Характеристика политического режима

Содержание

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Политический режим — одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти».

Политический режим дает представление о сущности государственной власти, которая установилась в стране. Поэтому не так важна структура политической системы или государства, а важны способы взаимодействия общества и государства.

Виды политических режимов:

1. Демократический политический режим

Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является носителем государственной власти.

«Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в котором граждане являются основными вершителями своих судеб.

Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде, общественной организации и т. д.).

Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти».

Важнейшие признаки демократии: «юридическое признание верховной власти народа; периодическая выборность основных органов власти;

всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти; равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность; принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству; контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти; подотчетность выборных органов своим избирателям.

Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм (лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.

Признаки тоталитаризма:

§ идеологический

§ единовластие одной партии — (тоталитарный режим осуществляется с помощью однопартийной системы)

§ «организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)

§ монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)

§ централизованный контрольнад экономикой(экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)»

§ милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна принадлежит единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

Тоталитарная демократия имела место в нашей стране в период реализации политической власти советского типа, точнее, в годы массовых репрессий. Проводились многочисленные собрания общественности с осуждением «врагов народа», т. е. данной форме общественных отношений придавался демократический характер. Многие люди искренне участвовали в этих акциях.

Также имел место тоталитарный авторитаризм, когда органы власти не могли опираться на широкие массы при проведение контроля. Примером таких политических систем может быть военная диктатура.

Авторитаризм. Общее описание

«Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — это вид антидемократического государственно-политического режима, характеризующийся сосредоточением всей или почти всей власти у одного лица (монарха, диктатора, президента, премьер-министра), правящей группы или государственного органа. Это главное и общее определение конкретизируется указанием на следующие черты авторитарного режима, коренным образом отличающие его от демократических режимов».

«Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах (например, античные греческие и восточные деспотии и тирании — Персия, Спарта, многие другие феодальные абсолютистские режимы и т.д.)».

Авторитаризм XX века стал все чаще принимать националистический антидемократический характер, связывался с борьбой против внутренних и внешних врагов.

Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить в нем черты тоталитаризма и демократии. политический режим тоталитарный авторитарный

Черты авторитаризма:

· «Фактический отказ от народовластия, от суверенитета народа и признания его единственным источником государственной власти.

· Серьезное ограничение всеобщих прав и свобод человека и гражданина, исключающее возможность свободного, самостоятельного и сколько-нибудь значительного влияния граждан на государственную политику, их активную самодеятельность и участие в делах государства; подавление свободы воли личности». Власть сосредоточилась в руках одного человека или группы:

· права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности;

· «в обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным течениям, лояльным к правящему режиму;

· политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и оппозиции запрещена или ограничена. Профсоюзы подконтрольны власти;

· государственный контроль не распространяется на неполитические сферы — экономику, культуру, религию, частную жизнь»;

· «Отказ от подлинного разделения и равновесия ветвей власти при возможном формальном признании их;

· Широкое применение жестких, принудительных, насильственных, часто неправовых способов и методов властвования; нередкое вмешательство армии во внутреннюю жизнь общества».

· «Осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешена критика недостатков государственной политики».

· Власть опирается на силу, которой будет достаточно, чтобы принудить население к повиновению. Не проводятся массовые репрессии, в отличие от тоталитаризма.

· Режим может поддерживаться, потому что при положительных результатах, большинство общества поддержит его, но меньшинство все равно борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но при этом оно будет четко зависеть от государства.

· Режиму присущи унитарные формы государства ( с жесткой централизацией власти). Права меньшинств сильно ограничены.

· Отрицание политического и идеологического плюрализма или его серьёзное ограничение.

· Недопущение идеологии, выступающей против существующей государственной власти.

Основные типы авторитарных политических режимов.

Среди множества авторитарных порядков можно выделить следующие их основные типы:

1. Партийные

2. Корпоративные

3. Военные

4. Национальные

5. Режимы личной власти

1. Партийные режимы.

«Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой, не обязательно формально представляющей институт партии».

Особенностьпартийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой, не обязательно формально представляющей институт партии.

Чаще всего это однопартийные режимы.

2.Корпоративные режимы.

«Они олицетворяют собой власть бюрократических, олигархических или неформальных, криминальных группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становится прибежищем сил, которые используют прерогативы официальных органов для защиты своих узкогрупповых интересов».

3. Военные режимы.

Военные режимы как правило, возникают в результате переворотов, заговоров и путчей. «Наибольшее число примеров установления военных режимов дали страны Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция». Такие политические порядки отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, широким распространением коррупции и внутренней нестабильностью.

«Военный режим возник в период освобождения их от колониальной зависимости и формирования национальных государств. Военные оказывались в традиционных обществах наиболее сплоченной и просвещенной социальной группой, способной объединить общество на основе идеи национального самоопределения. Поведение военных после захвата власти было различным. В одних странах они отстраняли от власти коррумпированную гражданскую политическую элиту и проводили политику в интересах национального государства (как, например, в Индонезии, на Тайване). В других случаях сами военные оказывались исполнителями воли более могущественных финансовых групп и государств (так, большинство военных режимов в Латинской Америке финансировалось США)».

Военные режимы являются достаточно массовой разновидностью авторитарных режимов. Они стали возникать после Второй мировой войны в развивающихся странах.

4. Национальный режим.

«Это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нём допущено определенное расовое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида».

5. Режимы личной власти.

«Режимыличной власти (Индия при И. Ганди, Испания при Франко) персонализируют все политические отношения в глазах общественного мнения».

Авторитаризм стал в XIX веке постоянным и важным течением немецкой политической мысли и приобрел идеи национального и государственного единства, которые он должен был реализовать. К концу века авторитаризм стал рассматриваться как средство управления сверху процессом государственного строительства.

«Многие ученые и политики рассматривают данный тип властвования в качестве наиболее оптимальной формы политического обеспечения перехода отсталых стран к современной демократии».

Размещено на Allbest.ru

Характеристика политических режимов

Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

Под формой государства понимается совокупность 3-х элементов:

1. форма правления;

2. форма государственного устройства;

3. политические (государственные) режимы.

1) Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

К верховной государственной власти относят главу государства ( монарх или президент), законодательный орган , правительство.

Монархия ( от греческого- единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства: монарха, короля, царя, шаха и т.д.

Признаки монархии:

4. власть передается по наследству;

5. осуществляется бессрочно;

6. не зависит от волеизъявления населения.

Монархии бывают неограниченными, то есть в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх ( из современных Саудовская Аравия, Марокко), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства ( Англия, Япония, Испания и др.).

Республика ( от латинского – государственные, общественные дела) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1. выборность власти;

2. срочность;

3. зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на:

· президентские,

· парламентские,

· смешанные.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства.


В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Официальной главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосование народа. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных ( полупрезидентских , полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте.

2) Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

Различают следующие формы:

1. унитарную – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства.

2. федеративную – сложное, союзное государство части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации.

3. конфедерацию — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства.

3) Политический (государственный) режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.

В научной литературе выделяют два вида политического режима:

§ демократический;

§ антидемократический делится на:

— авторитарный политический режим

— тоталитарный политический режим

Признаки демократического режима:

1. господство закона;

2. разделение властей;

3. наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;

4. выборность органов государственной власти;

5. существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима:

§ господство беззакония и террора;

§ отсутствие политического плюрализма;

§ отсутствие оппозиционных партий;

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

§ выборность — происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;

§ разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;

§ гражданское общество — граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;

§ равноправие — все имеют равные гражданские и политические

§ права и свободы, а также гарантии их зашиты;

§ плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

§ согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. Припрямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения.

Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называетсяпредставительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Основные характеристики авторитарного политического режима:

· концентрация власти в руках одного или несколько тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

§ игнорируется принцип разделения властей на законодательую, исполнительную и судебную;

§ роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

§ суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

§ сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

§ в качестве методов государственного управления;

§ сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»;

§ существует частичный плюрализм;

§ права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:

· государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

· общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;

· государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и не доступна для контроля со стороны народа;

· доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор.

Контрольные вопросы

1. В чем состоят признаки государства?

2. Как соотносятся функции государства и его сущность?

3. Какие органы государства реализуют экономическую функцию?

4. Какие существуют теории происхождения государств?

5. Что такое форма правления?

6. Что такое форма государственного устройства?

7. Что такое политический режим?

8. Чем характеризуются монархии?

9. Чем абсолютные монархии отличаются от ограниченных?

10. Какие современные государства относятся к монархиям?

11. Какой тип республики сложился в современной России? Почему?

12. Чем характеризуются унитарные государства?

13. Назовите основные признаки демократического политического режима.

Типы политических режимов, их характеристика

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 25Следующая ⇒

Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Он характеризуется степенью участия граждан в управлении страной, а также уровнем политических свобод в обществе.

Характеристики политического режима:

· объем прав и свобод человека,

· методы осуществления государственной власти,

· характер отношений между государством и обществом,

· наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений,

· пути формирования политических институтов,

· методы выработки политических решений.

Все политические режимы можно разделить на демократические и антидемократические.

Демократический режим — политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. В условиях этого режима народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Родиной демократии считается Древняя Греция.

Признаки демократического режима:

1. Регулярное участие народа в формировании и осуществлении государственности власти посредством референдума и свободных выборов.

2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства.

3. Неприкосновенность частной собственности.

4. Свобода средств массовой информации.

5. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека.

6. Легитимность государственной власти.

7. «Силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.

п.) находятся под контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами.

8. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения.

9. Существование гражданского общества с его развитой структурой.

10. Реальное осуществление принципов правового государства.

11. В отношении граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом».

12. Политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его.

13. Свобода вероисповедания.

14. Принцип разделения властей.

Антидемократический режим — политический режим, для которого характерно отсут­ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократичес­ких принципов управления, политического плюрализма.

В рамках данного политического режима принято выделять авторитарные и тоталитарные режимы.

Авторитарный режим — (от лат. autoritas — власть, влияние). Это тот политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. История человечества дает нам много примеpoв авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мирa и абсолютные монархии Средневековья. Распространены авторитарные режимы и в современном мире. B основном oни существуют в развивающихся государствах Азии, Африки.
Признаки авторитарного режима:

1. Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек, или группа лиц.
2. Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за ее осуществлением. При этом власть отнюдь не произвольна и может править, опираясь на силу законов.

Однако сами эти законы принимаются по усмотрению правящей элиты.

3. Стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях.

Но при авторитаризме алгоритм поведения может быть изменен в любой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонентами.
4. Недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции.

5. Относительная закрытость правящей элиты, назначения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе открытых и честных выборов.

Авторитарная государственная власть пытается всячески контролировать жизнь граждан, но не ставит своей задачей переделать устоявшиеся порядки во имя высшей цели. Наоборот, сторонники авторитаризма стремятся сохранить определенные традиции.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. Термин был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссо­лини.

Понятие, обозначающее ряд диктаторских политических систем XX в., основанных на всеобщем проникновении единственной разрешенной идеологии в поли­тическую, экономическую, социальную, культурную подси­стемы общества и на постепенном поглощении общества и отдельной человеческой личности структурами партии — государства.

Признаки тоталитарного режима:

1. Политическая цензура и пропаганда в СМИ.

2. Культ личности, вождизм.

3. Единственная общеобязательная государственная идеология.

4. Отсутствие реальных прав и свобод граждан.

5. Сращивание государственного и партийного аппарата.

6. Изоляция от внешнего мира (“железный занавес”).

7. Преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа “врага народа” (внутреннего и внешнего).

8. Жесткая централизация государственного управления, разжигание социальной и национальной розни. Развязывание террора по отношению к собственному народу.

9. Командно-административная экономика, отсутствие частной собственности и экономических свобод.

10. Политический монополизм, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления.

Стремление к полному контролю над обществом было свойственно многим деспотичным правителям. Поэтому в некоторых источниках к тоталитарным режимам причисляются династия Мурья в Индии (321—185 г.г. до н.э.), династия Цинь в Китае (221-206 г.г. до н.э.).2

Однако наиболее распространена в науке точка зрения, согласно которой тоталитарный режим стал возможен и появился только в XX веке. В наиболее чистом виде тоталитарный режим проявился в СССР при Сталине и фашистской Германии при Гитлере.

Собственно демократический режим («democratia» — наро­довластие) – это –одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех лю­дей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое гос-во не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате — широкие права, и свободы становятся реальными, а не только формальными. Народ является источником власти. Представительные органы и должн. лица в демократическом гос-ве, как правило, избираются. Партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Референдумы, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют и в управлении делами гос-ва. Т.о., участие народа в управ­лении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев-профессионалов и прямое уча­стие в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства.

Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений. На новый уровень поднимается система разграничения пол­номочий между центральными и местными органами. Центральная гос. власть берет на себя только те вопросы, от реше­ния которых зависит существование общества в целом, его жизне­способность: экология, разделение груда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Остальные вопросы решаются децентрализованно.

Признаки: 1)Наличие в гос-ве демократии (т.е. такой формы власти, которая основана на признании народа в качестве источника власти). 2)Выборность и сменяемость высших органов гос.власти, их подотчётность избирателям. 3)Разделение гос.власти на законодательную (принимать законы), исполнительную (осуществлять принятые законы) и судебную (выступать арбитром в случае конфликтов). 4)Конституционное признание, закрепление и гарантирование основных личных, экономических, политических и иных прав и свобод человека и гражданина. 5)Защищённость личности от произвола и беззакония, возможность реально защищать свои права. 6) Существование ряда политических, в т.ч. оппозиционных партий 7)Невмешательство гос-ва в частную жизнь граждан. 8)Гласность в деятельности гос-ва.

Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной. Прямая позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Представительная позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам.

Политический режим — есть совокупность определенных структур — власти, которые функционируют в рамках политической системы общества и преследуют цель ее стабилизации, опираясь на социальные интересы и используя специфические методы.

Политический режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Он способствует организации макросоциальных процессов. В этом смысле режим близок по содержаниюполитической системе, отражает ее динамичный аспект.

Любой режим в своей деятельности стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей, а его действия непременно отзываются внутри этой системы, укрепляя или ослабляя имеющиеся в ней связи и отношения.

Политический режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизациюполитической системы, приводя ее элементы, структурные характеристики в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию. И эта задача решается им успешно лишь в случае, если политико-правовые механизмы создаются с учетом устройства и особенностей развития социальных структур. Проблема заключается не только в том, чтобы предписать обществуту или иную “формулу легитимности” (например, президентскую или парламентскую модель), но и в том, чтобы выявить имеющиеся для ее “трансплантации” социально-экономические предпосылки. Любой режим в этом смысле может быть рассмотрен как некий способ разрешения (или артикуляции) конфликта между обществом и правительством.

Политический режим представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. В одних случаях могут существовать институт многопартийности и развитые структуры гражданского общества, в других — политическиерешения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально иные структуры и механизмы, без всякого согласования с общественнымиинтересами.

Любой режим в своей деятельности обращается к тем или иным методам достижения целей. Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей. Важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры. Свидетельством того, что это не одно и то же служит, например, богатый опыт функционирования авторитарных режимов. Обладающие нередко сходными репрессивными структурами политической власти, авторитарныережимы далеко не всегда обращаются к фронтальному насилию в достижении поставленных целей. В тех случаях, когда более эффективным способом оказывается использование методов убеждения, а не принуждения, репрессивный по своей природе режим может вопреки ожиданиям оказаться способным проявить несвойственную ему гибкость и склонность к компромиссам.

Выделяют несколько основных типов политических режимов: демократический, авторитарный тоталитарный, военно-диктаторский. Принципиально они различаются между собой той или иной степенью жесткости методов осуществления государством своих властных функций, уровнем насилия государства и объемом контроля с его стороны за жизнью и деятельностью членов общества.

Демократический режим характеризуется либеральными методами управления обществом со стороны государства, соблюдением общепризнанных прав и свобод человека, политическим плюрализмом.

Решающими аргументами являются методы убеждения, а не принуждения. Методы воздействия ограничены законом и находятся под демократическим контролем со стороны общества. Признаки демократического режима: народ — источник власти; выборность органов власти и ее регулярная сменяемость; конкурентная многопартийная система; легальная политическая оппозиция; реальная свобода слова; стремление к созданию гражданского общества и правового государства.

Авторитарный режим (авторитаризм) основан на сосредоточении политической власти в одних руках, методах управления обществом путем принуждения, репрессий, неприкрытого ограничения прав и свобод личности. Признаки авторитарного режима: неограниченная власть в руках одного лица; фиктивная многопартийная система, отсутствие реальной оппозиции.

При авторитаризме роль государственных институтов власти, в первую очередь представительных (парламента), и общественных образований резко снижается. Связь между обществом и государством слабеет. Происходит все большее отчуждение власти от общества.

Тоталитарный режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, их жесткой регламентацией и преимущественно репрессивными методами управления и принуждения. Признаки тоталитаризма: жесткая регламентация всех сторон жизни общества(как правило, на основе какой-либо идеологии); тотальный (полный) контроль властей за всеми сферами жизни общества и деятельностью его членов; репрессивная система правосудия; однопартийная система или неконкурентная мно-гопартийная системы; подавление инакомыслия.

Военно-диктаторский режим характеризуется захватом и удержанием власти в обществе военными под предлогом наведения порядка, а также военно-полицейскими методами управления обществом, ограничением прав и свобод личности. Основные признаки этого режима: сосредоточенность власти в руках военных; значительная ограниченность демократических прав и свобод; произвольное нарушение властью конституционно провозглашенных прав и свобод под предлогом наведения и сохранения порядка в стране.

Добавить комментарий

Закрыть меню