Информатика способы получения информации

Источники и способы получения и распространения информации

В наиболее общем виде современные технологии ком­мерческого распространения информации подразумевают, что пользователи со своего терминального устройства «об­щаются» с информационными продуктами, основными из которых являются базы данных (БД) при помощи специ­альных программных средств. Поскольку подобное «об­щение», или сеанс, осуществляется по схеме «запрос — ответ» и протекает в реальном времени (т. е. отклик на запросы появляется непосредственно в ходе сеанса, а не по его окончании, как при пакетном (batch) режиме), о соответствующих технологиях говорят как о диалоговых, или интерактивных (online). Основные их виды — удален­ные банки данных, ИПУ на технических носителях, видеотекст.

Первый из них есть вид технологии, пред­полагающий коллективный доступ пользователей к информа­ционным продуктам, сосредоточенным на едином компью­тере, или хост-ЭВМ (host computer), в диалоговом режиме по сетям передачи данных.

Информационными продуктами здесь выступают БД по различным предметным областям, а также различные метаданные: директории, рубрикаторы и другие данные, облегчающие пользователю поиск в БД. Информацион­ные услуги предоставляются благодаря наличию разно­образных средств поиска, обработки и выдачи информа­ции. Информационные продукты и программные сред­ства являются главными элементами банков данных или автоматизированных банков данных (АБД) — основной организационной формы, в которой развиваются совре­менные технологии коммерческого распространения ин­формации.

В соответствии с определением Международной конфе­дерации обществ авторов и создателей (International Confederation of Societies of Authors and Composers) бан­ком данных называется совокупность (ensemble) наборов данных, а также связанных и реляционных файлов. Од­нако, не каждая совокупность данных, занесенная в па­мять компьютера, образует АБД. Для этого необходимо выполнение двух условий:

1) данные должны составлять некоторое единое целое, т. е. должны быть отобраны на основании стабильного классификационного критерия;

2) к соответствующим информационным продуктам должен быть организован доступ определенного числа пользователей.

В результате АБД может быть определен, как система специальным образом организованных данных, програм­мных, технических, языковых и организационно-методи­ческих средств, предназначенных для централизованного накопления и коллективного многоцелевого использова­ния этих данных.

Базами данных называются массивы машиночитаемой информации, относящиеся к определенной предметной об­ласти и организованные на соответствующем логическом и физическом уровнях представления.Доступ к АБД осу­ществляется с терминалов пользователя, которыми могут быть какое-либо специальное оборудование, но чаще всего персональные компьютеры или другие интеллектуальные терминалы, позволяющие пользователю производить послесеансовую обработку найденной информации.

Основными особенностями данной технологии, опреде­ляющими во многом и ее достоинства, и ее недостатки, являются:

1) предоставление пользователю только информационных услуг, а не непосредственно информационных продуктов, в результате чего он получает (а часто и оплачивает) только ту информацию, которая ему действительно нужна;

2) полнота информации, связанная с загрузкой на хост-ЭВМ больших массивов данных;

3) высокая скорость обновления информации;

4) относительно развитое программное обеспечение, позволяющее не только находить и получать информацию, но и при необходимости осуществлять ее графическую, наукометрическую и эконометрическую обработку.

Услуги АБД, или интерактивные услуги, могут предо­ставляться в локальном (local) и удаленном (remote) режи­мах. В первом случае пользователь работает с термина­лов, напрямую подключенных к хост-ЭВМ (пример: чита­тели библиотеки, осуществляющие поиск в АБД, располо­женном на ее вычислительном центре, с терминалов, раз­бросанных по всему помещению библиотеки). Удаленный режим, напротив, предполагает, что АБД может физиче­ски находиться сколь угодно далеко от пользователя, так что для их соединения требуются специальные сети ЭВМ (сети передачи данных). Хотя в последнее время локаль­ные услуги начинают активно конкурировать с удаленны­ми, последние продолжают оставаться наиболее популяр­ным видом интерактивных услуг.

Впервые система видеотекста была представлена на рынок в 1972 г. компанией Prestel (Великобритания). Учи­тывая высокий уровень обеспеченности населения теле­визорами и телефонами, западные компании высоко оцени­вали емкость потенциального рынка, в результате чего ин­дустрия видеотекста развивалась в 70-х — начале 80-х гг. достаточно быстрыми темпами.

Однако дальнейший ход событий не оправдал оптими­стических прогнозов и ознаменовался провалом несколь­ких крупных проектов. Основная причина подобных неудач кроется, по-ви­димому, в переоценке желания «простых людей» работать с такими системами. Причины этого нежелания лежат, во-первых, в неподготовленности значительной части по­тенциальных пользователей к работе в интерактивном ре­жиме, даже в той упрощенной форме, которая предпола­гается технологией видеотекса, и, во-вторых, в неготовно­сти рядовых пользователей к восприятию ИПУ как това­ра. К тому же услуги видеотекста, хотя и сравнительно дешевые (цена подписки в США, например, составляет в среднем 15 – 25 дол.

в месяц), все же оплачиваются из лич­ного дохода пользователей, а не из бюджета компаний, как это часто происходит в случае использования удален­ных банков данных .

И все же эксперты считают, что слухи о «смерти» ви­деотекста несколько преувеличены, связывая перспективы его развития прежде всего с ростом квалификации рядо­вых пользователей, в настоящее время использующих видеотекст главным образом для игр, внедрением в професси­ональный сектор; появлением недорогих и простых в об­ращении технических средств; снижением цен на переда­чу данных; еще большим упрощением процедуры поиска (в том числе за счет стандартизации команд).

Как отмечалось, рассмотренные технологии в той или иной степени направлены на предоставление пользовате­лю интерактивных услуг, т. е. услуг по поиску, обработке и выдаче информации в режиме диалога. Первоначально этот термин («online», точнее «on-line») относился только к работе пользователей с удаленными банками данных на отдельных хост-ЭВМ, соединенных линией связи («on-line» и означает буквально «на линии»). Впоследствии он был распространен практически на все новые технологии. В широком смысле понятие «online» охватывает все случаи соединения и общения в реальном времени между хост-ЭВМ и терминалом вне зависимости от того, находятся ли они в одной комнате, на разных этажах одного, помеще­ния или в разных точках планеты. Хотя в целом вопрос о границах индустрии «online» принадлежит к числу дис­куссионных, подобное объединение различных видов тех­нологий представляется оправданным, поскольку:

а) методы и приемы информационной работы, предполагаемые этими технологиями, достаточно схожи между собой;

б) конкурируя между собой, технологии в совокупности создают единое информационное пространство: для производителей БД, например, они выступают как альтернативные и взаимодополняющие способы рас­пространения информации, для пользователей — как разные возможности ее получения.

Большой интерес в качестве технологического средства информации представляет INTERNET. INTERNET — по определению — метосеть (совокупность взаимосвязанных сетей) со стандартизованным единым протоколом внутри- и межсистемного обмена. С точки зрения пользователей, представляет собой ряд источников информации (хостов), каждый из которых имеет свой уникальный адрес. Благо­даря новому протоколу хранения/просмотра информации удалось решить задачу организации доступа пользовате­лей к информации в реальном масштабе времени (запрос-ответ).

Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 490;

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САРАТОВСКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 2»
«2-я САРАТОВСКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА»
Адрес: г. Саратов, ул. Чехова, 4 а
Тел. (факс):62-91-50, 62-91-63
Методическая разработка
урока информатики
для 6 класса
Тема: Способы получения информации человеком.
Выполнила: учитель информатики
ГОУ «СКШ №2»
Гуркина А.Г.
Цели урока:

Закрепление умения выделять ситуацию, в которой происходит передача информации. Развитие умения наблюдать, активно применять усвоенные знания на практике. Организация усвоения учащимися основных способов получения информации человеком. Воспитание активности и самостоятельности учащихся, умения отстаивать свою точку зрения. Развитие умения адекватно оценивать свою работу. Совершенствование речи учащихся.

План урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация опорных знаний

IV. Изучение нового материала

V. Первичное закрепление

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

Оборудование урока:

  1. Дидактические карточки для работы в парах – 6шт. (по одной на каждую парту). Приложение 1.
  2. Предметы для игры «Угадай предмет»: повязка на глаза, очки, карандаш, мяч, книга, ложка, зубная щетка, пластмассовая чашка.

Данный урок является вторым уроком в разделе «Информация». На предыдущем уроке было введено понятие информации. Учащиеся узнали, что информацию можно получать и передавать, и что в процессе передачи информации участвуют источник и приемник информации. Домашнее задание было следующее: привести по три примера процессов передачи информации, выделив источник и приемник информации в каждом.
Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку, выполнения единых требований и санитарно – гигиенического состояния классной комнаты. Формулировка целей и задач урока.
II. Проверка домашнего задания

В начале урока целесообразно провести проверку выполнения домашнего задания, в ходе которой выявляется умение четко раскрывать понятие информации и описывать ситуации, в которых происходит передача информации.

Далее рекомендуется разобрать примеры, развивающие умение описывать способы передачи информации. Выбор примеров определяется жизненным опытом учеников и их знаниями. Каждый пример разбирается по следующему плану:

1. Описать жизненную ситуацию, в которой происходит передача информации.

2. Назвать источник и приемник информации в предложенном примере.

3. Определить, какое сообщение было передано.

ВАРИАНТ ДИАЛОГА:
Вопрос: Как происходит процесс передачи информации? Приведите примеры.
Ответ: Информация передается от источника к приемнику в виде некоторого сообщения. Например, Коля поздравил бабушку с Днем рождения. Коля является источником информации, бабушка – приемником, поздравление с Днем рождения – сообщением.
III. Актуализация опорных знаний

1) Запись в тетрадь даты и темы урока

2) На этом этапе важно привлечь к активному участию в работе всех учащихся группы, поэтому учитель предлагает провести работу в парах.
Задание: выпишите номера ситуаций, в которых происходит передача информации (на каждую парту раздаются карточки):

    1. Мальчик смотрит в окно.
    2. Принцесса вдыхает аромат цветов.
    3. Папа сказал Пете, что завтра они пойдут в зоопарк.
    4. Жук ползет по дорожке.
    5. Маша и Даша разговаривают по телефону.
    6. Карлсон летит в свой домик на крышу.
    7. Коля смотрит футбольный матч по телевизору.
    8. Мама попробовала суп и решила, что он недосолен.
    9. Человек несет посылку на почту.
    10. Ученики слушают рассказ учителя.

После выполнения работы, на которую отводится 2 мин, один ученик зачитывает свои ответы, остальные проверяют запись в тетради. Спорные ответы необходимо обсудить. Правильные ответы: 1, 2, 3, 5, 7, 8, 10. После проверки учитель сообщает критерии самооценки: отсутствие ошибок – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», если ошибок больше, то работа не оценивается. Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу и выставляют отметки на полях тетрадей.
IV. Изучение нового материала

«Все люди от природы стремятся к знанию…», — говорил Аристотель, великий философ Древнего мира. А знания начинаются со сбора сведений. Человек изучает окружающий мир с момента своего появления на Земле. Изучение мира дает человеку очень важные сведения, без которых невозможна сама жизнь. Эти сведения человек воспринимает с помощью органов чувств и представляет в удобной для дальнейшей работы форме.

На данном этапе урока следует, опираясь на личный опыт учащихся, разобрать какие органы чувств есть у человека, и какого рода информацию он воспринимает с их помощью.

ВАРИАНТ ДИАЛОГА:

Вопрос: В рассмотренных нами примерах человек чаще других является приемником информации. Что же помогает ему в этом? Какие органы, чувства есть у нас для этого?
Ответ: Уши, слух.
Вопрос: Действительно, очень много информации мы получаем с помощью слуха: слушаем радио, разговариваем друг с другом… Приведите еще примеры того, как человек получает информацию, используя слух.
Ответ: Слышим звук разбившейся посуды, шаги за закрытой дверью, стук в дверь; слушаем музыку, пение птиц и т.д.
После обсуждения учитель предлагает учащимся проверить свое умение воспринимать информацию с помощь органов слуха.

Игра «Испорченный телефон»

Ученики встают в две шеренги. Учитель на ухо сообщает первым участникам слово (камыш, балалайка). Участники произносят слово по цепочке своим товарищам на ухо. Последний игрок сообщает слово вслух. Команда, передавшая слово быстрее и точнее, считается победительницей.

После обсуждения результатов состязания, учитель продолжает беседу о роли органов чувств в восприятии информации человеком.
ВАРИАНТ ДИАЛОГА:
Вопрос: Какие еще чувства, кроме слуха, помогают получать информацию?
Ответ: Зрение (глаза).
Вопрос: Да, зрение является основным способом получения информации из окружающего мира для зрячего человека. Как мы можем получать информацию с помощью глаз?
Ответ: Смотрим в окно, вокруг себя, читаем книги, смотрим телевизор, разглядываем учебные пособия, произведения искусства, слабослышащие люди разговаривают с помощью жестов (видят движение рук собеседника)…
Далее учитель предлагает следующую активную форму работы:

Игра «Угадай животное»

Выбирается один ведущий, которому учитель на ухо говорит название какого-нибудь животного (кошка, крокодил, заяц, слон). Ученик должен молча изобразить это животное, а остальные – отгадать его название. Угадавший становится ведущим.
После активной формы работы беседа о способах получения информации продолжается. Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что сведения об окружающем нас мире можно получить не только с помощью зрения и слуха.
ВАРИАНТ ДИАЛОГА:
Вопрос: Подумайте, какие еще органы чувств помогают человеку получать информацию, например, узнать, каков предмет – мягок или тверд, холоден или горяч?
Ответ: Руки, кожа. Чувство – осязание.
Вопрос: Действительно, с помощью осязания мы можем узнать температуру предмета или его некоторые свойства (мягкий, пушистый, колючий, гладкий и т.д.). Более того: осязание заменяет зрение незрячим людям. Они распознают предметы «на ощупь», читают специальные книги, водя подушечками пальцев по строчкам, определяют время по специальным часам без стекла и т.д. Попробуйте сами придумать ситуации, когда человек получает информацию с помощью осязания.
Ответ: Определяем температуру воды для купания; трогаем чайник, чтобы узнать, горяч ли он; проверяем мягкость подушки; выбираем нужную вещь в темноте и т.д.
Если примеров учеников недостаточно, учитель может предложить свои: человек мерзнет на ветру; определяет направление ветра, заметив, с какой стороны быстрее высыхает намоченный палец; мама трогает лобик ребенка, чтобы узнать, нет ли у него температуры и т.п.

После такого обсуждения целесообразно предложить учащимся самим попробовать получить сведения о форме предмета только с помощью осязания.

Игра «Угадай предмет»

Ученик подходит к учителю, ему завязывают глаза и дают в руки какой-либо предмет (очки, карандаш, мяч, книга, ложка, зубная щетка, пластмассовая чашка). Задача игрока: используя осязание, правильно определить название предмета. Желательно, чтобы в этой игре участвовали те ученики, которые не были ведущими в игре «Угадай животное».

Обсуждая роль органов чувств в восприятии информации человеком, следует обратить внимание учащихся на то, что практически 90% информации человек получает с помощью органов зрения, примерно 9% — посредством органов слуха и только 1% — при помощи остальных органов. Однако это не умаляет роли еще не упомянутых органов чувств, поэтому важно обратить внимание учащихся на их работу.

ВАРИАНТ ДИАЛОГА:
Вопрос: Какие еще органы чувств мы не называли?
Ответ: Нос и язык, чувства: обоняние и вкус.
Вопрос: Придумайте примеры получения информации с помощью этих органов.
Ответ: Определяем запах продуктов, которые кушаем; можем узнать, что продукт испорчен; узнаем меню обеда, подходя к столовой; почувствовав запах гари, узнаем о пожаре; наслаждаемся ароматом цветов, духов; пробуем, досолен ли суп; узнаем вкус различных блюд и т.д.

После такой беседы учитель предлагает учащимся самим оценить, качество их деятельности во время изучения нового материала. Критерии оценки следующие: если материал понят, ученик способен его рассказать и объяснить, то ставится оценка «пять». Если материал понят, но есть некоторые сомнения в его воспроизведении, то следует оценить свою работу на «четыре». Если материал усвоен слабо, то работа оценивается на «три». Учащиеся выставляют себе отметки на полях тетрадей.

V. Первичное закрепление

После обсуждения приведенных примеров и оценки учениками своей деятельности, учитель дает задание записать в тетрадях названия пяти чувств человека и соответствующих органов.

Правильный ответ:

  1. Слух (ухо)
  2. Зрение (глаз)
  3. Осязание (кожа, руки)
  4. Обоняние (нос)
  5. Вкус (язык)

Под диктовку учителя ученики проверяют и оценивают работу своего соседа по парте. Критерии взаимооценки: отсутствие ошибок – «пять», одна ошибка — «четыре», две ошибки – «три»; если ошибок больше, то работа не оценивается. Отметки выставляются на полях тетрадей.

Далее учащиеся под руководством учителя схематично зарисовывают в тетрадь органы чувств человека и нумеруют их в соответствии со своими записями (дома таблицу необходимо раскрасить).

VI. Итог урока

  1. Рефлексия

Просматривая записи в тетради и вспоминая материал урока, учащиеся ставят себе отметку за весь урок в зависимости от промежуточных результатов и общего понимания изученного материала. Если за каждый этап урока были поставлены «пятерки» и не более одной «четверки», то можно поставить «пять». Далее – в зависимости от имеющихся отметок.

После выставления отметок учитель спрашивает учащихся о том, что для них было наиболее трудным на этом уроке, и как они справлялись с трудностями, что они считают наиболее полезным для себя, что наиболее запомнилось.

  1. Выставление отметок в журнал и дневники

VII. Домашнее задание

  1. Разъяснение домашнего задания

Задание: раскрасить таблицу, придумать по два примера получения информации с помощью каждого органа чувств.

2) Запись домашнего задания в тетради или дневники.

Литература:

  1. Информатика. 5 – 6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.
  2. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  3. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Приложение 1

Выпишите номера ситуаций, в которых происходит передача информации:

    1. Мальчик смотрит в окно.
    2. Принцесса вдыхает аромат цветов.

    3. Папа сказал Пете, что завтра они пойдут в зоопарк.
    4. Жук ползет по дорожке.
    5. Маша и Даша разговаривают по телефону.
    6. Карлсон летит в свой домик на крышу.
    7. Коля смотрит футбольный матч по телевизору.
    8. Мама попробовала суп и решила, что он недосолен.
    9. Человек несет посылку на почту.
    10. Ученики слушают рассказ учителя.

Министерство образования и науки РФ

Департамент профессионального образования

ФГОУ СПО «Моршанский строительный колледж»

Доклад

На тему:

«Способы получения информации»

Выполнила:

студентка группы 400 «Б»

Торопцева Г.С.

Проверила: Саттарова Р.М.

Моршанск 2011год

Введение

Человек живёт в информационном пространстве, являясь источником и потребителем информации. Источником информации является любое изменение состояния или положения на любом уровне мироздания. Поскольку одним из основных атрибутов жизни является движение, сама жизнь является тоже источником информации.

В данной контрольной работе я расскажу о том, какая информация существует и о способах ее получения информации.

Способы получения информации

Информация может быть:

  • открытой (более или менее доступной);

  • полузакрытой (не засекреченной, но контролируемой теми, кого она касается);

  • секретной (полагаемой по различным соображениям ключевой в определенных ситуациях).

Главными носителями информации являются:

К ним относятся:

    • Эксперт. Это — индивид, чьи профессиональные знания и контакты (как работа, так и хобби) обеспечивают первоклассную ориентацию в разрабатываемом вопросе.

    • Внутренний информатор (осведомитель). — Это — человек из группировки противника, завербованный и поставляющий фактуру по материальным, моральным и иным весомым для него причинам.

    • ”Горячий” информатор. Это — любой знающий человек из сторонников противника или его контактеров, проговаривающий информацию под влиянием активных методик воздействия в стиле жесткого форсированного допроса, пытки, гипноза, шантажа и т.д.

    • Внедренный источник. Это — свой человек, тем или иным манером просочившийся в окружение объекта.

    • Легкомысленный информатор (“болтун”). Это — человек противника, контактер или любое информированное лицо, проговаривающее интересные факты в деловой, дружеской, компанейской либо интимной беседе.

    • Союзник. В данном случае подразумевается человек либо некая — общественная, государственная, криминальная — структура, выступающая как противник или “надзиратель” объекта.

    • Случайный источник. Иногда бывает, что какой-то подвернувшийся вам индивид совершенно не рассматриваемый как потенциальный информатор, вдруг оказывается носителем уникальной фактуры.

К ним относяться:

  • Официальные документы. К ним принадлежат личные дела и медицинские карты, докладные, объяснительные записки и письма в разные инстанции, всевозможные задокументированные данные, собранные официальными (отдел кадров, жилконтора, милиция…) службами об интересующем Вас лице или организации.

  • Деловые бумаги и архивы. Это всевозможные договоры, отчеты, факсы, письма, методички, внутренние телефонные справочники, меморандумы и прочие бумаги, связанные с деловой активностью человека или организации. Они представляют первосортный источник конфиденциальной информации, позволяющей ориентироваться в делах объекта, прояснять его намерения и методы работы, прогнозировать поступки и возможности, выявлять функционеров и связи… Достоверность информации при этом преимущественно высшая.

  • Носители машинной информации. Оптимальным источником, существующим во многих организациях, представляется банк данных, занесенный в ЭВМ. Сведения, хранимые там, зафиксированы на неизвлекаемых (жестких дисках) или извлекаемых (гибких дисках) магнитных носителях и способны выводиться на бумажную распечатку (листинги). Впрочем, оснащение фирмы компьютерами в общем-то не означает, что они там эффективно пользуются или что в них есть ценная информация.

  • Личные бумаги и архивы. В этот замечательный набор фактуры входят записные книжки, разные пометки на листках календаря, дружеские и интимные письма, поздравительные открытки, фотографии, аудио- и видеозаписи, дневники и т.д. Такие данные попросту неоценимы при активной разработке вызвавшего интерес объекта с тщательным выявлением его контактов и полным пониманием реальных возможностей для последующего устранения, шантажа, манипулирования или вербовки.

  • ”Мусор”. Выброшенные разорванные черновики и машинные распечатки, сигаретные коробки и бумажные обрывки с всевозможными пометками, порченные копии и случайные подкладочные листки, отработанная копировальная бумага и использованные ленты от пишущих машинок — все это в руках умелого субъекта может превратиться в потрясающие документы, причем добывать такие материалы иной раз значительно сподручнее, чем оригиналы.

  • Обнародованные сведения. К ним относятся отловленные публикации в газетах и журналах, радио- и телесюжеты, читанные где-то лекции и выступления… Такие источники знакомят с кулуарными материалами, открывают новых носителей информации и заметно сокращают труд по разрабатыванию объекта. Качество фактуры здесь значительно зависит как от компетентности и побуждений автора, так и от намерений и репутации тех, кто конкретно предоставил ему слово.

  • Подметные письма и самиздат. Любопытнейшую информацию могут содержать тиражированные тем или иным способом листовки, обращения либо заметки, каковые не хотят, да и не могут издавать официально. Все это забрасывается в народ с целью опорочить некое лицо или организацию, ознакомить с положением дел в конкретной области, вызвать смуту и разброд в мышлении обывателей.

  1. Средства беспроводной и проводной связи:

  • Телефон. Будучи наиболее распространенным инструментом, обеспечивающим человеческое общение, телефон способен легко выдавать секреты своего владельца.

  • Телеграф, телетайп, телефакс. По каналам этих аппаратов циркулирует как графическая так и знаковая информация, выводимая на бумажные носители, что весьма удобно в деловых взаимоотношениях.

  • Персональные радиостанции. Применяемые для служебной и гражданской радиосвязи оные модели отличаются эфирной обнаженностью.

    1. Электронные системы обработки информации:

    Компьютер. Компьютеры отдельных структур связаны между собой посредством телефонной сети, что нередко позволяет изымать из них фактуру даже пребывая в другом городе.

    Сотовые и транковые радиосистемы. Данные мобильные устройства для словесного (радиотелефон) и знакового (пейджер) общения весьма удобны в обращении, но открыты для обычного эфирного радиоперехвата соответствующим сканером (если нет защитного кодирования…) либо “двойником” используемого аппарата

    1. Разные отслеживаемые факторы:

      • Подслушивание. Тайно слушать можно как формальные (деловые), так и неформальные (дружеские и интимные) разговоры.

      • Тайное наблюдение. Наблюдать приходится как за индивидом, так и за стационарным объектом. Скрытное слежение за человеком позволяет выяснить его контакты, места встреч, маршруты, явные привычки, образ жизни и все прочие аспекты, необходимые при детальной разработке некоего лица или организации.

      • «Засекание» слухов. Эти неподтверждаемые сообщения, циркулирующие в определенных контингентах людей полезны тем, что намекают на предполагаемые знания и ожидания среды (“слух снизу”), а иной раз и на игры тех или иных сил (“слух сверху”).

    Прояснение образа действий. Анализируя реакции объекта на слова и поведение различных людей, на обычные и экстремальные обстоятельства, можно довольно точно определить его цели и мотивы, силы и слабости, уровень подверженности чужому влиянию, информированность, ключевых партнеров, методы используемых действий.

    Выйдя на тот или иной источник информации, четко просчитайте:

    1. Его наличные и потенциальные возможности,

    2. Допустимые пределы использования,

    3. Степень его надежности.

    Заключение

    В заключение хотелось бы подвести итог вышесказанному.

    Получение информации – это всегда взаимодействие субъекта либо с объектом, либо с предметом носящем или хранившем в себе информацию. Поэтому, выбирая тот или иной источник информации, субъект должен учитывать:

    • общие и конкретные цели (для какой конкретной цели его собирают);

    • доступность источников информации;

    • сроки сбора информации;

    • степень надёжности информации.

    Существует огромное количество различных источников информации. Все они имеют ряд преимуществ и недостатков. Для успешного осуществления своих функций в процессе сбора информации субъекту необходимо знать и уметь использовать все источники информации.

    Список литературы

    Классификация информации. Методы получения информации. Свойства информации.

    Классификация информации

    Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам.

    По способу восприятия

    Для человека информация подразделяется на виды в зависимости от типа воспринимающих её рецепторов.

    § Визуальная — воспринимаемая органами зрения.

    § Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.

    § Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.

    § Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.

    § Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

    По форме представления

    По форме представления информация делится на следующие виды.

    § Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.

    § Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.

    § Графическая — в виде изображений, событий, предметов, графиков.

    § Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.

    По предназначению

    § Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.

    § Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.

    § Личная — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

    Методы получения информации можно разбить на три большие группы.

    1. Эмпирические методы или методы получения эмпирических данных.
    2. Теоретические методы или методы построения различных теорий.
    3. Эмпирико-теоретические методы (смешанные) или методы построения теорий на основе полученных эмпирических данных об объекте, процессе, явлении.

    Охарактеризуем кратко эмпирические методы.

    1. Наблюдение – сбор первичной информации об объекте, процессе, явлении.
    2. Сравнение – обнаружение и соотнесение общего и различного.
    3. Измерение – поиск с помощью измерительных приборов эмпирических фактов.
    4. Эксперимент – преобразование, рассмотрение объекта, процесса, явления с целью выявления каких-то новых свойств.

    Кроме классических форм их реализации, в последнее время используются опрос, интервью, тестирование и другие.

    Охарактеризуем кратко эмпирико-теоретические методы.

    1. Абстрагирование – выделение наиболее важных для исследования свойств, сторон исследуемого объекта, процесса, явления и игнорирование несущественных и второстепенных.
    2. Анализ – разъединение целого на части с целью выявления их связей.
    3. Декомпозиция – разъединение целого на части с сохранением их связей с окружением.
    4. Синтез – соединение частей в целое с целью выявления их взаимосвязей.
    5. Композиция — соединение частей целого с сохранением их взаимосвязей с окружением.
    6. Индукция – получение знания о целом по знаниям о частях.
    7. Дедукция – получение знания о частях по знаниям о целом.
    8. Эвристики, использование эвристических процедур – получение знания о целом по знаниям о частях и по наблюдениям, опыту, интуиции, предвидению.
    9. Моделирование (простое моделирование), использование приборов – получение знания о целом или о его частях с помощью модели или приборов.
    10. Исторический метод – поиск знаний с использованием предыстории, реально существовавшей или же мыслимой.
    11. Логический метод – поиск знаний путем воспроизведения частей, связей или элементов в мышлении.
    12. Макетирование – получение информации по макету, представлению частей в упрощенном, но целостном виде.
    13. Актуализация – получение информации с помощью перевода целого или его частей (а следовательно, и целого) из статического состояния в динамическое состояние.
    14. Визуализация – получение информации с помощью наглядного или визуального представления состояний объекта, процесса, явления.

    Кроме указанных классических форм реализации теоретико-эмпирических методов часто используются и мониторинг (система наблюдений и анализа состояний), деловые игры и ситуации, экспертные оценки (экспертное оценивание), имитация (подражание) и другие формы.

    Охарактеризуем кратко теоретические методы.

    1. Восхождение от абстрактного к конкретному – получение знаний о целом или о его частях на основе знаний об абстрактных проявлениях в сознании, в мышлении.
    2. Идеализация – получение знаний о целом или его частях путем представления в мышлении целого или частей, не существующих в действительности.
    3. Формализация – получение знаний о целом или его частях с помощью языков искусственного происхождения (формальное описание, представление).
    4. Аксиоматизация – получение знаний о целом или его частях с помощью некоторых аксиом (не доказываемых в данной теории утверждений) и правил получения из них (и из ранее полученных утверждений) новых верных утверждений.
    5. Виртуализация – получение знаний о целом или его частях с помощью искусственной среды, ситуации.

    Свойства информации

    Адекватность информации- это определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.

    Содержательность информации отражает семантическую емкость, равную отношению количества семантической информации в сообщении к объему обрабатываемых данных, т.е. C = Ic/Vд .

    Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта. Важнейшее значение здесь имеют:

    · правильность концепции, на базе которой сформулировано исходное понятие;

    · обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого явления.

    Достаточность (полнота) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения состав (набор показателей). Понятие полноты информации связано с ее смысловым содержанием (семантикой) и прагматикой. Как неполная, т.е.

    недостаточная для принятия правильного решения, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых пользователем решений.

    Доступность информации для восприятия пользователем обеспечивается выполнением соответствующих процедур ее получения и преобразования. Например, в информационной системе информация преобразовывается к доступной и удобной для восприятия пользователем форме. Это достигается, в частности, и путем согласования ее семантической формы с тезаурусом пользователя.

    Актуальность информации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.

    Своевременность информацииозначает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного со временем решения поставленной задачи.

    Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п. Для информации, отображаемой цифровым кодом, известны 4 классификационных понятия точности:

    · формальная точность, измеряемая значением единицы младшего разряда;

    · реальная точность, определяемая значением единицы последнего разряда числа, верность которого гарантируется;

    · максимальная точность, которую можно получить в конкретных условиях функционирования системы;

    · необходимая точность, определяемая функциональным назначением показателя.

    Достоверность информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Измеряется достоверность информации доверительной вероятностью необходимой точности, т.е. вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности.

    Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. Устойчивость информации, как и репрезентативность, обусловлена выбранной методикой ее отбора и формирования.

    Добавить комментарий

    Закрыть меню