История экономической мысли

Краткая история развития экономической мысли

12345678910Следующая ⇒

Истоки экономической науки зародились в глубокой древности. Термин «экономика» происходит от слова «ойкономия», которое употреблялось в трудах древнегреческих мыслителей – Ксенофонта (430-355 г. до н.э.) и Аристотеля (384-322 г. до н.э.). Буквально оно означает «домоведение» (от

«ойкос» — дом, домашнее хозяйство и «номос» — учение, закон).

«Ойкономия» — это свод правил и практических советов по управлению домашним хозяйством, представляющим основную хозяйственную единицу древности и раннего средневековья.

Образование централизованных государств в средние века потребовало осмысления процесса функционирования общенационального, государственного хозяйства. В 1615 г. француз Антуан Монкретьен опубликовал «Трактат политической экономии», в котором содержались советы королю Людовику XIII, как управлять государственным имуществом, чтобы обеспечить процветание государства. С этого времени берет начало наука «политическая экономия», что означает в переводе с греческого «искусство государственного управления экономикой» (politikē– искусство управления государством). Название это было выбрано Монкретьеном с определенной целью противопоставить современный ему взгляд на экономику как на теорию общественного хозяйства воззрениям древних, понимавших под этим словом управление разрозненными частными хозяйствами.

Первой научной школой эпохи первоначального накопления капитала, одним из представителей которой являлся Монкретьен, был меркантилизм(от итальянского «мерканте» – торговец, купец). Сущность учения меркантилистов заключается в том, что богатство государства возрастает за счет внешней торговли. Они утверждали, что благосостояние людей зависит от золота, за которое все можно купить, и поэтому богатеют те государства, которые поощряют вывоз товаров и ввоз золота. Советуя ограничивать импорт товаров и проводить политику протекционизма, меркантилисты считали, что «делание денег» – определяющий мотив любой деятельности людей, а самые полезные для государства люди – торговцы, приносящие в страну золото.

Однако со временем, по мере развития капиталистических отношений, становилось все более очевидным, что сама по себе торговля, будучи по сути процессом обмена товара на товар с помощью денег, не может обеспечить приращения богатства. Развитие торговли все больше ограничивается и определяется производством, в связи с чем начинается бурное развитие мануфактур. Внимание экономистов переключается на сферу производства. Наибольшее значение в развитии экономической теории этого периода имели труды Вильяма Петти (1623-1686). Именно он впервые объяснил возникновение богатства взаимосвязью труда и земли (природы). Во все учебники вошло его знаменитое изречение: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать». Что касается торговой деятельности, то купцы, по мнению В. Петти, «не доставляют никакого продукта, а играют лишь роль вен и артерий, распределяющих туда и назад кровь и питательные соки государственного тела, а именно продукцию сельского хозяйства и промышленности»*.

Дальнейшее развитие этой идеи нашло свое отражение в учении физиократов (от греческого выражения, означающего «власть природы»), которое базировалась на том, что истинным богатством нации являются не деньги, а продукты сельского хозяйства. Глава школы физиократов Франсуа Кенэ, придворный врач и протеже госпожи де Помпадур, в 1758 году опубликовал знаменитую «Экономическую таблицу», о которой один из его сподвижников сказал, что наряду с изобретением письменности и денег она представляет собой третье из главных изобретений человеческого ума. Таблицы Кенэ явились первой попыткой проанализировать весь процесс воспроизводства общественного продукта.

Физиократы считали, что только земля продуктивна, что только она может дать чистый продукт, т.е. обеспечить доход, превышающий затраты. Прочие виды деятельности, включая промышленность и торговлю, являются «бесплодными», так как они перерабатывают продукты, не приумножая их.

Экономическая мысль в Англии, которая в своем промышленном развитии значительно опережала Францию, придала еще большее значение роли труда в экономике. Согласно ей богатство народов создается производительным трудом, который существует не только в сельском хозяйстве, поэтому ключ к богатству народов лежит в создании условий для производительного труда. Но кто обеспечивает эти условия? Предприимчивые люди. Следовательно, главная задача власти заключается во всемерной поддержке предпринимателей, создании им условий «наибольшего благоприятствования» со стороны государства. Государство должно снять все ограничения с предпринимательской деятельности, создать простор для «естественного хода» на основе частной собственности и свободной конкуренции на рынке. Общественное производство подчиняется своим «естественным законам», которые не могут быть отменены правительством. Такая политика получила название «фритредерской» (от английского free trade – свободная торговля).

Самым видным представителемклассической школы буржуазной политической экономии был Адам Смит, опубликовавший в 1776 году всемирно известный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов». Его вклад в экономическую науку имеет непосредственное значение вплоть до настоящего времени: он развил трудовую теорию стоимости, высказав положение, что единственным источником стоимости является труд, причем в образовании стоимости участвует не только живой, но и овеществленный труд, т.е. «перенесенная стоимость» примененных средств производства.

А. Смит — классический идеолог свободной конкуренции. Его идея о существовании в экономике «саморегулирующего естественного механизма», вопреки всем случайностям восстанавливающего «естественный порядок», благодаря «невидимой руке», широко применяется и в современных теориях.

По мнению А. Смита, постоянное и одинаковое у всех людей стремление улучшить свое положение – это основной фактор, способный обеспечить естественное развитие в сторону улучшения общего положения, вопреки чрезмерным расходам правительства и величайшим ошибкам администрации, подобно тому как некая неизвестная людям жизненная сила организма восстанавливает здоровье и силу, вопреки не только болезни, но и нелепым предписаниям врача. Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении. Все остальное сделает естественный ход вещей.

Давид Рикардо (1772-1823) продолжил и развил идеи А. Смита. Его труды представляют собой вершину английской классической буржуазной политической экономии. Рикардо выступил идеологом промышленной буржуазии в ее борьбе с земельной аристократией в период промышленного переворота. Развивая учение Смита о трудовой природе стоимости, Рикардо доказал, что стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе доходов различных классов буржуазного общества – заработной платы, прибыли, процента и ренты. Он также пришел к выводу, что прибыль капиталиста есть неоплаченный труд рабочего.

Создание трудовой теории стоимости явилось результатом более чем полуторавековых исследований классической политической экономии, которая, по мнению К. Маркса, начинается с Вильяма Петти в Англии и Буагильбера во Франции и завершается в Англии трудами Рикардо, а во Франции – Сисмонди. Опираясь на достижения классической буржуазной политической экономии, К. Маркс при непосредственном творческом участии Ф. Энгельса развил трудовую теорию стоимости и показал происхождение прибавочной стоимости как исторической формы прибавочного продукта и форм ее проявления: прибыли, процента, ренты.

В 30-е годы прошлого века на смену классической буржуазной политической экономии появились теории, в совокупности названные вульгарной политической экономией. Ее основатели и первые, наиболее видные представители – Т. Р. Мальтус, Ж. Б. Сэй, Дж. Милль, Н. У. Сениор.

Название этого научного течения происходит от латинского vulgaris, что значит «простой, обыкновенный». Оно отражает тот факт, что его представители ограничиваются описанием и поверхностной классификацией внешней видимости экономических процессов, не раскрывая их сущности. Рассмотрения вопросов развития экономических отношений, их непостоянства и неизбежного отмирания вульгарная политическая экономия принципиально избегает.

Успехимарксизма, обосновавшего историческую обреченность класса буржуазии и ставшего инструментом борьбы рабочих за свои экономические и политические права, вызвали к жизни теории, призванные доказать, в противовес марксизму, непреходящую «естественную», а значит вечную природу капитализма. Карл Менгер, Бем-Баверк и Фридрих фон Визер в 70-80-е годы прошлого столетия положили началотеории предельной полезности, или маржинализму. Обе школы – марксизм и маржинализм — лежат в основе всех современных экономических теорий, поэтому в данном кратком историческом очерке нет необходимости раскрывать их содержание.

На рубеже ХIХ и XX веков антагонизм между трудом и капиталом достиг своего апогея. Наступательная позиция рабочего класса в теории выразилась вленинизме с его ярко выраженной убежденностью в паразитизме и загнивании капитализма. В.И. Ленин обосновал практическую возможность создания общества без капиталистов, т.е. социалистического общества, а также выработал организационные принципы управления таким обществом.

Растерянность обороняющегося класса буржуазии охарактеризовалась возникновением множества экономических школ и теорий, первоначально ищущих выхода из проблем, вызванных общим кризисом капитализма, посредством микроэкономического анализа, и нашедших его в теории государственно-монополистической экономики, выразившейся наиболее отчетливо вкейнсианстве.

В период государственного противостояния двух систем по мере бюрократизации социалистического государства творческий марксизм стал вырождаться в марксизм догматический. Между тем буржуазные теории продолжали строить оборонительные укрепления, долженствующие доказать вечность и незыблемость капитала. К их числу относятся изучаемые ныне в Россиимикроэкономика, макроэкономика и объединяющая их в единую наукуэкономикс. Характерным общим признаком этих теорий, как повелось со времени перехода от классической буржуазной политической экономии к вульгарной, является отрицание определяющей роли труда в создании общественного богатства и подмена анализа сложного взаимодействия системы общественных экономических отношений спекулятивными теориями рыночного обмена.

Кризис социализма вполне доказал несостоятельность догматического марксизма. Но ущербность современных рыночных теорий тоже очевидна. Их главным недостатком является то, что они, по выражению американского экономиста Роберта Карсона, «идеализируют несуществующую реальность», т.е. неправомерно отрываются от реальной действительности и, что особенно недопустимо, абстрагируются от социальной среды, в условиях которой осуществляются рыночные отношения. По мнению другого известного американского экономиста, Джона Гэлбрейта, экономикс, оставаясь в узких рамках рыночного микро- и макроанализа, абстрагирующегося от реальностей социально-политической жизни, перестает быть наукой и превращается в «консервативно используемую систему верований, претендующую на наименование наукой». Помимо того, как показал итальянский экономист Пьеро Сраффа, маржиналистские теории заработной платы, прибыли, ренты и цен страдают серьезными методологическими недостатками, вызывающими критику изнутри, с позиций самих рыночных подходов к экономике.

Министерство образования и науки Украины

Университет экономики и управления

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Учебное пособие

Для изучения дисциплин

Экономической теории

И подготовки

К государственному экзамену

г. Симферополь

УДК — 330(07)

ББК — 65.01.Я7

Э — 40

Настоящее учебное пособие подготовлено коллективом кафедры экономической теории Университета экономики и управления.

Раздел 1. История экономики и экономической мысли:

доцент, к.е.н. Малахова В.В., ст. преподаватель Цыкунов И.А.

Раздел 2. Политическая экономия:

доцент, к.е.н. Малахова В.В. , ст. преподаватели: Лим Г.И., Пискун Н.С.;

Раздел 3. Микроэкономика:

доцент, к.е.н. Маринина И.Д.

Раздел 4. Макроэкономика:

доцент, к.е.н. Маринина И.Д. ст. преподаватели Цыкунов И.А., Лим Г.И.

Учебное пособие имеет конкретную цель – помочь студентам, прослушавшим курс экономических дисциплин, совершенствовать свои знания и формировать теоретическую базу при подготовке к семестровым и государственным экзаменам.

Авторы использовали достаточно популярную форму учебника в стиле «вопрос – ответ», что облегчает восприятие базовых понятий и разнообразных форм их практического применения.

© Симферополь, 2010 г

Введение.. 6

Раздел 1. История экОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.. 7

Вопрос 1. Исторические условия возникновения и общая характеристика меркантилизма. 7

Вопрос 2. Возникновение и этапы развития классической школы политэкономии. 8

Вопрос 3. Предпосылки возникновения и характеристика критического направления политэкономии. 9

Вопрос 4. Сущность маржинализма и этапы его развития…………………………………………………10.

Вопрос 5. Исторические условия возникновения и сущность кейнсианства. 10

Вопрос 6. Эволюция неоклассических идей в ХХ веке. 12

Вопрос 7. Общая характеристика экономической теории монетаризма Экономическое учение М. Фридмена 12

Вопрос 8.Теория «экономики предложения» и «рациональных ожиданий». 11

Вопрос 9. Общая характеристика институционализма и этапы его развития 14

Вопрос 10.Экономическое учение К. Маркса: теория капитала, теория стоимости, пребавочной стоимости и класов общества. 12

Литература к разделу 1. 17

Раздел 2. Политическая экономия.. 17

Вопрос 1. Предмет и метод политической экономии. 18

Вопрос 2. Способ производства: производительные силы и производственные отношения, взаимосвязь между ними 18

Вопрос 3. Экономические законы, их структура и взаимосвязь. 19

Вопрос 4. Экономическая система, ее основные элементы и принципы типизации. 20

Вопрос 5. Основные факторы общественого производства. Экономический потенциал общества и уровень его использования в Украине. 21

Вопрос 6. Отношения собственности, типы и формы собственности. Цель преобразования отношений собственности и их результаты в Украине. 23

Вопрос 7. Потребности общества, их сущность и структура. Закон возвышения потребностей. 25

Вопрос 8. Экономические интересы. Взаимосвязь экономических интересов и производства. 26

Вопрос 9. Товарное производство, его сущность и характерные черты.. 26

Вопрос 10. Товар и его свойства. 27

Вопрос 11. Деньги, их сущность и функции. 28

Вопрос 12. Денежное обращение и его законы. Современная денежная система Украины. 29

Вопрос 13. Предпринимательство: сущность, виды и функции. 30

Вопрос 14. Рабочая сила как товар. Стоимость товара рабочая сила. 31

Вопрос 15. Капитал как экономическая категория современного товарного производства. 32

Вопрос 16. Заработная плата, ее сущность, формы и функции. 33

Вопрос 17. Кругооборот капитала, его стадии и функциональные формы.. 34

Вопрос 18. Оборот капитала. Основной и оборотный капитал. 35

Вопрос 19. Прибыль как экономическая категория, ее распределение и использование. 36

Вопрос 20. Аграрные отношения, их особенности………………………………………………………………………………. 37

Вопрос 21. Аграрно-промышленный комплекс и его структура , особенности АПК в Украине……… 37

Вопрос 22. Земельная рента, ее формы, причины и условия образования. Цена земли. 39

Вопрос 23. Рынок как экономическая категория, его функции. 40

Вопрос 24. Конкуренция, ее сущность, формы и функции. 41

Вопрос 25. Ссудный капитал и ссудный процент. 42

Вопрос 26. Сущность и виды общественного воспроизводства……………………………………………43

Вопрос 27. Распределительные отношения, их функции и роль в общественном воспроизводстве……44

Вопрос 28. Хозяйственный механизм, его сущность элементы функции…………………………………45

Вопрос 29. Сущность и структура мирового хозяйства. Проблемы интеграции экономики Украины в мировую систему хозяйства………………………………………………………………………………….47

Вопрос 30. Вывоз капитала: причины, формы, последствия…………………………………………………49

РАЗДЕЛ 3. МИКРОЭКОНОМИКА.. 51

Вопрос 1. Предмет, концептуальные основы и методология микроэкономики. 52

Вопрос 2. Полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности блага. 52

Вопрос 3. Потребительский выбор. Кривая безразличия и бюджетная линия. 53

Вопрос 4. Вариации факторов производства и оптимум товаропроизводителя. Изокоста и изокванта. 55

Вопрос 5. Спрос и факторы, его определяющие. Закон спроса и кривая спроса. 58

Вопрос 6. Предложение его характеристика и факторы, его определяющие. Закон предложения и кривая предложения 59

Вопрос 7. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена Избыток и дифицит 60

Вопрос 8. Эластичность спроса. Виды эластичности спроса. Факторы эластичности спроса по цене. 61

Вопрос 9. Эластичность предложения. Виды эластичности предложения. Факторы эластичности предложения по цене. 62

Вопрос 10. Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса. 64

Вопрос 11. Микроэкономическая модель предприятия. Факторы производства, производственная функция 65

Вопрос 12. Издержки производства и прибыль: экономический и бухгалтерский подходы.. 66

Вопрос 13. Основные виды издержек: постоянные, переменные и общие.Средние и предельные издержки. 66

Вопрос 14. Совокупный и предельный продукт. Закон убывающей отдачи переменного фактора. 68

Вопрос 15. Совершенная (чистая) конкуренция и ее характерные черты. Спрос на продукцию отрасли и отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции. 70

Вопрос 16. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Два метода определения оптимального объема производства. 71

Вопрос 17. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде. 73

Вопрос 18. Чистая монополия и ее характерные черты. Одновременный выбор цены и объема производства в условиях чистой монополии. 74

Вопрос 19. Монополистическая конкуренция: природа и распространенность. 75

Характерные признаки монополистической конкуренции. 75

Вопрос 20. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. 76

Вопрос 21. Олигополия: природа и распространенность. Признаки олигополии. 77

Вопрос 22. Определение цены и объема производства в условиях олигополии. Модели ценообразования в условиях олигополии. 78

Вопрос 23. Рынки факторов производства. Формирование спроса и предложения на ресурсных рынках………………………………………………………………………………………………………….79

Вопрос 24. Труд как фактор производства: спрос и предложение. 81

Вопрос 25. Капитал как фактор производства долгосрочного использования: спрос и предложение. Ставка проценкта. 83

Литература к разделу 3. 85

раздел 4. МАКРОЭКОНОМИКА.. 86

Вопрос 1. Система национальных счетов как нормативная база макроэкономического счетоводства. 86

Вопрос 2. Измерение результатов экономической деятельности. 86

Конечные и промежуточные товары и услуги. Проблема двойного счета. 86

Вопрос 3. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Способы расчета ВВП и ВНП. Номинальный и реальный ВНП.. 87

Вопрос 4. Макроэкономические показатели на чистой основе: чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый личный доход. 88

Вопрос 5. Совокупный спрос и его структура. Кривая совокупного спроса и факторы совокупного спроса 89

Вопрос 6. Совокупное предложение в долгосрочном и краткосрочном периоде. 90

Классическая и кейнсианская модели совокупного предложения. Факторы совокупного предложения

Вопрос 7. Экономический рост и его показатели. Интенсивный экстенсивный типы экономического роста. Теория экономического роста. 92

Вопрос 8. Инвестиции и их роль в экономике Украины. Мультипликатор инвестиций. ……………….93

Вопрос 9. Циклический характер общественного воспроизводства и экономические кризисы. Экономический цикл и его фазы.. 95

Вопрос 10. Безработица. Формы безработицы. Проблемы полной занятости и безработицы в Украине

Вопрос 11. Функции потребления и сбережения.Средняя и предельная склонность к потреблению и к сбережению 97

Вопрос 12. Определение равновесного ВНП на основе методов «затраты – выпуск» и «изъятия – инъекции» 99

Вопрос 13. Денежное предложение: сущность, ликвидность денежных активов, 101

денежные агрегаты.. 101

Вопрос 14. Спрос на деньги: виды, сущность, количественное измерение. 102

Вопрос 15. Банковская система и денежный мультипликатор. 103

Вопрос 16. Основные инструменты денежно-кредитного регулирования. 104

экономики Украины.. 104

Вопрос 17. Инфляция: сущность, количественное определение, виды. 106

Социально-экономические последствия инфляции в Украине. 106

Вопрос 18. Государственный бюджет и его сущность. Проблемы сбалансированности Государственного бюджета в Украине. 108

Вопрос 19. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства и ее особенности в Украине. 109

Вопрос 20. Дискреционная фискальная политика и автоматические стабилизаторы.. 111

Вопрос 21. Государственная политика занятости в Украине. Рынок труда и механизм его функционирования 112

Вопрос 22. Экономическое неравенство. Кривая Лоренца. Государственная политика социальной защиты населения в Украине. 113

Вопрос 23. Платежный баланс и валютные курсы.. 114

Вопрос 24. Международное разделение труда и факторы его развития. Принцип сравнительных преимуществ 115

Вопрос 25. Международная торговля. Экспорт и импорт. Торговый баланс и его структура. 116

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 4. 117

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………………………………….118

Задачи…………………………………………………………………………………………………………118

Тесты ………………………………………………………………………………………………………….124

Словарь понятий и терминов.. 125

Критерии оценки знаний студентов………………………………………………………………………137
Введение

Экономическая теория играет чрезвычайно важную роль в истории человечества, поскольку является основой развития любого общества, удовлетворения прежде всего материальных потребностей каждого человека, органично связана с динамикой экономических интересов индивидуального товаропроизводителя, трудового коллектива и всего государства. Она формирует базу для установления стабильных экономических связей и отношений между различными странами, лежит в основе экономической политики.

Экономическая теория является методологической основой всех экономических дисциплин: политэкономии, макроэкономики, микроэкономики, истории экономики и экономической мысли.

Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения политэкономии: макроэкономика — на уровне страны, микроэкономика — на уровне отдельных производителей, рынков. Логично дополняет данные дисциплины история экономики и экономической мысли. Она необходима для более глубокого понимания прошлого экономической науки и для осознания современных экономических теорий.

Современная экономическая наука развивается в условиях сосуществования различных вариантов теоретического анализа рыночной экономики, основными из которых являются неоклассический, неокейнсианский и марксистский. Каждый из них имеет свое видение изучаемого явления, но ни один из них не может претендовать на звание носителя абсолютной истины. Поэтому на нынешнем этапе развития экономической науки самым оптимальным подходом при ее изучении является представленный спектр мнений разных школ и направлений с их критической оценкой.

У независимого государства Украины появилась возможность осуществлять экономические преобразования, выбирать модель социально-экономического развития, проводить свою внутреннюю и внешнюю политику.

Важнейшей задачей в проводимых реформах является формирование у каждого человека интересов и стимулов к труду, раскрепощение его интеллектуальных, организаторских, духовных способностей.

Главная роль в выполнении этой задачи отводится высшей школе, которая призвана формировать у молодого специалиста экономическое мышление на основе глубокого понимания явлений, процессов и отношений в экономической системе общества, а также способов и средств решения экономических проблем.

Учитывая огромное значение, которое отводится экономической теории в подготовке бакалавров экономических специальностей, в вузах введен государственный экзамен по экономической теории.

Данный экзамен имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при его подготовке и сдаче.

Во-первых, необходимо продемонстрировать не только глубокие знания сущности каждого явления (закона, категории, процесса и т.д.), раскрыв его основные черты, элементы, но и показать конкретные формы его практической реализации в экономике Украины.

Следует показать многогранность явления, выделить его ключевые аспекты и особенности их реального проявления.

Во-вторых, необходимо показать особенности экономических явлений на микро- и макроуровнях экономической системы, раскрыть взаимосвязь между ними. Важно подчеркнуть значение комплексного подхода к экономическим явлениям, рассмотреть перспективы их развития. Системный подход к экономическим процессам и явлениям, комплексность их рассмотрения – это существенная особенность государственного экзамена.

В-третьих, студент должен иметь собственную позицию в отношении рассматриваемой проблемы в случае ее дискуссионности. Ведь отношение к процессу реформирования экономики Украины, умение предвидеть последствия тех или иных действий в контексте теоретических вопросов является важным элементом овладения экономической теорией.

При этом следует продемонстрировать гуманистический подход к анализу социально-экономических последствий, основные черты нового типа мышления.

Все эти требования к подготовке и сдаче государственного экзамена по экономической теории подтверждают его комплексность и ориентацию на широкую связь с практикой рыночной трансформации национальной экономики Украины.

При этом знания, приобретенные на протяжении четырех лет обучения, получают новое качество в плане их систематизации и обобщения.

Главной задачей данного учебного пособия является оказание помощи студентам в изучении дисциплин экономической теории. Учебное пособие написано в форме «вопрос – ответ», изложение материала свободно от громоздких рассуждений и повторов, имеет необходимое количеством графиков и математический аппарат, и может быть использовано студентами экономических вузов для совершенствования своих знаний и формирования теоретической базы при подготовке к семестровым и государственным экзаменам.

Раздел 1. История ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Тема1.Предмет и метод истории экономики и экономической мысли

1.1. Предмет, метод и задачи истории экономики и экономической мысли

История экономики и экономической мысли развивается на стыке трех направлений исследования развития человеческого общества:

— Истории;

-Экономической теории;

-Конкретной экономики.

Исходя из этого, в структуре истории экономики и экономической мысли выделяют:

1.Экономическую историю разных стран, регионов, мира в целом;

2.Историю народного хозяйства; 3.Историю экономической мысли.

Описанная выше структура объясняет наличие неоднозначной трактовки объектов исследования в зависимости от сферы, которая анализируется. В общем смысле объектом изучения истории экономики и экономической мысли есть история зарождения, становления и развития экономических процессов, явлений и экономических течений. Для экономической истории различных регионов объектами выступают экономические причины и последствия отдельных исторических событий, экономическая политика государств, классов. Для истории народного хозяйства объектами является эволюция способов производства, история хозяйственных механизмов, история отдельных экономических процессов (урбанизация, кооперация, индустриализация и т.д.), история экономических институтов (налоги, цены, финансы и кредит, заработная плата). Для истории экономической мысли объектами являются история экономической теории, история отдельных теорий, экономических школ и направлений экономической мысли, история методов экономического анализа. Предметом изучения истории экономики и экономической мысли является развитие хозяйств, стран Европейской цивилизации и их научное отражение в экономической мысли. Задачей истории экономики и экономической мысли является формулировка современного экономического мышления и мировоззрения студентов, обеспечение усвоения ими знаний, методов исторического анализа экономических процессов на методологических принципах цивилизационной парадигмы развития общества.

История экономики и экономической мысли выполняет ряд функций:

1. Прагматическая — что предполагает обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития;

2. Ценностная — имеет целью нравственную оценку методов и результатов преобразований;
3. Культурная- предусматривает сохранение преемственности в хозяйственной практике, знакомство с альтернативными моделями развития; 4. Фундаментальная — имеет дело с анализом и обработкой разнообразной экономической информации;

5. Мировоззренческая — нацелена на формирование логики и стиля экономического мышления.

В процессе исследования истории экономики и экономической мысли используется ряд метол: исторический, логический, метод классификаций, хронологический, сравнительно-исторический, исторического моделирования, математической статистики, социальной психологии и т.п. Метод, с помощью которого обществоведческие науки изучают свой предмет, сформировавшийся в результате длительной истории и является общефилософским методом познания. Основным методом истории экономических учений является общий метод познания — исторический, диалектический, материалистический подход к анализу экономической теории. Этот метод является одним из главных достижений науки. Диалектический метод познания состоит в продвижении от конкретного к абстрагированного и от него опять к конкретно

Метод научной абстракции — метод углубленного познания действительности. Абстрагирование позволяет выделить типичное, постоянную сущность явления, сформулировать категории и законы науки, выражающие ее сущность. В системе методов существенное место занимает единство количественного и качественного анализа. Развитие количественной стороны явлений приводит к возникновению нового качества. Все указанные элементы метода познания обусловливают и эмпирический метод, т.е. накопления фактов. И, конечно же, с развитием математики и внедрением ее в экономику все больше используются методы математического анализа. Следует обратить внимание на принцип системности анализа. Он вытекает из всего сказанного: истину можно получить только в виде метода познания. Эмпирические, статистические, математические методы играют роль вспомогательных инструментов всеобщего метода познания.

Существует несколько причин, обусловливающих необходимость изучения истории экономики и экономической мысли в Украине.

Во — первых, формирование государственности и независимости в Украине обусловливают необходимость поиска наиболее оптимального алгоритма исторической. Процесс поиска, в свою очередь, предполагает глубокое знание исторического опыта, накопленного человечеством относительно экономических механизмов и методов государственного регулирования экономики, и оценку возможности его применения в отечественных условиях хозяйствования;

Во — вторых, как показывает мировой опыт, наиболее эффективным механизмом для экономики процветания является рыночный механизм. Однако, среди 10 стран с рыночной экономикой действительно процветают только 2-3 странам другие значительно отстают. То есть, сам по себе рынок не является панацеей. Он предоставляет только шанс, которым необходимо правильно воспользоваться. И именно история экономики и экономической мысли, накапливая опыт, позволяет из перечня вариантов рыночных моделей выбрать одну, наиболее адекватную отечественным условиям, модель. Изучение существующего опыта позволяет оценить недостатки и преимущества различных рыночных рычагов и механизмов, максимально сократить социальные расходы, поскольку прогресс часто достигается дорогой ценой;

В — третьих, знание истории экономики и экономической мысли позволяет действовать более рационально и эффективно, не привлекая огромные массы людей в разного рода эксперименты благодаря тому что формируется видение долгосрочных тенденций экономического развития и навык «объемного» восприятия социальных процессов. История экономики и экономической мысли связана со многими общественными науками, прежде всего со всемирной историей. Человек, совершенствуясь, приспосабливается к условиям существования и превращает их. Так, открытие силы пара и электричества, появление телефона и телеграфа и т.д., вызывает изменения во многих сферах человеческой деятельности. Они принесли как положительные, так и отрицательные результаты. Изменились условия труда, понадобились новые законы, появились новые экономические проблемы, изменилась этика, мораль, появилось множество новых мер общественного контроля.

Связь всемирной истории с историей экономики и экономической мысли основан на том, что обе они изучают явления в процессе их эволюции, а отличие состоит в том, что предмет всемирной истории значительно шире, потому что она изучает смену цивилизации в целом, а история экономики и экономической мысли — изменения в экономических процессах, хозяйственной деятельности и развития экономической мысли.
История экономики и экономической мысли связана с экономической теории. Так, история экономики и экономической мысли базируется на историческом методе исследования, экономическая теория — на логическом. Несмотря на это, они взаимосвязаны, поскольку без теоретических абстракций история экономики и экономической мысли лишается теоретической основы. В свою очередь, экономическая теория без историко — экономических обобщений превращается в бездоказательную науку. История экономики и экономической мысли связана с историей экономических учений, которая занимается изучением интерпретаций человеческого сознания тех или иных экономических явлений. Все остальные гуманитарных наук помогает объяснить ход экономического развития, а точнее, отдельные его моменты. Основными источниками изучения истории экономики и экономической мысли является: памятники материальной культуры, письменности, законы, деловые, административные юридические документы, статистические справочники.

1.2. Периодизация истории экономики и экономической мысли

Попытки периодизации экономического развития общества, т.е. установление определенных хронологически последовательных этапов (периодов), предусматривают наличие общих для всех или нескольких стран рис исторического развития. Так, русский историк-экономист Л.И. Мечников в основу периодизации положил географический фактор. Он считал, главным фактором развития общества являются водные пути и сообщения и различал истории человечества такие периоды:

1.Речной (цивилизации древних народов); 2.Средиземноморский(средневековье)

3.Океанический (новое и новейшее время).

Немецкий экономист и статист Б. Гильдебранд в основу периодизации положил историю денег. Он выделил три периода в экономическом развитии человечества:
1. Натуральное хозяйство (продукты обмениваются непосредственно без участия денег);
2. Денежное хозяйство (обмен осуществлялся с помощью денег);
3. Кредитное хозяйство (в обмене участвует кредит).

В основе периодизации экономической теории истории К. Бюхера лежит «меновая концепция», согласно которой в истории народного хозяйства выделяются следующие периоды:

1.замкнуте домашнее хозяйство, потребляющего продукт собственного производства;

городское хозяйство, который характеризуется переходом продукта от производителя к потребителю;

3. народное хозяйство с типовой множеством обмена. Англичанин Тойнби в основу периодизации положил культуру и религию.

Формационный подход — базируется на «Марксистское пятизвездочной схеме» деления мировой истории, в которой он выделил:
1.Первобытнообщинныйстрой;
2.Рабовладельческомстрой;
3.Феодальныйстрой;
4. Капиталистический строй;

5.Коммунистический строй.

Логика совершенная, но все же в данной схеме превалирует упрощенное понимание истории как линейно — прогрессивного процесса смены общественных формаций выше. Наиболее слабое место обозначенного подхода — однолинейность, которая неизбежно упрощает исторический процесс. Безусловно, нельзя лишить внимания античную, средневековую, буржуазную формации. Формационная схема является теорией, которая присуща только одному, хотя и важном, но ограниченном региона — Западной Европе, причем в определенном историческом отрезке — с момента зарождения классов и к середине XIX века.

Последователи Маркса пытались усовершенствовать его подход и устранить недостатки. Поэтому предложено несколько новых классификаций. Так, Д. Белл и А. Турен положили в основу своего видения периодов развития общества уровень его промышленного развития. Они различали:

1.доиндустриальное;
2.индустриальное;
3. постиндустриальное общество;

Но в этих подходах не удалось избежать упрощенного представления об истории развития человечества.

Цивилизационный подход — это исторический процесс как обобщенный, синтезированный взгляд на экономическое и социальное развитие общества. В центре внимания при ориентации на цивилизационный подход лежит не одна страна, а совокупность всех черт того или иного общества: материальных, идейных, культурных, религиозных, этических в их единстве, развития и преемственности. Основным преимуществом цивилизационного подхода является то, что исторический процесс рассматривается с позиции общечеловеческих интересов и ценностей, поскольку современному человечеству присущи общность ряда социально — экономических, научных, культурных характеристик. Недостаток этого подхода заключается в том, что основу исследования составляет критерий западной цивилизации с ее либерально — демократическими ценностями и высоким научно-техническим уровнем развития, который в настоящее время является недостижимым для большинства стран.

Современной общепринятой периодизацией исторического развития являются:
1. — Древняя история (100 тыс. лет до н.э.);

2Средние века;

3. Новое время;

4. Новейшее время (с 1914 до наших дней)

Исходя из вышесказанного история экономики и экономической мысли рассматривает:

— Древнюю историю — экономическую основу первобытнообщинного и рабовладельческого общества, экономическую мысль Древнего Востока, Египта, Индии, Китая, Греции;

— Средние века экономические предпосылки перехода к феодализму, этапы его развития, взгляды меркантилистов,
— Новое время — генезис капиталистического производства, экономическую основу и сущность промышленного переворота, сторонников классической школы политэкономии в разных странах, физиократии, марксизм и т.д.;

— • новейшее время- предпоссылки и результаты I и II Мировых войн, Великой Депрессии, экономическую роль государства, проблемы формирования социально — ориентированного рынка, взгляды кейнсианцев, институционализм и неоклассические школы, этапы и проблемы развития суверенной Украине.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом истории экономики и экономической мысли?

2. Что является объектом истории экономики и экономической мысли на разных уровнях?

3. Методы истории экономики и экономической мысли?

4. Функции истории экономики и экономической мысли?

5. Задача истории экономики и экономической мысли?

6. Чем обусловлена значимость истории экономики и экономической мысли?

7. На каких науках базируется история экономики и экономической мысли?

8. Периодизация истории экономики и экономической мысли: чем отличается формационный и цивилизационный подход?

Добавить комментарий

Закрыть меню