Гражданский кодекс 1922 года текст

Кодификация советского права в период НЭПа.

Переход к нэпу расширил сферу гражданско-правовых отношений и ак­тивизировал разработку гражданско-правового законодательства. Нали­чие многоукладной экономики потребовало изменений в источниках пра­ва. Революционное правосознание приобретает новое значение — метода, восполняющего пробелы в законе. Потребность в законе, однако, неизме­римо возрастает. Для защиты установленного государством правопорядка потребовалось выработать систему соответствующих норм. 1920-е годы стали периодом интенсивной кодификационной работы. Уже в 1922 – 1923 гᴦ. были приняты и вступили в действие 7 кодексов:

– Гражданский,

– Уголовный,

– Земельный,

– Гражданско-процессуальный,

– Уголовно-процессуальный,

– Кодекс законов о труде,

– Лесной.

В 1924 ᴦ. появился Исправительно-трудовой кодекс, в 1926 – КЗАГС.

Развитие семейно-брачного и наследственного права. Новый KЗАГС 1926 года признал фактический брак, то есть уравнял в правах зарегистрированный и незарегистрированный браки. Все правовые последствия для мужчин и женщин наступали с момента вступления их в сожительство. Главным доказательством наличия семьи становилось общее хозяйство, совместное воспитание детей, свидетельство третьего липа. Был введён институт об­щей собственности супругов. При прекращении брака предполагался раз­дел имущества и обязательное содержание нетрудоспособного супруга в течение года, а безработного в течение 6 месяцев.

С этого времени исчезло из употребления такое понятие, как внебрач­ные дети. Любое сожительство считалось браком, что не устраняло, одна­ко, процедуры установления отцовства. Забота о детях возлагалась на мужчину (или на мужчин), который после установления отцовства обязан был платить алименты. Брачный возраст для женщин при этом повышал­ся с 16 до 18 лет. Кодекс разрешил отмененное прежде усыновление. Мно­гобрачие не разрешалось (запрет регистрации лип, уже состоявших в фак­тических брачных отношениях). За калым, принуждение женщины к бра­ку, многоженство вводилась уголовная ответственность.

Гражданский кодекс состоял из 435статей, объединœенных в 4 раздела:

– общая часть,

– вещное,

– обязательственное,

– наследственное пра­во.

Гражданско-правовые нормы дифференцировались в нем по принципу обязательности. В условиях нэпа, когда автономия сторон в гражданском правоотношении была достаточно широка, в ГК превалировали диспозитивные нормы. По мере усиления ʼʼсоциализацииʼʼ гражданского права, то есть проникновения в него плановых начал, возрастало число принудительных норм. Часть норм носила декларативный характер.
Та­ковыми были в значительной степени провозглашенные в кодексе права российских граждан на свободу передвижения и посœелœения на всœей терри­тории страны, свободного выбора невоспрещённых законом занятий, приобретения и отчуждения имущества, совершения сделок, организации промышленных и торговых предприятий. Некоторые статьи кодекса со­держали неправовые критерии. Так, ст. 1 ʼʼО применении гражданского законодательства на практикеʼʼ устанавливала порядок защиты имущест­венных прав только в случае их соответствия ʼʼсоциально-хозяйственному назначениюʼʼ. Это давало судьям, не связанным четкими правовыми нор­мами, большой простор для толкования закона.

Закон ориентировался при этом на временный и относительный харак­тер права переходного периода. Предполагалось, что правовая норма в скором времени будет заменена техническими и организационными нор­мами. Принципу законности противопоставлялся принцип целœесообразно­сти, что на практике приводило к правовому нигилизму со всœеми выте­кающими отсюда последствиями.

Законодатель всячески подчеркивал, что имущественные права част­ных лиц (как физических, так и юридических) являются уступкой во имя развития производительных сил страны и должны быть подчинœены общей идее – ʼʼо господствующей роли социалистической собственностиʼʼ.

Teм не менее закон допустил наряду с государственной и кооператив­ной формами собственности частную собственность в 3 се формах: едино­личная собственность физических лиц, собственность нескольких лиц, не составляющих объединœения (к примеру, семейная), и собственность част­ных юридических лиц (компаний, акционерных обществ).

В государственной собственности оставались земля, леса, воды, недра, желœезные дороги, самолеты. Морские суда могли находиться в собствен­ности отдельных граждан и акционерных обществ. Для привлечения част­ного капитала в целях восстановления флота государство делало ему ус­тупку. Частная собственность распространялась на мелкие промышлен­ные и торговые предприятия. В связи с этим государство провело дена­ционализацию ранее экспроприированной у частных лиц собственности, но в весьма ограниченных размерах и без восстановления отмененных в ходе революции прав бывших собственников. Закон создавал гарантии только для вновь приобретенных прав, но запрещал восстанавливать прежние имущественные права.

Объем и размеры права частной собственности строго ограничивались (определялся круг объектов, допускаемых в частную собственность, уста­навливались предельные размеры частного предприятия и наследственной массы, получаемой частным лицом и т.п.). Ограничивалось также право частного собственника распоряжаться своей собственностью. Так, разре­шив собственность на жилье (бывшие муниципализированные строения), закон ограничил возможности сдачи его внаем введением нормы жилой площади, тарифов сдаточных цен, сроков сдачи. Был введен специальный термин ʼʼобладаниеʼʼ (ст. 58 ГК), означавший, что предмет, находящийся в частной собственности, не может вливаться в гражданский оборот. Его нельзя продать или купить.

Обязательственное право. С развитием частного предпринимательства возродилось обязательственное право. Закон распространил его на две категории субъектов гражданско-правовых отношений: правоспособных граждан и юридических лиц. Права юридического лица предоставлялись учреждениям, организациям и объединœениям лиц. Правоспособность и дееспособность в полном объёме наступали по достижении 18 лет.

ГК РСФСР регламентировал общие условия заключения договора. Он признавал его недействительным, в случае если договор заключался одной из сто­рон под влиянием ʼʼкрайней нуждыʼʼ и на невыгодных для нее условиях.

Договор мог быть расторгнут не только по инициативе сторон, но и по инициативе госорганов или общественных организаций, Такая норма имела ярко выраженную социальную направленность.

Одной из особенностей обязательственного права стало применение статей Уголовного кодекса в качестве санкций за нарушение гражданских договорных отношений. Но добросовестному контрагенту ГК гарантиро­вал судебную защиту его имущественных прав.

Закон разрешал всœе виды договоров: купли-продажи, мены, дарения, имущественного найма, займа, подряда, товарищества, поручительства и др.
Но размеры договорных сумм и сроки договоров строго оговарива­лись. Скажем, дарение не могло превышать 10 тысяч рублей, купля-продажа – только на внутреннем рынке и пр.
Система публичных торгов для сдачи подрядов обеспечивала льготные условия для государственных и кооперативных предприятий, которые вскоре вообще перестали участ­вовать в торгах и получать подряды без них.

Широкое распространение в условиях нэпа получили концессионный договоры и договоры об аренде государственных промышленных предприятий частными лицами и кооперативными организациями. На базе концессий частный капитал привлекался к производству горпопромысловых работ, к поиску, разведке, добыче и переработке полезных ископае­мых. Концессионеры получали на определœенный срок государственное предприятие, обязывались вкладывать в него определœенный капитал, под­держивать его на современном техническом уровне. Концессионный дого­вор предусматривал преимущественную продажу продукции государству по обусловленным ценам, ограничивал право концессионера распоря­жаться концессионным имуществом.

Арендный договор на государственное промышленное предприятие бли­зок по своей сути к концессионному. Расторгнуть его можно было только в судебном порядке. Арендатор имел право сбывать продукцию предпри­ятия на вольном рынке, мог оговорить право получения для него государ­ственного сырья. Но он брал на себя и целый ряд обязательств. Количест­во и номенклатуру изделий определял договор, как и долю продукции, обязательной для сдачи государству, предприятие крайне важно было под­держивать на должном уровне.

Цели:

1. Способствовать восстановлению и развитию экономики страны путем активизации товарно-денежных отношений, поощрения частной инициативы и предпринимательства.

2. Гарантировать гражданам определенный круг имущественных прав, которые позволяли бы восстанавливать и развивать хозяйство не только за государственный счет, но и с привлечением частного капитала.

3.Обеспечить свободу гражданского оборота для привлечения средств зарубежных предпринимателей.

4. Поставить надежные заслоны любым попыткам частных лиц получать материальную выгоду за счет ухудшения экономического положения государственных предприятий и организаций.

Структура(435 статей):

Раздел 1. «Общая часть»:

а) устанавливались основные положения гражданского права;

б) определялось правовое положение субъектов права;

в) закреплялись общие принципы совершения сделок;

г) указывались условия применения исковой давности в гражданских правоотношениях.

Раздел 2. «Вещное право»:

а) включал в себя нормы по вопросам права собственности;

б) содержал требования к договору о праве застройки;

в) регулировал залог имущества.

Раздел 3. «Обязательственное право»:

а) был самым объемным;

б) состоял из 13 глав (общие положения; обязательства, возникающие из договоров; имущественный наем; купля-продажа; мена; заем; подряд; поручительство; поручение и доверенность; товарищества; страхование; обязательства, возникающие вследствие неосновательного обогащения; обязательства, возникающие вследствие причинения другому вреда).

Раздел 4. «Наследственное право».

5. Приложения (нормативно-правовые акты ВЦИК и СНК РСФСР, развивающие и конкретизирующие отдельные положения кодекса).

Основные положения Общей части Гражданского кодекса:

1. Устанавливались равные гражданские права всем гражданам РСФСР независимо от их пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения:

а) свободно передвигаться и селиться на всей территории РСФСР;

б) избирать не воспрещенные законом занятия и профессии;

в) приобретать и отчуждать имущество с ограничениями, указанными в законе;

г) совершать сделки и вступать в обязательства;

д) организовывать промышленные и торговые предприятия.

2. Утверждалось, что никто не может быть лишен гражданских прав или ограничен в правах иначе, как в случаях, установленных законом.

3. Устанавливались существенные ограничения свободы предпринимательской деятельности и частной инициативы:

а) гражданские права не охранялись законом, если они осуществлялись в противоречии с их социально-хозяйственным назначением (например, согласно ст. 30 ГК, сделка признавалась недействительной, если была совершена к явному ущербу для государства);

б) в качестве гарантии интересов стороны государства вводился институт неустойки;

в) существование юридического лица прекращалось, если его органы «в своей деятельности уклоняются в сторону, противную интересам государства»;

г) закон не гарантировал предпринимателям стабильности гражданско-правовых отношений и возможности реально защищать свои имущественные права в судебных органах (даже в основанных на законе и договоре имущественных интересах частных лиц суд всегда мог усмотреть противоречие их социально-хозяйственному назначению и решить иск в пользу виновной государственной организации или предприятия).

4. Наряду с государственной и кооперативной собственностью ГК выделял частную собственность:

а) единоличную собственность физических лиц;

б) собственность нескольких лиц, не составлявших объединение (общая собственность);

в) собственность частных юридических лиц.

5. Закон ограничивал объем и размеры права частной собственности:

а) из частного оборота были изъяты земля, национализированные и муниципальные предприятия и их оборудование, строения, железные дороги и подвижной состав, взрывчатые вещества, телеграфное имущество, спиртные напитки свыше установленной законом крепости;

б) сохранялось монопольное право государства на покупку и продажу иностранной валюты, золотой, серебряной и платиновой монеты;

в) физическое лицо не могло иметь в собственности более одного жилого строения;

г) жилое строение можно было продавать не чаще одного раза в три года;

д) пользование домовладением ограничивалось установлением норм жилой площади, тарифов сдаточных цен, сроков сдачи в наем;

е) запрещалось взимание процентов на проценты;

ж) ни одно частное предприятие не могло нанимать на работу более двадцати рабочих.

Субъектами гражданских правоотношений признавались:

а) физические лица:

— дееспособность в полном объеме наступала по достижении 18-летнего возраста;

— лица, объявленные вне закона, гражданской правоспособностью не обладали;

— допускалась возможность ограничения гражданской правоспособности, но только по приговору суда (согласно Уголовному кодексу того времени, суд мог на срок свыше 5 лет лишить права быть поручителем или опекуном);

б) юридические лица:

— делились на товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, тресты, комбинаты, синдикаты, земледельческие общества, организации и учреждения;

— должны были иметь Устав или Положение;

— должны были действовать для достижения целей, изложенных в Уставе.

Особенности вещного права:

1. Не было дано определение понятию «вещное право».

2. Признавались три вида прав на вещи:

а) право собственности;

б) право застройки;

в) право залога.

3. Центральным институтом вещного права называлось право собственности.

4. Создавался режим наибольшего благоприятствования государственной собственности:

а) государство было наделено правом исключительной собственности на отдельные категории имущества (землю, недра, воды, леса, железные дороги, летательные аппараты и основные средства производства);

б) перечислялись основные способы возникновения государственной собственности:

— реквизиция;

— конфискация;

— государственной становилась собственность, хозяин которой неизвестен;

— в кодексе не назывался такой источник государственной собственности, как национализация.

5. Выделялась кооперативная собственность:

а) указывались способы ее возникновения;

б) четко не регламентировалась.

6. Уделялось достаточное внимание праву частной собственности:

а) в частной собственности граждан могли находиться средства производства для индивидуальной трудовой деятельности в сфере ремесла, сельского хозяйства;

б) допускалось иметь в частной собственности золотые и серебряные монеты, иностранную валюту и другие ценности;

в) к объектам частной собственности были отнесены предметы домашнего обихода, хозяйства, личного потребления;

г) из оборота были изъяты оружие, взрывчатые и ядовитые вещества, наркотики;

д) введена государственная монополия на спиртные напитки;

е) собственник должен был использовать свою собственность (орудия труда, здания) таким образом, чтобы приносить пользу обществу;

ж) если собственник не использовал собственность сообразно ее хозяйственному назначению, то он мог быть лишен права этой собственности.

7. Регулировалось залоговое право:

а) вводилось в кодекс в целях контроля государства над крупными сделками;

б) из залога покрывались недоимки по государственным налогам;

в) из залога оплачивались задолженности по зарплате рабочим и служащим.

Основные положения обязательственного права:

Подробно анализировался порядок заключения договоров:

а) договор признавался недействительным, если он заключался одной из сторон под влиянием «крайней нужды» и на невыгодных для нее условиях;

б) определялись существенные пункты договора, без достижения согласия по которым договор не мог считаться заключенным;

в) форма заключения договора ставилась в зависимость от суммы и сторон договора.

2. Был расширен круг известных советскому законодательству договоров:

а) договор найма:

— регулировал аренду предприятий;

— регламентировал наем других помещений;

б) договор купли-продажи и мены:

— называются виды имущества, которые могут быть предметом договоров;

— субъектами договора подразумевались частные лица;

— не называются в качестве сторон или одной из сторон юридические лица;

в) договор поставки:

— рассматривается как разновидность договора купли-продажи;

— покупателем должен быть государственный орган, а поставщиком — частное лицо;

г) договор займа:

— рассмотрен вопрос о валюте займа (золотые рубли);

— регламентируется порядок уплаты процентов;

д) договор поручительства:

— поручитель в случае отказа должника от выполнения договора сам обязан исполнить обязательство;

— не упоминается о гарантиях, способе обеспечения исполнения обязательства в отношениях государственных органов между собой или с другими субъектами;

е) договор товарищества (договор о совместной деятельности):

— простое товарищество (прибыль распределяется в соответствии с размером вклада);

— товарищество на вере и товарищество с ограниченной ответственностью являлись частными юридическими лицами (участие государства в этих видах товарищества было исключено условиями договора);

— акционерное общество могло быть частным, государственным или смешанным;

ж) договор страхования:

— регулировал добровольное страхование;

— видами страхования признавались имущественное страхование и личное страхование;

з) договор дарения:

— допускалось вновь, но ставилось под контроль государства с целью ограничения источников возникновения права частной собственности,

— дарение свыше 1 тысячи рублей должно было облекаться в письменную форму и регистрироваться в нотариальном порядке;

и) договор концессии:

— являлся договорным соглашением государства с концессионером о праве пользования государственным имуществом;

— возлагал на концессионера ряд обязанностей (вкладывать в предприятие определенный капитал, поддерживать предприятие на современном техническом уровне);

— предусматривал преимущественную продажу продукции государству по обусловленным ценам;

— ограничивал право концессионера распоряжаться концессионным имуществом;

к) договор аренды на государственные промышленные предприятия:

— арендатору предоставлялось право сбывать продукцию предприятия на вольный рынок;

— могло быть предусмотрено снабжение предприятия государственным сырьем;

— определялось, какого рода изделия и в каком количестве должен вырабатывать арендатор;

— определялась доля продукции, обязательная для сдачи государству;

— на арендатора возлагалась обязанность поддерживать предприятие на должном техническом уровне;

— сроки аренды жестко регламентировались, как и другие условия аренды.

3. Гражданский кодекс ограничивал размеры договорных сумм, сроки договоров, другие элементы обязательств.

4. Инициатива расторжения договора могла исходить не только от заинтересованной стороны, но и от государственных органов и общественных организаций.

5. Одной из особенностей обязательственного права стало применение статей Уголовного кодекса в качестве санкций за нарушение гражданских договорных отношений.

6. Подробно рассмотрены случаи возмещения убытков при неисполнении обязательства:

а) под убытком понимался как положительный ущерб в имуществе, так и упущенная выгода;

б) подразумевался только имущественный (не моральный) ущерб.

7. Называются иные, кроме договорных, способы возникновения обязательств:

а) обязанность возвратить неосновательно приобретенное имущество сопровождалось обязанностью возвращения или возмещения доходов, извлеченных из неосновательно полученного имущества;

б) обязательства из причинения вреда строились на социальном начале причинения, а не индивидуальном начале вины (вина как основание ответственности отрицалась);

в) учитывалось имущественное положение потерпевшего и причинившего вред:

— суд мог уменьшить размер вознаграждения в случае несостоятельности причинителя вреда;

— суд мог обязать возместить вред в большем размере, если имущественное положение потерпевшего было тяжелым.

Основные нормы наследственного права:

1. Кодекс вводил наследование как по закону, так и по завещанию:

а) передаваемая наследственная масса не должна была превышать 10 тысяч золотых рублей;

б) наследственное имущество в части, превышающей предельную стоимость наследства, переходило в собственность государства.

2. Круг лиц, призываемых к наследованию, ограничивался прямыми нисходящими (детьми, внуками и правнуками) и пережившим супругом умершего.

3. При наследовании по закону наследственное имущество делилось поровну между наследниками.

4. В случае, если завещатель лишал прав законного наследования, наследственное имущество переходило государству.

5. Круг наследников по завещанию совпадал с кругом наследников по закону:

а) наследодатель мог оставить имущество лишь членам семьи (иждивенцам, даже если они не являются родственниками) или государству;

б) допускалась возможность лишения всех или части наследников по закону их доли наследства, а также перераспределения их долей.

6. Гражданский кодекс запрещал вызов наследников посредством публикации в газетах:

а) наследство должен был получать близкий к наследодателю человек;

б) в случае отсутствия связи между наследодателем и наследником последний лишался наследства.

7. Максимально ограничивалась возможность передачи по наследству крупной собственности:

а) ограничивалось наследование промышленных и торговых предприятий, предметов роскоши, денежных капиталов;

б) предупреждалась опасность скопления крупных капиталов в одних руках.

Таким образом, в целом Гражданский кодекс 1922 г. закрепил основные принципы политики советского государства в сфере хозяйственных и иных имущественных отношений в период НЭПа.

Тема № 13. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РСФСР 1922 ГОДА

(2 часа)

1. Разработка и принятие Кодекса:

а) Гражданское законодательство первых лет Советской власти:

— проект Кодекса экономических законов РСФСР 1918—1919 годов;

— отношение к Кодексу в 1920 году;

б) Декрет об основных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами;

в) споры о необходимости права, в том числе гражданского;

г) принятие Кодекса.

2.Субъекты гражданского права в ГК 1922 г.:

а) физические лица,

б) юридические лица.

Советское гражданское право узаконило широкое вмешательство государства в гражданско-правовые отношения, существенно ограничило свободу частной собственности. ГК РСФСР 1922 г. делит субъекты гражданских правоотношений на физические и юридические лица. Это деление не явилось чем-то новым в гражданском праве, интерес представляет объем прав и обязанностей, закрепляемых государством за участниками гражданских правоотношений.

Решающая роль при определении гражданской правоспособности «физических лиц» принадлежала ст. 1 и 4 ГК, в которых был сформулирован классовый подход советского государства. С точки зрения нужд хозяйственной политики 20-х годов основной задачей ГК считалось регулирование деятельности «частников». В Кодексе закреплена равная для всех граждан правоспособность, на объем которой не оказывало влияние ограничение гражданина в политических правах. Последнее было возможно только по приговору суда.

Однако гражданская правоспособность по ГК РСФСР 1922 г. была ограничена, она касалась лишь имущественных прав. Личные неимущественные права не охранялись законом.

Имущественная правоспособность была ограничена теми пределами, которые соответствовали интересам социалистического государства.

ГК РСФСР 1922 г. по сравнению с советским законодательством предшествующего периода более четко определяет круг юридических лиц, которые делились:

а) государственные (госпредприятия, тресты, синдикаты, местные Советы, торговые организации);

б) частные (акционерные общества, товарищества);

в) смешанные;

г) общественные (кооперативно-колхозные предприятия, органы партийных, профсоюзных организаций).

Юридические и физические лица занимали в Кодексе примерно равное место, но со временем роль юридических лиц значительно возросла.

Физическое лицо могло выступить не только носителем собственных прав, но и представителем другого лица или организации, как должностное лицо или как представитель власти. Следовательно, представитель физического лица, ор­ганизации, государственного органа или должностного лица помимо собственного правового статуса приобретает также некоторые права и обязанности, входящие в правовой статус вышеперечисленных субъектов права. Например, директор предприятия или председатель правления колхоза вправе от имени организации осуществлять сделки по оперативно-хо­зяйственному использованию общественного имущества.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 года детально характе­ризует юридические лица как субъекты гражданских право­отношений по сравнению с предыдущим законодательством в этой области. Наряду с государственными предприятиями, учреждениями и организациями ГК говорит ещё и о частных юридических лицах. таким образом, в советском праве воз­никла следующая классификация юридических лиц:

В зависимости от состава образующих их членов юриди­ческие лица делились на: а) государственные, к которым от­носились местные Советы и их исполкомы, государственные предприятия, торговые организации, а позднее -тресты и син­дикаты; б) частные, к которым относились товарищества и ак­ционерные общества; в) смешанные, которые образовывались при участии как частного, так и государственного капитала; г) общественные, к которым относились как кооперативно-кол­хозные предприятия, так и органы общественных, партийных, профсоюзных организаций.

В зависимости от устройства и целей юридические лица делились на а) товарищества, акционерные общества; б) госу­дарственные предприятия; в) тресты; г) комбинаты; д) синди­каты; е) земледельческие общества; ж) организации и учреждения.

А.Г. Гойхбарг, тщательно изучая проект подготовленно­го Гражданского кодекса, уделял особое внимание частным юридическим лицам.

По его мнению, именно они были более всего ограничены в правоспособности. Автор не оставил без внимания и государственные юридические лица, а именно на­ционализированные крупные промышленные предприятия, переведённые на хозяйственный расчёт. Данные предприятия признавались им самостоятельными и полностью отвечающи­ми по своим обязательствам. Обязанность по обязательствам, принадлежащая хозрасчётным предприятиям, объяснялась А.Г. Гойхбаргом следующим образом: «Если бы каждая от­расль промышленности знала, что если она вылетит в трубу, то за это отвечает всё государство, тогда никакого стимула не было бы для всей этой отрасли промышленности действовать хозяйственным образом».

В статье 13 (в окончательной редакции ст. 14) определя­лись признаки юридического лица. На IV сессии ВЦИК 9-го созыва отдельные положения данной нормы были уточнены: «Чтобы устранить всякие недоразумения, что будто бы про­фсоюзы не могут существовать на основании этой статьи».

Юридическое лицо было обязано иметь устав, регулиру­ющий его деятельность. Позже ВЦИК добавил и такую обя­занность юридического лица, как обязанность иметь ещё и положение. Эти уставные документы должны были быть либо утверждены, либо зарегистрированы. Юридическими лицами являлись и товарищества, в том числе и акционерные обще­ства, создание которых оформлялось договором.

Статья 19 ГК была посвящена государственным предпри­ятиям и их объединениям, переведённым на хозрасчёт. А вот о государственных органах и смешанных предприятиях в ко­дексе нет никакой информации. В связи с этой неполнотой законодательного акта сразу же после принятия ГК возникла необходимость издания множества нормативно-правовых ак­тов, которые уточняли суть несовершенных статей ГК. Самым главным недостатком ГК, пожалуй, было то, что он не разде­лял юридические лица на государственные и частные. Позже это было сделано в подведомственных нормативно-правовых актах. Вследствие отсутствия подобного разграничения в тек­сте государственные и частные предприятия, по сути, при­равнивались друг к другу, хотя очевидно, что статус первых в гражданском обороте был куда более значимым. В судебной практике также можно найти уточнение по поводу статуса го­сударственных и частных юридических лиц. Так, Пленум Вер­ховного Суда РСФСР от третьего ноября 1923 года постановил, что «всякое акционерное общество является частным юриди­ческим лицом, если устав акционерного общества допускает вступление частного капитала».

Со временем подзаконные акты закрепили правовое по­ложение советских учреждений с правами юридического лица. Складывалась ситуация, когда каждый нормативно­правовой акт должен был конкретизировать объём прав и обязанностей, принадлежащих тому государственному орга­ну, которому нормативно-правовой акт был посвящён. К при­меру, «в области частноправовой губернский исполнительный комитет пользуется всеми правами юридического лица», «центральное издательство народов Союза ССР… пользуется всеми правами юридического лица» и т.д.

Создание трестов и синдикатов не повлияло на внесение значительных изменений в Гражданский кодекс.

Что касается правоспособности юридических лиц, то они были наделены законодателем не общей, а специальной правоспособностью. Закон строго устанавливал обязанность юридического лица действовать в соответствии с теми целями, которые определены в его уставе. В противном случае «суще­ствование юридического лица может быть прекращено соот­ветственным органом государственной власти».

В соответствии со ст.19 ГК государственные предприятия, переведённые на хозрасчёт, за свои долги отвечали лишь тем имуществом, которое находилось в их свободном распоряже­нии. Тем самым законодатель исключил возможность обра­щения взыскания на основные фонды. Эти меры были пред­приняты советским правительством с целью недопущения перехода национализированного имущества в руки частников.

Трудно не признать, что далеко не все нормы ГК, по­свящённые правовому статусу субъектов гражданско-право­вых отношений, были тщательно разработаны в кодексе. По­сле войны был очень распространён случай так называемого «безвестного отсутствия». однако сам термин «безвестное отсутствие» только слегка упоминался в ст.12 Гражданского кодекса. Важный вопрос о местонахождении юридического лица также не был достаточно освещён в тексте кодекса, что являлось большим его недостатком. В ранние годы советской власти, когда ещё не до конца была ясна роль юридических лиц в хозяйственной деятельности государства, такая несовер­шенная их характеристика в законе была вполне объяснима. Но в будущем все эти пробелы права нельзя было оставлять без внимания. Внести уточнения в кодекс можно было двумя способами: либо посредством его изменения, либо путём из­дания конкретизирующих подзаконных нормативно-право­вых актов.

Второй способ оказался менее сложным. Практически любой из высших органов власти имел право принимать по­становления, разъяснения и другие нормативно-правовые акты. Совершенно естественно, что зачастую множество этих документов противоречили друг другу, что создавало некото­рую неразбериху.

Таким образом, кодекс был дополнен множеством уточ­няющих нормативно-правовых актов, поскольку непосред­ственно сам его текст ни разу не подвергался изменению. Спустя некоторое время значение юридических лиц возросло настолько, что Ф. Вольфсон в своё время писал так: «Юридиче­ское лицо заслонило собой лицо фактическое».

В ходе рассмотрения данной темы стало совершенно оче­видно, что советские исследователи в области гражданского права сходились во мнении о том, что субъекты гражданских правоотношений делятся на физические и юридические лица. Разница лишь в том, что использовали они при этом разную терминологию. Большой интерес представляет объём прав, которым этих субъектов наделял Гражданский кодекс 1922 года. Гражданское право того периода носило не просто клас­совый характер, а ярко выраженный классовый характер, пре­следуя больше всего свои собственные интересы, но во благо советского общества. В этом и состояла его особенность. од­нако нельзя сказать, что советскому государству не удалось достигнуть всеобщего блага, наоборот — осуществляя свою политику и возвышая себя над другими субъектами права, оно успешно реализовало свои благие цели. Итак, обладая классовым характером, советское гражданское право надели­ло субъектов различным объёмом прав и обязанностей. Но более всего исследователя интересует именно объём прав, то есть мера возможного поведения субъекта. Сразу стоит отме­тить, что среди рассмотренных точек зрения на субъектный со­став гражданских правоотношений среди советских юристов нет глубоких рассуждений о том, какое место занимает сре­ди них Советское государство. Исходя из основополагающих принципов гражданского права, оно также являлось одним из субъектов правоотношений. При этом субъекты гражданских правоотношений признавались равноправными. В ходе ис­следования сложилась несколько иная классификация. Субъ­екты гражданских правоотношений — это физические, юри­дические лица, а также Советское государство, как отдельный субъект. Советское государство превалировало над остальны­ми субъектами. При этом под Советским государством пони­маются как все государственные органы, предприятия, так и должностные лица. Советское государство наделялось самым большим объёмом прав по причине, которая уже была опи­сана выше. В некоторых странах проблема неравенства субъек­тов гражданских правоотношений негласно существовала на протяжении всей их истории. Хотя вопрос спорный: является ли это действительно проблемой?

С большим опасением законодатель относился к част­ным юридическим лицам, чьё существование в период НЭПа он всё-таки допускал в небольших количествах. Поэтому вся политика Советского государства стремилась максимально ограничить в правах частное юридическое лицо, однако не лишить его возможности существования с целью сохранения своего демократического облика.

3. Вещные права:

а) виды вещных прав;

б) собственность (ст. 52 и сл.):

— государственная (ст. 53, национализированная и муниципализированная),

— кооперативная (ст. 57 и др.),

— частная (ст. 54, 55, 56 и др.);

в) застройка (ст. 71 и сл.);

г) залог (ст. 85 и сл.).

4. Обязательственное право:

а) основания возникновения обязательств (ст. 106 и др.);

б) защита интересов трудящихся и государства (в имущественном найме — ст. 167, 171 и др.);

в) обязательства из договоров:

— договор имущественного найми,

— договоры купли-продажи и мены,

— договор займа,

— договор подряда,

— договор поручительства,

— договор поручения,

— договор товарищества,

— договор страхования;

г) обязательства из причинения вреда:

— основания возникновения (ст. 403-406): виновное и невиновное;

— обязательства из неосновательного обогащения (ст. 399—402).

Добавить комментарий

Закрыть меню