Институциональные изменения

Институциональные изменения

⇐ Предыдущая16171819202122232425

Институциональная система в целом довольно стабильна. Это связано с одной из ее основных функций – преодолением неопределенности. Часто изменяющиеся институты, очевидно, будут справляться с этой функцией хуже.

Источникам институциональных изменений служат изменения в окружающей среде, которые вносят в жизнь общества неопределенность, которая не может быть преодолена простым накоплением информации или развитием знаний.

Среди источников институциональных изменений следует выделять:

— изменения в относительных ценах;

— технологические инновации;

— изменения во вкусах и предпочтениях.

Изменения в относительных ценах – прежде всего, относительных ценах факторов производства – изменяют эффективность существующих видов деятельности. В ответ на такие изменения факторы производства должные перемещаться в соответствующем направлении. Действующие институты могут затруднять этот процесс, и, следовательно, возникнут стимулы к институциональным изменениям. Например, приток большого количества населения из деревни в город на первых этапах индустриализации сопровождался разрушением традиционных способов взаимоподдержки, действующих в сельских общинах, которые, со временем, стали заменяться системой социальных гарантий, предоставляемых государством.

Технологические изменения приводят к изменению в относительных ценах. Однако они могут приводить и к более глубоким изменениям, создавая новые способы взаимодействия между людьми, новые сферы деятельности, а иногда – приводя к изменению мировоззрения. Создание ядерного оружия привело к созданию на международном уровне институтов, обеспечивающих сдерживание его распространения.

Изменения во вкусах и предпочтениях могут приводить к разрешению или запрету определенных товаров и услуг, к необходимости регулировать или освобождать от регулирования те или иные рынки.

Институциональные изменения могут быть направлены на:

— совершенствование существующих институтов;

— создание новых институтов;

— трансформацию правил (превращение неформальных институтов в формальные и наоборот);

— импорт институтов.

Институциональные изменения могут осуществляться непрерывно или периодически (дискретно). Они могут быть более или менее комплексными, по-разному затрагивая правила и механизмы принуждения.

Некоторые изменения могут происходить спонтанно. Другие же инициируются государством или частными лицами и группами. В случае целенаправленных изменений возникает проблема согласования интересов инициаторов изменений с интересами общества в целом.

Эффект от изменений в институциональной системе может быть распределительным (аллокационным) или перераспределительным. В первом случае, результатом будет перемещение факторов производства между различными сферами. Потенциально, это может привести к Парето-улучшениям в экономике.

Перераспределительный эффект институциональных изменений заключается в изменении доли той или иной группы населения в создаваемом экономической системой продукте.

В реальности, распределительный и перераспределительный эффект могут возникать вместе.

Институциональные изменения могут иметь и более глубокие последствия, порождая изменения в существующих представлениях об окружающем мире (парадигме) и ментальности.

Индивиды, участвующие в институциональных изменениях, стремятся извлечь личные выгоды из них и несут соответствующие издержки. Может случиться так, что издержки осуществления институциональных изменений перевесят ожидаемые выгоды. В таком случае можно говорить об установлении институционального равновесия.

Институциональное равновесие – такая ситуация, в которой при данном соотношении сил игроков и данном наборе контрактных отношений, ни один индивид не считает для себя выгодным тратить ресурсы на осуществление институциональных изменений.

Таким образом, наличие факторов институциональных изменений – необходимое, но не достаточное условие. Для того, чтобы эти изменения действительно произошли, ожидаемые выгоды непосредственных участников институциональных изменений должны быть выше понесенных ими издержек.

Можно назвать следующие источники издержек, связанных с институциональными изменениями:

— отвлечение ресурсов из традиционных сфер инвестирования на создание новых институтов;

— дезорганизация;

— интенсификация перераспределительных процессов.

Сложившееся институциональное равновесие не обязательно должно быть эффективным. Неспособность выйти из неэффективного институционального равновесия, его устойчивость называется институциональной ловушкой. Институциональные ловушки могут быть результатом сложившегося «баланса сил» основных социальных групп.

Другой их источник – ограниченные представления об эффективности, действовавшие в период формирования институтов, специфические исторические условия. Так институциональная система может представляться достаточно эффективной в текущих исторических реалиях и с позиций имеющихся знаний. Однако с течением времени условия могут измениться, а изменение действующих институтов – оказаться слишком затратным.

Такой тип институциональных ловушек называют «зависимостью от пути развития». Зависимость от пути развития может быть в слабой, средней и сильной форме.

Зависимость от пути развития в слабой форме имеет место тогда, когда действующий институт в целом не хуже альтернативного. Примером, может быть выбор право или левостороннего движения. Средняя форма зависимости от пути развития связана с издержками хозяйственного толка и требует слишком большого отвлечения ресурсов из производства для создания более эффективного института. При сильной зависимости речь идет о сложившихся ментальных конструкциях, доминирующем в обществе мировоззрении, базовых нормах отношения человека к человеку.

Глоссарий

Зависимость от пути развития– неспособность осуществить инновации или институциональные преобразования в силу высоких издержек отклонения от сложившейся траектории развития.

Инвестиционные рутины – рутины, регулирующие долгосрочное функционирование организации и определяющие решения, связанные с расширение или сужением деятельности.

Инновации – новшества, внедренные в ту или иную сферу деятельности, направленные на улучшение результатов функционирования этой сферы.

Институциональная ловушка – устойчивость неэффективного институционально равновесия.

Институциональное равновесие – такая ситуация, в которой при данном соотношении сил игроков и данном наборе контрактных отношений ни один индивид не считает для себя выгодным тратить ресурсы на осуществление институциональных изменений.

Самоорганизующаяся система– система, изменения которой носят не хаотический характер, но представляют собой результат согласованного взаимодействия ее элементов.

«Созидающее разрушение» – постепенное вытеснением из экономической системы представителей старого хозяйственного уклада за счет большей эффективности представителей нового.

Рутины поиска – рутины, регулирующие инновационный процесс организации.

Управленческо-технологические рутины – рутины, регулирующие текущее функционирование организации и определяющие те решения, которые не требуют дополнительных вложений.

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоят особенности экономической системы, как самоорганизующейся системы?

2. Какие стратегии поведения хозяйствующих субъектов в условиях неопределенности существуют?

3. Как протекает процесс экономических изменений на макро-уровне?

4. Какие виды рутин, регулирующих деятельность организаций, можно выделить?

5. Какие факторы влияют на выбор инноваций?

6. Что может служить источником институциональных изменений?

7. Какие типы институциональных изменений возможны?

8. Раскройте понятие институционального равновесия?

9. В чем отличие слабой, средней и сильной форм зависимости от пути развития?

Институциональные изменения в России.

План:

1. Институциональное развитие. Экономические революции.

2. Инстициональные изменения.

3. Особенности институциональных изменений в России.

Институциональное развитие предполагает изменение формальных и неформальных норм. В институциональной теории выделяют два варианта такого развития: эволюционный и революционный. Эволюционный вариант заключается в легализации неформальных правил, т.е. предание лежащим в их основе нормам силы закона и превращении этих правил в формальные. Развитие формальных институтов происходит в процессе трансформации неформальных правил. Примером эволюционного варианта институционального развития является институт торгового арбитража, зародившийся еще в недрах средневековых ярмарок.

Не всегда эволюционно возникшие институты эффективны. Это связано с тем, что нет никаких гарантий того, что сложившиеся вчера традиции можно использовать при совершении сделок в настоящее время. Данную ситуацию можно рассмотреть на примере исторического опыта Испании, Португалии, России.

Революционный вариант институционального развития заключается в попытках изменить, прежде всего, формальные правила. Речь идет об импорте формальных институтов, доказавших свою эффективность в обеспечении взаимодействий между экономическими субъектами. Существуют различные варианты импорта институтов: перенос из теоретической модели на практику, воспроизводство образцов, существовавших в истории данной страны; построение формальных институтов по образцам, существующих в других странах. Целью импорта институтов является смена траектории институционального развития. Обратите внимание на основные факторы, влияющие на успех импорта институтов. Среди них выделяется степень и характер конгруэнтности господствующих в стране-импортере неформальных и формальных норм, на основе которых функционирует импортируемый институт. Конгруэнтность означает наличие общих тенденций развития господствующих в обществе неформальных и импортируемых формальных норм. Наличие между нормами конгруэнтности позволяет получить их конвергенцию, т. е. сближение тренда, траектории институционального развития. Выделяются следующие виды конвергенции: позитивная и негативная. Позитивная конвергенция заключается в сближении формальных и неформальных норм на основе тенденции, ведущей к оптимуму. Негативная конвергенция принимает форму общей тенденции к неэффективному результату.

Институциональное развитие ускоряется в случае конгруэнтности формальных и неформальных норм и замедляется в случае неконгруэнтности.

Первая экономическая революция представляет радикальное изменение ресурсоспособности населения вследствие формирования исключительных прав собственности. Вторая экономическая революция – радикальное изменение ресурсообеспеченности населения, основанное на эластичном предложении новых знаний, использовании капиталоёмких технологий и соответствующих им форм экономической организации.

Содержание институциональных изменений выражается в появлении новых правил с соответствующими механизмами обеспечения их соблюдения, исчезновении старых действующих правил. Для выявления характеристик институциональных изменений необходимо зафиксировать точку отсчета, которая определяется как институциональное равновесие. Институциональное равновесие – это ситуация, в которой при данном соотношении сил игроков, данном наборе контрактных отношений, образующих экономический обмен, ни один из игроков не считает себя выгодным тратить ресурсы на реструктуризацию соглашений, изменение их фирмы. Существуют факторы, которые нарушают институциональное равновесие. К ним относят следующие: генетически наследуемые основы общечеловеческой психологии; традиции и культура; развитие научно-технического прогресса; распространение мировой материальной культуры. Механизм институциональных изменений наиболее основательно был изложен в теории Д. Норта. Под влиянием появившихся новых знаний происходят изменения в системе относительных цен, что в свою очередь, оказывает влияние на совокупность политических и экономических правил.

Институциональные изменения могут быть дискретными и инкрементными, спонтанными и целенаправленными. Дискретные – это радикальные изменения в формальных правилах. Инкрементные изменения означают, что участники акта обмена пересматривают свои контрактные отношения с тем, чтобы получить некоторый выигрыш. Спонтанные – это такие изменения, которые возникают и распространяются без какого-либо предварительного плана. Целенаправленные изменения возникают и распространяются по плану.

Институциональные изменения находятся под воздействием эффекта блокировки, под которым понимается процесс создания препятствий в изменении правил организациями, получающие распределительные выгоды от использования действующих правил.

Способы блокировки могут быть различными: от идеологических обоснований недопустимости институциональных изменений до прямого подкупа руководителей исполнительной власти, в чьей компетенции находится осуществление данных изменений. Возможности блокировки повышаются, когда в этом заинтересовано государство. Государственные структуры не вводят эффективные права собственности из-за боязни конфликта с влиятельными избирателями. Менее эффективные правила могут приносить больше дохода государственным структурам, чем эффективные. Однако неэффективные правила могут приводить к ослаблению государства, и оно вынуждено проводить экономические реформы.

Институциональные изменения зависят от траектории предшествующего развития. Суть такой зависимости заключается в том, что в каждый данный момент времени в экономике могут произойти не любые институциональные изменения, а те, которые оказываются осуществимыми в сложившихся ранее условиях.

Институциональные изменения должны приводить к конкретной победе какого-то института. Она означает, что институт получил массовое распространение в экономическом поведении и систематически используется в схожих экономических ситуациях подавляющим большинством хозяйствующих субъектов.

На протяжении длительного исторического развития нашей страны можно привести много примеров импорта институтов. Так, реформы Петра 1 интересны в качестве комплексной институциональной трансформации российского общества по западноевропейским стандартам. Рыночные реформы 1990-х годов тоже во многом основывались на стратегии импорта институтов.

Институциональные изменения в современной России идут сложно и противоречиво и находятся под влиянием разнообразных экономических интересов. Столкновение интересов проявляется в решении бюджетных проблем, распределение полномочий между центром и регионами, отношениях собственности. Наблюдаются противоречия между появляющимися рыночными и экономическими преобразованиями, которые проявляются в неспособности институтов «оживить» экономику, решить социальные проблемы. Отметьте, что существует несоответствие функций некоторых институтов реальным экономическим процессам и их подчиненность иным целям, например, сохранение бюрократических структур.

На противоречивый характер становления рыночных институтов в России влияют следующие факторы: недостаточная законодательная база и её противоречивость, национально-исторический контекст, кадровая проблема и др.

Институциональные изменения приводят к становлению внутренних и внешних институтов.

Внешние институты образуют свод основополагающих норм и правил, на базе которых только и возможно существование рыночного хозяйства. Это институты, которые гарантируют права собственности, обеспечивают свободу и обязательность договоров, господство закона. Внутренние институты представляют собой формы приспособления хозяйствования к внешним институтам и зарождаются и укрепляются в конкурентной среде. К ним относятся рынки, типы договоров, платежные и кредитные средства и т. п.

В институциональных изменениях большую роль играет государство. В России в 1990-е годы наблюдалось ослабление регулирующей функции государства, отход государства от эффективного распоряжения собственностью. Стихийное образование различных институтов не всегда соответствует общим задачам развития экономики и не обеспечивает выбор оптимальных вариантов. Поэтому в переходных состояниях общества институциональная роль государства должна возрастать.

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 135 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2019 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Главная » Экономисту » Институциональные изменения в экономике

Институциональные изменения в экономике


Вернуться назад на Институциональная экономика
Институциональные изменения – изменения институциональной структуры как набора взаимосвязанных формальных правил и неформальных ограничений, определяющих систему стимулов для экономических агентов.
Виды институциональных изменений:
1. Дискретные и инкрементные.
Дискретные изменения – радикальные изменения в формальных правилах, которые происходят в результате завоеваний или революции.
Инкрементные изменения – постепенные изменения институциональной среды. Институциональные изменения имеют почти исключительно инкрементный характер.
2. Спонтанные, целенаправленные и смешанные.
Спонтанными называются такие институциональные изменения, которые осуществляются, возникают и распространяются, без чьего-либо предварительного замысла и плана.
Целенаправленные институциональные изменения возникают и распространяются в большем или меньшем соответствии с некоторым осознанно разработанным планом.
Смешанный тип предусматривает ситуацию, когда само новое правило появляется незапланированно, а его распространение осуществляется вполне сознательно целенаправленно.
Траектория развития институционального изменения (институционального развития) – последовательность изменений, которые претерпевает некоторый рассматриваемый (базовый) институт.
Траекторий изменения институтов бывают двух типов:
1) траектории, формируемые инкрементными изменениями;
2) траектории, содержащие определенные «разрывы», скачки или «институциональные шоки», означающие, что существование исходного института фактически заканчивается, а его функции в экономике начинает выполнять иной институт (или целая их группа).
Основные режимы функционирования институтов:
1. Бездействие. При функционировании нормы в этом режиме индивиды знают о правиле, им известно, как требуется поступать в некоторой ситуации, однако они действуют иначе; в данном режиме могут существовать преимущественно формальные институты: «бездействующий закон» — вполне типичное явление для отечественной практики, хотя в принципе возможен и «бездействующий обычай» — например, если он представляет собой ритуал, воспроизводимый жителями какой-то местности исключительно для туристов, т.е. как информационный товар;
2. Спорадическое действие. Данный режим соответствует такой практике, когда при возникновении некоторой ситуации рассматриваемое правило может применяться, а может и не применяться; в последнем случае индивиды либо ведут себя, исходя из другого или других правил, либо же поступают по своему усмотрению, не опираясь ни на какое из правил, известных им и в принципе применимых в этой ситуации;
3. Систематическое действие. Правило оказывается применяемым всегда (или почти всегда), когда в деятельности индивидов возникают ситуации, совпадающие с условиями использования соответствующей нормы.
Механизмы институциональных изменений:
1) зависимость от траектории предшествующего развития – в каждый данный момент времени в экономике могут произойти не любые (произвольные)институциональные изменения, а лишь те, которые оказываются осуществимыми в сложившихся ранее условиях, которые, в свою очередь, возникли как следствия более ранних аналогичных ситуаций. На это влияют идеология, особенности институтов как общественных благ, а также распространенность института как препятствие к его изменению.

2) механизм малых случайных событий – малые улучшения до тех пор, пока не возникнет новая базовая инновация, т. е. такие события, которые не могли быть заранее предвидены обладающим ограниченным знанием сторонним наблюдателем. Экономические факторы, способные влиять на принятие или отвержение инноваций, имеют «фоновый» характер: это общие требования обеспечения максимальной (или приемлемой) экономической эффективности для любого инвестиционного решения.
В соответствии с ней технологические изменения включают творческое разрушение и рекомбинацию существующих знаний в новых формах. Смена технологической траектории возможна в данной постановке под воздействием появления нового «ядра» кластера, т.е.

принципиально отличных от имевшихся изобретений или открытий новых законов природы.
3) эффект блокировки – это создание препятствий изменению правил организациями, получающими распределительные выгоды от использования действующих правил. К способам блокировки потенциально эффективных институциональных изменений относятся: 1) идеологические обоснования недопустимости этих изменений; 2) традиции, национальный менталитет и т.п.; 3) прямой подкуп законодателей или руководителей исполнительной власти, в чьей компетенции находится осуществление соответствующего институционального изменения и т.д.
4) импорт институтов – перенос формальных институтов, т.е. изменение формальных правил, опираясь на доказавшие свою эффективность образцы с целью отклонения от тупиковой траектории развития. Этот вариант ориентируется на достижение определенного результата, но остается проблемой учет неформальных институтов. Важную роль здесь играет государство, осуществляющее «мягкую революцию», а неформальные правила могут изменяться как реакция на новые формальные институты.
5) трансплантация институтов – процесс заимствования институтов, развившихся в иной институциональной среде. При удачной трансплантации происходит позитивная адаптация института к новой институциональной и культурной среде: институт выполняет ту же роль в стране-реципиенте, что и в экономике-доноре. В случае несовместимости трансплантата с культурными традициями и институциональной структурой реципиента возможно возникновение определенных дисфункций трансплантируемых институтов.
Отбор вариантов институциональных изменений по критерию эффективности, оцениваемой экономическими агентами, может рассматриваться как разновидность рыночного отбора. Конкуренция между институтами может происходить в разных формах и описываться различными теоретическими моделями. Одной из них является концепция рынка институтов.
Рынок институтов – это механизм, который позволяет индивидам выбирать правила игры в их сообществе. Посредством своих добровольных взаимодействий индивиды оценивают уже существующие правила, определяют и проверяют пригодность новых.
Институциональное равновесие – это такая ситуация, в которой при данном соотношении сил игроков и данном наборе контрактных отношений, образующих экономический обмен, ни один из игроков не считает для себя выгодным тратить ресурсы на реструктуризацию соглашений. Иначе говоря, институциональное равновесие представляет собой отправную точку всякого институционального изменения, т. е. то исходное состояние, по отношению к которому рассматриваются институциональные изменения.
В целом, эффективность сложившейся новой институциональной структуры оценивают по интегральному показателю – наличию устойчивого экономического роста в стране. Определять же эффективность отдельного института достаточно сложно. Критерием эффективности института может служить и степень его приспособленности к данным условиям.

Командная экономика
Мировая экономика
Национальная экономика
Переходная экономика
Рыночная экономика


Назад | | Вверх

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ — составная часть процесса социально-экономического развития, выражающаяся в развитии и изменении социальных институтов. Институциональные преобразования лежат в основе смены общественно-экономического устройства и могут осуществляться как революционным, так и эволюционным путем. Изменения институтов могут быть связаны со сменой модели экономического развития, экономической стратегии и экономической политики, осуществляемой в рамках одной и той же экономической системы. Вектор институциональных изменений лежит на линии основных социальных институтов: прав собственности, роли государства, его законодательных установлений и норм, налоговой и судебной системы, «правил игры» на рынке, типов хозяйствования и его различных организаций.

Мегатенденцией, определившей развитие системы социальных институтов в последние два десятилетия XX в., являются приватизация и дерегулирование. ООН характеризует приватизацию как «главный экономический феномен 80-х гг. во всем мире». В России на приватизированных предприятиях производится ныне 70% промышленной продукции. Дерегулирование ведет к смещению акцентов в деятельности государственных институтов: сокращаются прямые формы государственного вмешательства в экономику. Основной функцией государства становится создание конкурентной среды, принятие единых правил для всех субъектов рынка, развитие производственной и социальной инфраструктуры. Институциональные изменения состоят также в реструктуризации предприятий, в т. ч. традиционных базовых отраслей промышленности (угольной, сталелитейной, текстильной). Они включают стимулирование малого и среднего бизнеса.

В так называемой неоинституциональной экономической теории институциональные изменения являются одной из основных категорий. Концепция этих изменений развита американским экономистом лауреатом Нобелевской премии Д.

Нортом. Он рассматривет институциональные изменения как процесс изменения формальных правил и неформальных отношений (традиций, общепринятых норм поведения, достигнутых соглашений между участниками сделки). Источники институциональных изменений, по словам Норта, надо искать во внешней среде, накоплении опыта и знаний и объединении этих моментов в мысленных (ментальных) конструкциях действующих лиц. Преднамеренные институциональные изменения — результат действий предпринимателей, которые сравнивают трансакционные издержки перестройки институциональной структуры с ее экономическим эффектом.

Эти институциональные преобразования зависят также от взаимодействия групп интересов, выражаемых государством и ветвями его власти. Неформализованная система взглядов и ценностей изменяется спонтанно, с различной скоростью, определяемой их происхождением и характером. Укорененные в традициях элементы общественного сознания (патернализм в России, нормы протестантизма в Западной Европе) изменяются чрезвычайно медленно.

Сущность институционального подхода к экономике состоит в том, что богатство зависит не от обладаемых и располагаемых ресурсов определенного субъекта, а скорее от соблюдения правил, благодаря которым использование этих благ становится возможным. Следуя утверждениям экономической теории, когда ресурсы перераспределяются для более эффективного использования путем добровольных обменов, стоимость будет максимизироваться. Значительное влияние на максимизацию стоимости оказывает трансакция. Правила минимизирующие трансакционные издержки, способствуют максимизации богатства, а правила, усложняющие обмен, перераспределяют стоимость в пользу определенных индивидов или групп специальных интересов. Рассмотрев сложившиеся в российской экономике правила, мы можем определить, какие из них способствуют эффективному распределению имеющихся ресурсов нашей страны, а какие наоборот препятствуют этому.

Институциональная экономическая структура любого государства зависит, прежде всего, от результата прежней деятельности страны и нежданного эволюционного отбора более действенных институтов.

Исследование институциональных реформ приводит нас к таким терминам как «институциональная деформация» и «институциональная трансформация». Институциональная трансформация — преобразование порядка, условий деятельности на базе внутреннего устройства социально-экономических институтов. Институциональная же деформация меняется под влиянием внешних факторов. Также институциональную деформацию можно охарактеризовать некачественным выполнением или вовсе отсутствием выполнения приписанных функций элементами институциональной структуры.

Для осуществления структурных реформ, от которых зависит социально-экономическая система государства, необходим компетентностный подход к институциональному анализу экономики страны.

В Российской Федерации импорт систем происходит по большей части из иных стран. В основном институты, хорошо подошедшие другой стране, в новых условиях могут привести к негативным последствиям. В практике нашего государства импорт институтов может оказаться жизнеспособным, но вот должного эффекта от такой системы ждать бессмысленно. А все по причине отрицательного воздействия деформирования институциональной среды.

Изменения институциональных структур в России стали результатом формы неконтролируемого устройства экономики к финансовой политике и ограничениям спроса. Денежно-кредитные ограничения являются очевидной причиной падения структуры экономики, в то время как сама рестрикционная политика до недавнего времени являлась «защитным барьером» относительно развала экономики.

Для повышения эффективности необходимых для России институциональных преобразований, нужно учесть следующее:

  • для преобразований важно учитывать соответствие принятых нормативных актов с выполнением соответствующих законов;
  • необходимо устранить возможность появления негативных прецедентов. Учитывая слабые места старых институтов запускать необходимые реформы. Более того делать это следует аккуратно, используя метод проб и ошибок, при этом не разрушая систему старых институтов, сохраняющих равновесие институциональной системы;
  • без заинтересованности данным институтом и его поддержки активными социальными слоями будет сложно добиться успешного результата от внедрения новых институтов;
  • необходимо учитывать влияние новых институциональных преобразований, оказываемых на функционирующие институты, добиваясь таким образом комплементарности институтов;
  • нужно учитывать продолжительность процесса адаптации новых институциональных структур и их проникновение к более глубоким уровням институциональной системы;
  • для реализации реформ необходимы затраты, а также контроль и непрерывная работа (над законом) государства даже после того как закон будет принят.

Также важными являются наблюдение и анализ использования применения институтов.

В течение нескольких лет российская экономика перенесла ряд изменений институционального характера, вследствие геополитического и политического факторов. Рассмотрим основные изменения структуры экономики.

Институциональные трансформации имеют воздействие на формирование национальной платежной системы, формирование политики замену импорта товарами, произведенными внутри государства. На импортозамещение оказали влияние санкции в сфере внешней торговли, промышленности, финансов и других сфер. Реализация импортозамещения требует создания ряда функциональных институтов в этой области, а также крупных институциональных изменений в экономике.

Импортозамещение сможет получить поддержку страны, если, производимая внутри страны, продукция будет конкурентоспособной не только внутри страны, но и за ее пределами, чтобы таким образом экспорт мог конкурировать с импортом.

Однако результатом ограничительной политики и конкуренции импорта явилось закрытие технически устаревших предприятий и отраслей, совершающих обработку промышленности, качество работы которых не являлось конкурентоспособным. Помимо прочего вынуждены произвести сокращения были и предприятия, которые производили высококачественную продукцию. Некоторые предприятия сократили свою деятельность в связи с недостаточным количеством инвестиций.

Со стороны институциональных изменений были введены законопроекты и нормативно-правовые акты, также были изменены налоговые ставки. Одним из основных направлений преобразований стал более ужесточенный контроль над организационными рисками в сфере внутреннего финансового рынка, для чего был создан единый регулятор. В случае, когда финансовые группы начинают владеть организациями, не имеющими отношения к банку, но при этом оказывают финансовые услуги, появляется необходимость мер по объединению контролирования и наблюдения. Возможность наблюдения и оценки рынка финансов в целом дает возможность более скорого обеспечения адекватного воздействия.

В сфере институциональных преобразований происходит возбуждение добавочных государственных программ, а также возбуждение преобразований в сфере пенсионного снабжения. Был введен институт облигаций. На фоне текущего экономического состояния страны, значительно ухудшилось положение инфраструктуры, ввиду отсутствия ее качества и развитости, а также отсутствие нужных технических условий для улучшения данной проблемы, что требует вложений не только со стороны частного предпринимательства, но и со стороны государства. Введение облигационного займа дает возможность удовлетворить требования государства и частного бизнеса во вложениях и постоянных проектах. Помимо прочего у рынка появится такой тип ценных бумаг, которые действуют на длительной основе, а также дают возможность получения неплохого дохода.

Что касаемо институциональных деформаций, то там ярко выражены рестрикция визового и таможенного режимов, дипломатических отношений и ограничение товарооборота со странами, вводившими санкции по отношению к РФ.

В ответ на санкции руководство страны ограничили товарооборот со странами, которые являлись инициатором санкций. Таким образом, со странами Европы произошел ощутимый спад товарооборота. К 2017 году позиции рубля укрепляются. Отсюда мы можем сделать вывод, что санкции, конечно, нанесли вред экономике Российской Федерации, но не смогли ее разрушить. С точки зрения экономики ограничение дипломатических отношений влечет за собой определенные трудности. Страны не могут контактировать напрямую, при этом (насколько бы смешным это не казалось) в некоторых государствах спасением оказываются страны-посредники, через которых они могут сотрудничать.

Осуществление всех изменений институционального характера в российской экономике могут быть как краткосрочными (до 2018 года), так и долгосрочными (до 2030 года).

Таким образом, изменение «правил игры» в системе мировой экономики приводит к серьезным институциональным изменениям в экономике Российской Федерации. Это способствует ее трансформации и необходимому переходу к новой экономической системе, в которой наибольшее значение имеют процессы импортозамещения, перераспределения инвестиций и изменений взглядов на внешнеэкономические связи на новых рынках.

Добавить комментарий

Закрыть меню