Интеграция на постсоветском пространстве

Теоретические аспекты интеграции

Интеграция – это процесс объединения экономик разных стран в единый хозяйственный механизм на основе постоянных, устойчивых экономических взаимоотношений между субъектами хозяйствования этих стран. Она возникла как ответ на усложнение международных отношений, переход от модели двустороннего сотрудничества к многостороннему. Этот переход был обусловлен тем, что на мировой арене отстаивать свои национальные интересы несколькими государствами, объединенными общей идеей легче, чем поодиночке. Это объясняется тем, что на сегодняшний день большинство государств входят хотя бы в одну интеграционную группировку.

По данным Всемирной торговой организации, в настоящее время в мире насчитывается более 350 реально действующих группировок, в 1995 году их было зарегистрировано 123. Наиболее распространенной формой интеграции на сегодняшний день является зона свободной торговли, стадии экономического союза достиг Европейский союз. Страны, вставшие на путь интеграции, всегда проходят этапы интеграции последовательно. Интеграции не бывает быстрой, с момента образования доны свободной торговли до момента создания экономического союза в Европе прошло более сорока лет, североамериканская зона свободной торговли функционирует уже более двадцати лет, и в планах участников нет перехода к более высокой степени интеграции – таможенному союзу. Каждое интеграционное объединение, таким образом, отражает экономические интересы стран – инициаторов интеграции.

Предпосылки развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве

Итак, что же заставило только что получившие независимость страны практически сразу встать на путь интеграции?

Прежде всего тот факт, что Советский Союз представлял собой единый хозяйственный механизм с четким разделением труда между союзными республиками. Это разделение труда обусловило тесные кооперативные связи между новыми независимыми государствами. До сих пор более 8 тысяч российских и белорусских фирм зависят от взаимных поставок продукции, 80% выпускаемой продукции военно-промышленного комплекса Украины произведено с использованием российских комплектующих и т.д. Разрывать это кооперационные связи было можно, но в большинстве случаев это было не целесообразно, так как разделение труда в Советском Союзе было обусловлено в значительной степени природно-климатическими и историческими условиями развития. Единый промышленный, транспортный, энергетический комплекс стал движущей силой процесса возобновления конструктивного диалога между новыми независимыми странами, перехода от взаимных упреков и обвинений в русло вынужденного экономического сотрудничества.

Еще одним немаловажным фактором, который нельзя было не учитывать, это – желание широких масс поддерживать тесные связи с родственниками, оказавшимися гражданами разных государств. Отсутствие языкового барьера, общая история и элементы культуры – все это вопреки политическим установкам, существовавшим в отдельных странах, стало движущей силой интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Содружество Независимых Государств – зона свободной торговли

На прошло и полугода после распада СССР, когда руководители Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств 8 декабря 1991 г. Это было продиктовано прежде всего тем, что необходимо было срочно налаживать межгосударственное сотрудничество. Все без исключения новые государства находились в глубоком экономическом кризисе. Уже 21 декабря 1991 г. к Соглашению присоединились оставшиеся бывшие союзные республики, исключение составили Латвия, Литва, Эстония и Грузия – самые нетерпимые государства антироссийской направленности.

Позиция стран Балтии объяснялась прежде всего тем, что в едином народнохозяйственном комплексе СССР им отводилась роль своеобразного центра инноваций. В составе СССР Литва, Латвия и Эстония имели существенные льготы при распределении ресурсов.

Прибалтийские республики оставляли у себя все 100% полученного дохода и получали субсидии из Центра, в то время как РСФСР оставляла в своем бюджете менее 50% и выделяла средства в бюджеты других республик. При этом полученные средства использовались максимально эффективно, что делали товары, произведенные в Прибалтике, наиболее конкурентоспособными и пользующимися спросом. Более высокий уровень жизни позволили исследуемым странам сначала претендовать на вступление, а затем вступить в Евросоюз.

Позиция Грузии объяснялась начавшейся поддержкой американского правительства. Однако, несмотря на это в 1993 г. Грузия вошла в состав СНГ.

Первоначально СНГ не являлось интеграционной группировкой, скорее всего это было соглашение, подтвердившее приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству. Интеграционной группировкой оно стало 15 апреля 1994 г. страны-участницы СНГ подписали Соглашение о создании зоны свободной торговли. Намерение развивать и дальше сотрудничество между странами-участницами зафиксировано в Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г.

Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, Единое экономическое пространство

10 октября 2000 г. главы государств пяти стран (России, Казахстана, Белоруссии, Таджикистана и Кыргызстана) подписали Договор об учреждении Евразийского сообщества ( ЕврАзЭс). Основной целью нового объединения в краткосрочном плане стало ускоренное формирование зоны свободной торговли и перехода к более высокому этапу экономической интеграции таможенному союзу. Долгосрочной целью Сообщества является обеспечение свободы движения капитала, формирование общего финансового рынка, согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭс, т.е. формирование единого экономического пространства (ЕЭП).

Основным отличием ЕврАзЭс от СНГ является большая координация власти. Межгосударственное взаимодействие стран в рамках ЕврАзЭс осуществляется через Межгосударственный комитет, Интеграционный комитет, Межпарламентскую ассамблею, Суд сообщества, Комиссию Таможенного союза. Кроме того, в ЕврАзЭс утверждена более строгая система санкций за нарушений обязательств, вплоть до исключения из Сообщества по решению Межгосударственного совета.

Несмотря на столь жесткие правила, 25 января 2006 г. к ЕврАзЭс присоединился Узбекистан. С мая 2002 г. статус наблюдателей при ЕврАзЭс имеют Украина и Молдова, с января 2003 г. – Армения.

В соответствии с принципами разноскоростной интеграции и уставными целями ЕврАзЭс Беларусь, Казахстан и Россия в 2007 г. создали Таможенный союз, который начал функционировать с 1 июля 2010 г.

Важной вехой, которую нельзя не отметить отдельно, является создание в 2006 г. Евразийского банка развития (ЕАБР) и антикризисного фонда ЕврАзЭс.

Банк был учрежден по инициативе России и Казахстана для финансирования инвестиционных проектов, имеющих интеграционный эффект. Сейчас его членами являются Россия, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Армения, Кыргызстан, а сумма проектного портфеля составляет 2, 596 млрд долл.

Интеграционные группировки и проекты на постсоветском пространстве без участия РФ

Первой интеграционной группировкой, которая появилась на постсоветском пространстве без участия России – является Европейский союз. Латвия, Литва и Эстония первые новые независимые государства постсоветского пространства, которые на сегодняшний день потеряны для интеграции с Россией.

Молдова, Украина, Грузия вслед за прибалтийскими республиками объявили о желании идти по пути европейской интеграции. В свою очередь, Европейский союз разработал программу «Восточное партнерство», которая является составной частью официальной политики Европейского союза по отношению к соседним странам. Европейская политика соседства (ЕПС) охватывает 16 государств региона Восточной Европы, Южного Кавказа и бассейна Средиземного моря. Главной задачей ЕПС является выстраивание отношений с группами стран. С этой целью были разработаны три программы: «Средиземноморский союз», «Черноморская синергия», а также «Восточное партнерство».

10 октября 1997 г. в рамках Саммита Совета Европы в Страсбурге была создана организация за демократию и экономического развитие – ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова). Согласно уставу основными целями организации является «углубление европейской интеграции для создания общего пространства безопасности, а также расширение экономического и гуманитарного сотрудничества; развитие социально-экономического, транспортного, энергетического, научно-технического и гуманитарного потенциала; активизация политического взаимодействия и практического сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес». В настоящее время ГУАМ является зоной свободной торговли.

Китай, как и ЕС, первоначально сделал ставку на развитие двусторонних отношений. Это позволило ему начать переход к формату многосторонних отношений и организовать Шанхайскую организацию содружества (ШОС). ШОС, конечно, пока не является интеграционной группировкой, да и Россия не является ее членом, но главное не в этом. Главное не участие России, а степень ее влияния на организации.

Перспективные направления развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве с участием России

Итак, мы рассмотрели эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве, инициатором которых является Россия, и основные опасности и угрозы этим интеграционным процессам. Какие же дальнейшие шаги следует принимать Россия? Прежде всего отметим, что путь и направление разноскоростной интеграции на постсоветском пространстве, на наш взгляд, были выбраны правильно. Основной работой в данном направлении прежде всего должно стать укрепление двусторонних экономических отношений. Без целенаправленной работы по усилению своих позиций в качестве торгового партнера, поставщика инвестиций и разработчика гуманитарных программ сотрудничества все усилия по объединению постсоветского пространства будут тщетны. Пока доля России в товарообороте практически всех стран постсоветского пространства имеет устойчивую тенденцию к снижению, такая же тенденция и у доли в прямых иностранных инвестициях. Ведущие позиции здесь принадлежать Европейскому союзу, но темпы роста Китая также заставляют задуматься. Соединенные штаты лидируют по количеству и объему гуманитарных программ и программ военное сотрудничества. Мировой опыт показывает, что интеграционные процессы развиваются прежде всего тогда, когда у стран есть взаимный экономический интерес друг к другу. Кооперационные связи, единая история, язык общения пока еще являются факторами сближения, но целенаправленная работа российских конкурентов ведет к их ослаблению. Поэтому основной задачей Российской Федерации является поддержание, а в отдельных случаях возврат ведущих позиций страны в качестве ведущего экономического партнера.

Литература

Андронова И.В. Внешнеэкономические аспекты национальных интересов России на постсоветском пространстве. – М.: Квадрика, 2012.

Сайт Всемирной торговой организации. – URL: www.wto.org

Сайт Исполнительного Комитета стран СНГ. – URL: www.cis.minsk.org

Сайт организации за демократию и экономическое развитие ГУАМ. – URL: http://quam-organization.org

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Образование СНГ.

Советский Союз, задолго до создания Европейского союза (ЕС), отвечал всем критериям современного регионального интеграционного объединения. В бывшем СССР существовали:

— зона свободной торговли;

— таможенный союз;

— единое экономическое пространство с четырьмя степенями свободы (движение товаров, капитала, услуг и рабочей силы). Кроме того, был единый рынок, наднациональные органы управления, единая макроэкономическая, внешнеэкономическая, налоговая, социально-экономическая политика, единая валюта.

Экономики бывших союзных республик дополняли друг друга, а тысячи кооперационных связей образовывали целостные воспроизводственные контуры с полным производственным циклом — от сырья до готовой продукции и от фундаментальной науки до технологий массового производства. При этом экономика СССР не была примитивной, по структуре производимой продукции она соответствовала уровню развитых стран, в том числе по показателям доли обрабатывающей промышленности, включая машиностроение и производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Это, разумеется, не означает однородности тогдашнего экономического пространства. Но оно было единым — как с точки зрения правовых норм и функционировавших организационно-хозяйственных форм, так и всех других экономических институтов: цен, стандартов, квалификационных требований, процедур планирования и правил принятия решений. Это единство поддерживалось специализацией и кооперацией производства — ни одна из союзных республик, включая РСФСР, не была самодостаточной — производимая продукция изготавливалась с использованием сырья и комплектующих, поставляемых из других республик.

Распад СССР повлек за собой разрушение выстроенных десятилетиями кооперационных связей между предприятиями. Являя собой части единой кооперационной цепи, порознь они оказались неспособными локализовать у себя весь производственный цикл — от разработки до серийного выпуска готовых изделий. Резкое свертывание взаимных поставок материалов и комплектующих, прекращение обмена квалифицированными кадрами обескровило многие промышленные и предприятия и лишило их возможностей сохранить накопленный потенциал, не говоря уже о развитии. Выжить удалось в основном примитивным видам деятельности, не обремененным сложными кооперационными связями. По различным оценкам из двукратного, в среднем по постсоветскому пространству, падения производства от четверти до половины приходится на разрыв кооперационных связей вследствие распада единой страны. При этом наиболее болезненным этот фактор был для машиностроения и других высокотехнологических отраслей экономики, в которых в общем научно -производственном цикле изготовления продукции были задействованы тысячи предприятий и организаций.

Важность сохранения единого экономического пространства всегда осознавалась хозяйственниками и руководителями советских республик. Поэтому 8 декабря 1991 года был подписан документ, состоявший из Преамбулы и 14 статей.

В нем констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

Основными целями организации являются:

— сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

— всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

— обеспечение прав и свобод человека;

— сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

— взаимная правовая помощь;

— мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

— обеспечение прав и основных свобод человека;

— координация внешнеполитической деятельности;

— сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;

— сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

— охрана здоровья и окружающей среды;

— вопросы социальной и миграционной политики;

— борьба с организованной преступностью;

— сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ

Сразу же после создания СНГ, в течение 1992-93 годов все 12 стран(бывших участниц СССР) подписали между собой двусторонние соглашения о свободной торговле, которые провозгласили на всем пространстве СНГ зону свободной торговли с минимальными изъятиями.

В 1993-94 годах были подписаны многосторонние соглашения, которые в случае выполнения намеченных в них мер могли привести к созданию на территории всех стран членов СНГ Таможенного союза.

Экономическое сотрудничество с входящими в Содружество странами развивалось весьма неоднозначно. На динамику торгово-экономического сотрудничества негативное влияние на первых этапах интеграции (1991-1994 годах) оказали различия в стартовых условиях и содержании проводимых этими государствами экономических реформ. В этот период в странах СНГ преобладали собственные национальные интересы, приведшие к существенному ослаблению внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на страны дальнего зарубежья. В результате суммарный ВВП стран Содружества в этот период уменьшился почти в два раза. Товарооборот России с этими государствами уменьшился более чем в 6 раз, составив в 1994 году (по данным ГТК России) 24,4 млрд. долларов. Предпринятые в рамках СНГ в 1995-1997 годах меры по активизации интеграционных процессов, связанные с началом формирования более свободных режимов торговли стран СНГ, создание Союзного государства и Таможенного союза, а также восстановлением и развитием отдельных производственно-технологических связей, позволили обеспечить некоторую стабилизацию в экономических отношениях со странами СНГ. Товарооборот России с этими государствами в 1997 году составил 30,9 млрд. долларов или вырос по сравнению с 1994 годом на 26,6 процентов. Однако, финансовый кризис в России в 1998 г. сказался и на развитии отношений со странами СНГ, взаимная торговля с которыми сократилась в 1999 году до 19 млрд. долларов или на 38% к уровню 1997 года.

На развитии сотрудничества России со странами СНГ в период 2000-2002 годов положительное влияние оказала стабилизация экономической ситуации в странах СНГ и благоприятная конъюнктура мирового рынка, на энергоносители. Последовавший в 2000 году значительный рост товарооборота с этими государствами до 25,4 млрд. долларов (почти на 34%) сменился в дальнейшем его стабилизацией примерно на том же уровне. Товарооборот России со странами СНГ в 2004 году составил 46,1 млрд. долларов, в том числе экспорт из России 29,4 млрд. долларов и импорт в Россию 17,7 млрд. долларов. Положительное сальдо России в торговле со странами СНГ достигло 11,6 млрд. долларов или выросло по сравнению с 2001 годом в 1,6 раза.

Однако, заполнив образовавшийся вакуум на постсоветском пространстве и достаточно успешно решив задачу «цивилизованного развода» бывших советских Республик, СНГ так и не смогло стать эффективно действующим региональным интеграционным объединением. В экономической сфере дальше режима свободной торговли с изъятиями и ограничениями продвинуться не удалось.

В настоящее время СНГ, несмотря на ряд попыток его кардинального реформирования, по прежнему представляет собой виртуальное интеграционное объединение со сложной плохо управляемой бюрократической структурой.

Интеграция на постсоветском пространстве является многосторонним, разнонаправленным процессом, главным двигателем которого является самая крупная постсоветская республика – Российская Федерация. Россия сталкивается со значительными вызовами при попытках наладить сотрудничество со своими партнерами – бывшими членами Советского Союза.

Далеко не все страны постсоветского пространства стремятся поддерживать стабильные партнерские отношения с Россией – примером являются Грузия и Прибалтийские страны, которые не входят ни в одно интеграционное объединение, поддерживаемое Москвой. При этом, мировые центры силы не теряют время и пытаются привлечь бывшие советские республики в свой ареал влияния. Лидерами в данном направлении являются Соединенные Штаты Америки, Китай и Европейский Союз.

ЕС разорвал Украину

Требование Европейского Союза однозначно определиться с вектором развития повлекло за собой возникновение гражданского конфликта на Украине, от решения которого зависит будущее не только самой Украины, но и планов России по укреплению интеграционных связей на постсоветском пространстве.

Данный конфликт – отличная возможность для Российской Федерации доказать свою приверженность мирному разрешению конфликтов, нормам международного права, обозначить свою независимость от западных и восточных партнеров, заявить всему миру о наличии у России собственных геополитических интересов и потребовать считаться с ними.

Интеграционные процессы сулят немало выгод, при условии, что они будут осуществлены на основе четко сформулированной стратегии, платформе, которая взаимовыгодна всем участникам сотрудничества. Существует немало примеров успешного сотрудничества в разных отраслях экономики и социальной жизни – все удачные начинания должны культивироваться и получать поддержку, особенно со стороны инициатора интеграционных связей и главного геополитического игрока СНГ – Российской Федерации.

При столкновении интересов России с интересами других мировых держав на территории СНГ, не стоит рассматривать конкуренцию как игру с нулевой суммой, в которой победа одной стороны означает проигрыш другой. Необходимо искать точки соприкосновения с партнерами, что принесет исключительно положительные последствия, как для России, других стран СНГ, так и для партнеров из дальнего зарубежья.

Стоит помнить, что в первую очередь необходимо провести успешную модернизацию Российской экономики и быть способными предложить выгоду бывшим Советским республикам для того, чтобы они хотели полноценно участвовать в указанных процессах.

Ошибки и противоречия позиций стран-партнеров, то и дело возникающие в рамках переговорного процесса, необходимо пытаться разрешить мирным путем, идти на уступки и прислушиваться к мнению руководителей союзных республик. Естественно, роль России, которую страна для себя выбрала, подразумевает то, что придется столкнуться с некоторыми экономическими убытками, однако, геополитические победы могут быть одержаны намного более стоящие, нежели затраты.

Экономическая интеграция на постсоветском пространстве

⇐ ПредыдущаяСтр 305 из 390Следующая ⇒

Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где отдельные части были тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей после распада Советского Союза был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в странах — членах СНГ в 1992—1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей).

Сразу же после распада СССР возникли интеграционные тенденции у бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, и в первую очередь в областях, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997 гг., усилились стремления к интеграции на иных основах с учетом возникших реалий.

Россия — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.

Факторы экономической интеграции бывших советских республик

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

• разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

• длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах (из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.). Конфликтность межнациональных и межконфессиональных отношений (между двумя основными религиями: православием и исламом) в целом была невысокой. Отсюда желание широких масс населения, в странах — членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи;

• технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

Однако интеграционные процессы наталкивались на противоположные тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Но всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и политическую зависимость стран — членов СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

Немалое значение для определения реальной позиции стран по отношению к интеграции в рамках СНГ имели, особенно в первые годы после распада СССР, расчеты на помощь Запада в том случае, если эти страны не будут «торопиться» с интеграцией. Нежелание в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций, столь часть встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации.

Различия в характере системных реформ временами создавали трудности в налаживании взаимных связей, например, в функционировании платежного механизма и банковской системы. Интеграционные меры нередко требовали средств и целеустремленности. Часто и то, и другое отсутствовало. Сильнейший системный кризис во всех странах — членах СНГ и государствах Балтии сделал материальные трудности, особенно дефицит обратимой валюты, повсеместным явлением.

Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого как можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительное — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Поэтому многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы неизбежные потери от нарушения сложившихся связей были минимальными. Задача реального сближения стран — членов СНГ отодвигались на второй план. Отсюда и постоянное неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать интеграционный механизм для достижения своих политических задач.

В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом стремилась через СНГ установить экономическую и политическую блокаду Абхазии.

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно р подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения других стран.

Добавить комментарий

Закрыть меню