Источники римского частного права

Источники римского частного права

1 Понятие и виды источников римского частного права

2 Обычное право — «неписаное право»

3 Закон — «писаное право»

4 Эдикты магистратов и их значение для выработки новой системы права

5 Деятельность юристов. Значение римской юриспруденции дляформирования и развития права

6 Систематизация (кодификация) римского частного права

Список использованных источников

1 Понятие и виды источников римского частного права

Источники римского частного права – это формы и способы выражения и закрепления норм римского частного права.

Концепция римской правовой культуры предусматривала то, что содержание требований права предоставляется, во-первых, собственными для данного народа установлениями (или правом гражданским в широком смысле слова); во-вторых – согласованностью с естественным разумом общежития, общим для всех народов, или правом общенародным (ius gentium). Если первое считается главным источником политических и семейных установлений, то вторым «введены» в действие почти все договоры и оно служит основой для организации коммерции, оборота и т. п. Собственное право данного народа может состоять из писанного и из не писанного. К последнему, преимущественно относится обычай. Естественное право считается неизменным, т.к. оно установлено «Божественным провидением». В отличие от него право гражданское или установленное народом может изменяться. Это писанное и изменяемое право может считаться источником норм права в собственном смысле. Внутреннее подразделение, принятое в римской юриспруденции, отражало далее уже различия по форме образования этих норм:

• обычное право;

• закон:

– в республиканский период – постановления народного собрания;

– в эпоху принципата – сенатусконсульты, постановления сената, которыми прикрывалась воля принцепса;

– в период абсолютной монархии – императорские конституции);

• эдикты магистратов;

• деятельность юристов.

По кругу субъектов, на которых распространялось римское частное право, можно выделить:

• источники цивильного права;

• источники преторского права.

Цивильное право действовало только в отношении римских граждан. Но в связи с тем, что со временем римляне все больше стали вступать в деловые контакты с гражданами других государств (с не гражданами Рима), возникла необходимость в правовом регулировании данных отношений.

Это достигалось путем издания специального акта особым должностным лицом Древнего Рима — претором. В данном акте излагались правила, которые подлежали применению в отношениях между римлянами и чужестранцами. Совокупность таких актов (правил) и образовывала преторское право. К концу VI в. н. э. различие между цивильным и преторским правом практически исчезло.

2 Обычное право – «неписаное право»

Обычное право – это совокупность неписаных правил поведения и обычаев, которые сложились в Древнем Риме в результате их неоднократного, традиционного применения и санкционирования государством. В отличие от простого обычая обычное право признается государством и им же защищается.

Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского частного права. Обычаи складывались в практике предков, жрецов и магистратов. Обычаи признавались источником права в том случае, если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах. Однако, не всякий обычай мог признаваться имеющим правовую силу. Обычай не должен был противоречить закону. Подразумевалось, что он его дополняет и оживляет. Безусловным считалось, что обычай не в силах отменять указания закона.

Для своего признания в качестве правового требования, т. е. дающего основание для защиты судом, обычай должен был отвечать некоторым дополнительным критериям:

1) он должен выражать продолжительную правовую практику, во всяком случае, в пределах жизни более одного поколения;

2) он должен выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;

3) он должен воплощать неотложную и разумную потребность в именно правовом регулировании ситуации, т.е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могут составить правовое требование обычая (например, не создают такого обыкновения «давать на чай «, разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т. д.);

4) специфику правового применения обычая составляло то, что ссылающийся на обычай должен сам доказывать факт его наличия; обычай не презюмировался в суде, а доказывался.

Важную особенность римского правового обычая составила, особенно в классическом праве, неразрывность понимания обычая с нравами. Предписания обычая – это «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования.

3 Закон — «писаное право»

Развитие Древнего Рима потребовало более определенных и динамичных форм правообразования. На место обычного права пришел закон – «писаное право». Для признания правового предписания в качестве закона, необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е., так или иначе, воплощал весь римский народ, чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Законом считалось постановление, принятое при соблюдении соответствующей процедуры и соответствующего содержания: «Законы – это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и др. Иногда наименование было двойным по двум именам, например, консулов: закон Валерия-Горация и т. п. Закон должен был содержать определенные элементы, исходя из чего, в формуле закона различали три составные части:

1) введение или указатель обстоятельств издания — имена инициаторов закона и вид народного собрания;

2) нормативное предписание, включающее в себя указание на условие его действия и содержание самого правила поведения;

3) последствия нарушения закона (sanktio), где постановлялись последствия нарушения закона и ответственность нарушителя.

Эти части закона существуют и в настоящее время как структурные элементы современной правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). В зависимости от направляющего действия санкции как гарантии соблюдения закона различались законы:

1) несовершенные – не содержащие в себе санкции;

2) совершенные – санкция которых объявляла недействительным противозаконный акт;

3) менее совершенные – санкция которых указывала на взыскание штрафа при сохранении юридической силы противозаконного акта;

4) более совершенные – санкция которых предусматривала и недействительность противозаконного акта, и взыскание штрафа.

Для принятия, закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума. Приниматься закон мог только целиком, либо так же целиком отвергаться, частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

В республиканский период (до I в. н. э.) все законы принимались только народным собранием и именовались «leges» (например, lex Aquilia — Аквилиев закон). Развитие жизни выдвигало этот источник права на первое место. Тем не менее, в республиканском Риме законов издавалось не так много; получили огромное распространение специфические римские формы правообразования: эдикты судебных магистратов и деятельность юристов. Консерватизму, характеризующему римское право, эти, последние формы правообразования соответствовали гораздо более чем издание новых законов.

Из 800 известных нам законов наиболее значительными являются Законы XII таблиц. Они были приняты народным собранием в середине V в. до н. э. и действовали примерно три века. Хотя они находятся за хронологическими рамками классического периода, следует о них упомянуть отдельно, т. к. на них воспитывалось правосознание многих поколений римлян. Законы XII таблиц являлись основой цивильного права и имели огромное значение в развитии римского права. С изданием Законов XII таблиц значимость прежде всесильной понтификальной юстиции упала, заключительный удар по ней был нанесен в 304 г. до н. э. опубликованием календаря судебных дней и форм судебных исков Гнеем Флавием. После этого жреческая аристократия сохранила только полномочия толкования писаного права, в рамках норм законов и только в целях наилучшего следования им в судебных делах. Из этой функции понтификов, основанной уже не на религиозном авторитете, а на лучшем знании права, стала формироваться консультационная юриспруденция и собственно литература права, служащая дополнением и комментарием к нормативному уровню права.

Кроме законов XII таблиц, важное значение для гражданского права имеют: lex Poetelia (Поетелиев закон), IV в. до н. э., отменивший продажу в рабство и убийство должника, не уплатившего долга; lex Aquilia (Аквилиев закон), примерно III в. до н.э., об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей; lex Falcidia (Фальцидиев закон), I в. до н.э., об ограничении завещательных отказов и др.

В эпоху принципата (с I в. н. э.) народные собрания не соответствовали новому строю и поэтому потеряли былое значение. Главенствующее положение народных собраний в правотворческом процессе занимает сенат, не имевший в период республики законодательной власти. Его компетенция выражалась формулой: «сенат полагает, советует, рекомендует», а его акты имели значение инструкций магистратам. Тем не менее, постановления сената (сенатусконсульты) становятся основными источниками права, поскольку теперь они чаще всего являлись правовой формой предложений принцепса, содержащихся в его речах или письменных представлениях, который лишь прикрывался видимостью республиканских форм.

Понятие и виды источников римского права

Рассмотрим понятие «источник права» и выявим виды источников права.

Историк Тит Ливии охарактеризовал законы XII таблиц как вид источника для всего публичного и частного права. Он обозначил понятием «источник» начало, из которого происходит развитие римского права.

Понятие «источник» употребляется в данном случае в смысле корня, из которого сформировалось могучее дерево римского права.

В юридической литературе выражение «источник права» употребляется в нескольких значениях:

– как источник содержания правовых норм;

– как способ образования норм права;

– как источник изучения и понимания права.

Истинным источником содержания права являются материальные условия жизни общества и человека. Это нужно знать и при рассмотрении права рабовладельческого общества.

Базисом производственных отношений в рамках рабовладельческого строя является собственность рабовладельца на средства производства и работников производства (рабов). В подобных условиях жизни рабовладельческого строя образуется источник содержания норм римского права.

Другое значение понятия «источники права» отвечает на вопрос, какими путями формируется определенная норма права.

Для того, чтобы не путать значение понятия «источники права» в данном случае следует говорить о формах образования (выражения) права.

В истории римского права формами правообразования выступали:

– обычное право;

– закон;

– эдикты магистратов;

– деятельность юристов.

Понятие «источники римского права» также используется в значении источников познания римского права. К ним относят юридические памятники, например, кодификация императора Юстиниана; произведения римских юристов (в особенности произведения римских историков Тита Ливия, Тацита и других); римских ораторов и писателей, лириков и сатириков; философа Сенеки и других.

К значимому виду источников изучения римского права относят надписи на дереве, камне, бронзе (например, «Гераклейская таблица», бронзовая доска с законом о муниципальном устройстве), на стенах построек и т.д.

В новое время (со второй половины XIX века) надписи стали публиковать в специальном издании Своде латинских надписей. Над данным изданием много трудились историки Моммзен, Гюбнер, Гиршфельд и др.

Исследованием надписей занимается специальная отрасль исторической науки – эпиграфика.

Важным видом источников изучения римского права являются папирусы. Их исследованием занимается специальная отрасль исторической науки – папирология.

Выявим состав источников римского права, а также определим содержание категории «источник права».

В литературе по римскому праву понятие «источник права» используется в различных значениях, как:

– источник, содержащий правовые нормы;

– форма возникновения норм права;

– источник познания права.

Согласно Институциям Гая к источникам права относятся: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, деятельность юристов. Данные источники раскрывают способ (форму) образования норм права. Соответственно, источник права рассматривался в Риме как способ (форма) образования права.

В Институциях Юстиниана указывается два вида источников:

– закон и иные нормы, которые исходят от государственных органов и представлены ими в письменной форме;

– нормы, которые формируются в практической деятельности (правовые обычаи).

В зависимости от письменной или устной формы источников римляне выделяли право писаное (jus scriptum) и неписаное (jus non scriptum).

В широком смыслек источникам права причисляют многочисленные правовые и другие памятники, которые включают юридические нормы и иные данные о праве. В первую очередь к ним следует отнести кодификацию Юстиниана, произведения римских юристов, историков, философов, папирусы с текстами отдельных договоров и надписи на дереве, камне и т.д.

Обычное право и закон. Самым древним неписаным источником права Рима являлось обычное право как совокупность правовых обычаев.

В современной теории права под правовым обычаем понимается правило поведения, которое сложилось по причине его долгого фактического применения и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Римский юрист Юлиан указывал на давность (длительность) применения обычая и молчаливом согласии общества (признание его государством в качестве общеобязательного правила) на его применение.

Нормы обычного права включали обычаи предков, обычную практику, обычаи жрецов, обычаи практики магистратов.

В древний период помимо обычного права в Риме в качестве источника права применялись и законы (leges). К первым законам в Риме относятся законодательные акты, которые принимались народными собраниями и утверждались Сенатом.

В 451–450 годах до нашей эры была сделана запись обычаев, которая получила название Законов XII таблиц.

Эдикты магистратов. Римские судебные магистраты имели право на издание постановлений для римских граждан и других жителей Римского государства.

Термин «эдикт» произошел от слова «dico» («говорю») и в соответствии с ним изначально трактовался как устное объявление магистрата следующих видов:

– постоянный эдикт издавался новым магистратом и указывал на то, какие правила будут в основе его деятельности (своеобразный план работы);

– разовый эдикт издавался в связи с решением конкретного дела и по иным незапланированным поводам.

В последующем эдикты принимались в письменной форме и действовали лишь в период управления издавшего их магистрата, а следующий магистрат мог их отменить либо продлить. В начале II века нашей эры эдикты были названы вечными и неизменными.

Деятельность юристов. Большое распространение приобрела такая специфическая римская форма правообразования как деятельность юристов (юриспруденция).

Толкование юристами действующих законов и сочинения юристов, которые посвящались законодательству, именовали комментариями. Также юристы формировали сборники казусов, в которых высказывали своё мнение об определенных юридических событиях. Римские юристы создавали учебники по римскому праву и являлись преподавателями права.

Сочинения римских юристов были тесно увязаны с практикой. Реализуемый ими анализ правоотношений и представление правовых норм характеризовались точностью, глубиной, логической последовательностью и обоснованностью решений.

К выдающимся римским юристам, внесшим огромный вклад в развитие римского права, следует отнести следующих деятелей: Марк Манилий, Юний Брут, Публий Сцевола, Лабеон, Капитон, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин, Гай и другие.

Кодификация Юстиниана. Первая половина VI века нашей эры характеризовалась стремлением императора Юстиниана восстановить и вновь объединить некогда великую Римскую империю.

Огромный труд по составлению юстиниановского Свода был осуществлен в несколько приемов и в относительно короткий срок.

Внимание Юстиниана было сосредоточено на собрании императорских конституций. Следовало привести в порядок конституции, которые накопились за сто лет после издания «Феодосийского кодекса».

Однако Юстиниан решил более сложную задачу – пересмотр и прежних кодексов (Грегорианского, Гермогенского и Феодосийского) путем исключения из этих источников всего устаревшего, а все действующее объединялось в одном сборнике.

Для решения поставленной цели Юстиниан сформировал и назначил комиссию из 10 человек. Через один год комиссия завершила свою работу, и указом «Summa rei publicae» был обнародован Кодекс Юстиниана, который отменил собой три прежних.

Свод законов императора Юстиниана состоял из трех крупных сборников источников римского права: институции, Дигесты и Кодекс.

После опубликования Свода Юстиниан подготовил собрание императорских конституций за период с 535 по 565 год, которые не вошли в Свод. Указанное собрание получило название Новеллы.

По замыслу Юстиниана все вышеуказанные части юстиниановской кодификации должны были составить одно целое (один «Corpus» права), хотя они и не были первоначально соединены под одним общим названием.

Только в Средние века, по мере возрождения интереса к изучению римского права (начиная с XII столетия), весь юстиниановский Свод стал называться общим именем «Corpus juris civilis», под которым он известен и ныне.

Добавить комментарий

Закрыть меню