Хозяева и жертвы темного царства

патриархальной, церковной, домостроевской

старины. Всех она хочет заставить жить по-старинке

и не терпит ни в ком из окружающих

проявления «своей воли». Деспотизм ее в

домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм

Дикого. Кабаниха мучает, преследует свои

жертвы изо дня в день, истязая их

хладнокровно, назойливо. Семью она доводит

до полного развала. Она свела в могилу

Катерину, из-за нее ушла из дому Варвара, а

Тихон, в сущности добрый, хоть и безвольный,

человек, потерял всякую способность думать

и жить самостоятельно.

Кабаниха,

наряду с Диким, является суровой

охранительницей устоев «темного царства».

Центральным

в драме «Гроза» является образ Катерины.

Натура поэтически-мечтательная,

впечатлительная, с характером по

преимуществу «любящим, идеальным», по

определению Добролюбова, Катерина обладает

в то же время пылкой и страстной душой. Она

борется между двумя чувствами: любовью к

Борису и сознанием «незаконности» этой

любви. Катерина способна не только на

смелые поступки, но и на полный разрыв с

опостылевшей ей средой и жизнью. После

родительского домашнего рая Катерина

попадает в обстановку, от которой веет

мертвящим холодом и бездушием. Попытки

Катерины найти отзыв в сердце мужа

разбиваются о рабскую приниженность и

недалекость Тихона. Любовь к Борису стала

единственным смыслом ее существования.

Катерина готова на все для любимого

человека, переступая даже те понятия о

грехе и добродетели,

которые были для нее священными. Внутренняя

чистота и правдивость не позволяют ей лгать

в любви, обманывать. Катерина не хочет и не

может таить своего «греха». Она публично,

на городском бульваре, кается перед мужем и

кончает жизнь самоубийством, бросаясь в

воду. Этим она проявила свой отчаянный, хоть

и бессильный протест против «темного

царства». По словам Добролюбова, в ее

трагическом конце «дан страшный вызов

самодурной силе…»

Светлым

лучом в «темном царстве» можно назвать и

Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка,

мечтающий о том, чтобы найти вечный

двигатель. Кулигин думает не о своей личной

выгоде, а о благоустройстве родного города,

о положении бедняков и т. п.. Кулигин, поэт,

романтик, одинок в городе со своим

восторженным отношением к природе. Кулигин

и Катерина, каждый по-своему, освещают

тяжелый мрак над мертвым «темным царством».

К жертвам «темного

царства» в пьесе относятся Тихон и Борис.

Тихон с детства привык во всем повиноваться

своей матери.

Единственное заветное

желание Тихона — это вырваться, хотя бы

ненадолго, из-под ее опеки, загулять так,

чтобы на целый год отгуляться. Тихон по-своему

любит жену. Он от всей души жалеет ее и

желает облегчить ее тяжелое положение. Но

человек он не только безвольный, но и

ограниченный, простоватый. Душевный мир

Катерины для него слишком высок и непонятен.

Отказав ей в поддержке в самый критический

момент ее жизни, он невольно становится

одним из виновников ее гибели.

Борис

искренно, по-настоящему любит Катерину,

готов пострадать за нее, облегчить ее муки.

Он единственный среди всех действительно

понимает Катерину, но у него недостает

решимости отстоять свою любовь, он не в

силах помочь ей. Так «темное царство»,

превратившее их в безвольных, забитых людей,

не способных бороться за свое счастье,

обрекло

обоих на то, чтобы «жить да мучиться».

В своей

пьесе Островский поставил один из

важнейших вопросов того времени —

освобождение женщины от семейного рабства,

ее раскрепощение.

Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского язык

Чьё Чья

Упражнение 28.
1. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях.
Все пассажиры платят за провоз багажа.
2. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями.
Спортсмены завода не могут похвастаться своими достижениями.
Заводским спортсменам нечем хвастаться.
3. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод.

Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов.
Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с азов.
4. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки.
В ледяную стужу Павел строит узкоколейку.
5. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов.
В развитии сюжета нас ждет немало сюрпризов.
6. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими.
Сотрудники должны уважать друг друга.
7. Четко и организованно работали все бригады, использовались все имеющиеся барабанные сушилки.
Все бригады работали слаженно. Все барабанные сушилки были задействованы.
8. Она плакала и не спешила вытирать свои слезы.
Она плакала и не спешила вытирать слезы.
Она плакала, и слезы текли по лицу.
9. Какой же судья захочет быть подсудимым? (Заголовок газетной статьи.)
Какой же судья захочет сесть на скамью подсудимых?
10. Предполагаемый район лесозаготовки изобиловал болотами, несметным количеством комаров.
Возможный район лесозаготовки располагался на болотистой местности, где висели тучи комаров.
11. Развивается автоматизм, но это автоматизм сознательный, где каждым движением оператора управляет ум, интеллект, мастерство.
Развивается навык.
Развивается сознательный автоматизм — каждое движение оператора продиктовано опытом.
12. В июне уровень выполнения заказов снизился до 96%, а в июле еще ниже — до 95%.
В июне уровень выполнения заказов снизился до 96%, а в июле упал еще на один процент.
13. Юноша научился уважать труд, честно трудиться, дорожить рабочим временем, любить технику, машину.
Юноша стал упорно трудиться, полюбил технику.
14. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью… Катерина заранее предчувствует свою гибель… Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы ее возвышенной души.
Дни в городе Калинове долгие и однообразно серые… Катерина предчувствует свою погибель… Она не может возвратиться в дом Кабановых и безрадостной, тоскливой жизни, в которой пропадают все благородные порывы ее возвышенной души, она предпочитает смерть.
15. В прошедшие дни прошли снегопады, и погодные условия при нынешней гонке создали дополнительные трудности при проведении нынешней гонки.
В прошедшие дни все замело снегом, да и сегодня погода такая, что провести гонку будет совсем не просто.
16. Про Блока говорили: «Он умер от смерти». О Высоцком можно сказать: «Он умер от жизни». Он надрывался, жизнь в нем била через края, он перенапрягался… (Евт.)
Как я могу редактировать поэта.

Жертвы тёмного царства в пьесе Гроза сочинение

В своих драмах Островский часто ставил тему социальной несправедливости в обществе и пороки людей. К таким произведениям относится знаменитая «Гроза». Мир, в котором существуют персонажи Островского, известные критики описали понятием «темное царство». Это мир, который убивает в человеке все нравственные качества. Персонажи этого мира становятся жертвами системы.

Главная героиня произведения – Катерина – является первой жертвой в «темном царстве». Девушку рано отдали замуж, но своего мужа ей полюбить так и не удалось. В начале произведения Катерина старается искать в своем муже положительные черты, но никак не может их найти, тем самым сохранить брак ей не удается. Катерину преследуют угнетания со стороны свекрови, Кабанихи. Свекровь пытается сломить Катерину, оскорбить и унизить её. Жертвой героиню делают о окружающие ее обстоятельства. В этом мире невозможна жизнь по чести.

Ложь и притворство царят здесь.

Второй жертвой «темного мира» становится Тихон – муж Катерины. Он абсолютно не имеет собственной воли и полностью подчинен капризам и прихотям своей матери. Персонаж имеет также говорящее имя – Тихон. Он чувствует прилив сил, когда отправляется на 14 дней в поездку, так как это единственный шанс для него побыть немного самостоятельным, не завися от матери. Даже последняя реплика Тихона, в конце произведения, позволяет увидеть то, что он является жертвой. Он осознает, что смерть лучше, чем жить такой жизнью. Однако на самоубийство он не решится никогда.

Третьей жертвой становится Кулигин. Он изобретатель, желающий добиться чего-то благого для общества. Однако общество отвергает его, насмехается над его изобретением. Герой постоянно думает о том, как бы он смог улучшить жизнь города, но осознает, что все его попытки тщетны. Вероятно, только он понимал смысл поступка Катерины. Однако перед Кулигиным не стоит выбора между самоубийством и жизнью. Он всегда старается найти компромиссное решение. К сожалению, Кулигин не может оказать противодействия «самодурству», царящему здесь.

Если говорить еще об одном персонаже пьесы – Борисе, то его нельзя назвать жертвой. Он не живет в этом обществе, приехал из другого города, но такой же двуличный, как и многие остальные обитатели «темного царства».

Таким образом, выделяются только три персонажа, которых можно по праву назвать истинными жертвами «темного мира» пьесы Островского «Гроза».

  • Сочинение по рассказу Толстого После бала 8 класс

    Почему рассказ Л.Н.Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Название произведения указывает на главный смысловой акцент и привлекает внимание читателя к кульминационным событиям.

  • Сочинение Что значит для меня моя родина 4 класс

    Я живу в очень большой стране, где есть моря, леса, горы, степи, большие и маленькие реки и озера. В ней живут люди разных национальностей и народностей. История моей родины имеет очень глубокие многовековые корни. Знакомясь с ней, я понимаю, что моя

  • Сочинение В гостях хорошо, а дома — лучше по пословице

    У меня очень много родственников и друзей. Мы часто ездим с родителями к бабушке и дедушке, к тетям, дядям. Я люблю такие поездки. Ведь могу повидаться со своими братьями и сестрами, поиграть новыми игрушками.

  • Сочинения Мое любимое животное
  • Сочинение Мой любимый русский язык (3, 5 класс)

    Русский язык — самый трудный, но и самый певучий и самый выразительный язык в мире. В алфавите тридцать три буквы. Как это вроде мало, но и как много можно составить слов и словосочетаний

  • Сочинение по картине Герасимова Дары осени 6 класс

    Герасимов Александр Михайлович был разносторонним художником. В его коллекции почти три тысячи полотен. Ему с легкостью удавалось уловить портретное сходство, которое он потом изображал на холсте. Но так, же в его творчестве

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / «Хозяева» жизни и их «жертвы» в пьесе Островского «Гроза»

«Хозяева» жизни и их «жертвы» в пьесе Островского «Гроза»

Литератор Юрьев отмечал: «Грозу» не Островский написал, «Грозу» Волга написала». Действие пьесы происходит в городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. Это вымышленный провинциальный городок, в котором царят жестокие нравы. И это кажется очень странным, поскольку живописная природа этого уютного городка, близость прекрасной реки Волги должны располагать людей к миру, любви и согласию.
Богатые купцы городка создали здесь свой мир, в котором все решают деньги. Настоящими «хозяевами» Калинова являются Дикой и Кабаниха. Кулигин говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!.. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег наживать».
Богатая купчиха Кабаниха властвует в своем доме, соблюдая изжившие себя порядки и обычаи. Кабаниха считает, что жена должна бояться своего мужа. Ей и в голову не приходит, что отношения между мужем и женой могут быть другими – теплыми, нежными, а главное – строиться на основе взаимного уважения. Она заставляет сноху Катерину бросаться в ноги уезжающему мужу и ругается на нее за то, что она при этом не воет. От сына Кабаниха требует, чтобы он бил свою жену.
Дикой, как и Кабаниха, относится к «темному царству». Между ними много общего: оба грубые, невежественные, держат в страхе своих домочадцев. Драматург осуждает невежество Дикого, который искренне считает, что гроза – это не явление природы, а божье предзнаменование. Дикой очень жестокий человек. Он заявляет: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю».

«Жертвами» купцов являются несчастные мужики, которых они обирают. Дикой без зазрения совести говорит, что он одному не доплатит копейку, другому, вот так у него тысячи и «составляются».
«Жертвы» Дикого и Кабанихи — Тихон, Варвара и, конечно же, Катерина.
Своего рода жертвой «темного царства» является дочь Кабанихи Варвара. Именно благодаря матери она выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: «можно делать все, что угодно, лишь бы все шито-крыто было». Став жертвой домашнего произвола матери, Варвара предпочла убежать из дома со своим женихом, не желая жить в доме, подобном тюрьме.
Очень привлекателен образ Катерины. В родительском доме Катерина жила как вольная птичка, ее ласкали, холили, она не знала, что такое грубость, жестокое обращение. Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, в которой окрики, грубость, ругательства были обычными явлениями. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью. Она с горечью говорит о том, что человек не летает так, как птица.
Катерина – нравственно чистая женщина. Поэтому проснувшееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для нее, замужней, в церкви венчанной женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали. Семья, верность для нее святые понятия.
Почему же тогда Катерина согрешила с Борисом? В этом есть вина людей, являющихся «хозяевами» жизни. Атмосфера, которую создала в своем доме Кабаниха, и в которой вынуждена жить ее сноха, настолько мрачная, тягостная, что Катерина, сама того не осознавая, хочет вырваться из этой домашней тюрьмы. И тут появляется Борис, судьба которого так же безрадостна, как и ее собственная…
Невольно возникает мысль: Катерина не совершила бы грех, не оступилась бы, если бы ей было хорошо в доме, который должен был стать (но не стал) для нее родным. Ее любовь к Борису есть побег от непонимания, произвола, жестокости. Запоминается сцена отъезда Тихона. Катерина, боясь саму себя, умоляет мужа взять ее с собой. Но Тихон не понимает, не видит, что с женой происходит что- то страшное. Для него эта поездка – счастье, повод вырваться из дома, отдохнуть от материнского произвола. Возможно, если бы Тихон поговорил с Катериной по душам, не случилось бы того, что случилось. Но Кабаниха сделала свое страшное дело: настолько подавила волю сына, настолько подчинила его себе, что он не в состоянии самостоятельно мыслить, чувствовать. Это делает за него мать.
Выстраивается цепочка: Катерина — жертва Кабанихи, но в какой-то степени ее губят слабохарактерность, никчемность, безволие мужа, то есть качества, которые являются следствием деспотизма Кабанихи. Таким образом, он – тоже жертва. Тихон, благодаря матери, превратился в безвольное, слабохарактерное существо. Он никогда не протестует, не ропщет, делает все, что велит ему мать.
Глядя на мертвую жену, он жалеет, что не погиб вместе с ней: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучаться?»
Борис, племянник Дикого, тоже жертва. Он терпит издевательства дяди, потому что материально он и его сестра зависят от него. Между деньгами, материальным достатком и любовью к Катерине он выбирает материальные блага, то есть сознательно обрекает себя на роль жертвы. Он раб Дикого, молчаливый исполнитель его воли.
Катерину убивает не отказ Бориса, а невозможность примирить свою совесть с любовью к другому человеку. Ей была физически отвратительна домашняя тюрьма. Гибель героини — результат несовместимости нравственности Катерины и уклада той жизни, которой она вынуждена жить. Это результат ее нежелания быть «жертвой» страшных «хозяев» жизни.

Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

На фоне этого мирного, полного красоты и спокойствия пейзажа безмятежно и ровно, казалось бы, должна была протекать жизнь обитателей города Калинова. Но спокойствие, которым дышит жизнь калиновцев,- это только видимое, обманчивое спокойствие. Это даже не спокойствие, а сонный застой, равнодушие ко всяким проявлениям красоты, безразличие ко всему, что выходит из рамок обычных домашних забот и волнений.

Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, дореформенные времена. Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Только странницы донесут иногда вести о далёких странах, где правят «султан Махнут турецкий» и «султан Махнут персидский», да ещё принесут слух о земле, «где все люди с пёсьими головами». Вести эти сбивчивы и неясны, так как странницы «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать – много слыхали». Но досужие рассказы таких странниц вполне удовлетворяют нетребовательных слушателей, и калиновцы, посидев на завалинке у ворот, крепко заперев ворота и спустив на ночь собак, уходят спать.

Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни здесь кроются суровые, мрачные нравы. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – говорит бедняк Кулигин, механик-самоучка, испытавший на себе всю тщетность попыток смягчить нравы своего города и образумить людей.

Описывая Борису Григорьевичу жизнь города и сочувственно указывая на тяжёлое положение бедноты, он говорит: «А богатые-то что делают? …Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят! И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых!»

Островский беспощадно-правдиво рисует тёмный быт и «жестокие нравы» города Калинова, и произвол местных самодуров, и мертвящий домостроевский уклад семейного быта, приводящий молодое поколение к бесправию и забитости, и эксплуатацию беззащитного трудящегося люда богачами, и власть религиозных суеверий в купеческой среде, и ненависть столпов «тёмного царства» ко всему новому, и вообще мрак и рутину, нависшие над бытом «тёмного царства».

Добавить комментарий

Закрыть меню