (?-1474). Наивысшего расцвета достигло при ханах Касиме, Хакк-Назаре, Тевеккеле (Таваккуле) (?-1598), Есиме (Ишиме), когда казахские ханы в ходе войн со среднеазиатскими ханствами и Ногайской Ордой распространили свою власть на города Туркестан и Ташкент и ногайские земли вплоть до Урала. С именем хана Есима предания связывают создание свода законов «Древняя дорога хана Есима», не сохранившегося до наших дней. В 17 веке в Казахское ханство выделились, согласно русским источникам, три орды, или жуза, — Старший (Большой), Средний (Серединный) и Младший, со своими районами кочёвок. Заметного подъёма Казахское ханство достигло при хане Тауке, в годы правления которого был составлен свод обычного права казахов «Жеты-Жаргы». После смерти хана Тауке в 1718 Казахское ханство утратило единство, жузы, по сути, стали отдельными ханствами. С 1723 в течение почти трёх десятилетий они вели изнурительную кровавую борьбу с Джунгарским ханством, подчинившим себе также Восточный Туркестан и Западную Монголию. Этот период в народной памяти казахов получил название «Актабан шубырынды» («Годы великого бедствия»). Угроза джунгарского владычества, а также вторжения правителя Ирана Надир-шаха, захватившего Хиву, побудили казахского хана Абулхайра — предводителя казахского ополчения и героя войн с джунгарами — в 1731 присягнуть на верность российскому императору.

Большая часть возглавляемых им казахских родов Младшего жуза стали подданными России. В 1758, после падения Джунгарского ханства под натиском Китая, появилась новая угроза для существования казахских жузов, побудившая казахскую знать искать покровительства Российской империи. Последним ханом казахов, власть которого признавалась во всей Казахской степи, был Аблай, который в 1740 принял российское подданство. Он проводил политику лавирования между Россией и Китаем, что некоторое время позволяло Казахскому ханству сохранять относительную самостоятельность. После смерти Аблая его сын Вали-хан отказался от проведения независимой политики и признал верховную власть России. Все последующие ханы назначались российским правительством. В 1822 году последнее упразднило институт ханской власти в Казахстане, что привело к восстанию в 1824-27 султана Касыма, а затем, в 1837 — его сына К. Касымова, объявившего себя ханом и неудачно пытавшегося восстановить Казахское ханство.

Реклама

Лит.: Моисеев В. А. Джунгарское ханство и казаки. XVII-XVIII вв. А.-А., 1991; Ерофеева И. В. Казахские ханы и ханские династии в XVIII — середина XIX в. // Культура и история Центральной Азии и Казахстана: проблемы и перспективы исследования. А.-А., 1997; Касымбаев Ж. К. Государственные деятели казахских ханств. XVIII в. А.-А., 1999; Кушкумбаев А. К. Военное дело казахов в XVII-XVIII вв. А.-А., 2001; Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы евразийских степей. Древность и средневековье. 2-е изд. СПб., 2004.

Д. Ю. Арапов, А. Ш. Кадырбаев.

Образование Казахского ханства

В XIV-XV вв. казахские племена населяли огромные территории от Иртыша до Урала, от Алтая до Арала и Каспия, от Каратала до Сырдарьи, от Тянь-Шаня до Каратау. Эти племена входили в состав населения нескольких государств: Белой Орды (Ак-Орды), Ногайской Орды, Могулистана и Ханства Абулхаира. В XV веке, накануне сложения Казахского ханства они проживали в следующих географических регионах:

найманы – от Улытау до реки Ишим;

конраты – от Туркестана до Каратау;

аргыны – от Иртыша на западе до Центрального Казахстана;

кереи – в Жетысу, Тарбагатае, вдоль Иртыша, на берегу озера Зайсан, между реками Обь и Тобол;

дулаты – на берегах рек Или, Чу, Талас, в районе Иссык-Куля, на юге Казахстана;

канлы – у подножий Каратау, на берегах Сырдарьи и рек Жетысу;

уйсуны – в Семиречье;

жалаиры – у подножий Каратау, на берегах Сырдарьи и в Жетысу.

Вхождение отдельных казахских племен в разные государства, войны и раздоры между родами и племенами стали преградой на пути их объединения в единую народность. Преодолеть эту раздробленность, политическую разобщенность выпало на долю султанов Жаныбека и Керея. Одной из предпосылок образования Казахского ханства стали кризисные события во внутреннем и внешнем положении двух государств – ханства Абулхаира (кочевых узбеков) и Могулистана. Этой ситуацией смогли своевременно воспользоваться султаны Жанибек и Керей.

Казахское ханство сложилось во второй половине XV века, когда с территории ханства Абулхаира откочевали со своими аулами ханы Жанибек и Керей. Они откочевали на территорию государства Могулистан.

Правитель Могулистана Есен-Буга, занятый борьбой со своим братом Юнусом и попытками сохранить развалившееся государство, не имел реальных сил, чтобы остановить сторонников Жанибека и Керея и в 1457 году был вынужден предоставить им территорию в долине реки Чу. Кочевники, поселившиеся в Жетысу, получили прозвище «казак», которое впоследствии распространилось на всех подданных Жанибека и Керея и постепенно превратилось в этноним. Весной 1458 года султан Керей был избран первым ханом Казахского ханства.

Есть еще одна версия о времени создания Казахского ханства. Она принадлежит одному из первых казахских историков Мухаммеду Хайдару Дулати. Он пишет, что поселившись в Западном Жетысу, султаны Керей и Жаныбек создали в 1465-1466 годах Казахское ханство со ставкой Козыбасы. Эти данные нельзя считать полностью достоверными, так как они написаны М.Х. Дулати спустя 100 лет, когда он находился на чужбине.

Ослабление Могулистана и неспособность могульских ханов сдерживать усилившийся в середине XV в. натиск ойратов поставили казахских султанов перед необходимостью создания собственного государства. В этих условиях возникновение и упрочение Казахского ханства в Семиречье было вполне закономерным явлением.

Действия первых казахских ханов, направленные на создание и упрочение единого государства были поддержаны верхушкой казахских родов и племен, так как они отражали интересы господствующей прослойки казахского общества. Казахское ханство первое время занимало территорию Западного Семиречья, долины Чу и Таласа. Оно объединяло как местные, так и переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды и племена. Правитель Могулистана Есен-Буга вступил в союз с казахскими предводителями, надеясь с их помощью обеспечить безопасность границ своего государства. После его смерти в Могулистане наступило безвластие.

Абулхаир, обеспокоенный усилением казахов, пытался организовать поход в Жетысу, но в 1468 г. умирает, после чего его государство перестало существовать. Керей и Жанибек вернулись в Дешт-и-Кыпчак. К ним присоединилось основное население центрально-казахстанских степей. Таким образом, в 1469 г. Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство кочевых племен Дешт-и-Кыпчака.

2 Состояние жизненного уровня трудящихся в 50-е гг. События в Темиртау (1958г.)

В конце 50-х гг. произошел определенный поворот в социальной политике страны. Индустриализация, оборонное строительство, восстановление разрушенного войной хозяйства — все это осуществлялось в ущерб жизненному уровню населения. В конце концов, отставание социальной сферы стало тормозить дальнейшее развитие страны. В первые годы после смерти Сталина во внутренней политике правительства наметилась тенденциям поворота к потребностям людей. Маленков Г.М., соратник И. В. Сталина с трибуны Мавзолея заявил о том, что законом для партии и правительства является обязанность неуклонно добиваться дальнейшего улучшения материального благосостояния рабочих, колхозников, интеллигенции.

В сталинские времена на квартиру, дачу и машину могли рассчитывать только высшие слои общества, которым этот набор ценностей предоставлялся государством безвозмездно. Личный автомобиль во времена Сталина мог выдаваться в качестве правительственной награды. Так, в 1930-е годы личные машины получили знаменитые деятели искусства – Леонид Утёсов, Исаак Дунаевский, Алексей Стаханов и др. В начале Великой Отечественной войны эти автомобили были сданы государству. После войны в личное пользование выдавались трофейные автомобили. Тогда же получил популярность автомобиль «Победа», которым, среди прочих, владели прославленный летчик Кожедуб, диктор Левитан.

Крайне остро стояла в стране и жилищная проблема. Власть не имела возможность улучшить условия жизни советских людей по всем параметрам. До 50-х годов государственное строительство жилья по существу не велось. Служащим обычно давали комнаты в общежитиях от завода или какого-то другого предприятия. Эта комната была около 12-20 кв. м. площадью и жили в ней семьями по 3-8 человек. Значительную часть жилого фонда составляли бараки. С середины 50-х гг. начался переход к индустриальному строительству жилья. В середине 50-х годов в некоторых наиболее развитых городах появилось паровое отопление и газоснабжение, но воду еще носили из колонок. Иные жилищные условия были у колхозных крестьян, так как они жили в деревне в деревянных и саманных домах, которые отапливали углем, а воду брали в колодцах. Швейные машинки, холодильники, телевизоры только начинали появляться.

В 1956 г. была сокращена до 42 часов рабочая неделя. В том же году был принят закон о пенсиях, бывший по тем временам лучшим в мире (самый низкий пенсионный возраст, максимальная пенсия 120 руб. при средней зарплате 75 руб. в мес.). До 1964 года колхозники получали пенсии не от государства, а непосредственно от колхоза. А ветераны войны могли получать деньги и от государства. Резко выросла обеспеченность населения больницами, школами, дошкольными детскими учреждениями.

Но жизнь людей характеризовалась не только положительными чертами, но и отрицательными среди которых было низкое материальное благосостояние народа, что влияло не только на питание, но и на то, как одевались люди. Заработная плата у рабочих и служащих к 50-м годам по сравнению с 40-м годом увеличилась лишь в 1,5 раза и составляла в среднем 64 рубля в месяц. А еще хуже было положение у колхозников. Они получали 16,4 руб. в месяц. Поэтому основная масса товаров была не доступна рабочим и колхозникам. Но, сама структура питания улучшилась. Специально разводили скот. Мясо колхозники продавали в городе на колхозном рынке вместе с маслом, а на полученные деньги приобретали хлеб, пряники, конфеты или другие продукты, необходимые для дома. Рабочие, служащие, интеллигенция, в отличие от колхозников не держали собственный скот и не имели огорода, поэтому продукты покупали в магазинах, либо на колхозных рынках. Рабочие и служащие, в зависимости от дохода, могли позволить себе селедку, мясные супы, конфеты, мармелад, хлеб и другие продукты.

В целом уровень жизни населения в 50-х годах был достаточно низким, это было связано, прежде всего, с уровнем развития экономики, которая развивалась не пропорционально, низким уровнем заработной платы у рабочих, колхозников, и оплатой за трудодни.

Центральные ведомства, союзные министерства, сооружая новые промышленные гиганты на территории Казахстана, не заботились о развитии ее социальной базы и сохранении экологического баланса. Такое хроническое пренебрежение к социальным проблемам не могло пройти бесследно. Особенно крупный взрыв недовольства произошел летом 1959 года в городе Темиртау.

В 50-е годы эта республика занимала особое место в СССР. Целинная эпопея сделала ее одной из главных житниц страны, краем просторов и подвигов, как писали тогда журналисты. Казахстан и раньше славился запасами угля, нефти, различных руд. В 50-е годы здесь строились и давали продукцию десятки самых современных предприятий тяжелой индустрии, снабжавших народное хозяйство черным и цветным металлом, станками, тракторами и т.п.

Строящийся в Темиртау металлургический комбинат был объявлен ударной комсомольской стройкой, и до конца 1958 года в область прибыли 132 тыс. человек. На следующий год прибыло еще 70 тыс. Наряду с многочисленными посланцами союзных республик сюда приехала молодежь из социалистических стран. В 1958 г., например, из двух тысяч болгар, трудившихся в Казахстане, свыше половины работали в Темиртау. Благоустроенного жилья было очень мало. Жить приходилось в переполненных вагончиках и брезентовых палатках, в бараках без воды и канализации. Питьевую воду завозили издалека и не всегда регулярно. Летом мучила жара, зимой – холод, осенью донимали дожди.

Между тем средства на жилищное строительство, на соцкультбыт, выражаясь языком того времени, «выделялись регулярно» и в большом объеме. Но они из года в год по неизвестным причинам «не осваивались». В результате не хватало помещений для школ, клубов, амбулаторий, родильных домов, ремонтных мастерских и ателье, даже для буфетов и столовых. Вопреки обещаниям «временные трудности» оставались постоянным явлением. Отсюда текучесть кадров, нестабильность коллективов, психологическая неустойчивость и повышенная раздражительность многих юношей и девушек, увлечение алкоголем, азартными играми. Никого не удивляли воровство, поножовщина и прочие нарушения, требовавшие немедленного вмешательства милиции.

Стройка считалась комсомольско-молодежной главным образом из-за возраста подавляющего большинства ее участников. Агитационно-пропагандистская и культурно-массовая работа, обычная для таких коллективов, здесь практически не велась. Радио не было не только в палатках и вагончиках, но и во многих общежитиях. Воспитатели, выделенные парткомом для работы с молодежью, свели свою деятельность к раздаче газет.

Систематически нарушалась производственная дисциплина: редкий день обходился без простоев, поломок техники, аварий; постоянно срывался график поступления стройматериалов, оборудования, инструментов, спецодежды. Не соблюдалась техника безопасности.

В конце 50-х годов темп и размах строительных работ вырос, но о рабочих думали мало. Особенно выматывали душу перебои с водой, которую обычно доставляли только к обеду, да и то мутноватую, со специфическим запахом. Не лучше обстояло дело с продуктами. Чашу терпения переполнило известие о том, что на базе отдела рабочего снабжения сгноили и закопали в землю большое количество мяса, пельменей, фруктов, о наличии которых на стройке никто и не догадывался. К тому же продолжались перебои с бетоном, другими строительными материалами, а вынужденные простои оплачивались из карманов рабочих. Дошло до того, что наряды строителям стали закрывать по рублю за день.

Точкой кипения строителей стал приезд группы строителей – граждан Народной Республики Болгария, которым тут же были предоставлены все те условия, которых были лишены советские строители. Начальство строек объясняло это тем, что иностранных гостей нельзя селить в палаточном городке.

1 августа 1959 года советские рабочие пришли на завтрак, но их попросили подождать, пока не доедят болгары. Это вызвало волну возмущения. Строители отказались выходить на работу и стали громить окрестности.

Восставшие общей численностью несколько сотен человек разгромили столовую, затем близлежащий универмаг и магазины, после чего занялись мародёрством. На помощь местным работникам МВД были вызваны солдаты и офицеры Карагандинского лагеря.

(В одном из документов утверждается, что прибыло 500 человек под командованием генерал-майора Запевалина.) С обеих сторон в ход пошли не только кулаки, железные прутья, но и оружие. Жизнь в городе оказалась парализованной. В ночь на 4 августа в Темиртау прибыли дополнительные подразделения, доставленные самолетами из Новосибирска, Омска, Барнаула и ряда других отнюдь не близлежащих центров. Достаточно еще раз посмотреть список городов, из которых стягивались войска в Темиртау, чтобы догадаться о масштабе «беспорядков» и страхе верхов.

В ходе подавления массовых беспорядков были, по официальным данным среди мирного населения убиты 11 человек, 5 умерли от огнестрельных ран. Пострадало 111 военнослужащих и работников милиции; из них 30 человек получили огнестрельные раны, а 13 человек – тяжелые ранения; однако ни один военнослужащий и милиционер не погиб». Около 70 человек были арестованы, 5 из них были приговорены открытым показательным судом к высшей мере наказания – смертной казни через расстрел.

5 августа 1959 года в Темиртау прибыл Леонид Брежнев, в то время секретарь ЦК КПСС, как бывший первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Казахской ССР курировавший дела в республике. Брежнев устроил разнос местному партийно-хозяйственному активу, исключил из партии и уволил многих милиционеров и чиновников.

События, произошедшие в Темиртау, не были освящены ни в одной центральной газете, ни в одном журнале. Восставшие уже через неделю вновь вышли на работу. Уже в августе 1959 г. правительство Казахстана сделало все от него зависевшее, чтобы население Темиртау как можно быстрее забыло о случившемся. На первый план была выдвинута задача обеспечения рабочих, всех граждан молодого города водой и продовольствием. По свидетельству очевидцев, к их великому изумлению в магазинах на прилавках свободно лежали черная и красная икра, балык, сгущенное молоко, коньяки, марочные вина. Такого изобилия прежде здесь не было. Появилась и одежда, тоже на любой вкус, даже импортная. Изменилось отношение начальства и к досугу молодежи. Показ фильмов, регулярность сеансов, ремонт передвижек, оплата киномехаников — все было взято под строгий контроль. На летней эстраде стали выступать приезжие артисты.

План

Введение

1. Родословная Керея и Жаныбека

2. Откочевка Керея и Жаныбека из ханства Абулхаира

3. Казачья вольница

4. Политоним «казах»

5. Образование казахского ханства

6. Алаша-хан и образование казахских жузов

Заключение

Список источников

Введение

Образование Казахского ханства было подготовлено всей предшествующей историей таких государств, как Ак-Орда и Могулистан. На территории Жетысу продолжала происходить консолидация казахского народа и окончательное формирование казахского этноса. Становление казахской государственности было делом времени. Первым ханом стал Керей который правил с 1469 по 1474 годы, хотя в принципе он с Жанибеком являлись соправителями. Мнение считать началом образования Казахского ханства откочёвку в конце 50-х годов не нашло подтверждение в источниках. Годом основания Казахского ханства принято считать 870 год хиджры или 1465/1466 год нашей эры. Видный исследователь средневековой истории Султанов склоняется к дате 1470 год, когда Жанибек и Керей вернулись в Узбекский улус и захватили там верховную власть, тем самым существенно расширив территории кочевий казахов.

1.Родословная Жанибека и Керея

Существует не одна точка зрения о происхождении казахских ханов. Некоторые исследователи считают, что последние происходят из дома Орда-Эджена, однако большинство учёных-историков полагают, что Жанибек и Керей являются потомками Тука-Тимура. Основу для этой версии многие черпают из трудов Абу-л-Гази и Махмуда ибн Вали.

В частности первый в своей родословной говорит следующее: «Джучи хан, его сын Тукай-Тимур, его сын Уз-Тимур, его сын Ходжа, его сын Бадакул-углан, его сын Урус хан, его сын Барак хан, его сын Абу-Саид по прозванию Жанибек хан». Историк Меруерт Абусеитова считает, что сведения Абу-л-Гази являются наиболее достоверными из всех существующих, так как он был потомком Чингиз-хана, сыном Араб Мухаммад-хана из рода Шейбана, из поколения узбеков и наверняка знал точно свою родословную. Родословная Керея выглядит так: Урус хан — Тохта Кыйа — Пулад — Кирай хан. Не имеет принципиального значения, принадлежит ли Урус-хан и его потомки к линии Джучидов, происходящей от Тука-Тимура или к линии, происходившей от Орда-Эджена, так как и те и другие считались соправителями в Ак-Орде. Кирей и Жанибек унаследовали власть Барака на территории южного Казахстана и находились в союзе и под опекой Ахмад-хана и Махмуд-хана. Они были их ровесниками и соратниками. Точных данных о датах рождения Жанибека и Керея нет, но многие косвенные факты позволяют определить их возраст. По «Таварих-и гузида-йи нусрат наме» основатели Казахского ханства Жанибек и Керей были троюродными братьями. В источниках, повествующих об их действиях во второй половине пятнадцатого века, нет точного разъяснения, кто из этих двух ханов был главным, их имена пишутся рядом не в строгом порядке. Жанибек-хан был прямым наследником трона Барак-хана, но Керей-хан был старше по возрасту, нежели Жанибек и был внуком Тохта-Кыйа. Умер Жанибек-хан раньше Кирея в 1480 году, в возрасте 68-70 лет. Из этого следует, что Жанибек родился в примерно 1410 году (хотя по другим данным годом его рождения принято считать 1420 год). Всё это говорит о том, что казахские ханы были сознательными противниками Абулхайр-хана уже с первых лет его правления, то есть с 1428 года.

2.Откочёвка Керея и Жаныбека из ханства Абулхаира.

Откочёвка явилась одной из причин распада ханства кочевых узбеков, повлияла на политическую карту региона, изменила места проживания различных племён и родов, стала началом консолидации казахского народа. Долины Чу и Таласа были выбраны не случайно, на то есть четыре причины:

1) этническая близость населения;

2) давние дружественные связи Могулистана и Ак-Орды;

3) слабость феодально-разробленного Могулистана;

4) природный фактор (плодородность земель в долинах рек).

Появление на политической карте Центральной Азии Казахского ханства связано с именами Чингизидов, потомков Джучи — хана Абулхаира Шибанида и близкородственных султанов Керея и Жаныбека. В первой половине ХV века, на территории Казахстана существовало ханство Абулхаира – Узбекский улус. Одним из факторов ослабления позиций Абулхаир-хана, явилось его сокрушительное поражение в войне 1457 года от калмыков (ойратов — западных монголов), проникших через Семиречье до Сыгнака и Сайрама, Ясы (г. Туркестана) и Ташкента. Вторым фактором, явилось стремление Абулхаир-хана подавить своих внутренних оппонентов. В конце 1450-х гг., мстя за смерть своего старшего сына Шах-Будаг-султана, Абулхаир-хан перебил “ряд принцев из потомков Джучи в стране Дешт-и Кипчак и рассеял то общество в разных краях”. В результате преследований со стороны Абулхаира против Джучидов, потомков Тука-Тимура и состоялась откочевка Керея и Жаныбека. Абулхаир-хан, будучи человеком властолюбивым, стремился удержать свою власть, жестоко обходясь с приближенными султанами, что вызывало естественное недовольство и сопротивление с их стороны. Махмуд бен Вали в сочинении “Море тайн, относительно доблестей благородных” пишет: “Когда Абу-л-Хайр-хан одержал верх над сыновьями своих дядей в областях Дашт-и Кипчака, некоторые из потомков Тукай-Тимур-хана, сына Джучи-хана, Кирай-хан и Джанибек-хан…., вышли из круга подчинения и повиновения предпочли покинуть родину. Отказавшись от унаследованной страны, они ступили на дорогу, на чужбину. С группой людей, достойных признания, они выбрали путь в Могулистан. В те времена в областях Могулистана владычествовал Исан-Буга-хан, сын Вайс-хана, из потомков Чагатай-хана, сына Чингиз-хана”. В кочевом обществе, одной из форм народного сопротивления, против неугодного им существующего порядка, была откочевка родов, племен, части народа с насиженных мест, т.е. уход из-под власти своего неправедного правителя. Два султана потомки Урус-хана, Жаныбек и Керей, ушли с подвластными им родами. Уход Керея и Жаныбека от Абулхаира, стал лишь первым шагом к образованию собственной казачьей вольницы.

Т.И. Султанов отмечает “Керей и Жаныбек с улусными людьми прибыли в Могулистан при жизни могульского хана Есен-Буги, который радушно принял беглецов и назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. Время прихода Керея и Жаныбека с улусными людьми во владения могульского хан Есен-Буки нужно датировать 1459-60 гг.”. Приход Керея и Жаныбека был осуществлён по приглашению Есен-Буги, который стремился обезопасить с их помощью свою территорию от Юнус-хана. Керей и Жаныбек стали оказывать помощь и поддержку Есен-Буга-хану, а сама перекочевка Керея и Жаныбека в Жетысу состоялась не раньше 1459 г.

Таким образом, главной причиной откочёвки явилось авторитарное правление хана Абулхаира Шибанида, который стремился не допустить усиления потомков другой ветви Джучидов, потомков Тука-Тимура и Орда-Еджена, непосредственно связанных по генеалогической линии с ханом Ак-Орды Урус-ханом, правнуками которого являлись Керей и Жаныбек.

3.Казачья вольница

Усиление казахских султанов произошло со смертью Есен-Буги в 1462 году, когда начавшиеся междоусобицы в Могулистане повлекли за собой смену политического курса Жаныбека и Керея. Амбициозные и решительные казахские ханы вскоре вовсе отказались от правления могулистанских владетелей. “В то время, — пишет Мирза Хайдар, узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана (1468 г.) пришел в расстройство, начались большие неурядицы. Большая часть его подданных откочевала к Кирей-хану и Джанибек-хану, так что число около них достигло двухсот тысяч человек”. За ними утвердилось название “узбек-казахи”. Так как в начале прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмаков и киргизов и грабежах и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу пристало имя казак. В то время Кирай-хан был назван государем. Керей и Жанибек вернулись в Дешт-и-Кыпчак, и к ним присоединилось основное население центрально-казахстанских степей. Таким образом, в 1469 г. Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство кочевых племен Дешт-и-Кыпчака. Тогда же власть Керея и Жанибека признает глава кыпчакских племен Западного Казахстана Муса.

За беглецами закрепилось название “узбеки-казаки”. Термином “казак” в то время обозначали степную вольницу, не входившую в состав улусов, ведь казаковал же аксак Тимур до того как завоевать Мавераннахр. До середины ХV века само название “казаки” имело больше социальный оттенок, нежели этнический. В массовом представлении, казаками назывались любители свободной, вольной жизни. Вспомните тюркскую кальку в русском языке “уйти в казаки”, “казаковать”. Наиболее подробно и красиво о казаковании написано у Н.В. Гоголя в повести “Тарас Бульба”.

Все эти идеи и традиции долгое время сохранялись в евразийских степях, потому что половцы-кыпчаки и огузы дали это степное явление, как минимум, украинскому, российскому и казахскому обществам. Таким образом, на различных окраинах бывшей Золотой Орды, в период раздробленности ханских авторитарных режимов Евразии, издревле формировались степные казачьи вольницы Украины, Казахстана, юга России.

4.Политоним «казах»

Укрепление и расширение территории казахского ханства совпало по времени с другим событием. По мере становления ханства, понятие “казак” все больше стало обретать этническую окраску. Если до образования Казахского ханства, термин “казак” больше носил социальный оттенок, то после 60-х годов “узбек-казаками”, а затем “казаками” стали называть этнические группы Керея и Жаныбека.

За подданными Жаныбека и Керея закрепилось прозвище казак, означавшее “беглецы”, “вольница”, “люди, отделившиеся от своего улуса”. Восточные источники конца XV — начала XVI в. называют “узбеками-казаками”, переселившихся в Могулистан (Семиречье) из владений Абу-л-Хайр-хана в 50-х годах XV в. кочевников во главе с Киреем и Жаныбеком и объединившихся затем, при возвращении в Приаральские степи, с оставшимися здесь узбекскими родами. Говоря о событиях более позднего времени (около середины XVI в.), Махмуд бен Вали применяет уже только термин “казак”.

Добавить комментарий

Закрыть меню