Ислам в Башкортостане

ИСЛАМ В БАШКОРТОСТАНЕ.

© Р.У. Абдрахманов

Башкирский государственный университет.

Россия. Республика Башкортостан.

450074, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел. (34775) 5 83 33; 8 927 305 87 51.

E-mail: ab-rif24@mail.ru

Были рассматрены понятия об исламе, о мусульманах, о сути ислама. Кратко дана информация о родине и об основателе Ислама, суть призыва к Исламу. Археологические раскопки. Выводы ученого энциклопедиста М.И. Уметбаева: «Айдар хан- хан из башкир -основоположник Булгарского ханства и основоположник религии Ислам». Автор приводит данные из источников средневековья о распространении Ислама в Башкортостане до захвата Булгарского ханства ханом Тамерланом.

Ключевые слова:Ислам. Мусульмане. Родина Ислама. Пророк. Призыв «к старой новой вере». Исламские миссионеры во дворце Айдар хана. Археологические раскопки. Ислам во дворце ханов Булгара. Работа мударрисов из Булгар в медресе Средней Азии. Роль миссионеров из Средней Азии. Выводы.

Ислам (араб. – покорность) – одна из трех мировых религий, возникшая в 7 в. новой эры и во многом определившая историю, идейную и культурную жизнь составляющих более чем трех миллиардов людей населяющих нашу планету по настоящее время.

«Ислам есть выражение покорности Аллаху путем исповедания единобожия, проявление повиновения Ему с помощью выполнения определенных религиозных обязанностей и абсолютная непричастность к многобожию». .

«Поистине, религия перед Аллахом – ислам». .

Людей принявших Ислам стали называть мусульманами ( араб. муслим – предавшийся / Аллаху, то есть Богу /).

«(Суть) ислама в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед – посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и совершил молитвы, и давал закят, и постился во время рамадана и совершил хадж к Дому (Аллаха), если сумеешь найти возможность (сделать это)». .

Родина Ислама – город Мекка Аравийского полуострова.

Основателем Ислама и первой общины мусульман, пророком и посланником Аллаха был Мухаммед.

“Пророк Мухаммед родился 22 апреля 571 г. (рождества христова) в городе Мекке в роде Хашим, относящемся к племени кураиш. .

“Во время уединенных размышлений о смысле жизни и бренности бытия в маленькой пещере Хира на горе ан-Нур в окрестностях Мекки в конце священного для арабов месяца Рамазан Мухаммед получает первое Откровение от Бога через ангела Джибраиля. В результате Откровений (араб. Вах-и) Мухаммед узнает, что Бог (араб. Аллах) избрал (араб. Мустафа) его Своим Пророком (араб. Наби) и Посланником (араб. Расуль), призванным нести людям призыв к поклонению единому Богу”.

“Так начался призыв к “старой новой” вере – Исламу…“Старой”- эта вера является потому, что суть ее та же, что и смысл учений всех пророков и посланников Божьих и их последователей, от Адама до Иисуса Христа и апостолов – призыв к Единобожию (Таухид). “Новой” же эта вера считалась потому, что учения предыдущих пророков либо были искажены, либо забыты вовсе, а Книга (Коран), и закон (Шариат), ниспосланные Мухаммеду, были оригинальными и уникальными”..

С этого дня появились первые люди, населенные пункты, племена, народы и государства поверившие проповеди Мухаммеда и принявшие Ислам. Ислам принят народами путем призывов, а не путем военных завоеваний арабов. Среди каннибал папуасов Новой Гвинеи многие годы прожил русский ученый христианин Миклухо-Маклай, однако общаясь с арабами прибывшими на торговых кораблях один единственный раз, они стали мусульманами. Так было всегда. Христофор Колумб, которого до сих пор считают открывателем американского континента, а о том, что его моряки уже тогда на острове Куба увидели мусульманские молельные дома — мечети.

В страну Булгар входили угро-финские и тюркоязычные народы населяющие право — и левобережье Волги в том числе башкиры проживающие на территории между Волгой и Приуральем.

Башкир Тукый был потомком Булгарского шаха Айли на 23-ем поколении.

Уникальные исторические данные приводит член Оренбургского отделения Русского географического общества, ученый энциклопедист М.И. Уметбаев.

Он пишет: “Тукый завоевал город Булгар, объявил себя первым ханом”.

После Тукый хана Страной Булгар стал править его сын Айдар хан. Во время его правления в Булгар прибыли три человека из мусульман-миссионеров Посланника Аллаха Мухаммеда, мир ему и благословение Аллаха. .

“Это были Габдрахман ибн Зубаир, Зубаир ибн Зейид и Талха ибн Гусман, которые по просьбе пророка Мухаммеда, мир ему и благословение Аллаха, на седьмом году хиджри отправились в путь и в 630 году прибыли во дворец Айдар хана в столицу Булгарского ханства.

Судьба одного из них не известна. Либо он остался во дворце хана Айдара, либо умер. Двое из них: Габдрахман ибн Зубаир и Зубаир ибн Зейид занимались проповедью Ислама у башкир проживающих недалеко от горы Нарыстау (запад Булгарского ханства — нынешняя территория Миякинского района Республики Башкортостан) и были похоронены на вершине этой горы.

По словам шейха Мухаммеда Назима Хаккани аль-Кипри именно они впервые проповедовали Ислам в государстве — Булгар, где правил хан из башкир Айдар-хан. .

Если обратить внимание на историю Хисаметдина ибн Шарафутдина Муслими, то здесь упоминается о том, что башкиры приняли Ислам раньше многих своих соседей. Это было в 195 году по хиджри (по новому в 748 году), тогда как тюрки проживающие на территории Туркистана в 400-ых годах по хиджри (по греческому календарю в пределах 10-го века. .

Со ссылкой на труды ученых, доктор исторических наук А.Б. Юнусова пишет: “Наиболее ранние свидетельства о связях (исторической территории – Р.А.) Башкортостана с миром Ислама относится к 8-9 вв. В 1945-1950 гг. археологом Р. Ахмеровым, краеведом П. Михайловым и П. Ищериковым проведились раскопки Левашовского могильника (Ишимбайский район РБ). Среди находок были три серебряных дирхема и золотой динар времен Омейядского и Аббасидского халифатов. Самые ранние монеты датируются 706 г. (золотой динар) и 712 г. (один из дирхемов. Отчеканены они при Омейядском правителе Валиде 1 (86-96 г.х.). …упомянутые дирхемы лежали в области грудной клетки. В парном погребении — … золотой динар, он относится к эпохе Аббасидов и отчеканен в Мавераннахре около 279 году по хиджре (892 г.) правителем аль-Махди Мухаммед аль-Хасан. Левашовский могильник представляет собой раннемусульман- ское кладбище … Судя по изношенности куфических дирхемов, они оказались, значительно позже чем были отчеканены, и распространились в степи южного Приуралья по “путям торговым – путям божьим”, то есть мы считаем – принесены арабами”, — писал в отчете П. Михайлов. Считать эти погребения раннемусульманскими позволяет не столько наличие в них арабских монет …, сколько трупоположение – на спине, руки вытянуты вдоль тела, головой на запад.

По сведениям М.В. Лоссиевского … в деревне Юмагузиной Стерлитамакского уезда среди монет на головном уборе одной башкирки также была обнаружена серебряная монета (дирхем) датируемая 112 г.х. (730 г.), “… на одной стороне которой написано: “Хан Кибитий 112 год”, а на другой: “Един бог …”, дальше разобрать невозможно””. .

“При правлении башкир-айлинцев: Саит хане, Амир хане, Султанмурад хане, Салим хане, Ильгам хане в Булгаре уже была религия Ислам. При правлении хана Ильгама Булгарское государство в 1236 году было захвачено войсками Чингиз хана. Несмотря на это Булгарами правил Габдулла хан. Полностью ханское правление было низложено при правлении Галим бека. Многие башкиры-айлинцы были мударрисами в медресе крепости Кашан в пределах города Булгар. Имам Мирхаджи был имамом в крепости Кашан при правлении хана Баража.

Кул Гали был мударрисом в Хорезме, убегая от китайских войск прибыл в Ургенч, а потом к киргизам, далее к отцовскому дому в устье реки Зай. Автор книги “Киссаи Юсуф” Кул Гали умер во время захвата Казанского ханства Хромым Тимуром (Тамерланом)”. .

“На другом берегу реки Агидель был широко известен миссионер Ахмед Яссауи, который умер в 514 году хиджри. Около нынешней Уфы жил и проповедовал один из последователей Ахмеда Яссауи Хусаин Бек сын Гумер Бека, который был приглашен башкирским ханом Баражом. Он умер в 744 году хиджри. Похоронен у озера Акзиярат на берегу реки Дема, недалеко от деревни Шишмы.

Могилы и курганы миссионеров из Туркестана можно встретить в долинах рек Агидель, Демы и Уршак.

Хисамитдин бин Шарафитдин в своей истории пишет, что после того как Тамерлан (умер в 807 году) стал ханом, во сне увидел пророка Мухаммеда, мир ему и благословение Аллаха, который якобы поручил ему в землях мусульман восстановить систему Хаджи Ахмета и приказал покончить с противоречащими Исламу явлениями … Тамерлан только поэтому, пройдя через земли мусульман, проник в Среднюю Азию и Восточную Европу, перезимовал в долинах реки Агидель”. .

“В своё время башкиры называли себя унгарами, русские – югорами. Они издревле жили по обе стороны Уральских гор. Когда-то в этих краях жили кипчаки-многобожники. Позже этих многобожников объединяясь с булгарскими народами башкиры притеснили и даже вместе приняли религию Ислам, стали себя называть булгарами …

В истории тюрков “Кунх аль-Ахбар”(“Суть известий”, т. 1, с. 242) упоминается, что у башкир когда-то были около 70-ти городов и крепостей (до нашествия войск Чингиз хана – Р.А.), по старому стилю приблизительно в 530 годах (1152 г.) приняли религию Ислам”. .

Выводы: “Значительная часть шелкового пути с 7 – 14 вв. находилась в руках … арабских купцов”. .

После принятия ислама, мусульмане стали называться арабскими именами.

Нет сомнения в том, что башкиры во время нахождения войск Тамерлана на территории Башкортостана приняли Ислам в массовом порядке, и отказались от многобожия.

Список использованных источников.

1. Шейх Хафиз аль-Хаками. 200 вопросов по изучению ислама. М.; 2000. –С.16.

2. Коран. Семейство Имрана, 18.

3. Имам ан-Навави. ”Сорок хадисов”. М. 2001. С. 24.

4. Доктор Рахман. Краткая история Ислама”. –М.; UMMAH, 2002. – С. 21, 28-29.

5. М.И. Уметбаев. Памятки. На башк. языке. БКИ, Уфа. 1984. С. 230, 198, 230, 194-195, 197.

6. “Сподвижники на земле башкир”. Вечернняя Уфа. №24-25. 2011.

7. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. –Уфа. 1999. – С. 19, 20.

8. БСЭ. 29. Третье издание. Москва. Издательство “Советская энциклопедия”. 1978. С. 374. Tags : Islam . Muslims . Homeland Islam . Prophet. The call » to the old new faith .» Islamic missionaries in the palace Aidar Khan. Archaeological excavations. Islam in the palace of the khans of Bulgar . Work mudarris of Bulgar madrasah in Central Asia . The role of missionaries from Central Asia . Conclusions.

1. Принятие ислама с Х века

2. Создание мусульманского общества

3. Руководство мусульманским обществом с 80-х годов

4. Главные мусульманские праздники

Используемая литература

1. Принятие ислама с Х века

В далеком 922 году в столицу Булгарского ханства прибыло посольство багдадского халифа во главе с Ибн Фадланом. Именно этот год считается годом принятия ислама булгарами. Тогда Западная Башкирия входила в состав Булгарского ханства, поэтому распространение ислама в Булгарии привело к его распространению и в Башкирии.

До этого башкиры были язычниками и поклонялись различным силам природы. Булгарские проповедники годами жили среди башкир, распространяя мусульманскую религию.

По свидетельству Юлиана, башкирские ханы уже в начале 13 в. были фанатично преданы исламу. В 14 в. при хане Узбеке (1313-1326) в. ислам становится государственной религией Золотой Орды, в состав которой входил и Башкортостан. Покорение Казани Московским государством в 1552 и начало христианизации татар вызвало отток значительной части мусульман из Поволжья в Приуралье, что привело к увеличению их численности и укреплению позиций ислама в крае.

В 17-18 вв. шариат становится важным регулирующим фактором семейно-брачных и межличностных отношений мусульман Башкирии. Утверждаются никах, праздники мусульманские (Ураза, Мавлюд, Курбан и др.), мусульманские обряды, сопровождающие важнейшие события жизни человека (рождение, достижение зрелости, смерть). Распространяется паломничество к местам захоронения мусульм. святых — зийаратам (кэшэнэ Хусаин-бека и Тура-хана в Чишминском р-не, могиле Ягафара ишана в Давлекановском р-не). С принятием ислама среди башкир получают развитие мусульманское образование и письменность на основе арабской графики.

По указу Екатерины II в Уфе было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное собрание (1788) во главе с муфтием, что существенно изменило положение ислама и упрочило позиции духовенства мусульманского. По переписи 1897, в Уфимской губернии мусульман насчитывалось 1098982 души обоего пола (50,03% населения губернии).

В 1-й половине 19 века С.Г. Рыбаков отмечал, что ему не встречалось ни одной деревни башкирской, в которой не было бы мечети, а краевед М.В. Лоссиевский писал: «…где мечеть, там есть мулла, там и мектеб, и медресе». В 1913-15 в Уфимской губернии. насчитывалось 1579 мектебов, в которыхрых обучалась 91 тыс. шакирдов, среди них 18 тыс. девочек. В медресе «Хусаиния», «Галия», «Гусмания» преподавание не ограничивалось религиозными дисциплинами, в них были восприняты идеи джадидизма, распространителями которых были писатели М. Акъегет-заде, Г. Ибрагимов, Р. Фахретдинов, З. Камалетдинов и др. В 19 в. в Башкортостане получила широкое распространение разновидность суфизма — ишанизм (течение, впитавшее в себя элементы как суфийской, так и шаманской мистики, адаптированное к особенностям уклада башкирского общества). Известным ишаном (духовный наставник, особо почитаемый своими мюридами — учениками; почитался как святой, целитель, прорицатель) был З.Расулев. Его мюридами были муфтии Г. Баруди, Г.

Расулев. Династиями ишанов были Тукаевы (с.Стерлибаш), Курбангалиевы (п.Медиак), Галикеевы (с.Каргалы).

К началу 20 в. для большинства мусульман Башкортостана ислам был и верой, и образом жизни; его нормы в 1917-23 гг. получили отражение в практике политической деятельности А.З. Валидова, рассматривавшего религию как один из главных факторов этнической консолидации башкир.

В первые годы Советской власти религиозная активность духовенства в республике сохранялась. В 1926-27 в Уфе прошли российские и республиканские съезды мусульман, поддержанные большинством верующих. В республике существовали Кааба (Мекка), два самостоятельных мусульманских духовных управления.

Антирелигиозная борьба в стране в середине 30-х приняла воинствующий характер; разрушались культовые здания, сократилась численность мусульманских общин. Было обвинено в антисоветской деятельности и арестовано почти все мусульманское духовенство, многие из них расстреляны или умерли в местах заключения. Из 2507 мусульманских общин Башкортостана к 1941 осталось лишь 12. В годы Великой Отечественной войны правительство несколько ослабило давление на религию. В 1948 в Уфе состоялся съезд мусульманскаого духовенства, на котором был принят новый устав Духовного управления. В 50-70 гг. значительным числом верующих мусульман отправлялись религиозные обряды, отмечались традиционные мусульманские праздники, соблюдался пост (ураза), частично никах. В дни праздников Рамазан, Курбан, Мавлюд в двух уфимских мечетях в 50-60 гг. собиралось от 2 до 3 тысяч человек. В Стерлитамаке, Ишимбае, Ахуново и других населенных пунктах. от 100 до 800 человек.

Со 2-й половины 80-х восстанавливаются старые и строятся новые мечети, в Уфе учреждены мусульманские средние учебные заведения; Духовному управлению мусульман возвращаются прежние постройки. В 1989 состоялись торжества по случаю 200-летия ДУМЕС и 1100-летия принятия ислама народами Поволжья и Урала. После 42-летнего перерыва в 1990 в Уфе состоялся очередной съезд мусульман. В августе 1992 создано ДУМ РБ, исламский центр «Дагват». Религиозные учреждения создали печатные органы: газету «Ислам и общество», «Булгар»; стала издаваться литература религиозного и историко-религиозного характера.

2. Создание мусульманского общества

Духовное управление мусульман в Башкирии учреждено указом Екатерины II от 22 сентября 1788; открытие состоялось 4 декабря 1789 в Уфе. Создано по просьбе уфимского наместника О.А. Игельстрома. С изменением политики правительства после Крестьянской войны 1773-75 гг. в сторону веротерпимости, власти поставили целью использование официальных исламских институтов в государственных интересах («умиротворение» башкир, продвижение русской государственности в Среднюю Азию и Казахстан). ЦДУМ при создании называлось «Уфимское Духовное Магометанского закона Собрание» (с 1796 — Оренбургское), полномочия его осуществлялись на территории Уфимского наместничества и Оренбургской губернии (позже на всей территории России, кроме Таврического наместничества). Духовное собрание было приравнено по основной деятельности к средним судебным учреждениям, подчинялось местной администрации и Главному управлению духовных дел иностранных исповеданий (с 1810). В 1846-1917 называлось Оренбургское Магометанское Духовное Собрание (ОМДС). Муфтии, заседатели, служащие получали жалование как гос.чиновники. В ведении Духовного собрания находились: испытание претендентов на приходские должности в знании канонов ислама, надзор за действиями духовенства мусульманского, строительство и ремонт мечетей, заключение браков, имущественные споры, вакуфы, случаи неповиновения детей родителям, правильность исполнения мусульманских обрядов и ведения метрических книг (с 1828) приходским духовенством.

Структура Духовного собрания была трехступенчатой: высшая (муфтиат) состояла из муфтия, 5-6 казыев (судей), ответ. секретарей, переводчика, столоначальников и писарей; средняя (мухтасибат) — из 2-5 чел. во главе с мухтасибом (контролером мусульманской общины); нижняя (мутаваллиат) — из муллы, муэдзина и секретаря-казначея при каждой мечети.

В 1917 Духовное собрание было переименовано в ЦДУМ России и Сибири; во главе с муфтием Г. Баруди представляло духовное ведомство во вновь созданном Национальном управлении мусульман — Милли идара С учреждением Комиссариата по делам мусульман России и Сибири при СНК Национальное управление было ликвидировано, а ЦДУМ стал существовать самостоятельно; в его ведении остались в основном богословские вопросы. К 1927 оно объединяло 14825 приходов. В 30-е гг духовенство ЦДУМ подвергалось преследованию властей (арестовано св. 20 чел., среди них члены Духовного управления К.Тарджиманов, З.Камалетдинов, М.Буби и др.). Создание самостоятельных ДУМ Башкортостана, Ср.Азии и Казахстана в Ташкенте, Закавказья — в Баку в 40-е гг. привели к сужению сферы влияния ЦДУМ.

В 1948 на съезде мусульманского духовенства в Уфе религиозное учреждение переименовано в ДУМ Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), был принят новый устав. К 1988 в ведении ДУМЕС насчитывалось 142 официально зарегистрированные мусульманские общины. За годы демократизации общества их количество увеличилось почти в 10 раз. С 1992 на волне суверенизации начался процесс распада ДУМЕС на независимые региональные духовные управления. В Башкортостане часть приходов находится в ведении ДУМ РБ, часть — в ДУМЕС. В связи с образованием Высшего координационного центра ДУМ России (ВКЦ ДУМР) с центром в Москве (февр. 1994) ДУМЕС переименован в управление с современным названием. Устав его зарегистрирован в Министерстве юстиции России 8 апр. 1994.

В Башкортостане часть приходов находится в ведении ДУМ РБ, часть — в ДУМЕС.

3. Руководство мусульманским обществом с 80-х годов

Муфтии ДУМ: М. Хусаинов (1789-24), Г. Габдрахимов (1825-40), Г. Сулейманов (1840-62), С. Тевкелев (1865-85), М. Султанов (1886-1915), М. Баязитов (1915-17), Г. Баруди (1917-21), Р. Фахретдинов (1923-36), Г. Расулев (1936-50), Ш. Хиялетдинов (1951-74), Г. Исаев (1975-80), Т. Таджуддин (с 1980).

Духовное управление мусульман республики Башкортостан (ДУМ РБ), религиозная организация, охватывающая часть мусульманских объединений РБ. Создание первого в Башкортостане ДУМ связано с революционными событиями 1917. Возглавил духовное ведомство член Башкирского правительства Р. Фахретдинов. Всебашкирский съезд духовенства мусульман (март 1921, с. Аллагуват Стерлитамакского кантона) утвердил положение о духовном управлении, избрал муфтием (главой мусульман) М.Х. Халикова.

Духовное управление и его Устав были зарегистрированы в 1924 новым муфтием М. Гатауллиным в НКВД БАССР под названием Центральное духовное управление мусульман АБССР (ЦДУМ АБССР). В его ведении находились наблюдение за богослужебными обрядами, преподаванием мусульманского вероучения, правильностью печатания богослужебных книг, деятельностью мусульманского духовенства, проведение испытаний претендентов на должность мулл, муэдзинов, хальфов, открытие духовно-богословских курсов и строительство мечетей.

Добавить комментарий

Закрыть меню