Информационные сервисы

Коммуникационные службы Интернета

Электронная почта — E-mail. Это наиболее старая и одна из самых массовых служб Сети. Ее назначение — под­держка обмена письмами между пользователями.

Схема работы электронной почты отражена на рис. 2.2. Почтовый сервер — это своеобразное почтовое отделение, куда поступает входящая корреспонденция зарегистриро­ванных на нем пользователей. Эта корреспонденция поме­щается в «почтовые ящики» пользователей — специально отведенные разделы на жестком диске. Каждый пользова­тель получает персональный почтовый адрес, по которому к нему будут поступать письма.

Процесс передачи почтового сообщения похож на описан­ный выше процесс передачи телеграммы. Сначала пользова­тель в режиме off-line пишет текст письма, указывает адрес получателя. Для этого используется редактор подготовки пи­сем, входящий в клиент-программу электронной почты. Под­готовленные письма помещаются в папку «Исходящие». За­тем устанавливается связь с сервером. Далее происходит авто­матическая работа в режиме on-line: сервер по паролю опреде­ляет пользователя, принимает все письма из папки «Исходя­щие» и отправляет их по сети адресатам, передает поступив­шие письма, которые помещаются в папку «Входящие». Сеанс связи закончен. Папка «Исходящие» стала пустой, отправленные письма сохранились в папке «Отправленные». Если ис­пользуется коммутируемая телефонная линия, то пользова­тель отключает телефонную связь. После этого он может не спеша просматривать полученную почту.

Почтовый сервер работает постоянно. Входящую коррес­понденцию он раскладывает по «ящикам».

Клиент-программа, кроме функции приема-передачи пи­сем во время сеанса связи, выполняет еще множество сер­висных функций: подготовку и редактирование писем, орга­низация адресной книги, просмотр почтового архива, сортировка и удаление писем из почтового архива и пр. По­пулярным клиентом E-mail является программа Outlook Ex­press, входящая в стандартную поставку операционной сис­темы Windows.

Пример подготовленного к передаче письма в среде Outlook

Express приведен на рис. 2.3.

Из схемы на рис. 2.2 видно, что сервер и клиент работают по разным протоколам. Безусловно, «язык» у них общий и они пони­мают друг друга. Но функции от­личаются. РОРЗ (PostOfficePro­tocol— протокол почтового отделения) кроме всего прочего выполняет функцию защиты ин­формации. Во время сеанса связи он устанавливает личность поль­зователя, обеспечивает связь с его персональным ящиком. При работе клиент-программы ника­кого установления личности не

требуется. Ее задача — передать на сервер исходящие пись­ма и принять поступившие. Здесь используется более про­стой протокол SMTP (SimpleMailTransferProtocol— про­стейший протокол передачи почты).

Служба телеконференций. Это тоже почтовая перепис­ка. Но если по электронной почте вы отправляете свое пись­мо какому-то одному лицу персонально, то в телеконферен­циях письмо направляется одновременно всем участникам конференции. В свою очередь, все сообщения, которые по­ступают в адрес конференции, будут поступать в ваш почто­вый ящик и загружаться в компьютер во время сеанса свя­зи. Чтобы стать участником конференции, на нее нужно подписаться. Для этих целей существуют определенные ад­реса. Всякая конференция посвящена определенной теме, поэтому переписка в ней происходит только в рамках темы. По некоторым данным, число разнообразных конференций, действующих в настоящее время в Интернете, порядка 50 000.

Службу телеконференций называют по-разному: группы новостей, служба Usenet. В Сети работу телеконференций обслуживают серверы новостей. На ПК пользователя дол­жна быть установлена клиент-программа новостей. Упомя­нутая выше программа Outlook Express является одновре­менно почтовым клиентом и клиентом новостей.

Телеконференции объединяют в себе как коммуникацион­ную, так и информационную функции. С одной стороны, здесь происходит личностное общение, с другой, материалы конфе­ренции содержат большой объем полезной информации, кото­рая определенное время хранится на сервере и может рассмат­риваться как некоторый информационный ресурс (электрон­ная газета). Это особенно важно для специалистов, участвую­щих в конференциях по профессиональной тематике: наука, производство, бизнес, торговля и пр. В материалах конферен­ции можно найти ценные советы, консультации, которые по­могут в принятии важных решений.

Форумы прямого общения — IRC (Internet Relay Chat). В буквальном переводе — «болтовня» в реальном времени (chat-конференции). Общение между участниками происхо­дит в режиме on-line в письменной форме. Подобно телекон­ференции, участники chat-конференции делятся по темати­ческим группам.

На хост-компьютере работает chat-сервер, на ПК пользо­вателя — chat-клиент. Существует множество различных программ-клиентов, которые распространяются бесплатно через Интернет. Как и в телеконференциях, участники chat-конференций регистрируются (подписываются) в опре­деленной тематической группе.

Этой службой больше всего увлекаются молодые люди. Общение в «чате» они превращают в своеобразную игру, в которой каждый участник обычно придумывает для себя ка­кой-то «образ» и обыгрывает его. Между участниками «чата» не принято выходить на реальное общение. Впро­чем, chat-службой можно воспользоваться и для серьезного общения — как коллективного, так и один на один.

Интернет-телефония. Это голосовое общение через Сеть в режиме on-line. Это новая, развивающаяся служба. Ее основное преимущество перед телефоном — низкая цена. Качество пока уступает телефонной связи (задержки во времени, искажение звука) однако нет сомнений, что со време­нем этот недостаток будет преодолен.

Информационные службы Интернета

Информационные службы предоставляют пользователям возможность доступа к определенным информационным ресурсам, хранящимся в Интернете. Такими ресурсами яв­ляются либо файлы стандартных форматов, либо разного рода документы, которые можно просмотреть, распечатать, сохранить.

Служба передачи файлов. Часто эту службу называют по имени используемого протокола: FTP (File Transfer Proto­col — протокол передачи файлов). Со стороны Сети работу службы обеспечивают так называемые FTP-серверы, а со стороны пользователей — FTP-клиенты.

Назначение FTP-сервера — хранение набора файлов само­го разнообразного назначения (обычно в архивированном виде). Чаще всего это программные файлы: средства систем­ного и прикладного программного обеспечения. Но в набо­рах могут храниться файлы и любых других форматов: гра­фические, звуковые, документы MS Word, MS Excel и пр. Вся эта информация образует иерархическую структуру па­пок (каталогов и подкаталогов).

После соединения FTP-клиента с сервером на экране пользователя открывается файловый интерфейс хранилища папок и файлов на сервере (наподобие Проводника Win­dows). Далее работа происходит так же, как с файловой сис­темой на ПК: папки и файлы можно просматривать, сорти­ровать, копировать на свои диски.

Клиент FTP входит в состав программы Internet Explorer и поэтому всегда имеется на ПК, работающем под управле­нием MS Windows.

WorldWideWeb(Всемирная паутина) — самая массовая сегодня информационная служба Интернета. Это огромная, распределенная по всему миру информационная система, со­держащая миллионы документов на самые разнообразные темы. Подробно о WWW будет рассказано в следующем па­раграфе. О популярности WWW говорят такие данные: с мо­мента создания Интернета (1969) до появления WWW (1993) к услугам Сети подключились около 2 миллионов пользователей; с появлением WWW за 5-7 лет это число увеличилось приблизительно до 200 миллионов человек.

Коротко о главном

Услуги, предоставляемые пользователям Сети, делятся на коммуникационные и информационные.

Службой Интернета называют средства поддержки данно­го вида услуг.

Программное обеспечение Сети включает сервер и кли­ент-программу, работа которых подчиняется определенным протоколам.

Основные коммуникационные службы Сети: электронная почта, телеконференции, chat-конференции, Интернет-теле­фония.

Основные информационные службы: FTP — передача файлов; WWW — Всемирная паутина.

Вопросы и задания (выполните задание устно).

  1. Объясните различие между коммуникационными и информа­ционными службами Сети.

  2. Объясните различие между понятиями: базовый протокол Ин­тернета и прикладные протоколы.

  3. Почему сервер и клиент электронной почты используют разные протоколы?

  4. Чем отличается chat-конференция от телеконференции?

  5. В чем преимущество Интернет-телефонии по сравнению с тра­диционной телефонной связью?

  6. Для каких целей используется FTP-служба?

  7. Какое значение для развития Интернета имело появление службы WWW?

§ 2.5. Основные понятия World Wide Web

Рассмотрим более подробно, что же такое World Wide Web (WWW). Обычно это словосочетание переводят как «Всемирная паутина». Каждый представляет себе паути­ну — это сеть, которую плетет паук. По смыслу слово «пау­тина» (Web) является синонимом слова «сеть».

WWW — это сеть документов, связанных между собой гиперссылками.

Таким образом, за использованием разных терминов за­крепился разный смысл: сеть — это система взаимосвязан­ных компьютеров, то есть техническая система, а паутина (Web) — это система взаимосвязанных документов, то есть информационная система.

Разумеется, «паутина» документов существует на базе компьютерной сети.

Каждый отдельный документ, имеющий собственный адрес, называется Web-страницей.

Каждая Web-страница может иметь множество связей с другими страницами, которые хранятся как на том же са­мом компьютере, так и на других компьютерах Сети. На рис. 2.4 схематически показано наложение паутины доку­ментов на компьютерную Сеть. Сплошными линиями обо­значены Web-серверы к связи между ними, пунктирны­ми — Web-документы и их связи.

Web-сервер — это компьютер, на котором работает сер­вер-программа WWW. В его дисковой памяти хранятся Web-страницы. В доменном имени Web-сервера младший домен обычно обозначается как WWW. Например:

• — сервер Московского комитета

образования;

• — Web-сервер узла Интернета Пермского

госуниверситета;

• — Web-сервер газеты «Первое

сентября».

Web-страница (документ) может содержать самую раз­ную информацию: текст, рисунок, звукозапись. Каждая страница хранится в отдельном файле, имя которого имеет расширение htm или html.

Гиперссылка — это некоторое ключевое слово или объект в документе, с которым связан указатель для перехода на другую страницу в паутине. Обычно изображение гипер­ссылки каким-то образом выделяется на странице, напри­мер, цветом или подчеркиванием. При подведении к гипер­ссылке указателя мыши он принимает вид руки с указывающим пальцем. Если при этом щелкнуть левой кнопкой мыши, то произойдет переход по указателю к свя­занному документу. Текст, в котором используются гиперс­сылки, называется гипертекстом.

Протокол, который используется службой WWW, назы­вается HTTP (HyperText Transfer Protocol — протокол пе­редачи гипертекста). Его основное назначение — обработка гиперссылок, поиск и передача документов клиенту.

Web-сайт (другое название — Web-узел) — это совокуп­ность взаимосвязанных страниц, принадлежащих какому-то одному лицу или организации. Web-сайт организуется на Web-сервере провайдера сетевых услуг. Всякий сайт имеет главную страницу, являющуюся своеобразным титульным листом сайта. Как правило, главная страница представляет владельца сайта и содержит гиперссылки на разные его раз­делы.

URL-адрес. Уже рассказывалось о системе адресации в компьютерном пространстве Сети.

Это IP-адреса, доменные адреса. В пространстве информационных ресурсов Интернета используется своя система адресации. Она называется URL (UniformedResourceLocator) — универсальный указа­тель ресурсов. Каждая Web-страница или файл имеют свой уникальный URL-адрес, который состоит из трех частей: имя используемого для доступа протокола; имя сервера, на котором хранится ресурс; полное имя файла (путь-имя) на сервере. Например, URL-адрес главной страницы Web-сай­та газеты «Первое сентября» выглядит так:

/ru/first.htm Здесь http:// — протокол доступа;

— имя сервера; /ru/first.htm — полное имя файла.

Следует заметить, что имя составлено по правилам опера­ционной системы Unix, под управлением которой работают серверы Интернета. В отличие от MS DOS и Windows, вместо символа «\» — обратный слэш — здесь используется символ «/» — слэш. Кроме того, строчные и прописные буквы не являются взаимозаменяемыми.

Web-браузер — клиент-программа WWW. Слово browser можно перевести как «обозреватель». Наиболее распростра­ненными программами этого типа являются Netscape Navi­gator от компании Netscape Communications и Internet Exp­lorer от компании Microsoft.

Коротко о главном

Информационной базой службы WWW является сеть до­кументов, связанных между собой гиперссылками, храня­щаяся на Web-серверах Интернета.

Основная адресуемая единица WWW — Web-страница (документ).

URL-адрес документа указывает его точные координаты в Сети, а также используемый протокол.

HTTP — протокол службы WWW; его основная функ­ция — обработка гиперссылок и формирование запросов до­кументов.

Клиент-программа WWW называется браузером или обо­зревателем.

Вопросы и задания (выполните задание устно).

  1. Какое смысловое различие подразумевается в использовании терминов «сеть» и «паутина»?

  2. Что является наименьшей адресуемой единицей информации в WWW?

  3. По какому признаку можно отличить адрес Web-сервера от дру­гих адресов в Сети?

  4. Сопоставьте структуру полного имени файла (адреса файла) на автономном компьютере и URL-адрес в сети. Отметьте сходство и различие.

  5. Представьте себе, что вы проектируете сайт своей школы. Ка­кую информацию вы бы поместили на главной странице?

Основные сервисы и технологии сети Интернет

Взаимодействие пользователя с ресурсами в сети Интернет обеспечивается совокупностью специальных сервисов и служб, которые реализуют необходимые для этого протоколы и механизмы. Существует две группы: сервисы с установлением логического соединения и сервисы без установления логического соединения.

Отличительной особенностью сервисов первой группы является то, что клиент и сервер перед передачей данных сначала обмениваются специальными управляющими пакетами, “рукопожатиями”, позволяющими сторонам подготовиться к процессу основного обмена.

С логическим соединением связаны несколько важных задач: надежной передачи данных, контроля потока данных и контроля перегрузки. Под надежной передачей данных понимается передача, в ходе которой не допускаются потери или искажения данных. Надежная передача в Интернете обеспечивается при помощи механизмов подтверждений и повторных посылок. В Интернете сервисы первой группы используют протокол TCP.

Сервисы второй группы осуществляют простую передачу пакетов. Это позволяет сэкономить время при пересылке данных, но увеличивает вероятность потерь информации при передаче. В Интернете сервисы второй группы используют протокол UDP.

Второй классификацией сервисов сети Интернет является их деление на прямые, интерактивные сервисы (On-line) и сервисы с отложенным доступом (Off-line).

Прямые сервисы предоставляют информацию, запрошенную пользователем, немедленно и получателю не требуется немедленной реакции на ответ службы в отличие от интерактивных сервисов.

Сервисы, относящиеся к классу отложенного доступа наименее требовательны к ресурсам компьютеров и линиям связи. При их использовании запрос и получение информации могут быть разделены по времени.

Прямыми сервисамиявляютсяWWW, FTP, поисковые системы, Internet-banking, хостинг, электронные платежи.

В качестве интерактивных сервисов и служб могут выступать IRC, ICQ, Skype, аудио- и видеоконференции, IP-телефония.

Примерами сервисов с отложенным доступом являются электронная почта, Usenet, списки рассылки, Call Center


Самым популярным сервисом является всемирная паутина (WWW), под которым понимается система web-серверов, поддерживающих документы в формате HTML.

Сервис WWW реализован в виде клиент-серверной архитектуры.

Пользователь с помощью клиентской программы (браузера) осуществляет запрос информации на сервере, а web-сервер обслуживает запрос браузера.

Web-сервер – это программа, которая принимает HTTP-запросы от клиентов, обрабатывает их и выдает HTTP-ответы.

HTTP (Hypertext Transfer Protocol) – протокол передачи данных на прикладном уровне.

Можно сказать, что сервис WWW базируется на трех основных понятиях: HTTP, HTML, URL.

Они лежат в основе организации данного сервиса (рис. 5.14).

URL (Uniform Resource Locator)– это определитель местонахождения ресурса.

URL включает в себя протокол доступа к ресурсу (http, gopher, WAIS, ftp, file, telnet и др.), сетевой адрес ресурса (имя сервера и домена), полный путь к файлу на сервере.

В общем виде формат URL выглядит так:

method://host.domain/path/filename,

где method имеет одно из значений, перечисленных ниже

file файл на локальной системе пользователя или файл на FTP сервере;
http файл на World Wide Web сервере;
gopher файл на Gopher сервере;
WAIS файл на WAIS (Wide Area Information Server) сервере;
news группа новостей телеконференции Usenet;
telnet выход на ресурсы сети Telnet.

Параметр host.domain — адрес ресурса в сети Интернет.

Параметр port — число, которое необходимо указывать, если метод требует номер порта. Стандартными портами являются: 21 – FTP, 23 – Telnet, 70 – Gopher, 80 – HTTP. Данный параметр не является обязательным при формировании URL-адреса.

Приведем пример URL-адреса web-страницы, представленного в полном виде:

http://www.vzfei.ru/bryansk/index.html,

где http:// — означает, что используется протокол передачи гипертекста (HTTP);

www.vzfei.ru — имя web-сервера;

/bryansk/index.html — путь от корня web-сервера к web-странице.

Своего рода надстройкой рассмотренного сервиса являются поисковые системы. Поисковая система — это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для поиска информации в сети Интернет в соответствии с запросом пользователя, задаваемого в виде текстовой строки, выдачей списка гиперссылок на источники информации, в порядке релевантности. Релевантность — семантическое соответствие поискового запроса.

Рейтинг популярности основных поисковых систем по данным Nielsen NetRatings, представлен в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Рейтинг основных поисковых систем

Рейтинг российских поисковых систем по данным SpyLog, представлен в табл. 5.2.

Таблица 5.2

Рейтинг российских поисковых систем

Позиция Web-сайт Процент использования
http://www.yandex.ru/ 54.8267%
http://www.rambler.ru/ 21.7645%
http://www.google.com/ 15.6207%
http://www.mail.ru/ 4.5466%

Основная задача любой поисковой системы – доставлять пользователям именно ту информацию, которую они ищут. Для этого необходимо, чтобы запрос был сформулирован просто и включал ключевые слова, характеризующие требуемую информацию.

Также к прямым сервисам сети Интернет относят сервисы электронных платежей. Развитие электронной торговли способствовало появлению электронных платежных систем, которые позволяют произвести оплату товара или услуги в сети Интернет из дома и офиса. Общее название “платежные системы” объединяет два основных виды платежей в режиме реального времени.

Наиболее распространены кредитные системы, позволяющие использовать в Интернет обычные кредитные карты. В России такими системами являются Assist и CyberPlat. Схема работы такой системы выглядит следующим образом. Пользователь получает возможность совершать покупки в Интернет-магазинах и оплачивать их в режиме on-line либо со своего счета в банке, либо по своей банковской карте, получать выписки и результаты платежей. Пользователь может непосредственно через Интернет оформить платежное поручение, позволяющее выполнить банковский перевод на любой счет в любом российском банке. Таким образом, можно перевести средства из системы на свой счет в любой другой банк или оплатить типовые услуги, например, операторов сотовой связи или Интернет-провайдеров.

Другую нишу на рынке электронных платежей занимают системы, использующие виртуальные деньги. Их суть заключается во введении цифрового эквивалента реальных денег, с помощью которого осуществляются расчеты. Во многих случаях эта технология более удобна, особенно при оплате небольших покупок, которые составляют большую часть на рынке товаров. Кроме того, системы “электронных кошельков” привлекательны тем, что они анонимны и не требуют подтверждения третьей стороны. Технология электронных денег представлена в России такими системами, как PayCash и WebMoney.

  • Глобальная сеть Интернет

    История развития глобальных сетей. Аппаратные средства Интернета. Адресация, каналы связи, программное обеспечение. Коммуникационные и информационные службы Интернета. Электронная почта, форумы прямого общения. Использование средств поиска данных.
    контрольная работа , добавлен 06.01.2017

  • Информационные ресурсы сети Интернет

    Интернет — мощное глобальное средство обмена информацией. Классификация источников информации в Интернете. Электронная почта — один из видов информационных услуг, которые предоставляют компьютерные сети. Понятие и особенности телеконференции в Интернете.
    презентация , добавлен 18.04.2012

  • Развитие компьютерных технологий в прошлом и в будущем. Интернет

    Развитие компьютерной техники. Начало Интернета. Уровни Интернета. Доменные зоны. Сервисы Интернета. Программы-браузеры. Поисковые системы.

    Вирусы. Проблемы развития Интернета в Беларуси. Каким будет компьютер будущего?
    реферат , добавлен 12.05.2006

  • Компьютерные сети

    Компьютерные сети: основные понятия, преимущества, проблемы, история развития. Разработка технологии межсетевого взаимодействия. Протоколы, службы и сервисы, мировая статистика Интернета. Адресация узлов сети. Система доменных имен. База данных DNS.
    презентация , добавлен 25.11.2013

  • Развитие компьютерных технологий в прошлом и в будущем, Интернет

    Развитие компьютерной техники. Начало Интернета. Уровни Интернета. Доменные зоны. Сервисы Интернета. Программы-браузеры. Поисковые системы. Вирусы. Проблемы развития Интернета в Беларуси. Каким будет компьютер будущего?
    реферат , добавлен 12.05.2006

  • Электронная коммерция в Интернете

    Понятие электронной коммерции и ее категории, сервисы Интернета для обеспечения коммерции. Провайдеры интернет-услуг. Безопасность трансакций, протоколы и стандарты безопасности виртуальных платежей. Классификация информационных ресурсов Интернета.
    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

  • Сетевые информационные технологии

    Эффективность Интернета в качестве канала распространения информации. Особенности интернет-маркетинга, способы продвижения в Интернете и роль сетевых информационных технологий в маркетинге. Характеристика сайта как важного компонента современного бизнеса.
    контрольная работа , добавлен 08.06.2016

  • Сеть Интернет

    Основные факты из истории появления интернета, ключевые принципы и перспективы дальнейшего развития. Языковые сферы Интернета, русскоязычная среда всемирной сети (Рунет). Виды браузеров для просмотра интернет-страниц. Спектры сервисов и услуг Интернета.
    контрольная работа , добавлен 25.02.2012

  • Информационные технологии и их влияние на деятельность организаций

    Информационные технологии: понятие, история развития, классификация и структура. Направления развития информационных систем в маркетинге, внедрение и роль персональных компьютеров. Службы интернета и степень его влияния на деятельность организаций.
    курсовая работа , добавлен 09.06.2010

  • Разнообразие служб Интернета

    Изучение задач и видов служб Интернета — систем, предоставляющих услуги пользователям, к которым относятся: электронная почта, WWW, телеконференции, списки рассылки, FTP, IRC, а также другие продукты, использующие Интернет как среду передачи информации.
    реферат , добавлен 20.09.2011

  • Протоколы семейства TCP/IP реализуют всевозможные сервисы (услуги) Интернет.

    Все услуги, предоставляемые сетью Internet, можно условно поделить на две категории: обмен информацией между абонентами сети и использование баз данных сети.

    К числу услуг связи между абонентами принадлежат:

    Telnet— удаленный доступ. Дает возможность абоненту работать на любой ЭВМ сети Internet, как на своей собственной. То есть запускать программы, менять режим работы и т.д.

    FTP (File Transfer Protocol) — протокол передачи файлов. Дает возможность абоненту обмениваться двоичными и текстовыми файлами с любым компьютером сети.

    Установив связь с удаленным компьютером, пользователь может скопировать файл с удаленного компьютера на свой или скопировать файл со своего компьютера на удаленный.

    NFS (Network File System) — распределенная файловая система. Дает возможность абоненту пользоваться файловой системой удаленного компьютера, как своей собственной.

    Электронная почта — обмен почтовыми сообщениями с любым абонентом сети Internet. Существует возможность отправки как текстовых, так и двоичных файлов. На размер почтового сообщения в сети Internet накладывается следующее ограничение — размер почтового сообщения не должен превышать 64 килобайт.

    Новости— получение сетевых новостей и электронных досок объявлений сети и возможность помещения информации на доски объявлений сети. Электронные доски объявлений сети Internet формируются по тематике. Пользователь может по своему выбору подписаться на любые группы новостей.

    Rsh (Remote Shell) — удаленный доступ. Аналог Telnet, но работает только в том случае, если на удаленном компьютере стоит ОС UNIX.

    Rexec (Remote Execution) — выполнение одной команды на удаленной UNIX-машине.

    Lpr— сетевая печать. Отправка файла на печать на удаленном (сетевом) принтере.

    Lpq— сетевая печать. Показывает файлы, стоящие в очереди на печать на сетевом принтере.

    Ping— проверка доступности удаленной ЭВМ по сети.

    Talk — дает возможность открытия «разговора» с пользователем удаленной ЭВМ. При этом на экране одновременно виден вводимый текст и ответ удаленного пользователя.

    Iptunnel — дает возможность доступа к серверу ЛВС NetWare с которым нет непосредственной связи по ЛВС, а имеется лишь связь по сети Internet.

    Whois— адресная книга сети Internet. По запросу абонент может получить информацию о принадлежности удаленного компьютера, о пользователях.

    Finger — получение информации о пользователях удаленного компьютера.

    Кроме вышеперечисленных услуг, сеть Internet предоставляет также следующие специфические услуги:

    Webster— сетевая версия толкового словаря английского языка.

    Факс-сервис — дает возможность пользователю отправлять сообщения по факсимильной связи, пользуясь факс-сервером сети.

    Электронный переводчик — производит перевод присланного на него текста с одного языка на другой. Обращение к электронным переводчикам происходит посредством электронной почты.

    Шлюзы— дают возможность абоненту отправлять сообщения в сети, не работающие с протоколами TCP\IP (Fido, Goldnet, AT50) .

    К системам автоматизированного поиска информации в сети Internet принадлежат следующие системы:

    Gopher— наиболее широко распространенное средство поиска информации в сети Internet, позволяющее находить информацию по ключевым словам и фразам. Работа с системой Gopher напоминает просмотр оглавления, при этом пользователю предлагается пройти сквозь ряд вложенных меню и выбрать нужную тему. В Internet в настоящее время свыше 2000 Gopher-систем, часть из которых является узкоспециализированной, а часть содержит более разностороннюю информацию.

    Gopher позволяет получить информацию без указания имен и адресов авторов, благодаря чему пользователь не тратит много времени и нервов. Он просто сообщает системе Gopher, что именно ему нужно, и система находит соответствующие данные. Gopher-серверов свыше двух тысяч, поэтому с их помощью не всегда просто найти требуемую информацию. В случае возникших затруднений можно воспользоваться службой VERONICA. VERONICA осуществляет поиск более чем в 500 системах Gopher, освобождая пользователя от необходимости просматривать их вручную.

    WAIS— еще более мощное средство получения информации, чем Gopher, поскольку оно осуществляет поиск ключевых слов во всех текстах документов. Запросы посылаются в WAIS на упрощенном английском языке. Это значительно легче, чем формулировать их на языке алгебры логики, и это делает WAIS более привлекательной для пользователей-непрофессионалов.

    При работе с WAIS пользователям не нужно тратить много времени, чтобы найти необходимые им материалы.

    В сети Internet существует более 200 WAIS-библиотек. Но поскольку информация представляется преимущественно сотрудниками академических организаций на добровольных началах, большая часть материалов относится к области исследований и компьютерных наук.

    WWW— система для работы с гипертекстом. Потенциально она является наиболее мощным средством поиска. Гипертекст соединяет различные документы на основе заранее заданного набора слов. Например, когда в тексте встречается новое слово или понятие, система, работающая с гипертекстом, дает возможность перейти к другому документу, в котором это слово или понятие рассматривается более подробно.

    WWW часто используется в качестве интерфейса к базам данных WAIS, но отсутствие гипертекстовых связей ограничивает возможности WWW до простого просмотра, как у Gopher.

    Пользователь со своей стороны может задействовать возможность WWW работать с гипертекстом для связи между своими данными и данными WAIS и WWW таким образом, чтобы собственные записи пользователя как бы интегрировались в информацию для общего доступа. На самом деле этого, конечно, не происходит, но воспринимается именно так.

    WWW — это относительно новая система. Установлены несколько демонстрационных серверов, в том числе Vatican Exibit в библиотеке Конгресса США и мультфильм о погоде «Витки спутника» в Мичиганском государственном университете. В качестве демонстрационных также работают серверы into. funet. fi (Финляндия) ; into. cern. ch. (Швейцария) и eies2. njit. edu (США) .

    Практически все услуги сети построены на принципе клиент-сервер. Сервером в сети Internet называется компьютер способный предоставлять клиентам (по мере прихода от них запросов) некоторые сетевые услуги. Взаимодействие клиент-сервер строится обычно следующим образом. По приходу запросов от клиентов сервер запускает различные программы предоставления сетевых услуг. По мере выполнения запущенных программ сервер отвечает на запросы клиентов.

    Все программное обеспечение сети также можно поделить на клиентское и серверное. При этом программное обеспечение сервера занимается предоставлением сетевых услуг, а клиентское программное обеспечение обеспечивает передачу запросов серверу и получение ответов от него.

    Лабораторная работа № 11. Работа с Интернет ресурсами

    Лабораторная работа № 12. Настройка и работа с приложением MS Internet Explorer

    Лабораторная работа № 13. Создание почтового ящика

    Лабораторная работа № 14. Настройка почтового ящика

    Лабораторная работа № 15. Поисковые системы в Internet

    Лабораторная работа № 16. Общение в режиме реального времени ( ICQ)

    Лабораторная работа № 17. Общение в Internet (Чат)

    Литература:

    1. http://pirzakir.narod.ru/zakir/Algor/testalg.html -Арифметические и логические основы персонального компьютера, тест

    2. http://www.chebgym5.ru/inf/p29aa1.html -Арифметические основы ПК

    3. http://gdpk.narod.ru/dmenu/memory.html — Память и виды памяти

    4. Большой толковый словарь русского языка / автор, сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. 2000 г. РАН Институт лингвистических исследований

    5. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов. М.: 2003

    6. Толковый словарь по вычислительной технике. Microsoft Press, из-во «Русская Редакция», 1995

    7. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: 2004. — 960 с.

    8. Першиков В. И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике / Рецензенты: канд. физ.-мат. наук А. С. Марков и д-р физ.-мат. наук И. В. Поттосин. — М.: Финансы и статистика, 1991. — 543 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-279-00367-0

    9. Борковский А. Б. Англо-русский словарь по программированию и информатике (с толкованиями). — М.: Русский язык, 1990. — 335 с. — 50 050 (доп.) экз. — ISBN 5-200-01169-3

    10. G. C. Stierhoff, A.

    G. Davis. A History of the IBM Systems Journal // IEEE Annals of the History of Computing. — январь 1998. — Т. 20. — № 1. — С. 29—35. —

    11. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. 1969—1978 гг.

    12. Скотт Мюллер Модернизация и ремонт ПК = Upgrading and Repairing PCs. — 17 изд. — М.: «Вильямс», 2007. — С. 1047-1088. — ISBN 0-7897-3404-4

    13. «Glossary of Internet Terms». Macmillan Computing Publishing http://www.mcp.com/

    14. Новиков Ю.В., Кондратенко С.В. — Локальные сети: архитектура, алгоритмы, проектирование. М.: Издательство ЭКОМ, 2001.

    15. Спортак Марк, Паппас Френк и др. — Компьютерные сети и сетевые технологии. К.: ООО «ТИД «ДС», 2002.

    16. В.Г.Олифер, Н.А.Олифер — Компьютерные сети. СПБ: Издательство «Питер», 2000.

    17. Д.Л.Шиндер — Основы компьютерных сетей, М.: Издательский дом «Вильямс», 2002

    18. С. Клименко, В. Уразметов. «Internet. Среда обитания информационного общества». http://www.relcom.ru/internet/literature/internetlsmedia.

    19. Крук Б.И., Попантонопуло В.Н., Шувалов В.П. Телекоммуникационные системы и сети. Т1:учеб.пособие/изд.2-е, испр. и доп. -Новосибирск: Сиб.предприятие «Наука» РАН, 1998.

    20. Компьютерные системы и сети: Учеб.пособие/ В.П.Косарев и др./Под ред. В.П.Косарева и Л.В.Еремина-М.:Финансы и статистика, 1999.

    21. В.П.Леонтьев — Новейшая энциклопедия персонального компьютера, 2002

    Добавить комментарий

    Закрыть меню