Информационные технологии в промышленности

Введение

ЭВМ прочно вошли в производственную деятельность, и в настоящее время нет необходимости доказывать целесообразность использования вычислительной техники в системах управления технологическими процессами, проектирования, научных исследований, административного управления, в учебном процессе, банковских расчетах, здравоохранении, сфере обслуживания и т.д. Бурное развитие информационных технологий за последние десятилетия обусловлено высокой потребностью общества в них, в первую очередь потребностями производства. Многие задачи, некогда требующие монотонной и долгой работы, стало возможно решить при помощи компьютера за считанные минуты, что значительно упростило жизнь, помогло сэкономить рабочее время и успешно помогает снизить затраты разного рода на производстве. Использование современных информационных технологий становится возможным даже там, где, казалось бы, они никогда не смогут дополнить или даже полностью заменить труд специалиста.

Введение систем автоматизации в производстве помогает значительно сократить количество наемных рабочих, отдав предпочтение нескольким специалистам в области информационных технологий, которые будут способны решать большинство проблем производства. В большинстве случаев такой подход позволяет добиться существенной экономии средств, несмотря на высокий уровень зарплат подобных специалистов. По всем показателям автоматизированное производство выигрывает, так что современному специалисту важно не только знать о существовании систем автоматизации, но и уметь с ними работать в совершенстве.

Целью данной работы является ознакомление с существующими информационными технологиями, применяемыми в производстве. Рассмотрение основных информационных систем автоматизации производства актуально в течение многих лет, примерно с середины XX века, и актуальность данной проблемы останется высокой еще в течение длительного периода, так как изменения в этой области тесно связаны с постоянными новшествами в информационных технологиях и науке. За последние годы происходили значимые изменения в области создания и разработки информационных систем: изначально информационные системы применялись лишь на производстве с большими объемами, например, на машиностроительных или оборонных заводах. Постепенная популяризация и доступность ЭВМ сделала возможной использование информационных систем и в менее крупных масштабах, при этом дав стимул для развития логической части самих систем, что будет показано ниже на примере эволюции информационной системы MRP в систему MRPII, также нельзя не заметить появление ERP, внесшее ощутимый вклад.

В ходе работы будут рассмотрены принципы информационных систем по автоматизации производства, а также некоторые программные средства для их реализации. Таким образом, можно будет выделить несколько наиболее удачных и наиболее часто используемых систем на сегодняшний день.

Системы автоматизации управления производством

Успешное производство всегда зависит от не менее успешного управления. Именно на плечах управляющих лежит высокая ответственность за организацию производственных процессов, которые будут приносить прибыль для фирмы в целом. В наши дни существует около двадцати основных современных теорий автоматизации производства, которые базируются на современных информационных технологиях. Каждый подход имеет свои плюсы и минусы в определенных условиях, поэтому, полезно рассмотреть каждый из них. Также нельзя не заметить, что некоторые системы автоматизации появлялись в процессе модернизации некогда существовавших систем, но это не привело к полному отказу от изначальных разработок. Например, ERP-система (система планирования ресурсов предприятия) является логическим продолжением систем планирования материальных потребностей (MRP-системы) и систем планирования производственных ресурсов (MRP II-системы). Выбор определенной информационной системы для автоматизации производства зависит от многих факторов, среди которых можно выделить: объемы, тип, цель, потребность в автоматизации. На примере вышеупомянутых ERP-систем можно сказать, что мелкому производству вряд ли будет полезно тратить время на внедрение столь масштабной информационной системы, которая при небольшом уровне развития предприятия, будет только отнимать время специалистов, приводя к ухудшению показателей. Правильный выбор подходящей информационной системы для производства – непростое и очень важное решение, особенно в момент становления фирмы, когда ориентация под определенную модель автоматизации может определить становление всего производства. Сложные системы, обеспечивающие максимальный контроль по многочисленным направлениям, не только могут оказаться невостребованными, но и послужить одной из весомых статей расходов, что весьма нежелательно в большинстве случаев. Одной из начальных систем, сочетающей в себе успешные методы управления и невысокую стоимость внедрении, является система планирования потребности в материалах.

Система MRP (Material Requirements Planning) – планирование потребности в материалах

Данная система была разработана в США в 1950-х годах, но только через 25 лет, когда произошел бурный скачок в развитии вычислительной техники, она получила известность и последующее повсеместное распространение. К концу 1980-х годов MRP использовали большинство фирм в США и Великобритании. На сегодняшний день использование системы планирования потребности в материалах не актуально из-за возраста системы, но именно она является базой для большого количества ныне существующих систем автоматизации.

В середине XX века многие производители сталкивались с достаточно серьезными проблемами несвоевременной поставки ресурсов, что приводило к снижению производственных показателей и скоплению большого количества материалов на складах. Главной задачей MRP является то, чтобы каждый элемент производства, каждая комплектующая деталь были в нужное время в нужном количестве. Это обеспечивается формированием такой последовательности производственных операций, которая позволяет соотносить своевременное изготовление продукции с заложенным планом выпуска. Такой подход также призван обеспечить минимальное количество запасов на складе. В упрощённом виде исходную информацию для MRP-системы представляют календарные планы производства, ведомость материалов, состав изделия, состояние запасов. На основании входных данных MRP-система выполняет следующие основные операции:

  • по данным календарного плана производства определяется количество конечных изделий для каждого периода времени планирования;

  • к составу конечных изделий добавляются запасные части, не включённые в календарный план производства;

  • для календарного плана производства и запасных частей определяется общая потребность в материальных ресурсах в соответствии с ведомостью материалов и составом изделия с распределением по периодам времени планирования;

  • общая потребность материалов корректируется с учётом состояния запасов для каждого периода времени планирования;

  • осуществляется формирование заказов на пополнение запасов с учётом необходимого времени опережения.

Результатом работы MRP-системы является план-график снабжения материальными ресурсами производства (потребность каждой учётной единицы материалов и комплектующих для каждого периода времени). Для реализации план-графика снабжения система создаёт график заказов в привязке к периодам времени. Он используется для размещения заказов поставщикам материалов и комплектующих или для планирования самостоятельного изготовления с возможностью внесения корректировок в процессе производства. Системы класса MRP по соотношению цена/качество подходят для небольших предприятий, где функции управления ограничиваются учётом (бухгалтерским, складским, оперативным), управлением запасами на складах и управлением кадрами.

Возраст этой системы накладывает определенные недостатки, которые в ее рамках решать было нецелесообразно. Самым главным недостатком MRP-систем является большой объем обработки входных данных по сравнению с объемами информации в целом и результатами. При стремлении перейти на частые, но малые заказы, в рамках MRP-систем вряд ли удастся найти оптимальный план по расходам на обработку заказов и транспортировку, так как система изначально разрабатывалась для больших предприятий с многотысячными заказами (крупные машиностроительные заводы США).

Популярным ПО для MRP-систем некогда служил Microsoft Business Solutions-Navision, разрабатываемый с начала 1980-х годов. На сегодняшний день программы комплекс перерос в Microsoft Dynamics NAV, где MRP-модуль является отдельным подключаемым модулем.

Система MRP II (Manufacturing Resource Planning) – планирование производственных ресурсов

На смену системе MRP пришла система планирования производственных ресурсов, названная MRP II, чтобы подчеркнуть связь систем. В новой системе было уделено внимание куда большему числу факторов, что позволило значительно расширить сферу применения и увеличить показатели. Переход от одной системы к другой был вызван не только видимыми недостатки в первоначальной MRP-системе, но и постоянно нарастающими мощностями ЭВМ. С течением времени расчеты более сложных и многоуровневых операций стали возможны на относительно дешевых компьютерах, что послужило возрастающим интересном к постоянным доработкам информационных систем. В отличие от MRP, в системе MRP II производится планирование не только в материальном, но и в денежном выражении, что позволяет охватить куда большее количество всевозможных показателей. MRP II и на сегодняшний день представляет собой метод для эффективного планирования всех ресурсов производственной компании. Некоторые производства до сих пор не отказались от использования схемы MRP II, считая ее оптимальной информационной системой. В идеале, выполняется операционное планирование в натуральных единицах измерения, финансовое планирование в стоимостных единицах измерения, и содержит в себе возможности моделирования для ответа на вопросы «а что будет, если…?». Модель состоит из множества процессов, каждый из которых связан с другими: бизнес-планирование, планирование производства (планирование продаж и операций), разработка главного календарного плана производства, планирование потребности в материалах, планирование потребности в мощностях и системы поддержки контроля исполнения по мощностям и материалам. Результат таких систем интегрируется с финансовыми отчетами, такими как бизнес-план, отчет о соглашениях по закупкам, бюджет отгрузки и прогноз запасов в стоимостном выражении». Как видно, разница между двумя моделями ощутима, так как MRP II оперирует куда большим количеством показателей. Различия между MRP и MRP II можно представить в виде наглядной схемы:

На рис.1 показана схема модели MRP II, в которой при помощи овала выделены элементы системы MRP. Как видно, переход от первой модели автоматизации ко второй значительно расширяет границы обрабатываемых данных, что позволяет наладить производство оптимальным образом. Модель MRP II чувствительна к изменениям спроса в кратковременном периоде, что выгодно отличает ее от предшественницы. Стандарт программного обеспечения системы MRP II включает в себя 16 последовательных функций:

  • планирование продаж и производства;

  • управление спросом;

  • составление плана производства;

  • планирование потребностей в сырье и материалах;

  • спецификации продукции;

  • складская подсистема;

  • отгрузка готовой продукции;

  • управление производством на цеховом уровне;

  • планирование производственных мощностей;

  • контроль входа/выхода;

  • материально-техническое снабжение;

  • планирование запасов сбытовой сети;

  • планирование и управление инструментальными средствами;

  • финансовое планирование;

  • моделирование;

  • оценка результатов деятельности.

К преимуществам модели относят снижение запасов, улучшение обслуживания клиентов, приводящее к росту продаж, увеличение производительности труда рабочих, равномерное снижение затрат на закупку, уменьшение сверхурочных работ, уменьшение транспортных затрат по повышенному тарифу.

IC|ENERGY приглашает Вас и Ваших коллег на VI ежегодную международную конференцию

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ»,

которая пройдет 20-21 марта 2019 года в Москве!

ICIENERGY представляет стратегическую конференцию для ИТ-директоров крупных промышленных компаний.

В рамках конференции участники обсудят актуальные вопросы внедрения новых технологий, взаимодействия бизнеса и ИТ, а также вопросы модернизации промышленных предприятий в современных реалиях.

На конференции будут представлены уже реализованные проекты с готовыми результатами, которые могут быть применены и на ваших предприятиях. Роботизация российских промышленных компаний, обзор отечественных ИТ продуктов и вопросы стратегического развития – все эти вопросы будут обсуждены лидерами рынка. Не останутся без внимания и вопросы трансформации и цифровизации производства, а также интернета вещей.

Традиционно все самые актуальные тенденции будут представлены на конференции ICIENERGY.

Конференция соберет ИТ-директоров промышленных предприятий России, представителей ИТ-компаний, международных экспертов и аналитиков.

Контакты

Для получения дополнительной информации просим Вас направить запрос на it@icenergy.co.uk

Информационная технология – совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Ин формационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

В системах информационных технологий используются компьютерные и телекоммуникационные технологии (базируются на микроэлектронике). Они в свою очередь могут применяться в сочетании с другими видами технологий.

Целью информационной технологии в сфере производства является обеспечение наиболее благоприятных условий его развития с точки зрения интенсификации обмена информацией между его подразделениями и повышение эффективности ее обработки и использования.

Автоматизированная информационная технология – информационная технология, в которой для передачи, сбора, хранения и обработки данных, используются методы и средства вычислительной техники и систем связи.

Аппаратное обеспечение – комплекс электронных, электрических и механических устройств, входящих в состав системы или сети. Оно включает:

  1. компьютеры и логические устройства;
  2. внешние устройства и диагностическую аппаратуру;
  3. энергетическое оборудование, батареи и аккумуляторы.

Технологическими средствами реализации информационной технологии являются быстродействующие ЭВМ на микропроцессорной основе (информационная техника) и ее каналы связи.

Инструментальными средствами информационной технологии является программное и математическое обеспечение.

Инструментарий информационной технологии – один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.

Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации.

Управленческая деятельность – это совокупность действий руководства организации и других сотрудников аппарата управления по отношению к объекту управления – трудовому коллективу или производственной системе. Эти действия заключаются в выработке некоторого управленческого решения, являющегося, по сути, продуктом управленческого труда, и доведении этого решения до исполнителей с последующим выяснением результатов его выполнения.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники.

Необходимо определить, какой вклад должна внести информационная технология в процесс производства. Важное значение имеют главным образом три аспекта:

  1. Информационная технология как функция обеспечения производственного процесса, например в области коммуникаций или автоматизации производства, а также при генерации и передаче управленческих знаний и информации для управления хозяйственными операциями;
  2. Информационная технология как интегральная составная часть продукта;
  3. Информационная технология как организационный инструмент для создания виртуальных форм организации.

В функции управленческой деятельности, подлежащей взаимосвязанной автоматизации, входит электронная связь, электронное хранение документов, электронное создание документов.

Генеральным направлением развития информационной технологии на современном этапе является решение задачи автоматизации от формулировки проблемы пользователя до ее решения.

Введение новых технологий в производстве помогает значительно сократить количество наемных рабочих, отдав предпочтение нескольким специалистам в области информационных технологий, которые будут способны решать проблемы в производстве. В большинстве случаев такой подход позволяет добиться существенной экономии средств, несмотря на высокий уровень зарплат подобных специалистов. По всем показателям автоматизированное производство выигрывает, потому что современному специалисту важно не только знать о существовании систем автоматизации, но и уметь с ними работать в совершенстве.

Правильный выбор подходящей информационной системы для производства – непростое и очень важное решение, особенно в момент становления фирмы, когда ориентация под определенную модель автоматизации может определить становление всего производства.

Система MRP-планирование потребности в материалах

На основании входных данных MRP-система выполняет следующие основные операции:

  • по данным календарного плана производства определяется количество конечных изделий для каждого периода времени планирования;
  • к составу конечных изделий добавляются запасные части, не включённые в календарный план производства;
  • для календарного плана производства и запасных частей определяется общая потребность в материальных ресурсах в соответствии с ведомостью материалов и составом изделия с распределением по периодам времени планирования;
  • общая потребность материалов корректируется с учётом состояния запасов для каждого периода времени планирования;
  • осуществляется формирование заказов на пополнение запасов с учётом необходимого времени опережения.

Результатом работы MRP-системы является план-график снабжения материальными ресурсами производства (потребность каждой учётной единицы материалов и комплектующих для каждого периода времени).

Система MRP II-планирование производственных ресурсов

Стандарт программного обеспечения системы MRP II включает в себя 16 последовательных функций:

  • планирование продаж и производства;
  • управление спросом;
  • составление плана производства;
  • планирование потребностей в сырье и материалах;
  • спецификации продукции;
  • складская подсистема;
  • отгрузка готовой продукции;
  • управление производством на цеховом уровне;
  • планирование производственных мощностей;
  • контроль входа/выхода;
  • материально-техническое снабжение;
  • планирование запасов сбытовой сети;
  • планирование и управление инструментальными средствами;
  • финансовое планирование;
  • моделирование;
  • оценка результатов деятельности.

К преимуществам модели относят снижение запасов, улучшение обслуживания клиентов, приводящее к росту продаж, увеличение производительности труда рабочих, равномерное снижение затрат на закупку, уменьшение сверхурочных работ, уменьшение транспортных затрат по повышенному тарифу.

Система APS- усовершенствованное планирование

Главной особенностью системы APS является возможность быстрого составления планов с учётом имеющихся ресурсов и производственных ограничений (переналадки оборудования, доступность оснастки, связи между машинами и др.) и быстрого перепланирования по заранее составленным сценариям оптимизации.

Система JIT-точно в срок

Данная модель характеризуется следующими основными чертами:

  • минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;
  • короткими производственными циклами;
  • небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения запасов (поставок);
  • взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков;
  • эффективной информационной поддержкой;
  • высоким качеством готовой продукции и сервиса поставок материалов.
ERP-системы

Главным же, безусловно, является набор функций ERP систем, основные из которых следующие:

  • ведение конструкторских и технологических спецификаций, определяющих состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для его изготовления;
  • формирование планов продаж и производства;
  • планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объемов поставок для выполнения плана производства продукции;
  • управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учета и оптимизации складских и цеховых запасов;
  • планирование производственных мощностей от укрупненного планирования до использования отдельных станков и оборудования;
  • оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учет;
  • управления проектами, включая планирование этапов и ресурсов, необходимых для их реализации.

ИТ в промышленности и экономике

Внедрение ИТ в сферу производства, торговли, банковского дела первоначально развивалось по пути создания доморощенных ИС.

Однако главная проблема комплексной автоматизации не была решена, но при этом был накоплен опыт разработок подобных систем и подготовлены специалисты, способные решать задачи внедрения ИТ в сферу управления бизнесом на современном уровне.

При проектировании АСУП зачастую игнорировались вопросы совместимости, стандартизации, что затрудняло внедрение современных технологий и приводило к большим затратам на модернизацию. В настоящее время, несмотря на специфику предметных областей, широкое распространение получили корпоративные ИС (КИС), базирующиеся на принципах корпоративных ИТ и современных стандартов.

Выделяют три основных класса задач, решаемых с помощью КИС:

· формирования отчетных показателей (налоговые службы, статистика, инвесторы и т.д.), получаемых на основе стандартной бухгалтерской и статистической отчетности;

· выработки стратегических управленческих решений по развитию бизнеса на основе базы агрегированных показателей;

· выработки тактических решений, направленных на оперативное управление и решаемых на основе базы частных, детализированных показателей, отражающих различные стороны локальных характеристик функционирования структуры.

Корпоративное управление и создание КИС в настоящее время опираются на следующие три группы методов управления в корпорации: управление ресурсами, процессами, корпоративными знаниями (коммуникациями). Среди ИТ, применяемых в КИС, в качестве наиболее используемых можно выделить следующие: СУБД, Интранет.

Задача управления ресурсами относится к числу классических методик управления и является первой, где стали широко использоваться ИТ. Это связано с наличием хорошо отработанных экономико-математических моделей, эффективно реализуемых средствами вычислительной техники. Рассмотрим эволюцию задач управления ресурсами.

Первоначально была разработана методология планирования материальных ресурсов предприятия MRP (Material Requirements Planning), которая использовалась с методологией объемно-календарного планирования MPS (Master Planning Schedule). Следующим шагом было создание методологии планирования производственных ресурсов (мощностей) — CPR (Capacity Requirements Planning). Эта методология была принципиально похожа на MPR, но ориентирована на расчет производственных мощностей, а не материалов и компонентов. Данная задача требует больших вычислительных ресурсов, даже на современном уровне.

Объединение указанных выше методологий привело к появлению задачи MRP «второго уровня» — MRP II (Manufacturing Recource Planning) — интегрированной методологии планирования, включающей MRP/CRP и использующей MRP и FRP (Finance Resource/requirements Planning) — планирование финансовых ресурсов. Далее была предложена концепция ERP (Economic Requirements Planning) интегрированное планирование всех «бизнес-ресурсов» предприятия.

Эти методологии были поддержаны соответствующими инструментальными средствами. В большей степени к поддержке данных методологий применимы СУБД.

Следующим шагом было создание концепции управления производственными ресурсами — CSPP (Customer Synchronized Resource Planning) — планирование ресурсов, синхронизированное с потреблением. Отличием данной концепции является учет вспомогательных ресурсов, связанных с маркетингом, продажей и послепродажным обслуживанием.

В связи с тем, что в современном производстве задействовано множество поставщиков и покупателей, появилась новая концепция логистических цепочек (Supply Chain).

Суть этой концепции состоит в учете при анализе хозяйственной деятельности всей цепочки (сети) превращения товара из сырья в готовое изделие.

Дальнейшим развитием концепции логистических цепочек является идея виртуального бизнеса, представляющего распределенную систему нескольких компаний и охватывающего полный жизненный цикл товара, или разделение одной компании на несколько «виртуальных бизнесов».

Рассмотренные выше методологии нашли проявление как в отдельных программных продуктах, так и в рамках Интранета как инструмента корпоративного управления.

Интранет представляет собой технологию управления корпоративными коммуникациями в отличие от Интернета, являющегося технологией глобальных коммуникаций. В телекоммуникационных технологиях выделяют три уровня реализации: аппаратный, программный и информационный. С этой точки зрения Интранет отличается от Интернета только информационными аспектами, где выделяются три уровня:

1) универсальный язык представления корпоративных знаний — не зависит от конкретной предметной области и определяет грамматику и синтаксис. Пока не существует единого языка описания, и к этой категории может быть отнесен графический язык описания моделей данных, сетевых графиков, алгоритмов и др. Задачами универсального языка представления корпоративных знаний являются: унификация представления знаний, однозначное толкование знаний, разбиение процессов обработки знаний на простые процедуры, допускающие автоматизацию;

2) модели представления — определяют специфику деятельности организации. Знания этого уровня являются метаданными, описывающими первичные данные;

3) фактические знания — отображают конкретные предметные области и являются первичными данными.

Интранет дает ощутимый экономический эффект в деятельности организации, что связано в первую очередь с резким улучшением качества потребления информации и ее прямым влиянием на производственный процесс. Для ИС организации ключевыми становятся понятия «публикация информации», «потребители информации», «представление информации».

В концепции Интранет вся ИС размещается на центральном компьютере. На рабочих местах находятся простейшие устройства доступа (навигаторы), предоставляющие возможность управления процессами в ИС. Все процессы осуществляются на центральной ЭВМ, с которой устройство доступа общается посредством простого протокола, путем передачи экранов и кодов нажатых клавиш на пульте.

Основные достоинства систем Интранет:

· на сервере вырабатывается информация (а не данные) в форме, удобной для представления пользователю;

· для обмена информацией между клиентом и сервером используется протокол открытого типа;

· прикладная система сконцентрирована на сервере, на клиентах размещается только программа-навигатор;

· облегчено централизованное управление серверной частью и рабочими местами;

· унифицирован интерфейс, не зависящий от ПО, используемого пользователем (ОС, СУБД и др.).

Важным преимуществом Интранета является открытость технологии. ПО, основанное на закрытых технологиях, когда решения разработаны одной фирмой для одного приложения, резко ограничивает возможности развития ИС.

Тенденции дальнейшего развития Интранета: интеллектуальный сетевой поиск; высокая интерактивность навигаторов за счет применения Java-технологии; сетевые компьютеры; превращение интерфейса навигатора в универсальный интерфейс с компьютером.

Кроме КИС следует отметить программные системы, реализующие отдельные функции управления:

1) бухгалтерские программы: 1С: Бухгалтерия, БЭСТ, Турбо-бухгалтер, Парус, Инфо-бухгалтер;

2) системы автоматизации торговли: 1С: Торговля, Парус, БЭСТ 4, Фолио;

3) информационно-справочные системы: Гарант, Консультант Плюс, Кодекс;

4) программы для бизнес-планирования: Project Expert, Microsoft Project, Триумф-аналитик;

5) системы автоматизации складского учета: 1С: Склад, Фолио, БЭСТ, Парус;

6) системы автоматизации документооборота: Дело, Lotus Notus, 1С: Документооборот.

Дата добавления: 2017-05-02; просмотров: 914;

Добавить комментарий

Закрыть меню