Источник экологического права

К источникам экологического права не относятся…

Тесты по Экологическому праву

1. Экологической функцией государства является …

a) удовлетворение экономических потребностей общества при использовании природных ресурсов

b) регулирование приватизации природных ресурсов

c) + охрана экономических интересов общества при использовании природных ресурсов

d) обеспечение экологической безопасности

2. Предметом Российского экологического права являются общественные отношения …

a) по использованию и охране биологических природных ресурсов

b) в сфере охраны природных ресурсов

c) + в сфере охраны лесных, водных, биологических и других природных ресурсов

d) в сфере использования и охраны Мирового океана

Природный объект — это…

a) объект, не подвергшийся изменению в результате хозяйственной и иной деятельности

b) недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир

c) компоненты природной среды, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности

d) + естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства

4. Природный объект, измененный в результате хозяйственной деятельности или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение-это:

a) природный ресурс

b) природный комплекс

c) + природно-антропогенный объект

d) антропогенный объект

5. Объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение, называется:

a) природный объект

b) природный комплекс

c) + природно-антропогенный оfnvjбъект

d) антропогенный объект

6. Экологическое право в системе Российского права является:

a) своеобразной отраслью

b) необходимой отраслью

c) + комплексной отраслью

d) главной отраслью

7. К принципам экологического права относят:

a) + целевое использование природных ресурсов

b) приоритет экономических интересов общества в целях рационального природопользования

c) презумпция невиновности

d) бесплатное использование природных ресурсов

8. Система экологического права состоит из следующих частей:

a) особенная и специальная

b) + общая, особенная, специальная

c) общая и специальная

d) общая и особенная

9. Специальная часть экологического права регулирует следующие вопросы:

a) юридическая ответственность за экологические правонарушения

b) + экология и космос

c) экологическая экспертиза

d) недропользование

10. Общая часть экологического права включает такие разделы, как:

a) экология и космос

b) + предмет и система экологического права

c) недропользование

d) водопользование

11. Источники экологического права – это:

a) совокупность правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей

b) правовой обычай, правовой прецедент, нормативный правовой акт и договор нормативного содержания

c) нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой

d) + нормативные правовые акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

12. В систему источников экологического права не включаются…

a) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления

b) нормативно-правовые акты субъектов РФ

c) + правовые акты хозяйствующих субъектов, содержащие экологические установки, закрепленные в установленной форме

d) руководящие постановления Пленума Верховного Суда России

13. Конституционные основы охраны окружающей природной среды закреплены в следующих статьях Конституции РФ….

a) Ст.34

b) Ст.59

c) Ст.73

d) + Ст.9

14. Нормативный правовой акт, не являющийся источником экологического права, — это:

a) Водный кодекс РФ

b) + Воздушный кодекс РФ

c) Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

d) Лесной кодекс РФ

15. Источники экологического права по юридической силе подразделяются на:

a) общие и специальные

b) материальные и процессуальные

c) кодифицированные и некодифицированные

d) + законы и подзаконные акты

По предмету регулирования источники экологического права можно подразделить на:

a) законы и подзаконные акты

b) кодифицированные и некодифицированные

c) материальные и процессуальные

d) + общие и специальные

17. Нормативные акты муниципального уровня принимаются по вопросам….

a) организации работы муниципальных инспекторов по охране окружающей среды

b) + организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов

c) организации экологического надзора за деятельностью федеральных объектов на территории муниципального района

d) проведения экологической экспертизы градостроительных проектов

18. По характеру правового регулирования все источники экологического права делятся на:

a) кодифицированные и некодифицированные

b) + материальные и процессуальные

c) общие и специальные

d) охранительные и регулятивные

К источникам экологического права не относятся…

a) + договоры между собственниками об ограничении пользования природными ресурсами

b) международные договоры РФ

c) соглашения между РФ и ее субъектами по охране природных ресурсов

d) соглашения между субъектами РФ по использованию природных ресурсов

20. Указы Президента РФ как источники экологического права могут…

a) утверждать нормативы качества окружающей среды

b) устанавливать права собственности на природные ресурсы

c) устанавливать порядок проведения государственной экологической экспертизы

d) + создавать правовую основу функционирования органов исполнительной власти в области природопользования

Федеральные законы как источники экологического права

Среди относящихся к экологическому праву законов России можно отметить такие, как Законы об охране окружающей природной среды (1991 г.), Земельный (1991 г.), Водный (1995 г.), Лесной (1997 г.) кодексы, Законы об основах градостроительства в Российской Федерации (1992 г.), о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (1995 г.), об особо охраняемых природных территориях (1995 г.), о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами (1997 г.). Эти и другие федеральные законы составляют сердцевину экологического права, его основную часть на федеральном уровне, но не единственную.

В законодательстве о недрах, атмосферном воздухе, животном мире и другом природоресурсном законодательстве имеется немало норм, связанных с охраной окружающей среды.

Например, ВК РФ предусматривает нормы о береговой линии и прибрежной полосе внутренних морских вод и территориального моря, водоохранных зонах водных объектов, порядке ведения работ в них, особенностях предоставления земельных участков в водоохранных зонах и контроле за их использованием, зонах и округах санитарной охраны вокруг водоемов (ст. 16, 108, 111, 112 и 115 ВК РФ)*.

* Подробнее см.: Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. М.: Инфра-М – Норма, 1997.

Еще более детально увязываются с экологическими отношениями лесные отношения. В ЛК РФ предусматриваются повышение экологического потенциала лесов (ст. 2), учет глобального экологического значения лесов (ст. 18), не наносящие вреда окружающей среде методы лесопользования, сохранение и усиление средообразующих и защитных свойств лесов, сохранение биологического разнообразия (ст. 54), отнесение лесов к имеющим важное значение для охраны окружающей среды (ст. 60)*.

* Подробнее см.: Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации. М.: Инфра-М – Норма, 1997.

Группу федеральных законов, содержащих нормы экологического права, представляют Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс – в них содержится немало предписаний, относящихся к природоохранным отношениям, которые будут рассмотрены в других главах учебника. В частности, в КоАП РСФСР и УК РФ содержатся составы экологических правонарушений (преступлений), за которые устанавливается и применяется соответственно административная или уголовная ответственность – в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.

К законам, регулирующим экологические отношения, относятся и законы субъектов Федерации, но поскольку этих нормативных актов становится все больше и они приобретают немаловажное значение, им посвящается отдельная глава.

Нормативные указы главы государства и иные подзаконные акты

(указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; ведомственные акты; нормативные акты организаций)

В условиях России основным источником экологического права, как и остальных отраслей права, являются подзаконные нормативные акты. В них входят указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации, организаций и иные акты.

Указы Президента РФ

Главными подзаконными актами являются указы Президента России: подзаконными они считаются потому, что, согласно. ст. 90 Конституции РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам; кроме того, согласно ст. 80 Конституции РФ, Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Основным видом подзаконных актов указы являются потому, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. Давая присягу, Президент РФ клянется «уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, верно служить народу» (эти положения присяги имеют непосредственное отношение к экологическому праву, так как экологические права являются конституционными, основными, по поводу которых высказывается озабоченность).

В экологическом праве, особенно в его природоресурсной части, указы Президента и актуальны, и разнообразны, что объясняется значимостью и запутанностью природоресурсных отношений, устарелостью некоторых частей Земельного кодекса 1991 г., необходимостью оперативного восполнения пробелов в регулировании землепользования*

.*Подробнее об этом см.: Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М.: Инфра-М–Норма, 1996.

Неполный перечень указов Президента в области регулирования земельных отношений дает представление о месте этого вида источника права в формировании экологического права в последние годы. Оказавшими значительное влияние на развитие природоохранных отношений можно считать Указы:

«О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» от 23 апреля 1993 г. № 480;

«О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» от 11 декабря 1993 г. № 2130;

«О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. № 337;

«О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» от 7 июня 1996 г. № 81;

«О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» от 16 мая 1997 г. № 485.

Дата добавления: 2018-10-17; просмотров: 99 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:


О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

2.2. Система источников экологического права

Логическим итогом систематизации норм и актов, объединяемых тематикой является система источников экологического права. В этих нормах и правовых актах применяются как публично-правовые, так и частноправовые средства воздействия, которые в совокупности с содержанием образуют систему комплексного экологического права, обеспечивающего управление природоохранными и природоресурсными отношениями в соответствии с нормами Конституции.

Важнейшим основополагающим источником экологического права, содержащим базовые исходные нормы и принципы, является Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 23.12.1993.

Конституционные нормы, относящиеся к сфере общественных экологических отношений, как правило подразделяются на нормы общего характера и специально экологические (например, в ч. 1 ст. 9 Конституции устанавливается базовый принцип, носящий абсолютный характер, содержащий оценку значения земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, устанавливаются два типа отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей средой; ч. 1 ст. 36 устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; ст. 41 – финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию; право граждан на благоприятную окружающую среду корреспондируется с обязанностью граждан сохранятьприроду и окружающую среду, бережно относиться к ее богатствам – ст. 58 и др.).

Особое место в системе источников экологического права занимают международные договоры РФ и общепризнанные принципы международного права. К ним относятся общеохранительные международные договоры и соглашения (Декларация ООН по охране окружающей человека среде (1972), Всемирная хартия природы (1982), Всемирная стратегия охраны природы (1980) и др.) и специальные международные договоры и соглашения, которые подразделяются на следующие группы:

1. Международные договоры и соглашения по природным ресурсам и объектам, находящимся по национальной юрисдикцией государства (например, на основании Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия (г. Париж, 16.11.1972) статус территорий Всемирного природного наследия в России имеют девственные леса Коми, озеро Байкал, вулканы Камчатки и ряд других уникальных природных комплексов и объектов.

2. Международные договоры и соглашения по охране «разделяемых» природных ресурсов и объектов (например, пограничная река Дунай – Конвенция о режиме судоходства на Дунае, 1948 г.; Соглашение о рыболовстве в водах Дуная, 1958 г.; Конвенция о сотрудничестве в области охраны и устойчивого использования реки Дунай, 1994 г.; Каспийское море – Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря, 2003 г.; Черное море – Конвенция по защите Черного моря от загрязнений1992г.).

3. Международные договоры и соглашения, направленные на решение:

– определенной глобальной экологической проблемы (например, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., в рамках, которой государства-участники обязуются ограничивать и уменьшать трансграничное загрязнение воздуха, обмениваться информацией, проводить консультации по возникающим проблемам и мониторинг качества воздуха; Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. содержит обязательства сторон по систематическим наблюдениям, исследованиям и обмену информацией о состоянии озонового слоя, а Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г. ввел существенные ограничения на производство и использование хлорфторуглеродов. На парниковые газы, не предусмотренные Монреальским протоколом, распространяется Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г. и др.);

– на охрану конкретного природного ресурса (например, Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) 1973 г.,целью которой является предотвращение чрезмерной эксплуатации флоры и фауны посредством введения контроля за торговлей этими видами через систему экспортно-импортных разрешений; Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946г.,Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение 1971 г. и др.).

Федеральные конституционные законы занимают особое место в системе источников экологического права. К ним, следует отнести:

1. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Так, согласно ст. 18 закона Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ и т. д.

2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»,ст. 3 которого регулирует обстоятельства для введения режима чрезвычайного положения и применения чрезвычайных мер.

Федеральные законы, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Их можно подразделить следующим образом:

– экосистемные: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и др.;

– дифференцированные: Земельный кодекс Российской Федерации от 25.102001 № 136-ФЗ, Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ, Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ и др.;

– федеральные законы в области обеспечения экологической безопасности – Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» и др.;

– экологизированные законы: Гражданский кодекс Российской Федерациичасть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ и часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996№ 63-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ и др.

Указы Президента РФ занимают особое место в системе подзаконных нормативных актов. Они определяют основные направления экологической политики, формируют систему и структуру органов государственной исполнительной власти. Например, Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», Указ Президента РФ от 12.05.2009№ 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30.04.2012) и др.

Следующее по иерархии место в системе источников экологического права занимают постановления Правительства РФ. Ими утверждаются федеральные целевые программы, устанавливаются таксы для исчисления размера ущерба, причиненного природным ресурсам, порядок проведения экологического мониторинга и т.д. Например, Постановление Правительства РФ от 09.08.2013 № 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)», Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации»,Постановление Правительства РФ от 26.09.2000 № 724 «Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный воднымбиологическим ресурсам», Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2013 № 839 «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы», Постановление Правительства РФ от 11.02.2005№ 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение» и др.

Осуществляют собственное нормативное правовое регулирование в экологической сфере и субъекты РФ, которые на основании положений Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» занимаются правотворчеством. Как правило, региональное правотворчество осуществляется с учетом природно-географических, климатических, ресурсных и иных особенностей региона. Например, Закон Краснодарского края от 31.12.2003 № 656-КЗ (ред. от 04.03.2015) «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края», Закон Краснодарского края от 31.12.2003 № 657-КЗ «Об охране окружающей среды на территории Краснодарского края», Закон Краснодарского края от 12.03.2007№ 1205-КЗ «Об экологической экспертизе на территории Краснодарского края», Закон Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ (в ред. от 04.03.2015) «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» и др.

Не менее важное значение в системе источников экологического права имеют нормативные правовые акты министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Например, Приказ Минприроды России от 30.06. 2011 № 568 «Об утверждении требований охотничьего минимума», Приказ Минприроды России от 01.06.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами», Приказ Минприроды России от 25.07.2014 № 338 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», ПриказМинприроды России от 25.02.2010 № 50, Приказ Минприроды России от30.09.2011№ 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов», Приказ Минприроды России от 16.11.2010 № 512 «Об утверждении Правил охоты», Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007№ 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполненияи представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», Приказ Ростехнадзора от 08.04.2014 № 151 «О внесении изменений в Административный регламент предоставленияФедеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственных услуг по установлению нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты, выдаче разрешений на выбросыи сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2012№ 594», Приказ Ростехнадзора от 07.11.2012 № 639 «Об утверждении Методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух», Приказ Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», Приказ Рослесхоза от 01.08.2011№ 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины» и др.

На основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принимаются нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Они регулируют вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия территории, озеленения и благоустройства, утилизации и переработки отходов.

Например, Постановление главы администрации муниципального образования «Холмский городской округ» от 26.06.2009№ 761 «Об утверждении порядка организации сбора и вывоза отходов на территории муниципального образования «Холмский городской округ», Программа «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории муниципального образования городское поселение г. Соль-Илецк на 2012–2016 годы», Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 26.02.2014№ 1156 Об утверждении муниципальной ведомственной целевой программы «Охрана окружающей среды и формирование экологической культуры населения в муниципальном образовании город Краснодар на 2014–2016 годы» и др.

Санкционированный обычай также относится к источникам экологического права. Наглядным подтверждением его роли является Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», который имеет раздел признающий и устанавливающий особые права и порядок пользования животным миром для малочисленных народностей и национальностей Крайнего Севера и Дальнего Востока, ведущих традиционный образ жизни. Еще одним примером, включенным в гражданское законодательство можно считать правило раздела земельного участка между собственниками расположенного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на последнее, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком.

В последнее время ряд ученых не отрицают существование такого источника, как судебный прецедент. Например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств в системе источников экологического права.Названные виды нормативных правовых актов объединяет то, что все они могут служить источниками экологического права, а также то, что они носят подзаконный характер. В системе источников они расположены в определенной иерархии.

Оценивая в целом данную группу источников экологического права, важно подчеркнуть, что они занимают значительное удельное место в системе таких источников. В советский период развития России при наличии существенных пробелов в экологическом законодательстве они были доминирующими источниками и устанавливали многие первичные правовые нормы. Для современного этапа, с учетом перспектив создания правового государства, их удельный вес должен быть существенно уменьшен. При этом необходимо соблюдение правила о том, что основное содержание правовых норм должно быть предусмотрено законом. Преимущественно законами должны устанавливаться первичные нормы права, конкретизируемые и развиваемые затем в подзаконных актах. Роль подзаконных актов в механизме действия права существенна. В теории права высказывается точка зрения, что в основном в форме конкретизации реализуется право, выраженное в законах.

А. Нормотворческая компетенция Президента России предусмотрена ст. 90 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений. Источниками экологического права являются те из них, которые устанавливают нормы права, то есть правила общего характера, модель поведения. Для них характерна неперсонифицированность адресата, возможность многократного применения и т.п. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

В целом Президентом РФ принимается значительное число указов и распоряжений в сфере взаимодействия общества и природы. Круг отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Президента, весьма широк. В качестве иллюстраций назовем Указ от 2 октября 1992 г. «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации»; Указ от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»; Указ от 6 июля 1994 г. «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей»; Указ от 22 ноября 1994 г. «О деятельности российских физических и юридических лиц по разведке и разработке минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа»; Указ от 1 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»; Указ от 29 августа 1997 г. «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере»; Указ от 21 июля 2007 г. N 933 «О дне эколога»; Указ от 4 июня 2008 г. N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Б. В соответствии с Конституцией России нормотворческая компетенция Правительства РФ в области природопользования и охраны окружающей среды существенным образом отличается от компетенции Президента. Согласно ст. 115 Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 «О Правительстве Российской Федерации» предусматривает уточнение: акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ.

Конституционное положение о нормотворческой деятельности Правительства РФ «на основании и во исполнение» актов более высокого иерархического уровня, вытекающее из принципа разделения властей. Оно означает, что Правительство может создать норму права в рамках делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня. Правительство принимает свои акты, создавая источники экологического права, если это предусмотрено в законе или указе президента, или если это необходимо для выполнения возложенной на Правительство функции. Так, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» предусматривается, что обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ или обжалованы в суде.

Правительство России весьма активно в регулировании отношений по природопользованию и охране окружающей среды. К примеру, им приняты Постановления от 3 августа 1992 г. «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов»; от 28 августа 1992 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»; от 11 июня 1996 г. «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»; от 16 июня 2000 г. «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»; от 3 октября 2000 г. «Об утверждении пределов допустимых концентраций и условий сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации»; от 15 января 2001 г. «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха»; от 29 мая 2008 г. N 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации»; от 12 августа 2008 г. N 603 «Об утверждении Правил образования рыбохозяйственных заповедных зон» и др.

В. Разновидностью источников экологического права являются нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, наделенных надведомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных объединений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей отрасли.

Требования по подготовке нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств определяются Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Нормативные правовые акты названных органов издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания, письма, телеграммы и др.), не должны носить нормативный правовой характер.

19 января 2005 г. Постановлением Правительства РФ N 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» <43> перечень издаваемых видов ведомственных актов пополнился регламентом. Каждый орган исполнительной власти обязан разработать свои регламенты в соответствии с Типовым регламентом. Этим органом предписывалось также разработать административные регламенты исполнения государственных функций.

<43> СЗ РФ. 2005. N 4. Ст. 305.

В зависимости от характера правовых норм, устанавливаемых в ведомственных актах, последние подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие: экологические права и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ; механизм реализации прав и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций;

в) имеющие межведомственный характер.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Нормативные правовые акты, принимаемые специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды, как правило, имеют межведомственный характер.

Обширный массив таких актов, в частности, включает:

— Правила охраны поверхностных вод, утвержденные Приказом Госкомприроды СССР от 21 февраля 1991 г.;

— Приказ Минприроды России от 29 декабря 1995 г. «Об утверждении Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности»;

— Приказ Госкомэкологии от 19 апреля 2000 г. «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 251 «Об утверждении Перечня вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен»;

— Приказ Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации»;

— Приказ МПР России и МНС России от 22 марта 2001 г. «О совместной деятельности МПР России и МНС России в осуществлении сбора платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую природную среду»;

— Приказ Минимущества России, МНС России, Минфина России и Росземкадастра от 23 апреля 2001 г. «О проведении совместных мероприятий по обеспечению поступления доходов от арендной платы за землю в федеральный бюджет Российской Федерации»;

— Приказ МПР России от 16 апреля 2001 г. «О создании системы обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов в лесном фонде Российской Федерации, об утверждении положений о системе и о знаке соответствия системы»;

— Приказ МПР России от 7 мая 2001 г. «Об установлении лимитов водопользования субъектам Российской Федерации»;

— Приказ МПР России от 26 сентября 2000 г. «О специализированных морских инспекциях Министерства природных ресурсов Российской Федерации»;

— Приказ МПР России от 30 марта 2007 г. N 71 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства»;

— Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 июля 2008 г. N 151 «Об утверждении Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья».

Важную роль в качестве источников экологического права играют нормативные акты, принимаемые специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды в соответствующих сферах: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в области санитарной охраны окружающей среды; Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии — в области экологической регламентации и стандартизации производства продукции массового производства и др.

Добавить комментарий

Закрыть меню