Индивидуальный подход в воспитании

1. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания. Всестороннее развитие каждого человека предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития.

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности детей. Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей, нет совершенно одинаковых детей.Задачи воспитания остаются неизменными для всех. Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям — знание и понимание детей.

А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации, и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности.

___Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.____Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе. В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой.

2.ИГ:В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как скромность, гуманность ._Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений , как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива._Зная индивидуальные особенности детей ,их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.

ТР: _Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании._Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания имеет контакт к семьей, единство требований к ребенку в детском саду и дома. Индивидуальные проявления в трудовой деятельности — очень характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо — готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.

УЧ:Воспитание нравственного поведения — это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка — это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение.

Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

4.Одаренность – это способности, позволяющие достичь сверхнормативных результатов к каком-либо виде деятельности. _Одаренность ребенка, как и его отдельные способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий; в огромной степени развитие одаренных детей зависит от окружающей среды._

При работе с одаренными детьми (ОД) рекомендуется:

отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности, инициативности и творчества, и применение этих форм с опорой на такие правила как:

соотнести количество предоставляемой информации и отборку умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы;

Меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу, оценке, решению;

не стремиться прореагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, а лишь показывая, что принимаете их. (такое поведение способствует тому, что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя);

_Проявление уважения к индивидуальности ученика, что предполагает:

понимание особенностей развития;

создание ситуации продуктивного и эмоционального благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;

стремление избежать в работе с ОД двух крайностей – возведение ребенка на пьедестал, подчеркивая его особые права, с одной стороны, с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»;

Для детей с опережением умственного развития характерны:

повышенная умственная восприимчивость.

Постоянная готовность прилагать усилия.

Проявление инициативы, творческих попыток.

Активность тесно связана с саморегуляцией.

Индивидуальный подход к каждому ребенку

Продолжаю серию статей о наших детях, об эффективном взаимоотношении с ними со стороны нас, взрослых. Здесь существует важный момент — подходк каждому ребенку должен быть индивидуальным, будь это семья, детский сад или школа. Я остановлюсь на детско – родительских отношениях,отношениях в семье.

В одной из предыдущих статей я затронула тему тактильных ощущений – телесных прикосновений, где объятия играют важную роль в выражении родительской любви, заботы и ласки. Но дело в том, что объятия любят не все дети, в силу их возраста, развития, настроения, а главное, отношение к этому самих родителей.

«Для родителей ребенок всегда остается ребенком», — так говорят многие и очень серьезно ошибаются. Потому что сами не могут преодолеть себя для того, чтобы отпустить из гнезда свое выросшее чадо, которое давно уже не является малышом. Подробнее читаем здесь.

Давайте рассмотрим ярчайший пример с двумя или тремя детьми из одной семьи. Всем известно и ни для кого не секрет, что все дети из одной семьи абсолютно разные, без исключений. Однако, многие родители не перестают удивляться и рассуждают, задавая один и тот же вопрос (довольно часто он звучит и на моих консультациях): «Почему так происходит? Старший у меня такой покладистый, спокойный, тихий, а младший – неугомонный, непослушный (и т.д.). Я ведь одинаково к ним отношусь, воспитываем мы их одинаково».

Можно ли одинаково относится к разным детям?

Ну, во первых, хочу сказать следующее, дорогие родители. Как бы и что бы мы с вами не говорили, а ОДИНАКОВО относится к РАЗНЫМдетям мы просто не можем при всем нашем желании.

Это не клоны, не две идентичные клетки, хотя в природе даже клеток – копий не бывает, а мы с вами говорим о человечке, пусть пока маленьком. Мы даже любим их, своих детей по – разному. Одинаковой любви и других каких – либо одинаковых чувств не существует. У каждого чувства свои оттенки, будь это любовь (она бывает разной), нежность либо разочарование, раздражение и многие другие. Соответственно, и отношение к каждому ребенку в одной семье у нас разное.

А во вторых, к младшим детям всегда другое отношение в семье. Почему – то родителям всегда кажется, что младшим больше достается от старших. И поэтому они часто вмешиваются в выяснение отношений своих детей. Делать этого не нужно, дети разберутся сами, поверьте мне. На самотек, конечно, пускать не нужно, должны быть определенные границы. Но если вы больше будете предоставлять детям возможности разрешать конфликты самостоятельно, в будущем они будут дружны. Просто, вы не можете знать, кто именно был зачинщиком ссоры, и можете обвинить невиновного. Это удар для одного ребенка и чувство превосходства другого. Вспомните себя. Было так? Или хотя бы примерно так?

Вернемся к объятиям. Каждый ребенок в семье так же по- разномуможет относиться к такому проявлению любви, как объятия. Один может быть очень нежным, любящим ласки, а другой – постоянно уворачивающимся от них, постоянно убегающим от родительских объятий.

Что происходит?

Родители привыкают в младенчестве и раннем возрасте своих детей, выражать любовь именно таким образом, т.е. постоянно обнимая и даже тиская своих детей, редко включая другие проявления чувств.

Происходит чрезмерное и даже, я бы сказала, навязчивое проявление физического контакта. То есть родителям нравится «тискать» своего малыша, а с его эмоциями и желаниями они не считаются.

Может быть, замечали – ребенок сначала с радостью обнимается с вами какое – то время, а потом начинает отодвигаться, а если вы и после этого не отпускаете его из своих «крепких» объятий, он начинает отталкиваться руками и ногами. Признак на лицо — ему достаточно в данный момент вашей любви.

Все должно быть в меру. Особенно, происходит это со старшими детьми – «первый ребенок – последняя кукла», говорят в народе. Поэтому, когда ребенок подрастает, родители, привыкшие выражать свою любовь именно так, а не иначе, бывают в шоке, если ребенок не дает себя обнимать. Мало того, увертывается каждый раз, не давая прикоснуться к себе.

Дети и сами по — разному ведут себя в разных ситуациях.Например, один и тот же ребенок не принимает объятия и поцелуи на пороге детского сада (старшие дошкольники в основном) или школы.

А вечером, когда вы вместе читаете сказки или разговариваете, играете, ребенок сам прижимается к вам, обнимает вас, усаживается на колени. Хотя при подвижных играх тот же ребенок ни за что не сядет на колени и не пойдет на встречу вашим объятиям.

У детей с возрастом чаще всего пропадает потребность в родительских ласках. Здесь приемлемы другие взаимоотношения. Но это не говорит о том, что объятия не уместны с взрослеющими детьми. Вовсе нет. При долгих разлуках и встречах мы обнимаемся, при необходимости поддержки в трудной ситуации, объятии необходимы любому человеку, тем более нашим детям. При важных событиях в жизни детей объятия будут уместны.

Разные дети, да и один и тот же ребенок ведут себя совершенно по – разному в зависимости времени суток и настроения. Так же, и в одной семье дети вырастают абсолютно разными. Один ребенок впитывает в себя родительское внимание, но в том случае, когда это в меру, становится ласковым, а другой ребенок растет энергичным, которому постоянно нужно куда – то залезть, запрыгнуть, забежать, вскарабкиваться куда – то. Ему просто не до ваших объятий.

Второй случай чаще относится к переизбытку физического контакта со стороны родителей. Конечно, это не обязательно так, но вероятнее всего. Либо ему совсем не уделяют внимания, и он растете сам по себе. Он просто привык обходится без ласки со стороны родителей. Этот опыт для ребенка отрицательно скажется на его жизни.

Несмотря на все вышесказанное, даже самые неласковые дети нуждаются в нашей любви и внимании. Они хотят, чтобы с ними играли, гуляли, интересовались ими. Чувства к родителям остаются неизменными, дети нуждаются в нас постоянно. И если ребенок сторонится вас, ваших объятий, задумайтесь. Дело здесь не в нем, а именно в вас. Подумайте, как вы еще проявляете свою любовь, заботу и внимание к своим детям, кроме физического проявления. Занимаетесь ли с ними, как часто разговариваете и играете, часто ли проводите время вместе? И еще много чего…Что происходит в ваших взаимоотношениях?

Важно найти индивидуальный подход к каждому из своих детей и даже к одному ребенку (действуйте не по шаблонам и правилам, прочитанным в книжках, а так, как подсказывает вам сердце) для гармоничных взаимоотношений. Перегибов быть не должно. Ищите золотую середину и все получится.

Добавить комментарий

Закрыть меню