Институт первичной социализации

Семья — это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. Семья — важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребёнка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остаётся одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Объектом социализации является человек. Семья – это первичный институт социализации и одновременно является субъектом.

Основными функциями семьи являются:

• репродуктивная

• социализация естественное усвоение социального опыта и становления на этой основе человека как личности;

• воспитательная;

• хозяйственно-экономическая;

• рекреативная — взаимная моральная и материальная поддержка;

• коммуникативная — общение

Воспитание ребёнка в семье формирует основы социальности человека, становление его как личности, развитие индивидуальности.

Семейное воспитание — это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами).

Решающую роль в воспитании играет семья. От того, в каких условиях растёт ребёнок, зависит его физическое и эмоциональное развитие.

На своём уровне семья концентрирует в жизнедеятельности своих членов весь комплекс отношений, существующих в обществе. При этом семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведений своих членов, в реализации их статуса. В младенчестве семья играет главную роль, которую не могут заменить другие институты социализации. Но уже в подростковом возрасте роль семьи уменьшается.

В семье происходят формирование психологического пола ребёнка. После того, как ребёнок пойдёт в детский сад, он попадает в среду, которая выступает как условие его изменения и развития. Но приобретение своего опыта, пусть он и маленький, в семье в результате познания окружающего мира, переживаний по поводу поведения близких людей и его собственные действия в ответ на их поведение – один из путей формирования у ребёнка качеств, необходимых ему в дальнейшем для успешного общения с другими людьми. Именно родители, семья в целом, — часто того не замечая – вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Эти первые уроки жизни в семейном укладе создают основу, исходя из которой, ребёнок, юноша (девушка) или подросток избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает социальную информацию в качестве руководства к действию.

Семейное воздействие на ребёнка уникально по интенсивности и результативности. Ведь оно охватывает все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы непрерывно и основано на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой.

Введение

1 Семья как институт первичной социализации ребенка

2 Основные характеристики детско-родительских отношений

3 Характер эмоциональных отношений

Заключение

Список литературы

Введение

Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители — дети), брачные отношения (муж — жена, супруги).

Такое определение семьи, основанное на первый взгляд на внешних и апсихологичных критериях, на самом деле подчеркивает две характеристики семьи, имеющие ключевое значение для понимания психологических закономерностей функционирования семьи. Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения проблем внутригрупповой коммуникации, т.е. общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением — с прародительской семьей и т.д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи как социальной системы. Во-вторых, особый характер семьи как малой социальной группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмоциональной «перенасыщенностью» отношений между членами семьи, где на одном полюсе — отношения любви, принятия и привязанности, а на другом — отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма.

Итак, целью работы является рассмотрение психологических особенностей детско-родительских отношений.

1 Семья как институт первичной социализации ребенка

Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка.

Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.

В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

2 Основные характеристики детско-родительских отношений

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:

• характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;

•мотивы воспитания и родителъства;

• степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;

•удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;

• стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;

• способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;

• социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;

• степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

Интегративные показатели детско-родительских отношений:

•родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;

• тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями рородительского контроля и степенью последовательности в его реализации;

• образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке — ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений.

Роль образа родителя и ребенка в детско-родительских отношениях состоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития ребенка.

3 Характер эмоциональных отношений

Родительская любовь

Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института. Эмоциональное отношение к партнеру у родителей и ребенка в контексте их отношений имеет различное происхождение, психологическое содержание и динамику развития. Если применительно к супружеским от: ношениям можно говорить о принципиальном равенстве партнеров — как в отношении генезиса, так и развития и реализации эмоциональной связи, — то в случае детско-родительских отношений природа детской и родительской любви оказывается различной. Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви, причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное отношение к ребенку матери и отца, выступающее как материнская или отцовская любовь. Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие», характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость определяет аффективный знак отношения (симпатия — антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.

Термин «привязанность» {attachment) используется для обозначения отношения ребенка к родителю. В современной психологии теория привязанности Дж. Боулби является общепризнанной и наиболее авторитетной в исследовании феномена любви ребенка к родителю. Подчеркнем, что сама теория привязанности в рассмотрении характера отношения ребенка к родителю (близкому взрослому), выходя за пределы чисто эмоционального аспекта, включает, в рассмотрение также закономерности развития познавательной деятельности и умственного развития ребенка в зависимости от особенностей детско-родительского взаимодействия.

Родительская любовь имеет социокультурную, историческую природу. Вплоть до XVIII в. общественная ценность родительской любви была относительно невысока. Социокультурные ожидания предписывали родителям воспитывать ребенка, проявлять заботу о его душе и телесном благополучии, контролировать, наказывать в случае необходимости, но не квалифицировали родительскую любовь как особую добродетель. Одной из причин такого положения была высокая детская рождаемость на фоне высокой смертности, многодетность семьи. В средневековой Европе умирало около 30% детей в возрасте до 5 лет. Во второй половине XIX в. семья С.А. и Л.Н. Толстых потеряла пятерых детей из двенадцати. Родители делили свое внимание между многими детьми, часто теряя их в самом раннем возрасте. Близкие эмоциональные длительные отношения родителей с ребенком были редкостью в силу особенностей семейного уклада и образа жизни семьи того времени. Только во второй половине XVIII в. в Европе материнская любовь становится обязательной нормативной установкой, а со второй половины XIX в. возникает детоцентристский тип семьи. В современном обществе социальная ценность родительской любви чрезвычайно велика, а интимно-эмоциональная близость родителей с детьми в условиях малодетной семьи и планирования рождения детей представляет собой массовое явление. Все это привело к тому, что родительская любовь сегодня рассматривается обществом как «норма» психического здоровья человека, а поведение и личность родителя, имеющего несчастье не любить своего ребенка, — как патология, психическое отклонение, проявление аморальности и распущенности.



Министерство образования и наук.

Югорский государственный университет.

Гуманитарный факультет.

Заочное отделение.

Контрольная работа по дисциплине:

«Основы психологии семьи и семейного консультирования.»

Семья как институт первичной социализации ребенка.

Работу выполнила: Власова О.Н.

Студентка: 4 курса группы: з-9130

Проверил:_____________________

Ханты—Мансийск 2006г.

Введение

1. Сущность понятия «социализация». Этапы социализации.

2. Семья как институт социализации.

3. Особенности первичной социализации.

Заключение.

Литература.

Введение

Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные проблемы развития своих детей. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов.

Первичная социализация ребенка в семье имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей

Существует проблема детско-родительских отношений, которая определяется всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

Проблему ранней социализации детей в семье занимались психологи, педагоги, социологи. З.Фрейд считал, что период раннего детства является самым важным и оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. А.В.Петровский, Н.Смелзер, А.В.Мудрик, Г.М.Андреева, Н.В.Андреенкова раскрывают сущность процесса социализации, Л.М.Митина, И.Н.Зарецкая акцентируют свое внимание на связи социализации с обучением и воспитанием. Г.И.Соловников, А.В.Мудрик, Т.Парсокс В своих работах большое внимание уделяют семье, Т.Парсокс пишет, что семья – это «основной орган социализации». М.В.Фирсов рассматривает отношения родителей и детей, Е.М.Мастюкова занимается коррекционной работой, большое значение придает эмоциональной атмосфере в семье. Д.Мид рассмотрел стадии процесса обучения детьми взрослых ролей, А.Халлер продолжил его в концепции «значимого другого», здесь процесс ранней социализации рассмотрен с точки зрения психологии. Несмотря на актуальность, рассматриваемая тема в литературе раскрыта не полностью и поэтому должна стать предметом серьезного изучения.

1. Сущность понятия «социализация». Этапы социализации.

Изначально, проанализируем сущность процесса социализации, а затем рассмотрим этапы социализации. Отметим, что сам термин не имеет однозначного толкования и в настоящее время все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду. С другой – в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет вхождения в среду. Иными словами, не только обогащается опытом, но и реализует себя. «В идеале, — отмечает А.В. Мудрик, — социализированный человек должен быть способен противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам»

Также изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в соответствии со своей концепцией давал различные определения по­нятия «социализация».

В психологическом словаре дается следующее опреде­ление: «социализация — это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности».

В социологии существует другая интерпретация данного понятия. Так под социализацией понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Н.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

 стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

 игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

 стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием вос­питательной и обучающей деятельности.

Воспитание и обучение (в узком смысле) — это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов по­ведения, качеств и свойств личности.

Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга, хотя и направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни. Различие между этими процессами заключается в том, что воспитание, которое осуществляется в семье, в детском саду, в школе, может прерываться, а вот социализация идет непрерывно. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.

Итак, для данной работы наиболее подходящим является следующее определение. Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, — родители, сверстники, учителя, представители,. церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все данные факторы могут оказывать на ребенка большое влияние, но семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.

Цель социализации, то есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, — варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность. Руководствуясь представлениями о значении социальной группы, японские родители нередко для контроля поведения ребенка пытаются его пристыдить; например, они могут спросить: «А что подумают другие люди?».

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. Существуют различные периодизации, так А.В. Мудрик предлагает соотнести этапы социализации с возрастной периодизацией жизни человека. Он исходит из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 -3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юно­шеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, моло­дость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зре­лость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Социальные психологи Н. В. Андреенкова и Я.И. Гилинский делают акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Они выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия делится на два периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления в школу, и стадия обучения, включающая весь период времени обучения.

Итак, к вопросу об этапах социализации существуют различные подходы. Как известно, с точки зрения психоанализа З. Фрейда, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Другие школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучение социализации именно в период юности. Можно сделать вывод о том, что периоды детства и юности оказывают большое влияние на следующие этапы социализации.

2. Семья как институт социализации.

В данном параграфе мы рассмотрим определение понятия «семья», обозначим основные функции семьи как института социализации и подробнее раскроем эмоциональную функцию, в заключении дадим краткую характеристику состояния семейной сферы в России на современном этапе.

Семья — важнейший институт социализации подрастающих по­колений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей; самый первый институт социализации ребёнка.

“В семье… дети овладевают азбукой человеческого общения, через которую постигают алгебру взаимоотношений”.

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и, что для нас еще важнее — коренным изменением своих эмоцио­нально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т. е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни .

Рассмотрим основные функции современной семьи.

Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

 воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

 воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

 хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

 экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

Семья как институт первичной социализации

Социализация в семье – шире, чем социализация детей. Освоение роли мужа, жены, теща, свекра – тоже процесс социализации. Ребенок осваивает роли отца и матери.

Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

Семья ответственна за физическое и эмоциональное развитие человека, за его умственное развитие, за формирование психологического пола, за овладение социальными нормами, ценностями. Соц. развитие – умение действовать в различных ситуациях.

Мудрик:Семейное воспитание — более или менее осозна­ваемые усилия по взращиванию ребенка, пред­принимаемые старшими членами семьи, кото­рые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания за­висят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех лич­ностных ресурсов, которые в ней имеются.

Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи (наличие обоих родителей или одного из них, сиблингов — братьев и(или) сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь, — бабушек, дедушек, теток, дядей и пр.), а с другой (и главным образом) — такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образо­вания, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.

Одна из важнейших характеристик — отношение старших к младшим и к их воспитанию как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. Имею­щиеся в семье личностные ресурсы могут дополняться в опреде­ленные периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов и домашних учителей, гувернеров.

Личностные ресурсы, в частности уровень образования стар­ших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориента­ции, уровень притязаний и т.п., влияют на цели и стиль семейного воспитания.

Цели воспитания в семье: привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессив­ное, личностное развитие; культивирование отдельных способ­ностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

По содержанию цели: инструментальные, направленные на достижение конкретных результатов, или до­полняются определенными духовно-ценностными составляющи­ми. Характер целей семейного воспитания не обязательно соот­ветствует общественно одобряемым установкам (в семье, напри­мер, могут сознательно культивировать индивидуализм, жест­кость, нетерпимость и т.п.).

Стиль семейного воспитания:

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлени­ем старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к реше­нию проблем, поощрять инициативу и самостоятельность.

Стар­шие, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не счи­тают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требова­ний, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным сти­лем воспитания, делает основными средствами воспитания одобре­ние и поощрение. Коммуника­ция имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот.

Определенную роль в семейном воспитании играют материаль­ные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспита­ние, продуманное питание, наличие у младших персональной тер­ритории в жилище (отдельной комнаты, «угла», «своих» стола, шкафа и пр.), соответствующего гардероба, игр и игрушек, домаш­ней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио- и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых для удовле­творения различных интересов предметов (музыкальных инстру­ментов; столярных, слесарных и т.п. наборов

Корчек: 3 идеи, модели семейного воспитания:

· Догматическая (авторитарная) – жесткая, родители командуют, требуют, приказ взрослого – жизненный императив. Не самая плохая модель.

· Идейная. Родители стараются максимально стимулировать деятельность самого ребенка. Ребенок постоянно идет. Недостаток управления со стороны родителей, не хватает помощи, наставлений.

· Родители направлены на карьеризм: ребенок воспитывается в условностях, чтобы достичь определенных выгод. Самая отрицательная модель.

Макаренко:

· Авторитарная. Жесткое управление со стороны отца. Жестко регулируется поведение всех членов семьи. Следовательно, развивается приспособленчество, пассивность, ребенок может стать зависимым, не может проявлять независимость. Может быть агрессия, дезадаптация поведения.

· Анархическая. Родители уповают на школы, которые их воспитывают. Ребенок дезорганизуется, не приучается к порядку и целенаправленности, его поведение сумбурно.

· Рационалистическая. Существует порядок – дети принимают участие в решении проблем семьи, сначала высказывается младший (напоминает армейский порядок), дети отчитываются перед родителями с периодичностью.

Добавить комментарий

Закрыть меню