Государство как субъект

Государство как экономический субъект.

Как уже известно, экономическими субъектами являются домашние хозяйства, фирмы и государство. Государство как экономический субъект извлекает доходы в виде налогов на фирмы и домохозяйства и обеспечивает общество благами, которые не могут быть эффективно произведены рынком.

Обычно рассматривают микро- и макроэкономический уровни государственного регулирования. Макроэкономическое регулирование связано с экономической политикой, направленной на регулирование параметров системы, общих для всех хозяйствующих субъектов. К нему относят бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную политику. Микроэкономическое регулирование направлено наотдельных субъектов экономики. Все мероприятия микроэкономического регулирования можно разделить на две группы: 1) направленные на повышение экономической эффективности рыночного хозяйства (регулирование фиаско рынка); 2) ориентированные на достижение целей социально-экономической политики.

Инструментымикроэкономической политики можно разделить на три группы: налоги; государственные расходы; административные меры.

Налогообложение является источником государственных доходов и одновременно регулятором доходов фирм и домохозяйств. Объектами налогообложения могут являться: доходы фирм или граждан, имущество экономических субъектов, факты совершения имущественных сделок. Различают прямые и косвенные налоги. Примерами прямых налогов являются подоходный налог с граждан, налог на прибыль фирм, имущественный и земельный налоги, налог с наследства и т.д. Примерами косвенных налогов являются акциз, налог на добавленную стоимость, налог с продаж (с оборота), таможенные пошлины. Изменяя уровень налогообложения, государство может по-разному стимулировать различные отрасли экономики, применяя налоговые льготы для одних субъектов и увеличивая налоги для других.

Государственные расходы направляются на содержание госаппарата, а также на выплаты фирмам и населению дотаций, субсидий, субвенций и ассигнований. Государственные средства могут выплачиваться в обмен на ресурсы или блага, закупаемые для государственных нужд, либо распределяться в форме поддерживающих и стимулирующих выплат. Социальная политика в первую очередь осуществляется при помощи государственных расходов, принимающих форму трансфертов.

Административное регулирование включает очень широкий перечень различных мер. Прежде всего это регулирование связей между субъектами с помощью законодательного оформления (кодификации) норм и правил поведения субъектов (гражданский, трудовой, земельный и иные кодексы и соответствующие законы). Однако сами по себе нормативные акты устанавливают как административные, так и экономические (с помощью налогов и госрасходов) инструменты государственного регулирования и в рассматриваемом нами контексте понимаются в качестве административных мер лишь в той части, которая содержит прямое принуждение субъектов делать так, а не иначе.

Среди микроэкономических показателей, которые государство может регулировать, самыми важными представляются цены на те или иные товары, услуги. Они являются сферой ценовой политики. В условиях рыночной экономики цены выполняют главнейшую роль носителей экономической информации и стимуляторов экономической деятельности, и потому государственное вмешательство в ценовой механизм должно быть весьма осторожным. Признается более или менее экономически оправданным государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, продаваемую (или покупаемую) монополиями.Государственное вмешательство в цены может быть прямым или косвенным. При прямом вмешательстве государством устанавливается нижний либо верхний предел цены. Установление нижнего предела цены («пол» цены) направлено на поддержку производителей какого-либо товара (например, сельскохозяйственных производителей). При этом цена не должна опускаться ниже установленного предела, уровень которого выше цены равновесия в данной отрасли. Поскольку цена не может снизиться, возникает проблема реализации избытка товара, и государство часто вынуждено решать ее с помощью государственных закупок. Длительной такая политика быть не может, но у государства есть еще косвенные методы регулирования. Установление верхнего предела цены направлено на поддержку потребителей данного товара, в частности, социально значимых товаров первой необходимости. В этом случае предел цены («потолок» цены) искусственно занижается по сравнению с ценой равновесия. Результатами такой политики становятся дефицит товара, обострение проблемы распределения и, как следствие, — очереди, карточное распределение, «черный рынок», «теневая» экономика.

При прямом государственном регулировании цен общественное благосостояние снижается по сравнению с уровнем, существующим при свободном рынке. Часть потребителей или производителей вынуждены уйти с данного рынка, не удовлетворив своих потребностей.

Косвенные инструменты регулирования (налоги, субсидии и другие) выступают как неценовые факторы спроса и предложения. С их помощью можно влиять на установление новой цены и нового объёма выпуска. Налоги на производителей изменяют функцию предложения. Налог на продажу смещает кривую предложения влево—вверх (вертикально она смещается ровно на величину налога на единицу товара), в результате равновесная цена товара повышается, а объём сокращается. Если производителям выдают субсидии, то кривая предложения смещается вправо—вниз, равновесное количество товара повышается, а равновесная цена снижается. Но в обоих случаях затраты общества, связанные с налогами или субсидиями, оказываются выше, чем полученные выгоды.

Важная роль в государственном регулировании экономики отводится государственному сектору. Это часть экономики страны, которая включает экономических субъектов, целиком или частично принадлежащих государственным (центральным или местным) органам власти и контролируемых государством. Государственный сектор, с одной стороны, является объектом государственной деятельности, так как государство руководит в нем процессами производства, инвестирования, распределения и т.д., а с другой — инструментом влияния государства на частный сектор экономики страны. Соответственно, функции государственного сектора экономики неотделимы от функций государства. Наличие государственного сектора в определенной степени облегчает правительству решение поставленных задач.

В странах с развитой рыночной экономикой государственный сектор составляют предприятия, функционирование которых на полностью рыночной основе не приведет к максимизации общественного благосостояния. Это могут быть: естественные монополии (электросети, железные дороги); предприятия с долгосрочной окупаемостью средств (электростанции); предприятия, выполняющие некоторые социальные функции или имеющие положительные внешние эффекты (научные учреждения) и т.д. Зачастую предприятия государственного сектора являются низкоприбыльными или убыточными, что объясняется выполнением ими социальных задач, а также слабыми стимулами для эффективного хозяйствования. Существует два типа государственных предприятий: бюджетные (бюрократические) и коммерческие (рыночные). Первые финансируются из государственного бюджета, вторые осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, т.е. ведут себя как частные коммерческие фирмы.

Обычно размер государственного сектора в экономике страны характеризуется долей валового внутреннего продукта, созданного в госсекторе, и долей занятых в государственном секторе. В Республике Беларусь в настоящее время доля государственных предприятий в валовом производстве составляет менее 40 %. О роли государственного сектора некорректно судить по количеству предприятий, поскольку государственный сектор представлен малым числом крупных предприятий, а частный — значительным количеством мелких. Но постепенно происходит уменьшение числа государственных предприятий.

Тема 8. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 984 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. Quot;Экономический человек»: рациональность, аскетизм и желание
  2. А) Причины разложения ПОС и возникновение государства. Признаки, отличающие государство от родоплеменной организации общественной власти
  3. Административная ответственность.

    Как известно, важнейшим признаком правовой нормы является охрана ее государством

  4. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. – М.: Аграф, 2007. – С. 400-492.
  5. Анархия, государство и Интернет: о законотворчестве в киберпространстве
  6. Афинское государство в V в. до н. э.
  7. Б) РЕЛИГИЯ — ГОСУДАРСТВО — ПАРТИЯ
  8. Билет 123. Концепция глобализации, государство и право. Место России в глобализирующемся мире.
  9. Буржуазное (капиталистическое) государство
  10. БЫЛА ЛИ КИЕВСКАЯ РУСЬ ГОСУДАРСТВОМ?
  11. В своих воззрениях на государство Платон исходил из того, что существует идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения — искажения в реальном мире вещей.
  12. Верно ли утверждение, что государство может являться субъектом наследственных отношений, причем в качестве полноправного наследника по завещанию?


Поиск на сайте:


Государство как субъект рыночной экономики

Главные задачи государства в условиях рыночных экономических систем:

— правовое обеспечение функционирования рыночного механизма;

— организация и регулирование денежного обращения;

— защита и содействие развитию конкуренции;

— производство общественных благ;

— минимизация транзакционных издержек;

— компенсация внешних эффектов (экстерналий);

— минимизация макроэкономических колебаний;

— перераспределение доходов посредством фискальной политики;

— реализация национальных интересов в мировой экономике.

Внешние эффекты (экстерналий) — издержки и выгоды в связи с производством и потреблением экономических благ субъектами, не участвующими в рыночном соглашении. Внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными.

Положительные эффекты возникают тогда, когда производство или потребление какого-либо блага приносит неоплачиваемые выгоды третьим лицам.

Пример. Затраты на ограничение распространения и ликвидацию эпидемии холеры (изоляция больных, оказание им медицинской помощи, содержание на протяжении инкубационного периода тех, кто контактировал с больными, и т. п.) дают положительный эффект тем, кто мог бы заболеть, но избежал этой участи, не оплачивая непосредственно отмеченных выше услуг здравоохранения.

Отрицательные эффекты возникают в случаях, когда производство или потребление какого-либо блага обусловливает некомпенсируемые издержки третьих лиц.

Пример. Загрязняя окружающую среду, предприятие перекладывает часть затрат (на внедрение очистительных сооружений, безотходных технологий и т. п.), которые ему следовало бы осуществить, на население, вынуждая его таким образом тратить часть своих доходов на лечение, жить в условиях дискомфорта и т. п.)» не компенсируя при этом ему (населению) этих издержек.

Следствием положительных экстерналий является превышение общественной полезности благ над индивидуальной полезностью. Это превышение не компенсируется рынком, ибо рынок оплачивает только индивидуальную полезность. Поэтому рынок направляет на производство таких благ недостаточно ресурсов.

Следствием отрицательных экстерналий является сокращение фактических затрат предпринимателя, что обусловливает расширение предложения этих благ сверх равновесного уровня и снижение цены относительно оптимального уровня. Поэтому рынок направляет ресурсы на производство экономических благ с отрицательным эффектом сверх их оптимального объема.

Английский экономист Артур Пигу в результате исследования природы экстерналий предложил введение государством определенного налога для устранения экстерналъных эффектов, который известен в научной литературе как налог Пигу.

Американский экономист Роберт Коуз на основе изучения экстернальных эффектов пришел к следующим выводам, противоположным выводам А. Пигу.

1. Если права собственности законодательно четко определены и люди тщательно их придерживаются, то никаких внешних эффектов не возникает, «отказов рынка» не существует и государству нет нужды вмешиваться в экономическую жизнь.

2. Внешние эффекты возникают только там, где размыты права собственности. Там же, где они четко определены, внешние эффекты превращаются во внутренние.

3. Для успешного функционирования рынка первостепенное значение имеют транзакционные издержки (издержки использования рыночного механизма).

4. Государственное регулирование оправдано только тогда, когда издержки, связанные с государственным вмешательством, будут меньше затрат, связанных с «отказами рынка».

Таким образом, если существующие внешние эффекты извращают денежную оценку издержек и выгод, что обусловливает неэффективное распределение ресурсов, то рыночная система общественных благ не производит или производит квази общественных благ значительно меньше, чем общество имеет в них потребность.

В отличие от обыкновенных частных благ, использование которых предполагает обязательное их приобретение за деньги (купля), общественные блага (национальная оборона, государственное управление, защита окружающей среды, освещение улиц ит. п.) потребляются уже потому, что они производятся. Выгоды от использования общественных благ получают не только те, кто осуществлял затраты на их создание или оплачивал их потребление, но и те, кто ничего на это не тратил. Затраты на производство общественных благ осуществляются посредством изъятий в форме налогообложения.

ТЕМА 10. ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Программная аннотация:

1. Объективная необходимость государственного регулирования экономики.

2. Направление и функции государственного регулирования.

3. Система государственных финансов и их функции.

Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.

Среди аргументов в пользу рыночной системы выделяют:

1. эффективность распределения ресурсов;

2. свобода предпринимательства и выбора.

Согласно первому аргументу, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. «Невидимая рука» управляет личной выгодой, обеспечивая производство наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов, т.е. максимальную экономическую эффективность.

Согласно второму аргументу, лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Рыночная система предоставляет свободу предпринимательства и выбора, собственно на этой основе она и преуспевает.

Недостатки, присущие рыночному механизму, и являются теми объективными обстоятельствами, которые обусловливают необходимость государственного регулирования экономики.

Выделяются следующие аргументы против рыночной системы.

1. Ослабление конкуренции посредством двух основных источников:

— слияния фирм, тайных сговоров компаний;

— технического прогресса, который часто требует существования небольшого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно мелких.

2. Неравное распределение доходов. Рыночная система позволяет наиболее способным или ловким предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов. Право наследования с течением времени усиливает процесс накопления, что порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов.

3. Существование внешних издержек и выгод перелива (экстерналий), которые приходятся на долю других экономических агентов, не являющихся непосредственно покупателями и продавцами.

Экстерналии (внешние эффекты) – издержки или выгоды, возникающие при производстве или потреблении определенного товара, которые приходятся на долю какой-либо третьей стороны, не связанной с производством или потреблением данного товара.

Примером возникновения издержек перелива является загрязнение окружающей среды производителем какого-либо товара. При этом издержки общества превышают частные издержки производителя данного товара.

Выгоды перелива возникают при получении таких благ, как образование, массовая иммунизация, развитие НТП в результате проведения научных исследований и др. При этом выгоды общества превышают выгоды экономического агента, предоставляющего благо.

4. Необходимость предоставления общественных товаров.

Общественные товары – товары коллективного пользования, спрос на которые невозможно выразить в денежной форме и удовлетворить посредством рынка.

Рыночная система учитывает лишь индивидуальные потребности и не принимает во внимание потребности общества в таких товарах, как: национальная оборона, борьба со стихийными бедствиями и ликвидация их последствий, охрана общественного порядка и т.д.

5. Неустойчивость экономической системы.

Двигательные механизмы немонополистической высокоразвитой рыночной экономики одновременно содержат в себе элементы стагнации экономического развития. Это наблюдается, прежде всего, в том, что системное равновесие в экономике достигается при неполной занятости факторов производства. Государство берет на себя функцию обеспечения совместимости эффективного спроса с полной занятостью.

В связи с существованием вышеперечисленных недостатков – «провалов» рынка, рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство. В результате современная рыночная система базируется на синтезе усилий рыночного механизма и регулирующих функций государства. Государство исправляет «ошибки» рынка, добиваясь эффективности, справедливости, стабильности в функционировании всей экономики. Обе стороны управления экономикой — рынок и государство — существенны.

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период становления рыночных отношений в XVII-XVIII вв. господствовала экономическая доктрина меркантилизма, основывающаяся на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. С расширением рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху своей деятельности. Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые обосновал А.Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». Согласно ему, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» — личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из центральных учений Смита стало идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить регулирование ее государством. Лучший вариант для государства — придерживаться политики Laisser faire (невмешательства государства). Поскольку главным координатором по Смиту выступает рынок, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

Последователей Смита относят к классической школе. Они полагали, что чем меньше государство вмешивается в экономику, тем эффективнее функционирует рынок, а значит тем лучше для экономики. Современные неоклассические концепции (монетаризм, теория рациональных ожиданий) выводятся из классических воззрений на рыночную экономику.

Возврату интереса к классическим концепциям, характерному для последних десятилетий предшествовал период, в котором было теоретически осознано и практически подтверждено, что надежды только на рыночную саморегулирование могут поставить под вопрос само существование капиталистической системы. Особенно отчетливо это проявилось в период кризиса 1923-1933 гг. в США во времена великой депрессии. Переворот в классических воззрениях на роль государства был связан с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Его работа «Общая теория занятости процента и денег» была опубликована в 1936 г. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику.

Доказывались невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации. Кейнсианская политика ставила своей целью контроль и регулирование совокупного спроса для того, чтобы он отвечал совокупному предложению при обеспечении полной или высокой занятости населения. Основными инструментами регулирования в модели Кейнса были государственный бюджет, дефицитное финансирование экономики, а также манипулирование учетной ставкой процента.

Модель Кейнса предусматривала стимулирования совокупного «эффективного» спроса путем «побуждения» к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и определенное перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. В теоретическом аспекте идеи Кейнса способствовали появлению нового раздела экономической теории — макроэкономики.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний. Начиная со второй половины 70-х годов стало обсуждаться негативное влияние этой политики на производство. Новые практические рекомендации были выдвинуты сторонниками монетаризма и теории предложения. В них обосновывалась идея, что и на макроэкономическом уровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискально-бюджетную политику, сколько его забота о создании финансовых условий для нормального функционирования рынка. Иначе говоря, предлагались меры косвенного воздействия на основе разумной денежно-кредитной политики.

Используя свое положение, государство может довольно существенно влиять на экономическую жизнь общества.

Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор.

Государственный сектор – комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:

1) (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);

2) (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);

3) (в форме акционерных обществ).

Важную роль в современной экономике играет государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательство– инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора (контракта).

Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации.

Приватизация – преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам. Цели приватизации в разных странах можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 1.

В развитых странах среди множества способов приватизации можно отметить распродажу и безвозмездное распределение акций, подряды на оказание услуг, продажу государственного жилья квартиросъемщикам, отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. В России главными способами стали купля-продажа по конкурсу (при выполнении определенных условий) или на аукционе по максимальной цене, продажа акций (долей) в капитале предприятия после их преобразования в акционерные общества, а также выкуп имущества предприятия сданного в аренду полностью или частично. При этом в основу выбора способов приватизации положен размер предприятий.

В современной экономике в зависимости от изменения формы и субъекта собственности выделяют несколько видов приватизации:

· – преобразование предприятий в акционерное общество и распределение акций среди частных лиц путем их продажи или бесплатной раздачи;

· – продажа мелких объектов сферы услуг и торговли частным лицам или группам инвесторам;

· – приватизация по «закону джунглей», при которой государство отказывается от регулирующей роли;

· – продажа имущества каждого отдельного предприятия по частям.

Каждый из названных видов приватизации имеет собственные достоинства и недостатки. Так большая приватизация сопряжена с большими издержками, но она имеет большую скорость осуществления. Малая и частичная имущественная приватизация не требуют огромных затрат и с этой точки зрения являются более эффективными, однако в условиях российского монополизма их выбор не всегда целесообразен. Спонтанная приватизация к тому же ведет к наделению правами собственности представителей номенклатуры.

Приватизация является одной из сторон разгосударствления.

Разгосударствление – уменьшение функций государства в экономике, передача части полномочий государственных органов предприятиям, развитие конкуренции и предпринимательства. Однако разгосударствление создает собственные проблемы, что убедительно показала история рыночных преобразований 80-90-х гг. в России. Поэтому поиск оптимальных пределов государственного и частного секторов в экономике остается достаточно актуальной задачей для многих государств, хотя основной принцип такого соотношения известен: «Конкуренция – везде, где возможно, регулирование – лишь там, где необходимо».

Роль и значение государственного сектора в экономике индустриально развитых стран различается как по объему, так и по структуре.

Как показывает исторический опыт, происходящее некоторое время сокращение общественного сектора доходит до определенного рубежа, а затем начинается расширение. Такие изменения зависят от ряда факторов: исторических, географических, экономических, политических и т. д. условий. Действие этих факторов к тому же привело к формированию особых систем макроэкономического регулирования, получивших название моделей (см. схему 38).

Схема 38.

Модели государственного сектора.

По горизонтальной «оси» расположена «степень обобществления экономики»: доля государственных предприятий в национальном производстве и степень протекционизма во внешней торговле. По вертикальной «оси» откладывается степень развития государства всеобщего благосостояния – величина социальных трансфертов и объем производства общественных благ. На схеме отображены четыре крайние модели государственного хозяйства: 1) социалистическая, характеризующаяся высокой долей государственной собственности и существенными объемами перераспределения, 2) скандинавская, 3) латиноамериканская, основанная на внешнеторговом протекционизме и импортозамещающем росте и 4) либеральная, которая встречается крайне редко и в чистом виде существовала лишь в Гонконге и Сингапуре. Каждая модель государственного сектора представляет собой целостную систему, определенное сочетание элементов и реализуется в виде комплекса мер экономической политики и соответствующих государственных институтов, разрабатывающих и реализующих эти меры. Но в рамках каждой модели может произойти перемещение центра тяжести с одного направления на другое, смена приоритетов – именно это обеспечивает их гибкость и выживание. Важной особенностью современного периода является тенденция к сближению моделей различных типов. В этом плане переход постсоциалистических стран к рынку может рассматриваться как движение от социалистической модели к либеральной.

Проблемы и противоречия в обществе, возникающие при таком переходе можно проиллюстрировать двумя особенностями переходной экономики. Первая из них состоит в том, что при переходе от плановой экономики к рыночной на первых этапах реформирования роль государства в экономике уменьшается.

Приватизация государственной собственности существенно расширяет границы частного сектора и рыночных механизмов. Однако данный переход осуществляется в условиях системного кризиса, сопровождаемого уменьшением ВВП, падением инвестиционной активности, инфляцией, финансовым кризисом, увеличением безработицы. Возникают такие негативные явления, как нестабильность настоящего, неопределенность будущего, отсутствие гарантий прав собственности и др. Разработка и реализация антикризисных стратегий и программ во многом ложатся на плечи государства, что требует усиления его роли в экономике. К тому же экономика все больше испытывает дефицит ресурсов, способных обеспечить решение назревших проблем. Поэтому на первый план выдвигаются либо расходы государства, либо внешние заимствования. Вторая особенность переходной экономики связана с усилением государственного регулирования, которое сталкивается с тремя трудностями: опасениями со стороны общества рецидивов элементов старой распределительной системы и всеобщего дефицита товаров; отсутствия механизмов, способных эффективно использовать ресурсы в общественном секторе экономики; неопределенность в направлении использования дополнительных доходов государства.

Важной проблемой остается отнесение к государственному сектору экономики вертикально интегрированных хозяйственных структур, строящихся по типу финансово-промышленных групп. Один из возможных подходов к этой проблеме предполагает использование своеобразной «государственной цепочки». Если более 50 % акций материнской компании находится в руках государства, то она относится к государственному сектору. Если, в свою, очередь эта компания держит более 50 % акций дочерней фирмы, то последняя тоже относится к государственному сектору. Иными словами, если материнская компания контролируется государством, а дочерняя – материнской, то, следовательно, дочерняя фирма также косвенно регулируется государством.

Как считает Денис Шевчук, государственный сектор – двойственное и противоречивое образование. Он включает в себя как бы два начала: рыночное – основанное на возмездности, эквивалентности, купле-продаже, отчуждении права-собственности, и нерыночное – основанное на неэквивалентности обмена, внерыночных механизмах распределения ресурсов, безвозмездном выделении основных фондов государственным и муниципальным предприятиям, неопределенности права собственности. Такая двойственность очень часто порождает неэффективность использования экономических ресурсов в нем и искажение в распределении доходов. Данная двойственность в производстве общественных благ вызывает необходимость действенного законодательного регулирования данного сектора с целью создания условий для эффективного использования экономических ресурсов в производстве общественных благ и рационального распределения возникающих здесь доходов в соответствии с реальными правами, функциями и ответственностью всех субъектов отношений в данном секторе экономики. Тем не менее в развитых странах в государственный сектор вовлекается от 30 % до 60 % ресурсов экономики в зависимости от национальных традиций, структурных и других факторов. Фактические данные показывают, что государственный сектор вполне сопоставим по своим масштабам с частным, тогда как при более низком уровне развития один из секторов занимает явно доминирующие позиции.

С этой точки зрения современное положение в России можно считать достаточно специфичны. Дело в том, что при всех пороках существующей социально-экономической системы нельзя упускать из виду, что за десятилетие реформ в стране возникли все основные рыночные экономические институты. Теперь Россию можно причислить к странам, определяемым как «нарождающиеся рынки». Это, по мнению д. э. н., зав. сектором ИЭ РАН А. Нестеренко, имеет несколько важных последствий для экономической политики. Во-первых, такая ситуация означает, что российская экономика реагирует на государственное регулирование так же, как и рыночная экономика любой другой страны. Во-вторых, государство должно максимально быстро избавить экономику от тех пут, которые мешают частным производителям. Высокие налоги и чрезмерное административное регулирование «стимулируют» уход предпринимателей в теневую экономику. В результате страдает не только частный капитал, но и само государство, которое никак не может собрать столько налогов, чтобы хватило на выполнение нормальных государственных функций, не говоря о «бюджете развития», промышленной политике и т. п. В-третьих, государство должно помогать развитию рыночных институтов, создавать благоприятную среду для отечественного и зарубежного бизнеса. И наконец, в-четвертых, в стране назрела необходимость формирования нового характера отношений между федеральным центром, субъектами Федерации и внешним миром.

Тема 4.3. Государственное регулирование экономики.

Лекция 1. Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования.

План:

1. Государство как рыночный субъект.

Экономические функции государства.

3. Принципы и цели государственного регулирования.

Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками:

1. «Регулирующий субъект». Исходный пункт становления рыночной экономики — ее освобождение от удушающих пут государства. Однако с 30-х гг. XX в. рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия ее социальной эффективности. Кейнсианство и стало концепцией государственного регулирования рыночной экономики. Однако кейнсианский инструмент — «фискальная» (налогово-бюджетная) политика — оказался неадекватным природе рыночной экономики, поэтому с 70-х годов сформировался новый подход — монетаризм, который, не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более «тонкий» экономический механизм государственного регулирования (денежно-кредитная политика).

2. «Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна — если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

3. «Императивный статус государства» Государство — единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов.

Основной механизм экономического вмешательства государства— «налоги», «закупки» и «платежи»:

а) налоги — объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;

б) трансфертные платежи — перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп;

в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.

Добавить комментарий

Закрыть меню