Государственное регулирование торговой деятельности

Государственное регулирование торговой деятельности.

Объектом правового регулирования торговли являются отношения, связанные с организацией и осуществлением торговой деятельности на территории Российской Федерации. Государственное регулирование торговли относится только к деятельности, связанной с продажей товаров и осуществляемой посредством заключения договоров розничной купли-продажи или поставки.

Государственное регулирование торговой деятельности представляет собой особый вид правоотношения, участниками которого являются, с одной стороны, органы государственной власти и местного самоуправления, а с другой стороны, юридические лица и индивидуальные предприниматели (хозяйствующие субъекты коммерческой деятельности), осуществляющие торговую деятельность как посредством создания торговых объектов и обеспечения их функционирования, так и без их использования.

Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015).

Этот закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

Законом предусмотрено право Правительства РФ устанавливать предельно допустимые розничные цены на социально значимые продовольственные товары в случае, если в течение 30 дней рост цен них составит не менее 30%.

Установлен предельный размер вознаграждения, которое поставщик выплачивает торговой организации за достижение определенных объемов продаж.

Законодатель установил предельные сроки расчетов между торговыми организациями и поставщиками продовольственных товаров, зависящие от сроков годности товаров.

Между поставщиком продовольственных товаров и торговой организацией может заключаться отдельный договор возмездного оказания услуг по рекламированию, маркетингу и иному продвижению товаров. Однако, запрещено ставить заключение договора поставки в зависимость от заключения договора возмездного оказания услуг.

Законодатель установил, что не менее 60% нестационарных торговых объектов должны использоваться субъектами малого и среднего бизнеса. Однако это не является нормой прямого действия.

Установлен ряд антимонопольных правил для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров. В частности, запрещено включать в договоры условие о возврате товаров, не проданных по истечении определенного срока; запрещено осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

Установлен ряд антимонопольных требований к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. В частности, им запрещено требовать проведения повторных проверок качества товаров, аттестации и аккредитации торговых объектов, не предусмотренных федеральными законами.

Законом предусмотрено формирование в субъектах РФ торговых реестров. Торговые реестры будут включать в себя сведения о торговых организациях, поставщиках и о состоянии торговли на территории соответствующих субъектов РФ. И хотя законодатель запретил принуждать торговые организации и поставщиков к внесению сведений о них в торговый реестр, но можно предположить, что торговая деятельность организаций, не сообщивших о себе сведений в торговый реестр, будет существенно затруднена.

В сферу государственного регулирования торговли не входят:

1) отношения, возникающие при осуществлении купли-продажи товаров между гражданами;

2) отношения между субъектами коммерческой деятельности и гражданами, также урегулированные гражданским законодательством, в том числе законодательством о защите прав потребителей;

3) отношения, связанные с организацией розничных рынков, а также с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, поскольку такие отношения регламентируются Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;

4) отношения, возникающие в связи с организацией и использованием торговых объектов, в области предоставления услуг (например, предприятий общественного питания или бытовых услуг населению).

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, ФЗ о Государственном Регулировании Торговой Деятельности (ГРТД), а также другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Среди наиболее значимых нормативно-правовых актов в этой области следует назвать: Федеральные законы от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»; от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».

Целями государственного регулирования торговой деятельности на современном этапе являются:

1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем: проведения единой государственной торговой политики; нормативного правового регулирования в сфере торговой деятельности; установления унифицированного порядка проведения контрольных и надзорных мероприятий; установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения (ч. 2 ст. 1 ФЗ о ГРТД).

Основными задачами государственного регулирования торговой деятельности являются:

1) исключение неоправданного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в торговую деятельность хозяйствующих субъектов;

2) разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением предпринимателями торговой деятельности;

3) обеспечение прозрачности мер государственного регулирования торговой деятельности и доступность информации в данной области;

4) обеспечение качественного и доступного обслуживания потребителей;

5) обеспечение равномерного и цивилизованного развития различных форм торговой деятельности с учетом политики поддержки малого и среднего предпринимательства.

Государственное регулирование торговой деятельности выполняет ряд важных функций:

1) формирование и реализация политики государства в сфере торговой деятельности;

2) осуществление контроля и надзора в области торговли;

3) формирование и ведение информационных ресурсов, включая реестры участников торговой деятельности и торговых объектов;

4) определение мест размещения торговых объектов;

5) выдача разрешений на осуществление торговой деятельности в случаях, предусмотренных законодательством.

Приведенные в предыдущих статьях формы проявляются при помощи системы методов регулирования косвенного и прямого воздействия.

К прямым методом относятся методы административно-правового воздействия на субъекты: корректировка правил продажи услуг и товаров, квотирование, лицензирование, установление минимальных размеров уставных фондов торговых предприятий, организаций, а также отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью, стратегическое планирование.

Прямые методы также предполагают вмешательство государства в функционирование механизмов рынка, например в процессы ценообразования, политику доходов, в частности: заморозка или допущение роста цен и заработной платы в определенных размерах, ограничение изменений показателей кредитно-денежной системе, применение квот и многое другое.

Перевод централизованной экономики к рыночной, в России, кардинально изменил как суть, так и содержание экономических отношений, между участниками в процессе осуществления их деятельности, при этом кардинальным изменениям подвергается правовое их регулирование.

Правовые методы государственного регулирования торговой деятельности призваны обеспечивать правовую основу торговли при помощи законодательных, административных и судебных способов:

  • Государство проводит осуществление своего регулирования, основываясь на нормативно-правовых актах, которые устанавливают: правовое положение организаций торговли и предприятий;
  • структуру органов государственного регулирования торговой деятельности; порядок исполнения и заключения хозяйственных договоров, а также торговых сделок; охрану собственности торговых субъектов; правила торговли;
  • порядок разрешения споров торговых организаций и предприятий; положения защиты прав потребителей; формирование, а также порядок регулирования определенных вопросов контрактной системы, вопросов связанных с этической стороной торговли и т.д.

Государственное регулирование торговли, основывается на положениях высшего юридического акта государства – Конституции Российской Федерации. Абсолютно все нормативно-правовые акты, которые имеют отношение к регулированию торговли, должны соответствовать конституционным принципам и началам.

Применительно к функционированию организаций торговли и торговых предприятий, законодательство Российской Федерации следует подразделять на общее (которое предусматривает государственное регулирование отдельных сторон экономики), а так же специальное (воздействие государства на торговую сферу).

К законодательным актам сферы общего регулирования в первую очередь стоит отнести: Гражданский кодекс РФ, ставящий государственное регулирование рыночных отношений в жесткие правовые рамки.

Специальное нормативно-правовое регулирование торговых отношений содержится в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства РФ, и в актах федеральных ведомств и министерств, изданных для исполнения федеральных законов, в постановлениях, в инструкциях органов гос. власти субъектов Российской Федерации, и в нормативно правовых актах.

  • Законодательный уровень регулирования торговой деятельности представлен с помощью Законов Российской Федерации: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 22.03.91, изменения от 25.05.05г.;
  • «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» 14.06.95г.; «О защите прав потребителей» 07.01.92г. дополнения и изменения от 05.12.95г., 09.01.96г;
  • «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «O государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 07 января 99г.;
  • «О качестве и безопасности пищевых продуктов» 02.01.00г.

    №29-Ф3; «О рекламе» 18.07.95г и др.

С помощью закона PCФCP «О конкуренции и oграничении мoнополиcтичеcкой деятельноcти на тoварных рынках» определяются правовые и организационные основы ограничения, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, а также недобросовестной конкуренции, он направлен на обеспечение условий создания и эффективного функционирования рынков товара.

Закон федерального уровня «О рекламе» регламентирует отношения, которые возникают во время осуществления процесса производства, распространения и размещения рекламы на рынках работ, товаров, услуг.

Направлен он на формирование целостной системы регулирования рекламы, в интересах усовершенствования цивилизованных рыночных отношений, а также поддержания добросовестной конкуренции и защиты потребительских прав.

Косвенные методы состоят в осуществлении опосредованного воздействия на условия рынка. Это мероприятия кредитно-денежной и финансовой политики, субсидии, налоги, валютные меры, стимулирование экспорта, индикативное планирование и иные меры косвенного воздействия на рынок. Ориентированы они на:

  • создание условий деятельности экономических субъектов, а также на стимулирование их работы в желательном для государства и общества ключе;
  • обеспечение информационной среды для работы предприятий разных организационно-правовых форм хозяйствования;
  • использование налоговых льгот, простота налоговой системы и экономической мотивации;
  • осуществление контроля за ценообразованием и другими фин. инструментами.

Таким образом, государство владеет действенными механизмами влияния и регулирования торговли, тем самым обеспечивая нормальное развитие рыночных отношений в государстве.

Государственное регулирование коммерческой деятельности.

1. Механизм и основные принципы государственного регулирование коммерческой деятельности.

Успех развития экономики во многом зависит от законодатель­ного регулирования. Рыночная экономика, несмотря на ее положи­тельные черты, не способна автоматически регулировать экономи­ческие и социальные процессы в интересах всего общества и каж­дого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд и не поддержи­вает незащищенные слои населения. В рыночной экономике роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.

Практика свидетельствует, что стихийное развитие рынка порож­дает многие нежелательные или отрицательные социально-экономические последствия. Это выражается в стремлении увеличить доходы за счет потребителя, манипулируя при этом ценами, выпус­ком продукции ненадлежащего качества, подделкой товаров и другое.

Следует подчеркнуть, что рынок и торговля всегда были состав­ной частью национальной экономики. Поэтому по мере развития рыночной экономики, реального осуществления экономических сво­бод товаропроизводителей, посредников и потребителей по поводу ассортимента и объемов изготавливаемых, закупаемых и реализуемых товаров и услуг, свободы ценообразования все большая роль отво­дится государственному регулированию торговой деятельности.

В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

Применение принципов механизма государственного регулирования коммерческой деятельности будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Принципы механизма регулирования необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.

Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования, иногда ее называют планово-прогнозной. Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.

Само понятие «механизм», происходящее от греческого mechane — машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода.

Государство воздействует на развитие экономики двумя основ­ными методами (способами):

• экономическим (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) — косвенное регулирование;

• административным (запрет, юридическая ответственность, принуждение) — прямое регулирование.

Проектом Закона РФ «О внутренней торговле», разработанным по поручению Правительства Российской Федерации, в функции государственных органов в области регулирования торговли вклю­чались:

• установление субъектов торговой деятельности;

• определение видов и порядка осуществления торговой дея­тельности;

• направления и формы государственного регулирования тор­говой деятельности;

• компетенция органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;

• организация и методы государственного регулирования тор­говой деятельности;

• государственный контроль и надзор за осуществлением ре­гулирования торговой деятельности.

На федеральном уровне механизм регулирования торговой дея­тельности закрепляется в различных нормативных актах. К ним относятся законы, указы Президента, постановления Правительства, распоряжения, приказы, инструкции министерств и ведомств.

На уровне субъектов Федерации нормативные правовые акты торгового законодательства могут приниматься с учетом разграни­чения компетенции между Российской Федерации и ее субъектами, регулируемого ст. 71—73 Конституции РФ. Следует иметь в виду, что в соответствии с Конституцией РФ в ведении Российской Федерации находится гражданское законодательство, поэтому субъ­екты РФ не вправе принимать гражданско-правовые акты, хотя, к сожалению, этот порядок в ряде случаев нарушается и в регионах издаются «свои» кодексы, законы по гражданско-правовым вопро­сам деятельности внутренней торговли. В тоже время субъекты РФ вправе принимать касающиеся внутренней торговли акты в основ­ном административного, дисциплинарного и другого характера в соответствии со своей конституцией.

Управление внутренней торговлей по России осуществляется:

• на федеральном уровне — Президентом РФ, Правительством РФ, министерствами, государственными комитетами, феде­ральными комиссиями, федеральными службами, иными федеральными органами исполнительной власти;

• на региональном уровне — главами администраций (губернаторами) и республик, краев, областей, горо­дов федерального значения, автономной области, автоном­ных округов;

• на местном уровне — главами муниципальных образований (городских, районных, сельских, поселковых).

Указанные органы управления осуществляют возложенные на них функции общей, функциональной или отраслевой компетенции. Для проведения государственной политики в сфере торговли и в условиях формирования рыночных отношений большое значение имеет Министерство экономического раз­вития и торговли Российской Федерации, которое выполняет сле­дующие основные функции:

• анализирует состояние торговли и общественного питания, разрабатывает прогнозы их развития на текущий и перспек­тивный периоды на основании изучения рынка спроса и предложения товаров, уровня потребления населением ос­новных продуктов питания и непродовольственных товаров, других экономических факторов;

• подготавливает предложения по объемам производства и импорта товаров народного потребления по ассортименту и качеству изделий, необходимых для удовлетворения потреб­ностей населения Российской Федерации, а также для госу­дарственных нужд, и направляет эти предложения заинтере­сованным министерствам, ведомствам, организациям и предприятиям;

• направляет министерствам и ведомствам информацию о прогнозируемой потребности населения в товарах народного потребления на текущий и перспективный периоды, о това­рах, спрос населения на которые не удовлетворяются; принимает во взаимодействии с министерствами, ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, торговыми организациями и предприятия­ми независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности меры по стабилизации торговли, насыще­нию потребительского рынка товарами; участвует в работе по реализации программ углубления эко­номических реформ в сфере торговли и общественного пи­тания, ускорения процессов коммерциализации деятельно­сти предприятий, их приватизации, демонополизации и соз­дания конкурентной среды;

• дает заключение по проектам решений о приватизации торго­вых предприятий, находящихся в федеральной собственности; анализирует развитие малого предпринимательства в торгов­ле и общественном питании, изучает деятельность объеди­нений торговых предприятий (союзов, ассоциаций и др.) с целью оценки их положения на товарных рынках, создания условий для развития конкуренции;

• оказывает поддержку деятельности товарных бирж и разви­тию биржевой торговли, организации и функционированию оптовых рынков товаров народного потребления; разрабатывает нормативные требования, а также рекоменда­ции по формам и методам организации торговли и общест­венного питания;

• проводит научно-техническую и инвестиционную политику, направленную на оказание содействия предприятиям тор­говли и общественного питания всех форм собственности в оснащении современной торговой техникой и оборудовани­ем, строительстве и реконструкции объектов торговли и об­щественного питания по современным проектам;

• реализует программы строительства объектов торговли, от­носящихся к федеральной собственности;

• участвует в рассмотрении проектов стандартов, изменений к ним, согласовании технических условий на товары народно­го потребления, сертификации торговых услуг и продукции общественного питания;

• участвует совместно с субъектами Российской Федерации в разработке схем развития, рационального размещения сети предприятий торговли и общественного питания.

Наряду с указанными функциями Министерства экономическо­го развития и торговли, которые в принципе характерны и для всех нижестоящих государственных органов отраслевого управления тор­говлей, одной из важных функций является организация подготов­ки, переподготовки и повышения квалификации кадров с высшим и средним специальным образованием в подведомственных учеб­ных заведениях.

2. Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование коммерческой деятельности

Государственные организационные структуры, участвующие в регулировании коммерческой деятельности:

Торгово — промышленная палата РФ, Российское агентство поддержки малого предпринимательства, общественных объединений предпринимателей страны.

Основные регулирующие органы: Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Государственный комитет по антимонопольной политике, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Государственном комитете РФ по управлению государственного имущества, Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ.

Органы, контролирующие все стороны коммерческой деятельности и их функции: Госторгинспекция, Госстандарт России, Государственная Налоговая служба РФ, Министерство здравоохранения РФ, Государственный Таможенный комитет РФ. Взаимодействие Государственного Таможенного комитета с Госторгинспекцией осуществления с целью контроля товарооборота.

Контролирующие органы, проверяющие отдельные виды торговли и выполняемые ими функции:

Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию (осуществляет специальные исполнительные, контрольные и разрешительные функции по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции),

Министерство финансов РФ (осуществляет контролирующие функции в отношении торговли драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями их содержащими),

Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет по Охране Окружающей Среды (осуществляют контроль за продажей меховых товаров),

Российская ассоциация развития малого предпринимательства (осуществляет защиту прав предпринимателей; обобщение и распространение опыта деятельности малых предприятий; оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи организациям поддержки малого предпринимательства).

Дипломные и курсовые работы, магистерские диссертации по праву на заказ

Добро пожаловать!

На нашем сайте Вы можете заказать магистерскую диссертацию, дипломную или курсовую работу по праву (юриспруденции). Также мы можем подготовить для Вас отчет по практике, научную статью или реферат по праву, решить задачи, помочь с подбором материала и многое другое.

Все работы выполняются специалистами с высшим юридическим образованием, имеющими опыт научной и практической работы.

На сегодняшний день в сети Интернет можно бесплатно скачать множество работ, однако такие работы по юриспруденции никогда не дадут вам уверенности, так как они не выдерживают проверки преподавателем и определяются как скаченные с интернета.

Курсовые и дипломные работы, а также магистерские диссертации по юриспруденции должны подготавливаться профессионалами, специализирующимися в области юриспруденции и права, а не «специалистами» широкого профиля.

Мы не беремся за любые заказы, а работаем исключительно по юридическим дисциплинам. Каждый заказ передается специалисту, выполняющему работы по соответствующей (гражданско-правовой, административно-правовой, конституционно-правовой и т.д.) отрасли права или предмету.

Вы получаете авторскую работу, проверенную на оригинальность системой Antiplagiat.ru. При получении вы можете там же проверить вашу работу, загрузив файл в систему, для того, чтобы убедиться в ее оригинальности.

При заказе работы просим указывать необходимый процент оригинального текста в системе Antiplagiat.ru, а также способ проверки.

Наши преимущества:

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатное составление плана работы;
  • строгая специализация — подготовка работы лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование (мы выполняем только работы по праву).
  • подготовка работы на основе действующего законодательства;
  • использование в работе новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

При подготовке всех работ используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для наших магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

Абсолютно на все работы даются гарантии.

Мы оперативно обрабатываем заказ и стараемся как можно быстрее написать работу, к примеру курсовые работы подготавливаются в срок от 7 до 14 дней, а дипломные работы по юриспруденции — от двух до четырех недель.

Мы делаем на заказ:

Дипломные и курсовые работы, а также магистерские диссертации и научные статьи по праву требуют много времени и усилий. Доверьтесь профессионалам, экономьте свое время.

Добавить комментарий

Закрыть меню