Государственная служба США кратко

Особенности государственной службы в США

Юсупова Гульшат Ямиловна

Аннотация.В статье рассматриваются некоторые особенности государственной службы в США. Проводится описание данных особенностей, а также сравнительный анализ и аналогии с другими странами. Затрагивается некоторые проблемы государственной службы в США и другие вопросы.

Ключевые слова.Государственная служба, зарубежный опыт государственной службы, государственный служащий, «патронажная система», «система заслуг».

Также как и Россия США имеет свою своеобразную историю становления государства, также как и историю становления системы государственной службы. История американской государственной службы заметно отличается от истории аналогичной государственной службы в другой стране. Ведь известно, что американская цивилизация сложилась в результате достаточно необычного сочетания географических, историко-культурных, политических и идеологических факторов. В США, всегда, доминировал принцип, живущий в каждом из его основателей: «свободные люди на свободной земле», который и положил основу будущей системы государственной службы США.

В американской литературе государственным служащим или, как его обычно называют, «служащий общественного сектора», является лицо, работа которого оплачивается из бюджета государства, штата или местного органа самоуправления.

На протяжении всей истории становления системы государственной службы в США важное внимание уделялось сокращению численности государственных служащих, при том, что количество государственных служащих с 1900 года увеличилось почти в 20 раз.

Перечислим особенности современной государственной службы в США, которые отличают её от других стран:

— существуют специально-созданные федеральные органы, которые регламентируют трудовую деятельность государственных служащих, выполняя такие функции, как управление набором государственных служащих, обучение и продвижение служащих, расследование случаев нарушений законодательства, вынесение решений по наказанию за подобные нарушения;

— государственная служба опирается прежде всего на конечного потребителя государственных услуг, стремится увеличивать сотрудников, которые непосредственно производят услуги, сокращая количество руководителей;

— в государственной службе высших руководителей введены 4 типа назначений: карьерные (предполагает наличие соответствующей квалификации у государственного служащего, находящегося в числе кадровых служащих ведомства, для его продвижения по службе); некарьерные (предполагает назначение на должность, связанную с политическим управлением и исполнением стратегического курса); чрезвычайные (предполагает назначение на должность на срок не более 18 месяцев); временные (предполагает назначение на должность на срок не более 3 лет);

— организация государственной службы делится на две категории: конкурсная и патронажная. По конкурсной категории проходят служащие, которые соответствуют требованиям, так называемой «системы заслуг», которая представляет собой повышенные требования к кандидату на должность государственному служащему. По патронажной категории проходят служащие, назначаемые президентом, либо по совету и с согласия сената. Патронажная «традиция» набора на государственную службу берет своё начало ещё со времен Джорджа Вашингтона, который на важные государственные должности назначал лишь «проверенных» и приближенных «коллег». Также к числу патронажных должностей относятся советники, секретари и другие;

— должности государственных служащих делятся на 18 категорий – первые 8 являются аналогией российских обеспечивающих специалистов, с 9 по 15 – средний руководящий состав и вспомогательный персонал высшей квалификации и с 16 по 18 – высший руководящий состав;

— государство ставит высшую границу численности государственных служащих, которая не должна превышать 10777 человек, также есть ограничения численности некарьерных служащих, которое составляет 10%;

— государственная служба США трепетно относится к правам государственного служащего, в том числе его права на труд, таким образом уволить государственного служащего практически невозможно, единственной причиной для этого может послужить неисполнение или плохое исполнение своих должностных обязанностей. Однако и в этом случае факт неисполнения должен быть доказан документально и официально рассмотрен специальным государственным органом;

— на государственной службе США чтятся традиции, одной из которых является, так называемое, «правило сенаторской вежливости». Так если президент выдвигает кандидатуру на должность сенатора одновременно с выдвижением предыдущего сенатора на эту должность все сенаторы будут голосовать за старого сенатора.

Таким образом можно отметить, что государственная служба в США имеет ряд особенностей, которые формируют специфическую систему государственной службы этой страны. Подобная система доказывает, как свою эффективность, так и некоторые недостатки, появление которых обусловлено историческими традициями на государственной службе, излишней сложностью данной системы, а также трепетное отношение к элементам системы .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Пермяков, А.И. Принципы государственной службы как структурный элемент государственной службы / А. И. Пермяков // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2013. –№ 5 (94). – С. 179–183.

2. Филиппов, В. В. Правовое регулирование конфликта интересов в системе государственной службы США / В. В. Филиппов // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2010. – № 3. – С. 50-60.

3. Гончарова, Е. В. Сравнительно-правовой анализ организации государственной службы в России и США / Е. В. Гончарова // Апробация. – 2014. – № 9. – С. 62-63.

4. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ИНДИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. № 3. С. 282-293.

5. ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ Ханнанова Т.Р. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 6-2 (32). С. 184-190.

6. НАСТОЯЩИЙ НАЧАЛЬНИК. ОПЫТ ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН Ханнанова Т.Р. Российское предпринимательство. 2007. № 10-2. С. 72-76.

7. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ И ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 12. С. 2214-2222.

8. НОВАЯ ПАРАДИГМА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАСТЕНИЕВОДСТВА Ханнанов Р.А. Право и политика. 2012. № 1. С. 109-132.

9. УСТОЙЧИВОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2011. № 11. С. 1828-1854.

10. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА В ДЕЛАХ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) Валиева А.Р. В сборнике: Научное обеспечение устойчивого функционирования и развития АПК материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в рамках XIX Международной специализированной выставки «АгроКомплекс-2009». ответственные за выпуск: Р.С. Гизатуллин, Г.Х. Ибрагимова. 2009. С. 315-317.

11. ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Валиева А.Р. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010.

12. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Валиева А.Р. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Уфа, 2007

13. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 3-3 (12). С. 219-221.

14. К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.

15. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Гарипова А.Г., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 37-38.

16. РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Гарифуллина А.Ф., Хайдарова Л.Р. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 39-42.

17. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ Гарифуллина А.Ф., Мухаметдинова Э.Р. В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Редколлегия: А. Н. Плотников, А. В. Постюшков, Л. А. Тягунова. 2013. С. 42-43.

18. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Гарифуллина А.Ф. Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. № 3. С. 790-792.

19. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАХОВОГО МЕХАНИЗМА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПК Бакиров А.Ф., Ханнанова Л.Р. В сборнике: Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в агропромышленном производстве Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XVII Международной специализированной выставки «АгроКомплекс-2007». 2007. С. 158-160.

20. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Хайретдинова Ю.С., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. НАУЧНЫЙ ЦЕНТР «АЭТЕРНА». г.Уфа, Россия, 2014. С. 263-265.

21. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Муллагалиев Ф.Ф., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВАматериалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 16-17.

«Согласно теории и практике государственного управления США, в категорию государственных служащих включаются как должностные лица и вспомогательно-технический персонал, связанный с реализацией государствено-властных полномочий, так и работники по найму (в том числе преподаватели государственных заведений, рабочие государственных предприятий и сферы коммунального обслуживания). В США государственным служащим (government employee) или служащим общественного сектора (public employee) в широком смысле считается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации, штатов или местных органов власти. «Понятие «служащий общественного сектора», — писал председатель Комиссии гражданской службы в правительстве Л. Джонсона Д. Маси, может включать полицейского в патрульной машине, преподавателя в классе, почтальона, сборщика налогов в его конторе или механика на военно-морской базе». Смешивая в понятии «государственный служащий» должностных лиц, обслуживающий персонал и работников по найму, государствоведческая наука США преследует цель создать представление обо всех лицах, занятых в государственном секторе, как о едином социальном слое».

Государственный сектор США имеет структурные особенности, обусловленные федеративным устройством страны. Поэтому все государственные работники подразделяются на:

а) федеральных, т. е. тех, кто занят в учреждениях федерального правительства,

б) работников штатов — занятых в органах правительств штатов;

в) местных — работающих на предприятиях и в учреждениях местной администрации (в графствах, муниципалитетах, округах).

В США под федеральным государственным служащим понимается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации. Помимо федеральной существуют государственные службы отдельных штатов и аппарат управления органов местного самоуправления.

В основу организации федеральной государственной службы положено деление служащих на две категории — «конкурсную» и «патронажную».

К первой категории относятся государственные служащие, поступающие на службу и продвигающиеся по службе в соответствии с принципами «системы заслуг», установленными законодательством.

Ко второй категории относятся те государственные служащие, которые назначаются на должности президентом единолично (помощники и советники президента) либо по совету и с согласия сената (главы федеральных органов исполнительной власти и т.д.). Кроме того, к числу «патронажных» относятся те доверенные лица, которые обеспечивают организацию работы глав федеральных органов исполнительной власти (советники, секретари министров и т.д.).

Особый статус имеют государственные служащие так называемых «исключенных» (не подпадающих под общее регулирование) государственных органов.

К числу последних относятся Федеральное бюро расследований, ЦРУ, иные органы «разведывательного сообщества», Генеральное отчетное управление и ряд других федеральных ведомств.

«Законодательство делит государственных служащих на несколько категорий:

— карьерные государственные служащие, продвигающиеся по службе в соответствии с «системой заслуг»;

— государственные служащие, нанимаемые на определенный срок (до трех лет);

— государственные служащие, нанимаемые на срок действия чрезвычайных обстоятельств (но не более чем на 18 месяцев);

— государственные служащие на резервируемых должностях перечень этих должностей ежегодно определяется Управлением по делам государственной службы в тех случаях, когда необходимо обеспечить полную политическую беспристрастность в ведении дел);

— не карьерные государственные служащие (занимающие главным образом, «патронажные» должности).

Должности государственных служащих делятся на 18 категорий

. Первые восемь отведены техническим исполнителям с 9 по 15 — среднему руководящему составу и вспомогательно-техническому персоналу высей квалификации; с 16 по 18- высшему руководящему составу, (В ряде министерств и ведомств, например в Государственном департаменте, установлены собственные табели о рангах.)».

Поскольку деятельность государственной службы определяется в основном профессиональной квалификацией ее высшего звена, в дальнейшем изложении материала мы будем рассматривать, главным образом, законодательство о высшем руководящем составе государственной службы.

Согласно параграфу 31З2 титула 5 Свода законов США, к высшему руководящему составу относятся служащие:

» — руководящие ведомствами или структурными подразделениями органов исполнительной власти;

— ответственные за реализацию определенных программ или проектов;

— контролирующие, оценивающие или координирующие осуществление задач, стоящих перед органами исполнительной власти;

— руководящие работой государственных служащих, не отнесенных к числу персональных помощников;

— иным образом выполняющие важные задачи принятия политических. решений и осуществления функций управления».

Законодательство США достаточно эффективно решает задачу ограничения неконтролируемого роста высшего звена государственной службы. Общая ее численность не должна превышать 10 777 человек (пар. 413 Свода законов США). Устанавливаются должности высшего руководящего состава следующим образом. Каждые два года соответствующие органы исполнительной власти обращаются в Управление государственной службы с заявками на утверждение общего числа высшего руководящего состава. В обосновании указываются не только предполагаемые характер и объем управленческих задач, но и предполагаемые бюджетные ассигнования на следующие два финансовых года. Управление государственной службы проводит консультации с Административно-бюджетным управлением (входит в аппарат президента) и выносит решение по заявкам каждого из ведомств, корректируя их при необходимости. Решения Управления государственной службы публикуются в «Федерал реджистер».

Установлены ограничения и в отношении других категорий государственных служащих. В частности, общее число не карьерных государственных служащих (заявки на утверждение этих должностей подаются ведомствами в Управление государственной службы ежегодно) не должно превышать 10% от общей численности высшего руководящего состава. А общее число государственных служащих, нанимаемых на определенный срок, и государственных служащих, нанимаемых на срок действия чрезвычайных обстоятельств, не может превышать 5% от общей численности высшего руководящего состава.

Развитие государственной и муниципальной службы в США

В США тоже действует англосаксонская система права. Однако, благодаря тому что США в своем развитии прошли довольно-таки неординарный исторический путь, регулирование вопросов государственной, а также муниципальной службы обладает рядом особенностей по сравнению с другими англосаксонскими странами.
Начало законодательному регулированию данного института было положено с принятием в 1883 г. Закона о гражданской службе, когда было отменено право президента, придя к власти, полностью сменить всех должностных лиц.
На современном этапе регулирование данного вопроса осуществляется Законом о реформе гражданской службы 1978 г., принятием которого завершилась реформа государственной службы в США, и нормативно-правовыми актами, объединенными в титул 5 Свода законов США.
Государственная служба именуется гражданской. Однако в законодательстве дано более-менее четкое определение государственного служащего. Итак, в США под государственным (гражданским) служащим понимают любое лицо, труд которого оплачивается из федерального бюджета. Так как государственная служба отождествляется со службой гражданской, то лица, работающие в иных «силовых» государственных органах (например, полиция, ФБР, ЦРУ и т. д.), из системы государственной службы исключены и составляют самостоятельную категорию.
Соединенные Штаты Америки являются федеративным государством, поэтому, помимо федерального уровня государственной службы, выделяют уровень региональный.
Кроме государственной службы в США, достаточно развита самостоятельная ветвь – муниципальная служба, служба в органах местного самоуправления.
Государственные служащиеимеют право на получение вознаграждения, соответствующего их должности и работе (за равный труд должна быть обеспечена равная оплата труда), защиту от произвола, от преследования за законное распространение информации. Обязанности государственных служащих заключаются в том, что они должны заботиться об общественном интересе, соответствовать требованиям профессионального роста. Кроме этого, государственные служащие обязаны:
1) ставить преданность высшим моральным принципам и государству выше преданности отдельным лицам, партии или государственным органам;
2) поддерживать Конституцию, законы и постановления Соединенных Штатов и всех органов государственной власти и никогда не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения;
3) работать полное рабочее время за дневную оплату;
4) прилагать необходимые усилия и старания к выполнению своих обязанностей;
5) стараться находить и применять наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач;
6) никогда не осуществлять дискриминацию путем предоставления кому-либо специальных благ и привилегий как за вознаграждение, так и без оного и никогда не принимать для себя лично либо для своей семьи благ или подарков при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как средство воздействия на исполнение должностных обязанностей;
7) не давать никаких обещаний, касающихся должностных обязанностей, поскольку государственный служащий не может выступать как частное лицо, когда дело касается государственной должности;
8) не вступать ни прямо, ни косвенно в коммерческие отношения с правительством, если это противоречит добросовестному исполнению должностных обязанностей;
9) никогда не использовать при исполнении должностных обязанностей конфиденциальную информацию для извлечения личной выгоды;
10) вскрывать случаи коррупции при их обнаружении;
11) соблюдать эти принципы, сознавая, что государственная должность является выражением общественного доверия.
За неисполнение своих обязанностей либо за злоупотребление ими для государственных служащих предусмотрена уголовная и дисциплинарная (замечание, выговор, понижение в должности, низкая оценка служебной деятельности, временное отстранение от работы без выплаты зарплаты до 14 дней, отпуск без содержания на срок до 30 дней, понижение в должностной квалификации, сокращение должностного оклада, увольнение со службы) ответственность.
В зависимости от способа замещения должностей Федеральная государственная служба в США подразделяется на 2 категории:
1) конкурсные государственные служащие;
2) патронажные государственные служащие.
Конкурсные служащие – это государственные служащие, поступившие на службу и продвигающиеся по служебной лестнице в зависимости от своего профессионализма и собственных достижений согласно принципам, установленным в законодательстве. Патронажные государственные служащие – это государственные служащие, назначаемые на должности сверху (президентом или сенатом).
Законодательство США закрепляет 15 категорий (разрядов) служащих, в соответствии с которыми и происходит карьерное продвижение государственных служащих. Общая численность высшего звена государственной службы в США не должна превышать 10 777 человек.
Кандидат на государственную должность в США должен обладать гражданством США. Граждане иных государств могут быть приняты только на низшие государственные должности.
Прием на государственную службу состоит из нескольких стадий:
1) проверка заявления;
2) проведение конкурсных экзаменов (письменных или устных);
3) проверка благонадежности;
4) выбор кандидата на должность;
5) проверка в течение испытательного срока. Сведения о проведении экзамена на ту или иную должность обязательно должны быть опубликованы в средствах массовой информации. Это положение является гарантией обеспечения принципа равных возможностей при замещении государственных должностей и залогом отсутствия дискриминации. Квалификационные требования, на соответствие которым проверяется кандидат при прохождении экзамена, должны быть согласованы с Управлением государственной службы.
Замещение должностей конкурсной службы производится двумя способами:
1) открытым;
2) закрытым.
Открытый конкурс происходит среди всех желающих, должность занимает победивший в конкурсе. В конкурсе на занятие должности, замещаемой закрытым способом, могут участвовать только лица в рамках карьерного продвижения.
Полномочиями по оценке кандидатов и набору на должности обладает Управление по руководству персоналом.
Для лиц, прошедших конкурс, при замещении должности на срок до 1 года может быть установлен испытательный срок.

Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1419;

Добавить комментарий

Закрыть меню