История искусств древний Египет

От архитектуры Древнего Египта сохранилось мало дворцовых построек (обычно они воздвигались из непрочных материалов). Зато сохранились пирамиды, мастабы (усыпальницы трапециевидной формы, сооружавшиеся для египетских вельмож, а не фараонов) и скальные гробницы.

Наиболее крупные храмы стали воздвигаться в период Нового царства. Особенно замечательны фиванские храмы – Луксорский и Карнакский – с огромными залами и открытыми колонными дворами. Стены храмов были покрыты раскрашенными рельефами и иероглифическими надписями.

В древнеегипетском скульптурном искусстве заметно стремление к монументальности. Нередки грандиозные статуи, достигающие 20 метров в высоту, высеченные из скал. Таким колоссом является в первую очередь Большой Сфинкс (статуя льва с человеческой головой, символизирующая могущество и мудрость фараона), и столь же гигантские статуи Рамзеса II.

Большой Сфинкс и пирамида Хафры

В скульптуре и живописи Древнего Египта очень часто чувствуется условность. Особенно проявляется она в изображении человеческой фигуры на плоскости (на рельефах и в живописи). Лицо изображалось в строгом профиле, но при этом глаз был повернут en face. При изображении в профиль груди полностью давались очертания обоих плеч, хотя при подобном повороте фигуры одно из них должно было быть скрыто. Египетский художник, следуя вековым традициям, стремился изображать то, что существует на самом деле, а не то, что он видел, рассматривая модель с той или иной стороны, когда многое ускользает из поля зрения. При желании египетские художники могли идеально точно передать вид натуры и в профиль и en face, но решались на это очень редко, ибо были связаны традицией.

Особенно сильна была зависимость скульптора или живописца от установленных норм при изображении высокопоставленных лиц.

Фараонов и вельмож приходилось изображать в величественной и неподвижной позе, с застывшей стандартной улыбкой на лице. Художники избегали отмечать у них какие-либо физические недостатки, иногда придавали им чрезмерно большой рост. Естественнее изображались в древнеегипетском искусстве простые люди (пастухи, земледельцы) и чужеземцы. Полная свобода предоставлялась художнику при изображении фауны. Изумительно точно и ярко показаны дикая кошка, гуси, утки и т. д.

Образец древнеегипетской живописи. Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса

Значительная ломка художественных традиций произошла в тель-эль-амарнском искусстве, т. е. во времена фараона-реформатора Аменхотепа IV (Эхнатона). И сам он, и его жена, и дочери, не говоря о других персонажах, изображаются натуралистически, причем недостатки даже подчеркиваются.

Рельеф из Амарны, предположительно изображающий Эхнатона и Нефертити, ок. 1335 до Р. Х.

Большого развития достигли в Египте музыка и танцы. Существовали духовые инструменты (флейты), ударные (систры, кастаньеты) и струнные (арфы, лютни и пр.). Танцовщицы иногда разыгрывали целые сложные пантомимы, изображая фараона и побежденного врага или травы, которые клонятся от дуновения ветерка. В храмах ставились религиозные драмы (мистерии), в которых представлялись смерть и воскресение Осириса. Это были зачатки театра, который получил полное развитие уже в античном мире.

Достижения древнеегипетской культуры и искусства Египта заметно повлияли на потомков и (в значительной мере через греков) дошли до нас. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Многие художественные сюжеты в видоизмененной форме перешли от египтян к другим народам. Образ сфинкса стал классическим в европейском искусстве. Подлинные египетские обелиски возвышаются в Риме и Париже. Сфинксы из красного гранита, привезенные из Египта (они относятся к XV в. до н. э.), украшают набережную Невы в Петербурге.

Искусство

В древнем Египте развивались разнообразные направления искусства, обычно связанные с существующими культовыми практиками. Искусство не имело самостоятельного значения. Архитектура, музыка, живопись, литература и скульптура становились частью обрядового действа, служили способом или антуражем для общения с богами. Египетское искусство было большим шагом вперед по сравнению с первобытным искусством, наиболее передовым и наиболее совершенным среди искусств народов Древнего Востока. Главным его достижением было реалистичное изображение человека, интерес к человеческой индивидуальности, духовности. Создание произведений искусства считалась священнодействием. Архитекторы, скульпторы, живописцы и музыканты имели высокий социальный статус. Искусство стало мощным средством воздействия на сознание народных масс в целях укрепления и возвеличения власти.
На протяжении тысячелетий искусство Египта оставалось традиционным и каноническим. Общая медлительность развития египетской культуры была вызвана застойным характером древневосточных обществ. Длительное сохранение фантастических религиозных объяснений окружающего мира мешало человеческой мысли выходить за их пределы. В искусстве Египта долго сохранялись архаические приемы и способы изображения действительности. К таким пережиткам относится изображение предметов, фактически невидимых ни художником, ни зрителем, но присутствие которых в определенном месте данной сцены известно (например, рыб, гиппопотамов и крокодилов под водой), изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (передача листвы деревьев в виде множества условно расположенных листьев), сочетание в одной и той же сцене разных точек зрения при изображении разных частей этой сцены или разных частей фигуры ( в профильных изображениях рогатого скота рога даются в фас; у фигуры человека — голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас, ноги в профиль). Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов. Проявление индивидуальности и свободы творчества не допускалось. Краткий период отхода от канона, развития творческих начал в искусстве связан с правлением фараона Аменхотепа IV и получил в литературе название «искусство Телль эль Амарны».
Пережитком искусства и религиозных представлений явилось сохранение в искусстве Египта веры в магическую связь изображения с тем, кто изображен. Несмотря на это египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла.

Архитектура

История архитектуры начинается в Египте. Когда другие народы находились еще в стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высокими и развитыми навыками строительства. Точные археологические даты установить невозможно: поэтому памятники классифицируют в порядке следования современных им династий. Наибольшего блеска и выразительности египетская архитектура достигает при XIX династии, к ней относятся грандиозные архитектурные памятники Фив, которые датируются XIV в. до н. э. В VI в. до н. э. происходит покорение Египта персами, негативно сказавшееся на развитии архитектуры. В эллинистический период вновь наблюдается расцвет архитектуры, но в ней наблюдается уже много заимствований из греческого искусства.
Египет — страна, практически лишенная строительного леса. Обычным строительным материалом служила глинистая земля Нильской долины, использовавшаяся для изготовления сырцового кирпича. Из него возводили прочные своды. Для стен и столбов использовались различные породы камня (известняк, песчаник, гранит), добывавшиеся из каменоломен в скалах, окружавших нильскую долину и область Нильских порогов. Памятники египетской архитектуры можно разделить на два типа: памятники архитектуры, применявшей в качестве строительного материала глину; сюда относятся жилища и крепостные сооружения, и памятники из камня, к которым относятся культовые здания — храмы и гробницы.
С точки зрения строительных приемов египетское искусство чрезвычайно просто. Храм строится как дольмен. Горизонталь доминирует в композиции постройки и в окружающем пейзаже. Все вызывает чувство устойчивости и долговечности. Ни одно искусство не создавало столь простыми средствами такого впечатления подавляющей грандиозности. Мастаба была самой ранней формой усыпальницы египетских властителей, она послужила конструктивной основой для монументальных гробниц – ступенчатых пирамид. Таковы пирамида Джосера в Саккара, усыпальницы Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе. Все культовые сооружения древнего Египта отличались декоративностью, пышностью, украшались скульптурами, барельефами, росписью. В качестве рабочей силы, кроме профессиональных строительных рабочих, автократический строй Египта мог располагать всем населением и массой рабов и военнопленных. При фараонах Среднего царства возник новый тип погребального ансамбля, в котором скальная гробница сочеталась с заупокойным храмом. Такие заупокойные храмы возводились в Дейр-эль-Бахри.

Скульптура

Скульптура Египта строго канонична. В Древнем царстве сложились определенные типы статуй: стоящая – фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, руки опущены и прижаты к телу, левая нога выставлена чуть вперед; сидящая – модель сидит прямо, голова в фас, смотрит перед собой, руки положены на колени или одна рука согнута в локте, ноги сведены вместе. Таким образом, выражался покой, уверенность, властность могущество и связь с космосом и светилами, прежде всего с солнцем. Эти типы статуй не утратили своей актуальности вплоть до эпохи Нового царства.
Связь с заупокойным культом определила ещё одну особенность египетской скульптуры – портретность. Несмотря на наличие канонических черт (передаются образы людей, достигших зрелости и пребывающих в расцвете жизненных сил, воплощающих власть, высокий дух, отрешенность от всего мирского), для скульптурных изображений характерна передача индивидуальных особенностей натуры. Скульптурные портреты изготовлялись из различных пород камня, дерева и глины.
Значительное место в украшении гробниц и храмов занимали инталии и барельефы. Поскольку врезанный рельеф менее подвержен разрушению, внешние стороны стен чаще всего покрывали именно инталиями. Барельефы преобладают в отделке внутри помещений. Ещё в Древнем царстве сложилась система их размещения. Фигура покойного помещалась у входа в гробницу по обе стороны. Стены и коридоры заполнялись «шествием носителей даров». В погребальной камере обычно изображались сцены из жизни умершего. Фигура фараона всегда была выше ростом. Размеры других фигур также зависели от их социального статуса. Торс и ноги изображались в профиль, плечи и голова в фас. Фигуры обводились контуром и раскрашивались однотонными (без оттенков) красками, почему, не имели объема и выглядели плоскими.
Бытовала скульптура в форме мелкой пластики. В гробницах размещались миниатюрные фигурки людей, предметов, животных. Скульптурными изображениями украшались и многие бытовые предметы.
Наибольшую известность из скульптурного наследия древнего Египта получили сфинксы – статуи фантастических существ с телом льва и головой человека (реже животного), обычно украшавшие аллеи, ведущие к храмам. Перед входом в храм устанавливались каменные обелиски «окаменевший луч Ра».

Музыка и танец

Как и в других видах искусства в музыке египтяне следовали законам гармонии. Их музыкальная гармония подчиняется числовым отношениям, отражающим пропорции золотого сечения, свойственного явлениям природы. В музыке египтяне достигли высокого мастерства, о чем свидетельствуют сохранившиеся музыкальные инструменты, художественные росписи, барельефы и памятники литературы. Слава о красоте народных песен египтян распространялась далеко за пределы страны.
Отдаленность времени и особенности музыкального творчества позволяют лишь косвенно характеризовать музыку Древнего Египта. О мелодике и звуковом строе судить сложно. Вероятно, звуки инструментов подражали звукам природы. Звуку предписывалась священная магическая сила. Особенно ярко это проявлялось в жанре массовых народных празднеств. Как свидетельствуют сохранившиеся источники, египтяне были страстными танцорами. Ни один праздник не обходился без групповых танцев под музыку, которые чередовались хоровым пением, драматическими сценами, воссоздававшими мифологические сюжеты и бытовые сцены. Музыка не только служила культовым целям, но и воспринималась как развлечение, что подтверждает её древнее название: «хи», что в переводе означает удовольствие. Любимы были и песни-плачи связанные с погребальным обрядом и культом Осириса.
Профессия музыканта передавалась из поколения в поколение. Известной династией музыкантов была семья Снефрунофер из которой происходили многие придворные музыканты и руководители царских музыкальных коллективов. В эпоху Среднего царства появляются песни разнообразного характера – песни-танцы, песни-гимны, песни-баллады.

Живопись

Несмотря на отсутствие в Древнем Египте такого явления как станковая живопись, живописное искусство египтян довольно разнообразно. Живопись тесно связана с архитектурой, поскольку в виде фресок и раскрашенных барельефов и инталий служила украшением дворцов, храмов и гробниц. Для фресок поверхность обычно штукатурили и затем, нанеся контуры рисунка раскрашивали кисточкой или палочкой.
До периода XVIII династии темой стенной росписи и рельефов являются в основном бытовые и исторические сцены. После появляются религиозные изображения и мифологические сюжеты. Потолки расписывались обычно в синих тонах и символизировали небо. На нижней части стен — стебли растений, словно поднимающихся из земли. Остальная часть стены занята живописной композицией и иероглифическими надписями. Последние покрывали все, вплоть до карнизов, стволов колонн и откосов дверных и оконных пролетов.
Растительный и животный мир, боги, люди, их тела, прически, одежда, головные уборы, украшения и прочие предметы, представленные на изображениях, были достаточно реалистичны и раскрашивались «под натуру». Набор красок у древних египтян был довольно разнообразен: черная, серая, зеленая, синяя, коричневая, красная, белая, оранжевая, желтая и др. Мелкотолченый краситель (сажу, охры, мел и др.) смешивали с клеистым веществом (камедью) и водой. Таким образом, египетский рисунок состоял из цветных силуэтов. В Египте, в условиях исключительно сухого климата, стенная живопись долговечна.
Живопись, так же как и рельеф, служила дополнением архитектурного целого. Раскрашивались не только рельефы, но и фасады зданий. На камень наносился тонкий слой штукатурки, по которому накладывались зеленая, ярко-желтая и синяя краски. Так расписывались карнизы, плафоны и капители.
В ходе археологических работ на архитектурных памятниках были обнаружены глиняные плитки с яркой цветной глазурованной поверхностью на одной из сторон. Их называют изразцами, хотя последние имеют лишь внешнее сходство с ними. Наиболее простой способ украшения стен изразцами отмечен в виде неширокой полосы-фриза из разноцветных геометрической формы пластинок, образующих ряды, гирлянды. Встречаются изразцы в виде дисков и плиток. Изразцы отличались очень тщательной моделировкой деталей.
Существовали и другие способы украшения помещений. Яркими красками раскрашивались вырезанные из дерева детали, украшавшие интерьер, рисунками украшали изделия из ткани, рукописи. Само иероглифическое письмо имело немало общего с рисунком, поскольку сохраняло элементы пиктографического письма.

Росписи
Портреты

Литература

Создание литературных произведений немыслимо без письменности. Письменность в Египте считается, наряду с письменностью Месопотамии, древнейшей в мире. Древнейшее письмо было пиктографическим, затем в процессе письма рисунки, обозначавшие целые понятия и слова становились всё более схематичны, появились знаки, обозначавшие слоги и отдельные звуки. Возникла иероглифическая египетская письменность. Несмотря на широкую известность надписей на древнеегипетском языке возможность прочесть их появилась только в XIX в. благодаря открытию Ж-Ф. Шампольона, расшифровавшего египетские тексты.
Древнейшие надписи вырезали на каменных плитах и деревянных дощечках, чеканили на металлических предметах, наносили краской на штукатурку, кожу, керамику. Главным материалом для письма в Египте являлся папирус, который использовали в виде свитков. Источников на папирусе сохранилось немного.
Египетская литература была обширна и разнообразна. Важное место в ней занимали мифы. Многочисленные рукописи повествовали о деяниях фараонов, их походах, победах, законах. Бытовали и гимны, прославляющее фараона как живое божество и других богов. Известна и лирическая поэзия древнего Египта, а также научные трактаты, поучения, сказки.

Древний Египет. Введение

История Древнего Египта насчитывает три тысячелетия – от начала IIIтыс. до н.э. до конца Iтыс. до н.э.

в Древнем Египте правило 30 династий фараонов. Традиционно в древнеегипетской истории выделяют три основных периода, которые получили название Древнее царство, Среднее царство и Новое царство. Эти периоды – время объединения, высокого экономического подъема и расцвета культуры Древнего Египта.

В Iтыс. до н. э. египетское государство утратило свою мощь и распалось на несколько царств. Началась полоса тяжелых длительных войн, завоеваний Египта эфиопами, ассирийцами, персами, греко-македонцами.

Несмотря на глубокую древность этой культуры, до нашего времени дошло огромное количество произведений искусства: погребальные сооружения и храмы, круглая скульптура и рельефы, настенные росписи и рисунки на папирусе, предметы декоративно-прикладного искусства. Почти во всех крупнейших художественных музеях мира есть экспозиции древнеегипетского искусства. Самым большим количеством обладает Египетский музей в Каире. Очень интересные коллекции представлены в московском Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и петербургском Эрмитаже.

Для понимания содержания и художественной ценности древнеегипетского искусства необходимо познакомиться с мировоззрением египтян, которое вошло выражение в искусстве и породило его специфические особенности.

Главной целью земного существования человека представлялось обретение им вечной жизни после смерти. Для этого требовалось, во-первых, сохранить тело в таком состоянии, чтобы души человека – жизненная сила Ба и духовный двойник Ка – могли с ним соединиться. Это обеспечивалось мумифицированием трупа и прочностью гробницы. Во-вторых, родные периодически должны были совершать жертвоприношения, а, поскольку жизнь после смерти во многом продолжала земную, умерший нуждался в еде, одежде, посуде, мебели, слугах. В-третьих, цель ритуалов заупокойного культа – магическое воскрешение умершего и сохранение его в этом состоянии.

Египтяне верили в магическую связь изображенного с изображаемым, поэтому создавали произведение искусства, в которых по возможности фиксировались внешний облик и основные этапы жизни умершего, жертвоприношения и заупокойные ритуалы. Искусство понималось как одно из средств, дарующих материальное и духовное бессмертие (характерно, что скульптор назывался «санкх», что буквально значит «оживитель»).

В первую очередь правом на бессмертие обладал земной бог – фараон, во вторую – его приближенные, богатые вельможи. Земледельцы, ремесленники и рядовые воины могли рассчитывать на бессмертие только тогда, когда их деятельность запечатлевалась в гробнице господина.

На характер искусства оказала влияние его глубокая связь с верой в загробную жизнь и божественное происхождение фараона, с древнеегипетской религией и мифологией. Не случайно до нашего времени сохранились пирамиды, а не дворцы фараонов, храмы, а не светские учреждения, изображения людей в посмертной, а не земной жизни. Это объясняется превосходством в системе ценностей древних египтян вечной жизни перед временной, выбором для ее воплощения более долговечных материалов и форм, многочисленностью погребальных и храмовых произведений изобразительного искусства, которые считались столь же реальными, сколь и их прообразы.

Такое искусство предполагало особую связь с людьми в храмах и было вовсе недоступно для них в гробницах, входы которых замуровывались после того, как туда помещали умерших. Погребальные произведения искусства никто не должен был видеть (и не увидел бы, если бы не пытливость археологов, начавших в XIXвеке исследование египетских захоронений). Они предназначались для той особенной жизни в темноте наглухо закрытой могилы. Естественно, это порождало образы, отличавшиеся от обычных зрительных представлений о разворачивающейся во времени и пространстве повседневной жизни. Поскольку произведения искусства выражали смыслы высшей жизни, правила, которыми пользовались для их создания, начинали восприниматься как священные, т. е. неизменные. Важнейшая черта древнеегипетского искусства – следование традициям в течение нескольких тысячелетий. Однако подчиненность канонам не исключала развития искусства, отражавшего исторические изменения, знавшего художественные школы и гениальные дарования.

Основой древнеегипетского изобразительного искусства и письменности была пиктография (рисуночное письмо). Отделение письменности от искусства в Древнем Египте не привело к потере связи между ними. В письменности использовались рисунки. Искусство, как и письменность, имело знаковую природу. Почти в каждом произведении объединялись изображения и надпись. Их союз обусловливался общностью цели – закрепить и сохранить в знаке жизнь.

В Древнем царстве архитектурные сооружения в основном представлены гигантскими усыпальницами фараонов – пирамидами (недаром данный период часто называют «эпохой строительства пирамид»). К Новому царству форма захоронения фараонов меняется: гробницы для большей сохранности вырубаются в скалах отдаленных ущелий. Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов; дворцы фараонов строились в расчете на одну жизнь и поэтому почти не сохранились.

Статуи умерших стали помещать в гробницы, чтобы заменить тело в случае его порчи (способ мумификации первоначально не отличался совершенством). Скульптурные изображения фараонов устанавливались не только в гробницах, но и в погребальных храмах, а в период Нового царства – и в общегородских храмах, посвященных богам. Лицо заупокойной статуи, с одной стороны, должно было напоминать умершего, чтобы его души могли найти свою земную оболочку и вселиться в нее. С другой – ему надлежало соответствовать безвременности загробного существования, быть чуждым земным волнениям, открытым свету иного мира и полным величия вечности.

Для долговечности статуи египтяне использовали твердые породы камня – розовый и черный гранит, диорит, зеленую брекчию, шифер, алебастр, красный песчаник, белый турахский известняк. Для создания круглой скульптуры также употребляли хорошо сохраняющиеся породы деревьев – кипариса и кедра. Реже статуи делались из кованых пластинок бронзы, которые накладывались на деревянный остов и скреплялись гвоздиками. Для статуэток малого размера иногда использовалась слоновая кость.

Ценнейший источник изучения культуры Древнего Египта – настенные рельефы и росписи. В Древнем царстве большее распространение получили раскрашенные рельефы, росписи чаще стали использовать в период Среднего и Нового царств. Рельефы и росписи подчинялись одним художественным канонам. Декорации стен храма и гробницы объединялась общей идеей: каждый сюжет вплетался в другие, и они устремлялись к главному месту в храме или гробнице. Редко всю стену занимала одна сцена, чаще пространство делилось на несколько отдельных поясов (регистров), расположенных один над другим, представляя серии сменяющих друг друга сюжетов.

В Древнем Египте встречается три типа рельефа: выпуклый, вогнутый и врезной, иногда они соседствуют в одной композиции. Роспись осуществлялась минеральными красками (белая добывалась из известняка, красная — из красной охры, черная — из сажи, зеленая — из тертого малахита, синяя – из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая – из желтой охры).

Театральное искусство в форме мистерий (религиозных драм) зародилось в Древнем Египте. Музыка и танцы в отличие от произведений изобразительного искусства и литературы до нас не дошли. Источниками для их изучения служат произведения изобразительного искусства, памятники материальной культуры (в том числе сохранившиеся музыкальные инструменты) и письменные тексты.

Хронологическая таблица.

XXVIII – XXIIIвв. до н. э. – Древнее царство (3 – 6-я династии).

XXII – XVIIIвв. до н. э. – Среднее царство (11 – 12-я династии).

1580 – 1085 гг. до н. э. – Новое царство (18 – 20-я династии).

Галина Зубец

Добавить комментарий

Закрыть меню