Государственный надзор за охраной труда

В целях правильного применения законодательства по охране труда, правил и норм по охране труда и промышленной безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и охране окружающей среды осуществляется государственный надзор и общественный контроль. Государственный надзор осуществляют следующие специализированные органы:

Высший надзор за точным исполнением Законов об охране труда на территории Российской Федерации и Республики Башкортостан осуществляет прокуратура РФ и РБ.

Федеральная служба России по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и подчиненные ей территориальные органы надзора — отделения управления по технологическому и экологическому надзору РБ (Зауральский отдел управления Ростехнадзора по РБ). В составе местных органов имеются специализированные инспекции: горная, газовая и котлонадзор, которые через своих инспекторов осуществляют надзор за правильным и безопасным устройством и эксплуатацией паровых котлов и сосудов, работающих под давлением. На Федеральную службу возложено руководство деятельностью местных органов по надзору на территории России.

Основными задачами Ростехнадзора России являются: организация и осуществление надзора за соблюдением центральными органами исполнительной федеральной власти, предприятиями, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ, устройству и безопасной эксплуатации оборудования; установление требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, монтажу.

Осуществляет: функции по согласованию и утверждению проектов законодательных органов; учет и анализ аварий и случаев производственного травматизма; техническое расследование обстоятельств. Помимо прямых функций, Госгортехнадзор имеет право проводить проверки, приостанавливать действие или анализировать соответствующие документы.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (территориальный отдел ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ) и соответствующие управления на местах. Эти органы надзора контролируют руководителей предприятий и строек в части соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, выполнения мероприятий по предупреждению профессиональных заболеваний и отравлений.

Главные управления и управления пожарной охраны, находящиеся в ведении МЧС России, которые через свои областные, городские и районные органы осуществляют надзор за пожарной безопасностью во время строительства.

Государственный энергетический надзор осуществляет Министерство РФ по атомной энергии и Госкомитет РФ по промышленной политике, а по надзору за охраной окружающей среды Министерство природных ресурсов РФ.

Контроль за безопасностью работ осуществляется Министерство здравоохранения и социального развития РФ и РБ.

Общественный контроль за безопасностью работ в системе профсоюзов осуществляется уполномоченным лицом по охране труда.

Уполномоченное лицо по охране труда осуществляет надзор за выполнением действующих постановлений по охране труда и соблюдением трудового законодательства в обслуживаемых организациях. В его обязанности входит расследование аварий при производстве работ, несчастных случаев, составление заключений для судебно-следственных органов и регистрация; оказание помощи общественным инспекторам и комиссиям по охране труда в их практической деятельности.

Администрация предприятия осуществляет ведомственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда (см. Положение о СУОТ и ПБ), включающий:

· Трехступенчатй контроль является основной формой контроля и проводится в соответствии с СУОТ и ПБ;

Целью трехступенчатого контроля является постоянный и всесторонний контроль за соответствием требованиям безопасности производственный процессов, оборудования, рабочих мест, выполнением административно-техническим персоналом подразделений комбината своих обязанностей по созданию работающим здоровых и безопасных условий труда, соблюдение рабочими требований Правил и инструкций по безопасности труда.

— Первая ступень контроля – на рабочих местах, производственных участках, отделениях, переделах и в других приравненных к ним структурных подразделениях (далее участок).

—Вторая ступень контроля—в цехах и других приравненных к ним структурных подразделениях комбината (далее цех).

—Третья ступень контроля – на комбинате.

Контроль обеспечивают: руководители комбината, начальники и главные специалисты отделов, начальники и главные специалисты цехов, служб, участков, начальники смен, мастера и бригадиры.

Первая ступень контроля

1. Первая ступень контроля включает ежесменные и еженедельные проверки и имеет целью выявления, и устранение всех нарушений требований правил и инструкций по безопасности ведению работ.

2. Ежесменные проверки осуществляются в течение всего рабочего дня (смены) руководителем участка, его заместителем, мастером, механиком, энергетиком, бригадиром.

3. Устранение выявленных нарушений должно производиться немедленно под контролем руководителя смены или участка. Обо всех нарушениях, не устранённых в течение смены по каким либо причинам, мастер (механик, энергетик) докладывает руководителю участка и делает запись в книге нарядов или журнале 1 ступени контроля.

4. Еженедельные проверки проводятся каждый четверг комиссией в составе: руководителя, механика, энергетика и мастера участка, исходя из штатного расписания должностей ИТР участка.

5. Еженедельные комиссионные проверки должны носить комплексный характер, т.е. проверяется выполнение на участке всех требований ОТ и ПБ, промышленной санитарии и пожарной безопасности.

6. Результаты проверки записываются в журнал 1 степени контроля.

7. При обнаружении нарушений требований ОТ и ПБ, опасных для жизни и здоровья, работающих, или в результате которых может произойти авария, работы приостанавливаться до устранения нарушений. В необходимых ситуациях из опасной зоны или участка работающие должны быть выведены.

8. Ответственность и контроль за своевременным устранением выявленных нарушений возлагается на руководителя участка. Те нарушения, которые не могут быть устранены силами участка, передаются на рассмотрение цеховой комиссии.

9. О результатах проверок информируются рабочие при выдачи нарядов.

10. Журналы 1 степени контроля всех участков ежемесячно проверяются руководителем цеха при выставлении оценок ИТР за профилактическую работу.

Вторая ступень контроля.

1. Вторая ступень контроля проводиться комиссией, возглавляемой начальником цеха (в исключительных случаях его заместителем или главным инженером цеха). В состав комиссии включаются: главный инженер, руководители технических служб цеха (механик, энергетик, технолог), работник по ОТ и ПБ, уполномоченный по охране труда цехкома профсоюза (по согласованию).

2. Годовой график проверок утверждается начальником цеха и выдается руководителем всех участков.

3. График должен предусматривать проверки не менее 2-х раз в месяц (первый и третий четверг). Каждый участок проверяется не менее 2-х раз в год.

4. Поверки осуществляются по принципу комплексных обследований: проверяются журналы инструктажей, качество 1 ступени контроля, техническая документация, выполнение требований действующих правил, норм и инструкций по безопасности труда, пожарной безопасности, промышленной санитарии. Время, затраченное на проверку, определяется объёмом и сложностью объектов участка.

5. В случае грубого нарушения правил и норм ОТ и ПБ, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, комиссия приостанавливает работу до устранения этого нарушения.

6. Результаты проверок рассматриваются на ежемесячных совещаниях по ОТ и ПБ при начальнике цеха, при этом руководителям проверяемых участков даётся ведения профилактической работы по ОТ и ПБ.

Третья ступень контроля.

1. Третья ступень контроля проводиться ежемесячно по четвергам комиссией комбината, возглавляемой руководителями комбината. В состав комиссии включаются: заместитель главного инженера комбината по ОТ и ПБ, работники отдела ОТ и ПБ, руководители технических отделов или заместители, главные специалисты, лица по надзору.

2. Проверки цехов осуществляется по годовому графику, утверждённому генеральным директором комбината. График должен предусматривать проверку каждого цеха не менее одного раз в год, а цехов с повышенной опасностью и неблагополучных по безопасности труда – не менее двух раз в год.

3. Проверки 3 ступени контроля должны носить комплексный характер. В каждом цехе проверяются : организация и эффективность 1 и 2 ступени контроля, вся документация по охране труда и промышленной безопасности, выполнение мероприятий, ранее предписанных 3 ступенью контроля, выполнение номенклатурных мероприятий по ОТ и ПБ на текущий год, соблюдение действующих правил и норм, инструкций по ОТ и ПБ, пожарной безопасности.

4. Результаты проверок оформляются актом – предписанием за подписью председателя и членов комиссии, которые вручаются под роспись руководителю проверенного цеха. В акте – предписании должна быть дана по результатам проверки оценка состояния ОТ и ПБ в цехе по двухбалльной системе (удовлетворительно, не удовлетворительно), которая является оценкой профилактической работы по ОТ и ПБ за данный месяц начальника, главного инженера (зам.начальника) и работника по ОТ и ПБ цеха.

5. Результаты проверок должны быть обсуждены на ежеквартальном совещании по ОТ и ПБ при главном инженере комбината, и при необходимости на заседаниях Советов профилактики.

· Целевые проверки состояния ОТ и ПБ проводятся с целью детального обследования состояния безопасности отдельных видов оборудования, технологических процессов, операций, приспособлений, инструмента и др.;

· Оперативные проверки состояния ОТ и ПБ проводятся при посещении цехов, участков и рабочих мест работниками по ОТ и ПБ предприятия, цехов; руководителями цехов и служб, главными специалистами предприятия и цехов.

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда

В соответствии со ст.20 Федерального закона «Об основах…» государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляются федеральным органом надзора и контроля, а также соответствующими органами субъектов Российской Федерации.

В 1994 г. Указом Президента Российской Федерации были образованы Федеральная инспекция труда «Рострудинспекция» при Минздравсоцразвития России и государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации.

Руководители государственных инспекций труда являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории, а их заместители – заместителями главного государственного инспектора по охране труда по соответствующей территории (по правовым вопросам и по охране труда).

Основной задачей Федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда в целях обеспечения законных трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

В настоящее время в Российской Федерации надзор и контроль за соблюдением безопасной эксплуатацией установок с повышенной опасностью осуществляют следующие специальные государственные органы надзора:

Государственный комитет Российской Федерации по экологическому и техническому надзору и контролю за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и горному надзору(Ростехнадзор), осуществляющий надзор за эксплуатацией подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов связанных с добычей, транспортировками и использованием газа, при ведении взрывных работ, за безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок, их рациональным использованием, за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности.

Высший надзор за использованием законов о труде на территории Российской Федерации осуществляется генеральным прокурором Российской Федерации, а на местах – прокурорами различных инстанций.

Орган Роспотребнадзора,входящий в структуру Минздрава России, осуществляет надзор за соблюдением на предприятия, в учреждениях и организациях санитарно-гигиенических норм и санитарно-противоэпидемиологических правил.

Роспотребнадзор России проводит также государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ, государственную регистрацию и сертификацию новых медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств.

Государственная экспертиза условий трудаосуществляется Всероссийской государственной экспертизой условий труда, государственными экспертизами условий труда субъектов Российской Федерации.

Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.

Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании, строительстве и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца, посещать организации всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию.

Право работника на охрану труда. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.37), Федеральным законом «Об основах…», ст. 8 каждый работник имеет право на безопасные и безвредные условия труда или отказ от выполнения работы, в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья.

При приеме на работу или смене ее характера в рамках своих прав работник должен быть проинформирован о существующем риске повреждения здоровья, проинструктирован и обучен безопасным методам труда, застрахован от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Работник имеет право на предварительный медицинский осмотр, а также на внеочередной в соответствии с медицинскими рекомендациями. При этом место работы и средний заработок сохраняются.

При повреждении здоровья в результате несчастного случая работник имеет право лично или через своего представителя участвовать в его расследовании, а также на возмещение вреда, причиненного ему увечьем или профессиональным заболеванием.

В случае ликвидации рабочего места, вследствие нарушения требований охраны труда, работник имеет право на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя.

Гарантии права работника на охрану труда. Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантируют право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе.

Условия трудового договора должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. В трудовом договоре указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работ и работы с вредными или опасными условиями труда.

На время приостановки работ на предприятии, в цехе, на участке, рабочем месте, вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника за ним сохраняется место работы, должность и средний заработок.

Обязанности и ответственность работника по соблюдению требований охраны труда, действующих в организации. Работник обязан:

· соблюдать нормы, правила, инструкции по охране труда;

· правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

· проходить обучение, инструктаж по безопасным приемам труда, предварительные и периодические медицинские осмотры;

· немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровья людей.

Кроме того, работники обязаны работать честно и добросовестно, исполнять распоряжения администрации, соблюдать требования охраны труда, правил внутреннего трудового распорядка.

За нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники организаций могут привлекаться к дисциплинарной, а в соответствующих случаях материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Работодатель обязан в совершенстве знать законодательство о труде и об охране труда, так как на него возложена юридическая и моральная ответственность за жизнь, здоровье и благополучие своих работников с момента их зачисления в штат организации.

В первую очередь работодатель обязансоблюдать законодательство о труде и об охране труда, т.е. обеспечить:

· режим труда и отдыха;

· обучение и инструктаж работников безопасным методам и приемам труда;

· предварительный при поступлении на работу и периодические (внеочередные) медицинские осмотры работников;

· выдачу специальной одежды, средств индивидуальной защиты, в том числе моющих и обезвреживающих.

· информирование работников об условиях труда с указанием их в трудовом договоре с работниками.

· предоставить полагающиеся льготы и компенсаций за вредные условия труда.

Рабочие места должны создаваться или приводиться в соответствие с требованиями действующих правил, санитарных норм и других нормативных документов.

В процессе трудовой деятельности работодатель должен обеспечивать проведение аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в организации, а также обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Все расходы на осуществление мероприятий по охране труда несет работодатель.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятийпо улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:

· Средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

· Добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов (ст. 19 «Об основах…»).

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Общественный контроль за охраной труда регламентируется Федеральным законом «Об основах…» (ст. 22), Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Общественный контроль за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работникам представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции, а также комитеты (комиссии) по охране труда (ст. 13 «Об основах…»).

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственным органом управления охраной труда.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

· Осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;

· проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

· принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельно их расследование;

· получать информацию от руководителей и других должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также всех подлежащих регистрации несчастных случаев на производстве;

· предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

· осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

· осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

· принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

· принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

· обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

· принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

Глава IV. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 24.

Органы государственного надзора и контроля

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляется федеральным органом надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующими органами субъектов Федерации за охраной труда, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке.

Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы) по охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда.

(в ред. Федерального от 18.07.95 N 109-ФЗ)

Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственным органом управления охраны труда.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;

принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;

предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

Статья 26. Ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Статья 27. Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда

За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях — к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Статья 28. Приостановление производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда

(в ред. Федерального от 18.07.95 N 109-ФЗ)

В случаях, когда производственная деятельность предприятий или их структурных подразделений представляет опасность для жизни и здоровья работников и населения, эта деятельность может быть приостановлена по предписанию руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов по охране труда на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений.

Решение о закрытии указанных предприятий или их структурных подразделений принимает соответствующий орган исполнительной власти по труду на основании представления Главного государственного инспектора труда Российской Федерации, главного государственного инспектора труда по субъекту Российской Федерации при наличии заключения органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации.

Решение органа исполнительной власти по труду о закрытии предприятия или его структурного подразделения может быть обжаловано в судебном порядке.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России.

Правовые основы охраны труда. Государственный надзор и контроль в сфере охраны труда

Государственный надзор и контроль в сфере охраны труда

Основными способами защиты трудовых прав и интересов работников являются:

  1. государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законно-дательства;
  2. защита трудовых прав профессиональными союзами;
  3. самозащита работниками трудовых прав.

Согласно ТК РФ гл.57 ст.353 государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, наряду с органами федеральной инспекции труда, осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.

Внутриведомственный государственный надзор осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Высший надзор за точным единообразным исполнением законов о труде на территории РФ осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

В настоящее время система государственных органов по надзору в сфере труда, так называемая Федеральная инспекция труда, включает Роструд (федеральный орган исполнительной власти) и переданные ему в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.05.04г. № 252 территориальные органы по государственному надзору и контролю — государственные инспекции труда в субъектах РФ.

Руководит деятельностью Федеральной инспекции труда главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый и освобождаемый от деятельности Правительством РФ. Заместителем главного государственного инспектора по труду — руководитель департамента госнадзора, а его заместителями — главный государственный инспектор правовой инспекции труда и главный государственный инспектор РФ по охране труда.

Функции федеральной инспекции труда определены «Положением о федеральной инспекции труда», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.00г. № 78 и «Положением о государственной инспекции труда в субъекте РФ», утвержденном приказом Минтруда России от 29.02.00г. № 65 с дополнениями от 12.07.02г. № 149.

Государственные инспекции труда создаются в каждом субъекте РФ.

Руководители государственных инспекций, их заместители являются главными государственными инспекторами по соответствующей территории.

Государственные инспекции труда выполняют следующие функции:

  1. осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей территории;
  2. расследуют несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;
  3. рассматривают дела об административных правонарушениях;
  4. информируют органы исполнительной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства о труде;
  5. участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по охране труда;
  6. ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав;
  7. готовят отчеты о результатах деятельности инспекций.

Государственные инспекторы имеют право:

  1. беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;
  2. осуществлять проверки и расследования причин нарушения законодательства о труде и охране труда;
  3. запрашивать и получать от руководителей и иных должностных лиц, организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и работодателей документы и объяснения, информацию для осуществления своих полномочий;
  4. предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде и охране труда с предложениями о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или отстранении их от занимаемой должности;
  5. привлекать к административной ответственности виновных в нарушении законодательства о труде и охране труда;
  6. по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений в правоохранительные органы о привлечении виновных к уголовной ответственности, а также предъявлять иск в суд;
  7. расследовать несчастные случаи на производстве;
  8. выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, производство и внедрение новой техники, технологий при проведении предупредительного надзора, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых объектов;
  9. требовать от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных нарушений и недостатков в оборудовании, сооружениях или организации
  10. труда;
  11. запрещать производство и использование СИЗ и средств коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих нормативным требованиям;
  12. изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, при условии уведомления об этом работодателя;
  13. приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при нарушениях требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников;
  14. отстранять от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний, требований охраны труда.

Должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, независимы от государственных органов и руководствуются только Федеральными Законами и Конституцией РФ.

Государственные инспекторы несут ответственность за противоправные действия или бездействие.

Решения должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

Государственные инспекторы имеют удостоверения единого образца и личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют.

Государственные инспекторы обязаны хранить тайну, ставшую им известной при осуществлении своих полномочий, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

При инспекционной проверке госинспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя, если только не считает, что это может снизить эффективность контроля.

Организации вооруженных сил, пограничных служб, ФСБ, организации оборонной и атомной промышленности подлежат проверкам в особом порядке. В этом случае госинспектор заранее оформляет пропуск, назначает время и т. п. Лица, препятствующие органам госнадзора, не исполняющие предписания, применяющие угрозы к нему, несут ответственность согласно Федеральным Законам.

Органы Федеральной инспекции труда взаимодействуют с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, профессиональными союзами и др.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека (Роспотребнадзор) осуществляет защиту человека от вредных производственных факторов, профилактику инфекционных и массовых заболеваний населения, предупреждение вредного влияния неблагоприятных условий труда, быта, факторов окружающей среды на здоровье человека, гигиеническое воспитание и образование населения.

Государственная противопожарная служба при МЧС России осуществляет контроль за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечение их нарушений. Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:

  1. организация разработки государственной политики и нормативного регулирования в области пожарной безопасности;
  2. организация и осуществление пожарного надзора в РФ;
  3. организация и осуществление охраны населенных пунктов, организаций, сельскохозяйственных объектов, иных юридических лиц от пожаров, выполнение других услуг в области пожарной безопасности;
  4. обеспечение и осуществление тушения пожаров;
  5. осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для пожарной охраны.

Добавить комментарий

Закрыть меню