Ислам в мире

Содержание…………………………………………………………….1

Вступление…………………………………………………..…………2

Религия Ислам…………………………………………………………3

История возникновения ислама……………………………………………….3

Коран и его роль в жизни мусульман………………………………5

Направления ислама…………………………………………………6

Суннизм…………………………………………………………………………..6

Шиизм…………………………………………………………………………….7

География ислама в современном мире……………………………7

Ислам в России…………………………………………………………………..9

Ислам сегодня………………………………………………………..10

Литература, использованная в подготовке реферата…………..12

ВСТУПЛЕНИЕ

Религия – вера в реальное существование сверхъестественного.

Религия, как и любое другое общественное явление, имеет свою историю. Подавляющее большинство ученых считает, что зачатки религии появились еще у людей неандертальского типа. В борьбе с окружающей природой люди часто терпели тяжелые поражения, а их знания были еще слишком несовершенные, чтобы понять причину этих неудач. Вместо рационального их объяснения, давалось объяснение религиозное.

С течением времени первоначально примитивные формы религии усложнялись. В эпоху верхнего палеолита, вероятно, уже появились тотемизм (вера в сверхъестественное родство определенной группы людей с каким-то видом животных, растений или даже явлением природы) и магические представления (вера в возможность влиять сверхъестественным путем на людей, животных, а также на природные явления).

Для эпохи мезолита наряду с магией и тотемизмом стали характерны и такие формы религии, как анимизм (вера в духов и в души) и шаманизм (вера в способность человека входить в общение с духами и использования их силы для врачевания, взывания дождя и т. д.).

В эпоху неолита объектами особого почитания становятся духи животных, растений, различные явления природы. С ним связаны и различные промысловые культы. Характерен для этой эпохи и фетишизм (почитание неодушевленных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства).

Позднее в стадии разложения родового строя, широкое распространение получают культы предков- покровителей и племенных вождей, разнообразные земледельческие и скотоводческие культы. Духи начинают делиться на «ранги».

В классовом обществе религия приобретает классовую окраску, освещая своим авторитетом сложившиеся социальные порядки. Иерархия сверхъестественных существ становится еще более четкой. С централизацией же государственной власти, среди них выделяется главное божество. Большое влияние приобретает профессиональное жречество.

Начиная со второй половины I тысячелетия до нашей эры, некоторые из религий вышли далеко за пределы первоначального района своего бытования и распространились на весьма обширной территории. Такие религии, имеющие большое число последователей в разных регионах земного шара, называют мировыми. Их известно три: христианство, ислам и буддизм.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА

Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая в VII веке в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожья (монотеизма) и пророческих миссий, свойственных христианству и иудаизму, а также некоторым другим верованиям народов Ближнего Востока и Средиземноморья.

В начале VII столетия Аравия переживала сложный период своей истории: в недрах аравийского общества под влиянием внешних и внутренних факторов складываются новые формы общественных и хозяйственных отношений, новые идеи верования привлекают все большее число племен, медленно, но необратимо вытесняя прежние верования в многочисленных племенных богов. Проповедники христианства и иудаизма все более широко утверждают идеи о едином Боге (а, следовательно, и о единстве перед ним всех его последователей); с которыми тесно переплетаются проповеди занифов, представителями аравийского монотеизма, предвестников ислама, проповедавших от лица единого Бога – Аллаха.

Одним из важнейших, хозяйственных и идейных центров Аравии того времени была Мекка. Крупный город на пересечении главных торговых путей, в котором располагалась святыня, почитавшееся большинством племен, — языческий храм Кааба (от арабского «куб» — храм, имеющий прямоугольную форму), окруженный изваяниями различных племенных богов. Именно в Мекке и были произнесены первые проповеди новой религии – ислама, провозглашенные его основателем пророком Мухаммедом. Мухаммед родился в Мекке в 570 году в семье Абдуллаха из племени курейш. Рано осиротел, (отец умер через месяц после рождения сына, мать – на шестом году жизни Мухаммеда), он воспитывался в семье деда, а затем в семье дяди Абу Талиба. Родственники Мухаммеда принадлежали к мекканской аристократии (будущий пророк возводил свою родословную от основателей города), но не имели значительного состояния, и мальчику приходилось немало трудиться в детские и юношеские годы: он пас скот, участвовал в снаряжении торговых караванов, а позже сопровождал их. В двадцать пять лет, Мухаммед поступил в услужение к богатой мекканской вдове Хадидже и вскоре женился на ней, занялся самостоятельной караванной торговлей.

Во время поездок по торговым делам, да и в самой Мекке Мухаммед часто встречался с христианскими монахами, иудеями, халифами, беседовал, спорил с ними. Как гласит предание, нередко он удалялся в пещеру в окрестностях Мекке, где подолгу постился и предавался раздумью.

В возрасте сорока лет (около 610 года) Мухаммеду впервые стали являться видения, слышаться голоса, со временем эти явления, сначала испугавшие его, все более частыми, а услышанные речи – все более определенные. Первые, кому поведал Мухаммед об этом, были его ближайшие родственники и друзья: Хадиджа, приемный сын Зейд, двоюродный брат Али, Абу Бакр Оман (позднее все они сыграли важную роль в истории ислама), уверовавшие, что слышанное и произнесенное Мухаммедом – слова Бога (Аллаха), а сам Мухаммед, таким образом, посланник Божий (расул Аллаха), призванный нести людям пророческие мысли.

Слухи о новом пророке и содержании его проповеди стали, чрезвычайно быстро распространятся в Мекке и за ее пределами. Однако большинство мекканцев отнеслись к ним сначала с насмешкой, а потом и с прямой враждебностью.

На протяжении почти сорока двух лет община первопоследователей ислама (с арабского — предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) — мусульмане (арабский «мусулм» — предание себя Аллаху) испытывала унижения и преследования. Тяжелое положение Мухаммеда довершила смерть Хадиджи и в особенности Абу Талиба, который как старейший рода все же оказывал покровительство пророку. Дальнейшее пребывание в Мекке становилось невозможным.

Пятнадцатого июля 622 года Мухаммед со своими последователями переселился (совершил хадж) в город Ярсиб, позднее названный Мединой.

Если в Мекке Мухаммед был лишь посланником Аллаха, духовной главным главой небольшой общины, то в Ярсибе (Медине) проявились его незаурядные дарования оратора, трибуна, политического и военного руководителя.

Дата переселения в Медину считается у мусульман начальной точкой отсчета истории ислама и мусульманского летоисчисления (по лунному календарю). За десять лет с момента хаджа до смерти Мухаммеда (622 – 732 гг.) Медина стала не только центром распространения новой религии, но и ядром арабо-мусульманского государства, охватившего вскоре огромные территории в Азии и Северной Африке. В состав мусульманского государства вошла и Мекка (630 году). Этому городу суждено было играть особую роль в истории ислама: Кааба была превращена из капицы племенных богов в храм единого Бога – Аллаха.

КОРАН И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН

При жизни пророка его высказывания, воспринимались как прямая речь Аллаха, они передавались преимущественно устно и систематических записей их, видимо, не вили. Лишь спустя два десятилетия после смерти Муххамеда было собрано и переписано произнесенное им в проповедях, что и составило текст священной книги мусульман корана (с арабского – то, что читают, произносят) , впоследствии канонезированой. Коран состоит из 114 глав (сур) каждая из которых состоит из определенного количества стихов. Коран открывается первой сурой » Фатиха » (арабское — » открывающая «), дальше суры следуют в убывающем порядке в зависимости от их размера. Самые короткие суры, в несколько стихов, помещены в конце карана. Однако это расположение не соответствует времени их произнесения: до сур, относящихся к Мекканскому периоду (610 – 622гг.) как правило, более длинные, чем Мединские (622 – 732гг.).

Но в основе корана и хадисов (рассказы о поступках и высказываний Муххамеда) мусульманские богословы разработали Шариат (с арабского – «правильный путь») – комплекс принципов и правил поведения, обязательных для каждого мусульманина.

Наиболее краткая формула, содержащая основную мысль учения Муххамеда, — нет никакого божества кроме Аллаха, и Муххамед — его посланник.

Вера в единого бога и пророчество составляют один из пяти «столпов» мусульманского вероучения. К их числу относятся также обязательная молитва (салит, намаз), совершаемая пять раз в день в строго определенное время, пост (саум, ураза) в течение месяца по лунному календарю (рамадан), налог в пользу бедных и неимущих (закят) и паломничество в Мекку (хадж) к храму Кааба.

Основные черты мусульманского культа в частности предписаний, зафиксированных в пяти «столпах», сложившихся при жизни Мухаммеда, в мединский период. В Медине возникло первое мусульманское культовое здание – мечеть (первоначально это был дом пророка).

Относительно спокойная жизнь мусульман Башкортостана в 1990-2000 годы стала осложняться с началом XXI века, когда в духовно-политической жизни республики, как и России в целом, значительно активизировались носители идей радикального ислама. На наш взгляд, это объясняется тремя причинами.

Причина первая. Быстрый рост ислама, с одной стороны, огромные нефтяные запасы, сосредоточенные в мусульманских странах, с другой, сделали ислам объектом международной политики. Появился так называемый «исламский фактор», используемый для оправдания действий отдельных государств и политических деятелей, несовместимых с нормами международного права и демократии. В таких условиях востребованной оказалась экстремистская деятельность отдельных личностей и групп, выступающих от имени ислама. В большой политике они стали исполнять роль провокаторов, действия которых дестабилизируют обстановку, имеют большой общественный резонанс и, соответственно, должны пресекаться любыми средствами.

Причина вторая. Уничтожение мусульманского духовенства в годы Советской власти привело к тому, что большинство мулл и имамов плохо разбирались в вопросах мусульманского богословия. Эти муллы-самоучки выполняли свои функции из-за отсутствия подготовленных кадров. Как пишет З.Р. Хабибуллина, по данным 1997 года «духовенство более чем наполовину состояло из лиц преклонного возраста, не имеющих специальности, самостоятельно обучавшихся канонам ислама, только 3% имамов имели высшее религиозное образование» . Потребность в грамотных служителях культа привело к тому, что в 1990-е годы в арабские страны было направлено большое количество молодых верующих для учебы в исламских учебных заведениях. В России также были открыты медресе, в которых преподавали богословы из арабских стран. Это привело к тому, что в конце 1990-х гг. немалая часть имамов и мулл получили исламское образование, не учитывающее особенности и традиции ислама в российской среде. Как замечает А. Малашенко, «в 1990-е годы тысячи молодых людей, стремясь получить религиозные знания, устремились на Арабский Восток, в Турцию, Пакистан ˂…˃. Уровень приобретенных за границей знаний, навыков работы с верующими действительно был выше того, который можно получить в России. Однако, возвращаясь на Родину, выпускники арабских и турецких университетов – сознательно или нет – становятся миссионерами «иного» ислама» . Некоторые российские мусульмане стали заражаться их идеями, противоречащими как традиционному исламу, так и политическим интересам государства.

Причина третья. Распад СССР привел к невиданным масштабах миграции жителей бывших союзных республик в Россию. Их бытовая неустроенность, национально-религиозные традиции являются немаловажной причиной распространения ими идей и образа жизни, противоречащими представлениям об исламе российских мусульман. Выдавая себя за знатоков «истинного ислама», они заражали радикальными идеями часть российских мусульман, в особенности, молодежь.

Сторонников радикального ислама в России, как правило, называют ваххабитами (самоназвание – салафиты). Это обобщенное название разных течений не учитывает многообразия идей, распространяемых сторонниками радикального ислама. Но их объединяет одно – критика традиционного российского ислама как «искаженной» религии, призыв вернуться к исламу времен Мухаммада.

Наиболее распространенным радикальным исламским течением на территории Башкортостана является Хисб ут-Тахрир аль-Ислами (Исламская партия освобождения»), которое решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 г. № ГКПИ 03-116 признано террористической организацией и запрещено в России. Его сторонники с проповеднической миссией стали проникать на территорию республики в начале 2000-х годов из Средней Азии, Казахстана, Палестины, Крыма (входил ранее в состав Украины).

Организация позиционирует себя в качестве политической партии, целью которой является создание Халифата – общего для всех мусульман государства с шариатскими нормами правления. В документах этой партии правительства ныне существующих мусульманских стран характеризуются как неисламские, а причиной всех сегодняшних проблем мусульманской общины объявляется «отсутствие ислама в ее повседневной жизни», в том числе «отсутствие исламской системы правления». Основатель этого течения Такийюддин Набхани видел причину ослабления ислама в том, что мусульмане стали приспосабливать ислам к современному обществу, что неправильно. Он полагает, что общество должно приспосабливаться к исламу, а всякое реформаторское движение есть ослабление позиций ислама. Призыв сторонников этого течения к свержению существующих политических режимов носит заметный провокационный характер и явно или неявно подразумевает ответную реакцию государства. Первый судебный процесс над сторонниками Хисб ут-Тахрир в Башкортостане состоялся в 2005 году, когда перед судом предстали 9 членов этой организации, которые были приговорены от 4 до 8,5 лет лишения свободы. Однако это не послужило для адептов этой организации уроком. Такие судебные процессы можно было наблюдать ежегодно, начиная с первого процесса. Так, 12 мая 2015 г. решением суда осуждены 5 членов Стерлитамакской ячейки Хисб ут-Тахрир, задержанные в апреле 2015 года. 4 августа 2016 г. Верховный суд РФ своим решением подтвердил справедливость этого решения.

В целом же нужно отметить, что сейчас наблюдается постепенное снижение интереса верующих республики к радикальным течениям в исламе. Этому способствует последовательная политика ЦДУМ и ДУМ РБ по борьбе с религиозным экстремизмом, подготовка высококвалифицированных кадров в действующем Уфе Российском исламском университете при Центральном духовном управлении мусульман России, замена ими радикально настроенных священнослужителей.

Развиваются и противостоящие радикальному исламу течения, прежде всего, суфизм. Заметный вклад в его популяризацию и развитие внес известный башкирский исламовед И.Р. Насыров . Появилась серия статей по суфийской и коранической антропологии . Предпринимаются попытки критики радикального ислама не только в официальных проповедях священнослужителей, но и в академической среде .

Добавить комментарий

Закрыть меню