Игра труд общение

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятель­ности.

Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возмож­ным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуаль­ными особенностями людей.

Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам со­циальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый че­ловек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд.

Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится про­изводство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ро­левые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятель­ности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индиви­дов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сце­нарию, воспроизводя его в основных деталях.

Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведе­ния их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются осно­ванием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых. Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры име­ют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является веду­щим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки.

Еще один вид деятельности — это учение. Учение выступает как вид деятель­ности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навы­ков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных обра­зовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить по­путно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особен­ности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит сред­ством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современ­ное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразо­вал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы даль­нейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фак­тором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Деятельность человека — это весьма сложное и многообразное явление В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерар­хической структуры человека: физиологический, психический и социальный.

А6. Социальная направленность деятельности присуща

1) всему живому 2) индивиду 3) индивидуальности 4) личности

А7. Игра, учение, труд выступают в качестве:

1) критериев истины

2) видов деятельности

3) социальных качеств

4) биологических потребностей

А8. Деятельность человека:

1) всегда предполагает создание нового продукта

2) может иметь как позитивные, так и негативные последствия

3) всегда направлена на совершенствование общественных отношений

4) имеет, как правило, негативные последствия

А9. Общим признаком общения и игры как видов человеческой де­ятельности является:

1) наличие определенных правил и норм

2) использование имитации

3) создание воображаемой обстановки

4) обязательный обмен информацией с партнером

А10. Обязательным общим признаком деятельности художника, писателя, ученого, композитора является:

1) удовлетворение материальных потребностей

2) творческое начало

3) использование технических средств

4) социальное одобрение результатов деятельности

А11. Верны ли следующие суждения о деятельности человека. Деятельность человека:

А) определяется как разумом, так и чувствами, эмоциями;

Б) имеет как позитивные, так и негативные последствия.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А12. Подросток готовит сообщение к уроку, используя материалы Интернета.

В данной ситуации подросток, подготовивший сообщение, – это:

1) субъект деятельности

2) цель деятельности

3) средство деятельности

4) результат деятельности

А13. Какое определение пропущено в следующей фразе:

«Только деятельности человека свойствен …………. характер»?

1) инстинктивный 2) орудийный 3) совместный 4) преобразовательный

А14. Особенностью творчества как вида человеческой деятель­ности служит:

1) использование природных веществ

2) удовлетворение биологических потребностей

3) создание нового, не имеющего аналогов в природе

4) использование орудий труда

А15. Верны ли данные высказывания?

А) Мотивы человеческой деятельности могут иметь как со­знательную, так и бессознательную основу.

Б) Игровая деятельность присуща людям исключительно в детском возрасте.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А16. Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, произво­дящем электронное оборудование.

Деятельность учащихся является приме­ром деятельности

1) материально-производственной

2) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразующей

А17. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обу­чающихся в вузах студентов являются

1) объектами деятельности

2) субъектами деятельности

3) целями деятельности

4) средствами деятельности

А18. Верны ли следующие суждения об особенностях человека и его

действий?

А) Индивидуальные особенности человека напрямую зависят от климати­ческих условий места его проживания.

Б) Действия людей вытекают из их потребностей и интересов.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А19. Совокупность действий человека, которые могут наблюдать и оценивать другие люди – это:

1) поведение 2) деятельность 3) поступок 4) намерение

А20. Верны ли суждения о деятельности.

А) Деятельность бывает созидательной и разрушительной.

Б) Деятельность всегда порождает нечто новое.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть 2.

В1. Вставьте пропущенное слово.

Преобладающим видом деятельности человека в детские годы, в процессе которой ребенок «примеривает» к себе социальные роли взрослых, является ……. .

В2. Впишите пропущенное слово.

Виды деятельности
игровая …………………………. трудовая

В3. Соотнесите виды деятельности и их характерные признаки.

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1081 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение.

Видов деятельности человека — огромное количество.

Но во всем их многообразии есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относятся общение, игра, учение и труд.

Общение заключается в обмене информацией между людьми. Процесс обмена информациями называется коммуникацией. Поэтому общение — это одна из форм коммуникаций. Потребность в такой информации — врожденная, запрограммирована природой. В младенческом периоде ребенок уже ищет контакта с матерью, затем его связи с окружающими быстро расширяются по мере роста его возможностей общения. Общение — это взаимодействие на основе взаимного психического отражения. Поэтому взаимодействие на основе только физических и физиологических форм отражения не может рассматриваться как общение, как и взаимодействие человека с машиной.

Общение животных как предыстория общения людей, объективизирует их потребности, в основе которых лежат инстинкты продолжения рода и самосохранения. Особая его форма — общение с человеком животных в процессе их одомашнивания.

Труд занимает особо важное место в жизни человека. Игра и учение — подготовка к труду и произошли из труда. В процессе физического и умственного труда люди воздействуют на природу и создают все, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В этом сущность трудовой деятельности. Но вместе с тем труд — решающее условие формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания. В труде развиваются те личные качества человека, которые в его процессе непременно и постоянно им проявляются. Труд развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность. Однако для этого труд должен быть посильным с постепенно возрастающей физической нагрузкой по мере развития сил.

Игра вызывает у детей повышенное внимание к отдельным предметам. В дальнейшем игра становится сюжетной и по правилам. Ребенок, начинающий сознательно действовать в игре, познает окружающий мир. На этой основе у него создаются определенные представления, различные чувства, волевые качества и знания о свойствах предметов и их назначении, о взрослых людях, их взаимоотношениях, достоинствах и недостатках. В игре формируются нравственные качества человека, потому что она отражает общественные отношения, а поэтому каждый участник игры психологически формируется как личность. Это наиболее характерно для детского возраста. Но и игры взрослых (например, спортивные) также активно влияют на развитие их сознания, а учебные игры имеют большое познавательное значение.


Учение — исторически обусловленный вид деятельности, отвечающий потребностям общества в образованных людях и в развитии их сознания. Это основной способ развития человека как сознательной личности на основе усвоения им теоретического и практического опыта человечества. Процесс учения — это особая деятельность, где преднамеренно устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы, которые наилучшим образом обеспечивают формирование знаний, навыков, умений и способностей учащихся. В учении все подчинено развитию личности. В этом его основное отличие от игры и труда, преследующих ряд других целей.

Умение– это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе опыта и знания в различных условиях. Умения начального уровня заключаются в оперировании знаниями. Например, человек знает, как нужно плавать, но еще только-только начинает приобретать это умение. Он может сказать про себя: «Я знаю, как нужно плавать, но еще не умею этого делать правильно». По мере освоения данного умения он уже оперирует не только знаниями, но и движениями, входящими в действия плавания. На этом этапе он может сказать: «Я умею плавать, но не имею еще навыка, поэтому плаваю неуверенно и медленно». Умения на уровне мастерства характеризуются тем, что человек свободно оперирует уже не только знаниями, но и навыками, поэтому может выполнять деятельность с высокой результативностью не только в стандартных, но и в изменяющихся условиях. Владение умениями имеет очень большое значение в профессиональной деятельности людей, особенно в деятельности педагога.

Навык– умение, доведенное до автоматизма. Самый важный признак навыков — автоматизация. Механизм автоматизации освобождает сознание от необходимости следить за «само собой текущими движениями». Это очень важно, так как позволяет человеку фиксировать внимание не на движениях, а на условиях выполнения их, на их результатах. Однако при этом сохраняется сознательный контроль за движениями и действиями. Навыки играют важнейшую роль в жизни и деятельности людей.

Навык формируется путем упражнений (это многократное повторение действий для их сознательного совершенствования). Существует 2 условия формирования навыка:

1. наличие ясно осознанной цели и стремление ее достигнуть. Обучающийся должен понимать, чего он должен достигнуть в результате.

2. обучающийся должен знать, каких результатов он добивается в процессе упражнений, осознавать свои успехи и ошибки, недостатки и причины их. Сопоставление промежуточных результатов с их конечной целью, анализ достижений и недостатков производятся с помощью учителя, а также должен быть и самоконтроль. Дальнейшие упражнения должны быт направлены на устранение недостатков и исправление ошибок.

Важный момент в формировании навыка – устранение излишних движений и снятие мышечной напряженности (напр.,формирование навыка письма первокл.) и объединение отдельных частных движений или действий в одно целостное, когда переход от одного звена к другому происходит плавно, без остановок (напр., от чтения слогами к навыку чтения словами).

Привычка – это потребность человека совершать определенные действия. Привычки могут складываться стихийно, могут быть результатом направленного воспитания, но во всех случаях необходимо, чтобы действие удовлетворяло какую-нибудь потребность многократно и длительное время. Так, если школьник начал ежедневно заниматься утренней гимнастикой с целью удовлетворения своей потребности в физических упражнениях, то через некоторое время у него может выработаться привычка делать зарядку. Ежедневное выполнение становится потребностью. Большое значение в жизни человека имеют нравственные привычки (в частности, привычка к дисциплине). Они могут перерастать в устойчивые черты характера. Профессиональные привычки облегчают трудовую деятельность. Но существуют и отрицательные, вредные, привычки (курение, употребление алкогольных напитков и др.), которые человек должен стремиться искоренить.

Воспитание положительных привычек, как и борьба с отрицательными, требует настойчивости и терпения. Большую роль в этом играет положительное подкрепление одних действий (похвала, одобрение) и торможение других (ч/з осуждение, выговор). Очень важен личный пример учителя, которому часто стремятся подражать ученики. Иногда полезно обратить внимание школьника на его плохую привычку, т.к. порой он не замечает ее. Начинать вырабатывать положительные привычки нужно с первых дней обучения в школе. И разумеется, только единая линия воспитания в школе и семье приведет к выработке у учащихся нужных, полезных привычек и предупреждению отрицательных.

Основные виды деятельности: общение, игра, учение, труд.

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Общение. Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки, имеющим важное теоретическое и прикладное значение. Анализ проблемы общения ведётся с позиций различных научных подходов. Одни исследователи рассматривают его как частный случай, особый вид деятельности. Другие трактуют общение как самостоятельно существующее психологическое явление, специфическую форму активного взаимодействия субъектов. В принципе обе точки зрения не исключают друг друга и большинство исследователей рассматривает общение как системный процесс многофункциональной и деятельностной природы.

С таких позиций общение — это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимопереживании и взаимопонимании.

Общение как вид деятельности характеризуется определенным предметом, потребностями, мотивами и целями, конкретным содержанием, функциями, сторонами, манерой и стилем.

Идентификация — это способ понимания другого человека через сознательное или бессознательное уподобление его характеристикам самого себя. Например, представление о внутреннем состоянии партнера по общению люди часто строят, пытаясь поставить себя на его место.

Рефлексия (от латинского reflexio — обращение назад) — это процесс осмысления субъектом общения того, почему и какими средствами он произвел то или иное впечатление на партнера. При этом каждый участник общения интерпретирует и оценивает характер изменений, наблюдающихся у себя и у другого, то есть имеет место как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений людьми друг друга.

Важными характеристиками общения являются манера и стиль. Манера как внешняя форма общения выражается в тоне — спокойном, властном, вкрадчивом, взволнованном, в дистанции, которая может быть интимной (между друзьями), социальной (в деловых отношениях), публичной. Манер в общении много, в целом в них выражается форма поведения — добро-желательная, уважительная, пренебрежительная, шутливая и т.д. Стиль общения характеризует предпочитаемые человеком способы взаимодействия с другими людьми. В нем находят свое выражение нравственно-этические установки личности, индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. К наиболее распространенным стилям общения относятся: творчески-продуктивный, деловой, требовательный, дружеский, популистский, заигрывающий, дистанционный и ряд других.

Игра- вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Играть дети начинают с момента рождения. С возрастом игры усложняются. Для детей игры имеют преимущественно развивающее значение. У взрослых игра не является ведущей деятельностью, а служит средством общения и разрядки.

Существует несколько типов игр: индивидуальные, групповые, предметные, сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Учение — это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть как организованным в специальных учреждениях, так и неорганизованным и осуществляться спонтанно, при осуществлении других видов деятельности.

В обучении есть две стороны: деятельность учителя и деятельность ученика (учение). В школе ребенок не только перенимает совокупность знаний, умений и навыков, но, что не менее важно, он учится жить, понимать жизнь во всей ее сложности и принимать в ней участие.

Труд- это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека. По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов:
— физический труд;
— интеллектуальный труд;
— духовный труд.

В теории и на практике под трудом, собственно, в наибольшей мере и понимается именно труд физический.

Физический труд можно классифицировать следующим образом: — труд по самообслуживанию (поддержание в порядке жилища, одежды, рабочего места, приготовление для себя пищи и т.д.);
— бытовой семейный труд;
— производительный труд.

Труд по самообслуживанию осваивается раньше других в детском возрасте и сопровождает человека всю его жизнь.

Психика людей познаётся и проявляется в их деятельности. Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. Деятельность – категория социальная, она носит общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности, взаимодействию с другими людьми. Вот почему в деятельности человек выступает как субъект общения и социального поведения.

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей.

Психологи обобщают и выделяют основные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее – видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение обществ опыта. Игровая деятельность не создает общественно значимых результатов, но много значит для формирования человека как субъекта деятельности. В ролевых играх дети, подражая взрослым, осваивают формы социального поведения и общения людей. креативная деят., свободная, наполовину осуществляется воображением, св-енна от 0-6(7)лет. Основные приобретения- умение действовать инициативно,творчески, реализуя своё волеизъявление,свою цель.

Учение – это процесс системат овладения ЗУН необходимыми для выполнения трудовой деятельности. Носит субъектно- объектный характер т.е. субъект передает знания объекту-затем объект становится суб. (учитель-ученик)

Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего матер или духовные потребности людей. В труд Д чел реализует себя как профессионал, личность, чел самореализуется. Труд. Деят-ть успешна если требования труд. Деятельности совпадают с возможностями чел.

Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд.

Особый вид деятельности по удовлетворению потребности в др. Человеке. Через общение координируется деят-ть коллектива. Это ведущий тип деят-ти.

Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Добавить комментарий

Закрыть меню