Гуманитаризации образования

Гуманитаризация образования предполагает значительное увеличение времени, отводимого учебным планом как на традиционные, так и на относительно новые для ССУЗов дисциплины гуманитарного цикла. Иными словами, гуманизация образования развертывается в логике учебного процесса. Но ограничиваться этим экстенсивным способом нельзя, т.к. стиль отношений «преподаватель-студент» в этом случае не подвергается радикальному обновлению. Требуется увеличение интенсивности экстенсивного способа гуманитаризации образования. Это прежде всего гуманистический стиль отношений в ССУЗе, гуманитаризация образовательной среды в нем.

4. Личностно ориентированный подход в обучении. Выпускник колледжа (училища), сформировавшийся в условиях личностно ориентированного обучения, должен знать индивидуально-психологические особенности и умственные способности каждого ребенка, содержание инновационных технологий развития и осуществлять выбор конкретной методической системы для обеспечения успешного обучения и воспитания детей.

Развитие творческого потенциала. В системе среднего профессиональ ного образования представлены широкие возможности для развития творческого потенциала личности, начиная с использования в рамках учебных дисциплин таких форм, которые стимулируют творческий поиск и развивают творческое воображение (дискуссии, мозговые атаки, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, разыгрывание ролей, игровое проектирование, научно-практические конференции), и заканчивая подготовкой курсовой и дипломной работ .

Ежегодно творческим экзаменом для студентов выпускных курсов являются конкурсы педагогического мастерства, которые позволяют судить о степени подготовленности будущих учителей к самостоятельной работе .

6. Комплексное формирование личности. Необходимо отметить, что через развитие физических качеств и освоение двигательных умений физическая культура позволяет удовлетворять такие социально значимые потребности, как стремление к общению, наиболее полному самовыражению, выражению положительных эмоций, развитию психических процессов, формированию личностных качеств и др. В этой связи важно подчеркнуть, что процесс телесного и духовного развития в данном случае выступает как единая социально значимая деятельность, которая наиболее ярко в силу своей специфики проявляется у студентов отделения «Физическая культура». Учебная деятельность в ССУЗах должна выполнять уникальную задачу комплексного развития всех аспектов целостной личности студента (физического, психологического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая его к включению во все усложняющуюся систему социальных отношений. Вместе с тем данное положение остается на уровне декларации, представленной в программах обучения.

II. ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ. Среднее педагогическое образование развивается в системе непрерывного педагогического образования, отражающего идею преемственности различных звеньев подготовки педагогов: все большее распространение получает опыт совместной разработки сопряженных учебных планов в системе «лицей-колледж-вуз»; определение единых методологических подходов к организации образовательного процесса; проведение совместных исследований; организация стажировок и других форм повышения квалификации преподавательских кадров.

В концепции региональной политики в области образования на Кубани отмечается приоритетная поддержка проектов, направленных на становление и развитие непрерывного образования.

Ниже представлены некоторые организационно -методические требования, которые должны способствовать реализации данного принципа в системе подготовки специалистов по физической культуре со средним специальным образованием:

1. Преемственность учебного процесса в системе «лицей-колледж-вуз».

Одной из магистральных линий преобразования в системе народного образования стала интеграция . Объединение отдельных образовательных структур — это не просто укрупнение по принципу суммирования, а организация качественно новых систем. Опыт объединения должен быть связан с созданием научно-методического комплекса «лицей-колледж-вуз».

Ведущая цель создания комплекса — это реализация концепции многоступенчатой подготовки специалистов, которая в отличие от многоуровневой не предполагает бакалавриата как некоторого незавершенного образования. Многоступенчатость должна обеспечивать гибкий переход от среднеспециального к высшему звену системы профессионального образования.

2. Развитие среднего педагогического образования в системе непрерывного педагогического образования. Место и роль образовательного учреждения среднего профессионального образования значительно изменились. В настоящее время функция подготовки специалистов стала далеко не единственной функцией учреждения среднего профессионального образования, в первую очередь это относится к педагогическому колледжу. На основе анализа деятельности лучших колледжей России выстраивается модель педагогического колледжа, которая может служить определенным ориентиром и дополняться с учетом требования времени и особенностей региональной социокультурной ситуации.

3. Опережающее обучение и воспитание. На наш взгляд, задачам подготовки специалиста по физической культуре соответствует такая теория, которая учитывает опережающую роль обучения и воспитания в становлении личности и ориентирована на поиск тех психолого -педагогических средств, с помощью которых можно оказать существенное влияние как на психическое развитие учащихся, так и на развитие их специальных личностных качеств и педагогических способностей, необходимых для профессиональной деятельности. В повседневной жизни эти проблемы порой принимают форму вопроса: можно ли посредством обучения и воспитания сформировать у студентов те или иные психические свойства и педагогические способности, которых до этого у них не было?

4. Системный подход в организации учебно-воспитательного процесса. Противоречия, возникающие между моделями деятельности, личности и подготовки специалиста по физической культуре в системе среднего профессионального образования, могут быть в значительной степени разрешены в целенаправленном учебном, научном и воспитательном процессах, организованных как единая педагогическая система. Применительно к процессу подготовки специалиста в колледже речь идет о том, чтобы его выпускник сочетал глубокую подготовку по всему комплексу теоретических и прикладных дисциплин с умением находить принципиально новые решения проблем науки и профессиональной деятельности, хорошо ориентироваться в растущем потоке научно-технической и общественно-политической информации, стал достойным членом общества.

5. Периодическая коррекция и обновление учебного процесса. Модели деятельности и личности специалиста являются ядром квалификационных характеристик и служат целевым заданием для модели подготовки специалиста, определяющей задачи и содержание профессиональной подготовки и характеристику качеств личности. При этом нельзя забывать, что непрерывность развития и постоянное совершенствование социальных процессов в обществе неизбежно отражаются на изменяющихся требованиях к профессиональной деятельности специалиста и к его качествам. Поэтому модель деятельности специалиста, его личностных качеств и педагогических способностей — это изменяющиеся структуры, и их стабильность во многом определяется обоснованностью заложенных в них прогностических идей, отражающих как тенденции социального развития, так и направления педагогического научного поиска.

Жиульская М.И.
Учитель истории и обществознания
Г.Воронеж МБОУ СОШ № 62
Реализация принципа гуманитаризации образования
Глубокие социально-политические, экономические и культурно-исторические изменения, происходящие в настоящий период в России, выдвинули новые требования к учебно-воспитательному процессу в общеобразовательной школе в рамках гуманитаризации образования, суть которой в ориентации обучения на развитие личности, приоритете развивающей функции обучения, переносе акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование умений использовать информацию.
В нашей стране гуманитарная парадигма в образовании формируется в соответствии с программными государственными документами, предполагающими осуществление преобразований в структуре, содержании и методах управления системой образования. Разработкой стратегии гуманитаризации были призваны заниматься Координационный совет по гуманитарному образованию при Миннауки РФ и Минобразования РФ, Республиканский центр гуманитарного образования, Управление гуманитарного образования. Создан Российский гуманитарный научный фонд. В качестве исходной нормативно-правовой основы реформ принимаются такие документы, как Распоряжение Правительства РФ «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 г.».
Гуманитаризация образования- «ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками» .
Гуманитаризация образования является одним из важных путей гуманизации общества. Разведем сразу понятия «гуманитарный» и «гуманный», которые переводятся с латинского одинаково – человеческий, человечный.
Гуманитаризация влияет на содержание и методы обучения и связана с гуманизацией, однако «гуманитаризацию» необходимо отличать от «гуманизации». Если гуманизация воспитания и обучения является целью формирования личности, то гуманитаризация выступает в качестве средства достижения этого. Согласно педагогическому словарю гуманитаризация это – «система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых».
Итак, понятие гуманизации и гуманитаризации тождественны друг другу в плане обращения к человеку, его высокого назначения, обогащения ее науками, направленными на понимание и объяснение человеческого поведения, его духовной жизни, мира человеческой культуры. А в плане назначения — они разные. Так, гуманизация образования — главная цель системы образования, это обращение к человеку с целью развития личности в целом, а не только его знаний, умений и навыков. Гуманизация является альтернативой технократизма, бездуховности. Идеи гуманизации способствуют созданию в обществе условий для духовного, нравственного и культурного развития личности. А гуманитаризация, в свою очередь, является наиболее важным фактором достижения этих целей.
Один из путей гуманизации системы образования, состоит в преподавании комплекса дисциплин, благодаря чему происходит приобщение к гуманитарной культуре, к ценностям истории человечества, философии искусства и религии.
Гуманитаризация образования направлена на его поворот к целостному миру и, прежде всего – миру культуры, миру человека, на очеловечивание знания, на формирование гуманитарного мироощущения на основе нравственной ответственности человека перед другими людьми, обществом, природой. Для современной России гуманитаризация образования – одно из важных средств восполнения духовного вакуума, появившегося с крушением старых идеологических схем, один из основных источников формирования новой социальной идеологии, способной изменить мировоззрение общества.
Нравственно ориентированные, гуманистические направления в образовании позволяют предотвратить уход значительной части молодежи в преступный мир, наркоманию, алкоголизм, повернуть людей к нравственным ценностям.
В связи с укреплением позиций гуманистического образования встают задачи проектирования новой образовательной среды как многомерного пространства, адекватного современным потребностям детей и подростков и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства и технологий.
Проектирование гуманистической образовательной среды влечет за собой необходимость переорганизации учебного пространства, организации особой культурной деятельности в детских сообществах, преобразования учебных программ и планов на принципах вариативности и альтернативности. Это обеспечивает ученику возможность выбора деятельности, родителям — возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка, образовательному учреждению — стать подлинно культурным центром для детских и взросло-детских сообществ, педагогу — повысить свою профессиональную культуру и компетентность.
Гуманитаризация образования — одна из сильных тенденций образования, его основание; отражает построение образовательной практики на основе обращения духовного опыта педагога к духовному опыту учащегося и к общественно-историческому опыту, запечатленному в содержании образования. Гуманитаризация образования – это и признание ценности жизненного опыта учащихся, допущение их мнения, их точки зрения как равноправной с точкой зрения учителя, автора учебника, причем признание не на словах, а на деле.
Гуманитаризация и общества, и школы не исчерпывается превращением «информационно-словесного» способа образования в творческий. Важным направлением этого процесса является гуманитаризация содержания образования, выражающаяся в возрастании роли дисциплин, формирующих духовную культуру личности, и в обогащении научных дисциплин экологически и социально значимыми аспектами.
Проблема гуманитаризации вряд ли разрешима каким-либо экстенсивным способом, например простым отбором учебного материала. Проблема гуманитаризации обучающих технологий часто сводится к увеличению числа гуманитарных дисциплин, а между тем это вопрос не количественных изменений, а вопрос качества современного образования, и, следовательно, он требует методологической проработки.
В качестве основных направлений гуманитаризации образования в педагогическом процессе можно выделить:
-личностно ориентированный подход в обучении, учет индивидуальных особенностей и склонностей обучающихся;
-использование гуманистического потенциала гуманитарных наук для образования, развития и воспитания обучающихся;
-раскрытие своеобразия каждой гуманитарной дисциплины с целью повышения интеллекта, кругозора, эрудиции обучающихся ;
-использование активных методов обучения и постоянный поиск новых методов, форм, средств организации учебного процесса;
-обращение к естественным и технических наукам в преподавании гуманитарных дисциплин.
-наполнение гуманитарным знанием содержания технических дисциплин
-поиск путей сближения гуманитарных, естественных и технических дисциплин
-высокая квалификация, личностной, духовный и моральный рост педагога.
Процесс гуманитаризации образования означает отход от социократической модели обучения, формирующей личность по социальному заказу государства, к ноократической, ориентирующейся на развитие человекообразующих функций (заложить в нем механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества) . При этом образовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей через специальное конструирование учебного предмета (рефлексирование, целеполагание, планирование, умение действовать во внутреннем плане, обмениваться продуктами познания).
Итак, обобщив вышеизложенное, отметим:
• современная общественно-политическая и экономическая обстановка актуализирует потребность человека в нравственно стабильном климате окружающей его жизни. Это определяет значимость общечеловеческих ценностей и, как следствие, необходимость гуманитаризации образования;
• содержание гуманитаризации должно быть направлено, в первую очередь, на широкую нравственную подготовку обучающихся, на созидание основ для их собственной нравственной стабильности;
• гуманитаризация образования тесно связана с гуманизацией;
• значение дисциплин гуманитарного плана в процессе гуманитаризации образования является центральным. В гуманитарных науках с наибольшей полнотой раскрывается сущность общественных отношений, социальных ценностей, место и роль человека в мире,смысл его жизни. Гуманитарному знанию принадлежит особая роль в формировании гармонично развитой личности;
• понятие «гуманитаризация образования» включает в себя, во-первых, гуманитарные знания в широком смысле слова – в том числе все науки о человеке, а также такие важные для становления личности сферы культурной жизни, как литература и искусство и, вовторых, – область гуманистического воспитания, утверждающего этику гуманизма, последовательным выражением которой служат общечеловеческие ценности.
Научно-технический прогресс, обогащая труд и жизнь человека, одновременно усложняет его мировосприятие, расширение числа связей и контактов человека с миром может обернуться потерей их глубины и прочности. Возрастание роли искусственной среды, знаков и символов в жизни общества, усиление опосредованности во взаимоотношениях между людьми сужают сферу непосредственного личного общения, затрудняют приобретение живого эмоционального опыта, создают возможности для распространения практицизма и бездуховности.
Указанные факторы говорят о необходимости гуманитаризации всей общественной жизни и, не в последнюю очередь, системы образования.
Фактическую, обьективную задачу гуманитаризации образования и через нее общества в целом следует понимать как задачу обновления баланса между безопасностью общества и стремительным развитием науки и техники.
Только то государство и общество, которые смогут сбалансировать соотношение научно- технического и гуманитарного образования, смогут рассчитывать на ускоренное бескризисное развитие. Поэтому гуманность должна быть первоочередной задачей всего воспитательного процесса.
Современная гуманистическая психология и педагогика своим главным предметом признает целостную личность в процессе ее саморазвития, устремленную в будущее и свободной реализации своих возможностей и способностей. Таким образом, основная задача образования состоит в формировании личностной зрелости обучаемых, и эта задача может быть реализована в системе мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, то есть в его гуманитаризации.
Литература
1 Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. – М.: Амрита-Русь, 2010. – 288 с.
2. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика.– 1997.– № 4.– С.11–17.
3. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 г. // URL: http://voluntary.ru/dictionary/898/word/gumanizacija-obrazovanija
4. Гончаренко С.У. И все-таки гуманитаризация! //Педагогика и психология. — 1995. — С. 3-7.
5. Касьян А.А. Гуманитаризации образования: некоторьие теоретические предпосьилкы //Педагогика. — 1998. — N ° 2. — С.17-22.
6. Колесникова И.А. Природа гуманитарного знания и его миссия в современном обществе // Социально-гуманитарные знания. –2001.–№3.

– С.13.
7. Педагогический словарь // URL: http://enc-dic.com/pedagogics/ Gumanitarizacija-Obrazovanija-445.html
8. Сенько Ю. В. Гуманитаризация – стратегия развития педагогического образования в АГУ // Известия АГУ. – 1998. — № 11.

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т.о. на формирование личностной зрелости обучаемых. Система образования как бы повторяет путь развития науки, где интеллект в его технократической разновидности опередил развитие сознания науки как целого. Предметные знания в школе остаются разобщёнными, логический аспект преобладает в ущерб историко-культурному и социокультурному. Связи между предметами устанавливаются на основе междисциплинарных научных знаний, а не через общечеловеческое содержание школьных дисциплин. В результате обучение приобретает формальный, абстрактный характер. Культура выполняет важнейшую корректирующую функцию в развитии науки и техники, выступая посредником в разрешении достаточно острых противоречий между материальным и духовным. Именно в сфере культуры оказывается возможным достоверно определить ценность и судьбу того или иного технического и технологического проекта. В наиболее острой форме проблема Г.о. встаёт в отраслях образования, связанных с естествознанием и техникой. В результате развития техники ведущую роль в деятельности специалиста начинает играть понимание как способ опережающей организации знаний, основанный на предметности, осмысленности и целостности всей человеческой деятельности. Но современная дидактика значительно лучше владеет обучением умениям и знаниям, чем собственно содержательной стороной: она не даёт понимания предмета в целом (что в равной мере относится как к техническим, так и к гуманитарным дисциплинам). На современном этапе образование продолжает уводить человека всё дальше в детали конкретных методов исследования и технологических процессов, к совершенным алгоритмическим умениям и всё меньше преподаёт урок человечности, эстетического и этического отношения к окружающему миру, к людям, наконец, к самому себе. Научно-технический прогресс, развитие техники оказывают на культуру двоякое влияние — формирующее и деформирующее. Следствием научного технического прогресса является дегуманитаризация и дегуманизация образования, которые в принципе противоречат стратегическим потребностям общества. По мысли П.А. Флоренского, «культура есть среда, растящая и питающая личность».

Именно культура, а не общество и коллектив определяет формирование личности. Важнейшее значение т.о., имеют характер и направленность деятельности учебных заведений, где формируется будущий гражданин. Идея Г.о. заставляет обратиться к наиболее перспективным психолого-педагогическим теориям развития человека (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.), на основе которых можно построить общую культурно-историческую (или социокультурную) концепцию образования, теорию педагогики и смежных дисциплин, практику воспитания. Практическими направлениями Г.о. являются: пересмотр учебных программ по т.н. социально-экономическим дисциплинам с целью отражения в них мирового философского и общекультурного наследия; подготовка нового поколения учебников, в которых в доступной учащимся форме должно быть изложено содержание различных философских и этических концепций; выработка принципов и воспитания педагогических кадров.

В качестве желательной идейной основы системы образования и воспитания теоретики и практики образования указывают на принципы гуманизма, а в современном образовании и воспитании рассматривают реализацию тенденции гуманизации и гуманитаризации образования.

У понятия «гуманизм» (от лат. humanus – человечный) существует несколько значений . Гуманизм как мировоззрение включает ценности, получившие название общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др.

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра – человека.

В гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом.

Понятие гуманность чаще рассматривается как психологическое понятие и определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования… реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи» . Гуманность – это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное отношение к человеку как к высшей ценности.

В современной трактовке гуманизма акцент делается именно на целостное универсальное понимание человеческой личности – гармоническое развитие ее интеллектуального, духовно-нравственного и эстетического потенциала. Таким образом, с позиций гуманизма конечная цель образования и воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, существом, ответственным за происходящее в мире. Мера гуманизации образования и воспитания определяется тем, насколько они создают предпосылки для самореализации личности.

Тенденция гуманизации образования отражает полисубъектную сущность современного образовательного процесса. Гуманизацию образования в самом общем плане можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. При этом сущностью образовательного процесса становится достижение целенаправленного превращения социального опыта в опыт личный.

Но на уровне средней и высшей школы возникает проблема оценки уровня гуманизации образования и проблема методики оценивания степени формирования гуманности как компетенции личности.

Развитие личности возможно на основе овладения достижениями человеческой культуры, что напрямую зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. В этой связи самоопределение личности в контексте мировой культуры – стержневая линия гуманитаризации содержания образования, которая должна прослеживаться на всех уровнях образования – от средней школы к высшей школе.

Важной частью и средством гуманизации образования выступает его гуманитаризация, которая проявляется в целях, содержании, технологиях и формах образования, в системе управления образовательным процессом. Можно выделить два ее аспекта: 1. увеличение в содержании образования доли дисциплин о человеке и человечестве, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов (достигается в процессе построения учебного плана и определения содержания соответствующих учебных предметов); 2. улучшение качества преподавания гуманитарных предметов. Первый аспект связан с задачей гуманизации преподавания негуманитарных предметов. Ее можно решить путем выделения в каждом из них историко-культурологической компоненты для того, чтобы любой учебный курс реализовывал функцию формирования творческих способностей обучающихся, их духовной сферы, ценностных, гуманистических ориентаций.

Улучшение качества преподавания гуманитарных дисциплин актуально в связи с несколькими причинами. Среди которых: распространение прагматического отношения к изучаемому на фоне рыночного отношения к образованию; повышение роли неформального образования; неадекватность форм проверки и оценки достижений учащихся на основе требований новых образовательных стандартов.

Гуманитаризация как предпосылка гуманизации образования создает условия для овладения культурой, способствует формированию осознанной социальной принадлежности, ответственности за результаты своих действий.

Добавить комментарий

Закрыть меню