Государственный строй галицко волынского княжества

Государственный строй Галицко-Волынского княжества

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Государственный строй. Галицко-Волынское княжество дольше, чем многие другие русские земли, сохраняло единство, хотя власть в нем принадлежала крупному боярству. Власть же князей была непрочной. Достаточно сказать, что галицкое боярство распоряжалось даже княжеским столом — приглашало и смещало князей. История Галицко-Волынского княжества полна примерами, когда князья, потерявшие поддержку верхушки боярства, были вынуждены отправляться в изгнание. Для борьбы с князьями бояре приглашали поляков и венгров. Нескольких галицко-волынских князей бояре повесили.
Бояре осуществляли свою власть с помощью совета, куда входили крупнейшие землевладельцы, епископы и лица, занимавшие высшие государственные должности. Князь не имел права созвать совет по своему желанию, не мог издать ни одного акта без его согласия. Поскольку в состав совета входили бояре, занимавшие крупные административные должности, ему фактически подчинялся весь государственный аппарат управления.
Галицко-волынские князья время от времени, при чрезвычайных обстоятельствах, созывали вече, но оно не имело особого влияния. Они принимали участие в общерусских феодальных съездах. Изредка созывались съезды феодалов и самого Галицко-Волынского княжества. В этом княжестве существовала дворцово-вотчинная система управления,
Территория государства делилась на тысячи и сотни. По мере того как тысяцкие и сотские со своим управленческим аппаратом постепенно входили в состав дворцово-вотчинного аппарата князя, вместо них возникли должности воевод и волостелей. Соответственно территория была разделена на воеводства и волости. В общинах избирались старосты, которые ведали административными и мелкими судебными делами. В города назначались посадники. Они обладали не только административной и военной властью, но и выполняли судебные функции, собирали дани и пошлины с населения.
Право. Правовая система Галицко-Волынского княжества мало чем отличалась от правовых систем, существовавших в других русских землях периода феодальной раздробленности. Нормы Русской Правды, только несколько видоизмененные, продолжали действовать и здесь. Среди нормативных актов, изданных галицко-волынскими князьями, упоминания заслуживают Уставная грамота Ивана Берладника (1134 г.), предусматривавшая ряд льгот для иностранных купцов, а также Рукописание князя Владимира Васильковича, касающееся норм наследственного права. Около 1289 г. была издана Уставная грамота волынского князя Мстислава Данииловича, в которой регламентировались повинности феодально-зависимого населения Юго-Западной Руси.

16. Из всех древнерусских земель периода феодальной раздробленности наиболее значимой явилось Ростово-Суздальское (позже Владимиро — Суздальское) княжество. Оно впоследствии стало основой формирования централизованного русского государства.
Ростово-Сульздальское княжество сформировалось на территории края в верховья Оки и Волги, которую населяли славяне, меря, Мурома, вевь, мордва и племена тюркского происхождения.
До начала XII века эти племена находились на стадии разложения родового строя и захватывали Ростово-Суздальскими князьями.
В условиях феодальной раздробленности, в середине XII века, здесь сложилось самостоятельное княжество. Первым князем, который значительно укрепил Ростово-Суздальское княжество, был сын Владимира Мономаха — Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.) Он расширил территорию княжества, перенес столицу из Ростова в Суздаль. При нем появились новые города: Москва, Дмитров, Юрьев-Польский и др. Юрий Долгорукий подчинил Новгород и Киев.
Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.), сын Юрия, после смерти отца обосновался во Владимире, покорил соседние княжества, повел борьбу против боярства, присвоил себе титул » великого князя всей Руси», стремился установить свою власть в Новгороде и Киеве. При нем началась борьба Между Ростово-Сульздальским боярством, которое организовало заговор и убийство Андрея Боголюбского. Враждебные бояре и горожане Владимира пригласили Михаила (1174-1176 гг.) и Всеволода, прозванного Большим Гнездом (1172-1176 гг.)
Судя по повествованию «Слово о полку Игореве», при Всеволоде Большое Гнездо княжество достигло наивысшего расцвета. Оно стало называться Владимирским.
Особенностью общественного строя Владимирской земли являлось то, что феодальные отношения здесь начались складываться позже, чем в других землях. Поэтому позиции местных бояр были слабее, чем феодальной знати, сформировавшейся из княжеской дружины.
Исключение составляло сильное местное ростовское боярство. Боярами называли только верхушку феодальной знати, остальные носили название «слуг вольных». И те и другие являлись вассалами своих князей, и по их зову должны были прибыть со своими ополчениями.
В памятниках истории упоминаются «дети боярские» — это или измельчавшие боярские фамилии или младшие княжеские и боярские дружинники.
В этот период сформировался еще один разряд слуг — дворян. Эта социальная группа образовалась из дворцовых людей, выполнявших определенные обязанности по управлению княжеским хозяйством. Со временем дворяне начали нести военную службу при князе. Дворяне, в отличии от бояр, не имели права переходить от одного князя к другому.
Важную роль в общественно-политической жизни Владимирской земли играла верхушка духовенства: митрополиты и епископы.
В этот период великие князья активно поддерживали церковь. Домяты церкви становились обширными, доходы церкви существенно выросли. В этот период в княжестве строилось много церквей и монастырей. В структуре русской церкви образовалась своя иерархическая лестница. В составе княжеского войска церковь содержалась владыческая конница, содержащаяся на средства архиепископа.
Крестьяне постепенно попадали под власть феодалов, т.к. общинные земли захватывались феодалами или церковью. Для Владимирской земли это было особенно характерно. Основной формой эксплуатации был оброк.
«Страдники» или «страдные люди» составляли особую группу, образовавшуюся из посаженных на землю холопов, которые трудились на землях в феодальных хозяйствах.
Во Владимирской земле постепенно перестали употреблять термин смерд, закуп, изгой, общими названиями сельского населения применяются термины: сироты, христиане, а затем и крестьяне.
Городское население состояло из:
* торгово-ремесленной верхушки, стремящейся освободиться от боярского влияния и поддерживающей великокняжескую власть,
* «лучших» людей -верхнего слоя городского населения,
* «молодших» или » черных» людей, так назывались нижние слои торгово-ремесленного люда города.
Государственный строй Владимиро-Суздальского княжества в XII-XIII вв. до прихода к власти Всеволода представлял собой раннефеодальную монархию.
В XIII- XIV вв. отношения удельных князей и великого князя были основаны на принципе сюзеренитета-вассалитета. Со временем самостоятельность удельных князей росла, и они превратились в мало зависимых от великого князя феодалов. Некоторые присваивали себе даже титул «великих князей».
Такие города, как Москва, Суздаль, Ярославль, Пере Ярославль, Ростов превратились в центры крупных относительно самостоятельных феодальных образований.
Великий князь во Владимирском княжестве осуществлял верховную власть и был собственником земли, т.е. был сюзереном на всей территории государства. Ему принадлежала законодательная, исполнительная, распорядительная, судебная и военная власть.
В княжеский совет при нем входили представители феодальной знати служилые бояре. Владимирский князь при осуществлении государственной власти и управлении опирался на дружину.
Вече существовало на начальном этапе становления Ростово-суздальского княжества. С усилием великокняжеской власти утратило свои позиции и прекратило свое существование с началом монголо-татарского нашествия.
Как и во всех княжествах и чрезвычайных случаях созывались феодальные съезды. Съезды созывал великий князь.

Они приобретали особо важное значение в период обострения внутриполитической и внешнеполитической обстановки. Например, в период борьбы с ростово-суздальским боярством или монголо-татарским нашествием.
В этот период получила развитие дворцово-вотчинная система управления. При князе создавалась система дворцовых органов, во главе которых стоял «дворецкий».
Местное управление осуществлялась наместниками воителями, представителями великокняжеской власти на местах. Они выполняли функции управления и суда по отношению к подвластному населению. Источником их дохода были налоги и сборы с населения — «корм», отсюда система такого называлась «кормлением».
Вооруженные силы князя составляла дружина, в случае угрозы созывалось ополчение из людей князя, вассалов, бояр и «слуг вольных».
Во Владимиро-Суздальском княжестве действовала система права, которая была отражена в «Русской правде».

17.псковская судная грамота .содержание и значение. Псковская судная грамота (ПСГ) 1467 г. состояла из 120 статей. По сравнению с Русской Правдой в ней более обстоятельно регламентируются гражданско-правовые отношения и институты: обязательственное и судебное право, рассматриваются некоторые виды политических и государственных преступлений. Вещное право предусматривало деление вещей на недвижимые (“отчи6на”) и движимые (“живот”), различало наследственное (“вотчина”) и условное (“кормля”) землевладение. Были определены способы возникновения права собственности: истечение срока давности владения, переход по договору, по наследству, пожалование. Обязательственное право регламентировало договоры купли-продажи, дарения, залога, займа, мены, поклажи, найма, помещений, личного найма. Форма договора могла быть устной и письменной. Оформление его осуществлялось в присутствии священника или свидетелей. При заключении некоторых договоров требовался заклад (при ссудах и займах на сумму свыше 1 руб.), поручительство (“порука”, если сумма менее 1 руб.) и обязательное письменное оформление (“запись”). ПСГ знает два вида наследования: по закону (“отморщина”) и по завещанию (“приказное”). Завещание нуждалось в государственном утверждении. Прямо перечислялись только наследники по закону (восходящие, нисходящие, боковые, супруг).

Под преступлением ПСГ впервые в русском праве понимает причинение ущерба не только частным лицам, но и государству. Закон знает следующие виды преступлений: против государства (измена или “перевет”); против судебных органов (взятка или “посул” судье, насильственное вторжение в судебное помещение, насилие в отношении судейских чинов); имущественные (простая татьба, квалифицированная или неоднократная татьба, кража церковного имущества, поджог, конокрадство, грабеж – насильственный и открытый захват имущества, разбой – вооруженное нападение с целью грабежа); против личности (убийство или “головщина”, нанесение побоев, оскорбление действием). Судебное право регламентировалось в ПСГ более обстоятельно, чем в Русской Правде. Процесс носил состязательный характер, но роль суда усилилась: вызов в суд по повестке (“позовнице”) и через судебного исполнителя (“позовника”). Сохраняются упомянутые в Русской Правде судебные доказательства, но появляются новые: судебный поединок (“поле”) и письменные доказательства, разделяющиеся на “доски” (частные расписки) и “записи” (официально заверенные документы). Возникает институт судебного представительства в судебном поединке (“пособничество”), которым могли пользоваться только женщины, подростки, монахи, старые люди. Разрешенные судом дела пересмотру не подлежали.

разбой – вооруженное нападение с целью грабежа); против личности (убийство или “головщина”, нанесение побоев, оскорбление действием). Судебное право регламентировалось в ПСГ более обстоятельно, чем в Русской Правде. Процесс носил состязательный характер, но роль суда усилилась: вызов в суд по повестке (“позовнице”) и через судебного исполнителя (“позовника”). Сохраняются упомянутые в Русской Правде судебные доказательства, но появляются новые: судебный поединок (“поле”) и письменные доказательства, разделяющиеся на “доски” (частные расписки) и “записи” (официально заверенные документы). Возникает институт судебного представительства в судебном поединке (“пособничество”), которым могли пользоваться только женщины, подростки, монахи, старые люди. Разрешенные судом дела пересмотру не подлежали.

Псковская судная грамота

Псковская грамота представляет последующую за Русской Правдой ступень в развитии русского законодательства. Хотя в ней есть много узаконений, указывающих на сходство ее с Русской Правдой, но тем не менее между этими двумя памятниками видна уже значительная разница. Появление Псковской грамоты никак нельзя отнести к 1397 году, как сказано в ее заглавии, а необходимо предположить, что она появилась не раньше 1462 г. или 1463 г. Псковская грамота делится на две части, которые подразделяются на на несколько отделов.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Государственный строй Галицко-Волынского княжества в период политической раздробленности

Главой и наивысшим представителем власти в княжестве был князь. Он объединял в своих руках законодательную, исполнительную, судебную ветви власти, а также монопольно владел правом вести дипломатические отношения. Пытаясь стать абсолютным «самодержцем», князь постоянно пребывал в конфликте с боярским окружением, которое стремилось сохранить свою независимость и превратить монарха в собственный политический инструмент. Усилению княжеской власти также мешали дробление княжеств и вмешательство соседних государств. Хотя монарх имел право принимать решения самостоятельно, он иногда созывал боярские «думы» для решения важнейших вопросов и проблем. Эти собрания приобрели постоянный характер с XIV века, окончательно заблокировав «самодержавие» князя, что стало одной из причин упадка Галицко-Волынского княжества.

Княжеская центральная администрация состояла из назначенных князем бояр и была достаточно дифференциированной; имела ряд специальных званий, таких как «дворский», «печатник», «писец», «стольник» и другие. Но это были скорее титулы чем должности, поскольку лица, занимающие их, часто исполняли поручения князя, не связанные с их должностными обязанностями. То есть, в Галицко-Волынском княжестве не существовало эффективного чиновничьего аппарата, а специализация в управлении не была ещё последовательно проведена, что являлось характерной чертой для всех европейских государств Средневековья.

До конца XIII века региональная администрация была сосредоточена в руках удельных князей, а с начала XIV века, в связи с превращением удельных княжеств Галицко-Волынского государства в волости, в руках княжеских волостных наместников. Большинство наместников князь выбирал из бояр, а иногда — из духовенства. Кроме волостей, княжеские наместники направлялись в города и крупные городские районы.

Устройство городов в XII — XIII веках был таковым, как и в других землях Киевской Руси, — с преимуществом боярско-патрицианской верхушки, с разделом на единицы налогооблажения — сотни и улицы, с городским советом — вечем. В этот период города принадлежали непосредственно князьям или боярам. В XIV веке, с проникновением в Галицко-Волынское княжество магдебургского права, ряд городов, среди которых Владимир (Волынский) и Санок, приняли новый наполовину самоуправленческий строй.

Судебная власть была объединена с административной. Высший суд проводил князь, а ниже — тивуны. Основным законом оставались положения «Русской Правды». Городской суд часто базировался на немецком праве.

Войско Галицко-Волынского княжества было организовано по примеру традиционного русского.Оно состояло из двух главных частей — «дружины» и «воев».
В XIII веке претерпело изменения фортификационное строительство.

Общество Галицко-Волынского княжества состояло из трёх слоёв, принадлежность к которым определялась как родословной, так и видом занятий. Социальную верхушку образовали князья, бояре, духовенство. Они контролировали земли государства и его население.

Князь считался сакральной особой, «властителем, Богом даным», владельцем всей земли и городов княжества, и главой войска. Он имел право давать подчинённым наделы за службу, а также лишать их земель и привилегий за неподчинение. В государственных делах князь опирался на бояр, местную аристократию.

Отдельно от князей и бояр существовала группа городских администраторов «лепших мужей», которые контролировали жизнь города, исполняя приказы князей, бояр или священнослужителей, которым этот город принадлежал. Из них постепенно сформировался городской патрициат (аристократия). Рядом с ними в городе жили «простые люди», так называемые «горожане» или «местичи». Все они были обязаны платить налоги в пользу князей и бояр.

Самой многочисленной группой населения в княжестве были так называемые «простые» селяне — «смерды». Большинство из них были свободны, жили общинами и платили властям налог натуральной данью. Иногда из-за чрезмерных поборов смерды покидали свои жилища и переселялись на фактически бесконтрольные земли Подолья и Придунавья.

10.​ Государственный строй Северо-Восточной Руси в XII – XIII вв.

Ростово-Суздальское княжество вышло из состава Киевского государства в 30-е гг. XII в. Во второй половине XII в. столицей княжества стал Владимир, куда впоследствии переместилась и резиденция великого князя. Власть Владимирского князя распространялась на большую часть территории Северо-Восточной Руси. Характерными особенностями этого княжества являлись сильная власть князя и большое количество объединенных княжеством городов.

Общественный строй Владимиро-Суздальского княжества был типичен для этого периода.
Господствующим классом являлся класс феодалов, в который включались бояре, дети боярские и слуги вольные. Большую роль играло духовенство, имевшее крупные земельные владения. В документах XII в. упоминаются и дворяне, которыми назывались княжеские слуги, получавшие за свою службу вознаграждение в виде денежного или земельного пожалования.

Так как на территории Владимиро-Суздальского княжества находилось много крупных городов, городское население имело значительное политическое влияние.

Феодально-зависимое население состояло из крестьян, живших на землях, принадлежавших князьям, боярам и другим феодалам.

Возглавлял Владимиро-Суздальское княжество великий князь, обладавший большим политическим влиянием. В своей деятельности он опирался на совет, состоявший из бояр и духовенства, княжескую дружину и феодальные съезды. Для решения важных вопросов могло созываться народное собрание — вече.

Во Владимиро-Суздальском княжестве существовала дворцово-вотчинная система управления. Она характеризуется следующими чертами: во главе системы стоял дворецкий; на местах представителями княжеской власти были посадники (наместники) и волостели, осуществлявшие функции управления и суда; вместо жалованья за службу они получали «корм» — часть собранного с населения.

Во Владимирской земле действовала Русская Правда. В конце XIII — начале XIV в. было составлено Правосудие митрополичье, включавшее ряд норм Русской Правды и новые положения.
В XIII в. Владимиро-Суздальское княжество и другие русские земли были завоеваны монголо-татарскими племенами. Результаты экономического и политического развития русских земель в этот период не пропали — именно на земле бывшего Владимирского княжества возник новый политический центр — Москва, которому принадлежала ведущая роль в создании единого Русского государства.

12.​ Преодоление феодальной раздробленности и образование единого Русского государства (XIV – XV вв.).

Русское централизованное государство сложилось в XIV–XVI вв.

Группы предпосылок образования русского централизованного государства.

1. Экономические предпосылки: к началу XIV в. на Руси постепенно после татаромонгольского нашествия возрождалась и развивалась хозяйственная жизнь, что явилось экономической базой борьбы за объединение и независимость. Также восстанавливались города, жители возвращались в родные места, возделывали землю, занимались ремеслом, налаживались торговые связи. Этому немало способствовал Новгород.

2. Социальные предпосылки: к концу XIV в. уже полностью стабилизировалась экономическая обстановка на Руси. На этом фоне развиваются поздние феодальные признаки, все более возрастает зависимость крестьян от крупных землевладельцев. Одновременно сопротивление крестьян также возрастает, что обнаруживает необходимость в сильной централизованной власти.

3. Политические предпосылки, которые в свою очередь подразделяются на внутренние и внешнеполитические:

· внутренние: в XIV–XVI вв. значительно возрастает и расширяется власть Московского княжества. Его князья строят государственный аппарат для укрепления своей власти;

· внешне-политические: главная внешнеполитическая задача Руси заключалась в необходимости свергнуть татаромонгольское иго, которое тормозило развитие Русского государства. Восстановление независимости Руси требовало всеобщего объединения против единого врага: монгол – с юга, Литвы и Шведов – с запада.

Одной из политических предпосылок образования единого Русского государства стала уния православной церкви и католической западной церкви, подписанная византийско-константинопольским патриархом. Россия стало единственным православным государством, объединяющим одновременно все княжества Руси.

Объединение Руси происходило вокруг Москвы.

Причинами возвышения Москвы являются:

· удачное географическое и экономическое положение;

· Москва была независима во внешней политике, она не тяготела ни к Литве, ни к Орде, поэтому стала центром национально-освободительной борьбы;

· поддержка Москвы со стороны крупнейших русских городов (Костромы, Нижнего Новгорода и др.);

· Москва – центр православия на Руси;

· отсутствие внутренней вражды среди князей московского дома.

Особенности объединения:

· объединение русских земель происходило не в условиях позднего феодализма, как в Европе, а в условиях его расцвета;

· базой для объединения на Руси послужил союз московских князей, а в Европе – городская буржуазия;

· Русь объединялась первоначально по политическим причинам, а потом по экономическим, тогда как европейские государства – в первую очередь по экономическим.

Теперь удельные князья контролировались ставленниками из Москвы. Московский князь становится высшим судьей, он рассматривает особо важные дела.

Московское княжество впервые создает новый класс дворян (служилых людей), они были воинами великого князя, которые награждались землей на условиях службы.

13.​ Система органов единого Русского государства (конец XV в. – первая половина XVI в.).

Русь в период становления единого централизованно­го государства становилась раннефеодальной монар­хией. Во главе государства стоял великий князь, кото­рый с конца XV в. именовался государем всея Руси. С этого времени он обладал большими правами в области законода­тельства, управления и суда и объединял под своей властью всех местных князей — своих вассалов. Централизованное управление соседними землями осуществлялось наместника­ми монарха — путными боярами. Складывалось самодержа­вие, являвшееся формой ограниченной, а не абсолютной мо­нархии: власть единого монарха ограничилась властью правителей, князей на местах.

Великий князь не мог управлять государством без Бояр­ской думы. Также он должен был считаться с системой местничества и предоставлять места в зависимости от знатности происхождения.

Положение Боярской думы в XV—XVI вв. было неоднозначным. Во время правления Василия III вели­кому князю удалось подчинить ее своему влиянию. Позднее роль думы снова возросла. Бояре в XV—XVI вв. — прибли­женные к великому князю люди.

Концентрация власти в руках великого князя происходи­ла параллельно ограничению прав вотчинников. Так, право сбора дани и податей перешло от вотчинников к государ­ственным органам. Светская и церковная знать утратили пра­во суда по важнейшим уголовным преступлениям — убийству, разбою и краже с поличным.

Политическое закрепление власти московского князя связано:

· с бракосочетанием в 1472 г. Ивана III с представитель­ницей Византии Софьей — усилилось значение власти московских князей внутри государства и в Европе. Московские великие князья стали называться госуда­рями всея Руси. Священный символ — двуглавый орел, появившийся на государственной печати князя, носит смысл единства светской и духовной власти;

· венчанием на царство Ивана Грозного в 1547 г. — гла­ва государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передава­емого по наследству. В своей деятельности Иван IV опи­рался на Боярскую думу, которая была постоянно дей­ствующим высшим органом государства в XV—XVI вв.

В 1549 г. в ее составе была учреждена Избранная дума (рада) из доверенных лиц. В состав Боярской думы входили профессиональные чиновники (думные чины), т.е. введенные бояре и окольничьи. Особое место в системе государственных органов занимали Земские собо­ры. Их созыв объявлялся царской грамотой.

Функции соборов:

· решали вопросы внешней и внутрен­ней политики, законодательства, финансов, государственно­го строительства;

· выполняли роль избирательного органа в период междуцарствия;

· выполняли роль совещательного органа.

Полномочия Боярской думы:

· решение вопросов государственного управления, суда, законодательства, внешней политики;

· контроль за деятельностью приказов и местных орга­нов управления (по указу государя);

· внешнеполитическая деятельность государства (пе­реговоры с иностранными послами, организация ра­боты русских и иностранных послов, рассылка госу­даревых грамот в соседние государства); руководство всем московским хозяйством во время от­сутствия государя.

Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества

Галицко-Волынское княжество было расположено в юго-западной части русских земель в весьма благоприятной географической среде — плодородные черноземные почвы, обширные леса, значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны. Здесь возникли крупные города: Галич, Владимир-Волынский. Львов, Перемышль, Холм.

До конца XII в. Галицкое и Волынское княжества существовали как самостоятельные. В 1199 г. волынский князь Роман Мстиславович объединил их в одно — Галицко-Волынское.

Географическое положение Галицко-Волынской земли весьма существенно повлияло на процесс феодализации. Главная его особенность состояла в том, что образование класса феодалов происходило за счет выделения из общины верхушки, которая захватывала общинные земли и превращалась в крупных землевладельцев. В результате боярское землевладение в Галицкой и Волынской землях сложилось раньше княжеского домена. Первые местные русские князья утвердились здесь только в конце XI в. Поэтому экономическое влияние княжеской собственности здесь было не столь значительным, как в других русских землях.

Основным типом феодальных владений в Галицко-Волынской земле была боярская вотчина.

Бояре сумели захватить в свои руки основную часть земли. Княжеский домен стал развиваться позднее (в XII в.), когда лучшие земли принадлежали боярам. Поэтому княжеская вотчина в Галицко-Волынской земле была менее значительной.

Данное обстоятельство существенным образом отразилось на политической организации Галицко-Волынского княжества. Долгое время доминирующая роль в государственном управлении принадлежала боярской верхушке. Олицетворением этой роли боярства являлся боярский совет, оказывавший существенное влияние на князя. Бояре вели борьбу с неугодными князьями, приглашали и смешали князей.

Особенностью Галицко-Волынской земли было то, что она не делилась на уделы. Только во второй половине XIII в. она распалась на Галицкую и Волынскую земли, а в последующем каждая из них стала дробиться на уделы.

В Галицко-Волынской земле созывалось вече, которое князья стремились использовать в борьбе с боярством. Однако вече не играло большой роли.

Галицко-Волынское княжество делилось на воеводства, возглавлявшиеся воеводами. Правовая система Галицко-Волынского княжества основалась на Русской Правде.

Государственный строй. Галицко-Волынское княжество дольше, чем многие другие русские земли, сохраняло единство, хотя власть в нем принадлежала крупному боярству. Власть же князей была непрочной. Достаточно сказать, что галицкое боярство распоряжалось даже княжеским столом — приглашало и смещало князей. История Галицко-Волынского княжества полна примерами, когда князья, потерявшие поддержку верхушки боярства, были вынуждены отправляться в изгнание. Для борьбы с князьями бояре приглашали поляков и венгров. Нескольких галицко-волынских князей бояре повесили.
Бояре осуществляли свою власть с помощью совета, куда входили крупнейшие землевладельцы, епископы и лица, занимавшие высшие государственные должности. Князь не имел права созвать совет по своему желанию, не мог издать ни одного акта без его согласия. Поскольку в состав совета входили бояре, занимавшие крупные административные должности, ему фактически подчинялся весь государственный аппарат управления.
Галицко-волынские князья время от времени, при чрезвычайных обстоятельствах, созывали вече, но оно не имело особого влияния. Они принимали участие в общерусских феодальных съездах. Изредка созывались съезды феодалов и самого Галицко-Волынского княжества. В этом княжестве существовала дворцово-вотчинная система управления,
Территория государства делилась на тысячи и сотни. По мере того как тысяцкие и сотские со своим управленческим аппаратом постепенно входили в состав дворцово-вотчинного аппарата князя, вместо них возникли должности воевод и волостелей. Соответственно территория была разделена на воеводства и волости. В общинах избирались старосты, которые ведали административными и мелкими судебными делами. В города назначались посадники. Они обладали не только административной и военной властью, но и выполняли судебные функции, собирали дани и пошлины с населения.
Право.

Правовая система Галицко-Волынского княжества мало чем отличалась от правовых систем, существовавших в других русских землях периода феодальной раздробленности. Нормы Русской Правды, только несколько видоизмененные, продолжали действовать и здесь. Среди нормативных актов, изданных галицко-волынскими князьями, упоминания заслуживают Уставная грамота Ивана Берладника (1134 г.), предусматривавшая ряд льгот для иностранных купцов, а также Рукописание князя Владимира Васильковича, касающееся норм наследственного права. Около 1289 г. была издана Уставная грамота волынского князя Мстислава Данииловича, в которой регламентировались повинности феодально-зависимого населения Юго-Западной Руси.

Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 440;

Добавить комментарий

Закрыть меню