Гражданская оборона задачи

Задачи гражданской обороны

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

подготовка населения в области гражданской обороны;

оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Задачи ГО:

• обучение населения в области гражданской обороны;

• оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

• предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

• проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

• проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения приведении военных действий или вследствие этих

действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

• борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

• санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

• восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

• срочное захоронение трупов в военное время;

• разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

• обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Основные задачи единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года, утверждённые Президентом Российской Федерации 3 сентября 2011 года:

• обеспечение реализации полномочий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны, осуществления эффективного управления и координации их деятельности в данной сфере;

• проведение мер по организации и ведению гражданской обороны, по защите населения, материальных и культурных ценностей, по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

• совершенствование нормативно-правовой базы в области гражданской обороны с учётом современных требований, в том числе в области противодействия новым видам опасностей и угроз для Российской Федерации, включая терроризм;

• формирование эффективного механизма выполнения положений законодательных, нормативных правовых и иных актов, а также реализации специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны;

• международное сотрудничество в целях предотвращения военной опасности, кризисов и конфликтов посредством тесного взаимодействия в рамках Международной организации гражданской оборон, а также с соответствующими органами иностранных государств.

Основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года:

• развитие нормативно-правовой базы в области гражданской обороны;

• совершенствование системы управления гражданской обороны;

• совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• развитие сил гражданской обороны;

• сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

• совершенствование системы обучения населения, подготовки должностных лиц и работников в области гражданской обороны;

• развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

Назначение, задачи и структура гражданской обороны

Введение

Гражданская оборона (ГО) была создана в 1961 г. взамен местной противовоздушной обороны (МПВО) и является прямой наследницей её славных традиций, боевого опыта, прошедшего проверку в суровые годы ВОВ.

В современных условиях гражданская оборона становится важным фактором, обеспечивающим работоспособность государства.

Гражданская оборона является главной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населения и объектов народного хозяйства от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

Перед гражданской обороной стоят следующие основные задачи:

1. Защита населения от оружия массового поражения и других современных средств нападения противника.

2. Проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы объектов и отраслей народного хозяйства в условиях военного времени.

3. Проведение СНАВР в очагах поражения, районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

Для решения этих задач проводится целый ряд мероприятий. Для защиты населения от оружия массового поражения заблаговременно строятся защитные сооружения, накапливаются средства индивидуальной защиты, проводятся обучение населения правильному использованию средств защиты, оказанию медицинской защиты и подготовка к эвакуации населения из крупных городов в загородную зону.

В целях повышения устойчивости работы объектов народного хозяйства в условиях военного времени проводятся мероприятия, направленные на поддержание способности этих объектов выпускать продукцию в заданной номенклатуре и количестве в условиях войны.

К числу таких мероприятий относятся: строительство убежищ для защиты рабочих и служащих, защита станков и оборудования от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва, снижение запасов взрывоопасных, пожароопасных и сильнодействующих ядовитых веществ на объектах, создание условий для падения подачи электроэнергии и систем автоматического отключения подачи газа, изменение технологического процесса производства с учётом условий работы в военное время и т. д.


Роль и задачи гражданской обороны в современных условиях

Гражданская оборона (ГО) представляет собой систему общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых с целью защиты населения, объектов хозяйствования и территории страны в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, повышения устойчивости функционирования объектов экономики, а также проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Для организации работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, обеспечения постоянной готовности органов управления и сил для ведения этих работ, а также для осуществления контроля за разработкой и реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций создаются органы, формирования и службы гражданской обороны (ГО).

Органы управления ГО – центральные и местные органы исполнительной власти, организации всех форм собственности, осуществляющие руководство и обеспечивающие выполнение мероприятий ГО в мирное и военное время.

Эвакуационные органы – эвакуационные и эвакоприемные комиссии, создаваемые центральными и местными исполнительными органами, организациями всех форм собственности для осуществления эвакуации населения, материальных ценностей в безопасную зону, организации их размещения, производственной деятельности и жизнеобеспечения.

Формирования ГО – территориальные и объектовые формирования служб ГО и ЧС, создаваемые в областях, городах, районах, центральных и местных исполнительных органах, организациях.

Службы ГО и ЧС – республиканские, областные, районные, городские службы ГО и ЧС. Они работают под руководством соответствующих российских органов, вышестоящих КЧС, а также правительственных комиссий, создаваемых для расследования и ликвидации последствий особо крупных аварий или стихийных бедствий.

Работа КЧС (комиссии по чрезвычайным ситуациям) организуется во взаимодействии с органами ГО, МВД, ФСБ, военного командования и организациями государственного надзора и контроля. При них создается постоянный рабочий орган на базе штабов и служб ГО.

Решения КЧС во время ЧС являются обязательными для выполнения всеми органами и предприятиями, расположенными на соответствующей территории.

Актуальность мероприятий ГО по защите населения, территорий и объектов хозяйствования от ЧС природного и техногенного характера вызвана тем, что умелые действия по спасению людей, оказанию им необходимой помощи, проведению аварийно-спасательных работ (АСР) в очагах поражений позволяют сократить число погибших, сохранить здоровье пострадавших, уменьшить материальные потери.

Назначение, задачи и структура гражданской обороны

Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время.

Деятельность ГО направлена как на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при ЧС мирного и военного времени.

Основные задачи, стоящие перед ГО, можно сформулировать следующим образом:

— обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

— предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

— проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

— проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

— борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, бактериологическому и иному заражению. Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

— восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий, срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

— срочное захоронение трупов в военное время;

— разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В зависимости от обстановки система ГО может функционировать в одном из следующих режимов:

· режим повседневной деятельности – функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической и биологической (РХБ), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий – это планомерное осуществление мер по предупреждению ЧС и повышению готовности органов управления и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;

· режим повышенной готовности – при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, угрозе развязывания войны;

· чрезвычайный режим – начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или отдельных её местностях.

Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу.

Территориальный принцип организации означает, что независимо от ведомственной принадлежности ГО объектов экономики организационно входит в структуру ГО соответствующих республик, краев, областей, городов, районов, на территории которых они расположены. Ответственность за состояние ГО поселков, районов, городов и т. д. несут руководители органов представительной и исполнительной власти.

Производственный принцип организации заключается в том, что ГО объектов экономики организационно входит также в структуру ГО соответствующих министерств, ведомств, руководители которых несут полную ответственность за состояние ГО в этих учреждениях.

Начальником штаба ГО РФ является Председатель Правительства РФ.

На федеральном уровне руководство ГО осуществляет Правительство РФ. В федеральных органах исполнительной власти и организациях управления оно возложено на их руководителей, являющихся по должности начальниками ГО указанных органов и организаций. На территории субъектов РФ и муниципальных образований руководство ГО осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления, которые по должности одновременно являются начальниками ГО. Все начальники и руководители ГО несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и организациях.

Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы ГО, а также службы ГО организаций.

В состав сил ГО в зависимости от уровня входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, и гражданские организации ГО.

Гражданские организации ГО создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты, важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время.

В гражданские организации ГО могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационное предписание, инвалидов, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей до трех лет.

Создание гражданской организации ГО объекта начинается с принятия соответствующего решения руководителем предприятия (по статусу начальника ГО объекта) на основании указаний (приказов) регионального центра, глав администрации города (района), что закрепляется приказом по предприятию и доводится до сведения всех руководителей и персонала подразделений ГО объекта, включает в себя штатное подразделение (штаб ГО объекта) и нештатные подразделения (добровольные формирования ГО, эвакоформы, штабы ГО площадок, подразделений объекта).

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В современной войне, помимо обычных видов оружия, можно ожидать применения противником ядерного оружия, химического оружия и биологического оружия.

Ядерное оружие является наиболее мощным из средств поражения и приводит к массовым потерям населения. Примером служат атомные взрывы в японских городах Хиросима и Нагасаки. Ядерное оружие обладает несколькими поражающими факторами: ударной волной, световым излучением, проникающей радиацией, сейсмовзрывными волнами, электромагнитным импульсом и радиоактивным заражением местности. Эти факторы и определяют характер поражения населения и структуру санитарных потерь.

Основой химического оружия являются отравляющие вещества, которые впервые были применены Германией в годы первой мировой войны. Международный Женевский протокол 1925 г. признал химическое оружие запрещенным. Однако некоторые государства не приняли протокол, и в армиях этих государств отравляющие вещества вошли в арсенал средств массового поражения людей.

Биологическое оружие является наиболее коварным, осужденным всем прогрессивным человечеством видом оружия массового поражения. Основу его составляют бактерии, вирусы, а также высокотоксичные продукты жизнедеятельности бактерий – токсины. Основными специфическими свойствами ряда биоагентов, применяемых в качестве биологического оружия, является способность длительно сохраняться в окружающей среде, что позволяет ему вызывать эпидемии среди людей и сельскохозяйственных животных. Кроме того, существуют большие трудности с обнаружением факта применения противником биологического оружия, а также опасность заражения личного состава формирований ГО при выполнении спасательных работ в очаге.

Эти виды оружия могут повлечь огромные потери. Отсюда вытекает огромное государственное значение ГО.

Оборонный потенциал страны, его составными частями являются:

1.Военный потенциал, в первую очередь силы ядерного сдерживания.

2.Моральный потенциал – желание населения встать на военную защиту государства, нести жертвы и тяготы войны.

3.Людской (мобилизационный) потенциал – численность населения, подлежащая призыву в вооруженные силы и оборонные отрасли экономики.

4.Промышленный (экономический) потенциал – способность обеспечить экономическую независимость, произвести все необходимое для проведения и обеспечения военных действий.

5.Гражданская оборона – способность сохранить в условиях военных действий людской и промышленный потенциалы. В условиях, когда государство идет (или готово идти) на сокращение ядерных сил сдерживания, а вероятные противники усиливают свои военные потенциалы (США – за счет создания национальной противоракетной обороны, Китай – за счет неограниченного роста количества своих ядерных зарядов и средств их доставки к целям), приоритетное направление получает гражданская оборона.

В 21 веке гражданская оборона должна строиться по принципу стратегической мобильности.

Суть его состоит в поэтапном наращивании мероприятий ГО по времени и пространству в зависимости от уровня военных угроз, в концентрации сил и средств в нужное время и в нужном месте.

Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных сил, резервов средств защиты и средств для жизнеобеспечения населения.

Большие и сложные задачи ГО могут быть решены только при активном участии органов власти всех уровней, руководителей предприятий и организаций, трудовых коллективов и всего населения.

Впервые, в истории государства 12.02.98.г. принят Федеральный Закон «О гражданской обороне». Эти законом определяются задачи в области ГО и правовые основы в области их осуществления, полномочия органов власти всех уровней, силы средства ГО.

Статья 2: Задачи в области ГО

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

— обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

— предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

— проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

— проведение аварийно – спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

— борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

— обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

— восстановление и поддерживание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

— срочное захоронение трупов в военное время;

— разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

— обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

— проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

— оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Добавить комментарий

Закрыть меню