Гос расходы

Виды государственных расходов

Классификация государственных расходов осуществляется по различным критериям. В экономической сфере расходы подразделяются на производительные и непроизводительные. Производительными считаются такие расходы, которые увеличивают или укрепляют достояние государства.

Непроизводительными принято считать расходы, которые не дают заметных результатов, но при этом не являются бесполезными.

По структуре расходы государства делятся на чрезвычайные и обыкновенные. Чрезвычайными являются ситуации, когда финансирование носит спонтанный характер и крайне необходимо в конкретной ситуации. Обыкновенные расходы обусловлены постоянством, это те потребности, которые оплачиваются по плану ежегодно.

Рассматривая текущий и капитальный виды, стоит разобраться, куда именно расходуются средства.

Текущее расходование средств

Текущий вид подразумевает обеспечение необходимыми финансами бюджетные организации, расходы при этом направлены на содержание органов государственной власти, затраты на науку, оборону, предоставление коммунальных услуг жителям и т.д.

Капитальное расходование средств

Капитальные расходы предполагают финансирование строительства в введение в эксплуатацию новых объектов, а также реконструкцию и расширение сущесвующих.

По назначению государственные расходы распределяются на следующие группы:

  • затраты на социальные цели;
  • внешнеэкономические затраты;
  • экономическое финансирование;
  • расходы на перевооружение и укрепление обороны;
  • расходы на управление.

Нормирование расходов

Нормами расходования считаются единые измерения расходных ресурсов на конкретное предприятие. Существуют несколько нормированных видов:

  • обязательные нормы — связаны с затратами на заработные платы, обслуживание командировок, питание и т.д.;
  • расчетные нормы — все затраты, связанные с приобретением услуг;
  • материальные нормы — подобные затраты связаны, например, с единицей затрат средств на питание одного осужденного;
  • денежные нормы — нормы, имеющие выражение как стоимость натуральных затрат;
  • индивидуальные — нормы, где предусматриваются затраты лишь на одну цель, например, медикаменты на одного конкретного больного.

Государственные расходы представляют собой целенаправленное использование ресурсов государства для удовлетворения потребностей в общественных благах и реализации перераспределительных мероприятий, оправданных с позиций справедливости. Английский экономист А. Пигу предложил классификацию государственных расходов с точки зрения их влияния на национальный доход, согласно которой они подразделяются на так называемые трансформационные и трансфертные расходы. В первом случае расходы правительства влекут за собой создание дополнительной стоимости и новых доходов. Во втором случае произведенные затраты не предполагают встречную услугу и выступают лишь как передача средств от налогоплательщиков к получателям трансфертов.

Исходя из данной классификации к трансформационным расходам относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату заработной платы и жалования, осуществляемую из бюджета. Как видим, это производство и приобретение материальных благ и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей в которых берет на себя государство.

Расходы государства можно также классифицировать на:

  1. включаемые в бюджет текущих расходов, за счет которых решаются ближайшие социально-экономические задачи правительства;
  2. входящие в бюджет развития, средства которого направляются на решение перспективных задач, для чего требуется финансирование инвестиционной, инновационной и другой деятельности, связанной с расширением производства.

Среди трансфертных расходов государства — пособия (денежные выплаты и натуральные выдачи) домохозяйствам, социальное обеспечение, финансирование эксплуатационных расходов государственных предприятий и учреждений, их субсидирование.

В ХХ веке в развитых странах отчетливо проявилась тенденция ускоренного роста государственных расходов по сравнению с расходами частными.

Государственные расходы в % к ВНП: историческая сводка

Страна 1938 1948 1958 1968 1978 1988
США 10.1 11.6 18.4 20.8 21.4 23.1
Япония 15.1 12.0 13.8 16.7
Франция 19.9 24.4 24.0 22.7 38.3 43.5
Германия (Западная) 11.9 13.8 14.0 29.5 30.7
Британия 20.2 32.2 26.9 35.3 37.8 34.6

Столь стремительный рост государственных расходов — несмотря на переход в 80-90-е гг. от кейнсианской концепции «экономики спроса» к неоклассической доктрине «экономики предложения» — в частности, обусловлен:

  • повышением общественного благосостояния и направлением все большей доли доходов домохозяйств на удовлетворение потребностей в услугах образования, здравоохранения и т.п., в сфере производства которых частный капитал проявляет недостаточную активность, и государство нередко просто вынуждено усиливать свое участие.

    При этом производительность труда работников сферы нематериальных услуг заметно отстает от производительности труда работников сферы материального производства, что порождает относительно более высокую трудоемкость и зарплатоемкость в создающем данные услуги государственном секторе. Однако следует учитывать и то обстоятельство, что цены на товары и услуги, приобретаемые государством, обычно растут быстрее цен для частного сектора. Поэтому действительное опережение в темпах роста государственного сектора по сравнению с сектором частным оказывается несколько меньшим.

  • быстрым нарастанием внутреннего и внешнего долга многих стран, требующим немалых государственных средств на его обслуживание и погашение.
  • стремительным развитием научно-технического прогресса, предполагающего концентрацию крупных, часто просто недоступных частному капиталу (или непривлекательных для него) средств на реализацию перспективных проектов, что влечет за собой создание акционерных обществ с той или иной степенью государственного участия.
  • усложнением социально-экономической жизни, требующим наращивания государственных расходов на обеспечение экономической и военной безопасности страны, на содержание правоохранительных органов и т.п.

Анализ мировых тенденций развития государственных расходов показывает, что наиболее быстрыми темпами растут трансфертные расходы. Отстают от них в своей динамике трансформационные расходы, причем стагнацию — вплоть до прямого сокращения — обнаруживают в их числе государственные инвестиции.

Учитывая, что в этот период в большинстве указанных стран не происходил рост частных инвестиций, падение доли инвестиций государственных в валовом внутреннем продукте означает подрыв материально-технической базы для будущего поколения. Проведенный Национальным институтом экономики и социальных исследований в Великобритании анализ показал, что значительная часть сокращения в последние годы дефицита государственного бюджета в данной стране была обусловлена снижением именно чистых инвестиций, а не текущих расходов. Причем английское правительство сокращает не только новые капитальные вложения, но и государственные основные производственные фонды за счет их приватизации. Властям с политической точки зрения выгодно экономить на своих инвестициях с тем, чтобы получить возможность уменьшить налоговые ставки и при этом сократить бюджетный дефицит. Это позволяет завоевать поддержку избирателей и оказаться переизбранными на новый срок.

Распространен и другой, функциональный принцип классификации государственных расходов, при котором они сразу же группируются по целевому назначению. При таком подходе можно выделить две основные статьи расходов. Большая часть бюджетных средств распределяется на всевозможные правительственные программы: оборонную, социальную, инвестиционную и пр. При этом правительственные средства тратятся на выдачу заработной платы государственным служащим, на оплату закупаемых государством товаров и услуг (от вооружений до медикаментов), на выдачу денежных пособий и дотаций различным слоям населения и субсидий предприятиям, на инвестиционные расходы под государственные проекты. Основными статьями заметно возросших в мире за последние десятилетия бюджетных расходов являются социальные статьи: социальные пособия, финансирование образования, здравоохранения и др. На них приходится примерно 40-50% бюджетных расходов развитых рыночных стран. Вторую по значимости статью (примерно 12-15% государственных расходов) составляют затраты на хозяйственные нужды: бюджетные субсидии сельскому хозяйству, инвестиции в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, финансирование государственных программ. Примерно такая же доля госбюджета направляется на вооружение и материальное обеспечение внешней политики. Административно-управленческие расходы по содержанию правительственных органов, полиции, органов юстиции и т.д. включаются в четвертую статью, на которую приходится 5-10%. И, наконец, последнюю статью расходной части государственного бюджета составляют выплаты по государственному долгу -7-8 %.

Функциональный подход к бюджетным расходам дает четкое представление о приоритетах экономической политики государства как сумме индивидуальных предпочтений людей, тех или иных политических партий, находящихся у власти. Так, в период войн и гонки вооружений обычно происходит увеличение доли расходов на оборону. Именно это происходило, например, в СССР и США в период «холодной войны». В странах же Юго-Восточной Азии политики традиционно считают, что система трансфертных платежей — это «наркотик», который подтачивает жизненные силы стран Запада. Даже на уровне обыденного сознания у людей более развито здесь понимание необходимости больше расходовать бюджетных средств на образование и развитие производственной инфраструктуры страны. Не случайно в большинстве стран Восточной Азии в среднем доля затрат на образование в общих государственных расходах более, чем в 3.5 раза выше, чем в западных странах. В среднем расходы на производственную инфраструктуру в Азии в 4 раза больше, чем в остальном мире.

Вторая статья правительственных расходов — выплата процентов по имеющимся долгам. Занимает ли правительство у своих собственных граждан или за рубежом, оно обязано выплачивать проценты по этим займам.

Обозначим сумму расходов на правительственные закупки G, сумму выплат на обслуживание государственного долга — N, государственные трансферты — F. Тогда общие государственные расходы будут равны:

G + N + F

Государственные средства должны использоваться в соответствии с интересами и предпочтениями основной массы налогоплательщиков-избирателей. При этом важно достигать намеченных результатов при возможно более низком уровне затрат, избегая расточительности.

Последнее означает, что в ходе изучения различных вариантов использования государственных средств и выявления оптимального объема правительственных расходов предпочтение должно быть отдано тому, который приносит наибольшую народнохозяйственную пользу. При этом в расчет должны приниматься не только внутренние, но и внешние издержки и выгоды. Исчислить прямые издержки и выгоды, выраженные в доходах, относительно легко. И то и другое может быть оценено в рыночных ценах. Труднее определить внешние издержки и выгоды, которые разделяются на косвенные и неизмеримые. Косвенные внешние издержки могут возникнуть, например, при строительстве электростанции. Загрязнение воздуха в местности, где расположена станция, может вызвать сокращение потока туристов приезжающих в данную местность и, как следствие, снижение доходов местных органов власти. Но, с другой стороны, строительство данного гидротехнического сооружения способно украсить местность, развить водный спорт и принести другую косвенную выгоду. Особенно сложно определить неизмеримые эффекты. Например, совокупную выгоду от строительства больницы так же трудно определить количественно, как и издержки, возникающие при строительстве крупных автострад, ведущих к расчленению ландшафта. Однако и неизмеримые выгоды и издержки также следует учитывать при разработке и реализации программ государственных расходов. В условиях ограниченности бюджетных средств реализации должны подлежать лишь те из программ, соотношение стоимости всех полезных эффектов от которых к стоимости всех издержек оказывается наивысшим.

3.1. Понятие и принципы организации государственных расходов

При возникновении финансовой науки внимание учёных было занято преимущественно процессами формирования доходов. Только во II половине XIX в. появляются так называемые цивильные листы, где отражались расходы на содержание монарха и членов его семьи, расходы на народное образование, пенсии по старости, расходы на развитие народного хозяйства. К концу же XIX в. ситуация изменилась на противоположную – учеными было признано, что в финансовом хозяйстве не доходы, а расходы имеют решающее значение, т. к. частное хозяйство не может тратить больше, чем у него есть доходов.

Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием фондов финансовых ресурсов субъектов экономических отношений в целях финансирования основных затрат расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей.

Специфика общественного назначения государственных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, социальной, управленческой, военной и т. д.

Объём и структура государственных расходов в ВВП зависят от следующих факторов:

  • этапа общественного развития, внешней и внутренней политики государства;
  • уровня благосостояния населения;
  • размера государственного сектора в экономике и др.

Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты различных уровней, а также государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фонды государственных предприятий).

В настоящий период в странах со смешанной экономикой определяющими остаются централизованные государственные расходы, а государственный бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для осуществления государством своих конституционных функций. Таким образом, расходы государственного бюджета уже государственных расходов. Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для их последующего перераспределения и использования в целях государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей её территории.

Основная часть расходов местных бюджетов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством: финансирование муниципального строительства, дорожного хозяйства, общественного транспорта, затрат на просвещение, здравоохранение.

Финансовое звено внебюджетных фондов осуществляет расходы, обусловленные назначением этих фондов. Сюда относятся расходы по социальному обеспечению и социальному страхованию граждан страны, обязательному медицинскому страхованию, занятости населения, проведению различных экономических мероприятий и пр.

Расходы, относящиеся к финансам государственных предприятий, включают два вида затрат – текущие, которые связаны с обеспечением функционирования этих предприятий, и капитальные, т. е. инвестиции, идущие на обновление и расширение основного капитала. В составе текущих расходов основное место занимает заработная плата, а также затраты по различным элементам, обеспечивающим производство продукции или предоставление услуг. Среди инвестиций наиболее крупные расходы относятся к пополнению парка оборудования, строительно-монтажным работам. Расходы государственных предприятий подчинены задаче обеспечения воспроизводства общественного капитала, стимулирования получения монополиями высоких прибылей.

Расходы государства осуществляются либо финансированием, либо путём предоставления ссуд и кредитов.

Основной способ осуществления государственных расходов — это финансирование, т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Составной частью финансирования является бюджетное финансирование, т. е. выделение денежных средств из бюджета соответствующего уровня. Безвозмездность и безвозвратность финансирования отличают его от кредитования.

Финансирование осуществляется в различных формах, зависящих от субъекта, которому предназначаются государственные средства. Формы и методы финансирования государственных расходов определяются сущностью производственных отношений, экономической природой и функциями государства.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на определённых принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся: целевое направление средств, безвозвратность расходования государственных ресурсов, бесплатность, соблюдение режима экономии, контроль за их использованием.

Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой – заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т. п.

Государство устанавливает приоритетность тех или иных потребностей, регламентируя порядок их удовлетворения, исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов.

Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, выделяемые на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к итогу использования государственных ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.

Бесплатность означает, что выделение бюджетных средств производится без уплаты государству каких-либо доходов в виде процентов или других видов оплаты ассигнований.

Принцип соблюдения режима экономии может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

Контроль направлен на борьбу с бесхозяйственностью и расточительством, на соблюдение законности и требований финансовой дисциплины при расходовании средств.

3.2. Виды государственных расходов

Государственные расходы могут классифицироваться по различным признакам. Дадим характеристику основных видов госрасходов (рис. 1).

Риc. 1. Классификация государственных расходов

В отношении экономических результатов государственные расходы делятся на производительные и непроизводительные. Производительные – это те расходы, которые или увеличивают преимущественное достояние государства или укрепляют экономические основы частного хозяйства. Непроизводительные расходы – это те, которые не дают ни одного из этих результатов, но не являются бесполезными.

По характеру потребностей расходы делятся на обыкновенные и чрезвычайные. Обыкновенные – отвечают постоянным потребностям государства и возобновляются с каждым финансовым годом. Чрезвычайные – обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. Обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и пр.), а чрезвычайные – посредством чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или заключение займа).

В самом общем виде расходы государства могут быть разделены на две большие группы:

  • расходы, обусловленные внутренними проблемами;
  • расходы, связанные с внешними функциями государства.

Основную часть расходов составляет первая группа. Лишь в случае войны или внешнеэкономической экспансии доля второй группы может возрасти.

По целевому назначению расходы государства подразделяются на три группы: текущие расходы (бюджет текущего потребления), капитальные (бюджет развития) и расходы, связанные с образованием и обслуживанием страховых и резервных фондов. Каждая группа расходов утверждается отдельно.

Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, услуг народному хозяйству, выплату процентов по государственному долгу – внутреннему и внешнему, бюджетные ссуды на текущие нужды и др.

Капитальные расходы включают в себя затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

По общественному назначению расходы государства могут быть поделены на следующие группы:

  1. Расходы на социальные цели.
  2. Внешнеэкономические расходы.
  3. Экономические расходы, или расходы по вмешательству в экономику.
  4. Расходы на оборону страны, военные расходы.
  5. Расходы на управление.
  6. Расходы по обслуживанию государственного долга.

Кратко рассмотрим каждую из них.

Расходы на социальные цели. Бюджетные ресурсы направляются не только на финансирование сферы материального производства, но также в непроизводственную сферу: образование, здравоохранение, культуру и т. д. Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного назначения осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру. Удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании. Повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, т. к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа. Расходы на социальные нужды – это самый крупный вид расходов. К таким расходам относятся расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Социальное обеспечение охватывает и неработающих и не могущих работать постоянно или временно по состоянию здоровья. Основная часть расходов социального характера финансируется за счёт бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению и совершенствованию социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения. Расходы имеют тенденцию к постоянному росту в виду развития научно-технического прогресса и роста роли профсоюзов. За счёт социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. п.

Экономические расходы – имеют важное народно-хозяйственное значение: они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, мелиорацию), которые требуют огромных капиталовложений, поскольку низко рентабельны; финансирование новых прогрессивных отраслей, таких как атомная, космическая и т. д.; финансирование убыточных отраслей – угольно-добывающих, сельского хозяйства, научно-исследовательских работ, особенно фундаментальных исследований, требующих крупного сосредоточения финансов.

Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходам. В их состав всегда включаются такие основные группы расходов: на содержание личного состава, вооружение, материально-техническое оснащение; на строительство военных объектов, на военные исследования и разработки; на пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей; на подготовку кадров; на создание запасов и ресурсов на случай войны и др. Это – прямые военные расходы. Существуют косвенные военные расходы, т. е. расходы на ликвидацию последствий войны и милитаризации, пенсии и пособия участникам войны, на восстановление разрушенного хозяйства, затраты на перевод экономики на мирные рельсы. Скрытые военные расходы включают в себя исследовательские расходы, расходы на подготовку к мобилизационным мероприятиям, по подготовке населения на случай ведения войны. При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводительный характер. Лишь часть затрат, а именно затраты на военные исследования и разработки, могут косвенно принести экономический эффект. Доходы государства, получаемые от реализации третьим странам военной техники и технологий, не сокращают военных расходов, поскольку предприятия, производящие вооружение, как правило, не относятся к военному ведомству, однако составляют значительную часть доходов бюджета.

Расходы на управление – сюда входят расходы на содержание законодательных органов, правительства, местных органов власти и управления, милиции, органов судопроизводства и прокуратуры.

Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это – прямые субсидии компаниям из бюджета (субсидируют некоторые виды товаров, в частности, имеющих важное значение для военно-промышленного комплекса), освобождение экспортёров от налогов, предоставление кредита экспортёру или импортёру на льготных условиях, страхование экспорта и т. п. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.

Среди расходов федерального бюджета России особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Данный вид затрат зачастую включается в состав внешнеэкономических расходов. Государственный долг возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита. Его появление связано с превышением бюджетных расходов над его доходами, т. е. государство становится заёмщиком финансовых средств или у населения, банков и предприятий, и в этом случае возникает внутренний государственный долг, или у другого государства или международных финансовых организаций, когда возникает внешний государственный долг. Формами привлечения заёмных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.).

Государственные расходы по признаку участия в общественном воспроизводстве подразделяются на средства государства, направляемые на финансирование материального производства и непроизводственной сферы. Такое разграничение в направлении средств характеризует совокупную роль государства в регулировании экономического и социального развития общества.

По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т. д. В непроизводственной сфере выделяются расходы на социально-культурные мероприятия:

  • образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальное страхование, науку, искусство, культуру;
  • военные расходы и расходы на содержание органов государственной власти и управления.

Расходы гос-го бюджета.

Расходы бюджета- денежные ср-ва, направленные на финансовое обеспечение задач и функций гос-ва и местного самоуправления. Эти затраты, выражают экономические отношения, возникающие на основе которых происходит процесс использования ср-в централизованного фонда ден-ых ср-в гос-ва по различным направлениям.

Гос-ые расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием фондов фин-ых ресурсов субъектов экономических отношений в целях финансирования затрат расширенного воспроизводства и удовлетворения др. общественных потребностей.

Расходы фед-го бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Специфика общественного назначения гос-ых расходов состоит в обеспечении финансирования гос-ой дея-ти; т.е. выполнении экономической, социальной, управленческой, военной и др. функций гос-ва. Объем и структура гос-ых расходов в ВВП зависит от многих факторов: этапа общественного развития, внешней и внутренней политики гос-ва, уровня благосостояния населения, размера гос-го сектора в экономике и др.

Гос-во выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия, организации, учреждения. Гос-ые расходы осуществляются из различных фондов как централизованных (бюджетов различных уровней, а также гос-ых внебюджетных фондов), так и децентрализованных (фондов гос-ых предприятий).

Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для осуществления гос-ом своих конституционных функций. Таким образом, расходы гос-го бюджета уже гос-ые расходы. Через гос-ый бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей гос-го регулирования экономического развития страны и реализации соц-ой политики на всей ее территории.

Основная часть расходов местных бюджетов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством: финансирование муниципального строительства, дорожного хозяйства, общественного транспорта, затрат на просвещение, здравоохранение. Финансовое звено специальных (внебюджетных) фондов осуществляет расходы, обусловленные назначением этих фондов. Сюда относят расходы по соц-му обеспечению и соц-му страхованию, осуществлению различных экономических мероприятий и пр.

Расходы бюджетов в зависимости от экономического содержания подразделяются на: 1) капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной дея-ти. Они включают в себя: а) рас-ды на инвестиции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; б) ср-ва, предоставляемые в качестве бюд-ых кредитов на инвес-ые цели юрид. лицам; в) рас-ды, на проведение капитального ремонта и иные рас-ды, связанные с расширением воспроизводства; г) рас-ды, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований; д) др. рас-ды бюджета, вошедшие в капитальные рас-ды в соответствии с экономической классификацией рас-ов бюджетов РФ.

2) текущие рас-ды предназначены для обеспечения текущего функционирования органов гос-ой власти, органов местного самоуправления и бюд-ых учреждений, а также оказания гос-ой поддержке другим бюд-ам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций , субсидий и субвенций. В эту категорию входят и др. рас-ды бюджетов, не включенные в капитальные рас-ды.

Выделяют след формы рас-ов бюджетов 1) ассигнования на содержание бюджетных учреждений;2) оплата по гос-ым (муниципальным) контрактам; 3) трансферты населению; 4) ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на др. уровни власти и на компенсацию дополнительных рас-ов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти; 5) бюджетные кредиты юр. Лицам; 6) субвенции и субсидии юри. и физ. лицам; 7)инвестиции в уставной капиталы юр. Лиц.; 8) бюджетнве ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам др. уровней, внебюджетным фондам; 9) кредиты иностранным гос-ам; 10) ср-ва на обслуживание и погашение долговых обязательств.

Под дотацией понимается Ср-ва, представляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Субвенция ср-ва, предоставляемые на той же основе бюджету др.уровня на осуществления целевых расходов. Субвенция ср-ва предоставляемые бюджету др.уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Осуществляя расходы, гос-во оказывает прямое воздействие на экономику, увеличения или уменьшая общий объем расходов на отдельные сектора экономики.

По характеру потребностей расходы делятся на обыкновенные и чрезвычайные. Обыкновенные расходы отвечают постоянным потребностям гос-ва и возобновляются с каждым финансовым годом. чрезвычайные – обусловлены случайными и изменчивыми потребностями

В самом общем виде расходы гос-ва могут быть разделены на две большие группы; а) расходы, обусловленные внутренними проблемами; б) расходы связанные с внешними функциями гос-ва. Основную часть расходов составляет первая группа. Лишь в случае войны или внешнеэкономической экспансии доля второй группы возрастает.

По целевому назначению расходы гос-ва подразделяются на три группы; текущие расходы (бюджет текущего потребления), накопительные (бюджеты развития), а также расходы, связанные с образованием и обслуживанием страховых и резервных фондов. Каждая группа утверждается отдельно.

Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов гос-ой власти и управления, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных коммунальных услуг, услуг народного хозяйства, выплату процентов по гос-му долгу –внутреннему и внешнему, бюджетные ссуды на текущие нужды др.

Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов гос-ой и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, техническое перевооружение, т.е финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

Гос-ые расходы по признаку участия в общественном воспроизводстве подразделяются на сре-ва гос-ва, направленные на финансирование материального производства и непроизводственной сферы.

По отраслевому признакурасходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хоз-во, строительство, транспорт и т.д. В непроизводственной сфере выделяют расходы на соц-но- культурные мероприятия: образования здравоохранение, соц-ое обеспечение и соц-ое страхование, науку, военные расходы на содержание органов гос-ой власти и управления.

По общественному назначениюрасходы гос-ва могут быть поделены на след. группы: расходы на соц-ые цели; внешнеэкономические расходы; экономические расходы, или расходы на вмешательство в экономику; расходы на оборону страны, или военные расходы; расходы на управление.

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 8; Нарушение авторских прав

Добавить комментарий

Закрыть меню