Характеристика Псковской судной грамоты

1. Происхождение и общая характеристика Псковской судной грамоты.

Источником происхождения государственности являются территориально-племенные союзы, юридические же нормы рождаются из обычаев. Когда какой-либо обычай или часть обычаев становятся нормой поведения, а старейшины общины принуждают к исполнению этой нормы, можно говорить о появлении обычного права. К древнейшим нормам обычного права относились такие явления, как кровная месть, круговая порука, умыкание невесты, особая словесная форма договора, наследование в кругу семьи и др. Обычное право очень консервативно, но, тем не менее, способно изменяться с течением времени. Так в XI веке кровная месть запрещается и заменяется денежным штрафом. Обычное право принято считать первым источником права не только Руси, но и других мировых государств.

Исходя из дошедших с летописью договоров Руси с Византией (911г., 944г., 971г.), можно говорить о появлении второго источника права в Киевской Руси – собственном законотворчестве раннефеодального государства в первые десятилетия его существования. Нормы права этого периода в основном обобщали судебную практику и регулировали торговые, союзные и военные отношения между Киевской Русью и соседними с ней государствами (в основном Византия).

Третьим источником возникновения права на Руси считается византийское законотворчество и, частично, рецепция римского права. В 988г. с принятием христианства по византийскому образцу Русь открылась для греческой культуры. XI-XII столетия – это время освоения греческого права. Здесь наиболее ярко проявили себя церковные каноны и переводная религиозная литература. Также немаловажное значение имели кодексы византийского права, которые стали изучаться и применяться и в законотворчестве, и в судебной практике. Влияние Византии на древнерусское право велико: все насильственные наказания заменялись денежными штрафами и были приняты церковные уставы. До нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, Уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Эти уставы помогали выяснять отношения между церковью и государством, а также восстанавливать правовые нормы, не нашедшие отражения в Русской Правде.

Вся совокупность законов, основанных на византийском праве, и правовых обычаев позволила создать Древней Руси свой собственный свод законов – Русскую правду. Вопрос о времени происхождения её древнейшей части в науке спорен. Некоторые историки относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период ее создания 1019—1054 гг.

Существует несколько редакций Русской Правды:

· «Краткая Правда» состоит из следующих правовых текстов:

· «Правда Ярослава», от 1016 или 1036 г. (ст. 1-18);

· «Правда Ярославичей» (Изяслава, Святослава, Всеволода), от 1072 г. (ст. 19-41);

· Покон вирный — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е гг. (ст. 42);

· Урок мостникам (регулировал оплату труда мостников (строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов), 1020-е или 1030-е гг. (ст 43).1

Следующая редакция, «Пространная правда», отнсится к XIIв. Она состояла из двух частей — Устава князя Ярослава Мудрого и Устава Владимира Мономаха, входивших в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха. «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству. Всего в ней содержалось 121 статья.

Существовала еще одна редакция Русской Правды, но гораздо более поздняя — «Сокращенная Правда». Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве после присоединения территории «Пермь Великая».

Русскую Правду можно определить как кодекс частного права – все ее субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица закон еще не знает. С этим связаны некоторые особенности кодификации. Среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой, нет преступлений против государства. Личность самого князя как объекта преступного посягательства рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других только более высоким положением и привилегиями. С конкретными субъектами связывалось содержание права собственности; оно могло быть различным в зависимости и от объекта собственности. Русская Правда еще не знает абстрактных понятий: «собственность», «владение», «преступление».

Еще одним источником права являются кормчие книги – сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде некоторых славянских стран. В 1274 на церковном соборе во Владимире митрополит Кирилл предложил в качестве руководства для управления церковью кормчую книгу, переведённую около 1225 в Сербии с греческого языка на церковнославянский. В 13 в. появилась ещё одна разновидность кормчей книги, где некоторые элементы болгарских и сербских кормчих книг были сведены воедино. Эта так называемая софийская,

1. ru.wikipedia.org

или синодальная, редакция (получившая название по месту обнаружения в Софийском соборе Новгорода и хранившаяся затем в Синодальной библиотеке в Москве) дополнена была и русскими статьями: Русской правды, уставами князей Владимира и Ярослава, правилами Собора 1274 и др.1

С середины XII – начала XIII в., из-за экономического и политического усиления удельных княжеств, на Руси начался период Феодальной раздробленности. Новые более мелкие территориальные образования начали вести практически независимое существование, основанное на натуральном хозяйстве. В это время происходит распад русского государства на отдельные уделы.

Псковская республика как самостоятельное государство выделилась из киевской Руси в начале XIII в. и просуществовала вплоть до первой половины XVI в. Особенности в экономике, вековые связи с Новгородом, статус границ и военные угрозы извне привели к развитию вечевой системы, в которой князья играли лишь незначительную роль. Вече избирало посадников и сотских, а также управляло отношениями между знатью, посадскими людьми, изборниками и смердами. Боярский совет имел особое влияние на решения веча, собиравшегося в Троицком соборе. Он содержал архивы веча, важные личные бумаги и государственные документы. Право быть избранным на важные должности было привилегией выходцев из благородных семей.

Псковская республика обладала большим потенциалом для успешного ведения натурального хозяйства: было хорошо развитое земледелие, рыболовство, ковка, ювелирное дело и зодчество. Кроме того, развивались ремесло и торговля, главным образом за счет сохранившихся связей с прибалтийским регионом и Западной Европой (город был членом Ганзейской лиги2 ). Также осуществлялась стабильная торговля с соседними русскими городами. В отличие от Новгорода в Пскове не было крупных землевладельцев, земельные владения его граждан и монастырей были меньшими и более разбросанными.

В итоге сложился достаточно высокий уровень товарно-денежных отношений, требовавший нового законодательства, регламентирующего, прежде всего, гражданско-правовые отношения.

Первыми проблему кодификации права в феодальной республике попытался решить Александр Невский (около 1242г.) и Александр Тверской (княживший в Пскове в 1327-1337). Грамота Александра дополнена архиепископом Дионисием (1382). Но это вызвало протест со стороны московского митрополита Киприана, который отменил его грамоту.

Дмитриевич (1407, 1414), брат Московского князя Василия, дал свою грамоту. По просьбе Псковичей она была вскоре отменена митрополитом Фотием. Он освободил псковичан от клятвы признавать эту грамоту в качестве

1. В.Н. Балязин, статья, Большая Советская энциклопедия (по материалам gatchina3000.ru).

2. ru.wikipedia.org

закона. Но все же некоторые постановления вошли во 2 редакцию. К сожалению, в редакции, дошедшей до нас нельзя установить или отделить эти источники.1

Псковская судная грамота была принята в 1397 году на городском вече по благословению попов 5 соборов. Но здесь возникает противоречие — 5 собор установлен лишь в 1462 году. Возможно, это ошибка переписчика. Именно поэтому некоторые ученые предлагают считать дату появления грамоты 1467. В числе источников Псковская Судная грамота указывает и грамоту князя Константина, княжившего там в 1407 году. Первоначальная редакция грамоты относится к 1397. Причина появления Псковской судной грамоты — отмена в 1395 году грамоты Дионисия. Естественно, нужна была новая. К тому же в 1397 Псков достиг полной независимости от Новгорода. Это, безусловно, должно было отразиться и на внутреннем законодательстве. Во второй половине XV века Псковская судная грамота была дополнена на новом вече без уничтожения старой. Заглавие ее также было дополнено указанием на Константинову грамоту и на 5 собор. По-видимому, Псковская Судная грамота была дополнена и в третий раз в конце XV века.

Постепенное, поэтапное создание Псковской Судной грамоты отразилось в ее составе. Условно ее можно разделить на три части:

· первая — от 1 до 76 статьи;

· вторая — от 77 до 108 статьи;

· третья — от 109 до 120 статьи.

Каждая из частей начиналась учредительными законами (о составе суда).1 Сама грамота регламентировала, в основном, гражданско-правовые (63 из 120 статей), а также уголовные, обязательственные, семейные, земельные и другие правоотношения.

1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.

Общая характеристика Псковской Судной грамоты, ее система, источники.

1. История принятия

Псковская судная грамота была принята в 1397 году на городском вече по благословению попов 5 соборов. Но здесь возникает противоречие — 5 собор установлен лишь в 1462 году. Возможно, это ошибка переписчика. Именно поэтому некоторые ученые предлагают считать дату появления грамоты 1467. В числе источников Псковская Судная грамота указывает и грамоту князя Константина, княжившего там в 1407 году. Первоначальная редакция грамоты относится к 1397. Причина появления Псковской судной грамоты — отмена в 1395 году грамоты Дионисия. Естественно, нужна была новая. К тому же в 1397 Псков достиг полной независимости от Новгорода. Это, безусловно, должно было отразиться и на внутреннем законодательстве. Во второй половине XV века Псковская судная грамота была дополнена на новом вече без уничтожения старой. Заглавие ее также было дополнено указанием на Константинову грамоту и на 5 собор. По-видимому, Псковская Судная грамота была дополнена и в 3 раз в конце XV века.

До 1843 года Псковская судная грамота была известна лишь только по отрывку (ст. 109-120). Его извлек Карамзин из списка летописей, хранившегося в Московской Синодальной Библиотеке. В 1843 году профессор Мурзакевич открыл в Одессе полный текст Псковской судной грамоты в сборнике других рукописей князя Воронцова. При изучении вечевого законодательства надо помнить, что оно представляет собой только местное дополнение и частное изменение общих законов, действовавших в России эпохи раздробленности. Как известно, до XVI века Русская Правда сохраняла статус общерусского закона. Именно поэтому Псковская и Новгородская судная грамота кажутся лишь какими-то отрывками, взятыми по отдельности, без сравнения с содержанием системы общерусских законов эпохи удельных княжеств.

Система.

Состав Псковской Судной грамоты доказывает ее постепенное, поэтапное происхождение. Псковская судная грамота имеет поэтапное, постепенное происхождение. Это подтверждает состав самой грамоты. В нем видны следы хронологического наслоения содержания: более ранние статьи, отмененные или измененные последующими, оставлены, тем не менее, в грамоте. Пример: ст.50 и ст.82.

Псковскую Судную грамоту можно разделить на 3 части:

первая — от 1 до 76 статьи;

вторая — от 77 до 108 статьи;

третья — от 109 до 120 статьи.

Каждая из частей начинается учредительными законами (о составе суда).

В своей основе Псковская судная грамота — свод местного процессуального права. Вместе с тем в грамоте содержатся статьи, касающиеся норм уголовного и гражданского права.

Общая характеристика.

Псковская судная грамота регламентировала отношения следующих правовых институтов:

Гражданского права. После Русской Правды Псковская судная грамота служит единственным законодательным источником знания гражданского русского права эпохи удельных государств. Грамота содержит указ:

-на формы семейных союзов — малую и большую семью;

-на поземельное владение — фактическое владение, индивидуальную и коллективную собственность;

-на условия действительности разных видов обязательств (поручительства, займа, поклажи, купли-продажи, мены, заклада, найма, закупничества);

-порядок наследования прав по завещанию и закону;

-разные виды письменных актов: установлений, удостоверений, передачи прав — грамота, доска, рядница, запись, выкупок, рукопись.

Источники Псковской Судной грамоты.

Один из источников Псковской судной грамоты — княжеские уставы. Псковские уставы охватывают значительную массу узаконений. По-видимому, это была попытка кодифицирования.

Основными законодателями Псковской республики являлись: Александр Невский (около 1242), или Александр Тверской (княживший в Пскове в 1327-1337). По-видимому, это все же был Александр Невский, поскольку Московское княжество относится к грамоте с уважением. (Тверь же была основным соперником Москвы в XIV веке, поэтому отношение ко всему тверскому, а значит, и к грамоте, могло быть только враждебным.)

Грамота Александра дополнена архиепископом Дионисием (1382). Но это вызвало протест со стороны московского митрополита Киприана, который отменил его грамоту.

Дмитриевич (1407, 1414), брат Московского князя Василия, дал свою грамоту. По просьбе Псковичей она была вскоре отменена митрополитом Фотием. Он освободил псковчан от клятвы признавать эту грамоту в качестве закона. Но все же некоторые постановления вошли во 2 редакцию.

К сожалению, в редакции, дошедшей до нас нельзя установить или отделить эти источники.

Другой источник Псковской судной грамоты — псковские пошлины. Псковский закон черпает все свое содержание из обычного права. Псковский закон был принудителен и в письменном виде в отличие от обычного закона. Инициатива закона принадлежит посаднику, принятие и отмена его — вече вместе с князем. Публикация при составлении его на вече не нужна.

Источники ПСГ

Источниками ПСГ было, как общерусское законодательство, так и местное, сложившееся под влиянием общественно-политических реалий северо-западной Руси.

  1. Русская Правда

  2. Вечевое законодательство

  3. Договоры города с князьями

  4. Судебная практика

  5. Обычное право

  6. Договоры с иностранными предпринимателями (купцами, ремесленниками)

2. Правовое положение наймита

Наймиту ПСГ посвящает статьи 39 – 41. Ст. 39 определяет, что наймит – это мастер или плотник. Наймит – это тот, кто «на государех и взакличь сочит своего найма».3 Статья объединяет мастера, получающего мзду за свое дело и урочного наймита, порядившегося на срок.

Государь – тот, кто присваивает результат труда работающего на него наймита. Найм – вознаграждение, обусловленное заранее и следующее наймиту после выполнения взятых им на себя обязательств.

В ст. 39 упоминается термин «взакличь» — особое форма иска, не требующая предъявления письменных документов.

Ст. 40 целиком посвящена наймиту дворному, нанятому на определенное время (» урок») для выполнения работ во дворе государя. Наймит дворовый может пойти от государя, «не достояв своего урока», сохранив право на иск к государю о невыплаченном найме – он получает его по счету проработанных у государя лет, но только в течение года после ухода от государя.

Ст. 41 посвящена спору наймита – плотника и государя. В данной ситуации истец – наймит, а государь – ответчик, решающий, присягать ли ему или возложить присягу на наймита – истца. Весьма существенно здесь упоминание о записи.

Таким образом, именно гибкость позволяет ему распространяться среди свободных мелких землевладельцев и горожан, составляющих основу псковского общества Х1У века. Развитие найма в этой среде свидетельствует о процессе имущественного расслоения, перерастающего затем в расслоение социальное.

4.5 Особенности отношений изорника и его государя.

Изорнику в ПСГ посвящены три группы статей 42 – 45, 75 – 76, 84 – 87 и две отдельные статьи 51 и 63.

Ст. 42 знакомит нас с изорником и кочетником ( «А которой государь захочет отрод дати своему изорнику … или кочетнику …»).Они живут не на своей земле, а в селе государя. Основное условие хозяйственной деятельности изорника – предоставление ему земли государем. Таким образом, изорник – это пахарь.

Согласно той же статье, изорник (кочетник) уходит с села не в любое время по своему желанию, а только раз в году и по окончании сельскохозяйственного года при соблюдении процедуры отрока – платежа по расчету.

Ст. 42 рассматривает конфликт изорника и государя в связи с отроком. В результате проигрыша процесса об отроке «государь не доискался четверти или огородной части».Запереться «отрока государева» — значит отказаться от платежей по расчету, сделанному государем. Ответчиком в данном случае выступает изорник, поэтому ему и » правда дать», т. е. очистить себя крестоцелованием или возложить тяжесть этого действия на государя.

Отрок, как особый акт сопровождается обязательными платежами изорника, не входящими в состав обычного оброка.

Ст. 45 говорит о взыскании с изорника покруты – либо денег, либо семян. Уход с села без уплаты покруты не делает изорника полностью свободным человеком.

В ст. 76 рассматривается ситуация бегства изорника с села, характеризующая подневольное положение работника на селе у государя. Наиболее вероятная причина его бегства — невозможность или нежелание выплатить полученную ссуду. От платежей бежит, как правило, именно не состоятельный, не удачливый изорник.

Согласно ст. 84 претензии государя по покруте подлежат обязательносу и первоочередному удовлетворению из » живота изрнича» и в случае, если изорник » по умереть у государя на сели».Таким образом, покрута – это ссуда особого рода, она связана с отношениями поземельной зависимости.

Правовой статус населения.

Крестьяне-общинники — упоминаются под именем сябров (ст. 106). Эта статья свидетельствует о проникновении имущественных отношений в среду общины (появление грамотчика)

Половник (исполовники) — люди, отдающие своему господину половину урожая (ст. 43). По профессиональному признаку делились на изорников (пахарей), кочетников (рыболовов) и огородников (ст. 42).

Изорник — скорее всего, безземельный крестьянин, работающий на земле феодала и получающий от него подмогу. От аренадатора изорника отличает покрута, которая делает его зависимым от господина (сильно затрудняет уход). Закуп в Русской Правде работает только на феодала, а изорник — и на себя (отдает лишь часть урожая). Закуп отвечает и личностью (в холопы), а изорник — только имуществом. Изорник зависел от господина, поскольку получал от него подмогу (покруту), которую феодал мог потребовал вернуть. Для взыскания покруты государь не должен был представлять письменный договор, а прибегал к закличу (ст. 44). Если изорник отрицал покруту, господин должен был предъявить 4-5 свидетелей (ст. 51). Господин не мог распоряжаться личностью и имуществом изорника. К жене и детям переходили долговые обязательства умершего изорника, даже если это специально не оговаривается в письменном документе (ст. 85). Однако за изорником оставалось право ухода от господина (ст. 63) — за половину урожая.

Изорничество — это новый этап закрепощения крестьян (но нельзя однозначно говорить об ухудшении или улучшении положения). Впервые была ограничена свобода передвижения — закуп может уйти в любой момент, отдав купу, а изорник — только в Филипов день.

Наймиты (ст. 39-41) — свободный человек, пользующийся гражданскими и политическими правами члена городской общины, но находящийся в социально-экономической зависимости от государя. Договор заключался устно на время или для выполнения определенной работы (ст. 39). Наймит мог расторгнуть договор, однако в то же время наймит-дворной годами живет у хозяина. Договор с наймитом плотником должен был быть оформлен путем записи.

В ПСГ отсутствуют положения о смердах, закупах или холопах.

В ст. 103 упоминается подсуседник, имеющий долговое обязательство, обеспеченное залогом, по отношению к государю. Мог предъявлять иск на основе досок.

3. Право собственности.

Вещное право предусматривало деление вещей на недвижимые — «отчина» и движимые — «живот». Кроме того, разделялось наследственное землевладение — «вотчина» и условное — «кормля». Были определены и способы возникновения права собственности: переход по договору, по наследству, пожалование, по давности и приплод.

Обязательственное право регламентировало договоры: купли-продажи, дарения, залога, займа, мены, поклажи, найма помещений, личного найма (подробно регламентировано положение наёмного работника).

Форма договора могла быть устной и письменной. Его оформление осуществлялось в присутствии свидетелей и священника.

Важную роль играло установление срока исполнения договора.

Долговые обязательства ложились не на личность должника, а на его имущество. Таким образом, должник не расплачивался по долгам собственной свободой.

ПСГ знает два вида наследования: по закону («отморщина») и по завещанию («приказное»). Предусматривались и случаи, когда имущество поступало не в собственность наследника, а в его пожизненное пользование, и он не мог его отчуждать.

Гражданское право занимает важное место в нормах Псковской Судной Грамоты. Право собственности знает деление вещей на недвижимые («отчина») и движимые («живот»). К недвижимым относились земли, рыболовные участки, пчельники («борти»). Защита земельной собственности — одна из важнейших частей Псковской Судной Грамоты. В статье 9 ПСГ говорится, что земля будет принадлежать тому, кто ей владел не менее 4 лет, и при этом не было никаких попыток эту землю у него отобрать. Статья 10 ПСГ говорит о разборе дел о непригодной для обработки земли:

Кроме наследственной вотчины, Псковская Судная Грамота регулирует и владение «кормлями» — землями, полученными от республики или от частных лиц в пожизненное (но не наследственное) владение. Кормли запрещалось продавать (статья 72 ПСГ).

Обязательственное право

В Псковской Судной Грамоте разработана развитая система обязательственного права. Ему посвящено около трети статей памятника. ПСГ были известны договоры купли-продажи, дарения, залога, займа, мены, поклажи, найма помещений, личного найма и изорничества.

Добавить комментарий

Закрыть меню