История магазина магнит

История создания сети магазинов «Магнит» и его современное состояние

Компания «Тандер» – основное операционное общество группы «Магнит» начала свою деятельность в 1994 году как поставщик парфюмерии, косметики и бытовой химии.

Летом 1995 года началось формирование филиалов фирмы на Юге России: г. Сочи; г. Ставрополь; г. Пятигорск.

К концу 1996 года «Тандер» прочно заняла место в десятке крупнейших российских фирм-дистрибьюторов парфюмерии, косметики и бытовой химии. В том же году были открыты филиалы компании в г. Волгограде, г. Новороссийске, г. Армавире и г. Саратове.

К апрелю 1997 года была сформулирована концепция развития компании «Тандер» как grossery-дистрибьютора. Компания приступила к освоению продовольственного сегмента рынка.

В 1997 год были открыты филиалы в г. Нижнем Новгороде и г. Ростов-на-Дону.

Весной 1998 года южные филиалы компании «Тандер» были переведены со складской системы работы, на систему «кросс-док».

Августовский кризис 1998 года на некоторое время замедлил развитие, компания была вынуждена закрыть Нижегородский филиал. В то же время, в период кризиса, за короткий временной отрезок была произведена полная реструктуризация деятельности компании, введены новейшие формы и технологии работы, что позволило к августу 1999 года достичь докризисных объемов продаж.

В 1998 году начата работа по развитию розничного рынка: в г. Краснодаре был открыт первый магазин самообслуживания.

В 1999 году «Тандер» открыла еще 2 филиала: Московский и Санкт-Петербургский.

В 1999 году магазины были открыты во всех крупных городах Краснодарского края и даже в некоторых станицах.

В 2000 году руководство приняло решение сосредоточить усилия на развитии розничной сети. Все работающие на тот момент магазины были преобразованы в дискаунтеры. Сеть получила название «Магнит» и под этим названием продолжила свой количественный и качественный рост.

В 2001 году сеть «Магнит» стала крупнейшей розничной сетью в России по количеству магазинов.

В 2002 году открыты филиалы в Воронеже, Липецке и Орле.

В 2003 году – победила в общероссийском конкурсе «Золотые сети 2003» в номинации «Региональные сети».

В 2004 году по итогам конкурса «Hyperestate awards 2004», который ежегодно проводится среди сетевых компаний в сфере торговли, общественного питания и услуг, сеть магазинов «Магнит» победила в номинации «Крупнейший национальный дискаунтер по количеству магазинов».

В декабре 2005 года руководство компании получило благодарность от Президента РФ В. В. Путина «За большой вклад в становление российской экономики».

В январе 2006 года была завершена реорганизация группы компаний «Магнит», в результате которой ОАО «Магнит» стало холдинговой компанией.

В 2008 году «Магнит» открыл 382 новых магазина, включая 11 гипермаркетов. Таким образом, на конец 2008 года общее число торговых объектов компании достигло 2579 (включая 14 гипермаркетов), а суммарная общая площадь магазинов превысила 823,5 тысяч квадратных метров. (На конец февраля 2008 года в сеть входило 2202 магазина, находящихся в 648 населённых пунктах). Общая площадь каждого из гипермаркетов составляет 5000—12000 м² при ассортименте 20—25 тыс. наименований.

В конце декабря 2008 сеть «Магнит» вошла в список компаний, которые получат господдержку в период кризиса.

С 2006 года компания развивает во всех городах России новый формат розничной торговли – сеть гипермаркетов «МАГНИТ».

Гипермаркет представляет собой объект нового для каждого города формата: современная функциональная архитектура, просторная планировка, большая и удобная парковка, продажа полного набора товарного ассортимента для всей семьи в одном месте, организация зоны общественного питания – всё это сегодня остро востребовано на рынке услуг каждого города, где работают наши гипермаркеты или идет их строительство.

По состоянию на 31 марта 2011 года были открыты 57 гипермаркетов. Торговая площадь гипермаркетов варьируется от 2000 – 12 500 кв.м. Ассортимент насчитывает 13 504 наименований товаров, из которых в среднем около 76% составляют продукты питания. Гипермаркеты расположены в черте города, что делает возможным их посещение не только автовладельцами.

Цель: Выявление отношения потребителей к услугам сети магазинов «Магнит».

Выборка: Объем выборки составляет 30 человек, способ – случайный.

Метод маркетингового исследования: Опрос посредством анкетирования.

Анализ проведенного маркетингового исследования.

В ходе маркетингового исследования было опрошено 30 человек, из которых 25 женщин и 5 мужчины.

Анализ выборки показал, что большей части опрошенных от 18 до 30 лет – 60%, 20% — от 31-40 лет, 13,3% — от 41 до 50 лет, 6,7% — старше 51 года. 53,3% опрошенных женаты/замужем, 46,7% — неженаты/незамужем.

Вопрос № 1:

Пользуетесь ли Вы услугами магазинов «Магнит»?

Вывод:

На этот вопрос 100% опрошенных ответили «Да».

Вопрос № 2:

Как часто Вы посещаете магазин «Магнит»?

· 1 раз в неделю

· Несколько раз в неделю

· Каждый день

· Несколько раз в день

Расположение ответов респондентов на данный вопрос можно наглядно увидеть на гистограмме.

Вывод:

1 раз в неделю посещают магазин «Магнит» 53,3% опрошенных, несколько раз в неделю – 46,7%, каждый день и несколько раз в день не отметил не один из респондентов.

Вопрос № 3:

Нравится ли Вам ассортимент в магазине «Магнит»?

· Да

· Нет

Вывод:

66,7% опрошенных довольны ассортиментом продукции, 20%- не довольны. Два респондента не смогли выбрать ответ, который бы удовлетворял их потребности, они ответили:

1. несовсем

2. хотелось бы больше

Вопрос № 4 (открытый вопрос):

Какую продукцию Вы берете?

Вывод:

Основная часть опрошенных 40% ответила, что они берут только продукты первой необходимости: хлебо-булочные изделия, молочную, мясную продукцию и напитки.

33,3% опрошенных берут продукты питания и бытовую химию.

Остальные опрошенные ответили:

напитки

2. в зависимости от необходимости

3. йогурты, сырки, соки, мороженое, салфетки

Один опрошенный затруднился ответить на данный вопрос.

Вопрос № 5:

Какое обслуживание в магазинах «Магнит»?

· отличное

· очень хорошее

· хорошее

· сносное

· не удовлетворительное

Мнение респондентов в отношении обслуживания представлено в гистограмме.

Вывод:

6,67% респондентов очень хорошо отзываются об обслуживании в магазинах «Магнит», 40% — хорошего мнения, а остальные 53,33% — сносное.

Вопрос № 6:

Нужно ли открывать в районе еще магазины «Магнит»?

· Да, нужно

· Нет, не нужно.

Вывод:

93,33% опрошенных считают не нужным открытие новых магазинов «Магнит», остальные 6,67% опрошенных считают, что данная сеть может быть расширенна.

Вопрос № 7:

Что бы Вы хотели видеть в магазинах «Магнит», а этого нет? (Открытый вопрос)

Вывод:

Основная часть респондентов воздержалась от ответа на данный вопрос – 60%, 13,33% опрошенных хотят видеть косметику, 13,33% — носки, 6,67% — тесто, 6,67% — больший ассортимент продуктов.

Вывод.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

· Анализ потребительских предпочтений в зависимости от семейного положения показал, что состоящие в браке респонденты покупают в магазинах «Магнит» продукты питания и бытовую химию, которыми они пользуются в своей повседневной жизни, а не состоящие в браке – продукты (мороженое, йогурт, напитки, сырки) и сопутствующие им товары (салфетки), которые в основном служат для удовлетворения разовых потребностей.

· Также прослеживается тенденция зависимости возраста респондентов и периодичности их посещения магазинов сети «Магнит». Так возрастная категория от 31 до 50 лет как правило посещают несколько раз в неделю, а возрастные категории от 18 до 30 и от 51 и старше – один раз в неделю.

Рекомендации.

1. Расширить ассортимент продукции для привлечения новых категорий населения.

2. Продлить время работы магазинов «Магнит»

3. Принимать на работу квалифицированных специалистов с опытом работы или обучать новых работников.

4. Проводить различные акции, дегустации и розыгрыши для привлечения внимания потенциальных потребителей.

5. Довести сервисное обслуживание до общепринятых европейских стандартов.

6. Разработать более удобное и функциональное расположение отделов и продукции.

7. Возможно рассмотреть вариант изменения логотипа, который бы ассоциировался с обновленными качественными характеристиками.

История торговли как обмен товарно-материальными ценностями известна с каменного века. Уже тогда она существовала в привычном для нас значении: предложение к обмену с целью извлечения выгоды.
Сначала торговля была исключительно натуральной и произошла она, по одной из версий, из обычая обмениваться подарками. Такой обмен носил символическое значение и санкционировал мир, союз, дружбу. Позже люди стали обмениваться предметами равноценными, например, молоток взамен топора или мясо животного вместо овощей или фруктов. Главными предпосылками для дальнейшего развития торговли стала специализация промышленности и монета, роль которой у разных народов играли драгоценности, рабы, меха, скот и т. д.

История торговли в древнем Востоке уходит за 3,5 тысячелетия до н. э. Главными отраслями производства тогда были оружие, керамика и ткани.
В Египте в ту эпоху существовала преимущественно сухопутная торговля: караваны привозили предметы роскоши – благоухания, металлы, дерево, драгоценные камни. Восточные торговцы раскидывали огромные шатры и раскладывали свой товар на продажу.

В новую фазу развития древневосточная торговля вступила с финикиянами – она стала морской. Теперь корабли увозили местные товары – строевой лес, металлы и плоды, а возвращались с зерном, вином, маслом, сырьем, скотом и прочими. Продавались товары нередко прямо в портах, с борта.

Громадный толчок торговля получила у древних персов благодаря развитой транспортной системе. Персидские материи и ковры, мебель из драгоценных пород дерева, мозаика и эмаль не имели соперников. Эти товары развозились караванами и продавались в крупных городах на ярмарках. Конечно, торговое оборудование тогда находилось в зачаточном состоянии: либо вещи раскладывались в шатрах на земле, либо на простых стойках, скамьях и дощатых прилавках на улице.

В древней Греции подъем торговли начался вместе с колонизацией. Из различных регионов ввозились масла, серебро, хлеб, вино, пурпур и железо. Сосредотачивалась торговля на крупных рынках, где стояли открытые прилавки и навесы.

Торговля древнего Рима характеризуется ранним появлением ярмарок, приуроченных к празднествам. Самая главная из них проходила у Соракты – этрусской горы вблизи Рима. Это было грандиозное мероприятие, куда сходилось множество купцов. Они раскладывали товар в палатках, навесах и на прилавках, а между ними ходили толпы покупателей. В огромном количестве продавались разнообразнейшие сорта рыбы, множество овощей и фруктов, вино, масла, соль. Для богатых римлян привозили изукрашенную серебром мебель ценных пород, мрамор и изящные статуи. До конца III века Римская империя была величайшей областью свободной торговли.

Поворот в европейской торговле случился в эпоху крестовых походов. Когда рыцари узнали роскошь Востока, спрос на восточные товары усилился, и Италия стала искать возможность обходить Византию, бывшую до сих пор посредником между Западом и Востоком. Итальянцам открылись левантские порты. Купцы проникали вглубь Азии и на знаменитых восточных базарах скупали дорогие пряности и камфору, персидскую серу и китайский фарфор, индийскую сталь и стекло.

Расцвет левантской торговли немедленно отозвался в Европе. Итальянцы овладели секретами восточных производств, стали развиваться рынки и ярмарки, купцы организовывались в гильдии, а города – в союзы. Открывались многочисленные торговые предприятия – лавки, родоначальники современных магазинов. В них устанавливались стеллажи, куда помещался товар, и был прилавок, за которым стоял продавец.

Огромное значение для развития торговли имели географические открытия, эпоха которых началась в 1475 году. Тогда португальцы достигли экватора. Открытие Америки и новых морских путей обеспечило доступ к новым рынкам сырья и сбыта и сделало торговлю всемирной.

На Руси, находившейся в центре многих торговых путей, торговля также развивалась весьма активно. Примечательно, что в своде законов 14-го века есть указание на стоимость домашних животных: «…За кошку платить 3 гривны, за собаку – 3 гривны, за кобылу – 60 кун, за вола – 2 гривны». Поскольку гривна была равна 50 кунам, то выходит, что собаки и кошки ценились, как один вол или три лошади.

Объединения торговых предприятий – рынки и ярмарки – преобразовывались в торговые ряды и гостиные дворы. Это были внушительные здания, например, Гостиный двор в Санкт-Петербурге (18 век), Верхние торговые ряды в Москве (19 век).

В них стояло родственное современному оборудование для магазинов, где размещались разные товары.

В начале 20-го века появились первые витрины: количество магазинов росло, и покупателей нужно было чем-то привлекать. В 1909 году в Лондоне Гордон Селфридж открыл универмаг, витрина которого не отключалась ночью, и покупатели могли осматривать товар даже в темноте. Это быстро сделало магазин популярным. Позже витрины стали активно использовать и другие предприятия торговли: их разрисовывали популярные художники, в числе которых – Сальвадор Дали, они заполнялись удивительными инсталляциями.

Торговые центры в их современном понимании появились в начале 40-х гг. 20 века в США. Их возникновение обусловлено бурным развитием транспорта. Отсутствие стояночных мест привело к тому, что на территориях, свободных от жилищного строительства, возводились крупные центры, окруженные огромными стоянками. Первыми такими предприятиями считаются комплекс возле Сан-Диего и «Рузвельт-филд» у Нью-Йорка.

В Западной Европе такие центры стали строиться после Второй Мировой войны. Первыми были комплексы в Ковентри, Великобритания, и «Лиил-баан» в Голландии.

В июне 1963 года в пригороде Парижа Марселем Фурнье и Дени Деффорэ был открыт первый гипермаркет. Он занял площадь 2,5 тысячи квадратных метров и имел автостоянку на 500 мест. Поначалу торговый мир отнесся к этой идее как к чудачеству, однако компания «Карфур» продолжала расширяться, и вскоре открылось еще 5 гипермаркетов. Успех этой затеи стал очевиден, и примеру «Карфура» последовали другие.

Сначала гипермаркеты были, в основном, продовольственными магазинами, но постепенно обрели множественную специализацию, расширив товарный ассортимент. Сегодня это огромные торговые комплексы, где установлено новейшее торговое и холодильное оборудование, а все оснащение в целом ориентировано на удобство для покупателей.

На этом эволюция торговли, разумеется, не завершилась: следующим этапом стало перемещение магазинов в интернет. Это позволило сделать процесс покупки максимально комфортным. Потребителю не приходится тратить время на поиск необходимых вещей в физических торговых точках – он может открыть сайт интернет-магазина, где на виртуальных витринах представлены любые товары, снабженные подробным описанием и характеристиками. Выбрать и заказать их можно парой щелчков компьютерной мыши.

Каким будет следующий шаг в развитии торговли? Можно предполагать разные варианты, но одно можно утверждать точно: обмен с целью получения выгоды будет существовать до тех пор, пока живо человечество.

Информация о магнитах

>История магнита

Простые вещи всегда имеют сложную историю.

Узнаем подробнее, что же скрывает в себе магнит?

Магнит в Древнем мире

Первые залежи магнетита были обнаружены на территории современной Греции, в области Магнисия. Так и получилось название «магнит»: сокращение от «камень из Магнисии». Кстати, сама область называется по племени магнетов, а те, в свои очередь, берут своё имя у мифического героя Магнета, сына бога Зевса и Фии.

Конечно, такое прозаическое объяснение происхождения названия не удовлетворило людские умы. И была придумана легенда о пастухе по имени Магнус. Рассказывали, что он странствовал со своими овцами и вдруг обнаружил, что железный наконечник его посоха и гвозди в его башмаках прилипают к странному чёрному камню. Так был открыт магнит.

Интересный факт из истории магнитов. Прах пророка Магомета хранится в железном сундуке и находится в пещере с магнитным потолком, из-за чего сундук постоянно висит в воздухе без дополнительных опор. Правда, убедиться в этом может лишь правоверный мусульманин, совершающий паломничество в храм Каабы. А вот древние языческие жрецы частенько использовали этот приём для явления чуда.

Пастух Магнус обнаружил магнит

Магнит в природе: Куржункульское железорудное месторождение, Казахстан

Эксперимент «гроб Магомета»

Магнит в Средние века

Использовать магнит как указатель сторон света догадались в Китае, но никто не проводил теоретических исследований на эту тему.

А вот научные труды европейских средневековых учёных не обошли магнит стороной. В 1260 году Марко Поло привёз магнит из Китая в Европу – и понеслось. Пётр Перегрин в 1296 году издал «Книгу о магните», где было описано такое свойство магнита, как полярность. Пётр установил, что полюса магнита могут притягиваться и отталкиваться.

В 1300 году Иоанн Жира создал первый компас, облегчив жизнь путешественникам и мореплавателям. Впрочем за честь считаться изобретателям компаса борется несколько учёных. Например, итальянцы свято уверены, что первым изобрёл компас их соотечественник Флавио Джойя.

В 1600 труд «О магните, магнитных телах и о большом магните – Земле. Новая физиология, доказанная множеством аргументов и опытов» английского врача Уильяма Гильберта расширил границы знаний об этом предмете. Стало известно, что нагревание способно ослабить магнит, а железная арматура может усилить полюса. Так же оказалось, что сама Земля является огромным магнитом.

В 1701 астроном Э.Галлей опубликовал свои труды по изучению геомагнитных полей. Вскоре была доказана связь между полярным сиянием и магнитными бурями.

Кстати, любопытно, откуда взялось название «магнитная буря». Оказывается, бывают дни, когда стрелка компаса перестаёт указывать на север, а начинает беспорядочно кружиться. Это может продолжаться несколько часов или даже несколько суток. Поскольку первыми данный феномен обнаружили моряки, то и окрестили явление красиво – магнитной бурей.

Древнекитайский компас

Памятник Флавио Джойя в Амальфи

Магнит в Новое время и наши дни

Настоящий прорыв произошёл в 1820 году. Как всякие великие открытия, и это произошло случайно. Просто преподаватель в университете, Ганс Христиан Эрстед, на лекции решил продемонстрировать студентам, что между электричеством и магнитом нет никакой связи, они не влияют друг на друга. Для этого физик включил электрический ток рядом с магнитной стрелкой. Велик же был его шок, когда стрелка отклонилась! Это позволило открыть связь электричества и магнитных полей. Так наука сделал огромный рывок вперёд.

Узнав об открытии Эрстеда, французский физик Андре Ампер провёл ряд опытов. Он объяснил связь электричества и магнитного поля. На основе его исследований в 1825 году английский инженер Уильям Стёрджен изобрёл первый электромагнит. Так зародилась современная электротехника. Увы, сам изобретатель умер в бедности и безвестности: слишком сложным для умов того времени было его открытие.

Опыт Эрстеда

Первый электромагнит

Простейший электромагнит своими руками

В начале XX века, опираясь на связь магнитных бурь с количеством пятен на солнце, наш соотечественник Александр Чижевский предположил, что солнечная активность влияет на живых существ и на явления социума: революции, войны, эпидемии. В то время его труд сочили абсурдным и смешным, но теперь факт такого влияния Солнца на человечество доказан.

Ныне магниты используются повсеместно, подробнее об этом мы рассказываем в статье про виды магнитов.

Действительно, почему мы его так называем? А ведь как только раньше не пробовали именовать магнит! Древние греки – «особым камнем», «тем камнем», а также «геркулесовым камнем», то ли из-за его силы, то ли из-за того, что добывали этот камень близ города Гераклеи в Лидии. У греков было и другое название – «сидерит», в переводе – «алмаз». Но не подумайте, что это из-за твердости или красоты магнита. Просто алмаз сам был назван сидеритом благодаря чисто «железистому» блеску в необработанном виде, так же греки называли и мягкое железо. Греческое название сидерит происходило вследствие «склонности» магнита к железу, а может быть, и из-за того, что магнит первоначально добывали в копях железных руд.

Позже англичане, французы, испанцы, а затем и сами же греки обманулись этой двойственностью названия и положили в основу своих современных прозваний магнита алмаз. Так получились французское «аймант», испанское «пьедрамант», английское «адамант» и новогреческое «адамас». Правда, говорят, что французы при этом имели в виду не алмаз – адамас, а древнее китайское название магнита «чу-ши» или «нитши-чи», что означает «любящий камень». А на французском «аймант» – (произносится «эман») и есть «любящий».

Надо сказать, что весь Древний Восток наделял магнит свойством любить железо. Раз притягивает – значит, любит. И поэтому почти все восточные названия магнита берут начало от этого свойства – например, санскритское «тхумбака».

Итальянцы именовали магнит «каламита», и этим словом стали пользоваться в Румынии, Боснии и в той же Греции.

Рис. 328. Естественные магниты: а – в «шлемах»; б – в оправе с магическим символом

Известно и старонемецкое название магнита: «зигельштейн» – «печатный камень». Вероятно, происходит оно из-за распространенного в древности обычая вырезать на природных магнитах различные магические фигуры и символы (рис. 328), а такие камни уже можно было использовать в качестве печаток. Великий ученый Исаак Ньютон носил даже перстень, где в качестве драгоценного камня присутствовал природный магнит необычайной силы. Возможно, что ученый и припечатывал им сургучные пломбы на письмах и документах… И, наконец, египтяне звали магнит костью Ора. Под именем Ор они имели в виду свойство Солнца восходить и заходить. Иначе говоря, Ор – это одно из божеств Древнего Египта, костью которого, как считалось, был магнит.

Вот сколько имен было у этого чудесного камня, но мы все-таки зовем его магнитом.


Древнегреческий философ Платон сообщает, что такое название дал камню поэт Эврипид. Но ни с того ни с сего ведь слова не выдумаешь. Согласно легенде, описанной античным историком Плинием, заимствованной им из еще более древних источников, некий пастух с острова Крит по имени Магнис или Магнесс заметил, что его сандалии, подкованные железом, а также палка с железным наконечником, липнут к черным камням, в изобилии валявшимся под ногами. Пастух перевернул палку «неподкованным» концом и убедился, что дерево не притягивается странными камнями, которые не признают никаких других материалов, кроме железа. Видимо, пастух захватил несколько таких камней с горы Идо, где он пас овец, домой и поразил воображение соседей. От имени пастуха и пошло название «магнит».

Существует и другое объяснение слова «магнит» – по названию провинции Магнесия в Ионии у реки Меандра. Жителей этой провинции называли магнетами. Римский ученый и поэт Тит Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей», уделяя много внимания магнитам, прямо указывает:

«Камень же этот по имени месторожденья магнитом Назван был греками, так как он найден в пределах магнетов». Немецкое название магнита – «магнет», по-видимому, имеет к этому отношение.

Сейчас эта провинция называется Манисса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Местная гора Сипил, богатая естественными магнитами, часто поражается ударами молний, совсем как гора Магнитная на Урале. Давно было подмечено, что магнит притягивает молнию.

Свыше 2 тысяч лет люди используют свойства магнита. И, пожалуй, раньше всего был применен геркулесов камень в компасе.

Что такое югоуказатель?

Перенесемся в Древний Китай. Китайский историк Су Матзен, изучив древние летописи, оставил нам интересный рассказ о событиях, происшедших в глубокой древности.

Более 4 тысяч лет тому назад император Хуанг Ти с войском, в густом тумане напал на противника с тыла и одержал победу. Помогли ему в этом, согласно летописи, установленные на повозках фигуры с вытянутой рукой, всегда указывающей на юг (рис. 329).


Или другая легенда. В караванах, которые в древности шли по пустыне Гоби на запад, был особый, белый верблюд. Этот верблюд нес на себе необычный груз – глиняный сосуд с водой, помещенный в деревянную защитную клетку. На воде плавал плотик из коры пробкового дерева, на котором был закреплен продолговатый кусочек камня чу-ши или стальная игла, натертая этим камнем. Края сосуда были выкрашены в цвета, символически обозначавшие части света: красный – юг, черный – север, зеленый – восток, белый – запад. (И сейчас часто окрашивают южный полюс магнита в красный цвет, а северный – в черный или синий. Не потому ли, что красный цвет – теплый, а синий – холодный?) Магнит на пробке, легко поворачиваясь на воде, всегда указывал направление «юг – север». Сосуд с водой и магнитом был, пожалуй, самым первым компасом, по которому караван ориентировался в пустыне.

Китайские компасы дошли и до нашего времени, правда, в достаточно поврежденном виде; они хранятся в музеях. Один из таких компасов, относящийся к X в. н. э., внешне удивительно похож на современную деревянную ложку, положенную на поднос (рис. 330). Ручка этой «ложки» представляет собой продолговатый магнит, а дно ложки – неплохую шаровую опору, легко вращающуюся на «подносе», на котором нанесены деления, позволяющие определить страны света, даже юго-запад, юго-восток, северо-запад и северо-восток.

Рис. 330. Китайский компас – «ложка»

В XI—XII в. югоуказатель стал уже называться «чи нан тин», или «стрелка, указывающая на юг», что ближе к современному понятию «магнитная стрелка компаса».

Известно и то, что умели приготовлять искусственные магниты из стальной иглы, натертой магнитным камнем. Эта намагниченная игла использовалась в качестве стрелки, «указывающей на юг», или древнего компаса.

Иногда считают, что из Китая через Индию компас попал к арабам, а уже от арабов – к европейцам, причем случилось это в XII в. Но, вероятно, идея компаса так и не проникла из Китая в Европу, и прибор этот был изобретен там самостоятельно. Изобретателем компаса в Европе считается итальянец Флавио Джойя, уроженец города Амальфи. В Неаполе ему даже установили памятник, а в 1902 г. торжественно праздновали 600-летие этого изобретения. Правда, были упоминания о «европейском» компасе у монаха Альбана Некэма в 1187 г. и поэта Гюйо Прованского в 1206 г.

Однако до изобретения Джойя европейский компас хоть и имел стрелку, но не имел поворотного диска с делениями, что сильно затрудняло пользование им. Да и назывался этот прибор не компасом, а дрожалкой, магнитной вертушкой и даже лягушкой. Потом появилось современное название прибора – от итальянского «компассаре», что означает «измерять шагами». А заслугой Джойя явилось хотя бы то, что он снабдил прибор недостающим поворотным диском с делениями, придав ему современный вид. С помощью компаса, изобретенного Джойя, были сделаны все великие географические открытия.

Добавить комментарий

Закрыть меню