Информационная культура

Одно из значений термина «культура» может быть понято как уровень развития творческих сил и способностей человека. Культурой определяются знания и умения, профессиональные навыки, уро­вень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей. Личная культура человека определяется, во-первых, уровнем его умственного развития, а во-вторых, характером его профессиональной или творческой деятельности. Очевидно, что человек, по роду своих занятий связанный с искусством или наукой, должен иметь очень высокий уровень культуры, который вовсе не обязателен для человека физического труда.

Быть хорошим специалистом в своей области еще не означает быть высококультурным человеком. Для этого необходим соответствующий уровень эстетического и нравственного развития, владение искусством общения.

В последнее время появилась новая категория культуры – информационная. Это вызвано тем, что для жизни и работы в информационном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации; ему необходимо овладеть современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, в новых жизненных условиях степень информированности одного человека напрямую зависит от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а следует научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимают­ся на основе коллективного знания. Таким образом, человек должен иметь определенный уровень культуры для работы с информацией.

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Будучи важнейшей составляющей культуры в целом, информа­ционная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека. В основном она проявляется в следующем:


· в конкретных навыках по использованию различных технических устройств — от телефона до персонального компьюте­ра и компьютерных сетей;

· в способности использовать в своей работе компьютерную информационную технологию;

· в умении извлекать информацию из различных источников — периодической печати до электронных коммуникаций;

· в умении представлять информацию в понятном виде и эффективно ее использовать;

· в знании аналитических методов обработки информации;

· в умении работать с различными видами информации.

Информационная культура заимствует и использует достижения многих наук: кибернетики, информатики, теории информации, математики, теории проектирования баз данных и ряда других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее на практике.

В информационном обществе необходимо овладевать информаци­онной культурой с раннего детства, сначала с помощью электронных игрушек, а позднее — с привлече­нием персонального компьютера. Обеспечить должный уровень ин­формационной культуры призвана в первую очередь такая дисцип­лина, как информатика. Ведь в ее компетенцию изначально входят: компьютерные информационные технологии, информационные си­стемы, современные средства и методы обработки информации, си­стемы искусственного интеллекта, компьютерные коммуникации.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологии работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «Информационная культура».

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

«Информационная культура в узком смысле — это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количества и качества созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего».

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой, как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

во владении основами аналитической переработки информации;

в умении работать с различной информацией;

в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знание из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования без данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой информационной культуры являются знания новой информационной технологии и умении ее применять для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимых для работы в конкретной сфере деятельности. Процессы привития информационной культуры студенту в ВУЗе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы с среде базовых информационных технологий при решении типовых задач в сфере деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходиться на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования, как направления связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущем специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйтсва, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, пользование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществить, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находиться на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.

информационный технология культура

Размещено на Allbest.ru

Информационная культура человека

⇐ Предыдущая12

Чем определяется культура человека?

Культура человека определяется:

Знаниями, умениями, профессиональными навыками.

2. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития.

3. Способами и формами взаимного общения людей.

Личная культура человека определяется:

1. Уровнем его умственного развития,

2. Характером егo профессиональной и творческой деятельности.

Это значит, что чем больше человек развивает свои умственные способности, чем больше он думает, размышляет, тем больше повышается уровень его личной культуры, и человек, занимающийся искусством или наукой должен иметь очень высокий уровень культуры, что совсем не обязательно для человека физического труда.

Представим себе человека, владеющего информационной культурой, следующим образом:

В связи с переходом к информационному обществу к общей культуре человека добавилась ещё одна категория – информационная.

Информационная культура — это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

В связи с этим информационная культура человека должна проявлятъся в следующем:

— в навыках использования различных технических устройств — от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей.

— в способности владеть информационными технологиями.

— в умении извлекать информацию как из периодической печати так и из электронных коммуникаций.

— в умении представить информацию в попятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.

— в умении работать с разными видами информации.

Таким образом, мы получили человека, владеющего информационной культурой.

Задание 1

Oтветьтe на вопрос: «В какой степени каждый из вас соответствует этому образу человека, владеющего информационной культурой?»

Пояснение: аргументируйте свой ответ.

Так вот, на уроках информатики вы как раз и будете формировать и повышать свой уровень информационной культуры.

З. Национальные информационные ресурсы России

Любое государство, общество, фирма или частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности;

Ресурс — это запас или источник некоторых средств.

Наряду с материальными, сырьевыми, энергетическими, трудовыми и финансовыми ресурсами в современном обществе существуют и информационные ресурсы.

Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации».)

На самом деле это достаточно узкое определение, и к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости.

Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает. ,

И это действительно так. Топливо сжигается, финансы расходуются и т.п., а информационный ресурс остается «неисчерпаемым», им можно пользоваться многократно.

Классификация национальных ресурсов:

1. Библиотечные.

Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек.

Создаются локальные сети, электронные каталоги, базы данных с несколькими миллионами записей, выпущены CD-ROM диски с библиографической информацией обо всех книгах, публикация этих ресурсов через Интернет.

2. Архивный фонд.

Хранит около 460 млн документов и ежегодно пополняется на 1,6млн. Есть электронные версии справочников по архивной информации.

3. Государственная система научно-технической информации.

Самая развитая в мире. К ней относятся научно-технические библиотеки, журналы, публикации, литература, научно-технические разработки, статьи и т.д.

4. Информационные ресурсы Государственной системы статистики.

Эта информация отражает экономические показатели, рaзвитие негосударственного ceктopa, инвестиции, цены и тарифы, заработную плату, доходы и уровень жизни населения и др. Госкомстат России имеет обширные базы данных и электронные справочники.

5. Государственная система правовой ннформации.

Содержит более 340 тыс. правовых актов СССР и ‘законодательств Российской Федерации. В этой системе находится Государственный реестр общественных объёдинений и религиозных организаций, база данных судебной статистики, своды законов, кодексы.

6.. Информационные ресурсы оргaнов гocyдaрствениой власти и местного самоуправления.

Здесь находится информация о социально-экономической ситуации в России и ее регионах, правовая информация, информация о чрезвычайных ситуациях на территории России. Вся эта информация представлена в виде массивов документов и баз данных.

7. Информационные ресурсы отраслей материального производства.

Эти ресурсы содержат информацию о положении дел на предприятиях, заводах, фабриках. В электронном виде эта информация представлена у 60% предприятий гражданских отраслей промышленности, у 70% предприятий оборонного комплекса, у 47% предприятий агропромышленного комплекса.

8. Информация о природных ресурсах, явлениях, процессах.

Эта информация о недрах земля, геологических разработках, о запасах минерального сырья, гидрометеорологическая информация, экологическая и т:д. Объем этой информации измеряется тысячами гигабайтов.

9. Информационные ресурсы социальной сферы.

Связаны они с образованием, медициной, службами занятости и социального обеспечения, системами пенсионного обеспечения, разного рода страхованием и т. д.

⇐ Предыдущая12

Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 3288 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Переход к информационному обществу обязывает специалиста владеть современными средствами, методами и технологией работы с информационными ресурсами. Кроме того, все более актуальной становится проблема коллективной работы с информацией. Это предполагает формированию у человека некоторого уровня информационной культуры.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информационная культура проявляется в следующих аспектах:

в навыках использования технических устройств для работы с информацией (от телефона до компьютера);

в способности использовать в своей деятельности современные программные средства;

в знании информационных потоков в своей сфере деятельности.

Для высшего учебного заведения социальным заказом информационного общества считается такое обеспечение уровня информационной культуры студента, при котором наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени уделяется компьютерным информационным технологиям.

Информация

Данные

Взаимодействие материальных объектов сопровождается изменением внутренней структуры вещества или его энергетического поля. Это приводит к образованию сигналов. Порыв ветра, удар молотком, хлопок в ладоши, нагревание предмета в пламени свечи это всего несколько примеров сигналов.

Сигналы оказывают влияние на окружающие предметы изменяя их. Эти изменения называются регистрацией сигналов. Регистрацию некоторых сигналов можно наблюдать визуально, регистрацию других выполняют при помощи специальных приборов – датчиков. Часть сигналов вообще не поддается регистрации современными средствами, а о существовании некоторых сигналов люди даже не догадываются.

Информатика интересуется сигналами с точки зрения факта их регистрации. Для информатики не важна природа сигнала. Если сигнал зарегистрирован и различим на фоне регистрации других сигналов, то он может стать источником для получения информации о событиях, которые имели место, или источником информации о предполагаемых событиях (при прогнозировании). Таким образом, в информатике данные – это зарегистрированные сигналы.

Информация

Слово информация очень широко используется и в науке, и в повседневной жизни. Происходит оно от латинского informatio, что означает разъяснение, изложение. Несмотря на древнее происхождение этого слова, строгого научного определения информации до последнего времени не существует. В разных областях человеческой деятельности это понятие вводится по-разному. В широком смысле информация – это общенаучное понятие, обозначающее обмен сигналами в живой и неживой природе. В информатике используют понятие, заимствованной из кибернетики.

Информация – это сведения, уменьшающие неопределенность об объектах и явлениях окружающей среды.

Например, прогноз погоды на следующий день является ярким примером информации. Сигналы регулировщика на перекрестке тоже информация, но не для всех.

Пешеходы, не изучавшие правила дорожного движения, скорее всего эти сигналы не поймут. А сведения о расстоянии между объектами могут быть получены только с использованием специальных методов.

Информация, в отличие от данных, не является объектом материальной природы и образуется в результате обработки данных адекватными методами. Например, чтобы определить температуру плавления металла нужно его нагревать. Ударяя по слитку молотком, температуру плавления определить не удастся, хотя этот метод позволить косвенно судить о хрупкости предмета.

Похожие главы из других работ:

Влияние социально–психологического климата на корпоративную культуру

1.1.5 Виды корпоративной культуры

Существует 2 вида корпоративной культуры: сильная и слабая. Сильными культурами считаются те, которые обладают следующими элементами: · сильная, объединяющая корпоративная философия и миссия; · лидер…

Информационная культура организации

4.1 Уровни информационной культуры

Информационная культура организации рассматривается в рамках мировой информационной культуры, информационной культуры социальных институтов национальных государств и индивидов…

Информационная культура организации

4.3 Формирование информационной культуры

Руководству компании следует знать, приносят ли должную отдачу используемые модели информационной культуры и информационного поведения. На свете мало настолько централизованных крупных компаний…

Информационная логистическая система

1.1 Понятие информационной логистики и логистической информационной системы

Информационная логистика — область логистики организации, изучающая и решающая проблемы организации и интеграции информационных потоков для принятия управленческих решений в логистических системах…

Корпоративна культура управления ОАО МТС

1.2 Виды корпоративной культуры

А теперь рассмотрим модель, которая поможет глубже проанализировать это понятие и даст возможность на практике использовать понятие культуры. Эта модель разработана профессором Чаpлзом Хэнди. Она различает четыре «идеологии» культуры: 1…

Корпоративная Культура

1.2 Виды и типы корпоративной культуры

П.М. Сенге выделяет три матричных пары, имеющих вполне понятную логику противопоставления…

Корпоративная культура

Типы корпоративной культуры Корпоративная культура возникает в любой структурированной группе людей. Причем она становится тем мощнее, чем дольше существует данная структура. Обычно корпоративная культура возникает спонтанно, «снизу»…

Корпоративная культура

Типы корпоративной культуры. Корпоративная культура возникает в любой структурированной группе людей. Причем она становится тем мощнее, чем дольше существует данная структура. Обычно корпоративная культура возникает спонтанно, «снизу»…

Корпоративная культура и символы

1.3 Виды культуры

Мы считаем целесообразным рассматривать все аспекты корпоративной культуры, т. е. использовать понятие «культура корпорации» в широком смысле. Еще несколько лет назад почти никто не знал словосочетания “корпоративная культура”…

Корпоративная культура как решающий фактор повышения эффективности бизнеса

1.3 Виды корпоративной культуры

«Культура власти» — в данной культуре организации особую роль играет лидер, его личные качества и способности. В качестве источника власти заметное место принадлежит ресурсам, находящимся в распоряжении того или иного руководителя…

Корпоративная культура как фактор повышения эффективности управления деятельностью предприятия в сфере газоснабжения

Абрамова С.Г. и Костенчук И.А. предлагают следующую классификацию, посредством которой они выделяют различные виды корпоративной культуры (Приложение 1)…

Мероприятия по усовершенствованию корпоративной культуры в ОАО «Газэнергобанк»

Корпоративная культура возникает в любой структурированной группе людей. Причем она становится тем мощнее, чем дольше существует данная структура. Однако без четкого «научного» управления этим процессом…

Организационная культура

1.1 Виды организационной культуры, субкультуры

В организациях можно выделить доминирующие культуры и субкультуры.

Доминирующая культура выражает основные (центральные) ценности, которые принимаются большинством членов организации. Это макроподход к культуре…

Профессионально-квалификационная структура кадров в информационном производстве

4.Формы и виды оплаты труда работников сферы информационной деятельности

По мере становления государственной системы научно-технической информации менялись источники финансирования научно-информационной деятельности. Если ранее НИД финансировалась в основном из госбюджета…

Совершенствование организационной культуры предприятия на примере ИП Решетников Н.Ф.

1.2 Виды организационной культуры

Выделяют следующие основные исторические типы организационных культур: органическую; предпринимательскую; бюрократическую; партиципативную. Описание типов организационных культур представлено в табл. 1.1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)…

Добавить комментарий

Закрыть меню