Информационно библиотечное обслуживание

Индивидуальное библиотечно-информационное обслуживание пользователей

123Следующая ⇒

Я уже не знаю, как можно достучаться до слепцов, которые изо всех сил стараются ничего не видеть. Если на вас уже рациональные аргументы не действуют, то почему вы к знакам не прислушиваетесь? Вас же заботливо, регулярно и настойчиво предупреждают.

С чего началось президентство Януковича? Два события! Во-первых, перед ним закрылись двери президентского дворца, что символизировало досрочное прекращение его президентства.

Во-вторых, раскололся символ Украины, памятник основателям Киева – Кию, Щеку, Хориву и Лыбеди. Кий и Хорив отвалились, предвещая раскол Украины

Но вы не обращали внимания на намёки и раскачали страну, устроив майдан и расколов страну на части. Следующим знаком было падение солдата на красную дорожку на инаугурации Порошенко. Вы снова не обратили внимания, продолжили требовать войны и крови, и через пару месяцев получили два котла – Южный и Иловайский – в которых погибли тысячи украинских солдат.

Но вы и тогда предпочли оставаться слепыми и даже не попытались сложить «дважды два». Боженька карает Украину, ибо он справедлив, но он предупреждает о грядущих несчастиях, ибо он милостив.

Во время молебна в День национального флага Украины, который в августе прошлого года прошел в Софийском соборе Киева сыну президента Петра Порошенко стало плохо. При этом ребенок сначала пытался что-то сказать своим родителям, однако они не обращали внимания, пока мальчик не начал падать.

И теперь вам снова послано сразу два знака: в Минске за спиной Порошенко упал украинский флаг, а в Днепропетровске сошёл с рельс трамвай «Единая Украина», при этом изображение карты Украины раскололось.

Что вам теперь ещё не ясно? Сколько вас ещё можно тыкать носом? Тут не нужно быть Кассандрой или Нострадамусом, чтобы понять значение этих знаков – Порошенко обрушит Украину, а Коломойский расколет её на ещё более мелкие части.

У вас не так уж много вариантов действий – или выступить против узурпаторов (одновременно покаявшись за грехи), или наблюдать, как Украина разваливается дальше от действий аферистов, приведенных к власти майданом. Ах, да – ещё можно и дальше продолжать делать вид, что никаких знаков не существует, это всё совпадения и что евромайдан – это лучшее, что произошло с Украиной за 24 года её существования.

В качестве постскриптума: Дом с химерами
Дом с химерами — кирпичное здание в стиле модерн, расположенное в столице Украины, Киеве. Своё название дом получил благодаря скульптурным украшениям (расположенным как на фасаде дома так и внутри его), тематика которых — наземный и подводный животный мир, атрибуты охоты, сказочные существа.

Здание расположено в Печерском районе на улице Банковой, 10, напротив Администрации Президента Украины. Архитектор Владислав Городецкий построил его в 1901—1903 годах как доходный дом с помещениями для своей семьи. Место строительства выбрал над крутым обрывом по Банковой улице, на бывшем берегу осушенного Козьего болота. Скульптурные украшения по собственным эскизам выполнил скульптор Элио Саля.

Дом используется в качестве резиденции Президента Украины с весны 2005 года согласно постановлению правительства.

По одной из легенд перед тем как покинуть дом, Городецкий наложил на него проклятие. Якобы все жильцы особняка будут несчастливы, и только лишь потомки Городецкого смогут беспрепятственно уживаться с химерами. Сторонники этой версии указывают на то, что конторы, владевшие здесь помещениями либо арендовавшие их, банкротились — их фонды таинственно исчезали, организации расформировывались.

Химера (др.-греч. Χίμαιρα, букв. «молодая коза») — в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи; порождение Тифона и Ехидны.В переносном смысле — необоснованная, несбыточная идея. Например, «Украина цэ Европа». В современной биологии химерами также называются «…животные или растения, разные клетки которых содержат генетически разнородный материал, как на картинке снизу, в отличие от обычных организмов, у которых каждая клетка содержит один и тот же набор генов.

Индивидуальное библиотечно-информационное обслуживание пользователей

Индивидуальное библиотечное обслуживание, понимаемое сегодня как деятельность библиотекаря в помощь удовлетворения информационных (читательских) запросов конкретного читателя, для российской библиотеки считается традиционным.

Сегодня цель индивидуального библиотечного обслуживания может быть сформулирована как помощь личности в ее социализации через чтение и получение информационной поддержки библиотеки.

В задачи индивидуального обслуживания входит:

— удовлетворение информационных потребностей читателя;

— содействие повышению уровня культуры чтения и информационной культуры читателя;

— организация сотрудничества читателя и библиотекаря на всем протяжении пользования читателем библиотекой.

Индивидуальное библиотечное обслуживание направлено на решение, как известно, следующих основных задач:

— удовлетворение информационных потребностей читателя, выраженных в форме запроса;

— помощь в осознании стержневого интереса в структуре информационных потребностей (эта задача остро стоит перед подростком, юношей) и тематики чтения;

— содействие повышению уровня культуры чтения и информационной культуры личности;

— создание условий для постоянного делового и межличностного контакта между библиотекарем и пользователем (читателем).

Решение поставленных задач требует использования определенной технологии библиотечного обслуживания, то есть соответствующих методов и форм индивидуального библиотечного обслуживания.

К наиболее эффективным формам и методам, или услугам индивидуального библиотечного обслуживания можно отнести следующие:

— индивидуальная беседа;

— индивидуальное информирование;

— индивидуальная рекомендация и др.

Эти формы и методы являются универсальными для библиотек всех типов и видов, хотя и проявляются в различных условиях и по отношению к разным категориям читателей специфически.

Такая услуга, как индивидуальная беседа, считается базовой в индивидуальном библиотечном обслуживании.

Следует сказать, что при внешней простоте использования проведение индивидуальной беседы на практике весьма сложно. Оно требует от библиотекаря не только хорошей подготовки в области психологии личности и социальной психологии, но и таких природных личных качеств (которые поддаются, в известной степени, развитию), как доброжелательность, эмпатия (способность к сочувствию), обаяние и т. п. Конечно, все они должны сочетаться с высоким профессиональным уровнем, квалифицированностью, знанием своего предмета.

Однако многочисленные исследования подтверждают тот факт, что пользователь, даже очень требовательный, склонен скорее простить библиотекарю незнание, чем нежелание помочь, грубость и т. п. Поэтому следует всегда помнить, что использование какой-либо формы и метода индивидуального библиотечного обслуживания будет эффективным лишь в том случае, если будет достигнут человеческий контакт между участниками общения.

Ориентирующая(при первичной записи в библиотеку) индивидуальная беседа чрезвычайно важна, прежде всего, как первый контакт читателя с библиотекой. От того, с каким впечатлением читатель уйдет из библиотеки, зависит вся его дальнейшая «библиотечная судьба», не только отношение к данной конкретной библиотеке, но, возможно, и к библиотекам вообще и даже — к книгам. Это в полной мере можно отнести к любому читателю, но особенно — к юному: ребенку, подростку, впервые познакомившемуся с библиотекой, и который, вероятно, делает в этот момент непростой выбор: библиотека или компьютерный клуб? Все это накладывает на библиотекаря, проводящего беседу, серьезные обязательства. Желательно, чтобы такую ориентирующую беседу вел самый квалифицированный сотрудник библиотеки.

Беседа при записи в библиотеку должна показать читателю все возможности библиотеки, все ее информационные ресурсы, книжные богатства и т. д. Читатель должен увидеть «лицо» библиотеки, почувствовать ее отличие от других организаций, проникнуться ее историей и традициями, ощутить привлекательность «высокой» культуры и т. п.

С другой стороны, ориентирующая беседа должна помочь и библиотекарю «увидеть» читателя: понять его общий культурный уровень и потенциал, а также его «читательскую квалификацию» и уровень информационной культуры.

Конечно, в ходе экскурсии по библиотеке, которую, как правило, проводят в сочетании с индивидуальной ориентирующей беседой, читателя знакомят и с правилами пользования библиотекой. Очень важно объяснить пользователю справедливость этих правил, их направленность на его благо, чтобы они (правила) не казались ему «драконовскими». Наконец, в ходе беседы выясняется и то, чем может быть полезен, интересен для библиотеки и сам читатель: например, обладает какими-то талантами, которые могут проявиться в библиотечных мероприятиях; может поделиться книгами из своей домашней библиотеки; оказать спонсорскую помощь при подписке на периодику и т. п. Важно, чтобы желание включиться в решение проблем библиотеки возникло естественно, без нажима со стороны библиотекаря, абсолютно недопустимого.

Эффективность ориентирующей индивидуальной беседы определяется тем, как складываются дальнейшие отношения библиотеки и пользователя.

Следует сказать, что ориентирующие беседы целесообразно проводить с несколькими читателями одновременно. В этом случае действует так называемый «синергетический эффект», когда возникает как бы «коллективный разум» и даже дух соревновательности (это особенно характерно для подростков, детей), что способствует более успешному усвоению информации, которую дает библиотекарь в ходе проведения беседы. Кроме того, организация ориентирующей беседы не с одним, а с несколькими читателями снимает некоторый почти неизбежный налет назидательности, который читатели, особенно молодые, переносят с трудом. Важно помнить, что по законам психологии такая группа должна быть не более, чем 5-7 человек.

При записи читателя в библиотеку сведения о нем, в том числе и те, которые были получены в ходе общения, заносятся в читательский формуляр, где, кроме демографических и прочих данных, могут быть и другие сведения, например, о любимом увлечении в свободное время, о наличии домашней библиотеки и т. п.

Тактическая(при рекомендации книги, тематики чтения) индивидуальная беседа имеет свою ярко выраженную специфику. В отличие от ориентировочной беседы, она уже опирается на некоторые знания о пользователе, о его интересах и предпочтениях: рекомендуя книгу, библиотекарь учитывает и то, что читатель уже прочитал (это может быть как отражено в читательском формуляре, так и выявлено в ходе беседы). Кроме того, тактическая, рекомендательная беседа должна обязательно включать в себя элементы диалога, обратной связи.

Здесь библиотекарю необходимо придерживаться следующего правила: об одной книге различным читателям говорят именно то, что они могут найти полезного для себя, учитывая читательскую культуру, цель обращения, содержание и особенности каждого рекомендуемого издания.

Важно обратить внимание на спрос и причину спроса, который бывает – конкретный, тематический, неопределенный. Причиной спроса могут быть: советы друзей, кинофильмы, телевизионные передачи и т.д. Особенно ценно, когда причиной спроса являются советы библиотекаря, выставки, подготовка к мероприятию, выбор по каталогу или указателю – то есть, если влияние на читательский спрос оказывается библиотекой.

Конкретный спрос – спрашивается определенный автор, книга, статья и т.д. В процессе беседы в этом случае могут быть уточнены автор, название, выходные данные издания. В случае если книга явно не по возрасту или сложна для восприятия данного читателя, библиотекарь рекомендует взять вместе с ней более доступную или дополнительную литературу, указать читателю на трудности, с которыми он может столкнуться при чтении предложить справочные изда

Тематический спрос – читателя интересуют книги по теме. В процессе беседы обязательно уточняются: цель и содержание запроса (если школьное задание, то рекомендуются одни книги, если хобби – другие); что было прочитано по этой теме ранее, знание расстановки книги данной тематики на полках открытого доступа и т.п. Библиотекарь может порекомендовать литературу сам, обратить внимание читателя на раздел каталога, где их следует искать, выставку (если книги данной тематики на ней присутствуют).

Неопределенный спрос – читатель сам не знает, что ему хочется почитать. Именно читатели с неопределенным спросом чаще всего пополняют ряды тех, кто перестает посещать библиотеку, читать. Библиотекарям знакомы читатели, которые в фонде бесцельно бродят от одного раздела к другому. Их внимание привлекает внешний вид книги (зачитанная или новая, ее обложка, иллюстрация). Чаще всего у них вырабатывается установка: «У вас нет интересных книг». Такие читатели требуют особого внимания библиотекаря. Наша задача в беседе при выдаче подыскать книги, которые их могут заинтересовать. Используются приемы: «Книга для тебя», «Книга – сюрприз», знакомство с отзывами «Прочитай эту книгу!» и т.п. Нужно помочь читателю осознать собственные запросы и сделать все, чтобы он не ушел без книги. Не навязывать, а заинтересовывать. Не пускать на самотек, а искать вместе чтение для души – вот задача, которую решает библиотекарь в этом случае.

123Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Весной 1963 года был создан Научный центр биологических исследований (НЦБИ) АН СССР. Для информационно-библиотечного обеспечения научных исследований приняли решение о создании Центральной библиотеки в Пущино (ЦБП), и в мае 1964 года библиотека была открыта для читателей.

На каждом этапе своей работы ЦБП играла роль основного источника научной информации для ученых, используя как традиционные, так и новейшие средства автоматизации и механизации информационно-библиотечных процессов. Использовались новые технологии, доступные в определенный момент времени, для оперативного обеспечения научных тем институтов текущей и ретроспективной информацией. Большое внимание уделялось развитию и совершенствованию информационно- библиотечного обслуживания пользователей.

Через несколько лет после открытия библиотеки сложилась определенная система информационно-библиографического обеспечения научных исследований, которая включала следующие направления:

• Создание проблемно-ориентированных перфокартотек:

• Издание текущих тематических указателей;

• Издание ретроспективных указателей;

• Издание библиографического указателя «Новые книги за неделю»;

• Создание картотеки трудов сотрудников Центра;

• Организация выставок новых поступлений и тематических выставок.

Создание проблемно-ориентированных перфокартотек для того времени являлось новой технологией. В это время сотрудники библиотеки в тесном сотрудничестве с научными консультантами вели 27 аннотированных перфокартотек. Эти картотеки являлись прообразом современных проблемно-ориентированных баз данных. Перфокартотеки служили также базой для составления текущих тематических библиографических указателей и для составления ретроспективных тематических указателей. Например, на основе перфокартотеки «Память» был составлен ретроспективный указатель «Нейробиологические основы памяти» и т.д.

ЦБП одной из первых библиотек в сети БЕН (Библиотеки по естественным наукам) включилась в работу по автоматизации информационного обслуживания пользователей с использованием баз данных Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ). Эта работа подготовила почву для максимально полного и оперативного удовлетворения потребностей ученых в информации о научных достижениях с применением автоматизированных технологий.

С течением времени отлаживались новые и совершенствовались существующие технологии и методы информационного обеспечения сотрудников Центра, разрабатывались концептуальные положения по автоматизации основных информационно-библиотечных процессов. С начала 90-х годов началась активная работа по созданию и развитию единой комплексной автоматизированной библиотечной информационной системы.

Современный этап развития библиотеки характеризуется широким применением в работе электронных ресурсов, что дает возможность переходить на принципиально новый уровень получения и обобщения знаний, их распространения и использования. Сегодня, ЦБП является самым крупным отделом БЕН РАН и включает в себя 6 библиотек-филиалов в 9-ти научно-исследовательских институтах ПНЦ, превратившись в Информационно-библиотечный центр по физико-химической биологии и смежным наукам.

Система информационно-библиографического обеспечения научных исследований, созданная почти 50 лет назад на базе взаимодействия ученых НИИ и академических библиотек Центра, успешно функционирует и развивается в настоящее время, превратившись в единую автоматизированную информационно-библиотечную систему, которая объединяет информационные ресурсы всех библиотек и обеспечивает:

— создание электронных каталогов (ЭК);

— поддержку и развитие корпоративного сайта;

— организацию удаленного доступа к информационным ресурсам и совместное их использование;

— создание и организация доступа к проблемно-ориентированным базам данных собственной генерации;

— расширение спектра услуг от поиска необходимой информации для пользователей всех библиотек участниц проекта до проведения наукометрических исследований.

Библиотеки Центра уделяют большое внимание современным формам накопления и представления информации. Процесс накопления информационных ресурсов требует системы обеспечения поиска, полного сбора источников информации, систематизации, аналитической переработки, хранения, обновления и оперативного предоставления специалистам информации в удобной для них форме. Таким образом, развитие единой комплексной автоматизированной библиотечной информационной системы позволяет управлять доступом к этим ресурсам.

В связи с этим, возникает необходимость извлечения с помощью новых информационных технологий актуальной для пользователей информации, а затем ее преобразования. Для этого сотрудниками Библиотеки совместно с учеными ПНЦ формируют новые формы систематизированной совокупности данных (типа проблемно-ориентированных реферативных баз данных по отдельным узко-тематическим направлениям) для их дальнейшего использования и удовлетворения информационных потребностей ученых Центра. Эти базы содержат данные, сконцентрированные по самым узко-тематическим областям знания и направлениям научных исследований. Они являются обобщением опыта специалистов, занятых соответствующими исследованиями. Базы данных, генерируемые в ЦБП, отражают наиболее достоверную и ценную в научном отношении информацию, так как процесс отбора осуществляют ведущие ученые в своей области, которые исключают проникновение «информационного шума», что значительно повышает доверие к таким базам коллег-ученых, работающих в смежных областях. Базы удобны для текущего и ретроспективного поиска, они служат надежным подспорьем в исследовательской работе научных сотрудников Центра. Кроме того, проблемно-ориентированные базы данных, созданные в ЦБП, рассматриваются как объект информационного анализа с целью, выявления тенденций развития отдельных научных направлений Центра и обоснования вопросов прогнозирования. Здесь уместно вспомнить создаваемые в начале становления информационного обслуживания проблемно-ориентированные перфокартотеки и проследить развитие современных технологий. Потребность в проблемно-ориентированных базах данных определяется актуальностью выбранных тем. Базы данных характеризуются видовым многообразием включенных в их состав документов: научные статьи из журналов и сборников, монографии, материалы конференций, авторефераты диссертаций, препринты.

Очень важным элементом информационно-библиотечной системы является создание таких условий, при которых наличие информации приводит к созданию нового знания и нового уровня образования, условий, при которых эффективность финансовых средств, затраченных на информационное обеспечение пользователей Центра, была бы максимальной. Поэтому одной из составляющих данной системы является проведение библиометрического анализа научных работ ученых Центра для оценки динамических процессов развития науки в ПНЦ и в международном сотрудничестве.

Исследования проводятся на основе данных библиометрической статистики с использованием отечественных и зарубежных баз данных.

В Центральной библиотеке Пущинского научного центра РАН первые библиометрические исследования проводились еще в начале 80-х годов. Каждый год проводятся различные библиометрические исследования, направленные на получение данных о состоянии научной деятельности в ПНЦ РАН. Сотрудниками Библиотеки разработана комплексная многоуровневая система индикаторов науки, обеспечивающая сбор и анализ сведений о количественном и качественном составе научных публикаций ученых.

По этой методике сотрудники Библиотеки проводят:

• ежегодный библиометрический анализ научной и патентной активности НИИ Пущинского научного центра (результаты на сайте библиотеки);

• библиометрический анализ отдельного ученого ПНЦ РАН по запросам пользователя или администрации НИИ;

• библиометрический анализ публикаций ученых секции физико-химической биологии, отделения общей биологии РАН при выборе в академики или член-корреспонденты;

• вклад различных фондов в совместные научные исследования России;

• сравнительный библиометрический анализ научной продуктивности учреждений РАН и вузов;

• анализ конкурентоспособных результатов в области нанотехнологий в государственных организациях нанотехнологического профиля Московской области.

• другие исследования по запросам пользователей.

Широко используются в процессе информационного обслуживания пользователей Центра сетевые технологии. На сайте библиотеки (http://cbp.iteb.psn.ru/) реализован тематический портал, который работает как многофункциональная информационная система, обеспечивающая единую точку входа для доступа к информационным ресурсам по физико-химической биологии. В рамках портала специалистами ЦБП поддерживаются сводные электронные каталоги, списки новых поступлений литературы в ЦБС ЦБП, каталог электронных изданий, к которым приобретен доступ в интересах пользователей, электронная библиотека диссертаций, защищенных в ПНЦ, тематические базы данных по научным проблемам Центра.

В последние годы, подчиняя работу по информационно-библиотечному обслуживанию задаче максимально полно и оперативно выполнять заказы пользователей и предоставлять результаты в удобном для них формате, библиотека играет ведущую роль в информационном обеспечении направлений исследований научного Центра биологических исследований.

Сведения об авторе

ЗАХАРОВА Светлана Сергеевна – старший научный сотрудник Библиотеки по естественным наукам РАН в Пущинском научном центре РАН, Московская обл., г. Пущино

К оглавлению выпуска

2.10. Информационное обслуживание и другие

характеристики библиотеки

В строке 01 указывается общее число посадочных мест, предоставляемых библиотекой пользователям. Этот показатель включает места, оборудованные для пользователей в читальных залах, в справочно-информационных службах, у каталогов, места для групповой работы, места в помещениях для работы с аудиовизуальными средствами, кабины для индивидуальной работы и др. В это число должно входить количество посадочных мест в библиотеках при общежитиях образовательной организации. В количество посадочных мест в библиотеке входят также посадочные места в читальных комнатах общежитий, работающих без библиотекаря. Места для занятий в жилых комнатах общежитий не учитываются.

По строке 02 приводится численность зарегистрированных пользователей библиотеки на основании формуляров зарегистрированных пользователей.

Зарегистрированным пользователем считается человек или организация, предприятие, организация, зарегистрированные библиотекой, чтобы пользоваться ее документами и услугами библиотеки. По этой строке указывается суммарное число перерегистрированных и вновь записанных в отчетном году пользователей, обслуженных библиотекой. Пользователи — это:

— юридические лица, обслуживаемые по договорам (соглашениям) и разовым запросам на библиотечно-информационное обслуживание — предприятия, учреждения, организации, компании, фирмы, общественные объединения и т.д.;

— физические лица — читатели, пользующиеся услугами библиотеки;

— абоненты информации (коллективные и индивидуальные), обслуживаемые по договорам на информационно-библиографическое обслуживание и по разовым или постоянным запросам;

— посетители мероприятий — участники мероприятий, проводимых библиотекой;

— пользователи, обращающиеся в библиотеку через электронные информационные сети, зарегистрированные на сервере библиотеки.

По строке 03 из строки 02 выделяется численность зарегистрированных пользователей, являющихся обучающимися организации.

По строке 04 указывается общее число посещений (обращений) библиотеки. Единицей учета посещений является одно посещение, зарегистрированное в документации библиотеки, при этом единицей учета обращений к электронной библиотечно-информационной сети является одно обращение на сервер библиотеки.

В строках 05 — 07 приводятся сведения об информационном обслуживании библиотекой.

В строке 05 указывается число зарегистрированных абонентов информации (коллективных и индивидуальных), обслуживаемых библиотекой по договорам на информационно-библиографическое обслуживание и по разовым или постоянным запросам в течение отчетного года. Абонентами информационного обслуживания могут выступать как физические, так и юридические лица. Строка 05 должна быть меньше или равна строке 02.

В строке 06 указывается суммарное число справок (запросов, консультаций), выполненных библиотекой.

В строке 07 указывается число виртуальных посещений веб-сайта библиотеки. Виртуальное обращение определяется как читательский запрос в веб-сайт из-за пределов библиотеки, вне зависимости от числа просмотренных страниц или элементов, и сравнимо с традиционным посещением библиотеки.

В строке 08 проставляется код «1» при наличии в библиотеке организации электронного каталога. В противном случае указывается код «0».

В строке 09 проставляется код «1», если библиотека организации полностью соответствует требованиям «Примерного о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения», утвержденного приказом Минобразования России от 27.04.2000 N 1246. В противном случае указывается код «0».

Добавить комментарий

Закрыть меню