Источники гражданского права

Источники гражданского права и формы гражданского законодательства

Понятие «источники права» было введено две тысячи лет назад Титом Ливием. Источники, как считает Разумович Н. Н. «это внешняя форма существования содержания норм права».

В континентальной Европе, большинстве латиноамериканских стран, некоторых странах Азии (например, Японии и Таиланде) источниками гражданского права являются гражданские и торговые кодексы, построенные по пандектной либо институциональной системе, а также иные законодательные акты.

Дополняет их судебная практика, которая хотя формально и не может противоречить закону, но комментируя и конкретизируя его фактически создает новые правовые нормы. К источникам гражданского права относят также и обычаи гражданского оборота, применяемые судами в случаях, когда отсутствует законодательно установленная норма либо обобщение судебной практики.

Основным источником гражданского права Великобритании (т. н. общего права) с средних веков и до последнего времени являлся судебный прецедент. Несмотря на то, что закон как источник гражданского права формально стоит выше прецедента, фактически система судебных прецедентов расширяет в достаточно широких пределах рамки судейского усмотрения при решении конкретных дел. Такое положение стало меняться лишь в последние десятилетия в связи с ростом статуса и объёма норм статутного права (законодательства).

Систему общего права Великобритании заимствовали США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Индия и многие другие её бывшие колонии, где она в настоящее время применяется с незначительными отличиями. Также как и в Великобритании в этих странах в последнее время увеличивается роль закона и соответственно уменьшается — судебного прецедента.

В США принятие правовых актов в области гражданского права отнесено к компетенции не федеральной власти, а штатов, которые однако, фактически принимают свои кодифицированные акты гражданского права на основе Единообразного торгового кодекса США.

Гражданское право Российской Федерации относится к континентальному праву и включает в себя положения германского и французского гражданских кодексов. В настоящее время гражданско-правовые отношения регулируются прежде всего Гражданским кодексом России, а также другими федеральными законами, затрагивающими вопросы гражданского права (например, об обществах с ограниченной ответственностью, об акционерных обществах).

Принято выделять следующие источники гражданского права в РФ: 1) Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ (ч.4 ст. 15 Конституции РФ); 2) Конституция РФ (ч.2 ст.4, ст. 15 Конституции РФ); 3) Гражданское Законодательство: а) Гражданский Кодекс б) Федеральные Законы, принятые в соответствии с ГК РФ; 4) Иные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и т. д.); 5) Обычаи делового оборота (ст.5 ГК); 6) Акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 7) Локальные нормативные акты юридических лиц; 8) Действующие нормативно-правовые акты РСФСР и СССР. 9) Конституции других стран(Азербайджан) Следует также отделять термины «гражданское законодательство» и «источники права», так «гражданское законодательство» находится в ведении Российской Федерации, но не субъектов федерации.

В большинстве стран бывшего СССР действуют гражданские кодексы наряду с хозяйственными (коммерческими) кодексами, такая ситуация на Украине, в Молдавии, в Белоруссии.

Иерархия гражданского законодательства:

  1. Акты международного права, ратифицированные РФ
  2. Конституция РФ — как база и акт прямого действия
  3. Федеральные конституционные законы
  4. Федеральные законыГражданский кодекс РФ
  5. Указы Президента РФ.
  6. Постановления правительства РФ.
  7. Ведомственные нормативные акты.

Источники гражданского права РФ включают в себя:

  • Нормативные правовые акты
  • Международные договоры
  • Обычаи делового оборота

Различают законы:

  • Федеральные конституционные законы.
  • Федеральные законы
  • Законы субъектов Федерации

Федеральный конституционный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собраниемс соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящей изменения и дополнения в Конституцию.

Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.

Закон субъектов РФ — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.

Федеральные законы подразделяются на:

  1. Акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты)
  • Указы Президента РФ
  • Постановления Правительства РФ
  • Акты федеральных органов исполнительной власти
    • Нормативные акты принимаемые министерствами и ведомствами
  • Акты исполнительных органов субъектов РФ
  • Обычаи делового оборота — правила поведения сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области не предусмотренные законодательством.
  • Нормы международного права и международные договоры РФ.
  • 2. Основные источники гражданского права

    К источникам гражданского права относятся:
    1. Конституция Российской Федерации (ст.ст. 8, 9, 15, 34, 35 и др.). Согласно ст. 15 Конституции России, она имеет высшую юридическую силу, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Предусмотрен определенный механизм защиты высшей юридической силы Конституции — суд. Установив при рассмотрении дела противоречие акта государственного и муниципального органа Конституции, он обязан применить норму Конституции России (ст. 120, ч. 2). Многие конституционные нормы являются непосредственными источниками гражданского права. Так, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Статья 35 устанавливает гарантии права частной собственности.
    2. Международные договоры Российской Федерации и общепризнанные нормы международного права (ч. 4 ст. 15 Конституции России). В качестве примера можно привести Венскую Конвенцию ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров.
    Это могут быть международные договоры универсального характера, например, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. (Ст. 1 Протокола № 1 к указанной Конвенции гарантирует неприкосновенность имущества физическим и юридическим лицам. В практике Европейского суда по правам человека слушалось несколько дел, связанных с нарушением государствами прав, гарантированных указанной статьей).
    Договоры между Российской Федерацией и иностранным государством могут содержать нормы, которые отступают от положений национального законодательства. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15, ч.4 Конституции Российской Федерации).
    3. Федеральные законы. Они принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации или на основе всенародного референдума. При регулировании экономических отношений следует иметь в виду, что отношения, основанные на юридическом равенстве участников гражданского оборота, в основном регулируются Гражданским кодексом РФ. Вместе с тем нельзя не отметить, что ГК РФ отчасти регулирует и иные предпринимательские отношения как внутрифирменные, так и властно-публичные (процедуры регистрации и ликвидации юридических лиц, нормы о конкуренции, нормы о понуждении к заключению договора, вопросы принудительного прекращения права собственности в публичных интересах и пр. При применении норм ГК РФ следует иметь в виду объективные границы, установленные ст. 3 Гражданского кодекса РФ: нормы гражданского законодательства не применяются к отношениям, основанным на административном, финансовом и ином властном подчинении одной стороны другой, если иное прямо не предусмотрено законом. Поэтому нельзя применять нормы ГК РФ в отношениях, регулируемых административным, финансовым, трудовым и иными отраслями права. Например, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ разъяснили, что, поскольку ни гражданским, ни налоговым, ни иным административным законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, необоснованные взыскание с юридических и физических лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми органами, таможенными органами, органами ценообразования и другими государственными органами, при удовлетворении требований названных лиц о возврате из бюджета этих сумм не подлежат применению нормы, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ)1.
    В настоящее время Гражданский кодекс РФ действует в двух частях (первая введена в действие с 1 января 1995 года, вторая — с 1 марта 1996 года). Вместе с тем следует обратить внимание на то, что каждая часть сопровождалась самостоятельным федеральным законом о порядке введения в действие. Нормы данных законов либо придали отдельным положениям Гражданского кодекса обратную силу (так, нормы ГК РФ об основаниях и последствиях недействительности сделок стали применяться к сделкам, дела о которых рассматривались в судах после 1 января 1995 года), либо приостановили действие отдельных его статей (порядок государственной регистрации юридических лиц сохраняется прежним до вступления в силу федерального закона о регистрации юридических лиц, такой закон принят только в 2001 г., а, следовательно, норма ст. 51 ГК РФ не вводилась в действие более шести лет. Согласно ст. 3 ГК РФ, иные федеральные законы, содержащие нормы гражданского права, не должны противоречить нормам Гражданского кодекса. В юридической литературе высказано суждение о том, что нормы ГК РФ имеют верховенство над нормами других федеральных законов, содержащих нормы гражданского права (если сам ГК РФ не допускает возможности отступить от своих положений. Обычно для этого используется фраза: «если иное не предусмотрено законом, иным правовым актом, соглашением сторон).
    Помимо ГК РФ, гражданские правоотношения урегулированы большим количеством других федеральных законов, например. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», федеральные законы «О производственных кооперативах», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», и др.
    4. Указы Президента Российской Федерации. Согласно ст. 90 Конституции России, указы не должны противоречить законам, в противном случае должен быть применен закон. Однако в ряде случае и фактически и юридически указы Президента РФ замещают законы. Так, согласно ст. 3 ГК РФ, Президент РФ может издавать указы нормативного характера в случае пробела на уровне закона до принятия федерального закона или когда он специально уполномочен законом. Следует отметить, что Конституционный Суд РФ фактически дал Президенту право издавать временные акты, заменяющие законы: » Не противоречит Конституции Российской Федерации издание им (Президентом) указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения. при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов» ? п. 4 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г.1. Так, с 1994 г. по 2001 г. регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществлялась согласно Указу Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации». Указом от 22 декабря 1993 г. были утверждены Временные Правила аудиторской деятельности, действовавшие до 2001 г. Значительную часть законодательства о приватизации составили указы Президента.
    5. Постановления Правительства России. Они должны издаваться на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента (ст. 115 Конституции России). Так, Закон РФ «О защите прав потребителей» уполномочил Правительство РФ издавать правила оказания отдельных видов услуг.
    6. Акты федеральных министерств и ведомств. Министерства и ведомства Российской Федерации во исполнение законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ вправе издавать ведомственные нормативные акты в виде приказов, инструкций, директив. (Иногда законодатель вообще лишает федеральные органы исполнительной власти издавать нормативные акты. Так, Закон «О защите прав потребителей» не допускает регулирования защиты прав потребителей ведомственными нормативными актами). Однако непременным условием их действия является регистрация в Министерстве юстиции РФ. При отказе в регистрации акт не может быть обнародован и введен в действие (согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 ведомственные нормативные акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, или носящие межведомственный характер, не прошедшие регистрацию в Минюсте и не опубликованные официально, не влекут за собой правовых последствий, не являются основанием для регулирования соответствующих отношений. На них нельзя ссылаться в судах при разрешении споров).
    Для применения любого нормативного акта непременным условием является требование о его официальном обнародовании путем опубликования (ст. 15 Конституции России). Федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ официально публикуются в бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российской газете», а законы — еще в «Парламентской газете». Акты федеральных министерств и ведомств обнародуются в «Российской газете», «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». После их первого официального опубликования законы вступают в силу через 10 дней, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ через 7 дней, если иной срок не указан в самом акте. Ведомственные нормативные акты, как указано выше, предварительно проходят регистрацию в Министерстве юстиции РФ, а затем публикуются.
    Нормативно-правовые акты СССР продолжают действовать, если они не изменены и не отменены последующим российским законодательством. Таких актов осталось немного.
    Гражданское законодательство входит в исключительную компетенцию Российской Федерации (ст. 71 Конституции России. ст.З ГК РФ). Однако по вопросам жилищного законодательства нормативные акты вправе издавать и субъектыРФ, и муниципальные образования.
    В отношениях, регулируемых гражданским правом, может иметь место ситуация, когда отношения сторон не урегулированы ни нормативными актами, ни договором. В этом случае согласно ст.З ГК РФ возможно применение обычая делового оборота, т. е. не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, иными словами, достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.) Примером может служить Сборник обычаев международной торговли (Правила ИНКОТЕРМС-90). В качестве источника права может выступать и национальный или местный обычай (ст. 19, 221 ГК РФ).
    В отношениях, основанных на юридическом равенстве сторон, допустимо применение аналогии закона (применение закона, регулирующего наиболее сходные общественные отношения) или аналогии права (разрешение дела исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства) (ст.6 ГК РФ). Однако в отношениях, основанных на власти и подчинении (административные, финансовые и пр.); применение аналогии исключено.

    1 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 » О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации-» // Бюллетень Верховною Суда РФ. 1996. № 9.

    1 См.: Конституционный суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992-1996 / Отв.ред..

    Т. Г. Морщакова, М.: 1997. С. 639.

    Источники гражданского права. Состав и действие гражданского законодательства.

    ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 12Следующая ⇒

    Термин «источник права» многозначен. В большинстве случаев речь идет о форме выражения правовых норм, имеющей общеобязательный характер. Установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное значение.

    Естественно, в первую очередь к числу источников гражданского права относится законодательство – законы и иные нормативные правовые акты, а также и международные договоры.

    Различают следующие источники гражданского права:

    · нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 7 ГК РФ);

    · Конституция РФ;

    · гражданское законодательство — ГК РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения (п. 2 ст. 3 ГК РФ);

    · иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права — указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3), нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3);

    · обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ).

    В качестве источников гражданского права рассматриваются ныне международно-правовые акты (положения). В п. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Они, как и общие принципы гражданского права, определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Их примером может служить принцип запрета ухудшения правового положения (дискриминации) иностранных граждан или юридических лиц по сравнению с национальными субъектами права.

    При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, если только из самого договора не следует необходимость издания для его применения внутригосударственного акта. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве акта российского права.

    В сфере имущественного оборота в силу его разнообразия и сложности значимую роль в качестве источника права имеет обычай. Под правовым обычаем понимают фактически сложившееся и признаваемое законом общее правило, не выраженное в нормативном акте, но подлежащее применению, если иное прямо не установлено законом или соглашением сторон. По существу, обычай рассматривается в качестве своеобразной диспозитивной нормы права («обычное право»). Действующий Гражданский кодекс РФ (ст. 5) узаконил применение на практике обычаев делового оборота. Но обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

    Существенную роль в регулировании гражданского оборота играет судебная практика, прежде всего постановления Пленумов Верховного и Высшего арбитражного Суда РФ, а также правовые акты (постановления и определения) Конституционного Суда РФ.

    Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы. Даже в Гражданском кодексе РФ имеются нормы публично-правового характера, например, устанавливающие состав гражданского законодательства (ст. 3). Содержащиеся в актах гражданского законодательства гражданско-правовые установления (нормы) распределяются на публично-правовые и частноправовые, но преобладают нормы диспозитивного характера, что является принципиальной особенностью гражданского права. Такие нормы характерны для регулирования, прежде всего, договорных отношений, т.е. имущественного оборота. Диспозитивная норма обычно содержит определенное правило поведения, снабженное оговоркой «если иное не установлено договором», которая и позволяет сторонам урегулировать свои отношения иначе, нежели это по общему правилу предусматривает закон.

    Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют ныне весьма значительный по объему законодательный массив. Именно поэтому для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его упорядочения и систематизации.

    Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Возглавляет эту систему действующего законодательства Конституция РФ, нормы которой имеют высшую юридическую силу в отношении норм любых законов и других нормативных актов.

    Следует также учитывать, что нормы гражданского права содержатся и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п.

    «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (в частности, Жилищный кодекс РФ). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

    Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс Российской Федерации, состоящий в настоящее время из четырех частей (федеральных законов). Это проистекает не только из общего характера содержащихся в нем правил, но и требования о том, чтобы все иные гражданские законы, а также другие законы, содержащие нормы гражданского права, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3). В то же время Кодекс существенно повысил роль федеральных законов в регулировании имущественных отношений, установив в своих нормах прямые отсылки к конкретным законам.

    Входят в систему гражданского законодательства (понимаемую в широком смысле) и подзаконные акты. Прежде всего, нормативные Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты министерств и иных государственных ведомств. Среди них наиболее распространены в последнее время нормативные акты Правительства РФ, имеющие гражданско-правовое значение. Но правительственные постановления могут и должны приниматься лишь «на основании и во исполнение» актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК).

    Нормативные акты федеральных министерств и ведомств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической силой. Их принятие обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня – законе, либо президентском указе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), однако они регулируют значительную часть разнообразных хозяйственных отношений имущественного характера.

    Нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, подлежат обязательному официальному опубликованию. Такое опубликование важно как для определения момента вступления соответствующего акта в силу, так и для ознакомления с его содержанием всеми участниками правоотношений. Кроме того, официальное опубликование содержит и официальный (общеобязательный, общепринятый) текст такого акта, которым надлежит руководствоваться.

    Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей российской территории. При этом по общему правилу они не имеют обратной силы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК). Федеральный характер гражданского законодательства предопределяет его действие на всей российской территории. Ограничение территориального действия правил, регулирующих имущественный оборот, может вводиться лишь федеральным законом и только в случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (абз. 2 п. 3 ст. 1 ГК).

    3. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений.

    Гражданское правоотношение — юридическая связь между участниками урегулированного гражданским правом имущественного или личного неимущественного отношения, выражающаяся в наличии у них взаимных субъективных прав и обязанностей.

    Гражданское правоотношение – общественное отношение, урегулированное нормами гражданского права, участники которого связаны гражданскими правами и обязанностями. В предмет гражданского права входят:

    1) гражданские имущественные правоотношения;

    2) личные неимущественные правоотношения.

    Элементы гражданско-правовых отношений:

    — субъекты правоотношений;

    — объекты правоотношений;

    3) содержание правоотношений.

    Участники гражданских правоотношений – субъекты. В качестве субъектов выступают либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей, либо организации.

    Субъекты гражданских правоотношений:

    1) граждане России;

    2) иностранные граждане и лица без гражданства;

    3) российские и иностранные юридические лица;

    4) предприниматели;

    5) Российская Федерация;

    6) субъекты Российской Федерации;

    7) муниципальные образования.

    Субъекты гражданских правоотношений должны обладать правосубъектностью.

    Объект гражданского правоотношения – поведение его субъектов, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага. Объекты делятся на:

    1) имущественные – вещи – пространственно определенные предметы материального мира, обладающие определенной экономической ценностью, и действия – выполнение определенных работ, оказание услуг;

    2) неимущественные – честь, достоинство и деловая репутация, имя человека, наименование юридического лица.

    Содержание гражданских правоотношений — права и обязанности, которыми наделяются участники гражданских правоотношений.

    Виды правоотношений:

    1) в зависимости от общественного отношения, урегулированного нормой гражданского права:

    — имущественные;

    — личные неимущественные правоотношения;

    2) в зависимости от структуры межсубъектной связи:

    — относительные – управомоченному лицу противостоят как обязанные строго определенные лица;

    — абсолютные – управомоченному лицу противостоит неопределенное число обязанных лиц;

    3) в зависимости от способа удовлетворения интересов управомоченного лица:

    — вещные – интерес управомоченного лица удовлетворяется за счет полезных свойств вещей путем его непосредственного взаимодействия с вещью;

    — обязательственные – интерес управомоченного лица может быть удовлетворен только за счет определенных действий обязанного лица по предоставлению управомоченному лицу соответствующих материальных благ;

    4) по характеру распространения прав и обязанностей:

    — простые;

    — сложные;

    5) по возможности изменения субъектного состава:

    — сингулярные – изменение субъекта осуществляется в рамках одного правоотношения;

    — универсальные – происходит замена лица в нескольких правоотношениях.

    Гражданские правоотношения возникают с наступлением определенных обстоятельств, называемых юридическими фактами.

    Юридические факты делятся на две группы:

    1) действия – совершаются по воле человека: заключение договора, исполнение обязательств, создание произведения, принятие наследства;

    2) события – обстоятельства, протекающие независимо от воли человека: стихийное бедствие, рождение и смерть человека.

    4. Граждане (физические лица) как участники гражданских правоотношений.

    Субъекты гражданских правоотношений – физические, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ и ее муниципальные образования.

    Гражданин как субъект права должен обладать правоспособностью и дееспособностью.

    Правоспособности гражданина – способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения (хотя ст. 530 ГК РФ защищает права на наследство еще не родившегося ребенка, но зачатого при жизни наследодателя). Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами (в том числе иностранцами, лицами без гражданства) независимо от вероисповедания, национальности и т. д.

    Содержание правоспособности граждан:

    1) граждане могут иметь имущество на праве собственности;

    2) наследовать и завещать имущество;

    3) заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;

    4) создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;

    5) совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;

    6) избирать место жительства;

    7) иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;

    8) иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

    Не допускаются действия граждан, осуществляемые с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

    Дееспособность гражданина – его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

    Дееспособностью обладают не все граждане в отличие от правоспособности

    В полном объеме она возникает с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста. Объем ее определяется в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья, других обстоятельств.

    Исключением являются:

    1) вступление в брак до достижения восемнадцати лет. В этом случае гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак;

    2) по достижении шестнадцати лет несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью.

    Частичной дееспособностью обладают: несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Сделки осуществляются ими с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя.

    Без согласия родителей, усыновителей и попечителя несовершеннолетние вправе:

    1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

    2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения;

    3) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

    4) совершать мелкие бытовые сделки.

    Источники гражданского права: понятие, особенности, система. Особенности применения международных договоров как источника гражданского права.

    Источники гражданского права – формы выражения правовых норм,имеющая общеобязательный характер.

    они делятся на: правовые акты И обычаи.

    Виды источников гражданского права:

    · Конституция РФ (обладает наивысшей юридической силой);

    · Гражданский кодекс РФ (имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащие в них нормы не должны им противоречить);

    · федеральные законы (Об акционерных обществах; Об обществах с ограниченной ответственностью; О несостоятельности (банкротстве); О залоге; и др.);

    · законы Союза ССР и законы РСФСР (действуют на территории РФ в части, не отмененной и не противоречащей действующему законодательству РФ, принятому после 12 июня 1990г.);

    · подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ);

    · международно-правовой договор;

    · обычаи делового оборота (сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности, не закрепленные законодательством правила поведения);

    · юридический прецедент официально НЕ признается источником гражданского права, но судебная практика играет большую роль в применении гражданского законодательства.

    Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы подразделяются на федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами.

    Поэтому федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

    Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими нормативными актами. Будучи Основным Законом, Конституция РФ содержит в себе нормы различных отраслей права. Среди них есть и нормы гражданского права. В Конституции РФ содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это – нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 35,36 Конституции РФ), параметры правоспособности, право граждан на занятие предпринимательской деятельностью. В основе гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, возникающих по поводу таких духовных ценностей, как честь, достоинство и доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, лежат ст. 20-25 Конституции РФ.

    Особое значение в системе гражданского законодательства занимает Гражданский кодекс РФ. Он является отраслевым кодифицированным законодательным нормативным актом. Гражданский кодекс РФ имеет высшую юридическую силу среди других гражданско-правовых нормативных актов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.

    Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК или иному федеральному закону могут быть урегулированы только законом.

    Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В противном случае такое постановление может быть отменено Президентом РФ.

    Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

    В понятие международного договора включаются как межгосударственные, так и межправительственные и межведомственные соглашения РФ с иностранным государством либо с международной организацией <1>. В сфере гражданского права речь идет прежде всего о различных многосторонних международных (межгосударственных) договорах (конвенциях), участницей которых является Россия Международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством. В случае, когда такой международный договор предусматривает иные правила, нежели национальное гражданское законодательство, применению подлежат правила этого договора (ч. 4 ст. 15Конституции РФ,абз. 2 п. 2 ст. 7ГК). Сказанное относится и к двусторонним международным договорам РФ, содержащим гражданско-правовые нормы (например, к договорам о взаимной защите иностранных инвестиций).

    Международные договоры РФ, не будучи актами национального законодательства, не входят и в состав гражданского законодательства РФ. Однако они могут содержать частноправовые по своей юридической природе нормы и, являясь частью правовой системы РФ (п. 1 ст. 7ГК), составляют особый, самостоятельный вид (группу) источников ее национального гражданского права.

    При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям либо непосредственно, либо путем издания для их применения внутригосударственных актов, когда такой путь прямо предусмотрен самим договором. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве российского права (однако не к взаимоотношениям российских субъектов, а к тем ситуациям, на которые она распространяется в соответствии со своей сферой действия, обозначенной в ее ст. 1, т.е. к тем случаям, когда к договорам международной купли-продажи подлежит применению российское право).

    Женевская Вексельная конвенцияот 7 июня 1930 г., в которой Российская Федерация участвует в качестве правопреемника Союза ССР, предусматривает принятие ее участниками национального законодательного акта, воспроизводящего текст утвержденного этой Конвенцией Единообразногозаконао переводном и простом векселях. Во исполнение этого правила Союз ССР в 1937 г. принял специальноеПоложениео переводном и простом векселе, имеющее силу закона и действующее в настоящее время на территории РФ <1>. Названное Положение имеет уже не международно-правовую, а внутригосударственную природу, будучи актом национального гражданского законодательства, и потому лишается приоритета, свойственного международным договорам РФ.

    Что касается общепризнанных принципов и норм международного права, то они, как и общие принципы гражданского права, определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Примером может служить принцип запрета ухудшения правового положения (дискриминации) иностранных граждан или юридических лиц по сравнению с национальными субъектами права.

    Международный договор как источник гражданского процессуального права

    Определим место международного договора в системе источников гражданского процессуального права.

    В случае если решение о согласии на обязательность международного договора для России было принято в форме федерального закона, то при наличии противоречий применяются его правила, а не нормы внутреннего законодательства. Указанное обстоятельство обозначает международный договор как источник гражданского процессуального права.

    Россия является участницей большого количества многосторонних и двусторонних международных договоров, конвенций, соглашений и т.д.

    Они связывают Российскую Федерацию международными обязательствами с большинством государств мира.

    Следует выделить наиболее значимые многосторонние международные договора, в которых содержатся нормы гражданского процессуального права:

    – Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 года;

    – Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 года;

    – Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 года.

    К Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса Советский Союз присоединился в 1967 году. Ко второй и третьей Конвенциям в 2001 году присоединилась уже Россия. В Гаагских конвенциях принимают участие более 50 государств.

    В вышеуказанных международных договорах и конвенциях присутствует целый ряд положений, являющихся новшеством для отечественного гражданского процессуального права.

    Россия является участницей многосторонних договоров с государствами – членами СНГ. Они регламентируют правовое сотрудничество между странами содружества, в том числе в сфере судопроизводства и гражданского процесса.

    Например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (принята в Минске 22 января 1993 года). Она предусматривает оказание правовой помощи посредством выполнения процессуальных действий, которые предусмотрены в законодательстве запрашивающей стороны. В Конвенции отражены вопросы подсудности и иные процессуальные вопросы.

    В прошлом большое количество двусторонних международных договоров было заключено при участии СССР, однако в них в настоящее время участвует и Россия как государство-правопреемник.

    Правовая помощь предполагает совершение процессуальных действий. Например, к ним относят: пересылку и вручение документов, опрос сторон, передачу доказательств и т.д.

    В международных договорах имеются и некоторые особенности в совершении процессуальных действий по отношению к различным государствам.

    В соответствии с международными соглашениями основаниями для отказа в исполнении решений могут быть:

    – нарушение прав стороны на защиту в рамках судебного процесса;

    – вынесение решения некомпетентным судом;

    – истечение трехлетнего срока давности для предъявления решения к принудительному исполнению;

    – если решение по законодательству страны, на территории которого оно было вынесено, не вступило в законную силу;

    – вступление в законную силу решений российского суда, которое было вынесено по спору между теми же участниками, по тому же предмету и основаниям;

    – наличие в производстве российского суда дела между теми же участниками, по тому же основанию до возбуждения дела в иностранном суде.

    В случае применения норм международных договоров следует учитывать, что согласно пункту 3 статьи 5 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных договоров РФ, не нуждающихся в издании внутренних государственных актов для применения, действуют в России непосредственно.

    В остальных случаях наряду с международным договором РФ надлежит применять и внутригосударственный правовой акт, который принят для реализации положений этого международного договора.

    Таким образом, международные договоры занимают важное место в системе источников гражданского процессуального права.

    Добавить комментарий

    Закрыть меню