Готовность педагога к инновационной деятельности

Готовность учителя к инновационной деятельности

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность, как качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, как активно-действенное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности. Определение готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства (подробнее в Главе 4).

Готовность к нововведениям — это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности («сплав» психологической, теоретической и практической готовности). Болгарские исследователи Д. Градев и А. Маринов определяют эту составляющую творческой деятельности как практическое поведение, которое имеет целью полноценное использование нового, продолжение творческих действий по созданию нового.

Выделяют следующие составляющие готовности педагога к инновациям. Во-первых, наличие положительной мотивации к инновациям. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей, например:способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия в ней; способ формирования нового взгляда на себя как на профессионала;возможность создать что-то свое, необычное, новое;выполнение своего профессионального долга; способ повышения авторитета среди родителей и студентов;способ получения дополнительного заработка; способ приобретения нового статуса среди коллег; способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития; способ повышения интереса студентов к учению и воспитанию;повышение самоуважения.

Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной деятельности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.

Направленность педагога на развитие своих профессиональных способностей и на достижение более высоких результатов – необходимое условие приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели, а не реализации каких-то других мотивов.

Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать вершин мастерства, только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи, одновременно критически оценивая себя и то, что уже достигнуто. Без осознания личностной ценности инновационной деятельности не может быть и высокой готовности к этой деятельности.

Будущий учитель, нацеленный на мотивы личностной самореализации, стремится достичь результата в своей деятельности без личностно-прагматической мотивации, получает удовлетворение от самого процесса инновационной деятельности, которая имеет для него глубокий профессиональный и субъективно значимый смысл. Такого учителя отличают создание новых концептуальных подходов, высокий уровень рефлексии и психологическая готовность к восприятию и освоению нового.

Во-вторых, комплекс знаний о современных требованиях к результатам профессионального образования, инновационных моделях и технологиях образования, обо всем, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Компетентность педагога в этой области знаний определяется прежде всего тем, как он понимает цели профессионального образования вообще и какие требования выдвигает к результатам своей работы. Но недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы учитель мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и делать правильный выбор, он должен понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и соответствующим реально существующим в данном ОУ условиям. Если, например, учитель хочет строить свою работу, реализуя технологию развивающего, проблемного или исследовательского обучения, а в целом педагогический процесс в ОУ строится по знаниево-ориентированной модели, то он должен отдавать себе отчет в том, что в этих условиях возможно лишь частичное применение инновационной технологии.

В-третьих, компетентность в области педагогической инноватики. Хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте учитель должен владеть понятийным аппаратом педагогической инноватики; понимать место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью; обладать нестандартным мышлением; уметь изучать опыт учителей-новаторов; уметь критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения; уметь разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;уметь разрабатывать проекты внедрения новшеств; знать технологию и культуру эксперимента; уметь анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы; уметь анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности; обладать адекватной самооценкой.

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-23; просмотров: 857 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


С этим файлом связано 27 файл(ов). Среди них: zadanija_stazheram.docx, urok_matem.2_kl..docx, urok_khimii_9_klass.pptx, socializacija.pptx, shablon_dlja_razrabotki_proekta.ppt, rekomendacii_issledovatelju.pptx, raspisanie_shibertuj.docx, raspisanie.docx, proekt.ppt, prezentacija_lekcii_grigorevoj_a.r..pptx и ещё 17 файл(а).
Показать все связанные файлы

>ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
>Гармаева Т.В., к.псх.н., доцент

Данная проблема разрабатывалась многими учеными.

В трудах Гоноблина Ф.Н., Годника С.М., Завзягинского В.И., Кондратенкова Е.А., Кузьминой Н.В., Сластенина В.А., Фридмана Л.М. отражены общие и специальные особенности творческой (инновационной) педагогической деятельности.
В работах К.Ангеловски, Горбуновой Н.В., Кларина М.В., Поташника М.М., Полякова С.Д., Хамерики О.Г., Шамовой Т.И., Юсуфбековой Н.Р. представлены проблемы теоретико-методического характера, относящиеся к инновационной и творческой педагогической деятельности (критерии оценки нового, традиции и инновации).


Он должен уметь направлять учебно-воспитательный процесс на личность воспитанника, выстраивать свою профессиональную деятельность так, чтобы каждый ученик имел неограниченные возможности для самостоятельного и высокоэффективного развития. А это в принципиально других измерениях определяет проблематику и содержание профессиональной и личностной подготовки педагога, актуализирует необходимость создания педагогических систем, ориентированных на инновационную деятельность, и, соответственно, на поиск новых подходов к подготовке будущего педагога.

>Речь идет о том, что во время обучения он должен приобрести:
>развитое творческое воображение;
>устойчивую систему знаний, раскрывающих сущность, структура и виды инновационной педагогической деятельности;
>умение целенаправленно генерировать новые нестандартные идеи с использованием интеллектуальных инструментов и механизмов самореализации;
>психолого-педагогические знания об освоении и внедрении инновационных процессов в системе образования;

тематические педагогические советы (в форме мозгового штурма деловой игры и т.д.);

работа методического совета (как элемент развития внутренней информационной системы, информирования коллектива о новинках в педагогической прессе, что позволяет всегда держать коллектив в центре событий);

>работа учителей в школьных и районных методических объединениях (и, как следствие, внесение передовых идей в деятельность коллектива ОУ);
> открытые уроки (бинарные, интегрированные, уроки – семинары и другие);
> творческие отчёты учителей – предметников, классных руководителей и воспитателей;
> предметные недели (как элемент популяризации предметов);
> методические оперативки;
> единые методические дни. И т.д.

>атмосфера свободы и независимости открытого общения.
>Важную роль здесь играет также открытость своего «Я», собственного мира.
>Педагогическая среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я».
>В рамках инновационного обучения необходимо создавать условия самораскрытия, осуществляется право на индивидуальный творческий вклад, личностную инициативу.

>Вопрос:
>Как бы вы хотели чтобы к вам относились в процессе реализации подобной работы по формированию у вас мотивационной готовности к инновационной деятельности?
>Какие принципы данная работа должна предполагать?

> Для организации этой деятельности разрабатывается система работы, основными принципами которой являются:
>развитие личности учителя через мотивацию к профессиональному росту;
>целостность и аналитичность в оценке педагога, школьников и их совместной деятельности;
>личностно-ориентированный подход к учителю;
>мотивация педагогических работников;
>гуманность и демократичность взаимоотношений администрации и педагогов;
>перманентный (непрерывный) мониторинг труда учителя, оценка и последующее повышение квалификации, что делает процесс практически непрерывным.

>Среди основных путей повышения квалификации в школе модно назвать:
>Заочное обучение в ВУЗах тех педагогических работников, у которых нет высшего педагогического образования.
>Курсы повышения квалификации всех видов.
>Аттестация педагогических работников.
>Дистанционные курсы и дистанционное обучение.

ДО ВСТРЕЧИ!

перейти в каталог файлов

Внимание к роли образования в России сегодня обусловило большинство инновационных процессов .

Недавно главными ориентирами для обеспечения качества образования были следующие положения:

  1. формирование умений, навыков и знаний, которые обеспечивают человеческую подготовленность к жизни;
  2. приспособление личности к стабильным условиям жизни в современном обществе.

Сейчас образовательная система ориентируется на такие способы и технологии влияния на человеческую личность, при которых можно соблюдать баланс между индивидуальными и социальными человеческими потребностями. Это потребности, направленные на самообразование и саморазвитие, они обеспечивают общую готовность человека к реализации личности в обществе .

Сама по себе существующая концепция изменений образовательной системы подразумевает введение новшеств как естественный процесс в ежедневной работе . Инновационная деятельность педагога становится обязательной наравне с образовательной и воспитательной работой. Развитие в сфере образования возможно лишь при помощи освоения новаций, позволяющих решать новые задачи. Инновационные процессы обеспечивают иное качество образования .

Многие образовательные организации начали вводить новые элементы в собственную деятельность. Однако, согласно мнению В.И. Загвязинского, практика преобразований в данном случае натолкнулась на такую проблему, как отсутствие способности и готовности педагогов к тому, чтобы воспринимать что-то новое. Педагоги оказались не готовы понимать сущность внедрения новшеств. Еще одна проблема — педагогический состав не может эффективно действовать при освоении новых методов и идей .

Если учесть то, что формирование готовности педагогов к обновлениям — это одно из важных стратегических направлений в образовании , а также то, что сейчас имеет место быть недостаточная изученность данного феномена в педагогической и психологической литературе, можно увидеть приоритетность и актуальность исследования подобной проблемы как со стороны раскрытия сущности, так и со стороны выявления различных условий, обеспечивающих результативность данных процессов.

Постановка вопроса о способах и средствах организации инновационных процессов по формированию готовности к ним педагогов обусловила выделение саморазвития педагога в профессиональной деятельности как осознанного процесса . Возникает необходимость в создании организационно-педагогических условий, позволяющих профессионально самосовершенствоваться педагогу в области педагогической инноватики.

Павлов С.Н. определяет педагогические и организационные условия в качестве совокупности различных объективных требований к воспитанию и обучению, а также к организационным формам и материальным возможностям .

Анализ научно-исследовательской литературы позволил выделить ряд организационно-педагогических условий для успешности нововведений :

  • стимулирование освоения педагогами теоретических и практических основ инновационной деятельности (моральное и материальное);
  • создание инновационной среды: включение педагогов в творческие группы по разработке и внедрению новшеств; презентации результатов инновационного опыта работы педагогов на педагогических советах и методических объединениях, семинарах и научно-практических конференциях;
  • поддерживающий стиль руководства педагогическим коллективом; повышение профессионализма педагогов на курсах повышения квалификации и стажировках;
  • проведение своевременной профилактики и коррекции профессионального выгорания педагогов.

Первое условие характеризуется как внешняя мера поддержки развития инновационной деятельности педагога (по А.Н. Силину) и преодоления сопротивления (А.И. Пригожин, П.И. Третьяков, Ю.А. Карпова, М.М. Поташник) .

Второе условие Н.И. Николаева определяет как детерминирующее микро- и макро- условие для творческого развития личности. И.В. Пахно отмечает это условие как средство двухкомпонентной готовности к инновационной деятельности через поведенчески-мотивационный аспект.

Инновационная среда может оказывать положительное влияние на профессиональный и личностный рост субъекта инноваций только через специальную ее организацию . Поддерживающий стиль управления (привлечение педагогических работников к принятию решений, открытые обсуждения, профессиональное сотрудничество) побуждает педагогов к достижению целей организации.

Повышение профессионализма педагогов (Г.В. Лаврентьев и Н.Б. Лаврентьева) считается одной из главных задач в инновационной подготовке педагогов, которая решается привлечением внешних ресурсов (курсы переподготовки, повышения квалификации, стажировка) и внутренних ресурсов (например, групповое обучение по программе) .

Так как одним из факторов сопротивления педагогов к любым нововведениям может являться профессиональное выгорание (В.В. Бойко) , выполнение последнего условия помогает уменьшить количество педагогов-противников инновационных изменений.

Указанный список организационно-педагогических условий не исчерпывает всех возможных условий, но определяет основные из них.

XXI век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится одной из самых значительных.

Возросшие требования к технологичности образовательного процесса обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни – требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования.

Что же нужно для того, чтобы подготовить внедрение инновации в ДОУ? Во-первых, необходимо дать воспитателю четкое представление о сущности предлагаемого вида деятельности, его особенностях и области применения; во-вторых, обеспечить полноценные условия для повышения профессиональной компетентности педагога. И здесь залогом успешного овладения современными технологиями образования однозначно является грамотная организация методической работы в ДОУ.

Прежде чем обратиться к опыту работы в данном направлении, следует отметить, что практическая образовательная деятельность будет успешна только в том случае, если строится с опорой на методологические основы педагогической технологии, которые определены в исследованиях В.П. Беспалько, В.И. Загвязинского, С.С. Кашлева, Д.А. Новикова, Г.К. Селевко.

В ДОУ проведено исследование с целью изучения влияния методической работы на повышение профессиональной компетентности воспитателей при условиях учета актуальных потребностей воспитателей в педагогических знаниях на диагностической основе; выявления трудностей воспитателей (в теоретической подготовке и практической деятельности) и рациональной координации их работы; введения разнообразных форм и активных методов обучения воспитателей.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три взаимосвязанных этапа:

первый – констатирующий этап эксперимента, позволил выявить уровень профессиональной компетентности воспитателей, уровень их потребности в инновационных педагогических знаниях;

второй – формирующий этап эксперимента, был направлен на реализацию поставленной цели и задач исследования;

третий – контрольный этап эксперимента, позволил проследить динамику повышения профессиональной компетентности воспитателей, ее влияние на качество педагогического процесса в ДОУ, а также убедиться в правильности выдвинутой гипотезы.

Экспериментом были охвачены 6 воспитателей, 76 детей.

На констатирующем этапе эксперимента стояла задача определить уровень профессиональной компетентности воспитателей, а также уровень их потребности в инновационных педагогических знаниях. Профессиональная компетентность воспитателя рассматривалась как единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризующей профессионализм педагога.

На основе изучения научных источников по данному вопросу (исследования И.Ю. Соколовой, В.А. Сластенина) были выделены критерии и показатели уровней профессиональной компетентности воспитателей с учетом ее структурных и содержательных компонентов, а также определены три уровня профессиональной компетентности (высокий, средний, низкий).

Профессиональная компетентность воспитателей на входе эксперимента оценивалась по таким критериям как:

знания теоретических и практических основ, современных педагогических достижений;

аналитические и рефлексивные умения;

прогностические и проективные умения;

организаторские умения, коммуникативные умения.

Использование метода экспертных оценок с опорой на выделенные критерии позволило выявить уровень профессиональной компетентности в педагогическом коллективе ДОУ. Результаты распределились следующим образом: только 10% воспитателей обладали высоким уровнем профессиональной компетентности; 70% воспитателей имели средний уровень, и 20% воспитателей находились на низком уровне профессиональной компетентности.

Был выявлен факт недостаточного уровня развития теоретических умений воспитателей, в коррекции нуждались такие умения как прогностические, проективные, рефлексивные, аналитические.

При анализе состояния практических умений воспитателей был отмечен низкий уровень информационных умений, а также преобладающая усредненность таких компонентов профессиональной компетентности как мобилизационные умения, умения педагогического общения и педагогической техники, творческие умения.

Также на констатирующем этапе эксперимента с помощью анкетирования (на основе методики: Поздняк Л.В., Лященко Н.Н.) была изучена готовность воспитателей к инновационным изменениям и освоению современных педагогических технологий – «Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива», уровень знаний современных педагогических достижений. Ответы имели неоднородную структуру, но в каждом из них была выражена готовность к участию в семинарах-практикумах, работе в творческих группах по освоению новых форм и методов организации педагогического процесса.

Инновационная деятельность в ДОУ

В ДОУ проведен педагогический тренинг «Готовность к инновациям»

Результаты тренинга следующие:

Педагог -«новатор» Педагог – «передовик» Педагог — «умеренный» Педагог — «предпоследний» Педагог – «последний»
Педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже потому, что оно новое; обладают способностями к решению нестандартных задач; они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации. Первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем конкретном ДОУ. Они первыми подхватывают появившиеся в районе инновации. «Золотая середина» — освоение новшеств осуществляется воспитателями умеренно, они не спешат, но в то же время не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством или частью коллег. Педагоги, которые предпоследними решаются к принятию новшества. Эта категория воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к новому. Педагоги, сильно связанные с традициями, со старыми консервативными формами работы.
24 % 13 % 56 % 7 %

Диаграмма степени новаторства педагогов ДОУ

3.2. Введение проектной деятельности в образовательный процесс.

С 2009 года в ДОУ проводится работа по внедрению в практику работы с детьми и родителями инновация: образовательные проекты. Такая деятельность позволяет осуществлять интегрированный метод обучения, направленный на личностное развитие ребенка, развитие его познавательных и творческих способностей.

На основе анализа состояния практики был разработан и апробирован семинар- практикум «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология».

Выбор темы семинара не случаен и объясняется возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, технологичности образовательного процесса, острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя инновационных педагогических технологий, обладающих жесткой системой предписаний, гарантированно ведущих к достижению ожидаемого результата.

Метод проекта рассматривается современной наукой как одна из перспективных педагогических технологий и является циклом инновационной деятельности, имеющим соответствующие признаки, функции и структуру.

Данный факт определил тему семинара-практикума.

На сегодняшний день существует некоторый опыт применения проектного метода в практике дошкольного образования, однако данная деятельность не имеет под собой строгой научной базы.

Поэтому подготовка программы семинара-практикума была направлена на разработку адаптированной к ДОУ технологии проекта, основанной на общей методологии проекта.

Это позволило избежать кардинальных корректив в перспективе и приблизиться к достижению оптимальных результатов педагогического процесса.

Семинар-практикум имел следующие цели: повысить профессиональную компетентность воспитателей; обучить воспитателей проектной деятельности; внедрить в педагогический процесс технологию проекта; стимулировать развитие интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей.

Тематика занятий раскрывала в логической последовательности содержание обучения воспитателей. Участники семинара знакомились с теоретическими основами проектной деятельности, определяли место метода проектов в педагогическом процессе ДОУ; изучали представленный в периодике опыт работы дошкольных учреждений по применению метода проектов в педагогическом процессе; обучались технологии проектирования на концептуальной стадии проекта и стадии конструирования. Стадия реализации проектов явилась закономерным практическим продолжением семинара, т.к. опиралась на полученные воспитателями на предыдущих занятиях знания и умения. В ДОУ на данный момент идет работа над 2-мя образовательными проектами: «Здоровье свое берегу» и «Экология – безопасность – жизнь».

В конце учебного года состоятся презентации проектов.

Методы обучения были определены согласно поставленным целям и сочетали в себе как теоретическую, так и практическую (интерактивную) направленность: анализ литературы, анализ обобщенного опыта, беседа, наблюдение, постановка проблемных вопросов, обсуждение, графические методы, а также оперативный контроль, консультирование. Особо следует отметить рефлексивный анализ и метод экспертных оценок, которые, являясь сторонами одной медали, направлены на развитие презентативных умений воспитателей.

К каждому проекту разработан пакет документации, который соответствует общим требованиям и собственной классификации, что позволяет подробно изучить спектр его характеристик, условия реализации и оценить эффективность результатов.

Добавить комментарий

Закрыть меню