Исторические этапы российского федерализма

Федерализм и этапы его развития в России с 1917 г. по 1993 г

Становление и развитие федерализма в России

До революции 1917 г. Россия развивалась как унитарное государство на протяжении почти тысячи лет. Поэтому федерализм в России нами рассматривается с 1918 г., с III Всероссийского съезда советов.

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

1) создание основ социалистического федерализма (1918–1936 гг.);

2) утверждение фактического унитаризма в организации государственной власти в условиях сложной организации территории России (1937–1985 гг.);

3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции РФ 1993 г.

1. Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление «национального гнета». В федерации виделся государственно-правовой базис мировой социалистической революции, которую проповедовали большевики. Оснований для цивилизованного федерализма в стране, до 1917 г. бывшей унитарным государством, не было, ибо подавляющую часть населения составляли русские, и поэтому РСФСР могла сложиться только как федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами1.

Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде советов в январе 1918 г. Этим устанавливалось новое государственное устройство не только России, но и всей бывшей Российской империи. Но на первых порах федерации всех бывших окраинных территорий Российской империи не получилось. Была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, а Украина, Белоруссия, Туркестан и закавказские республики, также объявленные независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией.

На собственно российской территории начался хаотичные процесс создания автономий по национальному или географическому признаку, хотя ясных границ национального расселения не существовало. Тем не менее, этот процесс активизировался после принятия Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г. Были созданы Башкирская, Татарская и другие АССР, а также ряд автономных областей. Но большинство административно-территориальных частей России оставалось в статусе областей и губерний, в которых были созданы административные органы для решения вопросов национальных меньшинств. Всего в 1923 г. в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области1.


Процесс создания автономий, изменение их границ и полномочий продолжался и после принятия в 1925 г. новой Конституции РСФСР.

Созданный в 1922 г., СССР являл собой совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Это объединение народов было тесно увязано с антидемократической сущностью тоталитарного государства и представляло собой фиктивную федерацию. Считалось, что субъекты федерации являются национальными по форме и социалистическими по содержанию, но главное звено реального управления, каковым была коммунистическая партия, рассматривалось как сила интернациональная, что и превращало формально федеративное государство в фактически унитарное.

После создания СССР внимание к процессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено. Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой революции и ожидание соответствующего расширения территориальных границ РСФСР потерпели полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии встали вопросы укрепления Союза ССР, который преподносился как шедевр национальной политики партии.

2. Ко времени принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже по существу унитарным с точки зрения организации государственной власти. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и пять автономных областей.

Конституционные гарантии не оказали какого-либо сдерживающего влияния на политику репрессий, которая осуществлялась под руководством коммунистической партии. Без какого-либо камуфляжа были ликвидированы многие автономии, а целые народы подвергнуты массовой депортации. В 1941 г. эта варварская акция была осуществлена в отношении немцев Поволжья, в 1943 г. – калмыков и карачаевцев, в 1944 г. – чеченцев, ингушей и балкарцев. В послесталинский период автономии некоторых из этих народов были восстановлены, но только в 1991 г. Законом РСФСР о реабилитации репрессированных народов эти акции были объявлены преступными, а народы реабилитированы (Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. №1107–1 «О реабилитации репрессированных народов».


3. Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития СССР в целом и России в частности. В 1990–1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение об исключении из названия республик термина «автономная», они приобрели конституционный статус «республика в составе Российской Федерации».

В условиях усилившихся центробежных тенденций, создававших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г. был включен в Конституцию РСФСР в качестве ее составной части. Договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург, автономные образования признавались субъектами Федерации.

Конституция РФ не предусматривает право субъекта на односторонний выход из состава РФ – право сецессии. Поэтому любое официальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции РФ, в частности, ее норм о государственной целостности России (ч. 3 ст. 4).

Применение двух подходов в основание выделения субъектов – национальный и территориальный – также относится к особенностям российского федерализма. В результате из 82 субъектов 26 (21 республика + 4 автономных округа + 1 автономная область) являются национальными, что преимущественно отражено в названии данных субъектов, и 56 территориальных субъектов (9 краев + 45 областей + 2 города федерального значения).

Таким образом, формирование современных федеративных отношений в России обусловлено историческими корнями, политическими факторами, национально-этническими особенностями России1.

3. Современный российский федерализм и перспективы развития

3.1 Принципы и особенности современного российского федерализма

В науке конституционного права федерализм рассматривается как принцип, режим и форма государственного устройства. Как принцип федерализм представляет собой способ разрешения противоречий и объединения людей на государственном уровне. В качестве режима и формы государственного устройства он определяет разделение государственной власти по вертикали1.

Принцип федерализма в России обладает своими особенностями, обусловленными той политической обстановкой 90-х годов, в которой он складывался, экономическими, социальными условиями его становления, идеологической основой и иными обстоятельствами. В результате он нашел свое отражение в Конституции РФ 1993 г. и в практике ее последующей реализации.

Принципы российского федерализма закреплены главным образом в ст. 5 Конституции РФ, а также вытекают из толкования отдельных ее положений.

Исследователи по-разному называют принципы, их количество. Однако по вопросу содержания основополагающих принципов российского федерализма они в целом придерживаются схожих точек зрения. К таким принципам относятся: принцип построения Российской Федерации на сочетании национально-территориального и территориального начал; принцип государственной целостности Российской Федерации; принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации; принцип равноправия субъектов Российской Федерации; принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации2.

Перечень принципов российского федерализма отражен в конституции РФ в которых входят следующие принципы:

– принцип государственной целостности;

– принципа равноправия народов и субъектов Российской Федерации;

– принципа единства системы государственной власти;

– принципа разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

– единый и равный для всех субъектов РФ стандарт основных прав и обязанностей человека и гражданина;

– принципы верховенства федерального права.

Каждый принцип, будучи закрепленным в Конституции РФ, должен был получить свое воплощение в российской действительности. На бумаге эти основополагающие начала и направления развития государственности Российской Федерации представлялись ясными и очевидными. Противоречия и сложности стали возникать в процессе их реализации.

Исторические этапы российского федерализма

Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма. Иной раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское. Этот процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и спасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы. Со временем Россия превратилась в государство, спаянное воедино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересами — экономическими, социальными, культурными, политическими. Однако Россия, и это хотелось бы подчеркнуть, создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство. Чем более крепла царская власть, тем четче идеи единой и неделимой России принимали государственные формы.

Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признавался. Разумеется, система управления страной не могла не отражать особенности положения ряда регионов. Эта система отнюдь не была столь примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы автономии можно было найти в Финляндии и в Польше. Наместник царя на Кавказе по положению был в своем регионе выше российских министров и имел право не допускать исполнения их решений в своем регионе. Российская империя умела включать в осуществление власти национальные «верхи».

Известный российский правовед профессор Н. М.

Коркунов писал уже в канун первой мировой войны: «Россия могла быть только единым государством. Она никогда не образовывала и не образует ни федерации, ни унии». И это было сказано не случайно. Основные законы царской России провозглашали, что во всем ее пространстве власть принадлежала государю. В верховном управлении его власть действовала непосредственно, а «в делах же управления подчиненного», как говорилось в то время, определенная степень власти могла вверяться государем местам и лицам, действовавшим, однако, его именем и по его повелению. Конституционный манифест 17 октября 1905 года, от которого либеральные круги России могли ожидать более серьезных реформ, внес в государственное устройство России мало нового.

Федерализм вначале не признавался и большевистской партией. Считалось, что он ослабляет необходимое единство экономических связей и вообще является негодным типом для одного государства. В принципе партия выдвигала лозунги самоопределения наций, входящих в состав государства, но не шла дальше требований широкого областного самоуправления, особенно для местностей, отличавшихся национальным составом населения. Предпочтение явно отдавалось крупному централизованному государству.

Ленин и его сторонники позднее пересмотрели свое отношение к федерализму. Решающую роль играло возрастание национального фактора в борьбе за политическую власть. Еще накануне первой мировой войны большевистская партия провозгласила, что право наций на самоопределение охватывает их право на отделение и образование самостоятельного государства. Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что решение вопроса об отделении непозволительно смешивать с вопросом о его целесообразности. Примечательно, что в первых актах победившей советской власти вопрос о государственном устройстве практически не затрагивался.

Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако, потребовала радикальных решений: центральная власть вынуждена была бороться за свое выживание, а усиление сепаратизма и национализма вело к тому, что от бывшей «единой и неделимой» отпадали все новые регионы. Окончательно вышли из состава России Польша и Финляндия, приобретали государственную самостоятельность Литва, Латвия и Эстония, реальной становилась возможность отделения Украины и Белоруссии, не говоря уже о Грузии, Армении и Азербайджане. В этих условиях лозунги федерализма стали спасительными для сохранения крупного государства.

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

1)Создание основ социалистического федерализма (1918-1936);

2)Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985);

3)Реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 года.

Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление «национального гнета». Российская федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Этим устанавливалось новое государственное устройство не только собственно России (как мы ее понимаем сегодня), но и всей бывшей Российской империи, на территории которой впоследствии был создан СССР. На российской территории начался хаотичный процесс создания автономий (республик и областей) по национальному или географическому признаку, хотя ясных границ национального расселения не существовало, да и население в национальном отношении часто было смешанным. Тем не менее, этот процесс активизировался после принятия Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. Были созданы Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие АССР, а также ряд автономных областей (Чувашская, Карельская, Марийская и др.). Всего в 1923 г. в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области. Созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Это объединение народов было тесно связано с антидемократической сущностью тоталитарного государства и являло собой фиктивную федерацию. Самым заметным результатом такого устройства как СССР, так и РСФСР явился подспудно развившийся национализм, особенно опасный там, где он проявился в этнически смешанном обществе и на произвольно определенных территориях. После создания СССР внимание к процессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено. Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой революции и ожидания соответствующего расширения территориальных границ РСФСР потерпела полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии оказались вопросы укрепления Союза ССР, который преподносился как результат национальной политики партии и лично И.В. Сталина.

Ко времени принятия Конституции СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10 имевшихся национальных округов не были названы). Что касается краев и областей, в которых проживало подавляющее большинство населения страны, то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались. Без какого-либо правового камуфляжа были ликвидированы многие автономии, а целые народы подвергнуты массовой депортации. Опыт государственного устройства советского периода ясно указывает, что тоталитаризм и федерализм несовместимы. Идея преодоления «национального гнета» и утверждение «национальной государственности» служили средством, отвлекающим народы от создания подлинной демократии и правового государства. Федерализм являл собой только прикрытие для жестко централизованного государства.

Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности. Неумение властей найти адекватные политические ответы на этот вызов времени в соединении с нараставшими объективными потребностями в демократизации государственного устройства привели к распаду СССР и «параду суверенитетов» автономных образований РСФСР. В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В условиях усилившихся центробежных тенденций, создавших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г. был включен в Конституцию как ее составная часть. Однако это не решило всех проблем государственного устройства Российской Федерации и не привело к полной ликвидации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя права субъектов Федерации и были расширены, но их равноправие по существу закреплено не было.

Поиск Лекций

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СМОЛЕНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО ЭКОНОМИЧЕКИЙ КОЛЛЕДЖ

Конспект

Лекция по дисциплине Конституционное право

Тема: «Государственное устройство Российской Федерации»

Преподаватель: Самуйлова Е.В.

2010 г.

Тема: Государственное устройство Российской Федерации

Цель учебного занятия для преподавателя:

ü Научить анализировать и систематизировать знания и умения,

ü Учить студентов самостоятельно добывать знания;

ü Формировать профессиональные компетентности, развивать профессиональную речь юриста;

ü Воспитывать самостоятельность, дисциплину, аккуратность;

ü Формировать гражданскую позицию и правовую культуру юриста.

Цель учебного занятия для студентов:

ü Выявить основные характеристики Федерации как формы государственного устройства;

ü Выявить особенности российского федерализма;

ü Уметь давать сравнительный анализ конституционно – правового статуса субъектов РФ;

ü Уметь разграничивать компетенции федерации и субъектов федерации.

Инструктивная карта

Используемые технологии:активная учебная лекция

Ход занятия

Этапы Деятельность обучающегося Вид деятельности Деятельность преподавателя
Ориентировачно-мотивационный этап Самоцелеполагание – формулирование целей предстоящего занятия Постановка проблемных вопросов. Интерактивная доска Создание доброжелательного настроя на занятие. Разработка методического материала для занятия.
Этап актуализации опорных знаний Актуализация опорных знаний по теме, установление взаимосвязей между дисциплинами: Теория государства и права и Конституционное право Заполнение схемы с использованием интерактивной доски Экспертный контроль.
Основной этап Самоорганизация – оформление тезисов лекции, анализ РЛ Самостоятельная индивидуальная работа, работа с РЛ Экспертный контроль
Рефлекторно-оценочный этап Обобщение, анализ, выводы о проделанной работе. Самостоятельная работа по оценке качества проделанной работы Экспертный контроль определения освоения профессиональных компетентностей.

Список источников и литературы:

  1. Конституция РФ. 1993г.
  2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. 1990 г.
  3. Федеративный договор. СПС «Гарант»

Основная литература:

1. Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2007

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд. Преработ. – М.: ТК Велби 2008

3. Колесникова Е.В. Комкова Г.Н. Кулушева М.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

Дополнительная литература:

  1. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: ТК Велби, 2005
  2. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции – М.: Норма 2010

План:

Понятие и формы государственного устройства

  1. Исторические этапы российского федерализма
  2. Виды и правовой статус субъектов РФ
  3. Разграничение предметов ведения

Понятие и формы государственного устройства

Форма государственного устройства характеризует территориальную организацию государственной власти, деление территории государств на составные части, их правовое положение, принципы взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Различаются две основные формы государственного устройства- унитарная и федеративная.

Унитарное государство — это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.

Федерация представляет собой юридически единое союзное государство, в состав которого входят определенные государства или государственные образования, обладающие властью и полномочиями в решении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеральной власти.

Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства — одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра.(слайд – карта федеративных государств)

Образование федерации возможно на основании трех принципов: национального (Югославия), территориального (США, ФРГ), национально-территориального (Россия).

Конституционно-правовой статус РФ представляет собой совокупность юридических признаков, определяющих юридическую природу российского федерализма.

Признаки:

  1. учредительный характер государственной власти – признание и юридическое оформление важнейших социально-экономических и политических институтов общества и государства;
  2. территориальное верховенство, целостность государственной территории – см. ст. 67 Конституции РФ. Субъекты РФ не обладают правом сецессии – т.е. лишены права на выход из состава РФ;
  3. двухуровневая система законодательства – федеральная конституционно-правовая система (Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, правовые акты Президента РФ, Правительства РФ) и региональная правовая система (Конституции (Уставы), Законы субъектов РФ);
  4. двухуровневая система органов государственной власти – представляет собой единый, целостный организм, функционирующий на основе общих принципов, установленных федерацией

Система региональных органов власти представлена: высшим должностным лицом субъекта РФ, законодательным (представительным) органом государственной власти, высшим исполнительным органом государственной власти, мировыми судьями, в некоторых субъектах РФ – конституционными (уставными) судами.

  1. федеральное гражданство – согласно п. «в» ст. 71 Конституции РФ гражданство в РФ относится к исключительному ведению РФ.
  2. федеральная государственная собственность, единая экономическая система;
  3. национальные вооруженные силы;
  4. официальный статус государственного языка –Русский язык соединяет в себе функции Государственного языка РФ и национального языка русского народа;
  5. наличие государственных символов

Теоретически можно себе представить еще одну форму государственного устройства — конфедерацию, которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя, по сути, они давно превратились в федерации.

Исторические этапы российского федерализма

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

1) создание основ социалистического федерализма (1918— 1936);

2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937—1985);

3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.

В результате Октябрьской революции была провозглашена Российская Советская Республика в границах дореволюционной царской России. Было провозглашено право наций на самоопределение, и уже в конце 1917 г. этим правом воспользовалась Финляндия

Постепенно происходит усложнение формы государственного единства от унитарного к федеративной. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. провозгласила Россию федерацией. Т.о. устанавливалось новое государственное устройство. Первой автономной частью России стала Советская Латвия (дек.

1917 г.)

На территории российской социалистической республики начинается процесс создания автономных областей. Параллельно идет процесс создания трудовых коммун, в конце 1918 г. была образована Трудовая коммуна Немцев Поволжья, впоследствии ставшей автономной республикой.

В 1919 г. в составе РСФСР была образована Башкирская АССР, 1920-21 гг. – Киргизская АССР, Татарская, Дагестанская, Горская автономные республики и другие субъекты.

Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию. В отличии от автономной республики автономные трудовые коммуны не имели атрибутов государственности так же как и автономные области.

Период Гражданской войны породил тенденции к самоопределению многих республик, так РФ признает полную государственную самостоятельность Эстонии, Латвии, Литвы (дек. 1918), Белоруссии (янв. 1919), Украины (янв-февр.1919). В 1920 образовались Азербайджанская и Армянская Советские республики, в начале 1921 г. Грузинская Советская республика.

Созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Считалось, что субъекты федерации являются национальными по форме и социалистическими по содержанию,

Ко времени принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство по своей сути становиться унитарным. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10 имевшихся национальных округов не были названы). Что касается краев и областей, в которых проживало подавляющее большинство населения страны, то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались.

Автономные республики стали рассматриваться как несуверенные государства, их конституции, например, подлежали утверждению Верховным Советом РСФСР.

В отношении некоторых народов были предприняты массовые депортации. В 1941 г. в отношении немцев Поволжья, в 1943 г. — калмыков и карачаевцев, в 1944 г. — чеченцев, ингушей и балкарцев. С мест проживания были принудительно выселены крымские татары, турки-месхетинцы, корейцы, греки, курды и др. В послесталинский период (в конце 1950-х гг.) автономии некоторых из этих народов были восстановлены, но только в 1991 г. Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» эти акции были объявлены преступными, а народы реабилитированы.

Конституция РСФСР 1978 года вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободного выхода и СССР. В соответствии с Конституцией в составе РФ находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов.

Становление демократического государства породило и решение вопросов относительно автономных республик. Важным моментом явилось принятие Декларации «О государственном суверенитете РСФСР» (12.06.1990 г.) В 1990—1991 гг. большинство из республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.) сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение об исключении из названия республик термина «автономная», они приобрели конституционный статус «республика в составе Российской Федерации».

В условиях центробежных тенденций, создававших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора. Федеративный договор — совокупное название трех договоров, заключенных между Российской Федерацией в лице ее Президента Б. Н. Ельцина и органами государственной власти субъектов РФ в лице их высших должностных лиц или глав администраций (президентов, губернаторов). По сути, договоры касались разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации.

Все три договора были одобрены Съездом народных депутатов РФ и стали рассматриваться как составная часть действовавшей тогда Конституции. Договоры дали некоторые основания, по мнению М.В. Баглая для ошибочного представления о Российской Федерации как о договорной федерации, в то время как Россия десятилетиями развивалась как конституционная федерация.

Конституция 1993 г. закрепила федеративное устройство в составе 89 субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа).

Рекомендуемые страницы:


Добавить комментарий

Закрыть меню